Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ «XUETANGX» И «ICOURSE INTERNATIONAL»)'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ «XUETANGX» И «ICOURSE INTERNATIONAL») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация образования / образовательные платформы / электронное образование / занятия иностранного языка / педагогика / Китай / «Xuetangx» / «ICourse International» / modernization of education / educational platforms / e-education / foreign language classes / pedagogy / China / “Xuetangx” / “ICourse International”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Ин

Данная статья посвящена актуальной теме – особенностям использования образовательных платформ на занятиях иностранного языка. В качестве примеров были взяты популярные китайские программы «Xuetangx» и «ICourse International» ввиду их удобного интерфейса, современного дизайна мобильных приложений, разнообразия интерактивных материалов и наличия множества курсов на разных языках, в том числе и на русском. Основная задача исследования – рассмотреть преимущества и недостатки их внедрения в структуру учебного процесса. Были проанализированы сильные и слабые стороны перечисленных образовательных платформ, а также описаны основные трудности, с которыми могут столкнуться студенты при обучении. Автором были представлены некоторые рекомендации по внедрению «Xuetangx» и «ICourse International» для достижения максимальной эффективности обучения иностранному языку в современных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF USING EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE LEARNING PROCESS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES (ON THE EXAMPLE OF “XUETANGX” AND “ICOURSE INTERNATIONAL”)

The article is highlights a relevant topic of the ways of using educational platforms in foreign language classes. The popular Chinese programs “Xuetangx” and “ICourse International” are taken as examples because of their convenient interface, modern design of mobile applications, variety of interactive materials and availability of many courses in different languages, including Russian. The main task of the study is to present the advantages and disadvantages of their implementation in the structure of the educational process. The strengths and weaknesses of the listed educational platforms are analyzed, and the main difficulties that students may encounter while learning are described. The author presents some recommendations for the implementation of “Xuetangx” and “ICourse International” to maximize the effectiveness of foreign language learning in modern educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ «XUETANGX» И «ICOURSE INTERNATIONAL»)»

3. Zhuk N.V., Tuzova M.K., Ermakova L.V. Rolevaya igra kak metod obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki. materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa. Leto, 2013. 187-191. Available at. ttps.//moluch.ru/conf/ped/archive/97/4389/

4. Kovaleva M.I. Rolevye igry kak sredstvo razvitiya mezhkul'turnoj kommunikacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. INTER'EKSPO GEO-SIBIR". 2014; T. 6, № 2. 54-58.

5. Larina M.V. Rolevaya igra kak sredstvo intensifikacii obucheniya gruppovomu obscheniyu. Vestnik KASU. 2005; № 2.

6. Shnejder E.M., Sil'chenko N.A., Ovchinnikova S.V. Rolevaya igra kak tehnologiya i progressivnyj metod obucheniya v vuze. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022; № 12-1. 176-179. Available at. https.//top-technologies.ru/article/view?id=39457

7. Guseva N.V. Cifrovye tehnologii kak 'effektivnoe sredstvo motivacii v processe inoyazychnoj podgotovki kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102). 125-128.

8. Guseva N.V. Diagnostika sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov 'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103). 72-74.

9. Rostovceva PP. Ispol'zovanie kejs-tehnologij v pedagogicheskoj praktike neyazykovogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101). 73-75.

10. Rostovceva P.P. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102). 138-140.

Статья поступила в редакцию 22.02.24

УДК 378.4

Li Ying, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: liying00@mail.ru

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF USING EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE LEARNING PROCESS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES (ON THE EXAMPLE OF "XUETANGX" AND "ICOURSE INTERNATIONAL"). The article is highlights a relevant topic of the ways of using educational platforms in foreign language classes. The popular Chinese programs "Xuetangx" and "ICourse International" are taken as examples because of their convenient interface, modern design of mobile applications, variety of interactive materials and availability of many courses in different languages, including Russian. The main task of the study is to present the advantages and disadvantages of their implementation in the structure of the educational process. The strengths and weaknesses of the listed educational platforms are analyzed, and the main difficulties that students may encounter while learning are described. The author presents some recommendations for the implementation of "Xuetangx" and "ICourse International" to maximize the effectiveness of foreign language learning in modern educational institutions.

