Научная статья на тему 'Преемственность в изучении компьютерных технологий'

Преемственность в изучении компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Александровна

Стремительное увеличение потоков информации и роли информационных технологий в современном обществе должно идти параллельно с формированием информационной культуры членов этого общества. В качестве решения проблемы преемственности информационной культуры при изучении компьютерных технологий предлагается проектный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность в изучении компьютерных технологий»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ Е.А. Сергеева

Стремительное увеличение потоков информации и роли информационных технологий в современном обществе должно идти параллельно с формированием информационной культуры членов этого общества. В качестве решения проблемы преемственности информационной культуры при изучении компьютерных технологий предлагается проектный метод.

Общемировой процесс информатизации, характерной особенностью которого является возрастание роли информации и трансформации ее в важнейший ресурс экономического и социального развития, проник во все сферы человеческой жизни, в том числе не оставив без внимания образовательную среду. По сути, информатизация представляет собой процесс (рис. 1) преобразования человеком среды своего существования - биосферы - в ноосферу, результатом которого станет создание высокоразвитой инфосферы [1]. Глубина совершаемых преобразований может коренным образом изменить не только ход информатизации, но и само существование человеческого общества как биологического вида.

В связи с обозначенной ответственностью, результатом подготовки общества к информатизации должно стать формирование информационной культуры, начальной ступенью которой является компьютерная грамотность всех членов общества. При этом надо помнить, что необходимым условием успешной информатизации страны является высокая общекультурная, нравственная и профессиональная подготовленность населения. Именно информатизация образования как одно из направлений процесса информатизации современного общества способна повлиять на информационную культуру -умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке современный человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Процесс информатизации (рис. 2) рассматривается как процесс, включающий в себя три взаимосвязанных подпроцесса [2]:

• медиатизация - развитие и совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации;

• компьютеризация - расширение, совершенствование и обработка информации, получаемой из источников ее формирования;

• интеллектуализация - развитие знаний и способностей людей к восприятию и генерации информации, что закономерно обусловливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

Информатизация должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

Биосфера ► Ноосфера

Рис. 1. Процесс преобразования окружающей среды

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Этапы развития информационных технологий соответствуют периодам информационных революций - от «ручной» до «компьютерной» информационных технологий.

Рис. 2. Процесс информатизации

Информатизация общего среднего и высшего образования, реализация возможностей современных информационных технологий [3] влечет за собой расширение спектра видов учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучаемых предметных областей, интеграцию тем или учебных предметов. Это обусловливает необходимость интенсификации процессов интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося, формирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, осуществлять «открытия» в изучаемой предметной области.

Образовательный проект, затрагивающий различные ступени образования, сформировался на основе применения компьютерных технологий в интегративном курсе «Естествознание». Создание сквозной компьютерной поддержки учебного курса с 2000 года осуществляется в содружестве СПбГУ ИТМО и гимназии № 261.

За время работы над проектом сформировалась динамическая рабочая группа «школа - вуз». Актуальность деятельности группы состоит в потребности применения современных форм и средств обучения, например, мультимедийных программ, а для этого необходимо, в первую очередь, организовать мощную базу по созданию и внедрению таких программ.

Рис. 3. Схема взаимодействия рабочей группы в 2003/2004 уч.г.

Рассмотрим подробнее роль каждого соисполнителя проекта:

• непосредственное выполнение программ осуществляется дипломниками СПбГУ ИТМО и РГПУ им. Герцена;

• апробация и внедрение программ происходит с участием 5-6 классов;

• старшеклассники гимназии предоставляют графический материал;

• методические рекомендации и консультации предоставляет Академия постдипломного педагогического образования.

С 2003 года к работе над проектом подключились студенты 3 курса СПбГУ ИТМО. В рамках дисциплины «Компьютерные технологии» студенты осуществляют разработку мини-программ, основываясь на явЬ-технологии - современном программном средстве по созданию мультимедийных программ.

Далее, в порядке совершенствования знаний и умений, студентам предоставляется возможность изучить тематику проекта, ознакомиться с содержательной частью программ. В перечень работ входит переработка базовой компьютерной обучающей программы с учетом методических рекомендаций консультанта. В результате такой работы программа претерпевает ряд качественных изменений.

Выполнение подготовительной работы студентом помогает ему понять структуру компьютерной обучающей программы, получить опыт ее создания, оценить уровень своих знаний и возможностей, усовершенствовать их и, таким образом, подготовиться к выполнению своей выпускной квалификационной работы в рамках проекта. Тем самым прослеживается преемственность «студент - специалист».

