Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.'

ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / облако / сервис / функция / программа

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хусен Узаирович Ахмедов

В статье поднимается вопрос использования облачных технологий в образовательном процессе. На основе проделанного анализа делается вывод о недостаточности методических рекомендаций по их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrchiq^avlat^edagogika^niViiiitiH

ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ.

Хусен Узаирович Ахмедов

Чирчикский государственный педагогический университет.

г. Чирчик, Узбекистан E-mail: akhmedovhusen3@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье поднимается вопрос использования облачных технологий в образовательном процессе. На основе проделанного анализа делается вывод о недостаточности методических рекомендаций по их применению.

Ключевые слова: технология, облако, сервис, функция, программа

Современное общество можно рассматривать, как общество информационное, в котором информация играет важнейшую роль и давно стала товаром, наравне с товарами материальными. Количество обрабатываемой информации постоянно растет, появляются новые методы обработки и систематизации данных.

Учебное заведение, успешно реализующее программы заочного обучения, активно использующее современные технологии, обеспечивающие возможность удаленного доступа учащихся любой формы обучения к собственным информационным ресурсам вуза, получает ощутимое конкурентное преимущество относительно тех учебных организаций, которые не используют в полной мере современные технические достижения. Ключевым конкурентным преимуществом А.В.Кораблев считает возможность работать в едином информационном пространстве с данными, которые являются актуальными и достоверными для всей организации в целом, что и позволяют сделать облачные сервисы [1]

Освоение облачных технологий в их практическом использовании дает возможность оценить их преимущества в конкретном исполнении.

Так, например, Макарчук Т. А. пишет в своей статье [2], что наиболее удачная работа была реализована в процессе выполнение кейс-заданий, так как для обсуждения результатов с преподавателем или др. участниками групп не требовалась пересылка файлов и создания многочисленных копий документов с учетом поступающих исправлений. Так же, положительные результаты были получены при работе со студенческой группой заочной формы обучения. В

April 23-24, 2024

54

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrchiq^avlat^edagogika^niViiiitiH

школе также начинают активно применяться облачные технологии. В работе учителя удобно использовать сервисы Google Docs от поисковой системы Google, т. к. они просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей, как для учащихся, так и для учителей

Использование облачных технологий (облачных вычислений) высшими учебными заведениями - перспективное направление, позволяющее повысить эффективность учебного процесса, сократить накладные расходы на его реализацию. Ощутимо снижаются капитальные затраты, связанные с созданием и обслуживанием учебными заведениями собственных центров обработки данных, обеспечивается гибкая масштабируемость и высокая доступность сервисов, используемых в учебном процессе, что в конечном счете повышает уровень удовлетворенности потребностей конечных пользователей: студентов, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, так как больше времени высвобождается для решения образовательных и научно-исследовательских задач.

Чтобы понять облачные вычисления в контексте образования, надо начать с цифровой интерпретации понятия «сервис».

Сервис (услуга) — это тип функциональной программы или возможность, доступная в любое время и в любом месте с помощью вычислительного устройства, такого как ноутбук, настольный компьютер, карманный PDA или сотовый телефон. Некоторые из наиболее распространенных примеров облачных сервисов — это Google Apps, Amazon EC2, MS Azur и GitHub. Другие, более общие услуги включают вики (wiki), блоги и электронную почту [3]. Еще одну сторону понятия облачного сервиса раскрывает следующее его обозначение: «Облачные сервисы - это технология обработки данных, в которой программное обеспечение предоставляется пользователю как интернет - сервис, при котором от пользователя скрыта инфраструктура «облака» (облачной системы) и, поэтому, ему не требуются специальные знания и навыки для управления и использования данной «облачной» технологии».[5]

Облачные сервисы изменили ситуацию обеспечения информационной поддержки в принципе, позволив вузам получить доступ к самым новейшим инструментам разработки программного обеспечения.

