Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подкаст / международный опыт / аудирование / навыки говорения / мотивация / podcast / international experience / listening skills / speaking skills / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.С. Доценко

Компьютерные технологии внесли значительный вклад в процесс обучения иностранным языкам. Будучи интерактивным средством обучения, они используются для поддержки учебного процесса, в частности для развития аудирования и разговорных навыков. Применение такой технологии, как подкастинг, является незаменимым помощником современного педагога, позволяет преподавателям предъявлять учебный материал на иностранном языке в более динамичной форме и стимулировать обучение за пределами класса. Изучив научные работы зарубежных исследователей, авторы анализируют преимущества подкастов в обучении иностранному языку, чтобы определить влияние на языковые навыки обучающихся и их отношение к учебе. В ходе исследования было выявлено, что подкасты в значительной степени способствуют развитию навыков говорения и аудирования, улучшают произношение и способствуют пополнению лексического запаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF USING PODCAST IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Computer technology has made a significant contribution to the language learning process. As an interactive teaching tool, podcasts are used to support the learning process, in particular for the development of listening and speaking skills. The use of such technology as podcasting is an indispensable aid to the modern teacher, which allows teachers to present educational material in a foreign language in a more dynamic form and stimulate learning outside the classroom. The author, exploring international experience, analyzes the benefits of this technology in teaching a foreign language in order to determine the impact of podcasting on students’ language skills and attitudes toward learning. The study shows that podcasts significantly promote speaking and listening skills, improve pronunciation, and contribute to vocabulary acquisition.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Библиографический список

1. Инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций). Профессиональный стандарт, утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 16 ноября 2020 г № 785н.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Эйдос. Интернет-журнал. 2005.

3. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании. Педагогическое мастерство: материалы II Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2012. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Боцманова Н.В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014: 283-286. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/145/6797/

6. Пономарева О.С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций. Молодой ученый. 2016; № 4: 481-483.

7. Пономарева О.С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития. Педагогика высшей школы. 2016; № 2 (5).

References

1. Inzhener-proektirovschik v oblasti svyazi (telekommunikacij). Professional'nyj standart, utverzhden Ministerstvom truda i social'noj zaschity RF 16 noyabrya 2020 g. № 785n.

2. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. 'Ejdos. Internet-zhurnal. 2005.

3. Medinceva I.P. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2012. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/

4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

5. Bocmanova N.V. Razvitie professional'noj kompetentnosti v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Zanevskaya ploschad', 2014: 283-286. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6797/

6. Ponomareva O.S. Menedzhment organizacii: k voprosu formirovaniya klyuchevyh kompetencij. Molodoj uchenyj. 2016; № 4: 481-483.

7. Ponomareva O.S. Razvitie professional'nyh kompetencij studentov vuza v ramkah koncepcii ustojchivogo razvitiya. Pedagogika vysshej shkoly. 2016; № 2 (5).

Статья поступила в редакцию 25.01.23

УДК 378

Dotsenko N.S., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ndotsenko78@mail.ru

ADVANTAGES OF USING PODCAST IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES. Computer technology has made a significant contribution to the language learning process. As an interactive teaching tool, podcasts are used to support the learning process, in particular for the development of listening and speaking skills. The use of such technology as podcasting is an indispensable aid to the modern teacher, which allows teachers to present educational material in a foreign language in a more dynamic form and stimulate learning outside the classroom. The author, exploring international experience, analyzes the benefits of this technology in teaching a foreign language in order to determine the impact of podcasting on students' language skills and attitudes toward learning. The study shows that podcasts significantly promote speaking and listening skills, improve pronunciation, and contribute to vocabulary acquisition.

Key words: podcast, international experience, listening skills, speaking skills, motivation.

Н.С. Доценко, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ndotsenko78@mail.ru

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Компьютерные технологии внесли значительный вклад в процесс обучения иностранным языкам. Будучи интерактивным средством обучения, они используются для поддержки учебного процесса, в частности для развития аудирования и разговорных навыков. Применение такой технологии, как под-кастинг, является незаменимым помощником современного педагога, позволяет преподавателям предъявлять учебный материал на иностранном языке в более динамичной форме и стимулировать обучение за пределами класса. Изучив научные работы зарубежных исследователей, авторы анализируют преимущества подкастов в обучении иностранному языку, чтобы определить влияние на языковые навыки обучающихся и их отношение к учебе. В ходе исследования было выявлено, что подкасты в значительной степени способствуют развитию навыков говорения и аудирования, улучшают произношение и способствуют пополнению лексического запаса.

