Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ИНТЕРНЕТ / РЕКЛАМА / ПРОДАЖИ / УСЛУГИ / BUSINESS / INTERNET / ADVERTISING / SALES / SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ликсина Елена Владимировна, Сидорова Алина Викторовна

В первом абзаце данной статьи рассматривается роль информатизации на рынок и экономическую сферу деятельности в целом. Далее обосновывается тенденция внедрения современных технологий в рынок и экономику. В следующих абзацах раскрывается определение онлайн-бизнеса, его преимущества и недостатки, на примерах наиболее популярных маркетплейсах в стране; раскрываются особенности реализации различных видов онлайн-бизнеса. В качестве исследовательской части отражаются результаты анкетирования среди студентов Пензенского государственного технологического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INTERNET BUSINESS

The first paragraph of this article discusses the role of informatization on the market and the economic sphere of activity as a whole. Next, the trend of introducing modern technologies into the market and economy is substantiated. The following paragraphs reveal the definition of online business, its advantages and disadvantages, using examples of the most popular marketplaces in the country; The features of implementing various types of online business are revealed. As a research part, the results of a survey among students of Penza State Technological University are reflected.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА»

х

<

00 О CI

ш ^

U

и

X

и

О ^

О

s ^

О и

X

и

о

X

О m

_D X

Q

УДК 338.312

ЛИКСИНА Елена Владимировна,

к.п.н., доцент кафедры «Педагогика и психология» Пензенский государственный технологический университет, Россия, г. Пенза, lev330@yandex.ru

СИДОРОВА Алина Викторовна,

магистрант 1 курса Пензенский государственный технологический университет Россия, г. Пенза, alinasi7@mail.ru

Elena V. LIKSINA,

Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Penza State Technological UniversityRussia, Penza, lev330@yandex.ru

Alina. V. SIDOROVA,

1st year master's student Penza State Technological University Russia, Penza, alinasi7@mail.ru

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА

ADVANTAGES

AND DISADVANTAGES

OF INTERNET BUSINESS

Аннотация

В первом абзаце данной статьи рассматривается роль информатизации на рынок и экономическую сферу деятельности в целом. Далее обосновывается тенденция внедрения современных технологий в рынок и экономику. В следующих абзацах раскрывается определение онлайн-бизнеса, его преимущества и недостатки, на примерах наиболее популярных маркетплейсах в стране; раскрываются особенности реализации различных видов онлайн-бизнеса. В качестве исследовательской части отражаются результаты анкетирования среди студентов Пензенского государственного технологического университета.

Ключевые слова: бизнес, Интернет, реклама, продажи, услуги.

Abstract

The first paragraph of this article discusses the role of informatization on the market and the economic sphere of activity as a whole. Next, the trend of introducing modern technologies into the market and economy is substantiated. The following paragraphs reveal the definition of online business, its advantages and disadvantages, using examples of the most popular marketplaces in the country; The features of implementing various types of online business are revealed. As a research part, the results of a survey among students of Penza State Technological University are reflected.

Keywords: business, Internet, advertising, sales, services.

х

<

оо О

ш ^

и и

X

и

о

О

О и

X

и

о

X

О т .о х

^ ш

Развитие технологий, информатизация общества и сфер жизни привели к расширению возможностей человека в экономических условиях рынка. Если пятьдесят лет назад речь о собственном бизнесе или предпринимательском деле представлялась чем—то сложным и невозможным, то сейчас, благодаря развитию различных маркетплейсов, курсов повышения умений и прочих разнообразных сфер применения компетенций человека, бизнес может быть построен в удобных условиях для каждого. В современном мире уже не требуется присутствие человека очно; многочисленные онлайн-конферен-ции, рассылки через электронную почту и пр. позволили создать для предпринимателя необходимые условия для реализации всех возможностей. Теперь человек может из дома вести крупный бизнес, который находится в другом городе, и эффективно распоряжаться и делегировать обязанности.

Рассмотрим новый для российских предпринимателей вид бизнеса в области электронных услуг: Интернет-бизнес. В настоящее время Интернет получил широкое распространение во многих областях, далеких от техники. Из «игрушки для интеллектуалов» он превратился в серьезный инструмент для создания и ведения бизнеса [5, С. 91].

Стабильная занятость, гарантированный доход, социальные гарантии и пожизненная занятость были требованиями рынка труда в XX веке. В настоящее время, с развитием информационных технологий, занятость переходит к менее жестким формам, широкое распространение получают дистанционная занятость, самозанятость и некоторые другие явления [4, С. 80].

