Научная статья на тему 'Преемственность конституционного развития российского государства'

Преемственность конституционного развития российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / КОНТИНУИТЕТ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / SUCCESSION / THE RUSSIAN STATE / STATE OF LIABILITY / LEGAL PERSONALITY / CONTINUITY / CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чувилкин К. В.

Исследуется преемственность конституционного развития Российского государства. Проведение реформ, практика реализации конституционных положений требуют учета преемственного развития общества и соответствия его реальным потребностям. В этой связи преемственность понимается как важнейшее свойство конституционализма и государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF THE CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE

The author explores the continuity of the constitutional development of the Russian state. Reforms, the practice of implementing the constitutional provisions requires consideration continuity development of society and its compliance with real needs. In this context, continuity refers to as the most important feature of constitutionalism and statehood.

Текст научной работы на тему «Преемственность конституционного развития российского государства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

современные перспективы // История государства и права. — 2011. — №9. — С. 23.

5 См.: Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. - С. 261.

6 Кондрашев Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. - М., 1992. - С. 72.

7 См.: Горшенева И.А. Полиция в механизме современного демократического государства. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 56.

8 См.: Bittner E The functions of the Police in Modern Society. - P. 78.

9 См.: Police and Order in USA. - NY, 1990. - Р. 137.

10 См.: Цветков В.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопо-рядка: Автореф. дисс. ... канд. юрад. Наук. - М., 2000. - С. 18.

11 Там же. - С. 18-19.

12 Федеральный Закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции» // Собра-ние законодательства РФ, 14 февраля 2011 г. №7. Ст. 900; Далее - Закон о полиции.

13 См.: Черников В. Закон о полиции: новая эпоха перемен // Профессионал. — 2010. — №6. — С. 7.

14 Так, в ФРГ полиция земель («полицейская исполнительная служба») подразделяется на две состав-ные части: униформи-рованную полицию (полиция общественной безопасности или полиция общего назна-чения) и криминальную полицию (уголовный сыск). - См.: Ларичев В.В. Система органов уголовного рас-следования САШ и Германии // Российский следователь. — 2003. — №5. — С. 46.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

К.В. Чувилкин,

адъюнкт заочной формы обучения кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 -Конституционное и муниципальное право Научный руководитель: А.С. Прудников, доктор юридических наук, профессор Рецензент: И.В. Гончаров, доктор юридических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуется преемственность конституционного развития Российского государства. Проведение реформ, практика реализации конституционных положений требуют учета преемственного развития общества и соответствия его реальным потребностям. В этой связи преемственность понимается как важнейшее свойство конституционализма и государственности.

Ключевые слова: преемственность, Российское государство, государственность, правосубъектность, континуитет, конституционное развитие.

CONTINUITY OF THE CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE

K.V. Chuvilkin,

The postgraduate student of a correspondence mode of study Chairs of Constitutional and Municipal Law Moscow University of Interior Ministry Research specialty: 12.00.02 — Constitutional and municipal law E-mail: [email protected] Supervisor of research: A.S. Prudnikov, Doctor of Laws, professor Reviewer: Igor Goncharov, Doctor of Laws

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Annotation. The author explores the continuity of the constitutional development of the Russian state. Reforms, the practice of implementing the constitutional provisions requires consideration continuity development of society and its compliance with real needs. In this context, continuity refers to as the most important feature of constitutionalism and statehood.

Keywords: succession, the Russian state, state of liability, legal personality, continuity, constitutional development

Актуальность исследования преемственности конституционного развития российского государства обусловлена незавершенностью отношений власти и общества в современной России, переходным состоянием российской государственности.

Со времени распада СССР и образованием на его территории независимых суверенных государств - бывших союзных республик Советского Союза прошло уже более 20 лет - немалый срок не только для жизни людей, но и для истории конституционного развития любого государства. Тем не менее в Российской Федерации так и не завершено реформирование политико-правовой системы в рамках действующей Конституции Российской Федерации так и от 12 декабря 1993 г., а нескончаемость государственных преобразований воспринимается сегодня как уже вполне естественный процесс, завершения которому не видно в обозримом будущем.

Анализ практики реализации современной российской государственности показывает, что ее следует рассматривать не как уже окончательно сложившуюся в своих базовых характеристиках, а как динамично меняющуюся, эволюционирующую, диалектично трансформирующуюся в соответствии с изменениями в общественных отношениях государственно-правовую систему. Российская Федерация представляет собой не конституционно-оформленную институциональную структуру, а непрекращающийся процесс поиска собственной идентичности, адекватной реалиям современного мира. В правовом отношении динамике развития российской государственности соответствует частая смена в течение ХХ в. отечественных конституций, довольно быстро в историческом масштабе перестающих адекватно отражать реально сложившиеся отношения.