Ключевые слова: подкаст, международный опыт, аудирование, навыки говорения, мотивация.

Сегодня, в век повсеместного использования компьютеров и мультимедиа-технологий перед преподавателями стоит серьезная задача по созданию эффективной учебной среды с динамичной атмосферой на занятиях по иностранному языку. Растущее число людей, изучающих иностранные языки, заставляет искать новые действенных методы обучения, и один из них называется подкаст, который имеет большой потенциал в области языкового обучения.

Целью данной статьи является проанализировать международный опыт использования подкастов в обучении иностранным языкам, а также изучить влияние этой технологии на мотивацию обучающихся. Чтобы реализовать поставленную цель, авторы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить работы зарубежных авторов, которые занимались вопросом применения подкастов в учебном процессе;

- изучить интернет-ресурсы, предоставляющие образовательной контент через подкасты;

- проанализировать, как подкасты влияют уровень мотивации студентов при изучении английского языка.

Актуальность настоящего исследования заключается в острой необходимости трансформировать практику обучения иностранным языкам, что может быть реализовано с помощью подкастов.

Научная новизна работы состоит в доказательстве положительного влияния подкастов на повышение мотивации и вовлеченности студентов в процессе обучения иностранным языкам.

Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе с целью создания эффективной среды обучения.

Электронное обучение 21 века, оснащенное информационными и коммуникационными технологиями, включает в себя блоги, вики-технологии, подкасты, что позволяет вывести образование за пределы традиционной классной комнаты. Термин «подкаст» является комбинацией терминов pod (т.е. от Apple iPod) и broadcast. Кембриджский онлайн-словарь описывает подкаст как «радиопрограмму, хранящуюся в цифровой форме, которую можно загрузить из Интернета и воспроизвести на компьютере или на МР3-плеере» [1]. Подкасты - это цифровые аудио- и видеозаписи, загруженные в Интернет с помощью системы RSS-ка-налов (Rapid Simple Syndication (RSS) [2]. RSS-каналы позволяют слушателям загружать любимые аудиофайлы, используя программное обеспечение, такое как iTunes, где собрана обширная коллекция различных подкастов. Существует множество типов подкастов: теле- и радиоподкасты, созданные на базе телевизионных программ и лекций, например, VOA (Голос Америки). Примером учебных могут стать подкасты для различных целей: Luke's English podcast, Startalk, Radiolab, Quick and dirty tips, bbc.co.uk/podcasts. Подкасты, предназначенные для изучения английского языка, включают грамматические правила, лексику, идиомы и задания на тренировку произношения.

Вопросом применения подкастов в обучении занимаются многие зарубежные ученые. Ирландский исследователь Фернандо Розелл-Агилар [3] сравнивает

подкаст с общественной библиотекой, которая доставляет любые необходимые учебные материалы прямо на устройства пользователей. Выбор тем и аутентичного материала безграничен. Обучающиеся могут скачивать их свободно, без регистрации и оплаты. Американские ученые Торн и Пейн [4] в своих работах отмечают, что подкасты предоставляют аутентичные материалы и образцы языкового общения для тех, кто изучает иностранный язык. Студенты могут использовать подкасты в качестве дополнения к материалам учебника, что подтверждает Гре-хэм Стенли [5]. По мнению исследователей Варшауера и Хили [6], интеграция CALL-технологий (Computer Assisted Language Learning) помогает изучать язык в подлинных, аутентичных условиях, приобретая навыки общения в реальных жизненных сценариях. Ключевым моментом является то, что подкасты, созданные носителями английского языка, дают учащимся возможность послушать реальные и аутентичные материалы. О безграничном потенциале использования подкастов в развитии языковых навыков обучающихся пишут исследователи О'Брайэн и Гегельхаймер [7], Ли [8]. Подкасты могут ускорить процесс обучения языку, совершенствуя навыки аудирования, произношения, разговорной речи. Эштон-Хэй и Брукс [9] установили, что использование подкастинга облегчает процесс самообучения и может стать платформой для самокоррекции для тех, кто изучает язык более медленными темпами. Американские ученые Дукат и Ломика [10] утверждают, что подкастинг функционирует как инструмент для развития правильного произношения на иностранном языке.