Тенденции внедрения современных технологий в модель ведения бизнеса формируют новые возможности для развития коммерческих отношений. Одним из основных быстроразвивающихся и привлекательных рынков является бизнес в виртуальной среде. В настоящее время Интернет может быть не только дополнительным каналом реализации продукции и инструментом решения отдельных маркетинговых задач. По мере роста обще-

го количества посетителей Интернета, он превращается в основной маркетинговый и реализационный канал. Интернет дает возможность компаниям выйти со своим товаром на огромный мировой рынок, значительно снижать расходы в построенных ими цепочках спроса и предложения, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам рынки, создавать новые рынки труда и капитала, новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей деятельности [2, С. 4].

В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки интернет-бизнеса, развивающегося стремительно в современном мире.

Таким образом, целью данной статьи становится рассмотрение характерных особенностей интернет-бизнеса и выделение преимуществ и недостатков данной сферы.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

1. Изучение научно-методической литературы по тематике статьи;

2. Рассмотреть характерные особенности интернет-бизнеса, выделить преимущества и недостатки на рынке;

3. Провести анкетирование среди студентов, решивших создать собственный бизнес в интернете.

Ценность цифровой экономики заключается не только в ее чисто практическом характере, но и в отражении других, принципиально иных параметров, позволяющих переосмыслить процесс интеграции различных социальных элементов [3, С. 72].

Для начала дадим определение «он-лайн-бизнесу». Онлайн-бизнес — это совокупность всех видов человеческой деятельности, направленных на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей пользователей в сети Интернет. Это направление появилось в конце 20 века и за короткий промежуток времени завоевало значительную долю рынка. Ведение электронного бизнеса подразумевает заключение договоров и контрактов, управление закупками через Интернет, создание программного обеспе-

х

<

m О

ш ^

U U

X

и

о ^

О

s ^

О и

X

и

о

X

О ^

m .о х

Q

чения и цифровых товаров, формирование и обработку заказов, их доставку, продажи и маркетинг, аудит финансовой деятельности, поиск сотрудников и поддержку партнерских отношений, а также взаимодействие с клиентами [1, С. 10].

С развитием сети интернет появились и различные источники, которые удовлетворяют потребности человека. Так появились различные виды интернет-бизнеса, которые в широком смысле разделяют на продажи, оказание услуг и реклама. Рассмотрим каждый из данных видов.

Продажи являются одними из наиболее популярных видов бизнеса не только в сети Интернет. С развитие спектра возможностей и потребностей человека коммерческие организации стараются удовлетворять все желания своих потребителей и таким образом создаются многочисленные интернет-магазины и ресселинги (определенная сделка, при которой в дальнейшем имеется право на реализацию продажи). Яркими примерами данного вида становятся популярные маркетплейсы: Wildberries, Ozon, AliExpress, Яндекс.Мар-кет и др., которые уже успели завоевать доверие у многочисленных пользователей данных систем.

Одним из наиболее ярких плюсов интернет-продаж является отсутствие платы за аренду помещения и сокращение число сотрудников и оборудования, что, безусловно, упрощает ведение бизнеса и его контроль. При этом стоит отметить, что не всегда технологии помогают человеку упрощать его жизнь, а иногда наоборот усложняют и доставляют ещё большее количество проблем. Так ярким примером недостатка интернет-продаж становится случай с интернет-магазином Wildberries, сбой сервисов которого привёл к обнулению стоимости всех позиций товара до одного рубля. Тогда все пользователи начали массово скупать товары стоимости в сотни раз выше показываемой им на экране, что, безусловно, привело к огромному ущербу как для самой компании, так и для отдельных продавцов.

Следующими видом интернет-бизнеса является оказание услуг. В данном на-

правлении наиболее популярными сферами становится онлайн обучение, такие знаменитые платформы, как Coursera, Stepik, SkillBox и др., а также создание сайтов и приложений. Кроме того, существует большое количество специализированных бирж, которые направлены на сведение заказчиков и исполнителей, что позволяет получить хороший старт в сфере услуг. Таким образом, человеку для реализации своих потребностей достаточно лишь найти конкретный сайт, оказывающий данные услуги, чтобы получить необходимые умения или конкретные результаты.

Экономика цифровых данных, по-видимому, благоприятствует концентрации и контролю. По мере развития технологий все больше информации становится доступной в Интернете в виде данных, и IBB разрабатывают и конкурируют с различными видами продуктов и услуг, которые могут обрабатывать данные в Интернете. Это привлекло внимание международных организаций, антимонопольных органов и ученых [8, С. 169].

