Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1914
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдушукурова Икбол Кучкаровна, Самадов Бобир Каршибаевич

В последние десятилетия обострились многие проблемы молодежи, связанные с ее материальным положением и жилищными условиями, с трудоустройством, с качеством и доступностью образования, а также с различными угрозами идеологического и нравственного характера. Преемственность поколений имеет важное место в становлении гармонично развитой молодежи. В статье анализируется смена поколений, их преемственность с историко-социологической точки зрения. Даётся характеристика проблемы преемственности поколений. Раскрывается роль семьи во взаимоотношениях поколений и в воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF GENERATIONS AND EDUCATION OF YOUTH

In recent decades, many problems of young people have become aggravated, connected with their financial situation and housing conditions, with employment, with the quality and accessibility of education, as well as with various threats of an ideological and moral nature. The continuity of generations has an important place in the formation of harmoniously developed youth. The article analyzes the change of generations, their continuity from the historical and sociological point of view. The characteristic of the problem of the continuity of generations is given. The role of the family in intergenerational relations and in the upbringing of young people is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ»

_СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И ВОСПИТАНИЕ

МОЛОДЁЖИ Абдушукурова И.К.1, Самадов Б.К.2 Email: [email protected]

'Абдушукурова Икбол Кучкаровна - старший преподаватель;

2 Самадов Бобир Каршибаевич - преподаватель,

кафедра истории, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в последние десятилетия обострились многие проблемы молодежи, связанные с ее материальным положением и жилищными условиями, с трудоустройством, с качеством и доступностью образования, а также с различными угрозами идеологического и нравственного характера. Преемственность поколений имеет важное место в становлении гармонично развитой молодежи. В статье анализируется смена поколений, их преемственность с историко-социологической точки зрения. Даётся характеристика проблемы преемственности поколений. Раскрывается роль семьи во взаимоотношениях поколений и в воспитании молодежи.

Ключевые слова: поколение, преемственность, смена поколений, семья, социальные функции.

CONTINUITY OF GENERATIONS AND EDUCATION OF YOUTH

12 Abdushukurova I.K. , Samadov B.K.

'Abdushukurova Ikbol Kuchkarovna - Senior Teacher; 2Samadov Bobir Karshibaevich - Lecturer, DEPARTMENT OF HISTORY, GULISTAN STATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in recent decades, many problems of young people have become aggravated, connected with their financial situation and housing conditions, with employment, with the quality and accessibility of education, as well as with various threats of an ideological and moral nature. The continuity of generations has an important place in the formation of harmoniously developed youth. The article analyzes the change of generations, their continuity from the historical and sociological point of view. The characteristic of the problem of the continuity of generations is given. The role of the family in intergenerational relations and in the upbringing of young people is revealed. Keywords: generation, continuity, generational change, family, social functions.

УДК 316.35

Термин «поколение» передает сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический, смысл которых высвечивается отношением к традиции.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет выдвинул идею о том, что поколение реализуется на исторической арене как субъект общественной деятельности, придерживаясь социальных и политических идей своего времени. Он условно

разделил время процессной экспансии поколения (около 30 лет) на два периода, во время которых сначала новые политические идеи и взгляды поколения распространяются, а впоследствии утверждаются и становятся господствующими.[5]

Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому, но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

С точки зрения К. Маннгейма, смена поколений - универсальный культурный процесс, предопределенный биологическим ритмом жизни человека, в ходе которого старые участники по мере передачи накопленного культурного наследия вытесняются другими участниками из новых возрастных когорт.

Социология под преемственностью поколений понимает сложный процесс передачи, усвоения, сохранения и применения материальных и духовных ценностей, норм и правил, традиций и обычаев, инструментальной информации и опыта разных поколений, взаимодействующих друг с другом.