Key words: modernization of education, educational platforms, e-education, foreign language classes, pedagogy, China, "Xuetangx", "ICourse International"

Ли Ин, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: liying00@mail.ru

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ «XUETANGX» И «ICOURSE INTERNATIONAL»)

Данная статья посвящена актуальной теме - особенностям использования образовательных платформ на занятиях иностранного языка. В качестве примеров были взяты популярные китайские программы «Xuetangx» и «ICourse International» ввиду их удобного интерфейса, современного дизайна мобильных приложений, разнообразия интерактивных материалов и наличия множества курсов на разных языках, в том числе и на русском. Основная задача исследования - рассмотреть преимущества и недостатки их внедрения в структуру учебного процесса. Были проанализированы сильные и слабые стороны перечисленных образовательных платформ, а также описаны основные трудности, с которыми могут столкнуться студенты при обучении. Автором были представлены некоторые рекомендации по внедрению «Xuetangx» и «ICourse International» для достижения максимальной эффективности обучения иностранному языку в современных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: модернизация образования, образовательные платформы, электронное образование, занятия иностранного языка, педагогика, Китай, «Xuetangx», «ICourse International»

Современные студенты принадлежат к «цифровому поколению», которое выросло в мире, где смартфоны, ноутбуки и другие достижения научно-технического прогресса стали неотъемлемой частью их повседневной жизни. Они быстро находят необходимую информацию в Интернете, знают правила цифрового этикета, оценивают достоверность полученного контента, а также умеют решать возникающие технические проблемы. Для них Интернет и социальные медиа являются не только источником информации, но и выступают в качестве платформы для общения и средства развлечения.

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в силу своего технологического опыта обучающиеся зачастую предпочитают интерактивные и мультимедийные формы обучения, такие как онлайн-курсы, видеолекции, вебинары и образовательные платформы. Они также активно используют возможности Интернета для поиска информации, общения с преподавателями и сверстниками, а также для самообразования. В результате возникает необходимость реализации дистанционного обучения, при котором учебный процесс осуществляется удаленно, без физического присутствия студентов и преподавателей в одном месте [1, с. 171]. Адаптация образовательных программ к потребностям «цифрового поколения» становится все более важной для профессиональной подготовки студентов к современным вызовам и требованиям рынка труда. Проблемы цифровизации системы образования и специфики функционирования онлайн-курсов были раскрыты в научных трудах российских и зарубежных специалистов: С.А. Степанова, А.К. Раймкулов, А.Т. Садырова, М.Ж. Кисамитова, А.В. Кукс, Е.Н. Бойко, Н.Н. Тиунова, К.А. Зайцев, В.В. Чеха, Ж.В. Смирнов, М.Л. Груздева, Д.С. Костылев и др. Авторы рассматривали как теоретические вопросы, посвященные теме исследования, так и анализировали различные онлайн-программы, популярные в России, Америке и странах Европы.

Отмечая позитивную направленность данных исследований на разработку общих теоретических положений, связанных с цифровизацией системы образования, можно заключить отсутствие научных трудов, рассматривающих особенности функционирования китайских платформ.

Целью исследования является анализ достоинств и недостатков использования китайских образовательных платформ на занятиях иностранного языка.

Необходимость реализации цели определила решение совокупности исследовательских задач:

- проанализировать сущность функционирования, успешные достижения, сильные и слабые стороны образовательных программ «Xuetangx» и «ICourse International»;

- продемонстрировать трудности, с которыми могут столкнуться студенты при обучении иностранному языку;

- сформулировать рекомендации по внедрению «Xuetangx» и «ICourse International» для достижения максимальной эффективности обучения иностранному языку.

