ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)
УДК 378
ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ
© Э.И.Назмиева
В статье описывается динамика развития негосударственных вузов, раскрываются преимущества организации иноязычной подготовки в негосударственном вузе. Иноязычная подготовка рассматривается на основе компонентов формирования коммуникативной компетенции: социальный, социолингвистический, лингвистический, стратегический, дискурсивный и социокультурный. Осуществлена оценка возможных преимуществ и рисков выхода негосударственного сектора России на международный рынок образовательных услуг.
Ключевые слова: негосударственные вузы, иноязычная подготовка, коммуникативная компетенция, международный рынок образовательных услуг.
Высшее образование является определяющим фактором формирования, развития и реализации образовательных потребностей. Негосударственное высшее образование, уже продемонстрировавшее свои сильные стороны, еще более стимулирует эти процессы, чем государственное. Так, например, оно умеет активно создавать и внедрять новые образовательные стратегии и технологии, демонстрирует высокие адаптивные качества относительно системы образования, оказывает сильное влияние на развитие государственного высшего образования, демонстрируя стимулирующие возможности внебюджетного развития внутри государственных образовательных учреждений [1: 47].
Динамика развития негосударственных вузов обусловливается:
- конкуренцией с государственной высшей школой, которая вынуждает постоянно находиться в поисках нового, способного привлечь внимание потенциальных потребителей на жестком рынке образовательных услуг;
- необремененностью опытом, традициями, которые могли бы тяготеть над ними;
- необходимостью оперативно вносить изменения в подготовку специалистов, поддерживать высокую инновационную направленность деятельности в результате прямой зависимости от рынка труда. Негосударственное высшее образование ассоциируется с новообразованием, которое является следствием и в то же время фактором трансформации общества [2].
Негосударственные высшие учебные заведения могут обладать наибольшей гибкостью для процесса оптимизации и повышения качества профессионального обучения, так как они способны быстро реагировать на запросы общества и экономики за счет большей свободы в построении учебных планов и привлечении ресур-
сов. Это делает негосударственный сектор полигоном для апробации новых подходов в образовании. Его предложения учитываются при формировании Федеральных целевых программ. Появление и формирование в России негосударственных образовательных учреждений объясняется рядом факторов, среди которых:
- объективная невозможность быстрой реакции государственной системы образования на изменяющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране;
- появление запросов определенных социальных групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их интересы и потребности;
- блокирование в предыдущие годы практи-ко-ориентированных форм взаимодействия российского образования с зарубежными педагогическими системами;
- отсутствие в рамках существующей системы образования структур управления, научноисследовательских и научно-практических центров, определяющих условия и механизмы внедрения в образовательную практику наиболее перспективных отечественных моделей обучения и воспитания [3: 38].
Таким образом, можем выделить следующие преимущества организации иноязычной подготовки в негосударственном высшем учебном заведении профессионального образования:
1. Иноязычная подготовка ориентирована на развитие коммуникативных навыков студентов, иностранный язык рассматривается как средство общения. Ведущими компонентами формирования коммуникативной компетенции выступают социальный и социолингвистический. При освоении обучающимися языка как средства общения используется прием ролевой игры, обеспечивающий постоянный интерес к иноязычной
речевой деятельности. Студенты должны четко представлять цель и результат своего речевого действия. Так, например, в ЧОУ ВПО «Академия социального образования» (г.Казань) при изучении темы «Маркетинг» из курса «Деловой иностранный язык» нами была предложена игровая ситуация: предположить различные причины падения спроса на товар фирмы. Соответственно ситуации употребляется грамматическая конструкция сослагательного наклонения. Например, студенты должны продолжить с некоторыми вариациями фразы, предложенные преподавателем: The item would be in great demand if.... (we had thought of a better cover, had chosen the right target market.). The product would have been well accepted if...(we had done/did something). Необязательно начинать с главного предложения, если студенты уже хорошо усвоили формирование придаточного, таким же образом преподаватель может начать с придаточного предложения, чтобы студенты отрабатывали формирование главного. Но поскольку при данном виде работы упор делается в основном на коммуникацию, понимание друг друга, не стоит акцентировать внимание на грамматических ошибках.
