Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСТАВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПЕРЕД СУЭЦКИМ КАНАЛОМ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСТАВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПЕРЕД СУЭЦКИМ КАНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северный морской путь / Суэцкий канал / нефть / акватория СМП / правовое регулирование / The Northern Sea Route / the Suez Canal Route / oil / the water area of the NSR / legal regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.Л. Орлова, А.Н. Захаров

В статье рассматриваются два современных логистических маршрута морским путем — Северный морской путь и маршрут через Суэцкий канал. Северный морской путь в настоящее время является самым коротким морским путем между Европейской частью РФ и Дальний Восток . Маршрут через Суэцкий канал указан как самый короткий водный путь между Индийским океаном и Средиземным морем. Статья показывает потенциал, существующие возможности и угрозы каждого из путей. Кроме того, обновленная статистическая информация при условии позволяет оценить актуальность арктических проблем транспортной магистрали и маршрута через Суэцкий канал. В статье проводится анализ Северного морского пути в период нестабильной геополитики, а также приводятся экономические и неэкономические факторы, влияющие на Морской северный путь и бесшлюзовый судоходный канал в Египте. В статье представлен анализ экономических факторов, что позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация привлекает инвестиционные фоны и оказывает денежную поддержку инфраструктура СМП, что, таким образом, способствует диверсификации услуг на СМП и увеличению притоку иностранных судов. Помимо прочего, статья отражает правовую составляющую СМП и Суэцкого канала. Кроме того, в статье представлены результаты исследования, показывающего эффективность Северного морского пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF OIL SUPPLY VIA THE NORTHERN SEA ROUTE OVER THE SUEZ CANAL ROUTE

Тhe article discusses two modern logistics routes by sea — the Northern Sea Route and the route through the Suez Canal. The Northern Sea Route is currently the shortest sea route between the European part of the Russian Federation and the Far East. The route through the Suez Canal is listed as the shortest waterway between the Indian Ocean and the Mediterranean Sea. The article shows the potential, existing opportunities and threats of each of the ways. In addition, the updated statistical information, provided, makes it possible to assess the relevance of the Arctic problems of the transport highway and the route through the Suez Canal. The article analyzes the Northern Sea Route in a period of unstable geopolitics, and also provides economic and non-economic factors affecting the Northern Sea Route and the lockless shipping channel in Egypt. The article presents an analysis of economic factors, which allows us to conclude that the Russian Federation attracts investment backgrounds and provides monetary support for the infrastructure of the NSR, which thus contributes to the diversification of services in the NSR and an increase in the influx of foreign vessels. Among other things, the article reflects the legal component of the NSR and the Suez Canal. In addition, the article presents the results of a study showing the effectiveness of the Northern Sea Route.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСТАВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПЕРЕД СУЭЦКИМ КАНАЛОМ»

УДК 339.9

ОЛ. Орлова,

аспирант,

Всероссийская академия внешней торговли, Москва.

А.Н. Захаров,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли, Москва

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСТАВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

ПЕРЕД СУЭЦКИМ КАНАЛОМ

O.L Orlova,

PhD student,

Russian Foreing Trade Academy, Moscow.

E-mail: orlovaolay15@gmail.com A.N. Zakharov,

Doctor in Economic Sciences, Professor,

Russian Foreing Trade Academy, Moscow E-mail: azakharov@vavt.ru

ADVANTAGES OF OIL SUPPLY VIA THE NORTHERN SEA ROUTE OVER THE SUEZ CANAL ROUTE

Аннотация. В статье рассматриваются два современных логистических маршрута морским путем — Северный морской путь и маршрут через Суэцкий канал. Северный морской путь в настоящее время является самым коротким морским путем между Европейской частью РФ и Дальний Восток . Маршрут через Суэцкий канал указан как самый короткий водный путь между Индийским океаном и Средиземным морем. Статья показывает потенциал, существующие возможности и угрозы каждого из путей. Кроме того, обновленная статистическая информация при условии позволяет оценить актуальность арктических проблем транспортной магистрали и маршрута через Суэцкий канал. В статье проводится анализ Северного морского пути в период нестабильной геополитики, а также приводятся экономические и неэкономические факторы, влияющие на Морской северный путь и бесшлюзовый судоходный канал в Египте. В статье представлен анализ экономических факторов, что позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация привлекает инвестиционные фоны и оказывает денежную поддержку инфраструктура СМП, что, таким образом, способствует диверсификации услуг на СМП и увеличению притоку иностранных судов. Помимо прочего, статья отражает правовую составляющую СМП и Суэцкого канала. Кроме того, в статье представлены результаты исследования, показывающего эффективность Северного морского пути.