В качестве объекта исследования были выбраны образовательные порталы «Xuetangx» и «ICourse International».

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, выбор которых зависел от содержания проблемы и этапа научного познания: анализ российской и зарубежной научной и учебно-методической литературы с целью уточнения содержания основных понятий; синтез, обобщение и систематизация исследований; теоретическое моделирование; графическое изображение информации; сравнительный анализ.

Научная новизна исследования состоит в том, что сравнительный анализ китайских образовательных платформ «Xuetangx» и «ICourse international» ранее не был представлен в научной литературе.

Теоретическая значимость исследования обусловлена обобщением теоретических положений на тему функций китайских образовательных платформ -«Xuetangx» и «ICourse International».

Практические результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений и институтов последипломного образования, которые работают с будущими педагогами в процессе преподавания тематических учебных курсов.

При поддержке Министерства образования Китая в условиях распространения пандемии COVID-19 были запущены две образовательные онлайн-платфор-мы: «XuetangX» (www.xuetangx.com) и «iCourse International» (www.icourse163. com).

Во-первых, на китайской платформе «XuetangX» представлены качественные бесплатные онлайн-курсы от самых известных университетов со всего мира, и на данный момент их количество оценивается в 3 000 [2, с. 66]. Платформа также объединяет усилия китайских образовательных учреждений, таких как Пекинский и Чжэцзянский университеты. Они предназначены как для студентов, которые хотят получить новые знания в определенной области, так и для педагогов, стремящихся к усовершенствованию практических компетенций.

Аналогичные функции представлены в российской образовательной платформе, которая называется «Национальная платформа открытого образования» (https://openedu.ru/) и была создана в результате сотрудничества ведущих университетов - Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина и др.

Таблица 1

Преимущества и недостатки функциональности китайской платформы «XuetangX»

Достоинства Недостатки

поддержка работает 24/7 и отвечает на вопросы пользователей проблема с защитой авторских прав

возможность проведения обучения для большой группы слушателей необходимость в хорошей технической оснащенности обучающихся

удобный мониторинг прогресса обучения студентов отсутствие полного контроля зга деятельностью обучающихся

комфортный интерфейс сайта отсутствие объективной оценки качества предоставляемых услуг

обучение в созданных образовательных ситуациях, отражающих реальность разница часовых поясов в международных группах

простота обновления источников знаний

фокус на диалог, возможность участникам тренинга высказать свое мнение

Исходя из данных, представленных в табл. 1, удобный интерфейс «XuetangX» позволяет упростить процесс подготовки студентов к стандартизированным экзаменам ввиду прямого доступа к учебным материалам в виде упражнений и наличия обратной связи с преподавателями по учебной дисциплине. В то же время многие тесты создаются автоматически, что позволяет педагогам сосредоточиться на других обязанностях. Акцент делается на самостоятельном обучении и развитии самостоятельных учебных навыков. Это предполагает, что студенты должны быть ответственными за собственное обучение, и полный контроль со стороны преподавателей может быть ограниченным. Благодаря этому можно отслеживать прогресс и создавать персонализированные отчеты, которые; помогают выявить области, требующие дополнительной работы среди множества студентов. Система отслеживает не только количество выполненных упражнений или пройденных тестов, но и тщательно анализирует каждый аспект обучения, например, словарный запас, грамматику или навыки разговорной речи. В та ких обстоятельствах реализуется инновационная форма дистанционного обучения: в случае учебного процесса через интернет-общение между преподавателе ми студентом происходит посредством асинхронных средств связи (электронная почта, дискуссионный форум) или синхронного общения (текст - чат, голос - интернет-телефония). Так, например, это дает студенту возможность подумать и подготовить свой ответ, что, несомненно, полезно при изучении иностранного языка, может обучаться из любого уголка мира.