В последние годы широкое распространение получила идея создания подкастов самими учащимися, так как преподаватели и педагоги увидели колоссальный потенциал, который эта технология открывает в плане обучения. Создание подкастов, по мнению австрийского ученого Бригит Филлипс [11], требует от учащихся овладения рядом навыков, включая поиск и анализ информации, создание плана или конспекта, составление и редактирование сценария, а также многократных репетиций для отработки произношения и беглости речи. В дополнение к этим полезным навыкам, задания по созданию подкастов, подготовленные учащимися, приносят большую пользу в овладении иностранным языком.

Мотивация важна в любом виде обучения и, это, несомненно, относится к изучению иностранного языка. Процесс изучения может стать довольно утомительным, особенно по мере роста уровня владения языком. Это явление можно сравнить с экономической концепцией убывающей доходности: новички могут достичь базового уровня владения коммуникативными навыками в течение относительно короткого времени. Однако по мере развития языковых способностей учащиеся обычно чувствуют, что темп совершенствования иностранного языка значительно снижается, что, в свою очередь, может привести к разочарованию и неудовлетворенности процессом обучения. Использование новых мультимедийные приложений, таких как подкасты, предоставляет ориентированную на обучающегося и его конкретные цели образовательную деятельность, которая, безусловно, способствует повышению мотивации. Новый опыт внедрения инновационных технологий, таких как подкаст, запоминается и пробуждает любопытство учеников, заменяя традиционный подход обучения на основе текста. Английские исследователи из Нортумбрийского университета Кемп, Меллор и др. [12] подчеркивают важность фактора новизны в обучении, что является стимулом учебной деятельности. Ряд исследователей - Асудар, Маранди, Ваези [13], Дейл и Пови [14] - также установили, что использование подкастов в обучении повышает внутреннюю мотивацию, которая возрастает, когда учащиеся получают интересные и сложные задания, в отличие от внешней мотивации, которая опирается на хорошие отметки в качестве награды.

В дополнение к фактору новизны студенты также развивают ощущение сопричастности при создании собственных подкастов, а также испытывают чувство гордости и развивают свою целеустремленность. Когда учащиеся сталкиваются с необходимостью поделиться своими подкастами с другими, они прикладывают больше усилий и уделяют внимание деталям, потому что знают, что результат их работы услышат и преподаватель, и остальные учащиеся. Более того, учащиеся несут ответственность за свою работу, что является стимулом для получения значимых результатов в дальнейшем обучении.

Наконец, менее уверенные в себе студенты могут работать над созданием подкаста в собственном темпе. Беспокойство, которое часто возникает при общении на иностранном языке в режиме реального времени, может быть снижено, а уверенность студентов в конечном итоге повышает общий уровень обучения.

Многоэтапный и обдуманный процесс создания подкаста заставляет студентов сосредоточиться на основных аспектах изучаемого языка, которые они часто упускают из виду. Беседуя на иностранном языке, учащимся обычно трудно расслышать собственные ошибки в грамматике, произношении и ударении. При записи подкаста студенты повторяют материал и репетируют сценарий несколько раз, чтобы их речь звучала бегло и естественно. Такая практика в изучении языка является ключевой для тренировки произношения и улучшения беглости речи [15].

Асинхронный характер создания аудиозаписей позволяет студентам сосредоточиться на своих слабых сторонах и дает им время на устранение проблем, что в конечном итоге приводит к превосходным результатам. Ученые Эштон-Хей и Брукерс [9] считают, что сравнение собственной работы с работами других учащихся позволяет переосмыслить свои способности и вдохновиться на создание новых, интересных подкастов.

