Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водород / жидкостные ракетные двигатели / горючее / окислитель / ракетное топливо / Hydrogen / liquid rocket engines / fuel / oxidizer / rocket fuel

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — C.C. Марьясов, Б.А. Раменский, Д.П. Рейфшнейдер, В.В. Черненко

Рассматриваются преимущества и недостатки использования водородного топлива в ЖРД. Транспортировка водорода это очень дорогостоящий и энергозатратный процесс. Решением этой проблемы будет производство водорода на месте его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — C.C. Марьясов, Б.А. Раменский, Д.П. Рейфшнейдер, В.В. Черненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE USE OF HYDROGEN FUEL IN LIQUID ROCKET ENGINES

The advantages and disadvantages of using hydrogen fuel in liquid rocket engines are considered. Hydrogen transportation is a very expensive and energy-consuming process. The solution to this problem will be the production of hydrogen at the place of its use.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ»

УДК 621.454.2

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

C. C. Марьясов*, Б.А. Раменский, Д. П. Рейфшнейдер Научный руководитель - В. В. Черненко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф.Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: seregamar6443@mail.ru

Рассматриваются преимущества и недостатки использования водородного топлива в ЖРД. Транспортировка водорода - это очень дорогостоящий и энергозатратный процесс. Решением этой проблемы будет производство водорода на месте его использования.

Ключевые слова: водород, жидкостные ракетные двигатели, горючее, окислитель, ракетное топливо.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE USE OF HYDROGEN FUEL

IN LIQUID ROCKET ENGINES

S. S. Maryasov*, В. А. Ramensky, D. P. Reifshneider Scientific supervisor - V. V. Chernenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: seregamar6443@mail.ru

The advantages and disadvantages of using hydrogen fuel in liquid rocket engines are considered. Hydrogen transportation is a very expensive and energy-consuming process. The solution to this problem will be the production of hydrogen at the place of its use.

Key words: Hydrogen, liquid rocket engines, fuel, oxidizer, rocket fuel.

В настоящее время ракетные двигатели, основанные на водороде и кислороде используются в области космонавтики и ракетостроения.

В проектирование ракетных двигателей наших дней продолжается развитие и совершенствование технологий в различных направлениях. Где главными задачами являются снижения стоимости, увеличение удельного импульса и устранения вредного экологического следа на окружающий мир. Поэтому предпочтение отдается тем ракетным двигателям, в которых минимизируется число опасных агрегатов и которые по Тактико-технические характеристикам превосходят устаревшие модели. Современным видам топлива, которые показали высокую надежность, и слаженность работы отдается наибольшее предпочтение. Одним из таких видов топлива является водород, который на современном этапе развития ракетостроения имеет свои плюсы и минусы. Водород в паре с любым окислителем является горючим с наибольшим удельным импульсом по сравнению с другими топливами, что позволяет при одинаковой стартовой массе ракеты выводить в космос большую массу полезного груза.На сегодняшний день одним из перспективных направлений развития является производство сжиженного кислорода и водорода непосредственно на месте его использовании. Водород в паре с кислородом - самая эффективная пара горючего и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

окислителя.Водород как топливо всем хорош, в том числе и тем, что в процессе его сгорания в кислороде образуется лишь вода. Решение по кислороду уже есть. На сегодняшний день развитие технологий позволяет организовать добычу кислорода на месте. Этот способ получения кислорода заключается в криогенной ректификации либо с использование адсорбционной или мембранной технологий[1-2].

Водород является безуглеродистым источником энергии, используемым в топливных элементах. Водород — идеальное топливо. Положительными качествами водорода как горючего является, во-первых: реакция воспламенения происходит быстрее, чем в других видах топлива; во-вторых: возникает меньший уровень шума при работе двигателя, основанного на водороде,и в третьих: при отработке водородной смеси на выходе образуется только вода без каких-либо вредных газов, что в свою очередь положительно влияет на проблему экологических последствий. Стоит отметить, что запасы водорода безграничны. Водород можно производить из избыточной возобновляемой энергии и хранить в больших количествах, что не несет неблагоприятных факторов природе. Поскольку он встречается практически везде, он может быть произведен в тех местах, где нужно использовать водород.