Безусловно, те преимущества, которые отражены в интернет-продажах подходят также и для оказания услуг в сети Интернет (отсутствие аренды, сокращение работников, оборудования). При этом, для реализации данного вида бизнеса необходимо не только обладать техническим складом ума, но и уметь просчитывать возможные неудачи, падения и перспективы развития собственного дела. Значительным минусом указания услуг в сети Интернет является наличие качественной техники, которая необходима для поддержки программного обеспечения и качественного оказания данных услуг.

И последним видом интернет-бизнеса в широком смысле становится реклама. Данный вид развивается в двух направлениях: продажа услуг по составлению и размещению объявлений на уже существующих сервисах, например Яндекс.Директ и Google.Adwords; предоставление площадок на собственных ресурсах (сайты, блоги, форумы, почтовые рассылки) для публикации рекламных объявлений.

х

<

оо О

ш ^

и и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

и

о

О

О и

X

и

о

X

О т .о х

^ ш

Рассмотрев различные виды интернет-бизнеса, мы провели анкетирование среди студентов 2-4 курсов Пензенского государственного технологического университета направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям» (25 человек).

Мы попросили ответить респондентов на 5 вопросов о бизнес индустрии в сети Интернет. Таким образом мы получили такие результаты:

На вопрос «Как вы считаете, сложно ли создать интернет бизнес?» 80% респондентов ответили, что это не сложно и вполне реально в современных условиях, 12% ответили, что не знают, и лишь 8% отрицательно ответили на данный вопрос.

Далее мы спросили: «Какие виды интернет-бизнеса вы знаете?», на что большая часть (80%) участников выделили популярным ответом «интернет-продажи», остальные варианты по популярности разделились поровну между «рекламой» и «оказанием услуг». Это говорит о том, что в современном мире мы каждый день сталкиваемся с интернет-бизнесом, а участники анкетирования осведомлены об разнообразии имеющихся видов бизнеса.

На утверждение «Интернет-бизнес — это сложная система, для которой нужно много затрат» положительно ответили чуть больше половины участников (60%), остальные же не согласились с утвержде-

ние (10 человек). Что говорит, в первую очередь, об определенных барьерах и страхах перед участниками анкетирования в рамках реализации интернет-бизнеса.

А с высказыванием о том, что «Интернет-бизнес — это легкая возможность воплотить собственное дело в реальности» согласились 80% участников, что свидетельствует о легкодоступности интернет-бизнеса для современного человека и развитие данной сферы в обществе.

Финальным вопросом анкетирование был вопрос «Интернет+торговля. Вы «за» или «против»?». Результаты этого вопроса показали, что 18 участников (72%) отмечают, что «за, потому что это расширяет возможности человек», 5 участников (20%) выбрали «за, потому что это помогает людям решать их проблемы везде» и только 2 участника (8%) отметили, что «против, потому что это разрушает взаимодействие человека с потребителями». Такие результаты говорят о том, что интернет-бизнес действительно становится большой опорой и поддержкой для современного человека, но помимо высоких технологий и информатизации каждому из нас необходимо живое «офлайн» общение.

Подводя итог представленному выше исследованию и анализу теоретической литературы, мы выделяем плюсы и минусы бизнеса в сети Интернет, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества и недостатки интернет-бизнеса.

Преимущества Недостатки

Отсутствие расходов, связанных с арендными платежами, ремонтными работами, закупкой оборудования и др. Необходимость в наличии качественного и интуитивно-понятного интерфейса сайта с постоянным администрированием

Мобильность, доступ к данным и бизнес-процессам в любой точке мира. Возможность ведения бизнеса на расстоянии. Реализация платёжных систем, комиссии за переводы и др.

Система доставки самостоятельно или на аутсорсинге. Затраты на рекламу в социальных сетях, продвижение.

Малые вложения для старта. Финансовые затраты на домен, личный сайт.

Система бухгалтерии на аутсорсинге, постоянный доступ к ней. Неполнота в законодательной базе.

Постоянная зависимость от сети Интернет

х

<

00 О

ш ^

и и

X

и

о ^

о

S

О и

X

и

Таким образом, подводя итог, можно сказать, о том, что интернет-бизнес — это удобная платформа для реализации потребностей общества и компетентностей предпринимателя, которая требует развития личных качеств и постоянной поддержки с технической стороны бизнеса.

Проанализировав учебную, научную и экономическую литературу, выделив ряд особенностей реализации интернет-бизнеса по мнению студентов, мы можем подвести общий итог по данной статье. Безусловно, у интернет-бизнеса, как и у любой сферы деятельности человека есть свои определенные черты, положительные и отрицательные характеристики.

