Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА ДЛЯ ТАДЖИКИСТАНА'

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА ДЛЯ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
239
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / СУВЕРЕНИТЕТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММЫ / ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРЫ / НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маликов М.Х., Хусаинов А.К.

В данной статье на основе изучения, обобщения и выводов материалов периода независимости Таджикистана рассматривается и обосновываются как теоретического и практического выводов необходимости самоопределения независимости и суверенитета. Это доказано по статье в направлениях национально - государственного, строительства, преодоления кризисных ситуации в политической, экономической и культурных средах, трудностей периода независимости, выхода страны из политического и экономического кризиса Также в статье был сделан краткий анализ стратегические целы Республики Таджикистан - обеспечения энергетической независимости, выход из коммуникационного тупика, продовольственная безопасность и ускоренная индустриализация страны и роли Лидера Нации Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в их обеспечении. В материалах периода независимости Таджикистана доказано преимущество независимости Таджикистана в прогнозировании программировании задач периодом от одной политической системы к другой, при реализации конкретных задач: развитие энергетики, дорожно - коммуникационной системы, решении задач продовольственной, индустриально - аграрного развития, культуры, науки, литературы. По всем отмеченным проблемам достижения республики более чем примечательны. Сдача в эксплуатацию более 20 крупных энергетических, свыше 200 объектов малой энергетики, более 3000км дорог, множество тоннелей и мостов, свыше 3000 различных малых и больших народнохозяйственных объектов. Особый интерес в материалах тридцатилетия Таджикистана отводится материалам выхода молодого независимого Таджикистана на международную арену. Отмечается, что молодой Таджикистан благодаря своей многосторонней дипломатией и политикой «открытых дверей» утвердила свою позицию на мировой арене и уже признан 178 странами мира, с 100 государствами мира постоянно торгово - экономические и дружественные взаимоотношения. Программы Таджикистана по сохранению водных ресурсов, сохранение чистой питьевой воды, окружающей среды и.т.д., реализуются в мировом масштабе. Молодой Таджикистан считается членом ООН, многих международных организаций и сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGES OF INDEPENDENCE AND SOVEREIGNTY FOR TAJIKISTAN

Based on the study, generalization and conclusions of the materials of the period of independence of Tajikistan,in the given article it is considered and substantiated as theoretical and practical conclusions of the need for self-determination of independence and sovereignty. This is proved by the article in the directions of national - state, construction, overcoming crisis situations in the political, economic and cultural environments, difficulties of the period of independence, the country's exit from the political and economic crisis. Also, a brief analysis was made of the strategic goals of the Republic of Tajikistan in the article- ensuring energy independence, breaking the communication deadlock, food security and accelerated industrialization of the country and the role of the Leader of the Nation, President of the Republic of Tajikistan EmomaliRahmon in their provision. The advantage of independence of Tajikistan in predicting the programming of tasks from one political system to another, in the implementation of specific tasksis proved in the materials of the period of independence of Tajikistan: the development of energy, road - communication system, solving problems of food, industrial - agrarian development, culture, science, literature., The achievements of the republic are more than remarkablein all the above-mentioned problems. Have been put into operation more than 20 large energy and over 200 small energy facilities, more than 3000 km of roads, many tunnels and bridges, over 3000 various small and large national economic facilities. Particular interest in the materials of the thirtieth anniversary of Tajikistan is given to the materials of the emergence of a young independent Tajikistan on the international arena. It is noted that young Tajikistan, thanks to its multilateral diplomacy and open door policy, has established its position in the world arena and has already been recognized by 178 countries of the world and have constantly trade, economic and friendly relationswith 100 states of the world. Tajikistan's programs for the conservation of water resources, the preservation of clean drinking water, the environment, etc., are being implemented on a global scale. Young Tajikistan is considered a member of the UN, many international organizations and communities

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА ДЛЯ ТАДЖИКИСТАНА»

About the authors:

Hamza Kamol (Kamolov Hamzakhon Sharifovich) - A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Department of Ancient, Medieval and New History. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, 33 Rudaki Ave. E-mail: hamza_Kamol@mail. ru

Saynakov Saynak Parpishoevich - A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Ancient, Medieval and New History. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, 33 Rudaki Ave. E-mail: saynakov2012@mail.ru; saynak. rushon. saynakov@mail. ru

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА ДЛЯ ТАДЖИКИСТАНА

Маликов М.Х., Хусайнов А.К.,

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Самоопределение, независимость, суверенитет - это три единых термина политической борьбы любого народа, наука за достижение которой, народы мира боролись долгие века и тысячелетия, что относится и таджикскому народу. На самом деле, таджикскому народу надо отдать должное за его независимость и устойчивую борьбу за свободу и независимость. Тридцать лет независимости для Таджикистана оказались самим благополучными и удачными. Ибо, за кратчайший исторический период, объявленный 24-августа 1991 года, Независимость Таджикистана оказалась для Таджикского народа на политическом языке, весьма - необходимом, как воздух.

О причинах выхода республики из состава многонационального социалистического государства написано много, к числу которых следует отнести и тот важный факт, что замедленные темпы экономического развития СССР в 70-80 годах ХХ века оказались далеко не эффективными для дальнейшего ускорения темпов социально - экономического развития Таджикистана, и не оставили выбора таджикскому народу, как идти к независимости.