За период 2000-2004 г. г. рабочей группой был реализован комплекс из шести интерактивных обучающих программ, которые используются в гимназии № 261 на уроках предмета «Естествознание», а также в СПбГУ ИТМО и СПбГЭТУ в рамках дисциплин «Концепции современного естествознания» и «Экология» соответственно.

Изучение интегративного курса важно не только в 5-6 классе общеобразовательной школы. Как показывает практика, старшеклассники и студенты, отрабатывая межпредметные связи при подготовке компьютерных программ, систематизируют изученный ранее материал, что является полезным фактором в обучении. Неотъемлемой частью каждой из разработанных компьютерных обучающих программ является экологическая составляющая.

Подобные компьютерные обучающие программы - это не только инструмент для улучшения качества образования, но и средство иной организации обучения, с учетом специфики содержания, применения мультимедийных компьютерных технологий и работы разноуровневой группы.

Конечными результатами работы межвозрастной разноуровненой группы являются как созданные компьютерные обучающие программы, так и написанные на их базе выпускные квалификационные работы. К достоинствам проектного метода можно отнести также получение опыта работы в группе, приобретение новых знаний и умений, развитие творческого потенциала.

№/№ Название компьютерной обучающей программы Год создания

1 «Космическая роль зеленых растений на планете» 2001

2 «Биогеохимическая роль горных пород, минералов и почвы» 2002

3 «Атмосфера» - часть 1 2002

4 «Гидросфера» 2003

5 «Атмосфера» - часть 2 2003

6 «Природа как система» 2004

Таблица 1. Комплект компьютерных обучающих программ по предмету «Естествознание»

Целью такой деятельности является не только преемственность в изучении компьютерных технологий. На новом уровне представляется возможность проследить образовательную цепочку, состоящую из:

• учащихся 5-6 классов, для которых КОП - современный инструмент в изучении учебного предмета и развитии информационной культуры через системный взгляд на окружающий мир [4];

• учащихся 11 классов, которые не только изучают современные компьютерные технологии, а именно Б^Ь-технологию, но и систематизируют свои естественнонаучные знания, проявляют творческие способности, приобретают навыки коммуникабельности и работы в группе;

• студентов 3 курса, которые осваивают Б^Ь-технологию в рамках дисциплины «Компьютерные технологии»;

• студентов 4 курса, которые на основе знания технологии и идеологии проекта совершенствуют свои знания и умения в области компьютерных технологий в образовании;

• бакалавров и дипломников, приобретающих возможность создания выпускной квалификационной работы с использованием современных компьютерных технологий, отработки межпредметных связей и дальнейшего внедрения результатов своего труда в образовательный процесс в качестве современного инструментария.

Подобную схему взаимодействия членов рабочей группы можно перенести на уровень высшей школы, задействовав при этом дисциплины «Концепции современного естествознания», «Компьютерные технологии» и студентов естественнонаучного факультета.

Рис. 4. Схема взаимодействия рабочей группы в вузе

Достижениями проекта можно считать:

• победу в конкурсе проектов студентов, аспирантов и молодых ученых, направленных на решение проблем в сфере городского хозяйства и социально значимых проблем, в секции «Автоматизация обучения»;

• выпускные квалификационные работы студентов СПбГУ ИТМО и РГПУ им. Герцена по тематике проекта, за период с 2001 года защищаемые на «отлично»;

• дипломы, врученные старшеклассникам за творческую разработку темы на районной научно-практической конференции на естественнонаучной секции;

• участие в международных конференциях, доклады в городском естественнонаучном клубе;

• участие в ретроспективной выставке проектов, решающих задачи в сфере городского хозяйства и социальные проблемы молодежи.

Обучение с использованием компьютерных технологий - это современное направление обучения, реализующее как инновационные средства преподавания и учения, так и новые принципы педагогической техники, такие как принцип деятельности,

принцип обратной связи, принцип идеальности. Все это позволяет иначе проектировать занятия, подавать материал, обрабатывать информацию на качественно новом уровне.

Литература

1. Потеев М.И. Концепции современного естествознания: Учеб. для студ. вузов. СПб.: Питер, 1999. 351с.

2. Соколова И. В., Социальная информатика и социология: Проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Союз, 1999. 228 с.

3. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: хронология становления и развития: Учебное пособие / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Т.С. Буториной. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. - 172 с.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс, 2002. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.