Научная статья на тему 'Преемственность в формировании профессиональной направленности студентов'

Преемственность в формировании профессиональной направленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутырова Алла Санджиевна

В данной статье рассматриваются вопросы преемственности в профориентационной работе с абитуриентами и студентами вузов на конкретном примере в Калмыцком государственном университете. Проблема преемственности в профориентационной работе является наиболее актуальной в настоящее время, когда изменилось содержание, принципы, функции профориентационной работы в условиях многоуровневого учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность в формировании профессиональной направленности студентов»

УДК - 378.1 (470.47)

ББК - Ч 481.0 (2 РОС. КАЛМ)

М 918

А.С. Мутырова

Преемственность в формировании профессиональной направленности студентов

(Рецензирована)

Аннотация:

В данной статье рассматриваются вопросы преемственности в профориентационной работе с абитуриентами и студентами вузов на конкретном примере в Калмыцком государственном университете. Проблема преемственности в профориентационной работе является наиболее актуальной в настоящее время, когда изменилось содержание, принципы, функции профориентационной работы в условиях многоуровневого учебного заведения.

Ключевые слова:

Преемственность, формирование, профессиональная направленность, многоуровневая система.

Потребность в непрерывном образовании, обеспечивающем наиболее полное развитие человека в личном, общественном, профессиональном плане, в условиях современного общества значительно возросла. Многие профессиональные учебные заведения в настоящее время ставят задачу сочетания многоуровневой профессиональной подготовки с преемственностью образовательных структур и возможностью получения интегрированного и дифференцированного по уровню профессионального образования. Механизм конструктивного решения этих задач на современном этапе успешно реализуется в ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», где помимо факультета среднего профессионального образования, созданного в 2005 году, функционируют факультет довузовской подготовки, Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В структуру университета с 1999 года входит также Башантинский аграрный колледж. На основании договоров содружества функционируют профильные классы в Кетченеровской гимназии им. В. Косиева. Гуманистическая сущность идеи создания новой модели образовательной системы «НПО, СПО, ВПО», предусматривающей преемственность и непрерывность профессиональной подготовки, соответствует потребностям и интересам обучающегося. Как показывает практика работы Калмыцкого государственного университета, непрерывное профессиональное образование студентов невозможно без организации преемственности на всех ступенях обучения в многоуровневом учебном заведении.

Это и содержательная преемственность, связанная с овладением элементами содержания образования (системы знаний, практическими и интеллектуальными умениями и навыками), и учебно-организационная преемственность в формах и способах организации учебной и внеучебной деятельности студентов на каждой ступени обучения.

Становление Вуза как многоуровневого учебного заведения непрерывного профессионального образования потребовало решения многих проблем. Одна из них -обеспечение преемственности в осуществлении профориентационной работы. Большое значение в условиях многоуровневого учебного заведения приобретает мотивация,

связанная с формированием и развитием у учащихся и студентов потребности в получении образования, познавательного интереса, профессиональной направленности.

Практика показывает, что профориентационная работа вуза будет эффективной, если обеспечить содержательную, учебно-организационную и мотивационную преемственность на допрофессиональном и профессиональном этапах обучения, что проявляется в разработке единых целевых программ, методического обеспечения этого процесса, поддержке творческого опыта кафедр, создании в ВУЗе структурного подразделения, эффективно организующего и направляющего работу с абитуриентами и студентами.

Все элементы структуры профориентационной работы в многоуровневом учебном заведении непрерывного образования (рис. 1) взаимосвязаны и

взаимообусловлены.

Работу по формированию профессионального самоопределения абитуриента, осуществляемую на допрофессиональном этапе, необходимо продолжить в период освоения вузовских профессиональных образовательных программ.

Это необходимо для того, чтобы сформировавшийся интерес к профессии мог перерасти у студентов в твердую уверенность в правильности сделанного выбора в желание продолжить самостоятельную работу по избранной профессии, преодолеть неизбежные трудности.

Система работы вуза по обеспечению преемственности в формировании профессионального самоопределения абитуриентов и студентов способствует профессиональной социализации личности, развитию профессионального интереса, становлению профессионально подготовленного специалиста.

Обеспечение преемственности в формировании профессионального выбора предполагает использование комплекса методов, форм и средств педагогического воздействия, психологических и организационно-методических процедур, направленных на формирование у абитуриентов и студентов основных компонентов, составляющих профессиональное самоопределение, среди которых профессиональное просвещение, профессиональный отбор абитуриентов; социально-профессиональная адаптация, профессиональное воспитание, профессиональная консультация, нацеленные на оказание индивидуальной помощи студентам, слушателям центра повышения квалификации, на формирование уверенности у студентов в правильности выбора профессии и укреплении интереса к ней.

Реализация изложенных выше теоретических и методических подходов позволило создать в Калмыцком государственном университете многоуровневую систему профориентационной работы. Эффектом этой системы, реализующей задачи по формированию профессионального самоопределения абитуриентов, социально педагогической поддержке слушателей факультета довузовской подготовки, социально педагогической поддержке студентов, обучающихся специальностям среднего и высшего профессионального образования, профессиональной ориентации слушателей центра повышения квалификации, переподготовки кадров является непрерывное формирование профессиональной направленности обучающихся в соответствии с уровнем профессиональной готовности и личностных запросов.

Многоуровневая система формирования профессиональной направленности в КГУ позволяет всем, кто обучается на разных уровнях: вчерашним школьникам, выпускникам, проходящим переподготовку - раскрыть свой потенциал во всех направлениях, помогает студентам преодолеть сложнейший путь от информации к знаниям, позволяет им формировать самостоятельно свою карьеру.

Система формирования профессиональной направленности обучающихся

Уровни профориентационной работы

Довузовское обучение, профильные классы у общеобразовательных школ

Студенты 12 курсов НПО, СПО, у ВПО

Выпускники различных уровней обучения £

у

у

Формы организации

Проф. консультация; Проф. агитация;

Тестирование проф. ориентированности;

Тестирование проф. пригодности; <-

Встречи с высококвалифицированными профессионалами;

Профессиональные кружки и секции

Учебные занятия;

Учебная практика; Производственная практика;

Профессиональные у кружки

Профконсультации; Индивидуальные занятия по компонентам специальности

V

Учебные занятия;

Производственная

практика;

Профконсультации; Индивидуальные занятия по компонентам специальности;

Проф. дискуссии

Основные задачи

Расширение представлений о мире профессий, о месте человека в мире профессий; Формирование мотивов профессионального обучения и профессиональной деятельности

Д

Установление взаимосвязи учебных

предметов с профессией.

Обеспечение проф.

самопознания

Формирование ценностно-смысловой оценки профессионального труда.

Знакомство с

особенностями профессии Обучения профессии

Обеспечение осознанного выбора

специальности при

продолжении образования

ания

проф.

Обеспечение самопознания.

Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения.

Повышение

профессионального

мастерства

Р ис. 1. Взаимодействие уровней формирования профессиональной направленности обучающихся на этапах непрерывного профессионального

обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.