Существует и одноименное мобильное приложение, где предлагаются ежедневные упражнения и викторины, которые направлены на проверку теоретических знаний. Они могут увидеть, на каких темах им нужно больше работать, фокусируя усилия на улучшении слабых мест. Большое внимание стоит уделять возможности коммуникации с продвинутыми чат-ботами на иностранном языке. Это реальный способ попрактиковаться в реальных ситуациях; при этом перед началом разговора робот определяет уровень знания языка студентов и впоследствии адаптирует свои взаимодействия к нему. К сожалению, значимым недостатком образовательной платформы является недостаточная защита авторских прав - в мире существует большое количество «серых» сайтов, на которых нелегально размещаются материалы онлайн-курсов в бесплатном доступе. От студентов также ожидается хорошая техническая оснащенность обучающихся: благоприятная интернет-связь и доступ к компьютеру. Еще одними негативными сторонами использования программы являются отсутствие полного контроля за деятельностью обучающихся (преподаватели не могут контролировать всю учебную деятельность студентов в рамках занятий), отсутствие объективной оценки качества предоставляемых услуг, а также разница часовых поясов в международных группах.

Во-вторых, «iCourse International» был официально запущен 28 апреля 2020 года в ответ на угрозы глобальной пандемии COVID-19. К основным направлениям деятельности образовательной платформы относится проведение онлайн-курсов для преподавателей и студентов со всего мира. Ключевой акцент делается на преподавании учебных дисциплин на английском языке в таких областях, как медицина, инженерия и экономика. Создателям платформы действительно удалось сформировать оптимальную среду для обучения, где могут плодотворно взаимодействовать студенты, преподаватели, отдельные университеты и даже независимые ученики, стремящиеся к саморазвитию. На рис. 1 продемонстрирован пример китайского вуза, который предоставляет авторские курсы на платформе «iCourse International».

Рис. 1. Пример китайского образовательного учреждения, ислользующего потенциалплатформы «iCourse International»

Студентудостаточноотсканировать QR-код.клторый переведет его на он-лайн-площадку, где доступен учебный материал, теоретические задания, тесты е другее ефазоеттесеныл ресурсы. По чо^срюдвсжеирт с обуестли каеадьт желающие мсдкт обменикатоснисфетмациоН с тднофуппнйкаел.мосютонить собстве ннсыанаоемсчоскиТ проррессз общотнся с пно^<^,уой^'в^л ямн.

В табл. 2 представлены преимущества и недостатки использования рассма-тpиноuоo0оЬаенoсaнноьнoнпсaтфонры.

Таблица 2

Достоинства и недостатки использования «¡Course МетайнасМ

Досияинскка Недостатки

большой солидество онлайо-курсов, которое лосвощеиы роклдоыым оурасля м науки деокилескиу сзоДыом ы

гибкий график обучения невозможность полной реали-йвцуи обещасзых результлтов обз-ення;

раз нообразие интерактивных матери альв ллобьомы ву здо-осыущ у дулден-дос.прюиодя щих долгоеврюуоу олкабообтьол

воиложнлать обучуусв уо роднолязысе(о то м числе и на русском) недалоаолаиоь лолтуииоьыь об( рдиовалая лая широких масс населения

оьздожносду проведолия викторин и игровых ситуаций для проверки знаний студентов малое количество онлайн-кур-сов, созданных на английском или русском языках, преобладает китайский

бесплатное использование инструментов на сайте

удобный интерфейс сайта

отслеживание прогресса студентов в режиме реального времени

возможность выдачи сертификатов

объединение педагогического опыта ведущих китайских университетов

поддержка со стороны китайского правительства

Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно говорить о том, что платформа «iCourse International» имеет больше достоинств, нежели недостатков. В первую очередь к ним относится большое количество онлайн-кур-сов, которые посвящены различным отраслям науки, что позволяет студентам выбирать учебные программы в соответствии с их интересами, уровнем подготовки и целями обучения. Благодаря разнообразию онлайн-курсов студенты могут изучать широкий спектр тем и получать доступ к актуальной