Ключевые слова: Северный морской путь, Суэцкий канал, нефть, акватория СМП, правовое регулирование.

Abstract. ^e article discusses two modern logistics routes by sea — the Northern Sea Route and the route through the Suez Canal. The Northern Sea Route is currently the shortest sea route between the European part of the Russian Federation and the Far East. The route through the Suez Canal is listed as the shortest waterway between the Indian Ocean and the Mediterranean Sea. The article shows the potential, existing opportunities and threats of each of the ways. In addition, the updated statistical information, provided, makes it possible to assess the relevance of the Arctic problems of the transport highway and the route through the Suez Canal. The article analyzes the Northern Sea Route in a period of unstable geopolitics, and also provides economic and non-economic factors affecting the Northern Sea Route and the lockless shipping channel in Egypt. The article presents an analysis of economic factors, which allows us to conclude that the Russian Federation attracts investment backgrounds and provides monetary support for the infrastructure of the NSR, which thus contributes to the diversification of services in the NSR and an increase in the influx of foreign vessels. Among other things, the article reflects the legal component of the NSR and the Suez Canal.

In addition, the article presents the results of a study showing the effectiveness of the Northern Sea Route.

Key words: The Northern Sea Route, the Suez Canal Route, oil, the water area of the NSR, legal regulation.

На сегодняшний день нефть представляет собой существенную часть энергоресурсов Земли. Среди преимуществ нефти рассматривают ее тепловую отдачу и легкость использования.

Именно обеспечение безопасности энергоснабжения остается приоритетным направлением национальной стабильности стран. Так, в структуре доходов федерального бюджета и торгового баланса Российской Федерации роль поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов составляет значительную часть: объем экспорта нефти на протяжении 20 лет стабильно превышает внутреннее потребление в три раза. Обеспечение безопасности энергоснабжения является главным приоритетом национальной стабильности и развития. В связи с интенсивным использованием энергоресурсов в России происходит активное недропользование восточных регионов страны. Таким образом, происходит усиление Тихоокеанского направления поставок по сравнению с Атлантическим направлением- строительства магистральной трубопроводной инфраструктуры. Стоит отметить, что расширение санкций со стороны Евросоюза и США при транспортировке сырья и продуктов переработки также воздействует на усиление Тихоокеанского направления со стороны России.

Если обобщаться энергетическую стратегию России по развитию Арктического региона, то здесь причинами также является глобальное потепление, украинской кризис и спад мировых цен на нефть. Обобщая и описывая энергетическую стратегию России в сочетании с украинским кризисом, спадом мировых цен на нефть и глобальным потеплением, возрастает стратегическая ценность Арктического региона.

В мае 2014 года президент РФ Путин В.В. подписал закон «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ», где было подчеркнуто, что Арктика — важнейший стратегический регион для России. По закону российская Арктика — это

часть территории Российской Федерации, в которую входят Республики Коми, Красноярского края, Республики Саха (Якутии), Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, северные муниципальные образования Архангельской области, законодательно признанные территории РФ в Северном Ледовитом океане [7]. Стоит выделить, что, по словам экспертов, доля нефтегазовых запасов в российской Арктике значительно превышает эти ресурсы у других арктических стран. Более 90% добычи природного газа приходится на этот ресурс именно в Арктике. Сегодня Россия входит в тройку стран-лидеров по добычи нефтегазовых ресурсов и занимает второе место [10]. Согласно статистическим данным, добыча нефти России в 2021 году 524 миллион тонн нефти. По данным Минприроды, в настоящее время запасы нефти в Арктике составляют 7,3 миллиарда тонн нефти и 55 триллионов куб. м газа [13]. Один из наиболее выдающихся районов Арктики- Западно-Сибирский нефтегазодобывающий район. На сегодняшний день он представляет собой главного производителя природного газа в мире. Также район имеет значение как важная нефтедобывающая база. Уренгойское месторождение представляет собой крупнейшее в мире газовое месторождение на суше, на которое приходится 6% всех мировых ресурсов природного газа. В данном месторождении можно переработать 260 миллиардов куб. м природного газа в год, более 5000 тонн конденсата, а также 82,5 тыс. тонн нефти. Среди крупнейших нефтегазовых месторождений в Арктике рассматривают также районы Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, ВосточноСибирский и Чукотский. Именно на западе арктического шельфа сосредоточен основной запас ресурсов — 94% от общего объема [11]. И ключевое место здесь занимает Северный морской путь или СМП.

