коррекции и активизации двигательной деятельности, для сенсомоторной коррекции, для коррекции и развития речи, для развития творческого конструирования. Во всем реабилитационном процессе детей -инвалидов родители являются полноценными партнерами специалистов и участвуют в реабилитационных мероприятиях. Междисциплинарная команда специалистов центра оказывает консультационную помощь и осуществляет педагогический и психологический патронаж семьи, при необходимости вносит коррективы в программу реабилитации.
Инновационный способ комплексной реабилитации детей- инвалидов заключается в том, что реабилитационная среда создается по месту жительства или в домашних условиях, а также обеспечивает степень индивидуальной системы и процесса реабилитации ребенка- инвалида, т.к. создается индивидуальный маршрут реабилитации его семьи. Для семей, воспитывающих детей - инвалидов, наиболее актуальны и востребованы стационарозамещающие технологии,
Внедрение эффективной практики позволяет оказывать весь спектр услуг в привычной домашней для ребенка обстановке, а также вовлечь родителей в процесс взаимодействия триады «специалист-ребенок-родитель».
Внедрение современных стационарозамещающих технологий - это перспективная форма организации социальной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, направленная на создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизацию скрытых резервов, способности родителей самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Список использованной литературы:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы /Л.И. Акатов. -М., Владос, 2003. 225 с.
2. Волнухин А.В. Стационарозамещающие технологии в работе врача общей практики: организационно -зкономические аспекты. М., 2010. 30 с.
3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога//Психологическая наука и образование. 2006. №4. С.61-65
4. Плиш А.В. Медико- организационные резервы совершенствования стационарозамещающих технологий. Витебск, 2006. 48с.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности //Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. С.42-49
6. Щепин О.П. Эффективность использования стационарозамещающих технологий в системе здравоохранения. М., ВОФМК. 2006. 416 с.
© Ластовская Г.С., 2021
УДК 618
Рынова У.А., Тоцкая В.В., Саломатина С.Н., Янит С.А.
Научный руководитель: к.м.н. Дуянова О.П.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский базовый медицинский колледж»
г. Орел, РФ
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
Аннотация
В этом пособии мы хотим показать, что вопрос естественного вскармливания в нашей стране очень актуален, дать практические советы и информацию наработанную нами. В данной работе рассмотрены свойства, виды и состав грудного молока, польза естественного вскармливания для матери
и ребёнка, а также осложнения и правила кормления грудью. Целью является изучение, и выявление преимуществ грудного вскармливания для матери и ребёнка.
Ключевые слова
Грудное молоко, антитела матери, оптимальное соотношение, антиинфекционные факторы,
рак молочной железы, рак яичника.
Нет сомнений в том, что питание как форма обеспечения строительными материалами и энергией всего процесса роста и развития ребенка очень важно для здоровья детей. В наше время молодые матери переводят младенцев на искусственное вскармливание при отсутствии объективных показаний. Смесь питательна, но не обладает всеми преимуществами материнского молока. Грудное молоко же, в свою очередь, включает антитела матери, которые защищают ребёнка от различных инфекций. Важно придерживаться определённых правил кормления грудью для того, чтобы избежать осложнений [1, с. 880].
Естественное вскармливание — кормление ребенка грудным молоком при прикладывании его к груди матери.
Грудное молоко - это комплексное биологически активное вещество с уникальными свойствами:
• регуляция процессов роста, формирования и дифференцировки тканей;
• развитие иммунологической устойчивости к пищевым антигенам;
• влияние на формирование челюстно-лицевого скелета, речи и слуха;
• профилактика возникновения ожирения, диабета и атеросклероза;
• благотворное влияние на психические и поведенческие реакции, интеллект, способность к обучению и социальную адаптацию;
• снижение риска онкологических заболеваний у матери;
• контрацептивный эффект в первые месяцы лактации.
Различают три вида женского молока:
1. Молозиво - это липкая густая жидкость желто-серого цвета. Она появляется после рождения ребенка и выделяется до 4-5-го дня его жизни.
2. Переходное молоко вырабатывается с 4-5-го дня жизни до 2-3 недель. Оно имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком.
3. Зрелое молоко вырабатывается с 2-3 недель жизни ребенка и имеет абсолютное биологическое сродство с организмом ребенка.
Важное значение имеет состав грудного молока, в котором содержатся все необходимые элементы для здорового роста ребёнка:
В женском молоке содержится наилучшее количество белков, жиров и углеводов в соотношении: белки: жиры: углеводы = 1:3:6.
Белки - преимущественно мелкодисперсные, идентичные белкам плазмы крови (лактальбумин, лактаферрин), которые сразу всасываются в кровь, так как не нуждаются в переработке.
Молоко содержит ряд незаменимых аминокислот, которые мало или совсем не вырабатываются в организме. Поэтому их основным источником является пища.
Жиры - это легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, которые участвуют в развитии центральной нервной системы, миелиновых оболочек и выполняют ряд других важных функций.
Липаза женского молока начинает расщеплять жиры уже в желудке, тем самым разгружая желудочно-кишечный тракт, содержащий ферменты низкой активности.
Углеводы представлены лактозой, которая, в отличие от других углеводов, способствует развитию ацидофильной микрофлоры кишечника, тем самым предотвращая развитие дисбактериоза и острых кишечных инфекций.