В конституционном документе, объявленном 9-сентября 1991 года указаны все правовые положения о входе и выходе республики в состав многонационального государства, больше объясняется причинами выхода Таджикистана из состава СССР. Далее, на XVI сессии Верховного Совета республики новый ее председатель Эмомали Рахмон объявил о построении демократического государства в Таджикистане[1, с. 27] а на практике - кратчайший исторический период независимости стал символом суверенитета и подлинного патриотизма, героизма и самоотверженности этого многострадального народа за решение судьбоносных проблем будущего демократического государства.

В данной статье освещаются лишь отдельные вопросы к портрету социально - экономического и культурного развития республики за годы независимости.

Конституционно - правовую основу переходного процесса от одной экономической политики к другой составил отказ таджикского народа от малоэффективной экономической политики советского периода, составляют решения XVI сессии Верховного Совета определенные основания параметров дальнейшего политического и экономического развития на переходный период.

Как известно, ценность любого народа на международной арене определяет её экономический потенциал. В этом плане ещё в огне межтаджикского конфликта новое правительство страны разрабатывало программу восстановления разрушенного хозяйства страны и её дальнейшее возрождение. Появились четыре единых программа: энергетическая, вывод страны из коммуникационной изоляции, продовольственная и программа индустриально - аграрного развития страны.

Тем временем, географические рамки республики, с начала независимости превратились в большую стройплощадку

При этом, старт выполнения задач всех названных программ начался по мере разрешения сложных процессов межтаджикского конфликта, когда страна находилась в сложных условиях политического и экономического кризиса.

Названные программы вывода страны из сложного кризиса заранее были обоснованны конституционным законодательством и миролюбивой внешней политикой. В статье 2 Конституции 1994 года отмечается, что «Таджикистан, осуществляя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе

международных норм» [2, с. 75]. Это означало, что практическое выполнение всех параметров хозяйственного возрождения страны, создается миролюбивая не менее важная народу, достойному независимости, теперь отсутствуют все преграды.

Конституционно были обеспеченны форма и направление построения новой экономической программы. Вот, что написано об этом в статье 12 Конституции, утвержденной 6 ноября 1994 года: «Основы экономики Таджикистана составляют различные формы собственности. Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе, частной» [3, с.75-76]

На базе новых конституционных задач правительство страны, ведущие специалисты отрасли, учёные, умудрённые большим жизненным опытом, приступили к разработке множества законодательных документов, законов, кодексов, новых положений по отраслям производства: энергетики, дорожно - коммуникационной системы для аграрного сектора, индустриально -аграрного развития и, естественно, связанное с развитием образования, науки, культуры[4].

На уровне государственных органов республики была осуществлена большая компания по определению источников финансирования, объектов; их обеспечения финансированием рабочей силой, сырьевым материалом, структурным переустройствам работы государственных органов.

Во всех этих направлениях четко заработали плоды политики «открытых дверей» страны в республику своими деньгами, материалами, финансами пошли десятки и сотни инвесторов, для которых в республике были созданы все правовые положения законности.

Таким образом, заранее законодательно были определены цели, задачи и стратегические направления построения новой рыночной экономики в Таджикистане, новые политические и идеологические направленности действия молодого независимого государства..

Таким образом, выполнены задач общей программы - вывода страны из политического и экономического кризиса началось далеко до подписания общетаджикского мирного соглашения, по мере формирования новой структуры власти в республике.

Как отметил сам президент в своем послании о внутренней и внешней политике 26 января 2021 года: «ещё в 1991 году в стране функционировали всего 350 промышленных предприятий. Только в 2020 году 300 новых предприятий на 6500 рабочих мест. В 2020 году численность промышленных предприятий в стране составляла 2274, по плановым определениям через семь лет их общее число будет доведено до 3500 предприятий или увеличится в 54 раза [5, с. 1] , что свидетельствует о необходимости независимости и его преимуществах таджикскому народу».

Уже в первые годы независимости правительства Эмомали Рахмона главным образом обратили внимание на состояние энергетического хозяйства, безустойчивая работа которой невозможна была без перебойной работы всего народнохозяйственного комплекса, а таджикская оппозиция целенаправленно разрушала почти все объекты народного хозяйства. Например, производство электроэнергии в стране уменьшилось на 2 млрд. кВтч. многие специалисты энергетической отрасли оставили республику.

Уже в годы конфликта новое правительство предприняло экстренные меры по формированию стратегических задач возрождения энергетики в переходный период. «Водный кодекс», Закон республики «Об энергетике», Закон республики «Об энергосбережении», Закон республики «Об охране природы», Закон республики «О недрах», «Концепция по рациональному использованию и охране водных ресурсов республики Таджикистан», «Концепция о развитии отраслей топливно-энергетического комплекса на период 2003-2015гг.» [6, с. 207-208] и т.д. были основополагающими правовыми документами для возрождения и укрепления темпов развития энергетического хозяйства страны.

