Научная статья на тему 'Преимущества и риски политического PR в России с привлечением инфлюенсеров'

Преимущества и риски политического PR в России с привлечением инфлюенсеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
политический PR / маркетинг влияния / инфлюенсеры / блогеры / социальные сети / политические кампании / молодежь / интернет / political PR / influencer marketing / influencers / bloggers / social networks / political campaigns / youth / internet

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чумаченко З.М.

Использование социальных сетей для успешного политического PR дает серьезные преимущества в виде лояльной аудитории, популярности у молодежи, возможности донести свои мысли по тому или иному вопросу и быть услышанным потенциальными избирателями. Для продвижения можно использовать как собственные аккаунты партий или политиков, так и площадки инфлюенсеров. Как показала кампания за поправки в Конституцию РФ 2020 года, привлечение популярных блогеров для продвижения общественно-политической повестки становится все более популярным явлением. Предметом исследования данной статьи являются преимущества и риски, политической PR-кампании с привлечением инфлюенсеров. Практическая новизна исследования состоит в попытке подробно рассмотреть возможности, которые дают площадки известных блогеров для продвижения того или иного политического явления, вывести закономерности их работы и определить проблемные, с точки зрения политического PR, тенденции. В ходе исследования рассматривает трактовка понятия «инфлюенсер», анализируются особенности их работы и способы влияния на аудиторию. В основу исследования легли данные российской и зарубежной социологии о влиянии инфлюенсеров на общественное мнение. Для анализа механизмов работы инфлюенсеров применяются классические подходы маркетинга влияния, рассматривается феномен парасоциальных отношений и эффективность продвижения с точки зрения Теории двухступенчатого потока информации. В ходе исследования автор приходит к выводу об эффективности привлечения инфлюенсеров к политическим PR-кампаниям, при соблюдении определенных условий, формулирует плюсы и минусы такого продвижения, приводит конкретные примеры из современной российской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and risks of political PR in Russia with the involvement of influencers

The use of social networks for successful political PR provides serious advantages in the form of a loyal audience, popularity among young people, the opportunity to convey their thoughts on a particular issue and be heard by potential voters. For promotion, you can use both your own accounts of parties or politicians, and platforms of influencers. As the campaign for amendments to the 2020 Constitution of the Russian Federation has shown, the attraction of popular bloggers to promote the socio-political agenda is becoming more and more popular. The subject of this article is the benefits and risks of a political PR campaign with the involvement of influencers. The practical novelty of the study consists in an attempt to examine in detail the opportunities that are provided by the platforms of well-known bloggers to promote a particular political phenomenon, to deduce the patterns of their work and to identify problematic, from the point of view of political PR, tendencies. The study examines the interpretation of the concept of «influencer», analyzes the features of their work and ways of influencing the audience. The research is based on the data of Russian and foreign sociology on the influence of influencers on public opinion. To analyze the mechanisms of influencers’ work, classical approaches of influence marketing are used, the phenomenon of parasocial relations and the effectiveness of promotion are considered from the point of view of the Theory of two-stage information flow. In the course of the research, the author comes to the conclusion about the effectiveness of attracting influencers to political PR campaigns, subject to certain conditions, formulates the pros and cons of such promotion, gives specific examples from modern Russian practice.

Текст научной работы на тему «Преимущества и риски политического PR в России с привлечением инфлюенсеров»

Чумаченко З.М.

Магистр, слушатель программы DPA. ИГСУ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Преимущества и риски политического PR в России с привлечением инфлюенсеров*

Аннотация. Использование социальных сетей для успешного политического РЯ дает серьезные преимущества в виде лояльной аудитории, популярности у молодежи, возможности донести свои мысли по тому или иному вопросу и быть услышанным потенциальными избирателями. Для продвижения можно использовать как собственные аккаунты партий или политиков, так и площадки инфлюенсеров. Как показала кампания за поправки в Конституцию РФ 2020 года, привлечение популярных блогеров для продвижения общественно-политической повестки становится все более популярным явлением. Предметом исследования данной статьи являются преимущества и риски, политической РЯ-кампании с привлечением инфлюенсеров.