2. Студенты ориентированы на практическое применение изучаемого языка, при обучении используются зарубежные интерактивные технологии подготовки будущего специалиста, такие как обучение в сотрудничестве и метод проектов как один из способов осуществления обучения в сотрудничестве. При проектной методике формулируется цель, направленная на достижение практического результата. И преподаватель, и студенты в равной степени несут ответственность за результаты совместно организованной продуктивной деятельности. Учебно-познавательные умения формируются на основе ориентировочной деятельности, алгоритма. Здесь преимущественно развиваются дискурсивный и социальный компоненты коммуникативной компетенции.
3. Иноязычная подготовка осуществляется в целях приобщения к иной культуре, строится как диалог национальной и иноязычной культур. Таким образом, культура проявляется как живая деятельность людей в системе социальных связей. Основной задачей иноязычной подготовки выступает приобщение студентов к особенностям повседневного опыта, национальным традициям и фоновым языковым знаниям студентов за рубежом в их сопоставлении со своими знаниями, традициями и речевым опытом. Такой диалог культур в негосударственном вузе возможен за счет лингвострановедческой направленности обучения, когда усвоение лексических
единиц происходит с учетом национальнокультурной специфики их употребления [4]. Организация процесса обучения открывает студенту «окно в другой мир». В данном педагогическом процессе реализуются преимущественно социокультурный и социолингвистический компоненты коммуникативной компетенции.
4. Осознанное овладение студентами иностранным языком. Процесс иноязычной подготовки студентов воспринимается последними как таковой при условии, что студенты видят личностную значимость познания и смысл учебной деятельности, поскольку только в этом случае активизируются все психические процессы студента. Организация иноязычной подготовки студентов в негосударственном вузе должна осуществляться так, чтобы они всегда видели смысл данного вида учебной деятельности. Учебный процесс должен опираться на практические действия, типичные для обучающихся, с целью задействовать все виды восприятия. Приоритетными компонентами коммуникативной компетенции здесь выступают лингвистический и дискурсивный.
5. Индивидуально-дифференцированный подход в условиях групповой формы работы с применением информационных технологий в иноязычной подготовке. В условиях групповой формы работы предусматривается подбор индивидуальных заданий в зависимости от мотиваций студента и уровня сформированности речевых навыков, постановка познавательных задач, связанных с личностным опытом обучающихся, умение работать в группе. Поэтому при организации общения на занятиях необходимо использовать такие коммуникативные ситуации, которые затрагивают интересы студента, а при парной и групповой формах работы поддерживать интерес к студентам с низким речевым статусом.
Работа таких негосударственных вузов Казани, как ЧОУ ВПО «Академия социального образования» и ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», показывает, что основное преимущество негосударственного вуза - возможность управлять финансовыми потоками, что позволяет внедрять новейшие инновационные технологии в учебный процесс, развивать материально-техническую и информационно-библиотечную базы, а также повышать мотивацию труда профессорско-преподавательского состава. Соответственно, это позитивно влияет на эффективность обучения и, следовательно, профессионализм выпускников. Второй момент, который характерен для негосударственного вуза - это личностно-ориентированный подход (как компонент личностно-деятельностного подхода в обу-
Э.И.НАЗМИЕВА
чении) к каждому студенту. Еще одна особенность - это открытость для общества, проявляющаяся, в частности, в связи с внедрением в вузе информационной системы. Успеваемость студента оценивается в баллах по модульнорейтинговой системе, позволяющей выявить его рейтинг среди группы, курса и в целом по вузу. Кроме того, большое внимание уделяется качеству преподавания. Например, ежегодно проводится мониторинг преподавателей, позволяющий выявить недостатки и определить вектор улучшения работы вуза. Частные вузы имеют возможность оперативной корректировки учебных программ и введения новых специальностей в соответствии с потребительским спросом, что является предпосылкой сохранения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В негосударственных вузах для преподавателей предлагается гораздо больше возможностей для самореализации, апробирования новых походов в образовании, экспериментирования. Вузы такого типа ориентированы на индивидуальный подход к студентам, поддержание демократической атмосферы в учебном заведении. Студенты негосударственных вузов имеют возможность контролировать добросовестность и полноту предоставления вузом образовательных услуг.