На самом же деле, в 1992-1994 годах были отремонтированы и введены в строй разрушенные электросети, подстанции и агрегаты, малые электростанции. Параллельно строились и ремонтировались строительство ГЭС Памир, Хорог-1, Сангтуа-1, Сангтуа-2 и, судьбоносной для Таджикистана Рогунской ГЭС, возобновительные работы, которой с 2005 года находятся на особом контроле Главы государства и это не без основания. Ведь сдача в эксплуатацию Рогунской ГЭС удваивает производство электроэнергии в республике; обеспечить стране полную энергетическую независимость. Сдача в эксплуатацию двух агрегатов данного сооружения ежегодно дает в казну страны 1,2 млрд. кВт/ч электроэнергии.

Параллельно начались работы по программным положениям малой энергетики на малых реках и их притоков; строились свыше 273[7, с.104]маломощных гидроэлектростанций, предназначенных для обеспечения электроэнергии в горные населённые пункты, встроена несколько мощных тепловых электростанций, обеспечивающих электроэнергией и теплом промышленные объекты страны и жилищные дома граждан городов.

За это время в стране введено в строй 2000 мВт новых энергетических мощностей; объем производства электроэнергии возрос с 17 млрд. кВт/ч 1991 года до 21 млрд. кВт/ч[8, с. 15-26]. в 2020 году.

Сейчас переоснащаются новым оборудованием на 11,3 млрд. сомони ГЭС Сарбанд, Кайракум, Варзобский каскад; начинается сооружение крупной ГЭС в Рошткалинском районе[9, с.17].

В возрождении энергетического хозяйства республики использованы проектные материалы, финансовая площадь, помощь специалистов, 32 строительные инвестиционные компании, общий расход, который для республики составил - 2,5 млрд. долларов США[10, с.17]. В целом же, за годы Независимости для достижения энергетической независимости страна уже израсходовала свыше 36 млрд. сомони[11, с18].

Итог - сделано самое главное. Полностью возобновилась деятельность энергетического хозяйства страны, намного больше ускорились темпы сооружения энергетических объектов, ликвидирован отставание в производстве электроэнергии; тяжёлый режим электропотребления населением; полностью используются электроэнергия в трудоемких процессах промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, связи, культуре, быту. Появляются реальные возможности вывода Таджикистана на международный энергетической рынок, для чего строятся мощные линии ЛЭП САSА - 1000 и.т.д. Энергетическая программы страны выполняется даже с некоторым опережением и.т.д..

По логической последовательности на второй план выходит вопрос качественного улучшения работы инфраструктурно - коммуникационных объектов страны. В этом плане, в ХХ веке сделано многое, но распад СССР во многом усложнили вопросы дорожных связей между регионами страны и суверенными государствами, которые требовали заново решать многие коммуникационно -правовые вопросы эксплуатации дорог между странами; определенные сложности существовали, именно, в дорожных связях существовали между областями и районами, качественного улучшения требовала система эксплуатации автомобильных дорог страны.

Главная стратегическая задача второй программы состояла: в выводе республики на трансконтинентальную линию связи с другими странами.

Для исторической справедливости отметим, что в 1994 году в республике значительно сократился объем перевозки пассажиров и грузов по дорогам общего пользования, к 1995 году перевозка грузов уменьшилась в 6, 4 раза, пассажиров в 136,7 раза[12, с. 233].

Эти недостатки предстояло ликвидировать за кратчайшее время и здесь весьма эффективно заработали вновь меры внешней политики государства о привлечении иностранных инвесторов на качественное улучшение работы коммуникационной системе страны. В целом же, за годы независимости на указанные цели использовано более 53 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 20,3 млрд. сомони, построено свыше 2200 км. дорог международного значения[13, с. 235].

На создание транзита международных коридоров, только в минувшем году работало 10 инвестиционных компаний на сумму 8 млрд. сомони. В итоге, в годы независимости страны с привлечением не только инвестиций, но и специалистов, техники, оборудования ряда соседних государств построены 354 километровая автомобильная дорога: Душанбе-Бустон-Чанак с улучшенным качеством, дороги Душанбе -Рашт - Джиргитал - граница Киргизистана, Душанбе - Куляб - Хорог - Кульма; Душанбе - Регар; Душанбе -Бохтар; Куляб - Шамсиддин Шохин; Куляб - Муминобад; Курган-Тюбе - Дусти - Нижний Пяндж граница Афганистана и.т.д., построены тоннели «Истикдол» и «Шахристан» соединяющие дороги Душанбе -Худжанд, «Хатлон» и «Озоди» соединяющие дороги Душанбе - Вахдат - Куляб, что во многом способствовало выходу Таджикистана из полной коммуникационной изоляции.

В 2018 году в рамках проекта «Улучшения состояния региональной автотрассы Душанбе - Турсунзаде» была сдана в эксплуатацию эстакада, расположенная в 82-м микрорайоне города Душанбе, а в 2020 году в рамках этого проекта был сдан в эксплуатацию вторая трехуровневая автомобильная эстакада в районе Сино города Душанбе. Проект реализован правительством Таджикистана при финансировании Европейского банка реконструкции и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

В годы независимости были построены у реки Пяндж несколько мостов, соединяющих Таджикистан и Афганистан. Так, например, 3 -ноября 2002 года был построен висячий мост в районе Хорога и афганский город Демогон; 6-июля 2004 года был сдан в эксплуатацию такой же Мост Дружбы в районе Дарваза у села Калаихум длиной 135м.; 26 -августа 2007 года был сдан в эксплуатацию большой мост длиной 672м. Нижний Пяндж - Шерхан - Бандар и.т.д.

