Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / дистанционное обучение / преподавание / самостоятельность / самоконтроль деятельности / личная ответственность / новые технологии.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джумаева Наргиз Иркиновна

дистанционное образование – это процесс интерактивного общения студентов и преподавателей с помощью цели, содержания, методов, средств обучения и интернет-технологий образовательного процесса. В статье анализируются вопросы дистанционного обучения, его преимущества и недостатки в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В

УЗБЕКИСТАНЕ Джумаева Н.И.

Джумаева Наргиз Иркиновна - кандидат педагогических наук, доцент, Международная исламская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: дистанционное образование - это процесс интерактивного общения студентов и преподавателей с помощью цели, содержания, методов, средств обучения и интернет-технологий образовательного процесса. В статье анализируются вопросы дистанционного обучения, его преимущества и недостатки в образовательном процессе.

Ключевые слова: интернет, дистанционное обучение, преподавание, самостоятельность, самоконтроль деятельности, личная ответственность, новые технологии.

Сегодня развитие образования развивается и меняется очень быстро. Практически ежеминутно в разных уголках нашей планеты происходят изменения и обновления, и каждый день мы живем под сильным потоком информации. Поток и объем информации влияет на каждый момент и место жизни -во время учебы, дома, на работе и даже в свободное время.

Значительные изменения происходят в системе образования Узбекистана. Следует сказать, что в республике наряду с различными формами обучения, широко используется и форма дистанционного обучения.

Дистанционный метод обучения - это современная форма обучения, которая развивает у студента самостоятельное мышление, способность оценивать ситуацию и делать выводы. Учит самостоятельному получению знаний, исследованиям, мышлению.

Преимущество дистанционного образования в том, что каждый может учиться в удобное время, в удобном месте, в удобной среде. Благодаря этому данная система сегодня широко популярна в мире.

Дистанционное образование - это процесс интерактивного общения студентов и преподавателей с помощью цели, содержания, методов, средств обучения и интернет-технологий образовательного процесса [1, с.3].

Сегодня многие вузы и крупные предприятия мира используют этот метод для повышения квалификации специалистов, экономя миллионы денег в год.

Существуют также организационные и экономические преимущества дистанционного обучения, например, для обучения не нужны классы, доски, столы и другие учебные средства. Финансовые затраты в основном расходуются на подготовку учебно-методических материалов и интернет-трафика. Естественно, эта система снизит затраты. Чем понятнее и детальнее учебные материалы, тем полезнее они для студента.

Что нужно для дистанционного обучения? Это процесс онлайн-обучения между педагогом и студентами. Для таких занятий в первую очередь необходимы общение, дистанционные методические материалы, контенты, электронные и обычные учебники, аудио- и видеоучебники, онлайн-уроки (вебстраница), электронные библиотеки, тесты, мультимедийные электронные учебники и, конечно же, компьютер, подключенный к Интернету.

При таком виде обучения суденту не нужно ходить в ВУЗ каждый день. В то же время по этой системе могут получить образование люди с ограниченными возможностями здоровья, дети, проживающие в отдаленных районах.

Взрослым предоставляется возможность получать образование и повышать квалификацию в дистанционном обучении, не отрываясь от работы. Кроме того, возможно изучение нескольких курсов одновременно при дистанционном обучении.

Исследования показали, что дистанционное образование не уступает традиционному образованию. Возможно, в этом есть преимущества. Ведь основную часть учебного материала студент усваивает самостоятельно. Это помогает освоить и запомнить затронутые темы. Кроме того, изучение материала с помощью новых технологий будет для студента интересным и содержательным [2, с. 388].

В такой образовательной системе не будет таких проблем, как нехватка учебников и пособий. Студент получает учебный материал по электронной почте или в социальной сети. При этом он может подписываться на определенные сайты, заходить в базу и получать нужную ему информацию.

Еще одним преимуществом дистанционного обучения является его доступность. В частности, деньги не тратятся на дорогу в ВУЗ и обратно или на транспорт. Для обучения за границей не требуются виза и заграничный паспорт. Оценка студентов в дистанционном обучении проводится с помощью онлайн-тестов. Благодаря этому студенты не испытывают беспокойства и волнения во время экзамена.

