Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скрябина Е. Н., Никитина Н. М.

В статье рассматриваются проблемы современного образования, поставлен ряд вопросов, возникающих в процессе работы в медицинском высшем учебном заведении, в частности: "Что можно сделать, чтобы усилить мотивацию у студентов к профессии врача, повысить её значимость и уменьшить отток получивших диплом специалистов?". Представлен опыт образовательного процесса в терапевтической клинике, направленного на совершенствование взаимодействия "врача и пациента". Введение в программу обязательного постдипломного образования дополнительного цикла по психопедагогической подготовке, направленной на развитие личностных качеств врача, различных форм научной работы, расширяющих возможности профессионального мышления, будут способствовать формированию грамотного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скрябина Е. Н., Никитина Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AND ORIENTATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN A MEDICAL UNIVERSITY

The article considers the problems of modern education and questions arising in a medical university, in particular: "What can be done to increase students’ motivation for the medical profession, increase its significance and reduce the outflow of postgraduates?". The experience of the educational process in a internal medicine clinic aimed at improving the doctor-patient interaction is presented. The introduction of an additional course of psycho-pedagogical training aimed at developing the personal qualities, various forms of scientific work, expanding the possibilities of professional thinking, into the program of postgraduate education will contribute to the formation of a competent specialist.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3494. doi:10.15829/1728-8800-2023-3494 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

ш

РОПНИЗ

%0j

Hl ,

«мин

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе

Скрябина Е. Н., Никитина Н. М.

ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского" Минздрава России, Саратов, Россия

В статье рассматриваются проблемы современного образования, поставлен ряд вопросов, возникающих в процессе работы в медицинском высшем учебном заведении, в частности: "Что можно сделать, чтобы усилить мотивацию у студентов к профессии врача, повысить её значимость и уменьшить отток получивших диплом специалистов?".

Представлен опыт образовательного процесса в терапевтической клинике, направленного на совершенствование взаимодействия "врача и пациента". Введение в программу обязательного постдипломного образования дополнительного цикла по психопедагогической подготовке, направленной на развитие личностных качеств врача, различных форм научной работы, расширяющих возможности профессионального мышления, будут способствовать формированию грамотного специалиста.

Ключевые слова: педагог медицинского ВУЗа, нравственное воспитание, психопедагогика, профессиональные компетенции.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 23/11-2022 Рецензия получена 14/12-2022 Принята к публикации 10/03-2023

Для цитирования: Скрябина Е. Н., Никитина Н. М. Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1Б):3494. <М:10.15829/1728-8800-2023-3494. ЕРЫ РТвЫТ!

Continuity and orientation of the pedagogical process in a medical university

Skryabina E. N., Nikitina N. M.

V. I. Razumovsky Saratov State Medical University, Saratov, Russia

The article considers the problems of modern education and questions arising in a medical university, in particular: "What can be done to increase students' motivation for the medical profession, increase its significance and reduce the outflow of postgraduates?" The experience of the educational process in a internal medicine clinic aimed at improving the doctor-patient interaction is presented. The introduction of an additional course of psycho-pedagogical training aimed at developing the personal qualities, various forms of scientific work, expanding the possibilities of professional thinking, into the program of postgraduate education will contribute to the formation of a competent specialist.

Keywords: medical school teacher, moral education, psychopeda-gogy, professional competencies.

Relationships and Activities: none.

ВУЗ — высшее учебное заведение.

Skryabina E. N. ORCID: 0000-0002-7655-8727, Nikitina N. M.* ORCID: 0000-0002-0313-1191.

'Corresponding author: nikina02@yandex.ru

Received: 23/11-2022 Revision Received: 14/12-2022 Accepted: 10/03-2023

For citation: Skryabina E. N., Nikitina N. M. Continuity and orientation of the pedagogical process in a medical university. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3494. doi:10.15829/1728-8800-2023-3494. EDN RTGNTI

Педагоги медицинских высших учебных заведений (ВУЗ) отвечают как за профессионализм выпускаемых врачей, а значит за здоровье нации, так и за формирование у обучающихся моральных

качеств, без которых работа врача немыслима [1]. Обсуждение значимости этих основных направлений педагогической работы преподавателя медицинского ВУЗа с учетом опыта великих отечествен-

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: nikina02@yandex.ru

[Скрябина Е. Н. — к.м.н., доцент, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, ORCID: 0000-0002-7655-8727, Никитина Н. М.* — д.м.н., доцент, профессор кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, ORCID: 0000-0002-0313-1191].

