© Н.В. Игнатова, 2008
ПРЕИМУЩЕСТВА АССОЦИАТИВНОЙ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Н.В. Игнатова
Обеспечение высоких темпов и качества развития российской экономики предполагает решение одной из сложнейших стратегических задач - повышение ее конкурентоспособности, что неразрывно связано с ростом конкурентоспособности экономик отдельных регионов.
Достижение конкурентоспособности регионов и их экономическое развитие основаны на построении интегрированных комплексов с целью активизации внутреннего потенциала ключевых отраслей и предприятий региона и использования синергического эффекта их функционирования за счет укрепления сетей взаимосвязей между экономическими субъектами.
Основные цели и задачи предприятий, интегрирующихся в комплексы, заключаются в следующем:
- повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;
- обеспечение мобильности и динамичности реализации инновационных процессов создания новой продукции;
- перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на нее;
- проведение технического перевооружения на прогрессивной основе;
- вхождение в интернациональный бизнес с целью выхода на международные рынки;
- получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;
- повышение привлекательности для внешних инвесторов;
- упрощение доступа к новым технологиям;
- распределение рисков в различных формах совместной экономической деятельности;
-организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов;
- получение разнообразной помощи: консалтинговой, тренинговой, маркетинговой и др.
Формирование интегрированных комплексов обнаруживает свою закономерную целостность в интегрированной структуре, которая должна быть представлена институционально одной из организационных форм интеграции. Анализ практического зарубежного и отечественного опыта формирования кластеров позволяет выделить ассоциативную и корпоративную основы при формировании и развитии интеграционных процессов. Первая предполагает формирование механизма координации совместной деятельности, но объединение преимущественно управленческих функций; вторая - объединение управленческих и производственных функций, а также финансов и соответственно характеризуется более глубокой степенью трансформационной реорганизации.
Ассоциативная основа осуществления интеграционных преобразований регламентирована статьями 121, 122 и 123 Гражданского кодекса РФ и предполагает объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В соответствии со статьей 121, коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если предполагается осуществление предпринима-
тельской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество [2, с. 57]. Важно отметить, что ассоциативная основа ориентирована на формирование неимущественного механизма интеграции.
Корпоративная основа осуществления интеграционных взаимодействий традиционно представлена в правовом аспекте более широко и многопланово, в ряде случаев предполагает государственную координацию, что стало закономерным явлением для развитых государств.
В отечественной и зарубежной практике существуют следующие способы формирования интегрированных структур на корпоративной основе.
1. Слияние. Слияние подразумевает объединение капиталов двух или нескольких компаний (фирм, банков) и учреждение новой компании с приданием ей функций головной, с прекращением деятельности ранее существовавших. Согласно статье 58 Гражданского кодекса в результате слияния юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом [там же, с. 26]. При слиянии, как правило, преследуется несколько целей во многих областях, обусловленных коммерческими интересами:
- привлечение дополнительного капитала;
- внедрение новых технологий или диверсификация производства;
- укрепление своих позиций на национальном и мировом рынках;
- достижение эффекта масштаба производства.
Слиянию как таковому обычно предшествует заключение контрактов об управлении, трансферте технологий, долгосрочной закупке товаров, а также обмен акциями и облигациями. Первоначальные слияния компаний в промышленной, торговой, страховой и банковской сферах служат основой для последующей интеграции финансового и промышленного капиталов.
2. Поглощение. В ходе поглощения одна или несколько более сильных компаний (фирм, банков) скупает контрольные или значительные пакеты акций других компаний, превращая их в дочерние предприятия, юридичес-
ки самостоятельные, но полностью подконтрольные головной компании в силу владения ею контрольным пакетом акций; либо в ассоциированные компании, юридически и хозяйственно самостоятельные и не находящиеся под полным контролем фирмы, владеющей их акциями.
Контроль со стороны материнской компании за деятельностью дочерних и ассоциированных фирм осуществляется в значительной степени по линии установления производственных, финансовых, технологических, научно-технических, экономических и других связей.
3. Группирование (присоединение). Развитие этого процесса, как правило, предполагает участие банковских структур, которые финансируют деятельность компаний и при этом ее координируют. Это наиболее характерный способ образования финансово-промышленных групп. Согласно статье 58 Гражданского кодекса, при присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом [2, с. 26].
4. Выделение из материнской компании или учреждение новых дочерних предприятий и ассоциированных компаний. В соответствии с положениями статьи 58 Гражданского кодекса, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом [там же].
Этот способ создания интегрированной структуры является следствием постоянных переделов в орбитах контроля собственности уже существующих крупных корпоративных структур и выступает как метод улучшения их организационных форм.