Водород является одним из многочисленных элементов, который практически в чистом виде не встречаются в природе, но активно используются в разных промышленных отраслях. Получение водорода энергозатратный и дорогостоящий процесс. Кроме положительных качеств есть и отрицательные. Например, первые сложности в использовании жидкого водорода исходит из его свойств:высокая взрывоопасность, низкая температура сжижения, низкая плотность, а также негативное воздействие на инфраструктурные конструкции, приводят к необходимости разработки эффективных способов хранения и транспортировки водорода. Доставка криогенных элементов топлива имеет свои отрицательные моменты. В отношении доставки водорода является наиболее затруднительным, нежели кислорода. это связанно с отсутствием технологий транспортировки больших объемов водорода по трубопроводам на дальние расстояния. Из сложности в транспортировке вытекает следующая проблема: для сжатия газа требуется прочные, тяжелые баллоны. Из-за крайне низкой плотности водорода, его обычно применяют во 2-3 ступенях ракет, а первые ступени ракет-носителей использовали другие менее эффективные, но более плотные виды горючего, что позволяло уменьшить размеры ракеты до приемлемых. Пример такой «тактики» — ракета «Сатурн-5», в первой ступени которой применялись компоненты кислород/керосин, а во 2-й и 3-й ступени — кислородно-водородные двигатели J-2, тягой по 92104 т каждый. Третья сложность заключается в его сжижение. Получение 1 кг жидкого водорода обходится для космических предприятий в несколько десятков раз дороже, чем получение 1 кг керосина. Следующей сложностью является, то, что через микроскопические поры и трещинки водород улетучивается намного легче и быстрее чем какой-либо другой вид топлива. Для получения более точной информации стоит сравнить с другими видами горючего (метан и керосин). Полученные данные представлены в таблице 1 [3-4].

Таблица 1

Сравнение физических свойств некоторых горючих ЖРД_

Метан (жидкий) Керосин Водород

Молекулярная масса а. е. м 16,043 100 2,016

Плотность, г/см3 0,42 0,75-0,85 0,0000899

Температура кипения, оС -161,6 150-250 -252,87

Критическая температура, К 191 673 32,24

Удельная энтальпия, кДж/кг -5566 -1948 14,304

Но несмотря на множество отрицательных качеств водорода, решение по их устранению уже есть и продолжают бурно прорабатываться и дополнятся благодаря современным технологиям. На сегодня развитие науки и техники в целом позволяют организовывать добычу водорода на месте использования, что устраняет проблему в производстве и транспортировке [5-7].

Проведя анализ, можно сделать вывод, что водород является важной вехой в освоение космоса. Но на данном этапе развития космической промышленности у водорода имеются несколько недостатков, которые мешают полноценно его использовать в космической промышленности. Для широкомасштабного применения водорода необходимо решить проблемы, связанные с его транспортировкой.Основнойпроблемойдля водородной логистики в целом являются молекулярные параметрыводорода, позволяющие ему с той или иной скоростью просачиваться сквозь материалы, из которых выполнены системы хранения итранспортировки.В настоящее время водород транспортируется по специальным трубопроводам, и в автоцистернах для низкотемпературных жидкостей, в трубчатых прицепах, перевозящих газообразный водород по железной дороге или на баржах, что является крайне неудобным и опасным. Единственным решением проблемы транспортировки является строительство инфраструктуры по добыче водорода в непосредственной близости от ракетно-космических комплексов.

Библиографические ссылки

1. Штехер М.С. Топливо и рабочие тела ракетных двигателей. Учебное пособие для авиационных вузов. М: "Машиностроение", 1976. - 304 с.

2. Александров А.А. ,Бармин И.В. ,Кунис И.Д., Чугунков В.В. Особенности создания и развития криогенных систем ракетно-космических стартовых комплексов "Союз". Вестник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Серия «Машиностроение» 2016г.

3. Беляков В.А., Василевский Д.О. Перспективные схемные решения безгазогенераторных двигателей // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. 2019. №58. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/perspektivnye-shemnye-resheniya-bezgazogeneratornyh-dvigateley (дата обращения: 01.04.2022).

4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https:nashipoezda.ru/warehouse/ chem-aktualno-ispolzovat-vodorodnoe-toplivo-vodorodnoe-toplivo-vodorod.html

5. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева 1946-1996. Москва, Менонсовполиграф, 1976, 670 с.

6. Черемных О.Я. Создание, совершенствование конструкций, перспектива развития транспортных средств для жидкого водорода // Интернет журнал; наука и инновации. 2017 Вып 3.

7. Криогенная техника // Сборник научных трудов под редакцией доктора технических наук В И. Сухова 1999 ,ОАО "Криогенмаш", 1999. - 101 с

© Марьясов C.C., Раменский Б.А., Рейфшнейдер Д. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.