На создание индивидуальной траектории обучения каждого отдельно взятого студента, способствующей раскрытию его творческого потенциала, направлена и самостоятельная работа студентов. При организации самостоятельной работы студентов необходимо предусмотреть использование ими информационных технологий как для получения информаций, так и для проектирования занятий по иностранному языку с применением информационных технологий для дальнейшего их использования во время педагогической практики и будущей профессиональной деятельности.
Правильная организация работы факультета на этом этапе процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности позволяет в дальнейшем проводить соответствующую работу на более высоком уровне.
Литература
1. Кобрин Р.Ю. Опыт лингвистического анализа терминологии: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Горький, 1969. 21 с.
2. Ронжина К.В. Использование рефлексии в процессе подготовки учителя иностранного языка // Преподаватель. 2000. № 2. С. 12-13.
МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
METELKOVA LILIYA ALEXANDROVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
УДК 371.016[:658.512.23:744.4
Э.В. МИХАЙЛОВА
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: адаптация, преемственность, образовательный кластер, дизайнер, пространство.
Рассмотрены проблемы адаптации учащихся при переходе от среднего школьного к профессиональному образованию. В качестве наиболее эффективной инновационной практико-ориентированной формы организации профессиональной подготовки будущих дизайнеров рассматривается создание единого образовательного пространства на основе кластерного подхода как адаптивной образовательной среды, в максимальной степени отвечающей потребностям и интересам развития личности обучающегося.
E.V. MIKHAYLOVA
CONTINUITY AS A MEANS OF ADAPTING STUDENTS OF DESIGN DEPARTMENT IN VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING
Key words: adaptation, continuity, education cluster, designer, space.
The articles deals with the problem of students' adaptation in the transition from secondary school to vocational education and training. ^s the most effective innovative practice-oriented forms of future designers vocational training creation of a unified educational space based on the cluster approach as an adaptive learning environment is considered, as meeting requirements of all the needs and interests of each student in maximum degree.
Социально-экономические преобразования, интеграция России в мировую систему образования, возрастающий интерес к проблемам профессиональной деятельности выявили необходимость в квалифицированных производственных кадрах нового типа, способных быстро ориентироваться в изменениях окружающей действительности. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на всероссийской конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития страны», прошедшей в 2008 г., обозначил приоритетным направлением образовательной политики повыше-
ние качества подготовки кадров путем практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, объединяющей внутри себя все уровни общего и профессионального образования, науку и предприятия.
Одним из факторов, предопределяющих эффективность процесса обучения студента в условиях непрерывного профессионального образования, является успешная и быстрая адаптация учащегося к новым для него условиям. Трудности адаптации выпускника школы в вузе могут быть связаны как с неразвитостью адаптивных способностей выпускников, так и с отсутствием преемственности педагогических условий в школе и в вузе, что может отрицательно влиять на процесс адаптации выпускника к обучению в том или ином конкретном вузе.
Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубертом в XIX в. Он произошел от латинского «adaptation» (приспособление) и первоначально использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [8]. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и педагогики.
Наиболее общепринятым в психологии, социологии и педагогике является определение адаптации как процесса приспособления студента к условиям обучения в новой для него образовательной среде, организации интеллектуальной и трудовой деятельности.
Многогранность адаптации связана с неоднозначной социальной значимостью тех или иных компонентов социальной среды или протекающих в ней социальных процессов.
Социальная адаптация, по мнению А.Г. Мороза, это многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды [5].
Профессиональная адаптация, являясь одной из наиболее значимых составляющих социальной адаптации, представляет собой процесс вхождения личности в профессию, процесс привыкания к профессиональным условиям и требованиям, к структуре и содержанию профессиональной деятельности, к определенной профессиональной группе. Причем успешной профессиональную адаптацию можно считать лишь в том случае, если человек не только усвоил определенные профессиональные нормы, но и получил возможности для самореализации, творчества и саморазвития. Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы непрерывного профессионального образования и являются регулятором связи между системой образования и практической деятельностью.
В ходе ежегодного опроса первокурсников были отмечены такие затруднения профессионального характера: «непонимание изложенного материала», «неумение рационально распределять свое рабочее время и досуг», «неспособность к самоконтролю», «непривычность университетской системы обучения», «сложность и новизна изучаемых предметов» и др. При этом замечено, что среди опрашиваемых меньше всего затруднений испытывают выпускники школ с профильным образованием и студенты, имеющие художественное или среднее профессиональное образование.
В качестве наиболее важных источников, воздействующих на адаптацию студентов в условиях новой образовательной среды и изменяющих параметры их профессионального становления, А.Н. Макарова выделяет внешние и внутренние факторы адаптации [4]. К внешним относятся особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий; своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность. В качестве внутренних рассматривают уровень адаптационного потенциала, степень
развитости адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.
