Научная статья на тему 'Преимущество использования эталонной компетентностной модели специалиста при подборе сотрудников IT-отдела'

Преимущество использования эталонной компетентностной модели специалиста при подборе сотрудников IT-отдела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАЛОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / REFERENCE COMPETENCE MODEL / PROFESSIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCES / PROFESSIONAL AND RELEVANT PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насейкина Илия Фаритовна, Бойчук Алексей Иванович, Деревянкина Наталья Вячеславовна

В статье рассматривается проблема определения соответствия уровня подготовки специалистов в области сетевых информационных технологий требованиям работодателей на рынке IT-услуг. Разработана эталонная модель, позволяющая на основе оценки сформированности определенных профессиональных и общекультурных компетенций предоставить помощь руководителю в подборе специалиста на соответствующую вакантную должность IT-отдела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насейкина Илия Фаритовна, Бойчук Алексей Иванович, Деревянкина Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGE OF USAGE OF THE SPECIALIST REFERENCE COMPETENCE MODEL IN IT-DEPARTMENT EMPLOYEE SELECTION

The problem of determining of the appropriate level of training in the field of network information technology to requirements of employers in the IT-services market is discussed in the article. The reference model is developed, that provides the assistance to a head of a company in the selection of the specialist for the relevant vacancy in IT-department by estimation of the level of person’s professional and general cultural competences.

Текст научной работы на тему «Преимущество использования эталонной компетентностной модели специалиста при подборе сотрудников IT-отдела»

ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТАЛОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ПОДБОРЕ

СОТРУДНИКОВ IT-ОТДЕЛА

Насейкина Лилия Фаритовна

канд. пед. наук, доцент Оренбургского государственного университета, РФ,

г. Оренбург E-mail: LG-77@mail.ru Бойчук Алексей Иванович студент Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург

Деревянкина Наталья Вячеславовна студент Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург

ADVANTAGE OF USAGE OF THE SPECIALIST REFERENCE COMPETENCE MODEL IN IT-DEPARTMENT EMPLOYEE SELECTION

Liliya Naseykina

candidate of Science, Assistant professor of Orenburg State University, Russia

Orenburg Aleksey Boychuk

student of Orenburg State University, Russia Orenburg

Natalia Derevyankina

student of Orenburg State University, Russia Orenburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема определения соответствия уровня подготовки специалистов в области сетевых информационных технологий требованиям работодателей на рынке IT-услуг. Разработана эталонная модель, позволяющая на основе оценки сформированности определенных профессиональных и общекультурных компетенций предоставить помощь руководителю в подборе специалиста на соответствующую вакантную должность IT-отдела.

ABSTRACT

The problem of determining of the appropriate level of training in the field of network information technology to requirements of employers in the IT-services market is discussed in the article. The reference model is developed, that provides the assistance to a head of a company in the selection of the specialist for the relevant vacancy in IT-department by estimation of the level of person's professional and general cultural competences.

Ключевые слова: эталонная компетентностная модель; профессиональные и общекультурные компетенции; профессионально-значимые и личностные качества.

Keywords: reference competence model; professional and general cultural competences; professional and relevant personal qualities.

В современном профессиональном сообществе можно с уверенностью сказать, что ни одна организация не может обойтись без использования информационных технологий, в том числе сетевых, а также возможностей вычислительных сетей и телекоммуникаций. Как следствие, специалисты в области сетевых информационных технологий востребованы не только в компаниях, работающих на рынке IT-услуг, но и в организациях практически любой сферы. Современный рынок труда предлагает большое количество конкурентоспособных профессионалов, занимающихся компьютерным оборудованием и программным обеспечением для вычислительной техники — программистов, системных администраторов, сетевых и программных инженеров. В результате высокой конкуренции IT-специалистов на рынке труда руководителям становится сложнее реализовать выбор среди кандидатов на определенную должность в отделе системного администрирования.