Северный морской путь — это морская магистраль между Атлантическим и Тихим океанами вдоль российского побере-

жья Сибири и Дальнего Востока, пересекающая пять арктических морей: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и Чукотское море. И частично пересекает Берингово море. Более того, СМП является кратчайшем путем по морю, что соединяет Европейскую часть России и Дальний Восток.

Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Плавание по трассам СМП, в том числе в проливах Виль-кицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям» [3].

Ограничивается Северный Морской Путь западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с.ш. и меридианом 168°58'37" з.д. Протяженность главного Северного морского пути, от мыса Желание до мыса Дежнева, составляет 2150 морских миль. Так, расстояние от города Санкт-Петербурга до города Владивостока по СМП составляет более 14 тыс. км. Стоит отметить, что порты Арктики и крупных рек Сибири обслуживаются Северным морским путем, а именно по СМП осуществляет ввоз топлива и других ресурсов в порты [9].

Правовой режим Северного морского пути подчиняется основному международному договору- Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. По Конвенция 1982 г. определяется стратегическое положение Северного морского пути. Вышеупомянутый договор несет ответственность за установление правового режима. Он устанавливает и регулирует стандарты использования океанов и морей мира, а также их ресурсы. Более того, Конвенция 1982 г. является основой для приложения сотрудничество в морском секторе (в том

числе в Арктике). В связи с этим к ней применимы следующие положения Конвенции 1982 г.: статьи 2-33, 55-75 и др. Так, согласно ст. 33 Конвенции 1982 г., в своей прилежащей зоне Российская Федерация может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах своей территории или территориального моря, а также определять уровень ответственности за нарушение закона. Правовое регулирование нахождения судов в акватории СМП рассматривается в ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции 1982 г., согласно которой прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. Особо суровые климатические условия в этих районах и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его [1].

Среди основных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросу СМП выделяют Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» или «Закон Российской Федерации о СМП» (или Федеральный закон № 132-ФЗ). В нем производится раскрытие понятия «акватория Северного морского пути» как водного пространства, прилегающего к северному побережью РФ, охватывающего внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной

береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Ма-точкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар. Важно отметить, что в акватории Северного морского пути порядок прохода судов является разрешительным [2]. Для фасилитации организации и регулирования прохода кораблей в акватории СМП в 2013 году была открыта Администрация Северного морского пути, которая на сегодняшний день продолжает решать данные проблемы.

Коммерческие перевозки в регу-

лируются главным регулирующим органом — Статья 62 Закона Российской Федерации о торговле в торговом море (после внесения изменений из 132-Ф3), в котором концепция «акватории СМП» также была упомянута. КТМ РФ отвечает за регулирование деятельности использования судов для осуществления проводок суден во льду, а также их спасению и защите морской среды и экологии. Размер платы за ледокольную проводку судна в акватории СМП определяется в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях с учетом валовой вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации [5].

Федеральный закон № 132-Ф3 внес изменения и дополнения и в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»: теперь 147-ФЗ отвечает за регулированием деятельности субъектов естественных монополий в сфере ледокольной и ледовой лоцманской проводки судов в акватории СМП [4]. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» после внесенных Федеральным законом № 132-ФЗ дополнений также отвечает за вопрос прохода судов и их деятельности в акватории СМП [8]. К иным документам, регулирующих СМП и его развитие, относят распоряжение от 1 августа 2022 года №2115-р, Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и Комплексный проект раз-

вития Северного морского пути. Проект развития СМП оказывает меры по поддержке навигационного и гидрометеорологического обеспечения судоходства по СМП, отвечает за аварийно-спасательные операции в арктической акватории. Более того, проект направлен на улучшения организации функционала морских портов, модернизации морской техники (в том числе ледоколов) и на решения военной обороны в акватории. Срок реализации программы на сегодняшний день составляет период 2015-2030 гг. [6].

