Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
894
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрив А.А., Тлябичев Ш.М.

В статье рассматриваются полупрезидентская форма правления как разновидность республиканской формы правления. Охарактеризованы главные черты этой формы. Выделены характерные черты для полупрезидентской формы правления. Как и любая форма правления полупрезидентская обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF SEMI-PRESIDENTIAL FORM OF GOVERNMENT

The semi-presidential form of government as a kind of Republican form of government is discussing in the article and the main features of this form are described. Highlighted features of the semi-presidential form of government are identified. The semi-presidential form of government has its own characteristics, advantages and disadvantages like any another one.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ»

28. Peters F. E. Termenii filozofiei grece§ti. Bucure§ti, Editura, Humanitas, 1993.-450s.

УДК 340.12

Петрив А.А. студент 2-го курса Тлябичев Ш.М. студент 2-го курса Бахтамова Н.Г. научный руководитель «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются полупрезидентская форма правления как разновидность республиканской формы правления. Охарактеризованы главные черты этой формы. Выделены характерные черты для полупрезидентской формы правления. Как и любая форма правления полупрезидентская обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками.

Ключевые слова: полупрезидентская форма правления, президент, положительные и отрицательные стороны.

Petriv A.A., Tlyabichev Sh.M. students of the 2rd course, Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics,

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Bahtamova N. G., Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF SEMI-PRESIDENTIAL FORM OF GOVERNMENT

The semi-presidential form of government as a kind of Republican form of government is discussing in the article and the main features of this form are described. Highlighted features of the semi-presidential form of government are identified. The semi-presidential form of government has its own characteristics, advantages and disadvantages like any another one.

Keywords: a semi-presidential form of government, President, positive and negative sides.

Полупрезидентская форма правления является разновидностью республиканской формой правления, для которой характерно смешение элементов президентской и парламентской форм правления. В связи с этим ее нередко называют смешанной или промежуточной республиканской

формой правления. В качестве примера можно привести Францию. Полупрезидентская форма правления имеется также в Австралии, Португалии, Ирландии, Польше, Болгарии и других стран. Для того чтобы выявить плюсы и минусы данной формы правления необходимо выяснить ее основные положения, основные черты и разновидности.

Главной чертой этой формы правления является двойственный характер ответственности правительства, а именно перед парламентом и президентом. При смешанной форме правления президентская сильная власть выступает в сочетании с эффективным контролем парламента над правительственной деятельностью. В государствах с данной формой правления выборы президента и выборы в парламент проходят независимо друг от друга. Президент выступает в качестве главы государства, который представляет страну на международном уровне. Он наделен правом отлагательного вето на все решения парламента, правом введения чрезвычайного положения, однако, в указанный период он не имеет права на роспуск парламента. Президент может назначить главу правительства без согласования с парламентом, с учетом расклада политических сил. Вместе с выбранной главой они формируют новый кабинет министров. Президент присутствует на заседаниях правительства, утверждает его решения, следовательно, контролирует его деятельность. Однако, здесь наблюдается отсутствие права законодательной инициативы у главы государства. Таким правом обладает премьер-министр, который ответственен за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство посредством утверждения ежегодного бюджета, а также при помощи вынесения ему вотума недоверия.

Важным механизмом правления является референдум. В его компетенции находится решение наиболее важных для общества вопросов с помощью всенародного голосования. Результаты этого голосования имеют высокий правовой статус и являются обязанностью для всех государственных органов, то есть результаты обязательны для исполнения. В качестве законодательного механизма большинство демократических государств мира используют референдум, особенно на местном уровне. В различных странах имеются существенные отличия в области процесса инициирования референдума. В таких государствах как Великобритания, Норвегия, Швеция и в других его инициируют лишь парламент и правительство, а в других, к примеру, во Франции, к парламенту и правительству присоединяется президент как инициатор. В таких странах как Австрия, Италия, Швейцария инициатором выступает народ. Для состояния референдума не обязательно участие больших масс населения. Всенародные голосования используются как для принятия законов, так и для их отмены.

На основе всего вышесказанного можно выделить характерные черты для полупрезидентской формы правления: одновременное наличие должности президента, не входящего в другие ветви власти, и должности

премьер-министра, который возглавляет исполнительную власть; всенародное избрание президента; правительство несет ответственность перед парламентом; у президента в наличии есть право на роспуск парламента.

Полупрезиденская форма правления имеет свои разновидности: президентско-парламентская и парламентарно-президентская формы. Каждая из них имеет свои отличительные специфические признаки и распространяется в тех или иных странах.

Исследователи часто обращают свое внимание на возникновение полупрезидентской системы с элементами президенциализма. Так как исчезает парламентский вотум недоверия, то возникает нечто новое, которое ближе относится к чисто президентской системе. Элиминация парламентских черт происходит в законодательстве и в политической практике, что является более важным.

Полупрезидентская система государственного правления с элементами парламентаризма. Данное явление можно наблюдать в Ирландии, Исландии, Австрии, Македонии, Словении, Болгарии и Хорватии. Все странны данной группы, обладают схожими чертами: наличие президента, избранного путем всенародного голосования, который занимает более слабые позиции по сравнению с премьер-министром; правительство несет ответственность перед парламентом; государственный механизм функционирует как типичная парламентская система.

Еще одной разновидностью полупрезидентской формы правления выступает гиперпарламентская система с элементами президенциализма. К данной категории принято относить Южно-Африканскую Республику.