Практическая новизна исследования состоит в попытке подробно рассмотреть возможности, которые дают площадки известных блогеров для продвижения того или иного политического явления, вывести закономерности их работы и определить проблемные, с точки зрения политического РЯ, тенденции.

В ходе исследования рассматривает трактовка понятия «инфлюенсер», анализируются особенности их работы и способы влияния на аудиторию. В основу исследования легли данные российской и зарубежной социологии о влиянии инфлюенсеров на общественное мнение. Для анализа механизмов работы инфлюенсеров применяются классические подходы маркетинга влияния, рассматривается феномен парасоциальных отношений и эффективность продвижения с точки зрения Теории двухступенчатого потока информации.

В ходе исследования автор приходит к выводу об эффективности привлечения инфлюенсеров к политическим РЯ-кампаниям, при соблюдении определенных условий, формулирует плюсы и минусы такого продвижения, приводит конкретные примеры из современной российской практики.

Ключевые слова: политический РЯ, маркетинг влияния, инфлюенсеры, блогеры, социальные сети, политические кампании, молодежь, интернет.

Chumachenka Z.M.

Master, student of the DPA program. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Advantages and risks of political PR in Russia with the involvement of influencers

Abstract. The use of social networks for successful political PR provides serious advantages in the form of a loyal audience, popularity among young people, the opportunity to convey their

* © Чумаченко З.М., 2022.

Преимущества и риски политического PR в России с привлечением инфлюенсеров

thoughts on a particular issue and be heard by potential voters. For promotion, you can use both your own accounts of parties or politicians, and platforms of influencers. As the campaign for amendments to the 2020 Constitution of the Russian Federation has shown, the attraction of popular bloggers to promote the socio-political agenda is becoming more and more popular. The subject of this article is the benefits and risks of a political PR campaign with the involvement of influencers.

The practical novelty of the study consists in an attempt to examine in detail the opportunities that are provided by the platforms of well-known bloggers to promote a particular political phenomenon, to deduce the patterns of their work and to identify problematic, from the point of view of political PR, tendencies.

The study examines the interpretation of the concept of «influencer», analyzes the features of their work and ways of influencing the audience.

The research is based on the data of Russian and foreign sociology on the influence of influencers on public opinion. To analyze the mechanisms of influencers' work, classical approaches of influence marketing are used, the phenomenon of parasocial relations and the effectiveness of promotion are considered from the point of view of the Theory of two-stage information flow.

In the course of the research, the author comes to the conclusion about the effectiveness of attracting influencers to political PR campaigns, subject to certain conditions, formulates the pros and cons of such promotion, gives specific examples from modern Russian practice.

Key words: political PR, influencer marketing, influencers, bloggers, social networks, political campaigns, youth, internet.

Развитие социальных сетей привело к стремительному увеличению процента населения, которое проводит существенную часть своего времени в них. По данным агентств We are social и Hootsuit, на 2021 год в социальных сетях зарегистрировано более половины населения земного шара. 53,6% или 4,2 миллиарда человек имеют ак-каунты на одной или нескольких платформах. В России в 2021 году соцсетями пользуется 67,8% населения или 99 млн человек (+5,1% с начала 2020 года) 28,6% пользователей интернет в России решения о покупках принимают на основе информации из социальных сетей [1].

Возможность влиять на покупательское поведение подписчиков, повышая тем самым продажи, способствовала развитию целого направления в маркетинге, связанного с социальными сетями. Вслед за бизнесом, который уже много лет успешно использует этот ресурс, в социальные сети потянулись политики, которые также заинтересованы в использовании любых инстру-

ментов влияния на потенциальных избирателей. И если в США ни одна крупная избирательная кампания последних 15 лет не прошла без активного вовлечения социальных сетей, крупных блогеров - инфлюенсеров, то для России политические пиар в социальных сетях пока еще является слабоизучен-ной темой. Между тем, кампании последних лет в России уже показывают, что грамотное использования этой площадки может принести преимущество политику. существующие замеры социологов фиксируют растущий потенциал социальных сетей. Так, по данным исследования ВЦИОМ 63% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет читают, либо смотрят видеозаписи в блогах [2].