Альтернативой Северного морского пути являются транспортные пути, пролегающие через Суэцкий канал длиной 193,30 километров или 120 миль. Суэцкий канал представляет собой искусственно созданный водный путь на уровне моря. Территориально он располагается в Египте. Путь соединяет Средиземное море с Суэцким заливом, северной ветвью Красного моря. Официально этот бесшлюзовый судоходный канал был открытый в ноябре 1869 года, Суэцкий канал и на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных морских путей в мире для международной логистики. Канал отделяет Азию от африканского континента, что в свою очередь позволяет создать кратчайший путь по морю между Европой и Азией, в особенностями с регионами Индийского океана и западной частью Тихого океана. Стоит отметить, что перевозка грузов через данный канал не является экономически затратным вариантов между Европой и Азией.

Что касается экономических показателей Суэцкого канала, то они являются весомыми для экономики Египта. Ежегодно через канал проходит около 12% мировой торговли, от сырой нефти до зерна и растворимого кофе. Роль Суэцкого канала в экономике Египта велика. Так, канал позволяет осуществлять 12% мировой торговли, что составляет около 5% ВВП Египта. Эксплуатация Суэцкого канала является вторым источником поступлений иностранной валюты. Суэцкий канал помимо логистических услуг мирового грузооборота оказывает услуги военно-морских нужд. Суэцкий канал объединяет Европу, Африку, Азию и Америку.

Суэцкий канал регулируется рядом правовых документов. К их числу относя Египетскую Конвенцию «О Суэцком канале» 1888 года и на законодательстве республики Египет. Кроме того, проход судов по Суэцкому каналу осуществляется с опорой на базу местного законодательства Египта. По всем правовым документам Суэцкий канал является открытым транспортным каналом для любого государства в мирное и военное время для логистических целей [16].

Однако, чтобы увидеть явные преимущества транспортировки нефти через СМП стоит обратиться к сравнительному анализу СМП и Суэцкого канала. СМП по многим параметрам выигрывает у пути через Суэцкий канал.

• В СМП отсутствует угроза пиратства, в отличии от такой угрозы в Красном море.

Так, несколько норвежских компаний обратились к переносу своих торговых маршрутов в сторону от Суэцкого канала в пользу других морских маршрутов. Конечно, в настоящее время военно-морская угроза минимизирована за счет борьбы ряда государств с пиратством и присутствия этих государств в Красном море. Однако полностью проблема не разрешена в связи с чем и по сей день избираются альтернативные маршруты. В случае СМП проблема пиратства не является актуальной.

• Отсутствуют ограничения по габаритам, в отличие от судов, проходящих через Суэцкий канал (перевозчики вынуждены из-за ограничения максимальных габаритов судна перегружать товар с больших сухогрузов на менее крупные суда).

В таком случае наблюдается сокращение суточного количество проводок через канал и невозможность прохождения по каналу судов, чья вместимость превышает максимально допустимые габариты для проплыва через Суэцкий канал, а именно 19 000 ТЕи. Более того, на Суэцком канале возможен запрет на проход в период сильных боков ветров. Что же касается СМП, то здесь отсутствует ограничение по тоннажу судов и погодным условиям. Важно подчеркнуть, что в настоящее время в мировом судостроении есть

тенденция к развитию конструирования судов по перевозке большого объема грузов. Таким образом, плавание таких судов явно будет строиться на подходящем им канале по габаритам, например, по СМП, который не ставит ограничений.

• СМП — более короткий путь, что делает его менее топливозатратным и временизатратным.

Как было отмечено ранее, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути расстояние достигает более 14 тыс. км; это же расстояние судно может преодолеть через Суэцкий канал за более, чем 23 тыс. км. Как правило считается, что любой маршрут по Суэцкому является больше по расстоянию почти в 2 раза в сравнении по СМП. Например, маршрут от Йокогама до порта Роттердама через СМП составляет 7 300 морских миль; при использовании альтернативы через Суэцкий канал — 11 200. Такая разница в милях дает сокращение по времени до 13 дней. Конечно, многое зависит от скорости конкретного судна, сезона и конечной точки маршрута, что может влиять на количество дней маршрута. Весомую роль в цене логистических маршрутов по морю играют цены на мировых рынках энергоносителей. Так, если показатель цены нефти превосходит 130 долл., стоимость топлива для судна становится более денежно затратной. Таким образом, будет более выгодно плавание судна по СМП из-за сокращения длины пути до конечного пункта и экономии топлива в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал. Однако если цена за баррель ниже, ситуация изменяется: выгоден маршрут через Суэцкий канал (2015-2016 гг.).

