Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ ЛОЯЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломоносов Александр Викторович

В статье рассмотрен процесс поступления студентов на программы второго уровня высшего образования с позиций преемственности образовательных программ в системе «бакалавриат -магистратура». Выделены три подхода к формату организации процесса обучения в магистратуре: узкопрофильный, академический, прибавочный. Рассмотрен экономический эффект, который возникает при внедрении узкопрофильного подхода, когда выпускник программы бакалавриата может продолжить обучение только по укрупненной группе полученной специальности. Произведены расчеты доли продолживших обучение в магистратуре в рамках своей укрупненной группы направлений подготовки на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ». Оценены финансовые потери вуза в год при реализации профильного поступления на магистерские программы. Проведен анализ приоритетных групп, поступивших на второй уровень высшего образования по базовому образованию. Сделаны выводы о влиянии исследуемого решения на стоимость клиентского капитала высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломоносов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN HIGHER EDUCATION: FINANCIAL ASPECT OF CUSTOMER CAPITAL

The article considers the process of students' admission to the second-level programs of higher education from the standpoint of the continuity of educational programs in the «bachelor's-master's degree» system. There are three approaches to the format of the organization of the master's degree process: narrow-profile, academic, incremental. The economic effect that arises when introducing a narrow-profile approach is considered, when a graduate of a bachelor's degree program can continue studying only in an enlarged group of the received specialty. Calculations of the proportion of those who continued their studies in the master's degree within their enlarged group of training areas were made on the example of the Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH». The financial losses of the university per year during the implementation of specialized admission to master's programs are estimated. The analysis of priority groups who entered the second level of higher education in basic education was carried out. Conclusions are drawn about the impact of the studied solution on the cost of the client capital of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА»

УДК 336.025

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ КЛИЕНТСКОГО КАПИТАЛА

А.В. Ломоносов

В статье рассмотрен процесс поступления студентов на программы второго уровня высшего образования с позиций преемственности образовательных программ в системе «бакалавриат -магистратура». Выделены три подхода к формату организации процесса обучения в магистратуре: узкопрофильный, академический, прибавочный. Рассмотрен экономический эффект, который возникает при внедрении узкопрофильного подхода, когда выпускник программы бакалавриата может продолжить обучение только по укрупненной группе полученной специальности. Произведены расчеты доли продолживших обучение в магистратуре в рамках своей укрупненной группы направлений подготовки на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ». Оценены финансовые потери вуза в год при реализации профильного поступления на магистерские программы. Проведен анализ приоритетных групп, поступивших на второй уровень высшего образования по базовому образованию. Сделаны выводы о влиянии исследуемого решения на стоимость клиентского капитала высшего учебного заведения.

Ключевые слова: магистратура; студенческий клиентский капитал; капитал лояльности; система высшего образования; Болонский процесс.

A.V. Lomonosov. CONTINUITY IN HIGHER EDUCATION: FINANCIAL ASPECT OF CUSTOMER CAPITAL

The article considers the process of students' admission to the second-level programs of higher education from the standpoint of the continuity of educational programs in the «bachelor's-master's degree» system. There are three approaches to the format of the organization of the master's degree process: narrow-profile, academic, incremental. The economic effect that arises when introducing a narrow-profile approach is considered, when a graduate of a bachelor's degree program can continue studying only in an enlarged group of the received specialty. Calculations of the proportion of those who continued their studies in the master's degree within their enlarged group of training areas were made on the example of the Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH». The financial losses of the university per year during the implementation of specialized admission to master's programs are estimated. The analysis of priority groups who entered the second level of higher education in basic education was carried out. Conclusions are drawn about the impact of the studied solution on the cost of the client capital of a higher educational institution.

Keywords: magistracy; student client capital; loyalty capital; higher education system; Bologna process.