Процесс создания подкаста также позволяет учащимся развить универсальные компетенции, которые целесообразно иметь в современном профессиональном мире. Проанализировав работы исследователей Миддлтона, Армстронга, Б. Филлипс [11] указывает, что подкасты, созданные студентами, повышают их творческий потенциал в учебной работе. По мнению Б. Филлипс, проект подкаста, основанный на командной работе, может стать «творческой отдушиной для студентов, позволяющей им выражать свои идеи и делиться мнениями в командной работе» [11, с. 88]. Дейл [18] также подчеркивает, что подкасты, созданные студентами, способствуют развитию творческого и критического мышления, развивают навыки решения проблем. В своих работах Кемп и др. говорят о том, что «задания для создания подкаста предоставляют студентам возможности для творчества при написании аудиосценария, используя художественные приемы для привлечения внимания аудитории» [12].

Важно отметить, что навыки цифровой грамотности, приобретенные при создании подкастов, являются обязательными в современном цифровом обществе. Задача современного преподавателя заключается в том, чтобы адаптировать свой стиль преподавания под потребности молодого поколения, которые общаются на «ты» с цифровыми технологиями [16]. Современных студентов, рожденных после 1990 года, Марк Пренски называет «цифровыми аборигенами», они «думают и обрабатывают информацию принципиально по-другому» [17]. Они отличаются от «цифровых иммигрантов» (т. е. предыдущего поколения), так как выросли на цифровых технологиях, им легко переключаться с режима офлайн на режим онлайн. Работа над созданием подкастов может помочь новому поколению студентов усовершенствовать свои цифровые навыки и повысить цифровую грамотность.

Подкастинг отлично походит для самостоятельного процесса обучения, так как чаще всего в классе преподаватель обычно говорит больше, чем ученик, и процесс обучения основан на групповой работе. Когда преподаватели используют подкасты для внеаудиторной работы, студенты имеют возможность учиться самостоятельно, в своем темпе, таким образом, развивая свое критическое мышление. Именно поэтому преподаватели высших учебных заведений все чаще стали использовать подкасты, записывая свои лекции, что положительно влияет на успеваемость студентов и результаты экзаменов [18]. Преподаватели во многих странах разрабатывают подкаст-каналы с дополнительными лекциями, которые студенты могут скачать, когда пропускают занятия, и им нужно наверстать упущенное в курсе или подготовиться к экзаменам. Например, iTunes и включает более тысячи подкастов по истории, инженерному делу, бизнесу, литературе, искусству и архитектуре, здоровью и медицине, разработанных в таких учебных заведениях, как Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Оксфорд, и других признанных университетах по состоянию на март 2021 года. Подкасты, несомненно, могут помочь учащимся, которым необходимо видеть информацию, представленную в виде графиков, карт, диаграмм. Использование подкастов в дистанционном обучении показало превосходные результаты, так как учащиеся могут просматривать или прослушивать материал вместо или после лекционных занятий, тем самым улучшая усвоение знаний по сравнению с традиционными методами передачи знаний через учебники [19].

Одним из ключевых вопросов в изучении языка является различие между рецептивными и продуктивными языковыми навыками. Студенты, изучающие иностранный язык, как правило, имеют высокие рецептивные навыки, в то время как для овладения продуктивными языковыми навыками требуется гораздо больше времени. К сожалению, такие факторы, как недостаток времени и большой размер академических групп, часто препятствуют развитию продуктивных языковых навыков. Однако в классе, где применяются средства обучения на основе передовых технологий с ориентированной на ученика средой, возможности для самостоятельного обучения с помощью подкастов компенсируют собой эти ограничения.

Приведем результаты исследований, полученные индонезийскими учеными Бустари и др. [20], цель которых была выяснить, может ли использование под-каст-медиа в обучении улучшить навыки разговорной речи студентов, особенно такие аспекты языка, как беглость речи и произношение.

Группа студентов, отобранная для эксперимента, имела сложности с продуктивной речью на иностранном языке. Основными проблемами данных студентов были отсутствие беглости речи, неумение выразить основную мысль на иностранном языке, нехватка словарного запаса и неправильное произношение. Однако после работы с подкастами проблемы, с которыми сталкивались студенты ранее, были решены, особенно это касается беглости и произношения. После экспериментального обследования выяснилось, что уже после недели активного использования подкастов при изучении иностранного языка некоторые студенты показали убедительный прогресс в таких языковых аспектах, как грамматика и словарный запас.