Планируя политическую пиар кампанию в социальных сетях специалисты, как правило, используют два пути - развитие собственных страниц политика либо использование для продвижения инфлюенсеров. Чтобы понять о ком идет речь важно определиться с самим понятием «инфлюенсер». Тра-

диционно в обществе присутствует категория так называемых лидеров общественного мнения - ЛОМов, которые популярны, авторитетны, чье мнение важно для большого количества граждан. В социальных сетях также есть такая категория - инфлюенсеры, от английского influence - влияние. Термин чаще всего применяется для обозначения пользователя (блогера) в социальных сетях, имеющего обширную и лояльную аудиторию. Важны оба свойства: инфлюенсером называют именно такого блогера, публикации которого оказывают заметное влияние на подписчиков. Причем помимо известных актеров, спортсменов, журналистов и других знаменитостей, инфлюенсеры -это зачастую простые люди: мамы, домохозяйки, увлекающиеся кулинарией, просто активные граждане. Они стали популярны благодаря своим публикациям социальных сетях [Чумаченко, 2021, С. 263]. Но западные исследователи утверждают, что влияние на аудиторию у таких инфлюенсеров гораздо выше, чем у традиционных ЛОМов. Их публикации считают более «продающими», несмотря на то что контент выглядит менее профессионально, чем профессиональная реклама [4]. Исследование Association of National Advertisers (ANA) об использовании бизнесом рекламы у инфлюенсеров показывает, что 86% маркетологов включают популярных блогеров в свои маркетинговые стратегии [5].

Фактически инфлюенсер выполняет функции средства информации и коммуникации, которое «не только обеспечивают социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию как социальной компенсации, так и дистанцирования» [Силкин, 2015, С. 99].

Эталонным примером инфлюенсера можно назвать эко-активистку Грет-ту Тунберг. Эта шведская школьница стала фактически «флагом» экологического движения. В социальных сетях у нее миллионы подписчиков. Казалось бы, далекая от политики эко-активист-ка тем не менее была задействована в политической кампании на выборах в США: «Просто организуйтесь и проголосуйте за Байдена», — написала она в Twitter [7].

Возвращаясь к российским реалиям, можно вспомнить избирательную кампанию в Мосгордуму 2019 года, когда из-за вмешательства инфлюенсеров выборы проиграли сразу несколько политических «тяжеловесов». Журналист Екатерина Винокурова [8], в частности, приложила массу усилий и вполне успешно, чтобы на востоке Москвы не победил секретарь Политсовета Московского отделения партии «Единая Россия» Андрей Метельский [9].

Признавая несомненный ресурс ин-флюенсеров, важно разобраться в специфике работы пиарщика в этом сегменте. Для того чтобы проанализировать и систематизировать преимущества и риски политического пиара в социальных сетях автор использовала данные социологии и исследований аудитории как российских центров - ВЦИОМ, ФОМ, так и зарубежных агенств - We are social, Hootsuit, Alexa, Association of National Advertisers (ANA), Forbes Agency Council. Теоритическую основу исследования составили классические подходы к маркетингу и теории Пола Лазарсфель-да и Бернарда Берельсона, принципы информационно-коммуникативных отношений, изложенные доктором политических наук, профессором РАн-ХиГС Владимиром Силкиным, подходы маркетинга влияния, изложенные в трудах экспертов Санкт-петербург-

ского государственного университета управления. Поскольку сфера политического пиара в социальных сетях слабо изучена в России, большая часть исследования построена на актуальной информации, поступающей из СМИ, результатах проведения полуструктурированных интервью с блогерами, а также монографиях практиков, работающих в социальных сетях - Анны Федоровой, Кристины Потупчик, Сергея Щербакова, Джарона Ланье.