В век Интернет-технологий онлайновая торговля развивается стремительно, конкуренция обостряется, и за потребительский рынок ведутся серьезные бои. Поисковые системы развиваются чрезвы-

чайно динамично и регулярно претерпевают серьезные изменения. Поэтому даже самым успешным онлайновым компаниям приходится постоянно анализировать и проверять эффективность работы в Интернете, чтобы сохранить лидирующие позиции в своей области. В связи с этим бизнес-образование должно быть гибким к требованиям времени и формировать у студентов соответствующие компетенции [6, С. 260].

Интернет-бизнес — это вид бизнеса, который использует интернет для продажи товаров или услуг. Он может включать в себя сайты электронной коммерции, социальные медиа-платформы, онлайн-сер-висы и многое другое. Безусловно, это удобный помощник каждого начинающего крупного бизнесмена, отличный способ выход на рынок иного, глобального уровня.

о

X

О m _о х

Q

LQ

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизнес в интернете: основные виды и преимущества // blog.oy-li.ru URL: https://blog.oy-li.ru/ biznes-v-internete-osnovnye-vidy-i-preimushhestva/ (дата обращения: 17.12.2022).

2. Преимущества и недостатки ведения бизнеса в сети // ekonomika URL: https://ekonomika.snauka. ru/2017/05/14732 (дата обращения: 17.12.2022).

3. Рафиков Г. Цифровая интеграция в рамках ЕАЭС // экономика и управление. — СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 72-77.

4. Романцов М.С., Козлова Г.В. Фриланс как движущая сила интернет-бизнеса // Инновационная экономика и право. — 2017. — №2 (7). — С. 79-84.

5. Рыль Е. А., Скурихина Д. А. Интернет — бизнес в условиях современной российской экономики // Достижения и перспективы экономических наук. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2014. — С. 91-93.

6. Силкович Ю. Н., Силкович В. В. Основные аспекты анализа и тестирования эффективности интернет-бизнеса // Инновационные процессы и корпоративное управление. — Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2017. С. 260-262.

7. Скобелев П. О. Самоорганизация и эволюция в открытых мультиагентных системах для холонических предприятий // Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в 21 веке», Дивно-морское, 3-8 сентября 2001, том 1. — М.: Физматлит, 2001. С. 314-338.

8. Терехина Д. Г. Онлайн-данные и определение их на рынке интернет-бизнеса // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2022. — №1-2. — С. 169-172.

REFERENCES

1. Biznes v internete: osnovnye vidy i preimushhestva // blog.oy-li.ru URL: https:// blog.oy-li.ru/bi-znes-v-internete-osnovnye-vidy-i-preimushhestva/ (data obrashhenija: 17.12.2022).

х

<

00 О CI

ш ^

U

и

X

и

О ^

О

s ^

О и

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Preimushhestva i nedostatki vedenija biznesa v seti // ekonomika URL: https://ekonomika.snauka. ru/2017/05/14732 (data obrashhenija: 17.12.2022).

Rafikov G. Cifrovaja integracija v ramkah EAJeS // jekonomika i upravlenie. — SPb: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, 2020, Pp. 72-77.

Romancov M.S., Kozlova G.V. Frilans kak dvizhushhaja sila internet-biznesa // Innovacionnaja jekonomika i pravo. 2017, No. 2 (7), Pp. 79-84.

Ryl' E. A., Skurihina D. A. Internet — biznes v uslovijah sovremennoj rossijskoj jekonomiki // Dos-tizhenija i perspektivy jekonomicheskih nauk. — Ufa: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju "Ajeterna", 2014, Pp. 91-93.

Silkovich Ju .N., Silkovich V. V. Osnovnye aspekty analiza i testirovanija jeffektivnosti internet-biznesa // Innovacionnye processy i korporativnoe upravlenie. — Minsk: Nacional'naja biblioteka Belarusi, 2017, Pp. 260-262.

Skobelev P. O. Samoorganizacija i jevoljucija v otkrytyh mul'tiagentnyh sistemah dlja holonicheskih predprijatij // Trudy Mezhdunarodnogo kongressa "Iskusstvennyj intellekt v 21 veke", Divno-morskoe, 3-8 sentjabrja 2001, tom 1. — M.: Fizmatlit, 2001, Pp. 314-338.

Terehina D. G. Onlajn-dannye i opredelenie ih na rynke internet-biznesa // Nauka XXI veka: aktual'nye napravlenija razvitija. 2022, No. 1-2, Pp. 169-172.

x

и

О

X

О ^

m _o x

Статья поступила в редакцию 15.06.23; Принята к публикации 29.06.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 15.06.23; accepted for publication 29.06.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.

Q

LQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.