Выгодным аспектом такого учебного процесса для педагога является то, что он может уделить внимание относительно большому количеству учащихся посредством дистанционной педагогической деятельности. Учитель может спокойно продолжать свою работу, даже находясь в отпуске или декретном отпуске.

Есть ли проблемы? Проблема в том, что :

• в таком процессе студенту приходится читать и усваивать весь материал самостоятельно. Поэтому она требует силы воли, ответственности и самоконтроля.

• Прямого общения между преподавателем и студентом при дистанционном обучении нет. Поэтому студенту, постоянно обучающемуся в такой системе, может быть трудно свободно высказывать свое мнение в толпе.

• В онлайн-образовании сложно определить, выполнил ли домашнее задание и работал ли он самостоятельно. Поэтому в вузах дистанционного обучения предусмотрено, что студент должен прийти лично и сдать экзамены.

• Тот факт, что скорость интернета в отдаленных районах невысокая, а у некоторых детей недостаточные навыки пользования интернетом, делает такой образовательный процесс неэффективным.

В нашей республике реализуются системные меры по дистанционному обучению в ВУЗах страны. В этом процессе активно участвует и профессорско-преподавательский состав Международной исламской академии Узбекистана. В такой системе обучения повышенная личная ответственность и ответственность преподавателей и студентов хорошо сказывается на освоении новых образовательных программ. За короткое время наши студенты научились собирать информацию из интернета, самостоятельно выполнять поставленные задачи удаленно. Кроме этого, существует офлайн-обучение студентов академии по графику, где студентам предоставляются принимать активное участие на диспутах по решению тех или иных вопросов по тематике. Студенты академии, участвуют в международных онлайн-олимпиадах, конкурсах и занимают высокие места.

Дистанционное образование имеет методические, социальные и психологические достоинства и преимущества. Это:

• удобство графика занятий - студент может участвовать в обучении в удобное для него время;

• удобные места доступа - интернет-кафе, дом, гостиница, рабочее место и другие места, где студенты могут участвовать в образовательном процессе;

• удобный учебный план - учебный план может быть организован для обучающихся в соответствии с требованиями индивидуальных и государственных образовательных стандартов;

• накопление базы данных - возможность собирать и использовать знания предыдущих студентов;

• визуальные возможности - полное использование мультимедийных возможностей;

• подбор квалифицированных педагогов и вовлечение в образовательный процесс;

• наличие возможности записи курса и просмотра его.

Итак, современная образовательная политика должна быть ориентирована на вызовы XXI века, т.е. не просто на повышение уровня образованности подрастающих поколений, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира - социальным, экономическим, технологическим и информационным [4, с. 35].

Резюмируя вышесказанное, можем сказать о том, что, поскольку дистанционное образование широко используется в мире, целесообразно и устойчиво использовать этот вид образования в нашей стране. Нельзя забывать, что разъяснение молодым учащимся удобных и оптимальных сторон дистанционного обучения и поднятие его на уровень мировой системы образования является одним из требований современного образования. Ведь это образование имеет и воспитательное значение - оно дает возможность научить молодых людей, которые используют Интернет и свой досуг бесцельно и неэффективно, использовать время и возможности целесообразно.

Список литературы

1. Абдукадиров А.А., Пардаев А.Х. Теория и практика дистанционного образования. - Ташкент: Фан, 2009. С.3.

2. Allayarova S.N. Implementation of modem information communication technologies (Ict) in higher education sector: International experience and the example of Uzbekistan (2019) International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 9 (1), P. 386-392.

3. Джумаева Н.И. Подготовка квалифицированных педагогов - важный фактор развития общества // Наука и образование сегодня. Издательство «Проблемы науки» Москва, 2019. №1(36). С.75-76.

4. Джумаева Н.И. Повышение уровня образованности молодежи на основе национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан // Наука и образование сегодня. Издательство «Проблемы науки» Москва, 2019. № 11 (46). С. 35-37.

5. Джумаева Н.И. Развитие интеллектуально-проектировочной деятельности студентов при помощи метода межпредметных проектов // Наука и образование сегодня, 2021. № 9 (68). С. 34-37.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 28.11.2022)/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.