Научная статья на тему 'Преемственность в подготовке бакалавров и магистров в области информационных технологий на основе компетентностного подхода'

Преемственность в подготовке бакалавров и магистров в области информационных технологий на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюкова Е.В., Панюков Д.И.

В статье рассматривается вопрос о преемственности в подготовке бакалавров и магистров в области информационных технологий на основе выделения информационноориентированных компетенций и интеграции их в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность в подготовке бакалавров и магистров в области информационных технологий на основе компетентностного подхода»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

профессионально значимым становится общение на иностранном языке. Оно выступает основным инструментом в их профессиональной коммуникации. Данное общение требует достаточного уровня сформированности коммуникативных и социальных компетенций.

Список использованной литературы:

1. Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика / текст/ Ю.М.Жуков// Введение в практическую социальную психологию_ М.,1994.-С5-14

2. Емельянов Ю.Н.. Активное социально-психологическое обучение / Текст/Ю.Н.Емельянов _Л.:ЛГУ, 1985 .-166 с.

3. Сарылбекова З.С.Коммуникативные основы обучения Кыргызскому языку в старших (10-11) классах в школах с русским языком обучения/Текст/: дисс. ...канд.пед.наук: 13.00.02/ З.С.Сарылбекова.-Бишкек,2007

4. Педагогический словарь/ В.И.Загвязинский и др.-М.,2008352 с.

© М.Ш. Озтюрк, 2015

УДК 378

Е.В.Панюкова

к.п.н., доцент

Институт математики, физики и информационных технологий Тольяттинский государственный университет Г. Тольятти, Российская Федерация Д.И.Панюков к.т.н., доцент

Факультет информационно-технического сервиса Поволжский государственный университет сервиса Г. Тольятти, Российская Федерация

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о преемственности в подготовке бакалавров и магистров в области информационных технологий на основе выделения информационноориентированных компетенций и интеграции их в образовательный процесс.

Ключевые слова

Компетенция, компетентностный подход, информационные технологии.

Основным документом, определяющим концепцию обучения бакалавра и магистра по всем дисциплинам учебного плана, является федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

План учебных мероприятий и ресурсного обеспечения по дисциплине должны быть отражены в рабочей программе - в одном из элементов учебно-методического комплекса дисциплины [1, с.97].

Результат освоения основных образовательных программ направлен на формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. При разработке рабочих программ необходимо ориентироваться не только на компетенции, в которых в общих чертах прописаны знания, умения и навыки образовательных программ, но и уметь выделять основные дидактические единицы содержания дисциплин, а также учитывать преемственность подготовки магистров и бакалавров по данному направлению подготовки.

149

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Проанализируем преемственность информационной подготовки на примере направления подготовки бакалавров 39.03.01 «Социология» и магистров 39.04.01 «Социология».

В качестве информационной подготовки для направления подготовки 39.03.01 выступает дисциплина «Основы информационной культуры», а для 39.04.01 «Базовые компьютерные технологии исследовательской и проектной деятельности».

Анализ компетенций по направлению подготовки 39.03.01 и 39.04.01 представлен в таблице 1.

Таблица 1

39.03.01 | 39.04.01

Общекультурные компетенции

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

Общепрофессиональные компетенции

способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ОПК-3);

Профессиональные компетенции

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4);

способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11); способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научноприкладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистратуры) (ПК-11);

способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистратуры) для постановки и решения организационноуправленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12);

В качестве компонентов информационной компетентности современного специалиста можно выделить:

S наличие культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и

интеграции информации;

S готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему

информации и аналитической обработке этой информации;

S наличие высокого уровня коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта

организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога;

S готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных

технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе;

S способность к моделированию, конструированию и прогнозированию результатов

собственной профессиональной деятельности;

S стремление к формированию и развитию личных творческих качеств;

150

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

S готовность к самообразованию;

S готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению

научного и социального опыта;

S умение правильно воспринимать и осмысливать результаты вычислений, учитывая трудно

формализуемые факторы [2, с. 133].