Минеральные соли содержатся в оптимальном соотношении: кальций: фосфор = 2:1, что предотвращает возникновение рахита у ребенка.
Противоинфекционные факторы - обеспечивают иммунологическую защиту ребенка. Они представлены специфическими антителами, лизоцимом, макрофагами и рядом других компонентов.
Ферменты и гормоны делают грудное молоко биологически активным продуктом, контролирующим процессы роста, развития и дифференцировки тканей.
Витамины и микроэлементы способствуют оптимизации обменных процессов в тканях ребенка [2, с.102].
Выгоды грудного вскармливания для ребенка:
• защита от инфекционных заболеваний. В первые годы жизни иммунная система ребенка еще не развита и не справляется с инфекцией так эффективно, как иммунная система детей старшего возраста или взрослых. Грудное молоко содержит лейкоциты и ряд противоинфекционных факторов, которые защищают ребенка от болезней, а также антитела против возбудителей инфекций, перенесенных матерью в прошлом.
• молоко хорошо усваивается и эффективно используется организмом ребенка.
• способствует более тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком: гормоны, выделяемые во время грудного вскармливания, усиливают материнский инстинкт.
• служит универсальным успокаивающим средством: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше плачут.
• защита от аллергии. Дети, получающие искусственные смеси на основе коровьего молока, гораздо чаще страдают аллергией, так как доказано, что белок коровьего молока в настоящее время является одним из сильнейших аллергенов [3].
Выгоды грудного вскармливания для матери:
• Прикладывание ребенка к груди в течение первого часа после родов значительно снижает вероятность послеродового маточного кровотечения.
• Во время кормления у матери сохраняется высокое содержание гормонов (окситоцина и пролактина) в крови, что способствует формированию сильных материнских чувств.Если женщина кормит ребенка только грудью, то в первые 4-6 месяцев после родов вероятность беременности снижается на 95%.
• * Длительное кормление снижает риск развития рака молочной железы на 50%, а если мать кормит нескольких детей, то кормление каждого ребенка снижает вероятность развития рака яичников на 25%. Кроме того, женщины, которые долгое время кормят грудью, реже страдают остеопорозом.
Затруднение при вскармливании.
1. Со стороны матери:
• галакторея (непроизвольное выделение молока);
• мастит;
• патологическая форма сосков;
• трещины сосков;
• гипогалактия:
о первичная (молоко не появляется в результате нейроэндокринных нарушений);
о вторичная (развивается позже из-за внешних причин) [4].
2. Со стороны ребенка:
• врожденные аномалии лица;
• непереносимость материнского молока.
• заболевания слизистой оболочки полости рта;
• насморк с нарушением носового дыхания;
Правила кормления грудью:
1. Создание спокойной обстановки.
2. Предварительно мать должна вымыть руки и грудь теплой кипяченой водой (в роддоме приготовьте для ребенка стерильную салфетку).
3. Примите сидячее или лежачее положение.
4. Во время кормления мать должна следить за процессом кормления.
5. Первые 5-10 мл молока необходимо сцеживать, так как в них много бактерий (из-за контакта с
внешней средой).
6. Дайте ребенку грудь так, чтобы он захватила сосок и ареолу.
7. Держите грудь второй рукой так, чтобы нос малыша оставался открытым (иначе будет нехватка воздуха и ребенок бросит грудь).
8. Кормите грудью в течение 15-20 минут.
9. После кормления держите ребенка вертикально в течение 3-5 минут для отхождения воздуха, полученного во время кормления.
10. Положите ребенка в кроватку на бок.
11. Сцедите оставшееся молоко.
12.При каждом кормлении необходимо чередовать грудь (при необходимости докормить со 2-й груди).
13.Протрите грудь стерильной марлевой салфеткой, наденьте бюстгальтер из натуральной ткани, который не сдавливает грудь [2, с.113].
Несомненно, в период послеродовой активности грудное вскармливание играет важную роль, как для матери, так и для ребенка. Грудное молоко содержит все необходимые ребенку полезные вещества, которые хорошо усваиваются, и обладает рядом противоинфекционных факторов, защищающих новорожденного.
Грудное вскармливание также важно для самой женщины, так как снижается риск возникновения таких заболеваний, как рак молочной железы и послеродовое маточное кровотечение.
Для достижения более эффективного способа кормления надо также знать ряд определенных правил, которые помогут ребенку получить необходимые вещества, а матери сохранить спокойствие за здоровье своего ребенка.
Список использованной литературы:
1. Воронов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. Санкт-Петербург: Изд-во Фолиант, 2009. 883 с.
2. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2011. 605с.
3. Государственное автономное учреждение здравоохранения
Городская клиническая больница №2 / ГАУЗ ГКБ №2 Грудное вскармливание: польза для мамы и ребенка. URL: http://gkb2-74.ru/grudnoe-vskarmlivanie-polza-dlja-mamy-i-rebenka/ (дата обращения: 01.11.2021).
4. Мотина И.В. Естественное вскармливание и его преимущества для нормального развития грудного ребенка. URL:https://guz-odb.ru/otdeleniya/pediatricheskoe-otdelenie-2-grudnogo-vozrasta/stati/1454-estestvennoe-vskarmlivanie-i-ego-preimushchestva-dlya-normalnogo-razvitiya-grudnogo-rebenka (дата обращения: 01.11.2021).
© Рынова У.А., Тоцкая В.В., Саломатина С.Н., Янит С.А., 2021