Научная статья на тему 'Преимущества использования аудиовизуального метода при обучении иностранному языку студентов технологического университета'

Преимущества использования аудиовизуального метода при обучении иностранному языку студентов технологического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудиовизуальный метод / преимущества / технологический университет / коммуникативная компетенция / лексическая компетенция. / audiovisual method / advantages / technological university / communicative competence / lexical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопчук Анна Реональдовна, Гаврилова Елена Алексеевна, Кухтина Яна Валерьевна, Филипская Анастасия Вадимовна

Статья посвящена анализу аудиовизуального метода обучения иностранному языку и возможностям использования данного метода в ходе лингвистической подготовки студентов технологического университета. Авторы статьи приводят основные характеристики аудиовизуального метода, подчеркивая, что благодаря широкому применению мультимедийных технологий именно этот подход обеспечивает наиболее эффективное погружение студента в языковую среду. Исследование, проведенное авторами статьи, показывает, что аудиовизуальный метод может успешно применяться для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов технологического университета, а именно для формирования лексической компетенции, формирования навыков аудирования, а также с целью повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Кроме того, авторы отмечают, что использование аудиовизуального метода успешно решает задачу интенсификации процесса обучения, что особенно актуально в условиях малого количества аудиторных часов и большого объёма языкового материала, которым должен овладеть студент в рамках дисциплины «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопчук Анна Реональдовна, Гаврилова Елена Алексеевна, Кухтина Яна Валерьевна, Филипская Анастасия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGES OF USING THE AUDIOVISUAL METHOD WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO TECHNOLOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to audiovisual method of teaching a foreign language and the way this method can be used in the course of linguistic training of technological university students. The authors describe the key features of audiovisual method, pointing out that this approach allows for the most effective immersion of students into the language environment due to the extensive use of multimedia technologies. The research conducted by the authors of the article shows that audiovisual method can be effectively applied to develop foreign language communicative competence of technological university students, specifically to form lexical competence, to develop listening skills, as well as to increase students’ motivation to learn a foreign language. Besides, audiovisual approach helps to intensify the process of learning a foreign language, which remains a vital problem nowadays since technological university students have to master a large amount of language material while having few language classes at university.

Текст научной работы на тему «Преимущества использования аудиовизуального метода при обучении иностранному языку студентов технологического университета»

Преимущества использования аудиовизуального метода при обучении иностранному языку студентов технологического университета

Прокопчук Анна Реональдовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: prokopchuk@mirea.ru

Гаврилова Елена Алексеевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: gavrilova_e@mirea.ru

Кухтина Яна Валерьевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: kuhtina@mirea.ru

Филипская Анастасия Вадимовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: filipskaya@mirea.ru

Статья посвящена анализу аудиовизуального метода обучения иностранному языку и возможностям использования данного метода в ходе лингвистической подготовки студентов технологического университета. Авторы статьи приводят основные характеристики аудиовизуального метода, подчеркивая, что благодаря широкому применению мультимедийных технологий именно этот подход обеспечивает наиболее эффективное погружение студента в языковую среду. Исследование, проведенное авторами статьи, показывает, что аудиовизуальный метод может успешно применяться для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов технологического университета, а именно для формирования лексической компетенции, формирования навыков аудирования, а также с целью повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Кроме того, авторы отмечают, что использование аудиовизуального метода успешно решает задачу интенсификации процесса обучения, что особенно актуально в условиях малого количества аудиторных часов и большого объёма языкового материала, которым должен овладеть студент в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Ключевые слова: аудиовизуальный метод, преимущества, технологический университет, коммуникативная компетенция, лексическая компетенция.

Введение

За последние несколько десятилетий система высшего образования претерпела значительные изменения. Одной из актуальных тенденций можно назвать увеличивающуюся роль иностранных языков в подготовке квалифицированных специалистов. На сегодняшний день в перечень компетенций, которыми должен владеть успешный выпускник вуза, непременно входит иноязычная коммуникативная компетенция. При этом речь идет не только о выпускниках гуманитарных факультетов, но и о студентах технических специальностей.