В результате проведенного исследования удалось систематизировать существующие подходы и выявит 10 преимуществ и 12 рисков, связанных с продвижением политика или политической силы с помощью инфлюенсеров в социальных сетях.

К числу преимуществ можно отнести:

1. Возможность использовать готовый раскрученный блог с большим количеством подписчиков.

Сегодня большинство политиков имеют свои аккаунты в социальных сетях. Однако, очень мало из них действительно популярны. «Чемпионом» по раскрученности в социальных сетях можно назвать заместителя председателя Совета безопасности Рф, экс президента и премьер-министра Дмитрия Медведева, у которого 4 миллиона подписчиков в Twitter [10], 2,4 миллиона в Инстаграм [11], 2,2 миллиона в ВКонтакте [12] и более миллиона в Facebook [13]. Однако активно использовать их, особенно аккаунт ВКонтакте и Телеграм, он начал несколько месяцев назад, до этого несколько лет он использовал социальные сети крайне редко, чаще всего на его страницах размещались фотоработы, которыми увлекается политик. Еще один пример - лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который очень активно вел свои

социальные сети и имеет стабильную аудиторию. У него миллион подписчиков в Twitter [14] и по полмиллиона в Инстаграм [15] и ВКонтакте [16]. После его смерти аккаунты продолжают использоваться ЛДПР.

Пример Д. Медведева и В. Жириновского - это скорее исключение из правил. Ведь даже мэр Москвы Сергей Собянин будучи главой столицы не может похвастаться миллионным блогом. Самая популярная из его со-цсетей площадка Инстаграм не дотягивает до миллиона [17]. У большинства российских политиков в среднем блоги по 10-15 тысяч подписчиков, что, учитывая задачи, которые стоят перед ними по росту популярности, узнаваемости, мобилизации электората, ничтожно мало. В такой ситуации ресурс инфлюенсеров, конечно, в разы больше и возможности, которые открывают для продвижения политика, очень перспективны.

2. Возможность получить доступ к лояльной аудитории при содействии инфлюенсера.

Инфлюенсер используется в продвижения политика, как посредник, который предоставляет свою площадку и используя свое влияние на аудиторию, доносит его идеи, программу и намерения до интересующей его целевой аудитории. феномен эффективности инфлю-енсера при работе с аудиторией в такой схеме прекрасно описывают классические маркетинговые теории. Блогеры в коммуникации от лица брендов выступают «посредниками» между брендом и аудиторией. Такой формат распространения информации в масс-медиа был описан Теорией двухступенчатого потока информации [Лазарсфельд, 1968, С.203]. Анализируя влияние СМИ на принятие решения за кого проголосовать на президентских выборах,

исследователи столкнулись с тем, что граждане чаще упоминали неформальные личные связи, как инструмент, который повлиял на их решение, нежели СМИ. По мнению исследователей, это феномен связан с запросом на «личную» коммуникацию. Практика показывает, что оценку человека, который вызывает доверие, люди ценят больше, чем даже самое авторитетное СМИ или бренд. В современных реалиях инфлюенсер работает как раз по этой схеме, только уже с помощью социальных сетей.

Еще одна теория - о парасоциаль-ных отношениях [19] более подробно останавливается на причинах популярности лидеров общественного мнения и их влияние на аудиторию. Термин «парасоциальная интеракция» был введен антропологом Дональдом Ор-тоном и социологом Ричардом Волом в 1956 году для описания психологической привязанности, которую зрители телевизионных программ испытывают к персонажам, участвующих в них: например, ведущим ток-шоу, актерам, певцам, знаменитостям и другим известным личностям [20]. В случае с бло-герами работает та же схема. Причем блогер, в отличие от участника ток шоу, находится в постоянной коммуникации с аудиторией, что создает иллюзию близкого знакомства.

3. Экономия средств и времени на продвижение собственных блогов.

