Научная статья на тему 'Преимущества и проблемы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий'

Преимущества и проблемы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишмухаметов Р.З.

В данной статье предпринята попытка обозначить проблемные вопросы, возникающие при реализации программ дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишмухаметов Р.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества и проблемы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий»

УДК 378.635 МВД(470).046.4: 004.588 Р- ИШМУХАМЕТОВ, начальник факультета

дополнительного профессионального образования Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

R. Z. ISHMUKHAMETOV, the head of the department of additional professional education of Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Ufa)

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE ADVANTAGES AND PROBLEMS OF REFRESHER TRAINING WITH THE USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация. В данной статье предпринята попытка обозначить проблемные вопросы, возникающие при реализации программ дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова и словосочетания: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, дистанционное обучение.

Annotation. An attempt to designate problematic issues arising while implementation of additional professional education with the use of remote educational technologies is made in this article.

Keywords and phrases: additional professional education, refresher training, remote ;gj education.

2 Реформирование правоохрани-

s тельной системы сопряжено с реформи-^ рованием и совершенствованием систе-Сц мы дополнительного профессионально-¡^ го образования.

Повышение квалификации в сис-I теме дополнительного профессионального образования МВД России - это до-| полнительное обучение после получения « основного образования для лиц, зани-о мающихся профессиональной служеб-§ ной деятельностью в сфере охраны об-| щественного порядка, в целях обеспечения современного и качественного ис-^ полнения своих должностных обязанно-| стей. Основная цель такого обучения со-| стоит в углублении и совершенствова-^ нии профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения ^ своей служебной деятельности в соот-Л ветствии с требованиями современного § законодательства, а также передового eq опыта правоохранительных структур

России и зарубежных стран в сфере борьбы с преступностью [1, с. 75].

Цели повышения квалификации сотрудниками:

- обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;

- увеличение их инновационного потенциала;

- подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;

- освоение новых профессиональных требований, в том числе при переводе в другое подразделение;

- получение более высокой квалификации;

- приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

- привитие навыков принятия управленческих решений;

- побуждение учиться дальше.

В современных условиях систематическое повышение профессиональ-

ных знаний, совершенствование деловых качеств сотрудников стали насущной потребностью органов внутренних дел для успешного претворения в жизнь задач по борьбе с преступностью. Качество любой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел неразрывно связано с должностной подготовкой кадров [2, с. 3].

Одним из приоритетных направлений является совершенствование профессионализма сотрудников полиции, повышение уровня его квалификации. Возникла необходимость пересмотра методологических основ и подходов к повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел.

В прошлом сотрудники могли надеяться на то, что полученное ими образование и подготовка окажутся достаточными на всю жизнь. Однако сейчас базовое обучение создает лишь основу для профессиональной деятельности. Достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют того, что в связи с изменением обстоятельств и рабочей ситуации не потребуется совершенствовать имеющиеся у сотрудника навыки. Работа и учеба должны стать неразрывными, ведь если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию на рабочем месте, их навыки постепенно устаревают. Аналогичным образом, если руководство территориального органа внутренних дел не уделяет достаточное внимание обучению кадров, то эффективность работы подразделения тормозится.

Традиционно термин «развитие» (повышение квалификации) относилось к сравнительно небольшому по численности управленческому звену в крупных компаниях, менеджеров считали «мозгом» организации. Сейчас возникла необходимость в распределении руководства, то есть большее число людей теперь должно владеть соответствующими навыками. Численность и удельный вес руководителей и специалистов возросли, что усилило потребность в

повышении профессиональной квалификации. Действительно, постоянное повышение профессиональной квалификации выдвигается в качестве обязательного требования сотрудникам ОВД. Необходимость в дополнительном обучении и повышении квалификации сначала затронула руководство и узких специалистов, а теперь это касается сотрудников всех уровней.

Несмотря на насущную необходимость, некоторые руководители неохотно уделяют достаточное внимание повышению квалификации сотрудников. Ниже приведены три наиболее типичных довода, некоторые из них, возможно, вам знакомы:

1. Мы очень заняты, нам с трудом удается справляться с текущей работой, нет времени на то, чтобы кого-то учить.

2. Опыт - лучший учитель. Мой начальник никогда мне не помогал и никогда не показывал, как и что нужно делать. Я учился работать сам, на соб- > ственных ошибках, так почему я должен ^ беспокоиться об обучении своих сотрудников?