С конца XX века в советских вузах помимо традиционного для советской эпохи грамматико-переводного метода, работающего с опорой на родной язык и делающего упор на усвоение грамматического строя языка, стали активно использоваться новые методы и подходы к обучению иностранным языкам, такие как аудиолингваль-ный метод, метод проектов, коммуникативный подход. В данной статье мы будем рассматривать аудиовизуальный метод обучения и возможности его использования на занятиях по иностранному языку при работе со студентами технологического университета.

Аудиовизуальный метод обучения иностранным языкам, получивший свое развитие в конце 50-х начале 60-х годов XX века, был разработан французскими педагогами и лингвистами в Высшей педагогической школе в Сен-Клу. Его авторами являются П. Риван, Ж. Гугенейм и др. [1]. Концепция данного метода опирается на принципы структурной лингвистики, а также идеи бихевиоризма, утверждая, что успешное овладение языковыми единицами может быть достигнуто лишь в ходе многократной отработки и повторения материала. Помимо систематической отработки и заучивания языковых структур аудиовизуальный метод уделяет большое внимание правильному употреблению соответствующих языковых конструкций в различных ситуациях речевого общения, что обеспечивает коммуникативную направленность обучения. Многие современные специалисты в области обучения иностранным языкам анализируют в своих работах возможности аудиовизуального метода. Среди них можно назвать Ричарда Май-ера, профессора психологии в Калифорнийском университете и Стивена Торна, профессора Портлендского университета, США [4;5;б].

Проведенный анализ методической литературы по теме позволил нам выявить следующие ключевые характеристики аудиовизуального метода.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

1. Широкое использование цифровых технологий и мультимедийных средств обучения.

2. Акцент делается на формировании устных речевых навыков.

3. Принцип устного опережения. При работе над различными видами речевой деятельности реализуется следующая последовательность: осознанное восприятие речи на слух (аудирование), говорение, чтение, письмо.

4. Функциональный подход к обучению грамматике: грамматические структуры вводятся и отрабатываются целиком, без расчленения на составляющие элементы. При этом введение нового грамматического материала идет с привязкой к соответствующей речевой ситуации.

5. Ситуативный подход к обучению лексике. Отбор и отработка нового лексического материала происходит на базе разбора типичных ситуаций речевого общения. Анализируемые коммуникативные ситуации затем воспроизводятся учащимися, расширяются и дополняются новым языковым материалом. Особое внимание уделяется изучению и запоминанию речевых клише.

6. Минимальное использование на занятиях родного языка. Семантизация нового лексического материала идет посредством изображения объектов, демонстрации действий или предъявления ситуативного контекста. При этом для моделирования ситуации речевого общения активно используются технические средства обучения, в том числе компьютерная графика [2].

С развитием современных мультимедийных технологий аудиовизуальный метод получил более широкое распространение и возможности внедрения. Использование новейших технологий все чаще рассматривается учеными и методистами в аспекте лингводидактики.

Цель и методы исследования

Целью проведенного нами исследования было определение эффективности использования аудиовизуального метода в ходе лингвистической подготовки студентов технологического университета. В частности, акцент был сделан на выявлении роли аудиовизуального метода для решения следующих задач:

• формирование лексической компетенции студентов;

• формирование навыков аудирования у студентов неязыковых направлений подготовки;

• повышение мотивации студентов к изучению

иностранного языка.

Основным методом исследования стал педагогический эксперимент, который проводился на базе технологического университета РТУ МИРЭА (г. Москва). В исследовании, которое проводилось в течение одного семестра, приняли участие 40 ° студентов второго курса Института информацион-" ных технологий. Для участия в эксперименте были выбраны две группы с одинаковым количеством ~ студентов (каждая группа включала в себя 20 об-^ учающихся) и одинаковым уровнем владения ино-

странным языком (pre-intermediate). Первая группа являлась экспериментальной, где обучение строилось на базе аудиовизуального метода, вторая -контрольной, где занятия проходили в основном с использованием грамматико-переводного методов, а упражнения на аудирование выполнялись студентами без визуальной поддержки или с минимальной зрительной опорой.