информации. Кроме того, они часто предоставляют возможность гибкого графика учебных занятий, что делает обучение более удобным для обучающихся. Лекции и семинары происходят в интересном формате с использованием текстов, аудио- и видеоматериалов, мультимедийных презентаций. В то же время «iCourse International» представляет данные о частоте открытия контента, степени прохождении курса, уровне вовлеченности и степени прогресса среди пользователей, а также активности студентов и преподавателей. Как и в случае остальных образовательных платформ, существующих на рынке, во время использования «iCourse International» технические проблемы (например, ненадежное интернет-соединение, некачественное оборудование) могут создавать трудности в получении образования для студентов, особенно для тех, кто проживает в сельских районах. Невозможность полной реализации обещанных результатов обучения может быть обусловлена тем фактом, что каждый студент имеет уникальный характер, темперамент, языковые способности, интерес к учебным занятиям. Несмотря на высокое качество образовательных программ, не всегда возможно гарантировать, что обучающиеся достигнут одинаковых результатов. К тому же внешние факторы, такие как социальное окружение и личные обстоятельства^ могут оказывать влияние на успешность обучения студента. В то же время постоянное сидение за компьютером и малоподвижный образ жизни студентов могут привести к некоторым проблемам со здоровьем: ухудшение зрения, снижение физической активности, дефекты осанки, компьютерная зависимость.

На последующих занятиях по иностранному языку с использованием китайских онлайн-платформ рекомендуется внедрить соответствующую систему мотивации преподавателей: повышение заработной платы и премий, предоставление высоких профессиональных должностей, предоставление финансовой и организационной поддержки для проведения исследований в области образования и педагогики, а также признание педагогического опыта учителей среди других работников университетов [5]. Это играет важную роль в связи с тем, что образовательные проекты будут продолжать развиваться в направлении дистанционного обучения - повышения гибкости учебного процесса и стремления к индивидуальному подходу к студенту. Для того чтобы в отношении высших учебных заведений произошло заметное повышение качества различных форм дистанционного обучения, опубликованные материалы должны характеризоваться большим взаимодействием с участником онлайн-курса.

Как добавляют М.Н. Булаева, О.Н. Филатова и П.В. Канатьев, от преподавателей ожидается постоянное отслеживание актуальных тенденций в области цифровых технологий, их применение в соответствии с дидактическими целями и задачами, а также прохождение тематических онлайн-курсов для развития профессиональных навыков и компетенций [3, с. 35]. По мнению Е.А. Усачевой и Н.Н. Чеботаревой, при выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель должен ориентироваться на те, которые доступны обучающемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями [4, с. 110].

Библиографический список

Поставленные цели и задачи были успешно достигнуты в данном исследовании. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Представленные образовательные платформы - «Xuetangx» и «ICourse International» - были созданы китайскими специалистами, но могут быть использованы студентами из разных уголков мира.

На китайской платформе «XuetangX» представлены качественные бесплатные онлайн-курсы от самых известных университетов со всего мира, и на данный момент их количество оценивается в 3 000. Основными достоинствами онлайн-программы являются следующие: поддержка работает 24/7 и отвечает на вопросы пользователей; возможность проведения обучения для большой группы слушателей; удобный мониторинг прогресса обучения студентов; комфортный интерфейс сайта; обучение в созданных образовательных ситуациях, отражающих реальность; простота обновления источников знаний; фокус на диалог, возможность участникам тренинга высказать свое мнение. В качестве недостатков можно представить следующие проблемы: недостаточная защита авторских прав; необходимость в хорошей технической оснащенности обучающихся; отсутствие полного контроля за деятельностью обучающихся; отсутствие объективной оценки качества предоставляемых услуг; разница часовых поясов в международных группах.