Определенное значение для экономического развития имели целевое построение в годы независимости железные дороги Курган-Тюбе - Куляб, Душанбе - Яван - Курган-Тюбе, самостоятельные воздушные пространства открылись по линии Душанбе - Москва, Минск, Украина, Азербайджан, Казахстан, Туркмении, Турции, Индии, ОАЭ, Саудовская Аравия и.т.д. То есть в 2015 году воздушные суда компании «Таджик Эйр»

и «Сомон Эйр» представляли населению авиа услуги по 33 направлениям в 9 стран Ближнего и Дальнего зарубежья[14, с. 160].

В годы независимости дальнейшее социальное благополучие страны, и в первую очередь, её населения, во многом зависело от успешных решений аграрного вопроса, где в первые годы независимости по причине известных политических событий фактически оказались в запущенном состоянии и суверенитет, оказался по вопросам самообеспечения под вопросом. Поэтому, уже по ходу разрешения конфликтных вопросов, новое правительство во главе с Эмомали Рахмоном приняли экстренные меры по возрождению практических работ в аграрном секторе страны.

Для преодоления кризисного состояния и построения рыночной экономики в секторе и самообеспечение страны - населения - продуктами потребления, внесли решительный положительный вклад Указы и решения президента от 9 -октября 1995 года, №342, и от 1-декабря 1997 года, №874 «О внедрении 50 и 25 тысяч гектаров земли для подсобных хозяйств граждан[ 15, с.217].

За последние 15-лет в сельском хозяйстве реализовано 'Л государственных инвестиционных проектов на сумму 3,7 млрд. сомони, а в настоящее время реализуется ещё 9 проектов на сумму 1, 5 млрд. сомони[15].

Реализация задач, указанных проектом не заставили тружеников отрасли сдаться. Уже в ноябре 2008 года в стране было собрано 1 млн. 300 тысяч тонн зерна и, что оказалось, даже неожидаемым результатом[17, с. 309].

Борьба за продовольственное самообеспечение продолжалась. В 2006-2012 годах в аграрный сектор было введено 5 общих законопроектов и 13 отраслевых программ; заработали ещё несколько инвестиционных проектов по улучшению инфраструктуры таджикского села, аграрного сектора, в целом.

В результате намного расширились и улучшились качества посевных площадей. В 2020 году посевные площади по зерновыми составили 427332 гектаров, что по сравнению с 2006 годом больше на 22420 гектаров. Производство зерновых продуктов было доведено до 1,2 млн. тонн, что на 320 тысяч тонн больше, чем в 2006 году[18, с. 111].

В послании Маджлиси Милли президент сообщил приятную новость о преимущественном развитии птицеводства и мясо - молочной продукции. Например, по его словам, в 2020 году численность птицеводческих хозяйств выросла до 181, что на 2,7 раза больше данных 2017 года.

В 2020 году производство мяса птицы, по сравнению с 2017 годом увеличилось 4, 5 раза, производство яйца превысило один миллиард штук[ 19, с. 19].

Рыбные хозяйства страны увеличили производство продукции рыб на 35 раз больше, по сравнению с 2017 года.

Особого внимания освещения и пропаганды заслуживает деятельность тружеников аграрного сектора; с положительной их работы в развитии садоводства.

Через реализацию ряда конституционных указов президента и решения правительства в годы независимости, производство картофеля уже перевалило один миллион тонн. В 2009 году по личной инициативе Главы государства издан Указ «О дополнительных мерах по развитию садоводства и выноградства в 2010-2014гг», [20, с. 310-311] согласно которому, площадь посадки фруктовых и виноградных площадей увеличен на 50 000 гектаров, в результате, в 2020 году общая площадь под сады составила 122009 гектаров, то есть она увеличилась на 112 тыс. гектаров. В 2010 году производство фруктов в стране составило 313 248 тонн и винограда 167 101 тонн, это уже серьезный шаг страны на самообеспечение населения продуктами садоводства и выноградства. Более того, через развитие садоводства, выноградства и озеленения площадей, населённые пункты и города Таджикистана сегодня превращаются в огромный зеленый сад многомиллиардными разноцветными цветами и розами.

Ко всему этому нельзя не отметить вопросы полное восстановление и определенное положительное развитие промышленности, строительства и связи страны в годы независимости.