3. Я принимаю на работу квали- § фицированных сотрудников. У нас не ^ учебное заведение - учиться нужно бы- ^ ло раньше. Здесь люди работают [3]. ВД

Личное участие в повышении ^ квалификации сотрудников способству- § ет самосовершенствованию в следую- Ц щих направлениях: |

1. Текущие дела. Концентрируя § внимание на повышение квалификации § сотрудников, вы тем самым заботитесь ^ о том, чтобы ваши сотрудники учились ¥ на ошибках, а не повторяли их. Если вы Ц сами или кто-либо из опытных сотруд- ^

ников научите людей, что и как нужно §

©

делать, у сотрудников появятся новые ^

навыки, круг их обязанностей можно |

расширить, что сэкономит вам время в ^

будущем. *

2. Потенциальные возможности | сотрудников. В отличие от оборудова- ^ ния ценность кадров повышается со ^

временем, благодаря приобретению новых знаний и опыта. Постоянно совершенствуя свои навыки, вы и ваши сотрудники никогда не отстанете от требований времени и сумеете справиться с изменившейся нагрузкой. Развитие собственных возможностей гарантирует в будущем независимость от других подразделений и консультантов.

3. Собственные перспективы карьерного роста. Типичная ошибка, когда человек, желая стать незаменимым, стремится сделать все сам. Позаботившись о повышении квалификации своих сотрудников и возложив на них больше ответственности, вы сэкономите силы и время и сможете расширить круг своих обязанностей.

Преимущества повышения квалификации для сотрудников:

1. Гарантированная занятость. Сотрудники, владеющие многочисленными навыками, больше востребованы, поскольку могут приспособиться к ме-^ няющемуся характеру работы. Развитие ^ универсальных навыков повышает цен-¡о ность сотрудника, который может вы® полнять разную работу в данном под-§ разделении.

У 2. Рабочий потенциал. Сотруд-

¡^ ник, занимающийся развитием своих с^ навыков и желающий их улучшить, мо-^ жет брать на себя дополнительные обя-§ занности. У таких сотрудников больше § возможностей для продвижения по § службе.

§ 3. Ослабление стресса. Адекват-

§ ная подготовка, соответствующая рабо-| чим требованиям, ослабляет стресс и у повышает способность приспосабли-'Ц ваться к изменениям и работе в слож-^ ных условиях.

¡г 4. Мотивация и удовлетворение от

§ работы. Повышая свою квалификацию, ? сотрудники ощущают заботу руково-^ дства, что способствует повышению мо-^ тивации и удовлетворения от работы. Ц Исследователи сделали важное

II наблюдение: люди хотят интересной и ^ увлекательной работы, хотят работать с

удовольствием и гордиться результатами своего труда. Руководители имеют большое влияние на работу своих сотрудников и их отношение к ней. Следует больше заботиться о повышении удовлетворенности работой.

Повышение квалификации сотрудников поможет по следующим ключевым направлениям:

1. Подбор и расстановка кадров. Перспектива обучения и повышения квалификации привлекает хороших специалистов. Текучесть кадров снижается, сотрудники получают больше удовлетворения от работы, так как могут полнее себя реализовать, а их усилия получают признание.

2. Выявление потенциальных руководителей. В процессе повышения квалификации проявляют себя сотрудники с потенциальными способностями к руководству, в связи с чем можно строить долгосрочные планы на будущее в масштабах подразделения.

3 . Способность организации действенно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Прошедший повышение квалификации сотрудник расширяет возможности реагирования на меняющиеся требования времени.

Особую значимость приобретает переход на новую систему подготовки кадров, одним из важнейших сегментов которой является дополнительное профессиональное образование с применением дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное обучение - это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдаленности преподавателей и обучающихся друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Основная цель данного вида обучения - расширение возможностей для людей, желающих повысить свои профессиональные навыки.

Преимущества дистанционного обучения очевидны. Во-первых, это не-

зависимость от географического положения. Во-вторых, свобода выбора графика и темпа обучения. В-третьих, снижение затрат на образование. В-четвертых, возможность совмещать учебу с работой.

Значимость дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий на этом этапе трудно переоценить. Раньше для того, чтобы пройти обучение, сотруднику приходилось на некоторое время полностью отрываться от службы и погружаться в учебу. Нередко приходилось отправляться в другой город, регион, нести расходы на дорогу и проживание, работодателям приходилось платить командировочные.

Обучающимся образовательной организацией обеспечивается доступ к базе учебных материалов, которые они смогут изучать в любое удобное время. В свою очередь это ориентирует сотрудника на самообразование.

