Научная статья на тему 'Преемственность в использовании техники в пространстве музейной экспозиции'

Преемственность в использовании техники в пространстве музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейная экспозиция / развитие музейной практики / музейная практика / советские экспозиции / музейной информатизация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславец Н. Н.

Автор обосновывает процесс музейной информатизации как последовательный этап в развитии музейной практики, опираясь на концепцию информационною общества Э. Тоффлера. Современные информационные технологии наследовали преимущества и недостатки аудиовизуальных систем советских экспозиций 1970-1980-х гг. Однако функциональный потенциал информационных технологий намного шире и еще не исчерпан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article substantiates the process of museum informatisation as a successive step in museum practice under the information society conception by A. Toffler. Modern information technologies inherited merits and demerits of audiovisual systems applied in the Soviet expositions of the 1970s-1980s. However the functional potential of information technologies is wider and is still unexhausted.

Текст научной работы на тему «Преемственность в использовании техники в пространстве музейной экспозиции»

Н. Н. Заславец

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Работа представлена кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель - кандидат исторических наук Н. Г. Самарина

Автор обосновывает процесс музейной информатизации как последовательный этап в развитии музейной практики, опираясь на концепцию информационною общества Э. Тоффлера. Современные информационные технологии наследовали преимущества и недостатки аудиовизуальных систем советских экспозиций 1970-1980-х гг. Однако функциональный потенциал информационных технологий намного шире и еще не исчерпан.

The author of the article substantiates the process of museum informatisation as a successive step in museum practice under the information society conception by A. Toffler. Modern information technologies inherited merits and demerits of audiovisual systems applied in the Soviet expositions of the 1970s—1980s. However the functional potential of information technologies is wider and is still unexhausted.

Появление информационных технологий как закономерного результата развития музейной практики привело к тому, что в ряде случаев их использование, в той или иной степени, в рамках экспозиции рассматривается как неотъемлемый элемент современного музейного проектирования.

Сущность музейною института составляют музейные предметы, в результате исследования которых в процессе поиска объективного знания специалистами создаются незабываемые экспозиции. Однако экспозиция как форма представления знания подвержена временным изменениям, что доказано историей музейного дела. В этом процессе большую роль играют как общее мировоззрение социума, так и современные научно-технические достижения, а также результаты научного поиска в рамках музееведческого знания, благодаря которым появляются новые приемы показа исторического материала.

В контексте концепции информационного общества Э. Тоффлера современный мир подвержен двум тенденциям, которые

являются знаковым явлением, свидетелем дальнейших общественных преобразований. Дело в том, что в настоящее время знание становится одним из самых ценных ресурсов общества, потребность в котором постепенно возрастает. Музей как один из центров трансляции исторического знания владеет потенциалом для усиления своей роли в обществе. На наш взгляд, острая проблема повышения достоверности экспозиций музеев исторического профиля, оправдана не только внутренними потребностями российского музейного сообщества. Современные проблемы повышения качества содержания музейной экспозиции заставляют привлекать новые исторические источники, новые методы показа материала и т. д. Информационные технологии помогают представить историческую информацию, а также решить проблему избирательности в рамках экспозиции.

С другой стороны, наступающее информационное общество называют сверхеим-волической культурой, при которой на человека воздействус! бесчисленное количе-

Преемственное _гь в использовании техники в пространстве музейной экспозиции

ство символов, влияющих на его эмоции. Все чаще в исследованиях можно увидеть определение музея как фабрики образов, символов, имиджей, поскольку музейная экспозиция представляет собой сжатое сообщение. В связи с этим, к ней предъявляются требования повышения эмоциональной составляющей. Воздействие на эмоции достигается в музее не только методами художественного проектирования, но и при использовании современных достижений компьютерной техники. Как утверждает Э. Тоффлер, в будущем возрастет тенденция индустрии ощущений.

Таким образом, в современном музейном сообществе наблюдаются две четкие тенденции, первая связана с возрастанием познавательных возможностей музея, вторая - с потребностью получения аудиторией новых ощущений в пространстве музейной экспозиции. Информационные технологии представляют собой один из инструментов развития вышеперечисленных тенденций.

Информационные средства, постепенно вошедшие во все сферы человеческой жизнедеятельности, Fie оставили в стороне столь консервативную музейную жизнь. Информатизация музейной экспозиции является одним из самых сложных, а некоторое время назад и спорных, вопросов поскольку затрагивает экспозицию, где культурное наследие, организованное в неком научном комплексе, должно сочетаться с современными технологиями.

В конце 1990 начале 2000-х гг. информационные технологии в экспозиции рассматривались как совершенно новое явление, требования к которым еще предстоит разработать. На наш взгляд, многих ошибок удалось бы избежать, если бы мы вспомнили советский опыт использования аудиовизуальной техники в музейной экспозиции, имевший место в 1970-1980-х гг.