Текущий год обусловлен дискуссией о формате реализации программ высшего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации анонсировало разработку уникальной модели высшего образования, которая будет иметь отличительные черты от Болонской системы и не напоминать советский специалитет [8]. При этом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 1 февраля 2022 г. был принят приказ № 89, который утверждает новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки [1].

Неоднозначной остается позиция программ магистратуры в общей системе высшего обра-

зования. Можно выделить три подхода к позиционированию программы второй ступени высшего образования, которых придерживаются современные исследователи:

1. Узкопрофильный подход. Программа магистратуры определяется как составная часть специалитета, реализуемого до вступления в болонский процесс. Характеризуется высокими входными требованиями к абитуриентам магистратуры и подразумевает качественно новый профессиональный уровень подготовки. Исследователи В.С. Сенашенко, Н.А. Пыхтина выделяют следующие составляющие преемственности в сфере образования: «преемственность целей обучения и содержания основных образовательных программ; преемственность педагогических технологий, используемых в

36

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

учебном процессе; преемственность знаний, умений, навыков и компетенций, формирующихся в результате освоения образовательных программ разного уровня» [7, с. 14].

2. Академический подход. Магистратура рассматривается как основа для будущей аспирантуры. Образовательная программа имеет четко выраженную исследовательскую составляющую. Основной вектор - подготовка высококвалифицированных специалистов (кандидатов наук) и преподавателей для высшей школы. Данный подход был подробно рассмотрен Б.И. Бедным, О.А. Кузенковым [2] и И.А. Гусевой [3].

3. Прибавочный подход. Получение степени магистра понимается как освоение программы дополнительного образования. Данный подход характеризуется универсальностью и лояльными требованиями к первому высшему образованию. Вступительные испытания рассматриваются больше как символическая процедура. Как следствие, появляется соответствующая реакция рынка, которая обозначена в исследованиях специалистов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [6].

В рамках статьи рассмотрим эффект, который возникает при внедрении в практику первой модели. Программа бакалавриата интегрируется в магистратуру, и выпускник, получив первое высшее образование, может продолжить обучение только по укрупненной группе полученной специальности. В качестве объекта наблюдения выступил региональный вуз -Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». Период наблюдения - 2017-2022 гг.

Помимо количественной оценки студентов, проанализируем влияние инициативы на динамику стоимости клиентского капитала высшего учебного заведения. Данный аспект вызывает повышенный интерес, поскольку фактически ограничивает область применения

элемента интеллектуального капитала - клиентского капитала лояльности [5]. Обозначенная часть студенческого клиентского капитала определяет возможность поступления выпускника в рамках высшего учебного заведения на следующий образовательный уровень.

В Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ» реализуются следующие укрупненные группы направлений подготовки: 09.04.00 «Информатика и вычислительная техника», 27.04.00 «Управление в технических системах», 37.04.00 «Психологические науки», 38.04.00 «Экономика и управление», 39.04.00 «Социология и социальная работа», 40.04.00 «Юриспруденция», 42.04.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело».

Три укрупненные группы на протяжении периода наблюдения (табл. 1) стабильно демонстрировали реализацию принципа непрерывного образования - 09.04.00 «Информатика и вычислительная техника», 38.04.00 «Экономика и управление», 40.04.00 «Юриспруденция».

Особый интерес вызывают группы, где доля наследственности минимальна - 27.04.00 «Управление в технических системах», 37.04.00 «Психологические науки», 39.04.00 «Социология и социальная работа», 42.04.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». Востребованность по первому образованию представлена в табл. 2.

Отметим присутствие группы поступающих с дипломами по укрупненной группе 44.00.00 «Образование и педагогические науки» сразу в трех образовательных траекториях. Нами ранее было отмечено, что направления подготовки по укрупненной группе 44.00.00 активно поддерживаются государством [4]. При этом в Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ» направления подготовки данной укрупненной группы отсутствуют.

