Научная статья на тему 'Преемственность власти'

Преемственность власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3224
158
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ВЛАСТЬ / POWER / ПОЛИТИКА / POLITICS / РОССИЯ. / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чудинова Изида Михайловна

Статья посвящена малоизученной проблеме. В ней даны понятия преемственности власти, характеризуются ее разновидности и формы проявления, подчеркивается специфика преемственности власти в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of power continuity. It contains some definitions of power continuity, characterizes its varieties and forms. Also the specific character of power continuity in modern Russia is emphasized.

Текст научной работы на тему «Преемственность власти»

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ СОЦИАЛЬНО

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ==============================

И.М. Чудинова

доктор философских наук, профессор, действительный член Академии политической науки*

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ

Изучение данной проблемы предполагает выявление понятия и сущности преемственности власти. Понятие преемственности относят к числу универсальных. В самом общем виде оно означает связь между явлениями в их развитии. В результате этой связи новое сменяет старое, сохраняя в себе его некоторые элементы, которые получают дальнейшее развитие на качественно новой основе.

Сущность преемственности проявляется в сфере человеческой деятельности, которая определяет главное начало во взаимоотношениях элементов, составляющих преемственность. Содержание преемственности включает в себя сохранение, передачу и развитие социального опыта, материальные и духовные достижения, в которых зафиксирован этот опыт, а также накопленные способы и формы общения людей как особого вида деятельности.

Преемственность не существует без действующих субъектов, таким субъектом в данном случае выступает власть. Многогранность власти не позволяет дать универсальное определение. В современной политологии она характеризуется как действие, направленное на что-то, а не как господство над кем-то1. Сущность власти в ее истинном значении сводится к наличию отношений между двумя (или несколькими) сторонами: одна - побуждает к действию, другая - производит это действие, т.е. власть всегда предполагает ответную реакцию. Особенность власти в том, что она не может вечно находиться в одних руках и поэтому смена власти является неизбежной.

* Чудинова Изида Михайловна, e-mail: irsok@mail.ru

1 См: Болл Т. Власть// Полис, 1993, №5.

В классических империях смена власти воспринималась как катастрофа. Престолонаследие не было сменой власти, оно направлялось на сохранение и удержание ее в прежних рамках.

На современном этапе проблема преемственности власти приобретает новое звучание. В условиях демократизации общественной жизни преемственность власти становится востребованной самим обществом и закрепляется всеобщими выборами представителей во властные структуры.

Отсутствие преемственности политики, замена политического курса, порой на противоположный, или стремление начать «все с чистого листа» ведут к потерям достижений и могут существенно затормозить поступательное развитие общества. Не менее опасна и консервация процесса модернизации со стороны определенной части власть имущих в целях сохранения монополии на государственные ресурсы и капиталы. Такое явление можно характеризовать как скрытое противостояние правящей элиты интересам всего общества.

Ситуация транзита власти всегда сопряжена с опасностью, которая может породить общенациональный кризис. В то же время плавный переход властных полномочий легитимным путем обеспечивает политическую стабильность в обществе.

Можно выделить следующие разновидности преемственности власти: - Преемственность как передача власти одному человеку - преемнику, который вызывает особое доверие у главы государства и обладает соответствующими способностями для продолжения деятельности предшественника и сохранения существующих традиций.

При таком виде преемственности обладатель власти передает преемнику свои функции и обязанности как продолжателю своего дела. Однако не всякий преемник может оказаться лучше предшественника. Основу такого вида преемственности составляет административный ресурс, который может лишить избирателя свободы выбора, так как кандидатура преемника выступает как уже «решенная задача». Но, представленный

преемник не всегда воспринимается таковым в массовом сознании избирателей.

- Преемственность как утвердившийся статус правящей элиты. Элита -непосредственное окружение правителя, его команда. Она стремится в момент передачи власти сохранить свое прежнее положение и ключевые позиции. В данном случае в качестве преемника выступает не одно лицо, а несколько участников, находящихся во властных структурах. Правитель и преемник гарантируют политической элите и обществу сохранение политической стабильности и исключение серьезных потрясений. Такое преемничество освобождает электорат от необходимости выбора, а элите предоставляет символические гарантии при смене правил политической игры. Политическая элита, сохранив свои позиции, постарается не допускать коренных изменений, в том числе перераспределения ресурсов, и будет способствовать утверждению статус-кво.

- Преемственность политического курса, когда передающий власть надеется на то, что начатый им политический курс будет продолжен преемником во всех сферах внутренней и внешней политики. Преемственность здесь - это не просто передача власти и политического курса из одних рук в другие, но и сохранение идеологической составляющей. Продолжение политического курса неизбежно включает в себя изменение ряда принципов и приоритетов политики в силу необходимости адаптации к новым реалиям. Данная разновидность преемственности не сводится к простому подражательству и должна способствовать поступательному развитию общества.