Результаты и их обсуждения

В контрольной группе введение новой лексики и работа над активным словарем шла через текстовый материал, перевод, определения. В экспериментальной группе для ознакомления с новыми словарными единицами в основном применялись короткие видеоролики и анимация. Чтобы проверить насколько хорошо студенты усвоили лексический материал, в конце семестра обучающиеся должны были выполнить два контрольных задания: выступить с монологическим высказыванием (подготовленная речь) и принять участие в диалоге на заданную тему (спонтанная речь). Успешное освоение лексики курса предусматривало использование студентами в монологической и диалогической речи не менее 70% изученных словарных единиц. По итогам эксперимента 80% студентов экспериментальной группы при контрольном срезе знаний показали хорошее владение лексикой курса (в данном случае речь шла об англоязычных терминах сферы 1Т). В контрольной группе, в свою очередь, лишь 40% обучающихся успешно овладели терминологией курса и смогли активно использовать новые лексические единицы в развернутых речевых высказываниях. Проведенное исследование показало, что визуализация является эффективным инструментом для овладения новыми лексическими единицами, в том числе терминологией. Данный подход позволяет вводить сложные понятия через графику, схемы и анимацию, что делает процесс усвоения терминов более понятным и наглядным. Таким образом, при работе с лексикой создаются устойчивые ассоциативные связи между языком (названием) и визуальным образом.

Вторым компонентом коммуникативной компетенции, который анализировался в ходе проведенного нами исследования, было формирование навыка аудирования. В контрольной группе при выполнении тренировочных заданий на аудирование в качестве опоры использовались ключевые слова и выражения из аудиозаписи с переводом на русский язык. В экспериментальной группе восприятие речи на слух сопровождалось демонстрацией схем, картинок или видеозаписей, которые использовались в качестве зрительной опоры вместо ключевых слов и выражений. В конце курса обучения студенты выполняли контрольные задания на аудирование. В экспериментальной группе 70% студентов правильно выполнили не менее 75% заданий, в то время как в контрольной группе только 40% обучающихся дали более 70% правильных ответов.

Таким образом, мы видим, что помимо использования аудиовизуальных средств для эффективного запоминания новой лексики, данный метод может играть важную роль в развитии навыков аудирования. Практика показывает, что именно отсутствие у студентов первого курса развитых навыков аудирования становится одной из основных проблем при изучении иностранного языка в технических и технологических университетах. Еще одним барьером становится психологическая неготовность студентов преодолевать трудности в процессе изучения иностранного языка. В этой связи зрительная опора, в том числе ситуативный контекст и невербальные элементы коммуникации, сопровождающие устную речь, обеспечивают более точное и полное понимание сути речевого высказывания. Воздействуя на различные каналы восприятия информации, аудиовизуальный метод обеспечивает более быстрое усвоение материала. Исследования показывают, что именно зрительный канал восприятия информации является для большинства людей доминирующим (около 5060% людей), следовательно, эффективное обучение невозможно без визуальной опоры [3, с. 500].

Третьей задачей исследования было определение роли аудиовизуального метода в повышении мотивации студентов технологического университета к изучению иностранного языка. Здесь вывод относительно эффективности выбранного нами метода обучения делался на основе опроса, проведенного среди обучающихся. Результаты анкетирования показали, что 90% студентов экспериментальной группы выразили заинтересованность в предложенных заданиях. Они отметили, что задания в рамках аудиовизуального метода позволили им увидеть механизм применения приобретенных языковых навыков для решения коммуникативных задач, т.к. использование аутентичных материалов позволяет эффективно имитировать условия реальной среды речевого общения. Следовательно, обращение к аудиовизуальному методу помогает решить задачу повышение мотивации студентов - одну из основных проблем, с которой сталкивается преподаватель иностранного языка в техническом и технологическом вузе.