В качестве таких примеров можно назвать облачные сервисы как платформы разработки (PaaS) - Amazon EC2, MS Azur, Salesforce Platform, Google Appl Engine и др. Можно указать также наиболее популярные интегрированные среды разработки программного обеспечения (IDE), которые доступны как сервисы. Это MS Visual Studio, PhpStorm, Eclipse, Arduino IDE и др.

April 23-24, 2024

55

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagogjka^niViiiitiii^^^^^^^^lSllli

При выборе общедоступного облачного сервиса для хранения файлов следует учитывать такие важные основные параметры, как бесплатно предоставляемый объём для хранения файлов; поддержку возможности автоматической синхронизация хранимых данных и режима прозрачного шифрования файлов, загружаемых в хранилище.

В качестве примера приведем Amazon EC2 сервис, который представляет собой безопасный и масштабируемый вычислительный ресурс в облаке. Пользователь может запускать на нем свои приложения, когда это необходимо, без предварительных обязательств.

Одним из комплексных подходов использования облачных решений для вуза является предложение компании Oracle. Сегодня Oracle предоставляет наиболее полные решения для университетских городков.

В настоящее время принято выделять три основные модели обслуживания облачных технологий, которые иногда называют «слоями облака». Эти три слоя - услуги инфраструктуры, услуги платформы и услуги приложений - отражают строение не только облачных технологий, но и информационных технологий в целом.

Первый уровень - «Инфраструктура как услуга» (Infrastructure as a Service - IaaS), которая является основой облачных вычислений.

На данном уровне пользователь полностью самостоятельно формирует инфраструктуру, которая ему необходима. То есть он пользуется услугой аутсорсинга или аренды мощностей. Пользователь не управляет основной инфраструктурой облака, но управляет операционными системами, хранилищем и развернутыми им приложениями.

Промежуточным уровнем является платформа (Platform as a Service -PaaS), являющаяся инфраструктурой приложений. Платформа как сервис (Platform as a Service) - это предоставление интегрированной платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки веб-приложений как услуги. Пользователь получает доступ к определенной инфраструктуре с уже настроенным аппаратным и программным обеспечением. Пользователь не может управлять конфигурациями инфраструктуры, но управляет развернутыми приложениями на платформе [6].

Способность создавать исходный код и предоставлять его в общий доступ внутри команды разработки значительно повышает производительность по созданию приложений на основе PaaS.

Верхний уровень - уровень приложений (Software as a Service - SaaS), при котором поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет

April 23-24, 2024

56

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

chirchiaäavlat£sda§ogikaäniversitei^—^^amsnsi^iiÄyäisi^is^äk^iäiag^^iämsss^^

им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет.

Несмотря на успешное использование вышеуказанных моделей платформ, на наш взгляд, по прежнему актуальной остается задача создания облачной платформы, включающей средства поддержки всех компонентов облачных интеллектуальных систем, а также средств их интеграции.

REFERENCES:

1. Кораблев, А. В. Идентификация информационных рисков использования облачных технологий в банковской деятельности. Автореф. дисс.. .канд.экон.наук. - 2017, Самара

2. Макарчук Т. А., Юрьева Т. А. Профессионально направленное обучение студентов-психологов заочной формы обучения // Вестник Забайкальского государственного университета Ч.: 2008. - № 5 (50). С. 47 с.

3. Fogel, Robert. Education Cloud: Delivering Education as a Service. URL: https://www.k12blueprint.com/sites/default/files/ITDM education cloud final.pdf (дата обращения: 13.03.2018).

4. Arduino Cloud IDE. URL: https://codebender.cc/ (дата обращения: 17.04.2018).

5. Материалы международной конференции International conference of developers and users of free / open source software [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lvee.org/en/reports/LVEE 2011 03

6. Алексеева Т. В. Использование облачных технологий для организации обучающего информационного пространства // Информационно-коммуникационное пространство и человек : материалы II международной научно-практической конференции. Пенза, 15-16 апреля, 2012. С. 77-80.

57

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.