Этот результат согласуется с результатами исследования ученых Фитрия, Вианти, Петрус [21], которые выявили, что подкаст помогает студентам достичь лучших результатов в разговорной речи. Использование подкастов при изучении иностранного языка, безусловно, приносит пользу, позволяя учащимся улучшить свою разговорную речь, например, воссоздавая разговор или диалог, который они прослушали в подкасте.

Кроме того, исследователи Бустари и др. [21] также пришли к заключению, что применение подкастов на занятиях обеспечивает активную деятельность и

способствует максимальному вовлечению студентов в устную беседу. Тесту-денты, которые при предварительном тестировании проявляти неувтреусость, выступая перед аудиторией, стали чувствовать себя спокойнее и луьшеоослезь-нятий с использованием подкастов. Обучающие материалтотдуастоо ьовошают мотивацию студентов, помогая им стать более ответственными, независимыми и уверенными в себе. Поскольку подкаст предоставляет лртстычтыт мстевиав и настоящие языковые ситуации, студенты могут имитировать носителей языка, что является великолепной речевой практикой. Таким образам, еоуитая поесссты одновременно с чтением текста, обучающиеся могут усовершенмтвмватв мвои творческие и исследовательские навыки, развивая критич асоое оышлынты а уен-ширяя свой лексический запас.

Учитывая стремительный рост использования подкесттв - е-втзосввель-ной среде, особенно в эпоху коронавируса, крайне важнт пстоваттоввоватв вопрос о влиянии подкастинга на мотивацию студентов васист|гоннсй уве^шй среде в контексте новых образовательных вызовов и услониу ЫЗ cяoт-уp!теoаlC мы изучили, какие мотивы побуждают студентов использоватнподыуыыт ы т°)ивыаи|у результаты использования этой технологии в курсе изученнв итостуатншго язь жа студентами неязыкового вуза.

В общей сложности в экспериментальной группе было задействовано 38 студентов 2 курса факультета информационных технологий и больших данных Финансового университета. Средний возраст участников составил 18-20 лет, доля женщин в выборке - 15,8%. Примерно все участники имеют средний уровень (Intermediate) владения английским языком. Студентам было предложено использовать подкасты в течение семестра, начавшегося 7 февраля 2022 года по 1 июня 2022 года.

В качестве основного подкаста для данного исследования был выбран образовательный подкаст от BBC, включающий в себя новости, занятия по грамматике, истории, обучающие лекции и многое другое (доступен на сайте www. bbc.co.uk/podcasts). Все рубрики варьируются по уровню языка: начальный, начинающий, средний и продвинутый. Студентам нужно было еженедельно слушать новый урок в рубрике 6 Minute Grammar - Шесть минут грамматики, где рассказывается о грамматических явлениях за шесть минут настоящим живым языком. Каждый выпуск подкаста освещает какое-то одно грамматическое явление или правило. Для пополнения лексического запаса использовалась рубрика 6 Minute Vocabulary - 6 минут вокабуляра, здесь ведущие обсуждают насущные вопросы, фокусируясь на интересной лексике и способах ее употребления. У студентов есть возможность изучать и практиковать английский язык, использующийын в повседневных ситуациях.

В конце семестра в рамках заключительного занятия был пройеыеы опрос, который был обязательным для всех студентов. Что касается содержания, первая часть опроса включала общие вопросы: возраст, пол, часы, проведенные в Интернете, наличие аккаунта в социальных сетях, уровень владения новыми технологиями, а также опыт использования интернет-ресурсов. Из 38 участников почти все (97,3%) имели аккаунт в социальных сетях. Подавляющее большинство студентов (84,2%) также отметили, что они являются очень уверенными пользователями цифровых технологий, а подавляющее большинство студентов (97,3%) заявили, что они положительно относятся к новым технологиям обучения.

Вторая часть опроса была посвящена уровню принятия и удовольствия от использования подкастов в процессе изучения английского языка. Помимо повышения уверенности студентов в своем английском языке, результаты также показали, что задания подкаста улучшили их языковые навыки. Фактически 84,2% (32 респондента) утверждали, что задания подкастов помогли улучшить их языковые навыки, а 86,8% (33 респондента) считают подкастинг полезным инструментом для введения и отработки новой лексики.