Среди возможных преимуществ негосударственного сектора образования также можно назвать инвестирование значительных ресурсов на развитие инновационных образовательных программ, повышение их качества, ориентированность на интеграцию науки и образования, возможность высокой прибыльности международных образовательных услуг; расширение диапазона образовательных программ и технологий обучения, в том числе за счет развития дистанционных, краткосрочных, обменных программ, на основе индивидуальных учебных планов; достаточность информационных ресурсов для эффективного решения задач выхода на международный рынок образовательных услуг; достаточная самостоятельность вузов в распределении ресурсов в том числе на международную деятельность.
Среди возможных рисков для негосударственного сектора российского образования на международном рынке образовательных услуг с учетом иноязычной подготовки отметим отсутствие четкой организации российских обменных программ; недостаточная развитость инфраструктуры для привлечения иностранных студентов, лучших иностранных преподавателей и исследователей, низкая степень интернационализации среды обучения в целом; проблема признания за рубежом российских документов об
образовании. Кроме того, российские вузы не занимают ведущих мест в международных рейтингах лучших университетов, что снижает их конкурентоспособность на рынке международных образовательных услуг.
Оценка преимуществ и рисков выхода негосударственного сектора России на международный рынок образовательных услуг важна для выявления организационных, финансовых, технических и прочих ресурсов повышения эффективности международной составляющей негосударственного профессионального образования в России. Особенно сильным является влияние международных обменов в кризисные моменты развития образовательной системы, когда возрастает необходимость в ее институциональных преобразованиях. В связи с этим преподавание иностранного языка является важным фактором участия в международном рынке образовательных услуг.
1. Тейтельман Н.Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: дис. ... канд. со-циол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 161 c.
2. Добрянский И.А. Негосударственное образование как социокультурный феномен // Высшее образование в России. - М.: Роспечать, 2007. - №6. -С. 83 - 85.
3. Шуткина ЖА. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008. - 176 с.
4. Трегубова Т.М. Проект «Болонская тетрадь» как инновационный механизм модернизации высшего образования в условиях его глобализации и интернационализации // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - Вып. 4. - С. 48 - 56.
5. Белякин А.М. Критерии сравнительного исследования конкурентоспособности образовательных систем // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем: материалы XX Всероссийской научной конференции. - Казань: КГУ, 2010. - С. 73-78.
6. Трегубова Т.М. Диверсификация как ведущий принцип реформирования подготовки социальных работников в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2010. - №3. -Том 5. - С. 62-70.
7. Witte J.K. Change of degrees and degrees of change: comparing adaptations of European higher education systems in the context of the Bologna process. - Enschede: Center for Higher Education and Policy Studies (CHEPS) / University of Twente Wolff, 2006. -654 p.
BENEFITS AND RISKS OF FOREIGN LANGUAGE STUDENTS’ TRAINING AT NON-STATE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
E.I.Nazmiyeva
This article describes the dynamics of private universities, and reveals the features of organization of foreign language training in a private university focusing on its benefits. Foreign language training is considered on the basis of student-active approach, including the development of the communicative competence components: social, sociolinguistic, linguistic, strategic, discursive and socio-cultural ones. The benefits and risks of the private sector in education are assessed with Russia entering the international market of educational services.
Кеу wоrds: private universities, features of foreign-language training, student-activity based approach, communicative competence, international market of educational services.
Назмиева Эльмира Ильдаровна - аспирант лаборатории компаративных исследований профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования.
Е-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.01.2012
27З