Специфическим видом гражданско-правового договора, который нельзя отнести к собственно способам формирования интегрированных структур, но который широко используется ими в организации своей деятельности, является договор о трасте. Участники этого договора передают свои финансовые средства или другое имущество (например, пакеты акций), третьему лицу под его доверенное управление. Это третье лицо (часто крупный банк или специальная управленческая компания) выступает в качестве доверительного собственника созданного таким образом предприятия, а его участники формально не имеют уже никаких прав и законных возможностей участвовать в управлении предприятием или влиять на это управление.
Исследование практической реализации рассматриваемых методов осуществления интеграционных трансформаций обнаруживает различные подходы отечественных и зарубежных авторов. Здесь обращает на себя внимание сопоставление альтернативных методов формирования механизма интеграции: имущественного и неимущественного.
Имущественные связи играют весьма существенную роль при осуществлении интеграционных трансформаций и в своем проявлении актуализируют отношения по правам собственности и более глубоко затрагивают финансовый аспект моно- и межотраслевых трансформаций хозяйственных единиц. В современной экономической литературе методы межфирменного сотрудничества, сопряженные с механизмом акционерного (корпоративного) участия, трактуются как наиболее «жесткие».
Динамичное изменение рыночной конъюнктуры, глобализация конкуренции, а также её инновационная направленность потребовали новых стратегических решений в этой области, что постепенно активизировало осуществление процессов интеграции хозяйственных единиц нередко и без опоры на имущественные связи. По мнению некоторых отечественных авторов, количественная отраслевая характеристика развития имущественной интеграции свидетельствует о потенциально более высокой эффективности развертывания во многих случаях альтернативного (неимущественного) типа интеграционных взаимодействий (см.: [4]). В связи с этим в последнее
время все большее развитие приобретает ассоциативная форма интеграции.
Действительно, «жесткость» корпоративной интеграции приводит к тому, что компания становится невосприимчивой к динамике рыночных изменений и расширяет область деятельности за пределы своих основных производственных функций (например, из производителей не всегда получаются хорошие дистрибьюторы). С другой стороны, концентрация внимания на разовых сделках игнорирует ценность партнерских отношений, доверие и лояльность сторон, участвующих в трансакции, что не позволяет достичь долгосрочной устойчивости и эффективности [3].
Поэтому в деятельности хозяйствующих субъектов, в большинстве случаев, преобладают регулярные сделки, так как производители с определенным временным лагом закупают сырье и материалы. При этом деятельность преуспевающих поставщиков на рынках факторов производства все чаще тяготеет к налаживанию долгосрочных отношений и соответственно обусловливает преобладание долгосрочных контрактов при заключении сделок. Однако в каждом из рассмотренных вариантов участники рыночных отношений стремятся заключить наиболее выгодное для себя соглашение, которое со временем превращается в долгосрочное преимущество.
Подход к минимизации издержек и достижению высокого качества товаров основывается на построении партнерских отношений продавца с покупателем, что в дальнейшем влечет за собой полную взаимную зависимость. В результате формируются целостные системы стратегического партнерства каждой фирмы с ограниченным количеством участников рыночных отношений. Важно подчеркнуть, что рассматриваемые способы интеграционного взаимодействия характерны при построении цепочки поставок факторов производства и создании товаропроводящей сети. Как правило, эта основа системы стратегического партнерства закладывается на ранней стадии развития фирмы.
Стратегические союзы (альянсы) преобразуют партнерские отношения на основе совершенно новых организационных форм, характерной чертой которых выступает приори-
тет общих целей и обязательств, направленных на укрепление конкурентных позиций в отрасли [там же].
Альянс означает «тесную ассоциацию, образуемую для достижения общих целей... взаимной выгоды», как считают Б. Гарретт и П. Дюссож [1]. Другие авторы под термином «стратегический альянс» [в отличие от обычного альянса (союза), непосредственно направленного на достижение общих тактических целей партнеров] понимают межоргани-зационные соглашения, которые: компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников; соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров; имеют рациональные цели для связей одной фирмы с другой.
В связи с этим отмечается возрастающая популярность гибридной стратегии при формировании межфирменных взаимоотношений, которая состоит в сочетании конкурентной стратегии и стратегии сотрудничества, а в отдельных случаях и стратегии опоры на собственные силы в целях оптимизации позиций хозяйствующего субъекта в отрасли. Использование на практике гибридной стратегии предопределяет дифференцированный подход к выбору методов осуществления интеграционных преобразований. Сохраняя ориентацию на ассоциативную основу, участники могут активизировать и имущественные связи
Ассоциация в институциональном плане может быть целостной, частичной или «цепной». В первом случае целостность отношений регламентируется единым рамочным соглашением (см. рис. 1).
Во втором случае рамочными соглашениями связана только часть предприятий аль-янсных отношений (см. рис. 2).
В третьем случае предприятия объединены системой последовательных контрактов, не связанных между собой (см. рис. 3).