38 респондентов дали 38 ответов на открытый вопрос о том, как подкасты мотивируют к изучению английского языка. 26,31% (n = 10) всех ответов сообщают о мотивации развлечения (Entertaining motivation), так как наряду с обучающим контентом подкасты имеют развлекательный характер и содержат забавные или смешные факты, что положительно влияет на процесс обучения. Примерно четверть (23,7%, n = 9) ответов относятся к мотивации удобства (Convinience), по-

Библиографический список / References

с кклнкк студентымния нлушатья совекшенствоватьснийантий с к ийскдоРион для них времяи в любом месте. 21,05%(п = 8)ответов отнокннся к обрузнонтннь-но- мкнувнцид(ЕсШойюнмюйуайосШ^уастына са9ие vy/y.bbc.co.иуноиму-Н2нивлли севдентов езуоеме новую лекоипл 8товотныт сбтыкоы, ддоннн, олыл восочетания и т. д. и использовать их в своей продуктивной речи как на уроках, зыык ни и к онсзуну дну у дшзне. 1 2,4% (к 8 Л вуылшттл и ин Кнвсыцин ыы2/ ю м-вив), цию (Information motivation). Действительно, подкасты которые мы выбрали для эв9зеузмкнву. никнючиыеолкв и пушо-алн нгдаелбам рбснирииу

ыноН кеезозор.Занотзлицинй вваумоияйсенил VlHterac^^^c^nH^oti^^teH) (2,63%, с н К ииок^ют моноваекя в^кянвенрыноекдминн (.artimM m/bwatoH) B2,n3%9 уН1-ы Кт/деяты едиаогпнкво вавтили,8инпндкомтыпомогаю9 имь общоиии л др-ы-к^мо яз ан nnoeabTHeeip ытриз,вексик но/иинисы суоврсэт развоноразные п/а-люуы >иЫ80Г0 ыбщтнгт нотнея б9ИН0РИВ зсузноми У MCНГ9й8ИЛе(аЫ9 ГЛРШИНРя зсрм^аа5и50п^т1т0нит. Ннкоыо(|, 8,ри% (п = уитвмтов от оЕз.ыгз чисне быии ор( неклыыг f)8)%pу«дяу™е ыымсзБРз!». Пpи2eчвннлт2ым звьснтся идрн пиыео 2,кы% ы о к У умдауыма тын рсымо ысыуи. coe/B пржиистывя и втт 2Льй1Ыов -Уывотеы. иото м^ чиортокоинеызнная тзедониия. езн 2■фыnиоnя идти в ногу со временем. Данные ои/оян км2ижы(ы ни рое, 1.

Motivations for learning English

2,63 .^бЗ 2;63

■ Entertaining motivation

■ Convinience

■ Education motivation

■ Information motivation

■ Interaction motivation Pastime (motivation Other motivations

Рис. 1. Motivations for learning English

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что подкастинг является эффективным инструментом в преподавании иностранного языка, который дает очевидное преимущество для улучшения навыков аудирования, развития навыков понимания устной и письменной речи как в классе, так и за его пределами, а также доступ к учебным материалам курса в любое время и в любом месте. Данные подтверждают, что студенты, изучающие язык, положительно относятся к использованию технологии подкастов.

Подводя итоги, следует отметить, что основные преимущества подкастов заключаются в возможности: 1) реализовывать мобильное обучение, что позволяет учащимся учиться «на ходу»; 2) создавать эффективную учебную среду, ориентированную на обучающихся; 3) предоставлять обучающимся аутентичный языковой материал; 4) обеспечивать неформальное и увлекательное обучение иностранному языку.

Подкастинг не является панацеей от всех проблем в обучении иностранному языку в цифровую эпоху, скорее, его следует расценивать как один из многих эффективных цифровых инструментов обучения. Последующие исследования по данной теме с использованием качественных и количественных данных должны содействовать успешной интеграции подкастов в учебные программы курса иностранного языка в образовательных учреждениях. Необходимо разработать методы работы с подкастами, а также обеспечить поддержку и повсеместный доступ к компьютерным технологиям как преподавателям, так и обучающимся.

1. Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus. Available at: http://dictionary.cambridge.org

2. Hasan M.M., Hoon T.B/ Podcast applications in language learning: A review of recent studies. English Language Teaching. 2013; 6 (2): 128-135.

