ЖеребчиковаИ.С., ЧитайкинаА. И., БарановВ.А.
Пензенский Государственный Университет
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ В РОССИИ
Курс, взятый Правительством РФ на существенное повышение конкурентоспособности отечественной экономики, придал особую актуальность вопросу гармонизации национальных и международных стандартов. Национальная стандартизация, являясь важным фактором государственной социально-экономической политики, не используется в должной мере для повышения конкурентоспособности российской экономики.
Гармонизация национальных стандартов с международными способствует [1]:
- организации совместных предприятий и расширения кооперационных связей с иностранными поставщиками техники, технологий и компонентов, продвижения отечественных технологий на глобальный рынок;
- созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Применение современных национальных стандартов позволит им сократить в 3—4 раза издержки на создание и вывод на рынок конкурентоспособной продукции и технологий;
- признанию на глобальном рынке результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических регламентов и национальных стандартов. Это снизит торговые барьеры на пути движения российских товаров на конкурентные рынки.
Степень гармонизации национальных стандартов смеждународными в России по данным Росстандарта в среднем составляет 44%.Нефтегазовая отрасль, являющаяся локомотивом отечественной экономики, с уровнем в 11% оказалась в концесписка. Для сравнения, уровень гармонизации государственных стандартов с международными в нефтегазовой отрасли Казахстана составляет 91,4% [2].
Примером, свидетельствующим о преимуществах применения гармонизированных стандартов, является проект ВСЖМ-1 ОАО «Скоростные магистрали» - дочерней компании ОАО "РЖД", отвечающей за реализацию инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта, включая создание высокоскоростных магистралей [3] .ВСЖМ-1 - это выделенная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. Ожидаемая скорость движения по ВСЖМ-1 -400 км/ч, планируемое время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом не превысит 2,5 часов.Так как в России не существует высокоскоростного железнодорожного транспорта со скоростью движения более250 км/ч, то нет и соответствующей нормативной базы. Разработка собственных стандартов и норм - длительный и дорогостоящий процесс. Наиболее экономичным и естественным решением является внедрение и адаптация европейских стандартов в России.
Внедрение в РФ евростандартов до начала реализации проекта ВСЖМ-1:
- сэкономит значительные средствана разработку собственных стандартов;
- повысит эффективность совместной работы отечественных и иностранных специалистов, поскольку стандарты будут служить общим техническим языком, не требующим переводчиков;
- задаст мощный стимул к инновациям в железнодорожной отрасли, поскольку в современных европейских стандартах отсутствует описание технологий, а предъявлены лишь функциональные требования к эксплуатационным характеристикам продукции. При таком подходе любая новая технология может тут же внедряться, не требуя изменения самих стандартов.
- позволит снизить затраты на строительство, поскольку евростандартыстандартизируют более эффективные и менее материалоемкие методы строительства. По предварительным оценкам ожидаемый эффект от применения стандартов, гармонизированных с европейскими, составит 10-30 % от стоимости проекта.
Гармонизация стандартов по безопасности пищевых продуктов с международными стандартами позволит России закрепить свои позиции во Всемирной торговой организации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит последовательную работу по гармонизации российских и международных требований к показателям безопасности и качества пищевых продуктов. Деятельность Роспотребнадзора по гармонизации национальных требований осуществляется в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации по выполнению обязательств, связанных со вступлением России в ВТО.
С 2009 года гармонизированы с европейскими более 200 нормативных актов, определяющих требования к максимально допустимому уровнюв пищевых продуктах остаточных веществ: антибиотиков, пестицидов и контаминантов. Соответствующие изменения были внесены в российские нормативные правовые акты и документы Таможенного союза, регламентирующие требования к безопасности допускаемых на российский рынок продуктов питания [3] .
На современном этапе можно условно выделить два направления гармонизации стандартов: горизон-
тальное и вертикальное [1]. Горизонтальное направление характерно для наиболее развитых в научно - техническом отношении стран (страны Евросоюза, США, Япония). Гармонизированный стандарт горизонтального направления представляет собой нормативный документ с полностью согласованными требованиями к качеству объекта стандартизации.
Вертикальная гармонизация стандартов характерна для развивающихся стран с уровнем развития производства заметно ниже, чем у мировых лидеров. Это направление гармонизации не позволяет создавать полностью гармонизированные стандарты, т. к. национальная промышленность не способна обеспечить высокий уровень требований, заложенных в стандартах развитых стран. В данном случае точнее говорить не о гармонизации, а об адаптации высоких требований мировых стандартов к возможностям собственных производителей.
Все действия по гармонизации российских и международных стандартов можно условно разбить на пять этапов.
На 1 этапе необходимо проанализировать стандарт, подлежащий гармонизации, на наличие ссылок на нормативные документы, требования которых не гармонизированы с зарубежными стандартами.
На 2 этапе проводится сравнение гармонизированных стандартов по содержанию с целью выявления наличия совпадений или различий однотипных норм.
На 3 этапе сопоставляются уровни развития стран, стандарты которых подвергаются гармонизации. Этот этап выполняется только для вертикальной гармонизации.
На 4 этапе необходимо сформулировать требования, которые следует включить в гармонизированный стандарт. Также на данном этапе принимается решение о способности отечественным производителем выпускать продукцию, соответствующую более высоким требованиям иностранных стандартов.
На 5 этапе в гармонизированный стандарт добавляются требования, которые в будущем поспособствуют развитию техники.
Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами и услугами, заключения соглашений, развития и углубления сотрудничества, совместного решения
научно-технических проблем, повышения качества продукции, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды.
Сегодня в ведущих странах мира большая часть документов, циркулирующих между правительственными учреждениями (в Великобритании, например, более 90%), существует только в электронном виде. В России 11 июня 2008 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на базе ООО «Электронные офисные системы (проектирование и внедрение)» (ЭОС ПВ) создан подкомитет ПК 6 по стандартизации «Жизненный цикл электронного документооборота».Он создан для того, чтобы повысить эффективность работ по стандартизации и подтверждению соответствия процессов автоматизации электронного документооборота на всех этапах жизненного цикла на национальном и международном уровнях, а также, чтобы согласовывать эту деятельность с заинтересованными организациями. Также введение электронного документооборота является неотъемлемой частью процесса гармонизации .
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пугачев С., Самков В. О программе гармонизации национальных стандартов в научно-технической и производственной сферах на период до 2 012 г.//Стандарты и качество.-2008.-№10.
2. ОАО «Скоростные магистрали», дочерняя компания ОАО «РЖД», 2011. - Режим досту-
па: http://www.hsrail.ru, свободный.-Загл.с экрана.-Яз.рус.,англ.
3. Птица-Ру-птицеводческий портал, 2011. - Режим доступа: http://www.ptica-ru.ru/, свободный.-Загл.с экрана.-Яз.рус.