После полного восстановления функционирования промышленной инфраструктуры страны, в годы независимости ещё удалось сформировать ряд промышленных районов, в том числе, два нефтяных предприятия мощностью переработки в 2 млн. тонн нефти, три цементных завода - мощностью более 3 млн. тонн цемента; текстильные предприятия, мощностью переработки 52 тысяч тонн хлопка - волокном и производство 150 млн. м2 хлопчатобумажной ткани; строительства 3 предприятий химической промышленности переработки цветных металлов, производственной мощностью - 1400 кг., золота; крупного металлургического предприятия мощностью 50 тыс. тонн свинца и ещё одного металлургического предприятия мощностью - 400 тыс. тонн[21, с. 171]. Все это способствовало за последних 9 лет увеличению внутреннего валового производства продукции на 7,5 процентов, общего объема промышленного производства на 13, 4 процента, сельскохозяйственного производства, торгового оборота на 8 процентов, платного обслуживания на 1,6 процента[22, с. 3]. За этот же период общий объем государственного бюджета страны возросло с 12 млрд. до 23 млрд. сомони, денежные прибыли на одного работника 2,4 раза, банковские вклады населения на 2,4 раза и.т.д[22].

Все это определенно ещё раз свидетельствует о реальных положительных достижениях народа Таджикистана за годы независимости, если не считать трудные годы экономического кризиса в начале независимости.

Развитие отраслей экономики и, соответственно, увеличение внутренней валовой продукции стали основой для успешного развития образования, науки, культуры. Правительство суверенного Таджикистана старалось полностью изменить социальную инфраструктуру республики, создать солидный материальный фонд образования, науки и культуры, развитие издания и печати.

Об этом свидетельствуют многочисленные новые базовые конституционно - правовые документы, изданные в годы независимости - кодексы, положения, указы, постановления правительства, речи и выступления Президента Эмомали Рахмона перед работниками системы образования, науки и культуры.

На основе реальных положений, принятых в годы независимости конституционно - правовых документов, полностью обновляется вся учебно - методическая литература, в стране около 3000 новых построенных учебных зданий, только в 2018 году построена 151 школа на 73 тыс. ученических мест[23, с. 26]. В 2019 году было построено 181 школ на 900 млн. сомони, на 54000 ученических мест[24, с.23]. До 30-летия независимости республики будут построены ещё 338 новых школ[24].

Темпы развития подразделений образования в республике в годы независимости говорят о том, что даже в доблестные годы советской власти не наблюдался такой ускоренный темп сооружения и качественного оснащения школьных сетей образования.

Параллельно развивается и высшее образование. При определённом негативном процессе перехода одной системы обучения на другой, неуклонно растет число и материально - техническая база высшей школы. Их количество с 13 1991 года доведено до 39, а ещё 40 тыс. молодёжи Таджикистана обучаются в зарубежных странах. Обучением молодёжи республики занимаются РТСУ, 5 филиалов вузов Российской Федерации, сегодня каждый областной центр имеет по 2-3 высших учебных заведения, на всех ступенях образовательного процесса особое внимание уделяется совершенствованию знания русского и английского языков. Все это свидетельствует о яркой - положительной работе правительства и народа республики по развитию и поэтапному совершенствованию работы системы образования в годы независимости.

Президент страны Эмомали Рахмон неоднократно подчеркивал, что история, литература и культура Таджикского народа, благодаря творениям величайших ученных и литераторов, предков нашей славной нации и их богатому наследию, рассказывающему об отваге и героизме нации, о высокой морали, о жизни и деятелях наших славных предков - арийцев имеет бесценное значение, и поэтому уважение и изучение этих источников и, осознание их сознательной философии является священной задачей каждого гордого жителя этого края.

Правительство страны в годы независимости суверенного развития страны принимало максимум усилий по изучению, разъяснению и творческому развитию всех бесценных заслуг предков таджиков. Были реально использованы любые возможности по развитию культуры, национальных традиций, языка, нравственных ценностей, религии всех народов республики, защите памятников истории, культуры, архитектуры, литературы и искусства, изучения русского и английского языков, практически оказало весомое влияние на развитие культурной жизни таджикского народа.

Благодарный Таджикский народ отдает должное мудрости и творениям своих предков в годы независимости. На практике возродили далёкие таджикские праздники - Навруз, Шашмаком, Фалак, Мехргон, Садда, Тиргон, и они превратились в ежегодные народные праздники. Отмечены юбилейные даты - 1100 летия государства Саманидов, юбилейные даты археологических памятников - Хулбука, Саразма, выдающихся деятелей науки, литературы - Абу-Али -ибн - Сино, Абуабдулло Рудаки, Абдулкосима Фирдоуси, Камола Худжанди, Садриддина Айни, Мирз Турсун-заде, Бободжона Гафурова и др.

На плодотворную работу культуры служать многие заново построенные и реставрирование учреждения культуры, среди которых 17 профециональных театров, 5 концертных учреждений, 96 образовательных учреждений, 1355 библиотек, 327 дворцов и домов культуры, 430 клубов, 56 мобильных клубов, 14 культурно - развлекательных центров, 7 народных филармоний, 46 культурно - развлекательных парков, 22 народных театров, 51 музеев, 11 домов - музеев, 23 ансамбля песни и танцев, 15 ансамблей «Шашмакома», 7 ансамблей «Фалак», 7 эстрадных ансамблей, 10 фольклорно - этнографических ансамблей, 11 танцевальный ансамблей, по одному ансамблю, литературно - художественных, музыкантов на дойре. В республике появились крупные национальные библиотеки, музей. Всего в комплекс входят 21396 наименованный культурных учреждения[25, с. 260].