3. Rosell-Aguilar F. Podcasting as a language teaching and learning tool. In 10 Years of the LLAS elearning Symposium: Case Studies in Good Practice. Dublin, Ireland; Voillans, France: Research-publishing.net. 2015: 31-39.

4. Thorne S., Payne J. Evolutionary Trajectories, Internet-mediated Expression, and Language Education. CALICO. 2005; № 22 (3): 371-397.

5. Stanley G. Podcasting: Audio on the Internet comes of age. TESL-EJ. 2006; № 9 (4).

6. Warschauer M., Healey D. Computers and language leaning: An overview. Language Teaching. 1998; № 31: 57-71.

7. O'Bryan A., Hegelheimer V. Integrating CALL into the classroom: the role of podcasting in an ESL listening strategies course. ReCALL. 2007; № 19 (2): 162-180. Available:https:// www.researchgate.net/publication/232027307_Integrating_CALL_into_the_classroom_The_role_of_podcasting_in_an_ESL_listening_strategies_course

8. Li H.C. Using podcasts for learning English: Perceptions of Hong Kong Secondary 6 ESL students. ELT World Online. 2012; № 4: 78-90.

9. Ashton-Hay S., Brookes D. Here's a story: using student podcasts to raise awareness of language learning strategies. EA Journal. 2011; № 26 (2): 15-27.

10. Ducate L., Lomicka L. Podcasting: An Effective Tool for Honing Language Students' Pronunciation? Language Learning & Technology. 2009; № 13(3): 66-86.

11. Phillips B. Student-produced podcasts in language learning-exploring student perceptions of podcast activities. IAFOR Journal of Education. 2017.

12. Kemp J., Mellor A., Kotter R., Oosthoek J. Student-Produced Podcasts as an Assessment Tool: An Example from Geomorphology. Journal of Geography in Higher Education. 2011; № 36 (1): 1-14. Available at: https://doi.org/10.1080/03098265.2011.576754

13. Asoodar M., Marandi S.S., Vaezi S., Desmet P. Podcasting in a virtual Englishfor academic purposes course: Learner motivation. Interactive Learning Environments. 2014; № 24 (4). Available at: https://doi.org/10.1080/10494820.2014.937344

14. Dale C., Povey G. An evaluation of learner-generated content and podcasting. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2009; № 8 (1): 117-123. Available at: https://doi.org/10.3794/johlste.81.214

15. Hsu H.Y., Wang, S.K., Comac L. Using audioblogs to assist English language learning: An investigation into student perception. Computer Assisted Language Learning. 2008; № 21: 181-198. Available at: https://doi.org/10.1080/09588220801943775

16. Morris C., Chikwa G. Screencasts: How effective are they and how do students engage with them? Active learning in higher education. 2014; 15 (1): 25-37. Available at: https:// doi.org/10.1177/1469787413514654

17. Prensky M.H. Sapiens digital: from digital immigrants and digital natives to digital wisdom. Innovate. 2009; № 5: 1-9.

18. McKinney D., Dyck J.L., Luber E.S. iTunes University and the classroom: Can podcasts replace Professors? Computers & education. 2009; № 52 (3): 617-623.

19. Back D.A., von Malotky J., Sostmann K., Hube R., Peters H., Hoff E. Superior gain in knowledge by podcasts versus text-based learning in teaching orthopedics: A randomized controlled trial. Journal of Surgical Education. 2017; № 74 (1): 154-60.

20. Bustari A., Samad I.A., Achmad D. The Use of Podcasts in Improving Students' Speaking Skill. JELE. Journal of English Language and Education. 2017; № 3 (2): 97-111. Available at: https://doi.org/10.26486/jele.v3i2.256

21. Fitria U., Vianty M., Petrus I. Using Podcast to improve students' listening and speaking achievements. The Journal of English Literacy Education: The Teaching and Learning of English as a Foreign Language. 2015; № 2 (1): 55-68.