Общекультурные и общепрофессиональные компетенции являются основой информационной подготовки любого специалиста, независимо от его квалификации (бакалавр, магистр). Дальнейшее формирование информационной компетентности должно проходит на более высоком уровне и раскрываться через профессиональные компетенции.

В формировании профессиональных компетенций должно найти отражение:

S развитие системного и творческого мышления;

S формирование способностей к анализу, синтезу и оценки информации;

S развитие навыков исследовательской деятельности;

S развитие самостоятельной познавательной деятельности [3, с.231].

Профессиональные компетенции отражают способность к самостоятельному обучению, освоению новых программных продуктов, умению свободно работать с информацией на всех этапах научной работы -от поиска и сбора информации до ее анализа и представления в виде отчетов [4, с.28].

Анализ общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций позволил выделить следующие основные дидактические единицы информационной подготовки бакалавров и магистров представлен в таблице 2.

Таблица 2.

39.03.01 39.04.01

основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации назначение современных средств компьютеризации научных исследований, их функциональные возможности и особенности применения

работа с информацией в компьютерных сетях сбор, обработка, анализ и систематизация научной информации по теме исследования

понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, возникающих в этом процессе выбор методик и средств решения задачи

соблюдение основных требований информационной безопасности назначение современных средств компьютеризации проектной деятельности, их функциональные возможности и особенности применения

развитие навыков исследовательской деятельности подготовка отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований

развитие системного, и творческого мышления управление результатами научно-исследовательской и проектной деятельности

развитие самостоятельной познавательной деятельности самостоятельный выбор, обоснование цели, задач и методов исследования по актуальной проблематике в профессиональной области и их реализация

Преемственность в области информационной подготовки бакалавров и магистров должна быть основана на переходе от учебной деятельности через квазипрофессиональную к профессиональной, что дает направление роста компетентности будущего специалиста.

Список использованной литературы:

1. Ахмедханлы Д.М., Ушмаева Н.В. Внедрение дистанционных технологий в высшей школе для технических специальностей / Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 97-99.

2. Егорова Э.В. Компетентностный подход в преподавании математики и информатики / Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 133136.

3. Панюкова Е.В., Егорова Э.В. Формирование информационной компетентности студентов гуманитарного профиля в рамках дисциплины «Информатика и математика» / Актуальные проблемы педагогики и

151

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.

С.230-232.

4. Панюков Д.И., Хрипунов Н.В. Компьютерные технологии в науке и производстве: практикум/ Д.И. Панюков, Н.В. Хрипунов. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 106 с.

© Е.В. Панюкова, Д.И. Панюков, 2015

УДК378.17

Н.В. Перегудова

старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет Г. Новокузнецк, Российская Федерация

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ И

ИММУНИТЕТА

Аннотация

В статье исследуется влияние использования дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры на выносливость и иммунитет обучающихся.

Ключевые слова

Дыхательная гимнастика, выносливость, физическая культура, иммунитет.

В современном обществе XXI века приоритетную позицию занимает забота о здоровье ребёнка и взрослого человека. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Проблема укрепления здоровья рассматривается в исследованиях многих учёных классиков и современных педагогов. В самом деле, еще совсем недавно большой объем работы человеку приходилось выполнять “своими руками” и поэтому физическая нагрузка была весьма значимой. Сейчас механизация и автоматизация шагнула далеко вперед, физическая нагрузка резко уменьшилась, что является причиной низкой выносливости и работоспособности, приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания.

В нашей статье большое внимание уделено развитию дыхательной системы, так как дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как именно мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый. Именно дыхательная гимнастика поможет наладить работу организма и задействовать его в полную силу.

Для того чтобы подтвердить наши предположения о том, что дыхательная гимнастика благоприятно влияет на развитие выносливости и является средством профилактики иммунитета проводился эксперимент.

Гипотеза исследования: Использование дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры повышает выносливость и иммунитет обучающихся.

Объект исследования: Учебный процесс студентов физико-математического факультета Центра педагогического образования Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.

152

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.