Выводы

Проведенная нами работа показала, что обращение к аудиовизуальному методу при обучении студентов технологического университета позволяет успешно решить целый ряд педагогических задач в ходе обучения иностранному языку студентов технологического вуза. У многих студентов первого курса недостаточно сформирован навык иноязычной коммуникации даже с использованием базовой лексики и простых грамматических конструкций из-за того, что во многих школах обучение иностранному языку до сих пор в основном направлено на формирование навыков чтения и освоение грамматики. Метод, включающий в себя одновременное использование звуковых и зрительных средств обучения, позволя-

ет интенсифицировать процесс обучения, повысить мотивацию учащихся и дать стимул к изучению иностранного языка.

Литература

1. Зайцева И.В. История методики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной лингводидактике. Учебно-методическое пособие. Елец, 2018. 129с. - С. 43-45.

2. Каминская Е.В., Макшанцева Е.А. Методы и технологии преподавания иностранных языков в современном вузе. // Язык науки и профессиональная коммуникация, 2021, № 2 (5) -С. 59-78

3. Прокопчук А.Р. Реализация индивидуального подхода в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем «РАДИОИНФОКОМ-2019». Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. М., 2019 - С. 499501

4. Richard Е. Mayer. Multimedia learning // Psychology of learning and motivation, Volume 41, pp. 85139.

5. Richard Е. Mayer. Cognitive Theory of Multimedia Learning // Cambridge Handbook of Multimedia Learning - NY: Cambr. Univ. Press, 2010. - pp. 31-48

6. Steven L. Thorne, Rebecca W. Black, Julie M. Sykes. Second language use, socialization, and learning in Internet interest communities and online gaming. // Modern Language Journal, 2009, volume 93, pp. 802-821

THE ADVANTAGES OF USING THE AUDIOVISUAL METHOD WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO TECHNOLOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Prokopchuk A.R., Gavrilova E.A., Kukhtina Y.V., Filipskaya A.V.

MIREA - Russian Technological University

The article is devoted to audiovisual method of teaching a foreign language and the way this method can be used in the course of linguistic training of technological university students. The authors describe the key features of audiovisual method, pointing out that this approach allows for the most effective immersion of students into the language environment due to the extensive use of multimedia technologies. The research conducted by the authors of the article shows that audiovisual method can be effectively applied to develop foreign language communicative competence of technological university students, specifically to form lexical competence, to develop listening skills, as well as to increase students' motivation to learn a foreign language. Besides, audiovisual approach helps to intensify the process of learning a foreign language, which remains a vital problem nowadays since technological university students have to master a large amount of language material while having few language classes at university.

Keywords: audiovisual method, advantages, technological university, communicative competence, lexical competence.

References

1. Zaitseva I.V. The history of the methodology of teaching foreign languages in Russian and foreign linguodidactics. Educational and methodical manual. Yelets, 2018. 129р. - PP. 43-45

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

2. Kaminskaya E.V., Makshantseva E.A. Methods and technologies of teaching foreign languages in modern universities // The language of science and professional communication. 2021, № 2 (5) - PP. 59-78

3. Prokopchuk A.R. Implementation of individual approach in teaching a foreign language to technical students // Current Problems and Prospects for the Development of Radio Engineering and Infocommunication Systems "Radioinfocom-2019". Collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2019 - PP. 499-501

o d

u ^

CM

o

CM

4. Richard E. Mayer. Multimedia learning // Psychology of learning and motivation, Volume 41, pp. 85-139.

5. Richard E. Mayer. Cognitive Theory of Multimedia Learning // Cambridge Handbook of Multimedia Learning - NY: Cambr. Univ. Press, 2010. - pp. 31-48

6. Steven L. Thorne, Rebecca W. Black, Julie M. Sykes. Second language use, socialization, and learning in Internet interest communities and online gaming. // Modern Language Journal, 2009, volume 93, pp. 802-821

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.