Ниже расходы на проход и проводку судов.

Касательно СМП, здесь отсутствует плата за транзит кораблей. В отличии от СМП стоимость трафика через Суэцкий канал является высокой, что заставляет перевозчиков искать альтернативы [8].

Что касается преимуществ от использования СМП, то для России они выражаются в денежном эквиваленте в связи со следующем:

1) использование российских атомных ледоколов для возможности круглогодичной навигации;

2) необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ (обслуживается СМП) при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;

3) важность использования гидрографического и гидрометеорологического обеспечения РФ.

Стоит отметить, что план развития СМП утвержден до 2035 года. Планируемые затраты на развитие пути составляют 1,8 трлн рублей из бюджета РФ. При благоприятном прогнозе, к 2035 году грузопоток данного коридора должен достичь показателя в 220 млн тонн, что будет в 6 раз превышать текущий.

Среди ведущих статей плана развития Северного морского пути выделяют следующие 2 пункта:

1) повысить объем грузопотока до 80 млн т/год по СМП к 2024 г.;

2) объем будет формироваться за счет перевозки полезных ископаемых и транзита:

— СПГ на проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» — до 40 млн т/год;

— нефти и газового конденсата — 9,2 млн т/год;

— твердых полезных ископаемых из Норильского региона — 3,2 млн т/год;

— угля Востокугля — 30 млн т/ год на месторождениях Таймыра;

— нефти Нефтегазхолдинга (бенефициар Э. Худайнатов) с Пайях-ского месторождения — 7 млн т/год — ныне проекта Восток ойл Роснефти [6].

Что касается отношения европейских стран к Северному морскому пути, то на сегодняшний день западные компании в большинстве отказываются от использования арктических водных маршрутов. Тем не менее, факт преимуществ для Европы также очевиден:

1) расстояние и расход топлива- плавание судов из Европы в Китай по Северному морскому пути занимает 25 дней и расходует примерно 600 т судового топлива; этот же маршрут судно по Суэцкому каналу способно пересечь за 35 дней и около 900 т топлива;

2) экономия — около 1 млн долларов США за один рейс (стоимость маршрутов по СМП).

Стоит отметить, что в целом Российская нефть поставляется в Европу в основном через трубопроводы «Дружба», БТС и КТК, так как через трубопровод стоимость транспортировки нефти ниже, чем при использовании других способов транспортировки. Стоит ответить, что трубопровод позволяет поставлять товар вне зависимости от климатических и погодных условий. К преимуществам поставки по трубопроводу также относят минимальные потери нефти во время перекачки и возможность перекачивания нефти и нефтепродуктов разных сортов по одному трубопроводу [12].

Так, основные объемы по южному маршруту идут именно в Венгрию. Российские поставки нефти в Венгрию составляют 70%. Однако в связи со сложной полити-ческо-экономической ситуацией поставки российской нефти в Венгрию по трубопроводу «Дружба» могут попасть под санкции, и тогда России придется избирать другой путь для реализации поставок. Проблема Венгрии заключается в том, что у неё есть только трубопроводный доступ к российской нефти, поскольку она не имеет выхода к морю, а поставка посредством железнодорожных составов — чрезвычайно медленно и дорого.

Например, на сегодняшний день, 5 декабря вступило в силу эмбарго Европейского союза (ЕС) на поставки российской нефти, политический блок официально перестал импортировать поставляемый морем энергоресурс [15]. Однако вероятно ситуация, когда запрет коснется трубопроводов вместо транспортировки нефти морем. Если поставка нефти по трубопроводу из России в страну ЕС, не имеющую выхода к морю, прерывается по причинам, не зависящим от этого государства, в виде исключения можно направить туда нефть морским путем [14]. В таком случае, Россия будет вынуждена поставить в Венгрию частично морем, чтобы удешевить процесс поставки нефти.