В этом контексте стали повышаться требования к уровню подготовки выпускников технических направлений вузов, в том числе и студентов-программистов, обучающихся по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» [2]. В частности, для того чтобы соответствовать требованиям работодателей в IT-сфере, выпускники данного направления должны уметь не только осуществлять разработку программных систем и комплексов, но и быть способными реализовать проектирование вычислительных сетей, настройку сетевого оборудования, то есть быть компетентными в области сетевых информационных технологий.

Основными элементами компетентности в области сетевых информационных технологий являются — профессиональные и

общекультурные компетенции, выявленные на основе анализа требований ФГОС ВПО по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника». Базой формирования этих профессиональных и общекультурных компетенций являются профессионально значимые и личностные качества, которыми необходимо обладать выпускнику, для того чтобы успешно реализоваться в профессиональной деятельности в сфере вычислительных сетей и телекоммуникаций.

Нами было выдвинуто предположение о том, что основными элементами профессиональной компетентности в этой сфере являются следующие профессионально значимые качества выпускников: знания в области сетевых информационных технологий, умения проектировать и конфигурировать вычислительные сети, навыки реализации сетевых протоколов с помощью программных средств (сетевое программирование), опыт самостоятельной профессиональной деятельности, ценностное отношение к будущей профессии.

С целью определения личностных качеств выпускника, необходимых для успешной профессиональной деятельности в области сетевых информационных технологий, нами были изучены пожелания работодателей, а также требования профессионального IT-стандарта (квалификационные требования к специалисту по системному администрированию) [1].

В результате проведенного анализа, нами было выявлено, что таковыми личностными качествами являются системность и гибкость мышления, коммуникабельность, умение работать в команде, стрессоустойчивость, ответственность, креативность, стремление к самообучению и развитию, внимательность, аккуратность, а также усидчивость.

С целью определения профессионального соответствия выпускников направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» требованиям современных работодателей в сфере IT-услуг нами была разработана эталонная компетентностная модель специалиста в области сетевых информационных технологий. В данной модели представлены требования к уровню сформированности профессионально значимых и личностных качеств, которые

необходимы специалисту в области сетевых информационных технологий для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке ^-услуг. Рассмотрим возможности данной модели.

В отделе системного администрирования вакантными должностями могут быть следующие: начальник отдела системного администрирования, ведущий системный администратор, сетевой инженер, инженер службы технической поддержки, оператор эксплуатации сетей доступа. Перечисленные вакансии включают круг обязанностей, которые необходимо выполнять сотруднику согласно его должностной инструкции, определенной профессиональным стандартом [1] (рисунок 1).

- начальник отдела системного администрирования;

- ведущий системный администратор;

- сетевой инженер;

- инженер службы технической поддержки;

- оператор эксплуатации сетей доступа.

Рисунок 1. Эталонная компетентностная модель специалиста в области

сетевых информационных технологий

Согласно разработанной эталонной модели, для выполнения своих обязанностей в соответствии с требованиями вакантной должности сотрудникам отдела системного администрирования необходимо обладать доминирующими профессионально значимыми и личностными качествами на высоком уровне. При этом другие качества могут быть слабо сформированы. Так, у руководителя отдела должны быть сформированы на высоком уровне такие качества, как системность и гибкость мышления, умение работать в

коллективе, в то время как внимательность и аккуратность могут быть и среднего уровня.

Соотнесение уровня сформированности доминирующих качеств претендентов на определенную вакантную должность в отделе системного администрирования с требованиями представленной эталонной компетентностной модели позволит работодателю осуществить выбор наиболее подходящего кандидата.

Следует отметить, что разработанная компетентностная модель специалиста в области сетевых информационных технологий может быть использована не только в профессиональной среде. Ее можно применять в вузе при подготовке студентов. По результатам оценки сформированности профессиональных и общекультурных компетенций студентов преподаватель может скорректировать способы организации учебной и самостоятельной деятельности студентов, способствующие формированию у них необходимых компетенций.

Список литературы:

1. Квалификационные требования (профессиональный стандарт) в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию». [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php (дата обращения — 10.11.2013).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация бакалавр). [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/230100b.pdf (дата обращения — 10.11.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.