Таблица 1

Доля продолживших обучение в магистратуре в рамках своей укрупненной группы направлений подготовки

Укрупненная группа Годы Итого Структура, в %

2017 2018 2019 2020 2021 2022

38.04.00 0,68 0,70 0,73 0,65 0,63 0,66 0,68 63,5

40.04.00 0,58 0,20 0,38 0,54 0,59 0,68 0,55 21,2

09.04.00 0,39 0,29 0,35 0,25 0,32 0,27 0,32 7,4

42.04.00 0,38 - 0,32 0,20 0,45 0,36 0,29 3,2

39.04.00 0,67 - - 0,49 0,44 0,20 0,41 2,3

27.04.00 0,16 0,17 0,00 0,38 - 0,10 0,16 1,3

37.04.00 - - 0,11 0,18 0,10 - 0,13 1,1

По вузу 0,60 0,58 0,54 0,49 0,54 0,48 0,53 100

Таблица 2

Приоритетные группы поступивших по базовому образованию

Название укрупненной группы в магистратуре Укрупненная группа направлений подготовки (специальностей) базового образования (доля в общей структуре, в %)

Экономика и управление профильное (67,88) юриспруденция (3,88) образование и педагогические науки (3,3)

Юриспруденция профильное (49,6) экономика и управление (26,1) образование и педагогические науки (3,21)

Информатика и вычислительная техника экономика и управление (35,35) профильное (31,99) компьютерные и информационные науки (7,41)

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело экономика и управление (32,86) профильное (28,57) социология и социальная работа (7,14)

Социология и социальная работа профильное (40,54) экономика и управление (31,08) юриспруденция (6,76)

Управление в технических системах экономика и управление (38,83) профильное (15,53) информатика и вычислительная техника (14,56)

Психологические науки экономика и управление (38,2) профильное (13,48) образование и педагогические науки (10,11)

Финансовый аспект решения об обучении в рамках одной укрупненной группы связан с уменьшением денежного потока от студентов. Стоимость клиентского капитала высшего учебного заведения будет скорректирована. Основной студенческий капитал - прямые потери по причине уменьшения количества студентов на программах магистратуры. Капитал лояльности - потенциальные финансовые потери из-за нормативного ограничения для студентов, желающих продолжить обучение в вузе на следующей образовательной ступени.

На основе рассчитанных коэффициентов (табл. 1), а также стоимости образовательных услуг текущего года была определена цена исследуемого решения, которую заплатит региональный вуз за один год. Методика расчета учитывает срок предполагаемого обучения. Итоги расчета по укрупненным группам магистратуры в разрезе форм направлений подготовки представлены в табл. 3.

Подчеркнем, что реализация узкопрофильного подхода создает сложности по выполнению государственного задания, в частности закрытие бюджетных мест по направлениям подготовки информационно-технического (09.04.00) и инженерного (27.04.00) профиля.

К тому же в действующей номенклатуре специальностей существуют такие укрупненные группы, как 32.04.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина» и 33.04.00 «Фармация», которые не представлены на уровне бакалавриата и останутся без студентов в целом.

Таким образом, мы приходим к выводу, что данный подход к регулированию поступления на программы магистратуры пагубно скажется на клиентском капитале высших учебных заведений. Особо остро данные изменения затронут образовательные организации, которые не имеют стабильной поддержки учредителя в виде регулярно выделяемых бюджетных мест.

Укрупненная группа направлений подготовки, руб. Очная форма, руб. Очно-заочная форма, руб. Заочная форма, руб. Итого, руб.

09.04.00 5 694 984 - 3 536 000 9 230 984

27.04.00 4 113 044 1 622 400 2 475 200 8 210 644

38.04.00 2 225 296 405 600 4 420 000 7 050 896

40.04.00 556 324 202 800 5 834 400 6 593 524

42.04.00 834 486 1 622 400 1 768 000 4 224 886

39.04.00 - 1 825 200 1 237 600 3 062 800

37.04.00 - 2 636 400 - 2 636 400

Итого 13 424 134 8 314 800 19 271 200 41 010 134

Таблица 3

Финансовые потери вуза в год при реализации профильного поступления на магистерские программы

38

Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4(50)

Список литературы

1. Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202203030033 (дата обращения: 08.10.2022).

2. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4 (89). С. 637-650.

3. Гусева И.А. Научная магистратура: мечта или реальность? // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 9-17.

4. Ломоносов А.В. Влияние бюджетного финансирования на стоимость клиентского капитала вуза // Современные тренды развития общественных, корпоративных и личных финансов: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 23 декабря 2021 г.). Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т экономики и управления «НИНХ», 2022. С. 54-58.

5. Ломоносов А.В. Оценка стоимости клиентского капитала высшего учебного заведения (на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления) // Сибирская финансовая школа. 2022. № 1 (145). С. 72-80.

6. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда / К.В. Рожкова [и др.] // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69-92.

7. Сенашенко В.С, Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 13-25.

8. Фальков: В России останутся и бакалавриат, и магистратура // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2022/06/02 (дата обращения: 10.10.2022).

References

1. Ob utverzhdenii perechnya spetsiaFnostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovaniya po programmam bakalavriata, programmam spet-sialiteta, programmam magistratury, programmam ordinatury i programmam assistentury-stazhirovki [On approval of the list of specialties and areas of

higher education training for bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs, residency programs and internship assistant programs]: prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federatsii ot 01.02.2022 № 89 // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202203030033 (Accessed 08.10.2022).

2. Bednyj B.I., Kuzenkov O.A. Integrirovannye programmy podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov vysshej kvalifikatsii [Integrated training programs for highly qualified scientific and pedagogical personnel] // Integratsiya obrazovaniya. 2017. T. 21. № 4 (89). S. 637-650.

3. Guseva I.A. Nauchnaya magistratura: mechta ili real'nost'? [Scientific magistracy: dream or reality?] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 9-17.

4. Lomonosov A.V. Vliyanie byudzhetnogo fi-nansirovaniya na stoimost' klientskogo kapitala vuza [Influence of budget financing on the cost of client capital of the university] // Sovremennye trendy raz-vitiya obshchestvennykh, korporativnykh i lichnykh finansov: sb. nauch. trudov po materialam Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 23 dekabrya 2021 g.). Novosibirsk: Novosibirskij gos. un-t eko-nomiki i upravleniya «NINKh», 2022. S. 54-58.

5. Lomonosov A.V. Otsenka stoimosti klientsk-ogo kapitala vysshego uchebnogo zavedeniya (na primere Novosibirskogo gosudarstvennogo univer-siteta ekonomiki i upravleniya) [Estimating the value of the client capital of a higher education institution (on the example of the Novosibirsk State University of Economics and Management)] // Sibirskaya fi-nansovaya shkola. 2022. № 1 (145). S. 72-80.

6. Otdacha na magisterskuyu stepen' na rossijs-kom rynke truda [Return on a master's degree in the Russian labor market] / K.V. Rozhkova [et al.] // Vo-prosy ekonomiki. 2021. № 8. S. 69-92.

7. Senashenko VS., Pykhtina N.A. Preemstven-nost' bakalavriata i magistratury: nekotorye kly-uchevye problemy [Continuity of bachelor's and master's degrees: some key issues] // Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2017. № 12. S. 13-25.

8. Falkov: V Rossii ostanutsya i bakalavriat, i magistratura [Both bachelor's and master's programs will remain in Russia] // Internet-portal «Rossijskoj gazety'». URL: https://rg.ru/2022/06/02 (Accessed 10.10.2022).

ЛОМОНОСОВ Александр Викторович - аспирант. Новосибирский государственный университет экономики и управления. Россия. Новосибирск. E-mail: a.v. lomonosov@nsuem.ru.

LOMONOSOV, Alexander Vktorovich - Postgraduate Student. Novosibirsk State University of Economics and Management. Russia. Novosibirsk. E-mail: a.v. lomonosov@nsuem.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.