Как отметил президент на своей последней инаугурации: «Мы объявили культуру основой науки, в ближайшие семь лет будут приниматься конкретные практические меры для развития духовности общества государственного языка, культуры искусства и музыки, кино и театра, сохранения исторических памятников и повышения интереса народа к искусству и красоте, а также создание условий для развития молодых талантов в стране[26].

В целях дальнейшего социально - экономического развития страны, обеспечения населения производительной занятостью и повышения экономической активности населения, сам президент

объявил 2019-2021 годы «Годами развития села, туризма и народных ремесел» а также периодом подготовки достойного празднования 30-летия государственной независимости.

В рамках выполнения вышеупомянутых инициатив главы государства до сентября 2021 года будет сдано в эксплуатацию свыше 25 тыс. новых социально - производственных и туристических объектов, которые станут основанием для создании десятков тысяч рабочих мест.

Осознавая свою ответственность на новый семилетний срок президент ответственно заявил, что за новый срок его президентства страна достигнет полной энергетической независимости и окончательного вывода из коммуникационной изоляции, мы примем все меры для достижения четвёртой стратегической цели - ускоренной индустриализации, акцентируя внимание на развитие горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, машиностроения, лёгкой промышленности, продовольствия и фармацевтики, для увеличения переработки сырья и увеличения объема производства и, прежде всего, конкурентоспособных импортозамещающих товаров, заявил президент во время инаугурации.

Все это свидетельствует о серьезных шагах, проделанных республикой в социально -экономическом и культурном развитии страны в годы независимости.

В начале 1992 года независимый Таджикистан был признан новым членом мирового сообщества. Он стал полноправным членом ООН, членом ряда её мировых и региональных - государственных и общественно политических организаций.

С того времени по настоящее статус независимого, суверенного Таджикского государства подтвердили 178 государств мира, более 100 стран мира ведут с Таджикистаном торгово -экономические, культурные отношения. В 40 странах мира полноправно функционируют посольские и консульские службы.

Впервые, после выступления с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1993 года главы Таджикского государства Эмомали Рахмон, авторитет Таджикистана в мировом сообществе еще больше выросла. Он стал членом СНГ, ОДКБ, ЮНЕСКО, Всемирного банка, Всемирного здравоохранения, Азиатского банка развития, Исламского банка, Всемирной экологической организации, спасения Арала и др.

После успешного разрешения межтаджикского конфликта, миротворческий опыт Таджикистана был признан весьма полезным для практики мирового сообщества, Таджикистан был признан как солидное опытное государство выступающее с предложениями по отдельным межгосударственным и мировым проблемам.

В этом плане особый интерес вызывает опять Таджикистан по другой важной проблеме -сохранению и умножению водно - энергетических ресурсов и экологии окружающей среды. Обладая самым мощным водно - энергетическим ресурсом в регионе, Таджикистан предлагает всем странам региона к совместному обогащению водно - энергетических ресурсов и совместному её использованию, особенности сохранения чистой питьевой воды. Мировое сообщество подержало и реализацию задач двух программ по водным проблемам Центральной Азии 2018 по 2028 годы.

Правительство страны, именно президент Эмомали Рахмон, как основатель данной проблемы постоянно контролирует выполнение задач программы. Создан отдельный институт в составе АН республики, который постоянно изучает и анализирует состояние водных ресурсов страны, ледников.

3-марта 2021 года состоялась видеоконференция на высоком уровне президентов, где Эмомали Рахмон ещё раз сообщил президентам об уровне состояния водно - энергетических ресурсов региона, Таджикистана в частности, где выразил большое беспокойство правительства Таджикистана в массовом исчезновении ледников и уменьшении водных ресурсов региона.

О постоянном повышении международного авторитета Таджикистана говорит и тот факт, что в 2021 году Душанбе объявлен годом центра культуры стран СНГ, где будут проходить различные мероприятия международного культурного уровня, научные конференции, симпозиумы, выставки, фестивали.

При анализе реальных документов и материалов, опубликованных компетентными органами, отдельных статей, опубликованных в печати материалы, мы пришли к следующим выводам:

1. Необходимо отдать должное многострадальному таджикскому народу, в том, что несмотря, порою непомерного давления своих внутренних и внешних врагов, он не растерялся в сломанных зигзагах истории, как отдельный народ постоянно держал инстинкт самосохранения, уверенную борьбу за победу и.т.д., сохранили статус таджикского народа, не раз привели его к большим победам, и социально - экономическим достижениям.

2. ХХ век привёл таджиков к большому историческому и политическому прогрессу. Второй раз в своей истории таджики получили свою государственность, народовластие, получили статус отдельной нации, достигли определённых высот экономики, образования, науки, культуры. Явно не получилось стремления

пантюркистов, загнав ещё 740 000 таджиков на явный смерть в труднодоступные районы Восточной Бухары и Памира.

3. ХХ1 век привёл таджикский народ к самоопределению, независимости, государственному суверенитету. За 30 лет молодой Таджикистан достиг определённого уровня построения новой государственности, определил программы своего политического и экономического развития, как независимое государство вышел на уровень международного признания, а 30 летние социально - экономическое и культурное развитие республики подтвержденное верности избранного пути таджикским народом.