Даже учитывая высокие ставки на рекламу у крупных блогеров, такое продвижение обойдется дешевле, чем многолетние попытки развить собственные соцсети. Если не пытаться сделать это самостоятельно, то работа в социальных сетях требует найма специалиста или специалистов, а это регулярные расходы. Учитывая, что содержание блога политика, за редким исключением сложно назвать развлекательным, шансов на

быструю и эффективную раскрутку собственных площадок невелики, а расходы могут потребоваться серьезные даже без существенного эффекта.

4. Получить экспертную обратную связь от инфлюенсера.

Работая с инфлюенсером политик или его команда получают огромный опыт работы в социальных сетях. В отличие от специалистов по социальным сетям, которые редко являются крупными блогерами, большая часть ин-флюенсеров развили свои блоги с нуля, не имея больших средств и возможности задействовать таргетологов, копи-райтеров и других помощников. Кроме того, 76% блогеров утверждают, что именно творческая свобода, отсутствие строгих и жёстких рамок побуждают их к сотрудничеству [21].

5. Возможность провести социологию в аудитории у блогера.

Существенным плюсом работы с инфлюенсером является возможность получения объективной социологии. Вовлекая активную аудиторию в обсуждение, инфлюенсер может получить достаточно четкое представление о симпатиях - антипатиях своих подписчиков. А системы мониторинга социальных сетей позволяют таргетологу выявить возраст, пол, территориальное положение аудитории и достаточно четко понимать эффективность сотрудничества с тем или иным блогером.

6. Возможность получить сторонника с большой аудиторией.

Если у политика или политической силы есть уже сложившиеся отношения с инфлюенсером - дружба, знакомство, предыдущие сотрудничество, то эффективность продвижения через его площадку резко возрастает. Аудитория, зная о ваших контактах, воспринимает любую агитацию, как естественный процесс.

7. Возможность работы с аудиторией, не задействованной другими ресурсами.

Порядка 69% молодежи (от 18 до 24 лет) предпочитают пользоваться интернетом и практически не смотрят телевизор, следует из данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [22]. По данным аналитики UBS Evidence Lab молодые люди в возрастных группах от 18 до 35 лет проводят ежедневно более 3 часов в социальных сетях [23] и именно там их можно охватить рекламой.

8. Выработка с помощью инфлюен-серов наиболее выигрышной тактики политической кампании

Продвижение через инфлюенсера можно использовать и как апробацию образа, посылов, программы, подходов и тем, с которыми идет политик на выборы. обратная связь через соцсети поступает очень быстро, что позволяет оперативно скорректировать неудачные моменты. Более того, наличие «посредника» позволяет не только выявить проблемные точки, но и посредством общения блогера и его аудитории выяснить в чем проблема.

9. Способ донести до широких масс свою программу

используя инфлюенсера, как посредника или проводника своих идей, политик получает возможность донести до более широких масс свою программу, цели и убеждения. Если самого политика во многих случаях аудитория не готова слушать, то авторитетного человека в своем кругу люди всегда слушают внимательно и его мнению доверяют.

10. Полная свобода в выборе формата продвижения

серьезным преимуществом социальных сетей являются широкие возможности для выбора форматов про-

движения. Здесь нет ограниченности телевидения видео форматом или радио - аудио форматом.

К числу рисков продвижения с помощью инфлюенсеров можно отнести следующие:

1) Слабая управляемость.

Популярные инфлюенсеры с большой аудиторией не всегда бывают избирательны в рекламе. Зачастую сам бло-гер, особенно если речь идет о блогерах миллионниках, не участвует в процессе переговоров с заказчиком. Этим занимается агент, помощник или агентство, которое предлагает его услуги или комплексно занимается размещением в соцсетях. Таким образом, сам ин-флюенсер может смутно представлять себе, что или кого он рекламирует. А учитывая тот факт, что тематика блогов может быть далека от политики, соответственно, и сам блогер может не быть специалистом в вопросе, возможны любые непредвиденные ситуации.