Таким образом, подводя итоги, стоит еще раз уделить внимание тому, что плавание судов из города Владивостока в Европу через Суэцкий канал занимает больше

месяца. Помимо этого минуса сюда относят угрозу пиратства, затраты на топливо, стоимость рейса. Для того, чтобы выиграть России и другим странам от транспортировки нефти из Европы в Россию, стоит избирать путь по Северному морскому пути, что в свою очередь приведет к сокращению пути и другим временным и денежным выгодам.

Список литературы

1. Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. — 1997. — № 48. — Ст. 5493. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1900747? ysclid=lbz5nxoeqy609661698 (дата обращения: 18.11.2021).

2. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» // Российская Федерация. Законы. — URL: https://www.rg.ru/2012/07/30/more-dok.html (дата обращения: 15.11.2021).

3. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Российская Федерация. Законы. — URL: https://docs.cntd.ru/document/9 01714424?ysclid=lbzr79qen8231723742 (дата обращения: 19.11.2021).

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Российская Федерация. Законы. — URL: https:// www.rg.ru/2012/07/30/more-dok.html (дата обращения: 19.11.2021).

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (с изменениями на 28 июня 2022 года) (редакция, действующая с 1 декабря 2022 года) // URL: https://docs.cntd.ru/docum ent/901732423?ysclid=lbz6tlvg8v715542921 (дата обращения: 10.12.2021).

6. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // URL: https://docs. cntd.ru/document/499093267?ysclid=lbz5g26x gc204839222 (дата обращения: 15.11.2021).

7. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической

зоны Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://docs. cntd.ru/document/499093267?ysclid=lbz5g26x gc204839222 (дата обращения: 15.11.2021).

8. Ерохин В.Л. Северный морской путь и Суэцкий канал: сравнительный анализ экономической эффективности использования торговых маршрутов для Китая // Маркетинг и логистика. — 2018. — № 6 (20). — URL: https://marklog. ru/severnyj-morskoj-put-i-sujeckij-kanal-sravnitelnyj-analiz-jekonomicheskoj-jeffektivnosti-ispolzovanija-torgovyh-marshrutov-dlja-kitaja/?ysclid = lbjv1rle 5d194436327 (дата обращения: 30.11.2021).

9. Тодоров АА. Международный транзитный потенциал северного морского пути: экономический и правовой аспекты // Проблемы национальной стратегии. — 2017. — № 3 (42). — С. 149-171. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29373205&ysclid=lbjv81m8w6084 36382 (дата обращения: 26.11.2021).

10. Добыча нефти в РФ в 2021 году // Интерфакс. — URL: https:// www.interfax.ru/business/ 813696 (дата обращения: 20.11.2021).

11. Нефть и газ // Нефтяники. — URL: http://www. nftn.ru/oilfields/russian_oilfields/jamalo_ neneckij_ao/urengojskoe/7-1-0-149?ysclid =lbz3nb8mkc750138394 (дата обращения: 20.11.2021).

12. Схема поставок российской нефти в Европу // РИА Новости. — URL: https://ria.ru/ 20091228/201994263.html?ysclid=lbjvng 895t550546410 (дата обращения: 15.12.2022).

13. Проект-Арктика // ЦДУ ТЭК. — URL: https:// www.cdu.ru/tek_russia/issue/2022/6/1031/? ysclid=lbz3mj0z4898288638 (дата обращения: 25.11.2021).

14. Транспортировка нефти в России и за рубеж // Dprom.online. — URL: https://dprom. online/oilngas/transportirovka-nefti-v-rossii-i-postavki-za-rubezh/?ysclid = lbjvglbh xm423901160 (дата обращения 10.12.2022).

15. Европа решила постепенно отказаться от российской нефти // Lenta.ru. — URL: https:// lenta.ru/articles/2022/12/06/zapret/?ysclid=lbj vcvyizp665257281 (дата обращения 21.11.2022).

16. Суэцкий канал // Temping.pro. — URL: https:// tempting.pro/chto_takoe_suetskii_kanal_i_ pochemu_on_tak_vagen_dlya_mirovoi_torgovl iask/?ysclid=lbjuvl9amf521004832 (дата обращения 10.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.