В специализированной литературе, помимо приведенных выше разновидностей, предлагается выделение квазипрезидентских и квазисмешанных образований. Они отдаленно напоминают классические формы полупрезидентского правления, но, однако, имеют обособляющиеся специфические черты. Таковыми обладает статус главы государства, присутствует особая система его взаимоотношений с законодательной и исполнительной властью, наличие намеренно ослабленного механизма конституционной ответственности и другие.

Часто можно наблюдать ситуацию, когда уже утвержденная в конституционной практике разновидность смешанной формы правления меняется под непосредственным влиянием определенных факторов.

Теперь перейдем непосредственно к определению положительных и отрицательных сторон полупрезидентской формы правления.

Как показывает опыт многих стран, создание смешанных форм правления имеет неоспоримые положительные стороны. Во-первых, обеспечивается стабильность в управлении страной, устраняется частая смена правительства, обеспечивается консолидация партий. Эти процессы ведут к укреплению роли государственной власти на местах, так как не нарушается деятельность местного самоуправления, способствует единению

государства. Это является особенно важным в условиях тех стран, в которых отсутствует опыт парламентского управления. Именно его отсутствие может привести к разброду и шатаниям, особенно в условиях несформировавшихся партийных структур, механизмов парламентского управления.

Однако такая форма правления имеет и свои минусы. Происходит нарушение единства структуры управления, и одновременно происходит возникновение новых видов отношений, несогласованности и коллизий, которых не было до перехода государства к полупрезидентской республике. Наблюдается разрушение сложившихся стандартов разделения властей, которые занимают устойчивые позиции в президентской и парламентской республике. Смешиваются разные начала, которые не всегда ведут к соблюдению конституционной законности. При создании смешанной или полупрезидентской форм в президентской республике возрастает роль парламента, усиливается его контроль за деятельностью правительства. Обратное явление происходит при переходе парламентской республики на полупрезидентскую форму правления. Здесь наблюдается падение значения парламента, значительное усиление власти президента, а ведь к этому парламентская форма правления не приспособлена, поэтому может возникнуть ситуация всевластия президента.

Полупрезидентская форма правления снижает роль институциональных факторов. Она имеет усиливающуюся зависимость от личности конкретного президента. Часто носители президентской власти стремятся к авторитаризму, персонализации власти. Как мы выяснили, наибольшие возможности для этого возникают в президентской республике. Вследствие этого переход парламентской республики к полупрезидентской форме правления, а потом, по возможности, и к президентской республике всегда влечет за собой усиление авторитаристских черт. Такими же последствиями обладает усиление власти премьер - министра в рационализированном парламентаризме.

Рассмотрев все необходимые подпункты, перейдем соответственно к заключению. Как и любая форма правления полупрезидентская обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками. К ее основным чертам относятся наличие должности премьер-министра и президента, который при этом относится ни к одной из ветвей власти, президент избирается в результате всенародного голосования, наличие у правительства ответственности перед парламентом и обладание президентом права роспуска парламента. Положительные черты заключается в объединении преимуществ президентской и парламентской форм правления, а к недостаткам относятся проблемы, вытекающие при переходе одной формы правления к полупрезидентской.

Использованные источники:

1. Белашов А. И., Рудиков Г. П., Правоведение: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПБ.: Питер,2011 - 451с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)

2. Городилов А. А., Правоведение: учебное пособие / А.А. Городилов, А.В.

Куликов, А.Г. Мнацаканян. - г. М.,издание«КНОРУС», 2012, - 321с.

3. Грудцына Л.Ю., Дмитриев Ю.А. Правоведение: учебник - г. М.,издание «Юркомпани», 2013, - 455с.

4. Лукьянова Н.Г. Нравственность и право как нормативно-ценностные регуляторы поведения человека: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Пятигорский государственный технологический университет. Пятигорск, 2004

5. Лукьянова Н.Г. Проблемы использования права на односторонний отказ от исполнения обязательств. В сборнике: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции "Правовое регулирование отдельных сфер жизни общества в свете европейской интеграции" сборник статей. Редакционная коллегия: Некрасов Е.Е.(председатель), Щербович И.А., Лукьянова Н.Г.. Пятигорск, 2011. С. 325-332.

6. Лукьянова Н.Г. Судейское устремление как средство реализации законных интересов. В сборнике: Сборник научных трудов юридического факультета №2 Сборник научных трудов юридического факультета РГТЭУ (Пятигорский филиал). Пятигорск, 2009. С. 109-118.

7. Толстова А.Е., Лукьянова Н.Г. Некоторые проблемы, возникающие при определении субъектного состава деликатных обязательств. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. № 4 (33). С. 70-74.

УДК 641:614.3

Поддубская Н.А., к.с.-х.н.

доцент

кафедра «Экономика и управление»

Маньшина А.И. студент 4 курса факультет «Агрономический» Донской государственный аграрный университет

Россия, п. Персиановский ОПАСНОСТЬ НИТРАТОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В данной статье рассматривается проблема отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека становится все более острой. Интенсивное развитие промышленности, химизация сельского хозяйства приводят к тому, что в окружающей среде появляются в больших количествах химические соединения, вредные для организма человека.

Ключевые слова: нитраты, нитриты, нитрозамины, здоровье человека.

Poddubskaya N.A , the candidate of agricultural sciences, docent

Dotsent department "economy and control"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.