2) сложность в грамотной оценке аудитории.

Политики, которые заказывают рекламу у блогеров, должны понимать, что цифры в шапке профиля не дают объективной информации о реальной популярности блога и как следствие эффективности рекламы. Для того чтобы дать реальную оценку числу подписчиков, их территориальную принадлежность и активность блога нужно привлекать специалистов по работе в социальных сетях.

3) Политическая реклама может вызвать отторжение аудитории ин-флюенсера.

Опыт кампании по поправкам в Конституцию РФ, где были задействованы крупные блогеры, показал, что степень изученности этого направления оставляет желать лучшего. В основном реклама сводилась к побуждению

граждан прийти на участки и высказать свое мнение, мало кто из инфлюенсеров откровенно заявлял о своей поддержке и конкретной позиции по изменениям, предлагаемым в основной закон страны. Посты и подача информации в рамках пиара голосования по поправкам в Конституцию у каждого инфлюенсера отличалась, одинаковой была только бурная реакция, как положительная, так и отрицательная, подписчиков на появление подобной рекламы, что в определенной степени свидетельствует об ее эффективности. Особенно если главной задачей кампании было именно привлечение внимания к поправкам в Конституцию РФ, вовлечение людей в их обсуждение и необходимость проголосовать. Однако если задача была склонить к голосованию именно «за» поправки, то кампанию в социальных сетях можно смело назвать провальной.

4) Перспективы сотрудничества.

Выбирая инфлюенсера для размещения политической рекламы, имеет смысл рассматривать его как рекламного партнера на долгосрочную перспективу. Если долго размещать продвижение кандидата через одного и того же блогера такой формат будет вызывать больше доверия у аудитории. Разовые акции у разных блогеров в этом плане могут нанести больше вреда, чем пользы.

5) Желание блогера нарастить популярность в ущерб политика.

Предлагая блогеру политическую рекламу, нужно просчитывать риск использования этого предложения как способа заработать дополнительную популярность, привлечь подписчиков и других рекламодателей.

6) Свой стиль подачи.

Договариваясь о рекламе с инфлю-

енсером, политики зачастую действуют по шаблонам размещения на других

площадках и по принципу крупных кампаний, которые досконально прорабатывают техническое задание ролика или рекламного обращения. Для социальных сетей такой подход губителен.

7) Зависимость от личных отношений.

Лояльность или нелояльность ин-флюенсера категория достаточно изменчивая. Сегодня он может взять у вас деньги, разместить рекламу, а завтра прозрачно намекнуть аудитории, что на самом деле поддерживает другую политическую силу или просто далек от политики. Соответственно все ваши усилия и потраченные средства уйдут в никуда.

8) Юридическая беспомощность.

Даже хорошие юристы не гарантирует политику или политической силе спокойствие при работе с инфлюенсе-рами. Досконально составленный договор, прописанное в деталях техническое задание, переписка при согласовании могут защитить только от части рисков. Регламентировать дальнейшие заявления блогера его реакцию на комментарии невозможно.

9) Неоднозначный имидж самого инфлюенсера.

Зачастую попытки «привлечь молодежь» приводят к неоднозначным решениям, которые заканчиваются скандалом. Примером такой истории может служить Петербургский международный экономический форум 2021, лицом которого стал юный «музыкант», звезда TikTok Даниил («Даня») Милохин. Его участие в форуме и появление на премии МузТв вызвало шквал критики в адрес Сбербанка, с которым инфлюен-сер работает [24].

10) Непредсказуемая реакция аудитории.

Политическая повестка для продвижения в социальных сетях - это новое

и слабоизученное для России направление. Высокая политическая вовлеченность населения и достаточно настороженное отношение к политикам приводит к тому, что даже грамотно просчитав целевую аудиторию и информационный посыл можно не получить желаемую реакцию от подписчиков инфлюенсера.