Такое разделение видов преемственности власти позволяет осуществлять более глубокий анализ этого сложного и весьма завуалированного процесса. Вместе с тем учитывается, что это разделение имеет условный характер, так как в реальной жизни они осуществляются в совокупности, дополняя друг друга.

Если весь ход исторического процесса предполагает развитие и изменение существующих связей, подлинная преемственность власти противоположна этому процессу, она сохраняет существующие связи, следуя заранее определенной логике, и позволяет сохранить все позитивное из прошлого, способствует его приумножению на качественно новой основе1.

Преемственность власти можно рассматривать также на двух уровнях:

- преемственность в управлении, в отношении к собственности, в сохранении ведущих позиций в существующей системе. На таком уровне происходит передача власти с наименьшими потрясениями;

- преемственность государственного устройства и власти, позволяющая осуществлять плавный переход от одной институциональной формы к другой.

Способность и готовность лидеров к передаче власти вовсе не означает, что данная власть является сильной. Реальная сила власти проявляется в ее готовности к легитимной конкуренции, которая невозможна без развитой демократии. Реализация преемственности власти происходит в различных формах, которые изменяются вместе с изменениями форм государственного правления. Например, в начале российской государственности преемственности власти был присущ рабовладельческий характер. Княжеская власть переходила по наследству как частная собственность. Право наследования распространялось на весь княжеский род. Такая форма правления нередко сопровождалась рисками, так как при внезапной смерти старшего сына младший не был готов к исполнению возложенных на него обязанностей. Не исключалась смерть всех законнорожденных сыновей, при этом приходилось избирать царя из другого княжеского рода. В результате законность и легитимность верховной власти ставилась под сомнение. Такая

1 См.: Канищев П. Преемственность в России. Третий срок как угроза «пильщиков»// Материалы III конгресса ЕСМ// hup:itugin, gths, het/ideotog/kanishievpreem.

форма правления в России существовала в период от Рюрика до Петра 1, ей соответствовала абсолютная преемственность1.

Преемственность власти от Петра 1 до Ленина приобрела форму условной преемственности, которая имела под собой неустойчивую основу. В этот период отсутствовал закон, определяющий условия престолонаследия, резко обострилась борьба властных группировок, усилились их олигархические устремления. Негативное влияние на процесс смены власти оказывал личный состав царствующего дома, в котором преобладало женское поколение, а также бездетность некоторых представителей единоличной власти (Петр П, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна). Принятие закона 1797 г. вновь подтвердило систему передачи власти по схеме первородства.

После революции принцип передачи власти изменился, преемственность внутри новой формы сохранилась. Однако на основе принятия новых законов создавались новые механизмы реализации преемственности власти.

В советский период при передаче власти от одного вождя другому производился отбор наиболее достойных кандидатов из числа членов партии. Это был коллективный выбор облеченной властью группы лиц. Преемственность в данном случае означала, что от предшественника к последователю передавалась не только власть, но и господствующая идеология. Эта форма преемственности власти имела такие недостатки, как неизбежность возникновения конфликтов внутри властвующей элиты и несменяемость правителя страны до конца его жизни. Такая форма преемственности власти (от Ленина до Ельцина) оценивается как коллективная. Практика показала, что эта форма преемственности власти не имеет будущего.

1 См.: Михайлин О. Эволюция форм передачи власти в России от Рюрика до Медведева// The Moscow Post http/ www.moscow.post.ru/.

Специфика преемственности власти в период правления Ельцина заключалась в том, что он выступил выразителем интересов антикоммунистической части общества и явился не только символом отрицания прошлого, но и остался представителем бюрократической машины. Это помогло избежать катастрофического обвала системы, но глубокого разрыва с негативным прошлым не произошло. Преемственность власти в это время приобрела новую форму, основу которой составил сознательный выбор действующего правителя, решившего добровольно или по окончанию срока оставить вверенный ему пост. Такая преемственность власти (от Ельцина до настоящего времени) характеризуется как рациональная.

Суть рациональной преемственности власти в том, что глава государства подбирает возможных кандидатов и назначает их на высокие посты, периодически увеличивая их властные полномочия, выявляя при этом присущие им сильные и слабые стороны. Рациональная форма преемственности власти является наиболее эффективной. Она гарантирует стабильную обстановку в стране в период смены власти, рационализм позволяет преодолевать личные амбиции действующего лидера и он сам передает свои полномочия наиболее достойному кандидату.

Однако при такой форме передачи власти избиратель вынужден соглашаться или не соглашаться с мнением действующего лидера, который, оказывая влияние на электорат, увеличивает шансы своего кандидата на победу.