Статья поступила в редакцию 30.01.23

УДК 378.048.2

Kravchenko A.V., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: alvlkra@mail.ru

CONTENT AND STRUCTURE OF NATURAL-SCIENCE BLOCK OF ACADEMIC DISCIPLINES IN THE SYSTEM OF TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article touches upon the current need for an adequate response of the system of higher pedagogical education to existing threats and dangers of an environmental nature. The article substantiates the idea of forming an effective practical toolkit in the system of training a health and safety teacher to teach and educate future generations in the skills of maintenance of environment. The main attention in the work is focused on the possibility of selection and application in the educational process in the system of training bachelors of education in the field of life safety of new academic subjects and courses for the choice of natural science, the content line "environmental safety". The author suggests a new format for structuring the natural science educational content in the form of "a block of academic subjects", represented by content lines in the bachelor's training system (specialization "Education in the field of life safety"), as a practical tool for enhancement the quality of their theoretical knowledge and practical skills of a natural science trend for training and education of all generations to deliberate actions in everyday life to preserve the environment.

Key words: specialization "Education in the field of life safety", natural-science content, block of academic subjects, content lines, environmental education, environmental safety, pedagogical experiment, professional competence.

А.В. Кравченко, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: alvlkra@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО БЛОКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья затрагивает актуальную на настоящее время необходимость адекватного реагирования системы высшего педагогического образования на существующие угрозы и опасности экологического характера. В данной статье обосновывается идея формирования действенного практического инструментария в системе подготовки учителя ОБЖ по обучению и воспитанию у будущих поколений навыков сохранения окружающей природной среды. Основное внимание в работе акцентировано на возможности отбора и применения в образовательном процессе в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности новых учебных дисциплин и курсов по выбору естественно-научной направленности, содержательной линии «экологическая безопасность». Автором предложен новый формат структурирования естественно-научного учебного содержания в виде «блока учебных дисциплин», представленного содержательными линиями в системе подготовки бакалавров (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») как практического инструментария для повышения качества их теоретических знаний и практических навыков естественно-научной направленности для обучения и воспитания всех поколений осознанным действиям в повседневной жизни по сохранению окружающего природного мира.

Ключевые слова: профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности», естественнонаучное содержание, блок учебных дисциплин, содержательные линии, экологическое образование, экологическая безопасность, педагогический эксперимент, профессиональные компетенции.

В современном обществе распространен технократический образ мышления, идеализирующий возможности человека в решении острых экономических, социальных и экологических проблем. Однако опыт убеждает, что совершенные техника и экономика вступают в противоречие с законами воспроизводства и сбережения природы, наносят ущерб окружающей среде, становясь источником новых опасностей для функционирования системы «человек - общество - природа».

По характеру негативных последствий экологические проблемы можно отнести к одним из самых опасных угроз для выживания человечества. Они имеют социально-политические корни, им способствует эколого-правовой нигилизм значительной части населения. Поэтому экологическая безопасность стала объектом государственной и международной политики и важнейшим условием национальной безопасности [1].

Низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения являются одним из факторов негативного влияния на состояние экологической безопасности страны [2].

Как отмечает П.В. Станкевич, на данном этапе развития современного образования необходимо разрешить противоречие «... между потребностью школы в специалистах в области естественно-научного образования с новым мышлением (ноосферным, глобальным, гуманитарным) и существующим у выпускников естественно-педагогических направлений и специальностей традиционным мышлением, отражающим отдельные стороны естественно-научной картины мира (социальные, химические, биологические)» [3].

В условиях существования планетарного экологического кризиса актуализируется необходимость изменения содержания педагогического образования в

области безопасности жизнедеятельности, направленного на снижение степени экологических угроз и опасностей.

Цель исследования: обоснование и отбор естественно-научного содержания в виде «блока учебных дисциплин», представленного содержательными линиями в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к решению задач природоохранного вида деятельности.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач, таких как:

- произвести отбор естественно-научного учебного материала для формирования блока учебных дисциплин естественно-научной направленности в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности;

- структурировать естественно-научное содержание блока учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности;

- определить основополагающую содержательную линию в естественно-научном блоке учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности для повышения качества образования будущих педагогов для решения задач природоохранного вида деятельности.

Научная новизна: уточнены дидактические единицы естественно-научного учебного содержания в системе подготовки учителя ОБЖ; определена структура естественно-научного содержания в виде «блока учебных дисциплин»; выделена содержательная линия «Экологическая безопасность» в естественно-научном блоке учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.