11) Слабые возможности для мобилизации

Даже если реклама у блогера в целом получила позитивный отклик и даже если подписчика от этого инфлюенсера перешли в блог политика или политической силы нет никаких гарантий, что такая поддержка в соцсетях отразится на результатах выборов.

Как видно из вышеобозначенных пунктов у продвижения с помощью инфлюенсеров есть существенные преимущества и достаточно много сложных моментов. В случае с политиками, особенно когда речь идет о продвижении личного бренда учитывать риски критически важно. Бизнес в случае неверной ставки на инфлюенсера теряет деньги, в самом худшем случае дискредитируется бренд, но ничего не мешает бизнесмену запустить новый бренд и заработать новые деньги. В случае с политиком ценой ошибки может стать репутация и, как следствие, карьера, причем восстановить ее практически невозможно.

При этом отказываться от политического продвижения с помощью инфлюенсеров, опасаясь возможных рисков также не целесообразно. При грамотно спланированной кампании, хорошей социологии и выстроенных отношениях с инфлюенсерами эффект от такого пиара будет в разы больше, чем от любого другого вида рекламы. За социальные сети говорит эффект новизны, слабая конкуренция, возмож-

ность повлиять на молодую аудиторию, которую крайне тяжело задействовать с помощью традиционных СМИ.

References

[1] DIGITAL 2021 // URL: https://wearesocial.com/ blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital

[2] From bloggers to influencers: the struggle for attention and influence on the audience. New trends // URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10560https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10560

[3] Chumachenko Z.M. The growing influence of influencers on political PR in Russia on the example of the campaign for amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020 / Social and humanitarian knowledge. 2021. № 2. Р. 263.

[4] Influencers on Instagram: Antecedents and con-

sequences of opinion leadership Luis V. Casalo, Carlos Flavian, Sergio Ibanez-Sanchez // Journal of Business Research. 2018. P. 117.

[5] The Value of Influencer Content // URL: https:// www.linqia.com/wp-content/uploads/2020/04/ The-Value-of-Influencer-Content-2020_Final_ Report.pdf

[6] Silkin V.V. Journalism in the information and communication space: new horizons in the training of journalists // Communicology. 2015. Volume 3. № 2. P. 99.

[7] Greta Thunberg's call to vote for Joe Biden // URL: https://twitter.com/GretaThunberg/sta-tus/1314900271332458496

[8] Telegram channel of Ekaterina Vinokurova // URL: t.me/ekvinokurova

[9] Metelsky Jr. taught the voters of life // URL: http://

infopressa.com/2019/05/20/metelskii-mlad-shii-poychil-izbiratelei-jizni/

[10] Dmitry Medvedev's blog on Twitter // URL: https://twitter.com/medvedevrussia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Dmitry Medvedev's Instagram blog // URL: https://www.instagram.com/damedvedev/

[12] Dmitry Medvedev's blog on Vkontakte // URL: https://vk.com/dm

[13] Dmitry Medvedev's Facebook blog // URL: https://ru-ru.facebook.com/Dmitry.Medvedev

[14] Vladimir Zhirinovsky's blog on Twitter // URL: https://twitter.com/zhirinovskiy

[15] Vladimir Zhirinovsky's Instagram blog // URL: https://www.instagram.com/zhirinovskiy/

[16] Vladimir Zhirinovsky's Instagram blog // URL: https://vk.com/zhirinovskyv

[17] Sergei Sobyanin's blog on Instagram // URL: https://www.instagram.com/mossobyanin/

[18] Lazarsfeld P., Berelson B. and God H. People's Choice / 3rd Edition Columbia University Press, 1968. P. 411.

[19] Horton, Donald and R. Richard Wohl // Mass

Communication and Para-social Interaction: Observations on Intimacy at a Distance', Psychiatry, 1956. P. 215.