Вместе с тем, в организации повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий имеются ряд проблем:

1. Разноплановость заведений, осуществляющих повышение квалификации, отсутствие образовательного учреждения, выполняющего роль координатора, не дают возможности выработать единую ведомственную политику и создать стандарты в сфере дополнительного профессионального образования, скоординировать научные исследования программы и инструментарий обучения [4, с. 3].

2. В ведомственной системе дополнительного профессионального образования должны сложиться четкие подходы к распределению должностных категорий по учебным заведениям. Это позволит учебному заведению не находиться в постоянном процессе разработки учебно-программной документации и методического обеспечения, а оттачивать содержание и формы обучения

устоявшихся категорий. Немаловажен и принцип территориальности.

3. Возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения. Образовательные организации должны быть включены в программы технического оснащения практических органов программными средствами и оборудованием, необходимыми для ведения образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий.

4. Проблемы организации обучения по месту службы. Повышение квалификации должно быть мотивированным. Необходимо выработать особую мотивацию к получению знаний, в условиях отсутствия регулярного контроля со стороны преподавательского состава. Должен быть решен вопрос о влиянии повышения квалификации на карьерный рост сотрудника.

5. Не регламентированы права и обязанности участников образовательных отношений. В частности, необхо- > димо включить в образовательный про- ^ цесс третью сторону - руководителей территориальных органов внутренних <ч дел, вменив им в обязанность: а

- направлять заблаговременно ^ списки обучающихся в образователь- ^ ную организацию с целью подготовки N приказов о зачислении на обучение; ^

- обеспечивать своевременный § доступ к рабочему месту (ПЭВМ), под- Ц ключенному к сети ЕИТКС в соответст- § вии с расписанием учебных занятий; §

- контролировать процесс обуче- | ния своих сотрудников и выполнение ^ ими расписания учебных занятий; |

- проверять наличие копий до- Ц кументов о высшем (среднем профес- ^ сиональном) образовании, при убытии § сотрудника в образовательную органи- | зацию для итоговой аттестации или на- | править указанные документы в образо- ^ вательную организацию при дистанци- « онном проведении итоговой аттестации. |

С учетом имеющихся проблем ^ необходимо разработать Методические ^

<N

а а

и и

£

рекомендации о порядке организации образовательной деятельности по программам повышения квалификации, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях, находящихся в ведении МВД России.

При разработке методических рекомендаций учитывать вопросы, связанные с:

- регламентацией прав и обязанностей участников образовательных отношений;

- распределением ролей участников образовательного процесса, в т. ч. комплектующих территориальных органов внутренних дел;

- порядком учета учебной и методической нагрузки профессорско-преподавательского состава;

- минимальным учебным и методическим обеспечением образовательной программы (лекции, тестовые задания, учебники, практические задания и т. п.);

- порядком зачисления и прекращения образовательных отношений;

- порядком устранения текущих задолженностей обучающихся;

- порядком отчисления обучающихся за невыполнение учебного плана;

- порядком дистанционного проведения итоговой аттестации;

- порядком направления обучающимся удостоверений о повышении квалификации.

19-20 мая 2015 года в Барнаульском юридическом институте МВД России проведен круглый стол по вопросам применения дистанционных образовательных технологий при реализации программ повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.

По результатам работы круглого стола и предложений, поступивших от образовательных организаций, ДГСК МВД России утвердил:

- сроки обучения не менее 4-х недель;

- нормы планирования и учета затрат времени на учебную, методическую работу профессорско-преподавательского состава при обучении слушателей с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях МВД России.

Кроме этого, по указанию ДГСК МВД России образовательными организациями МВД России разработаны учебно-методические комплексы и проекты примерных дополнительных профессиональных программ, планируемых к реализации с использование дистанционных образовательных технологий в 2016 году.

s а

о

^

0 «

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а -с а

1

о

^

0 «

1

£ «

а s

ЛИТЕРАТУРА

1. Дикарев В. Г., Григорьев В. Н. Современные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Полицейская и следственная деятельность. 2013. № 3.

2. Трофимов А. В. Методические основы определения содержания повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. 52 с.

3. Питер Шейл (Peter Shayle) [Электронный ресурс] http://www.elitarium.ru/2006/07/18/preimushhestva_povyshenija_kvalifikacii.html (дата обращения: 16.10.2015).

4. Иванова Л. В. О некоторых организационно-правовых проблемах дополнительного профессионального образования в системе МВД России // Вестник ВИПК МВД России. 2014. № 2(30).

© Ишмухаметов Р. З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.