При этом на всем протяжении отечественной государственной истории весь ход трансформаций в сфере государственно-правового строительства характеризовался известной хаотичностью. Проведение реформ мотивировались, скорее, спонтанными импульсами, нежели чем выверенной стратегией. Отрицание преемственности конституционного развития, неупорядоченная совокупность формулируемых наспех ценностно-целевых установок приводит к неочевидности итогов административной реформы, реформы системы государственной службы, муниципальной реформы, реформы федеративных отношений, реформы органов внутренних дел и т.д. Не удивительно, что практика реализации конституционных и законодательных положений, разрывающих преемственное развитие общества и не соответствующих его реальным потребностям,

порождает фиктивность Конституции Российской Федерации, правовой нигилизм, отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка.

Так, преемственности развития формы российского государства в большей мере соответствует унитарная модель государственного устройства. Следует признать, что схема и порядок государственного устройства в нашей стране не имеют ничего общего с механизмами осуществления федеративного принципа или же конституционного закрепления, воплощенными в зарубежных федерациях. Произошедшие в последние десятилетие изменения государственного устройства оказались настолько глубокими, что все чаще высказываются сомнения в правомерности его идентификации как федеративного. Можно сказать, что в России фактически реализуется проект перевода российской государственности из квази-федеративной в унитарную модель, основанную на широкой законодательной автономии регионов1.

Особенности формы правления, закрепленной в Конституции Российской Федерации, также имеют свои исторические предпосылки. Это, прежде всего, более гибкая, сбалансированная система отношений, чем в классической («чистой») президентской республике. Как показала практика функционирования института президентства в России, российской государственности переходного периода в наибольшей мере соответствует именно выбранная полупрезидентская форма правления. При этой форме правления арбитражная роль президента и его доминирование над всеми ветвями власти, в наибольшей мере сходна с ролью монарха. В сложный переходный период российской государственности исторически новая полупрезидентская форма республики наилучшим образом учитывает исторические традиции развития института главы государства в России и потребность государства в сильной верховной власти.

Отмечается, что одна из основных функций государства — способность к самовоспроизводству и развитию. Эта функция, в свою очередь, напрямую связана преемственным развитием государственности, как важнейшим его свойством.

Понятие преемственности (континуитета) в юридической литературе в основном употребляется в международно-правовом значении. В международном праве континуитет рассматривается применительно к вопросам правопреемства государств, а принцип континуитета международной правосубъектности государств выступает одним из основных принципов государственного правопреемства. Континуитет рассматривается как непрерывность

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

международной правосубъектности государств при конституционных изменениях как мирного, так и революционного порядка, включая сохранение прав и обязанностей при международном функционировании государства.

Как определено в юридическом энциклопедическом словаре, в международном праве правопреемство государств имеет место при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, вхождением одного государства в состав другого, при разделении государств, их отделении и т.п.2. В основе континуитета естественным образом лежит фактическая непрерывность материальной основы государства и постоянного нахождения населения на данной территории. При всех революционных изменениях государство-преемник, даже формально отказываясь от правопреемства, как это было в Советской Республике после Октябрьской революции 1917 г., все равно вынуждено выполнять основную часть «общих» функций государства в целях обеспечения жизнедеятельности оставшегося ему «в наследство» общества.

Более широкое, общетеоретическое, понятие континуитета, можно сформулировать как непрерывность и преемственность развития государственности, означающее сохранение прав и обязанностей государства-предшественника государством-правопреемником при правопреемстве, как в международных, так и во внутригосударственных отношениях.

Очевидно, что континуитет должен охватывать не только сохранение прав и обязанностей нового государства по отношению к населению, но и наоборот3. Поэтому более полное определение понятия континуитета можно сформулировать следующим образом: Континуитет - это непрерывность и преемственность развития государственности, означающее сохранение основных прав и обязанностей государства-предшественника государством-правопреемником при правопреемстве как в международных отношениях, так и по отношению к своим гражданам, а также сохранение основных прав и обязанностей граждан по отношению к государству-правопреемнику.