4. Постоянное развитие и совершенствование программа начертаний и безошибочное применение этих приоритетов, с реальным освоением неисчерпаемых водно - энергетических, сырьевых ресурсов, ценнейших горных пород эффективной, дальновидной внешней политики в ближайшее время, может поднять молодое таджикское государство до уровня самых развитых демократических государств мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шарифзода А. Таджикистан - 25. - Душанбе, 2013. - С. 27.

2. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2016. - С.75.

3. Законе Республики Таджикистан «Об энергетике» и другие документы относящие к деятельности Министерство энергетики РТ. - Душанбе, 2000 г.; Законы и правовые нормативные акты в области энергетики. - Душанбе, 2013. Бунёди давлатдории навин. Ислохоти иктисодй ва гузаштан ба муносибатхои бозорй. - Душанбе, 2002.

4. Послание Президента Республики Таджикистана «О внутренней и внешней политики РТ от 26 -января 2021 г.». - С.1

5. Маликов М.Х. Энергетическая независимость Тажикистана: история, проблемы и перспективы. - Душанбе, 2013. - С. 207-208.

6. Таджикистан - 25. -С. 104

7. Послание Президента Республики Таджикистана «О внутренней и внешней политики РТ от 26 -января 2021 г.». -Душанбе, 2021. - С. 15-16

8. Послание Президента Республики Таджикистана «О внутренней и внешней политики РТ от 26 -января 2021 г.». -Душанбе, 2021. - С. 17

9. Послание Президента Республики Таджикистана «О внутренней и внешней политики РТ от 26 -января 2021 г.». -Душанбе, 2021. - С. 17

10. Послание Президента Республики Таджикистана «О внутренней и внешней политики РТ от 26 -января 2021 г.». -Душанбе, 2021. - С. 18

11. Шарифзода А. Крсими З. Фархундапай. - Душанбе, 2014. - С. 233

12. Таджикистан -25. - С. 160

13. 25-Таджикистан. - С. 217.

14. Фархундапай. - С. 309

15. Фархундапай - С. 311

16. Послание Президента Республики Таджикистана «О внутренней и внешней политики РТ от 26 -января 2021 г.». -Душанбе, 2021. - С. 19

17. Фархундапай. - С. 310-311

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. 25лет - Таджикистан. - С. 171

19. Паёми Президента Чумхурии Точикистон дар бораи самтхои асосии сиёсати дохилй ва хоричии чумхурй. - Душанбе, 2019. - С. 3

20. Паёми Президента Чумхурии Точикистон дар бораи самтхои асосии сиёсати дохилй ва хоричии чумхурй. - Душанбе,

2018. - С. 26

21. Паёми Президента Чумхурии Точикистон дар бораи самтхои асосии сиёсати дохилй ва хоричии чумхурй. - Душанбе,

2019. - С. 23

22. 25-лет Таджикистан. - С. 260

23. Народная газета. 4-ноября 2020гг.

24. Народная газета. 4-ноября 2020гг.

25. Народная газета. 4-ноября 2020гг.

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА ДЛЯ ТАДЖИКИСТАНА

В данной статье на основе изучения, обобщения и выводов материалов периода независимости Таджикистана рассматривается и обосновываются как теоретического и практического выводов необходимости самоопределения независимости и суверенитета. Это доказано по статье в направлениях национально - государственного, строительства, преодоления кризисных ситуации в политической, экономической и культурных средах, трудностей периода независимости, выхода страны из политического и экономического кризиса

Также в статье был сделан краткий анализ стратегические целы Республики Таджикистан -обеспечения энергетической независимости, выход из коммуникационного тупика,

продовольственная безопасность и ускоренная индустриализация страны и роли Лидера Нации Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в их обеспечении.

В материалах периода независимости Таджикистана доказано преимущество независимости Таджикистана в прогнозировании программировании задач периодом от одной политической системы к другой, при реализации конкретных задач: развитие энергетики, дорожно -коммуникационной системы, решении задач продовольственной, индустриально - аграрного развития, культуры, науки, литературы. По всем отмеченным проблемам достижения республики более чем примечательны.

Сдача в эксплуатацию более 20 крупных энергетических, свыше 200 объектов малой энергетики, более 3000км дорог, множество тоннелей и мостов, свыше 3000 различных малых и больших народнохозяйственных объектов.

Особый интерес в материалах тридцатилетия Таджикистана отводится материалам выхода молодого независимого Таджикистана на международную арену. Отмечается, что молодой Таджикистан благодаря своей многосторонней дипломатией и политикой «открытых дверей» утвердила свою позицию на мировой арене и уже признан 178 странами мира, с 100 государствами мира постоянно торгово - экономические и дружественные взаимоотношения.

Программы Таджикистана по сохранению водных ресурсов, сохранение чистой питьевой воды, окружающей среды и.т.д., реализуются в мировом масштабе. Молодой Таджикистан считается членом ООН, многих международных организаций и сообществ.

Ключевые слова: Таджикистан, суверенитет, независимость, самоопределения, энергетика, коммуникация, продовольствия, индустриализация, программы, политика, приоритет, сотрудничество, внешняя политика, международные организации, формирование, социально -экономического развития, культуры, народы.