Под аудиовизуальным показом понималась демонстрация кииофонофотоматсри-ала с помощью звуковоспроизводящей и

звукозаписывающей аппаратуры (магнитофонов, электрофонов) и проекционных средств (диапроекторов, киноустановок, видеомагнитофонов и т. п.) К аудиовизуальным средствам относились: озвученные или неозвученные кинофильмы, полиэкран, слайд-фильм, видеозапись, специально разработанные для конкретного музея динамические и статичные аудиовизуальные центры, светомузыка, озвучивание/шорам, «автоматический экскурсовод» (ити «радиоэкскурсовод») и т. п. В Кратком словаре музейных терминов аудиовизуальные системы определяются как «современные средства технической оснащенности музеев, служащие для более глубокого раскрытия содержания экспозиции посредством кино-, фото-, фономатериалов» .

С конца 1970 - начала 1980-х гг. аудиовизуальные системы активно включаются в экспозиционный показ как новые средства выразительности музейной экспозиции (Калининский государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей, Украинский музей истории Великой Отечественной войны 1941 1945 гг.,

ташкентский филиал Центрального музея В. И. Ленина и др.). Особо следует отметить начало применения видеомагнитофона в музейной экспозиции с середины 1970-х гг., что считаюсь перспективным направлением, новым этапом в процессе использования технических средств.

В литературе по музейной работе освещались не только примеры использования средств аудиовизуального показа в экспозиции, но и проблемы теоретического характера, определения функционального назначения данных систем.

Уже тогда считалось, что аудиовизуальные средства должны не просто облегчать восприятие, но выражать основную идею освещаемой темы. Для достижения этой цели, необходимо рассматривать экспозицию как единую систему, для создания которой требуется комплексное, научно обоснованное применение целого ряда элементов музейно-

го проектирования (используя современный термин), совместная работа музейных научных сотрудников и художников.

Установка аудиовизуальной техники проходила, в основном, в тех экспозициях, где существовала потребность в освещении сложных для традиционного показа тем с использованием большого количества источников (или наоборот, при недостатке подлинников), вопросов теоретического (или теоретико-идеологического) характера, разделов, для которых свойственно постоянное обновление материала (имеются в виду разделы по современной истории). Есть свидетельст ва не всегда оправданного применения подобной техники.

Постепенно аудиовизуальные системы были заменены информационными технологиями, основанными на применении цифровой техники, однако первое и главное требование при их использовании в экспозиции осталось прежним •- необходимость тщательной разработки внедрения технологий на этапе создания научной концепции экспозиции.

Современные информационные технологии, конечно, предоставляют намного больше возможностей для специалистов музейного проектирования, нежели аудиовизуальные средства. Например, информационные ресурсы в экспозиции обладают важным свойством по отношению к аудиовизуальной технике - инт ■ ер активностью. Аудиовизуальные системы часто разрабатывались для экскурсионного обслуживания, в процессе которого посетитель становился пассивным получателем музейной информации. Большинство примеров использования информационных технологий свидетельствует о том, что они рассчитаны не на экскурсионные группы, а на одиночных посетителей. Практика использования информационных технологий показывает, что посетитель становится активным участником музейного диалога. Экспозиционный ряд, состоящий из музейных предметов, является основой экспозиции, инфор-

мационные технологии могут не только помочь в ее восприятии, но создают возможности размышления над заявленной темой и выхода за рамки экспозиции. Даже при отсутствии интерактивного режима показ материала в непрерывном режиме изначально ориентирован на одиночных посетителей, часто информация организуется таким образом, чтобы посетитель, подошедший к системе в любой момент времени, смог быстро понять смысл демонстрируемого.

Сегодня информационные технологии являются дополнением, усилением и расширением содержания экспозиции, играя роль либо элемента архитектурно-художественного решения, либо особого вида научновспомогательною материала, либо нового экспозиционного приема, позволяющего показать музейные объекты в виртуальной форме, либо дополнительного канала коммуникации, либо средства, помогающего понять «язык музея», либо инструмента повышения количества и качества информации в пространстве экспозиции. Исключение составляет - тог случай, когда информационные технологии сами играют роль источника (например, в случае демонстрации кинохроники, записи речи исторических персоналий и т. п.).

Смена технической основы позволила расширить функциональный ряд информационных устройств, применяемых в пространстве музейной экспозиции. Каждый музей решает проблему использования информационных технологий индивидуально, что привело к разнообразию примеров функционального значения технологий в пространстве экспозиции. Их потенциал еще не иссяк, о чем свидетельствует постоянный интерес к данной теме со стороны музейных специалистов. Более того, в ряде случаев информационные продукты становятся результатом научно-исследовательской работы.

Однако главным остается то, что интегрирование технических средств в музейную

экспозицию должно продумываться на уровне создания научной концепции экспозиции. Только тщательно продуманное использование информационных устройств сможет не допустить разобщенности экспозиции, ее разделения на музейные предметы и технику, поможет посетителю получить качественную информа-

цию по культурному наследию в сочетании с неповторимыми эмоциями от созерцания подлинников. Специфика экспозиции как системы заключается в том, чтобы все ее элементы, в том числе технические средства, составляли единое целое и не нарушали ее гармоничность и сущностную основу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2002; Он же. Шок будущего. М.: ACT, 2004. Краткий словарь музейных терминов: Проект / НИИ культуры. М., 1974. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.