Преемственность - важнейшее свойство не только государственности, но и конституционализма. Наличие преемственности в конституционном развитии российского государства в целом служит основой для преемственного развития отдельных элементов государственности. Конституционное развитие характеризуется определенной степенью преемственности, которая обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. При этом конституции не только закрепляют общественное устройство, но и сами испытывают динамику его развития. Преемственность и непрерывность конституционного развития российской государственности в прошлом веке подвергалась угрозе разрыва дважды: в 1917 г. и в 1991 г. В конституционном смысле российская государствен-

ность после революции 1917 г. поэтапно была восстановлена, в том числе, за счет, казалось бы, поначалу отвергнутых революционными изменениями исторически сложившихся и оправдывавших себя государственно-правовых форм, институтов и отношений. Конституция России 1993 г. не носит учредительный характер, поскольку она не создала новое государство, однако содержательно она открыла новую эпоху в истории конституционного развития российской государственности.

Преемственность конституционного развития, таким образом, способствует поступательному развитию общества, сохраняя все ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Преемственность конституционно-правового развития заключается в сохранении роли конституции как основного закона государства, обеспечении ее верховенства в системе законодательства, обогащении традиционных конституционных институтов.

Исследование преемственности конституционно-правового развития российской государственности необходимо и потому, что ее становление во многом связано с отказом от прежних представлений о государстве. Прежние формы развития Россией были отвергнуты, а попытки механического копирования в России либеральной модели государства западного типа показали за предыдущее десятилетие экспериментального внедрения свою несостоятельность. Между тем, не следует забывать, что российская государственность имеет собственную богатейшую более чем тысячелетнюю историю. Одна из основных проблем выстраивания взаимоотношений между властью и обществом заключается в несоответствии существующей, во многом заимствованной, системы институтов государства реальным потребностям общества, его социо-куль-турным традициям, архетипам общественного сознания. Разработка и последующее принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. в условиях острого политического кризиса привело к тому, что тысячелетний опыт государственно-правового развития страны оказался неучтенным. В то же время, преемственность конституционного развития — важнейший фактор стабильности и эффективности любого государства. Великобритания гордится 8-вековым парламентом. Испания, понимая важность преемственности, возродила монархию и кортесы. Государства Западной Европы, Япония и даже США бережно чтут традиции, зародившиеся много столетий назад. Конституционное развитие России также подтверждает закономерность - чем органичнее взаимосвязаны исторические и культурные традиции государства с современным политическим и экономическим дизайном, сформированным во многом новыми глобализационными вызовами, тем успешнее государство4. Поэтому об-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

ращение к лучшим образцам отечественного опыта (как советского, так и дореволюционного периодов) конституционно-правового строительства необходимо для оптимального выбора и формирования собственной, во многом уникальной формы современной российской государственности.

Литература

1 Ким Ю.В. В чем смысл российского федерализма? // Право и политика. — 2008. — №7.

2 Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. - М., 1987

3 Кант И. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1994.

1 См.: Ким Ю.В. В чем смысл российского федерализма? // Право и политика. — 2008. — №7. — С. 1559.

2 Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. - М., 1987. - С. 359.

3 Кант И. писал: «Если революция удалась и установлен новый строй, то неправомерность этого начинания не может освободить подданных от обязанности подчиняться в качестве добрых граждан новому порядку вещей» - См.: Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. - М., 1994. — С. 355.

4 Толпегин П.В., Максимов Д.А. Общество и государство и России: пути развития в XXI веке // Право и политика. — 2008. — №12. — С. 2839.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

И.С. Агафонов,

соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 -Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Научный руководитель: А.В. Коровников, доктор юридических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены проблемы регулирования кредитных обязательств, возникающих в экономической системе; исследована правовая природа кредитного договора и договора товарного и коммерческого кредита. Сделаны выводы о том, что: термин « кредит» является общим понятием, охватывающим заемные отношения в гражданском праве; займ составляет основу всех кредитных отношений в современном гражданском праве.

Ключевые слова: кредитный договор, договор товарного кредита, договор коммерческого кредита, вещи, определенные родовыми признаками, предмет договора, правовая природа договора.

LEGAL CONTROL OF CREDIT INSTRUMENTS

I.S. Agafonov,

applicant for the department Of Civil Right and process Of the Moscow University Of Ministry of Interior of Russia

Annotation. In the article are considered the problems of regulation of credit instruments that appear in the economical system. Author examined legal nature of credit contract and contracts of goods and commercial credits. On this basis he concluded the following: Term «credit» is a general concept that embraces debt relations in the civil law; Debt is the basis of all credit relations in the modern civil law.

Keywords: Credit contract, contract of goods credit, contract of commercial credit, things defined by generic features, object of contract, legal nature of the contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.