THE ADVANTAGES OF INDEPENDENCE AND SOVEREIGNTY FOR TAJIKISTAN

Based on the study, generalization and conclusions of the materials of the period of independence of Tajikistan,in the given article it is considered and substantiated as theoretical and practical conclusions of the need for self-determination of independence and sovereignty. This is proved by the article in the directions of national - state, construction, overcoming crisis situations in the political, economic and cultural environments, difficulties of the period of independence, the country's exit from the political and economic crisis.

Also, a brief analysis was made of the strategic goals of the Republic of Tajikistan in the article- ensuring energy independence, breaking the communication deadlock, food security and accelerated industrialization of the country and the role of the Leader of the Nation, President of the Republic of Tajikistan EmomaliRahmon in their provision.

The advantage of independence of Tajikistan in predicting the programming of tasks from one political system to another, in the implementation of specific tasksis proved in the materials of the period of independence of Tajikistan: the development of energy, road - communication system, solving problems of food, industrial - agrarian development, culture, science, literature., The achievements of the republic are more than remarkablein all the above-mentionedproblems.

Have been put into operation more than 20 large energy and over 200 small energy facilities, more than 3000 km ofroads, many tunnels and bridges, over 3000 various small and large national economic facilities.

Particular interest in the materials of the thirtieth anniversary of Tajikistan is given to the materials of the emergence of a young independent Tajikistan on the international arena. It is noted that young Tajikistan, thanks to its multilateral diplomacy and open door policy, has established its position in the world arena and has already been recognized by 178 countries of the world and have constantly trade, economic andfriendly relationswith 100 states of the world.

Tajikistan's programs for the conservation of water resources, the preservation of clean drinking water, the environment, etc., are being implemented on a global scale. Young Tajikistan is considered a member of the UN, many international organizations and communities.

Key words: Tajikistan, sovereignty, independence, self-determination, energy, communication, food, industrialization, programs, policy, priority, cooperation, foreign policy, international

Сведения об авторах:

Маликов М.Х., профессор кафедры история таджкского народа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, E-mail: ahmad0401@mail.ru

Хусаинов А.К., профессор, декан исторического факультета Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, E-mail: ahmad0401@mail.ru About authors:

Malikov M.Kh., Professor of the Department of History of the Tajik People, Tajik State Pedagogical University namedafter Sadriddin Aini, E-mail: ahmad0401@mail.ru Khusainov A.K., Professor, Dean of the Faculty of History of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, E-mail: ahmad0401@mail.ru

САРАЗМ - ДРЕВНИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ТАДЖИКСКОГО НАРОДА

РустамоваГ. Р., Одинаев А. Н., ХоркашевИ.С.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни Институт предпринимательства и сервиса

Саразм считается древнейшим поселением, датируемый IV-II тысячелетие до нашей эры, расположенный на левом берегу реки Зеравшан, в 15 километрах от районного центра Пенджикент. Он является первым в Таджикистане историческим памятником, занесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большую культурную и историческую ценность представляют достаточно хорошо сохранившиеся культовые и дворцовые сооружения, а также жилые и общественные строения [1].

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 21 сентября 2001 года (под № 391) памятник Саразм как Центр формирования сельскохозяйственной культуры и творчества таджиков был объявлен историко-археологическим заповедником «Саразм». Стараниями археологов А. Раззокова, Р. Массова, Р. Безенваль, А.-П. Франкфорта и др. в 2010 году была обоснована и представлена номинация включения памятника Саразм как «центра формирования древнеземледельческой культуры таджикского народа» в список перечня объектов со всемирным значением в организации ЮНЕСКО. По значению название «Саразм» происходит от таджикского словосочетания «сари замин» («начало земли»).

Правительство Республики Таджикистан 2 мая 2019 года утвердило постановление о праздновании 5500-летия древнего Саразма. В нем поручается провести празднование города Саразма как центра формирования культуры земледелия, ремесел и градостроительства таджиков 12 сентября 2020 года в городе Пенджикент. Необходимо отметить, что заслуги Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в плане охраны и благоустройства археологических памятников страны, особенно древнего городка Саразм в Пенджикенте и их представление мировому сообществу очень весомы. «Исторические источники, - отметил Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на встрече с интеллигенцией республики 19 марта 2018 года, - свидетельствуют, что находки древней культуры таджикского народа относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, первые города и первые наши исторические государства возникли на этой земле, лучшим образцом которых является древний городок Саразм».

Исторический памятник Саразм был открыт осенью 1976 года археологом - ученым Абдуллоджоном Исхоковым, на основе находки жителя селения Авазали Джамоата Чимкурган (ныне Саразм) Пенджикентского района Ашурали Тайлонова. Ашурали Тайлонов в 1972 году во время постройки жилого дома нашел топор, который четыре года сохранил у себя дома. В 1976 году Тайлонов показывает найденного топора археологу А. Исхокову, который в то время он проводил раскопки в городе Пенджикент и с того времени начинается изучение и исследование древнего Саразма. Первооткрыватель Саразма А. Исхоков в научной статье «Саразм - начало цивилизации таджикского народа» информировал об истории, жизни, появление ремесла и мастерства, традиции и обычаев, культуры, муниципалитет и градостроительства жителей этой местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.