«iCourse International» был официально запущен 28 апреля 2020 года в ответ на угрозы глобальной пандемии COVID-19. К основным направлениям деятельности образовательной платформы относится проведение онлайн-курсов для преподавателей и студентов со всего мира.

Положительные черты образовательной платформы - большое количество онлайн-курсов, которые посвящены различным отраслям науки; гибкий график обучения; разнообразие интерактивных материалов; возможность обучения на родном языке (в том числе и на русском); проведения викторин и игровых ситуаций для проверки знаний студентов; бесплатное использование инструментов на сайте; удобный интерфейс сайта; отслеживание прогресса студентов в режиме реального времени; возможность выдачи сертификатов; объединение педагогического опыта ведущих китайских университетов; поддержка со стороны китайского правительства. Негативные стороны - технические проблемы; невозможность полной реализации обещанных результатов обучения; проблемы со здоровьем у студентов, проводящих долгое время у компьютера, недостаточная доступность образования для широких масс населения; малое количество онлайн-курсов, созданных на английском или русском языках, с преобладанием китайского.

На последующих занятиях по иностранному языку с использованием китайских онлайн-платформ рекомендуется внедрить соответствующую систему мотивации преподавателей. Педагоги должны постоянно отслеживать актуальные тенденции в области цифровых технологий.

Таким образом, перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой научных трудов, посвященных отдельным аспектам цифровизации системы образования: виртуальные миры, VR- и AR-технологии, искусственный интеллект.

1. Петренко Н.А. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 74: 170-173.

2. Bayer J.P, Churaev N.A. Global changes in higher education: post-covid times. Управленческое консультирование. 2021; № 8 (152): 65-70.

3. Булаева М.Н., Филатова О.Н., Канатьев П.В. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 74: 34-36.

4. Усачева Е.А., Чеботарёва Н.Н. Образовательные платформы, дистанционное обучение: новые вызовы в новой реальности. Вестник военного образования. 2021; № 1: 107-111.

5. Пономарева И.К., Акифьев И.В. Развитие системы мотивации преподавателей российских вузов. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018; № 1: 44-49.

References

1. Petrenko N.A. Distancionnoe obuchenie: problemy i perspektivy. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 74: 170-173.

2. Bayer J.P., Churaev N.A. Global changes in higher education: post-covid times. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2021; № 8 (152): 65-70.

3. Bulaeva M.N., Filatova O.N., Kanat'ev P.V. Metodicheskie rekomendacii primeneniya cifrovyh platform v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 74: 34-36.

4. Usacheva E.A., Chebotareva N.N. Obrazovatel'nye platformy, distancionnoe obuchenie: novye vyzovy v novoj real'nosti. Vestnik voennogoobrazovaniya. 2021; № 1: 107-111.

5. Ponomareva I.K., Akif'ev I.V. Razvitie sistemy motivacii prepodavatelej rossijskih vuzov. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenyezapiski. 2018; № 1: 44-49.

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 378

Nikolaeva M.V., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: nikvi@inbox.ru

CULTURAL COMMUNICATION AS AN ESSENTIAL ASPECT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article discusses a concept of "cultural communication" in teaching a foreign language. Modern concepts of intercultural communication and criteria for evaluating theories of cultural variability are revealed by the author. Any specialist who somehow has to interact with foreigners, participate in international negotiations, give lectures to an audience speaking a foreign language and, therefore, belonging to a foreign culture, should have a basic understanding of the theory of intercultural communication. In today's global world, intercultural communication does not only expand prospects, but also makes an invaluable contribution to the development of a society living according to the norms of law, helps to reduce distrust and prejudice, expanding mutual understanding between countries and people. The main postulate is the thesis that cultural communication is a complex practice that requires the study of theory, as well as its use in real communication practice.

Key words: cultural communication, society, high and low context, nonverbal means, verbal message, variation, individualism, collectivism, deductive reasoning, cultural norms, cultural background

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.