Коллективный опыт исследования проблемы преемственности поколений свидетельствует о том, что указанный феномен носит сложный и многомерный характер, в процессе изучения которого отчетливо выявляются следующие сущностные характеристики:

- во-первых, каждое поколение стремится к осмыслению и передаче лучшего из накопленного своей возрастной когортой положительного опыта;

- во-вторых, каждое поколение не удовлетворено тем, что ему передают предшествующие генерации людей и выстраивает поколенческий механизм селекции (отбора) того, что представляется ему особенно актуальным в меняющихся экономических, социальных, политических и культурных условиях развития социума;

- в-третьих, передача материальных и духовных ценностей, традиций, норм, верований, обычаев и опыта от поколения к поколению может протекать в разных формах - конфликтной и бесконфликтной, стихийной и целевой, формальной и неформальной, адаптивной и интериоризационной;

- в-четвертых, механизмы межпоколенческой передачи ценностей и опыта носят институциональный характер и осуществляются на основе систем обучения, воспитания, просвещения и профессиональной деятельности;

- в-пятых, целевыми контентами указанных систем становятся знания, умения и навыки, базирующиеся на традициях и обычаях, верованиях, ценностных и нормативных установках [5].

Молодежь наследует достигнутый уровень развития страны и формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества [7, с. 40-41].

В Узбекистане для воспитания физически выносливого, бодрого, интеллектуально развитого поколения создана система сотрудничества семьи, махалли и образовательного учреждения, к которой привлечена широкая общественность и ННО [1, с. 140]. Вместе с тем, каждый из этих институтов гражданского общества призван уделять внимание нравственному и духовному воспитанию молодёжи всех возрастных групп, особенно неорганизованной молодежи.

Следует отметить, что особое место в формировании патриотизма, жизненной и гражданской позиции занимает семья. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Она выполняет ряд важнейших социальных функций:

• воспитательная (социализация молодого поколения);

• функция духовного общения;

• социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

• досуговая (взаимообогащение интересов);

• эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки) [4, с. 839-840].

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм - воспитание [3]. В последние десятилетия обострились многие проблемы молодежи, связанные с ее материальным положением и жилищными условиями, с трудоустройством, с качеством и доступностью образования, а также с различными угрозами идеологического и нравственного характера (терроризм, киберпреступность, навязывание культа эгоцентризма в некоторых Интернет-ресурсах и т.д.). Поэтому очень важно уделять внимание решению этих проблем в работе с молодежью, особенно в семейной среде. Семейные ценности прививаются с раннего детства, а семейные традиции передаются из поколения в поколение. В целях укрепления семьи среди населения нашей республики систематически проводятся соответствующие тематические духовно-просветительские и культурно-массовые мероприятия. Также на социализацию молодого поколения положительное влияние оказывают старшее поколение, средства массовой информации, ближнее окружение, друзья, любимые люди, учебные заведения [2, с. 184].

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. В результате исторической и культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Между тем процесс преемственности обоюден, и каждое новое поколение привносит в социум и свой собственный вклад [6, с. 257].

Список литературы /References

1. Абдушукурова И.К., Самадов Б.К. О мерах по борьбе против торговли людьми // Научный журнал, 2016. № 6 (7). С. 140-141.

2. Абдушукурова И.К. Роль и место семьи в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодёжи. // Вопросы науки и образования, 2018. № 8(20). С. 184-185.

3. Антонова Л. В. Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни в рамках реализации ФГОС // Вестник науки и образования, 2015 № 10 (12). С. 106-110.

4. Клемантович И.П., Соболева М.К., Перлова И.В. Взаимодействие между поколениями в современных условиях // Международный студенческий научный вестник, 2018. № 3 (часть 6). С. 839-843.

5. Леньков Л.В. Социология молодёжи. М., 2015.

6. Пинженина М.В. Преемственность поколений как социальная проблема современного российского общества. // XIX Уральские социологические чтения: региональные особенности разработки и реализации социальной политики. Всероссийская научно-практическая конференции. 14-16 марта 2013 г. Екатеринбург, 2013. С. 254-257.

7. Поляничко Н.В. Социальный портрет современной российской молодежи // Труд и социальные отношения, 2014. № 7. С. 37-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.