[20] Parasocial Relationships - Wikipedia article // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Парасоциальные_отношения

[21] Influencer marketing: 10 scenarios for working with influencers // URL: https://www.cossa.ru/ trends/223108/

[22] VTslOM: almost 70% of young Russians have abandoned television in favor of the Internet // URL: https://tass.ru/obschestvo/10823361

[23] Analysts found out how much time Russians spend in social networks

[24] A very controversial youth face of Sberbank came to the Muz-TV ceremony in a half dress // URL: https://altapress.ru/zhizn/story/ochen-spor-noe-molodezhnoe-litso-sbera-priperlos-na-tser-emoniyu- muz-tv-v-poluplate-287786

Список литературы

[1] DIGITAL 2021 // URL: https://wearesocial.com/ blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital

[2] От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды // URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10560https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10560

[3] Чумаченко З.М Рост влияния инфлюенсеров на политический PR в России на примере кампании за поправки в Конституцию РФ 2020 года / Социально-гуманитарные знания. 2021. № 2. С. 263.

[4] Influencers on Instagram: Antecedents and consequences of opinion leadership Luis V. Casalo, Carlos Flavian, Sergio Ibanez-Sanchez // Journal of Business Research. 2018. P. 117.

[5] The Value of Influencer Content // URL: https://

www.linqia.com/wp-content/uploads/2020/04/ The-Value-of-Influencer-Content-2020_Final_ Report.pdf

[6] Силкин В.В. Журналистика в информационно-коммуникативном пространстве: новые горизонты в подготовке журналистов // Ком-муникология. 2015. Том 3. № 2. С. 99.

[7] Призыв Гретты Тунберг голосовать за Джо Байдена // URL: https://twitter.com/ GretaThunberg/status/1314900271332458496

[8] Телеграм-канал Екатерины Винокуровой // URL: t.me/ekvinokurova

[9] Метельский-младший поучил избирателей жизни // URL: http://infopressa. com/2019/05/20/metelskii-mladshii-poychil-izbiratelei-jizni/

[10] Блог Дмитрия Медведева в Twitter // URL: https://twitter.com/medvedevrussia

[11] Блог Дмитрия Медведева в Инстаграм // URL: https://www.instagram.com/damedvedev/

[12] Блог Дмитрия Медведева в Вконтакте // URL:

https://vk.com/dm

[13] Блог Дмитрия Медведева в Facebook // URL: https://ru-ru.facebook.com/Dmitry.Medvedev

[14] Блог Владимира Жириновского в Twitter // URL: https://twitter.com/zhirinovskiy

[15] Блог Владимира Жириновского в Инстаграм // URL: https://www.instagram.com/ zhirinovskiy/

[16] Блог Владимира Жириновского в Инстаграм // URL: https://vk.com/zhirinovskyv

[17] Блог Сергея Собянина в Инстаграм // URL: https://www.instagram.com/mossobyanin/

[18] Лазарсфельд П., Берельсон Б. и Год Х. Выбор народа / Издание 3-е Columbia University Press, 1968. P.411.

[19] Horton, Donald and R. Richard Wohl // Mass Communication and Para-social Interaction: Observations on Intimacy at a Distance', Psychiatry, 1956. P. 215.

[20] Парасоциальные отношения - статья в Wikipedia // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Парасоциальные_отношения

[21] Маркетинг влияния: 10 сценариев работы с лидерами мнений // URL: https://www.cossa. ru/trends/223108/

[22] ВЦИОМ: почти 70% молодых россиян отказались от телевидения в пользу интернета // URL: https://tass.ru/obschestvo/10823361

[23] Аналитики выяснили, сколько времени россияне проводят в соцсетях // URL: https:// gazeta.a42.ru/lenta/news/76189-analitiki-vy-yasnili-skolko-vremeni-rossiyane-provodyat-v-socsetyax

[24] Очень спорное молодежное лицо Сбера приперлось на церемонию «Муз-ТВ» в полуплатье // URL: https://altapress.ru/zhizn/ story/ochen-spornoe-molodezhnoe-litso-sbera-priperlos-na-tseremoniyu-muz-tv-v-poluplate-287786

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.