Выход интеграционных процессов на мировой уровень приводит к формированию сетевых организаций - сложной и многофункциональной интегрированной структуры, позволяющей каждой организационно-хозяйственной системе сосредоточить усилия на своих основных компетенциях и использовать партнерство для приобретения дополнительных навыков и ресурсов. Важно отметить, что при осуществлении интеграции здесь ставится цель совместного использования конкретной рыночной возможности, а когда необходимость в этом отпадает, его участники вновь отдаляются друг от друга. Современные мировые тенденции в развитии интеграционных процессов все чаще тяготеют именно к ассоциативной основе, но не исключают элементы акционерного участия, поэтому представляют нечто среднее между рыночной и иерархической координацией действий. Имущественные связи
Рамочное соглашение альянса
РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ АЛЬЯНСА
Рис. 2. Частичная ассоциация
Цепная система контрактов, не связанных друг с другом
Предприятие № 6
<5=
Предприятие № 5
г
=>
Предприятие № 4
Рис. 3. «Цепная» ассоциация
часто представлены в таких структурах акционерным долевым участием или частичным вложением активов, но большую актуальность при этом приобретают кооперационные и информационные связи.
Рыночная координация деятельности производственных предприятий не является самым эффективным механизмом организации взаимоотношений между предприятиями, поскольку связана с наличием трансакционных затрат, в частности издержек, связанных с поиском информации о контрагентах, ценах и других возможных условиях сделки; ведением переговоров по условиям контракта и заключением сделки и т. д.
Особая роль среди трансакционных затрат предприятия отводится затратам на сбор информации о покупателях, поставщиках ресурсов, конкурентах, товарах. Данная информация обладает свойством неравномерного распределения информации среди экономических агентов, что вызвано стремлением скрыть информацию с целью получения прибыли.
Рост и усложнение потребительского спроса способствуют увеличению многообразия выпускаемой продукции (то есть производство все больше ориентируется на выпуск продукции с индивидуализированными свойствами). В современных условиях это выражается в усложнении наукоемкого продукта, а это приводит к кооперации производителей и созданию кластеров.
Такие кластеры представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Высокий уровень структурных взаимоотношений по кластерному принципу внутри региона и страны стимулирует создание кластеров в глобальных масштабах и выход региональной продукции за пределы региона и на зарубежные рынки. Особенностью кластера является его территориальное размещение. Следовательно, кластер состоит из предприятий, связанных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками. Структура экономического кластера не объединена единым договором. Договорные отношения должны быть опреде-
лены между отдельными предприятиями. В связи с этим при построении кластера наиболее часто используют цепную систему контрактов, не связанных между собой. Понятие экономического кластера предполагает, что договорные отношения достаточно устойчивые, то есть носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера связаны работой на определенный сектор рынка, иначе говоря, имеют покупателей, находящихся на определенной территории.
Наличие тех или иных конкурентоспособных отраслей и кластеров определяет конкурентоспособность региона, а основой его стратегического социально-экономического развития может стать кластеризация регионального хозяйства.
В Волгоградской области пока не существует территориальных локализированных кластеров. Основной проблемой является низкая заинтересованность собственников предприятий в развитии интеграционных связей с другими предприятиями региона и недостаточность инвестиционных ресурсов. В то же время их создание могло бы привести к повышению конкурентоспособности приоритетных для экономики Волгоградской области нефтехимического, машиностроительного, агропромышленного комплексов. Для этого необходимы разработка и внедрение механизмов стимулирования возникновения и развития экономических региональных кластеров с использованием всех возможных инструментов региональной политики: бюджетное финансирование, налоговая политика, административное регулирование, институциональная среда развития бизнеса и другое, а также реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки.
Таким образом, основой конкурентоспособного и устойчивого развития региона является построение интеграционных взаимосвязей производственных предприятий. В настоящее время все большее развитие получает ассоциативная форма интеграции, что связано с ее потенциально более высокой эффективностью по сравнению с интеграцией на имущественной основе. Институционально ассоциация может быть
целостной, частичной или «цепной». При кластеризации регионального хозяйства наиболее часто используют «цепную» форму ассоциации, поскольку структура экономического кластера не объединена единым договором. Построение кластеров в Волгоградской области на основе «цепной» ассоциации приведет к повышению конкурентоспособности приоритетных отраслей региональной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарретт, Б. Стратегические альянсы / Б. Гар-ретт, П. Дюссож. - М. : ИНФРА-М, 2002.
2. Гражданский кодекс РФ. - Ч. 1. - М. : Проспект, 1998.
3. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика : пер. с англ. / П. Дойль. - СПб. : Питер, 1999.
4. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / под ред. М. А. Розова. - М. : Изд-во МГУ, 1989.