В своем понимании «адаптационных качеств» мы исходим из того, что «качества» - отличительные признаки, характерные особенности, свойства чего-либо или кого-либо. Известно, что адаптационные качества включают в себя личностные свойства человека, помогающие успешно адаптироваться к окружающей действительности, взаимодействовать с ней. А «адаптационные качества» дизайнера - понятие, относящееся непосредственно к творческой сфере, выдвигающей требования личностного и профессионального характера, соотнесенные с условиями деятельности. Творческая деятельность является стратегией адаптивного поведения и основой профессиональной деятельности будущего дизайнера. Поэтому ведущей деятельностью студентов в процессе профессиональной адаптации становится самообразовательная, художественно-творческая, проектно-практическая, профессиональная [2].
При переходе с одного уровня на другой студент каждый раз должен вырабатывать новые модели поведения, которые больше всего соответствуют условиям новой образовательной среды и данной ситуации. Зачастую этот процесс сопровождается отказом от сложившихся ранее установок, представлений и понятий, ценностных ориентаций и приобретением новых, соответствующих изменившимся условиям. Анализ динамики психологических особенностей личности в процессе адаптации к новым условиям деятельности свидетельствует, что независимо от интенсивности психоэмоциональных нагрузок изменение структуры психологических характеристик чаще всего носит негативный характер. Эти условия определяют большую вероятность возникновения инфантильных и псевдоуспешных сценариев профессионально-личностного становления, что особенно актуально для студентов творческих специальностей [7].
В то же время нельзя рассматривать адаптацию только как негативное явление, так как любые кризисные моменты профессионального развития несут в себе положительные явления. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переход от привычного окружения и сфер деятельности к планируемым и ожидаемым составляет такие личностные изменения, в ходе которых формируются психологические новообразования профессионала или специалиста (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.). Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития, поэтому процесс адаптации студента должен продолжаться непрерывно, переходя с каждым разом на более высокий уровень своего развития, при котором основными факторами развития рассматриваются такие умения, как самоанализ и коррекция собственной деятельности, саморазвитие личности.
Для четкого взаимодействия всех подсистем профессионального образования, успешного движения от одной подсистемы к другой необходимо создание адаптивного образовательного пространства, в максимальной степени отвечающего потребностям и интересам личности обучающегося. Как показывает опыт, создание такого образовательного пространства невозможно без установления научно обоснованной преемственности на всех ступенях образования. В условиях преемственности образования процесс социальной и профессиональной адаптации происходит плавным прохождением одного этапа с безболезненным вхождением в новую среду. Каждый последующий этап можно рассматривать как отправную точку для перехода в другую среду. А весь процесс профессионального становления и вхождения в профессию представляет собой единое образовательное и социальное пространство, а не скачкообразное перемещение из одной образовательной среды в другую (рисунок).
Схема единого образовательного пространства в системе непрерывного профессионального образования
Под единым образовательным и социальным пространством мы понимаем специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию подсистем профессионального образования в общую педагогически ориентированную систему с целью обеспечения оптимального протекания процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. Образовательная среда выступает основным гарантом личной успешности каждого студента в реализации поставленных перед ним задач, позитивной динамики физического, интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. Основная сложность эффективного функционирования системы профессионального образования в постоянно меняющихся и развивающихся условиях заключается в адаптации ее самой к этим изменениям и одновременно в создании условий для успешной адаптации студентов как к в внутренним условиям этой системы, так и к внешним факторам профессиональной деятельности. Сама система должна постоянно ориентироваться на текущие и перспективные изменения на рынке труда, учитывать спрос и предложения рабочей силы, повышать адаптационный потенциал своих выпускников к рыночной экономике.
В качестве такой образовательной среды мы рассматриваем формирование образовательных кластеров как совокупности взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [1].
Понятие «кластер» является достаточно новым направлением как в сфере экономики, так и образовании, а значит, и внедрение кластерного обучения в профессиональную педагогику, в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста [1].
К основным условиям эффективной деятельности образовательного кластера относятся [9]:
- преемственное соподчинение всех уровней образования одной отрасли на основе сквозных образовательных программ;
- разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли;
- взаимодействие коллективов учебного заведения (или учебных заведений) и предприятий на основе принципа корпоративности.
Интеграция образовательных учреждений в кластерной системе происходит как по горизонтальному (укрупнение образовательных учреждений од-
ного уровня образования), так и по вертикальному (интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования) направлениям. Интегрированные многоуровневые учреждения позволяют наиболее оптимально использовать имеющиеся кадровые, материально-технические и бюджетные ресурсы [3]. Они способствуют развитию горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся, предоставляя им возможность перехода с одного образовательного уровня на другой, позволяют изменять образовательную траекторию в пределах одного уровня образования.
Нами выявлено наличие необходимых региональных предпосылок развития дизайн-направления на основе кластерного подхода: высокая концентрация производственного потенциала на территории Чувашской Республики, присутствие известных региональных брендов, наличие инициатив предприятий республики в области формирования спроса на образовательные услуги.
На базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» рассматривается возможность создания в качестве стартовой модели образовательного кластера многоуровневого университетского комплекса в сфере проектирования и изготовления одежды. Университетский комплекс, объединяющий учреждения профессионального образования различного уровня, отраслевые министерства и ведомства, предприятия, позволит эффективно решать комплекс задач:
- оптимизация структуры подготовки кадров;
- повышение качества образования;
- возможность получения профессионального образования различного уровня в рамках единого комплекса;
- реальная возможность оказывать научное сопровождение инновационного развития ведущих отраслей экономики и социальной сферы ЧР.
В последние годы активно налаживается связь с образовательными учреждениями различного уровня (УПК «Облик», ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГУ им. И.Н. Ульянова). Планируется наладить сотрудничество с Ассоциацией производителей одежды, в состав которой входят предприятия бытового обслуживания населения по изготовлению одежды, бывшие ателье и швейные цеха, представляющие малый и средний бизнес (ЗАО «Керек», ООО «ОВАС», ООО «Каури», ООО «Спектр», оОо «Дом моды Игоря Дадиани» и др.). Вследствие развитой сети предприятий швейной промышленности на территории Чувашской Республики, состоящей как из крупных предприятий, так и представителей среднего и малого бизнеса, имеется высокая заинтересованность их в качественной подготовке специалистов этой отрасли, а также потребность в новых специализациях, обусловленных развитием науки, техники и технологий.
При подготовке специалистов в системе университетского комплекса происходит непосредственное закрепление теоретического материала на практических занятиях, проводимых в условиях производства на базовом предприятии. Сочетание в процессе подготовки специалистов теоретических основ и знаний о способах осуществления деятельности и опыта конкретной профессиональной деятельности преподавателя-производственника позволит студенту овладеть самой деятельностью, а не знаниями о ней. Большое значение придается участию в учебном процессе преподавателей-практиков, осуществляющих профессиональную деятельность на предприятиях данной отрасли. В настоящее время студенты вынуждены получать знания о современном оборудовании (швейные машины, спецмашины, машины-полуавтоматы и автоматы различных классов и производителей) и приспособлениях малой механизации из литературных источников или упрощенных моделей. В то время как на базе университетского комплекса студенты будут иметь возможность осваивать используемые в профессиональной деятельности машины и технологии.
Университетский комплекс имеет ряд существенных преимуществ в обучении специальным дисциплинам по сравнению с традиционной формой обучения. Очевидно, что университетский комплекс, включающий студентов высшего и среднего профессионального учебных заведений, обучающихся по специальностям дизайн костюма, позволит наиболее полно сформировать профессиональную компетентность будущих специалистов. Немаловажно, что при формировании университетского комплекса на предприятиях производства одежды студенты будут непосредственно участвовать в реализации проектов, работать в реальном коллективе, что способствует формированию организационно-управленческого, проектного и производственно-технологического компонентов профессиональной компетентности [6].
Таким образом, мы рассматриваем университетский комплекс как единое целостное экономическое, социальное и образовательное пространство взаимосвязанных по вертикали (с целью формирования компетентного специалиста) и горизонтали учреждений профессионального образования и предприятий, объединенных по отраслевому признаку. В таких условиях в полной мере проявляются все критерии адаптации: позиция студента как элемента пространства, интеграция со средой, реализация личностного потенциала, эмоциональное самочувствие. Необходимо отметить развивающее значение единого образовательного пространства, организационная структура которого заключается в построении, моделировании процессов обучения и воспитания таким образом, чтобы каждый ее субъект оказался в условиях развития, эмоционально положительного состояния, удовлетворения потребности в самореализации. Мы рассматриваем адаптацию человека в системе непрерывного профессионального образования как процесс его активного взаимодействия с образовательной средой, а не пассивного приспособления к ней. Основным фактором, регулирующим и организующим процесс профессиональной адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью индивида (студента), в нашем случае с достижением высокого профессионального уровня, востребованного на рынке труда.
Литература
1. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-кон-структоров швейного производства в условиях образовательного кластера [Электронный ресурс]. URL: http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=13537&table=papers_file&type=0&conn=confDB (дата обращения: 12.09.2011).
2. Зырянова А.В. Специфика профессиональной адаптации студентов вузов культуры искусств [Электронный ресурс]. URL: http://aspirantura-olimpiada.narod2.ru/publikatsii/history_aspekt/ ziryanova/ (дата обращения: 12.09.2011).
3. Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. 2007. № 18. С. 25.
4. Макарова А.Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.
5. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Киев, 1983.
6. Никитина Л.Л. Формирование проектной компетенции специалистов легкой промышленности (на примере специальности «Конструирование изделий из кожи»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007. 16 с.
7. Плоткина Л.Н. Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий (ИТ) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5.
8. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
9. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
МИХАЙЛОВА ЭВЕЛИНА ВАЛЕРИАНОВНА - заведующая лабораторией кафедры дизайна, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MIKHAYLOVA EVELINA VALERIANOVNA - managing laboratory, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.