Став Президентом России, В.Путин направил усилия на создание достаточно прочной системы управления страной. Государственная дума и губернаторский корпус стали частью административной системы и использовались для обеспечения стабильности и прочности государственных структур. Однако стабильность оставалась хрупкой, а экономика развивалась благодаря выгодной конъюнктуре мирового рынка (высокие цены на нефть и газ). Продвижение к реальной демократии сопровождалось очевидным

сокращением формальной демократии (монополизация СМИ, отмена выборности губернаторов, ужесточение выборного законодательства и др.)1.

По существу преемственность власти от Ельцина к Путину имела место: продолжалась приватизация государственной собственности, легализация вывоза капитала за рубеж. При этом имелись и существенные различия. Если у Ельцина отношения с Государственной думой носили в основном конфронтационный характер, то Путину удалось создать атмосферу доверия, что способствовало тому, что Дума утверждала все инициативы Президента. Путин создал технологию наследуемого президентства. В социально-экономической сфере реформы были заменены национальными проектами.

Утверждение новой формы смены власти в современной России было обеспечено не только личной волей В.Путина, но и достижением определенной стабильности в обществе, а также усилением авторитета государства на международной арене. Именно достигнутая стабильность и принятие приоритетных социальных проектов сыграли определяющую роль в поддержке политического курса В.Путина большинством населения страны.

Легитимность ротации власти в конечном итоге обеспечила победу на выборах партии большинства - «Единой России» при участии партий «Социальная справедливость» и «Гражданская сила». Однако легитимность российского института преемственности власти в основе своей имеет пока не законы и нормы Конституции, а простое согласие народа.

К рациональной преемственности можно отнести и передачу власти от В.Путина к Д.Медведеву. Но и здесь имеются свои особенности. Преемственность соблюдена в сфере дальнейшего укрепления российской государственности, в признании необходимости перевода экономики на наукоемкое и технологическое развитие, усиление борьбы с

1 См.: Гребениченко С.Ф., Давыдов В.Н. Преемничество - преемственность?// Социально-гуманитарные знания, 2007, №13, с.10.

бюрократизацией государственных структур и расширяющейся коррупцией. Вместе с тем в политический курс вводятся новые направления. Четко обозначена стратегия модернизации страны и выделены основные направления ее реализации. Предполагается определенный сдвиг в сторону дальнейшей демократизации политической и избирательной систем, в том числе на региональном уровне.

Однако преемственность власти на практике не всегда есть продолжение позитивного опыта на качественно новой основе, она может способствовать и сохранению негативного наследства. Власть часто скрывает ценности, которыми руководствуется в своей деятельности. Многие озвученные либеральные ценности в реальной жизни превращаются в мифы, которые служат своеобразным прикрытием негативных явлений и ошибок власти. Политика по-прежнему формируется «сверху», власть не доверяет другим субъектам общества и присваивает себе монопольное право единолично решать судьбу народа в целом. На фоне намеченных крупномасштабных перемен в стране сохраняется массовая бедность населения (более 30%), практически нет внушительных результатов эффективной борьбы с коррупцией, нет действительной связи власти и народа. Последнее порождает «молчаливое большинство» и политическую апатию. Неверие людей в возможность осуществления поставленной цели и завышенный оптимизм представителей власти находятся в противоречии друг с другом. Без участия россиян в процессе модернизации озвученные задачи не могут быть решены, как бы представители власти ни старались способствовать их реализации.

Власть, не желая того, сама порождает политическую пассивность масс и ограничивает проявления протестных настроений. Так, наличие «теневой экономики», которая составляет четвертую часть ВВП, дает возможность россиянам получать дополнительные доходы, не включенные в данные

Росстата, и тем самым поддерживать свой средний жизненный уровень1. Кроме того, действующая избирательная система пока не предоставляет условий для выбора кандидата, за избирателей все решают финансовые кланы, обладающие эффективными выборными технологиями. По этой причине также не приходится рассчитывать на развитие социальной активности масс и повышение их гражданской ответственности за будущее страны.

Итак, реализация преемственности власти в современной России сопряжена с большими трудностями. Главная из них - отсутствие полноценного института преемственности. Выборы власти все еще остаются управляемыми «сверху», без участия масс, широко используется административный ресурс. Поле альтернативных источников власти строго ограничивается. Отсюда осуществление подлинной преемственности власти в России пока не является утвердившейся закономерностью.

Чудинова И.М. Преемственность власти. Статья посвящена малоизученной проблеме. В ней даны понятия преемственности власти, характеризуются ее разновидности и формы проявления, подчеркивается специфика преемственности власти в современной России.

Ключевые понятия: преемственность, власть, политика, Россия.

Chudinova I.M. Continuity of the power. The article deals with the problem of power continuity. It contains some definitions of power continuity, characterizes its varieties and forms. Also the specific character of power continuity in modern Russia is emphasized.

Key words: continuity, power, politics, Russia.

1 См.: Трофимов М.И. Социальная стабильность или политическая апатия? // Социально-гуманитарные знания, 2005, №6, с. 326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.