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(Щ

ных предшественников и явилось целью написания данной статьи.

Лучшие представители отечественной медицинской школы (С. П. Боткин, Г. К. Захарьин, И. Е. Дядьковский, Н. И. Пирогов и др.) испытывали ответственность за своих учеников. Являясь блестящими врачами, высокообразованными людьми, они были и великолепными наставниками. Их опыт и знания, публикации, передающиеся из поколения в поколение, стали неоценимым достоянием всех посвятивших себя медицине, важным подспорьем в педагогическом процессе.

Опыт великих наших предшественников особенно актуален в последние годы, когда медицина стала испытывать большие трудности, многократно умноженные пандемией новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), объявленной Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020г. К этому времени из-за недостатка финансирования здравоохранения в стране уже отмечался большой дефицит медицинских кадров, особенно в небольших городах. Не менее актуальной представляется проблема профессионального "выгорания". До эпидемии доля "выгоревших" медицинских работников в Российской Федерации доходила до 70%, в США — до 50% [2]. В июле 2020г в Российской Федерации были опубликованы результаты исследования Холмогоровой А. Б. и др. [3], по данным которого средний и высокий уровень "выгорания" был выявлен у 50% опрошенных медицинских работников, участвующих в оказании помощи больным СОУГО-19, которые отмечали эмоциональное истощение и редукцию профессиональных достижений. В период пандемии многие врачи работали на пределе возможностей, получая при этом неадекватную затратам труда зарплату. В то же время именно врачей, а не систему здравоохранения, считают виновными в очередях в поликлиниках, нехватке специалистов, отсутствии доступного современного медицинского оборудования. Всё это привело к снижению престижа профессии, утрате интереса студентов к медицине и дальнейшей работе в этой области. Что можно сделать в данной ситуации, чтобы усилить мотивацию у студентов профессии врача, её значимость и уменьшить отток получивших диплом специалистов? И как бы ответили на этот вопрос наши знаменитые предшественники?

Г. К. Захарьин, С. П. Боткин, Н. И. Пирогов, Н. В. Склифосовский — русские педагоги и врачи, имена которых знакомы всему миру. Но в своей работе мы бы хотели привести пример служения медицине не менее значимого для становления отечественной медицины врача-терапевта Матвея Яковлевича Мудрова.

М. Я. Мудров — профессор, декан московского университета оказал колоссальное влияние на

Российское высшее медицинское образование, формирование у молодого поколения необходимых качеств врача. Щедро делясь своим жизненным опытом, он говорил: "я должен, любезные юноши, сие врачебное учение начать с врачевания вас самих, лечения вашей наружности в чистоплотности, в опрятности одежды, в порядке жилища, в благоприличии вида, телодвижений, взглядов, слов". По мнению М. Я. Мудрова, "врач должен быть скромным, честным, благоразумным, не жестоким, не гордым, сдержанным и умеренным в образе жизни, быть готовым к услужливости, к помощи во всякое время днём и ночью. Врач у постели больного должен искать исцеление недуга, а не личную выгоду" [4]. В рекомендациях анонимного автора средневековому врачу на примере Салернской медицинской школы содержится та же мысль: "врачи приносят больным благотворение, но не заботятся о собственном благополучии" [5]. Таким образом, М. Я. Мудров способствовал введению данного постулата в отечественную медицину.

М. Я. Мудров высоко оценивал врачевание, называя его искусством, и овладение им, с его слов, "требует не только усердия, но и постоянного усовершенствования. Кто не в состоянии преодолевать предстоящих трудностей, тот должен оставить эту профессию: врач посредственный более вреден, чем полезен" [4].

М. Я. Мудров по праву считается основоположником отечественной клинической медицины. Главным плодом двадцатипятилетних трудов он считал сделанный им вывод, значение которого трудно переоценить: "врачевание состоит не в лечении болезней, а в лечении самого больного" [4, 6]. Данный вывод позволил по-иному, более широко, взглянуть на болезнь с учётом индивидуальных особенностей больного, условий и образа его жизни, сопутствующих заболеваний, выбрать наиболее оптимальный подход к лечению. Он ввел системный расспрос, разработал схему клинического обследования больного и ведения истории болезни [4]. При этом М. Я. Мудров очень методично и тщательно описал, в какой последовательности и как врач должен исследовать все части тела больного, помогая тем самым молодым врачам освоить свою специальность и приучить их к серьёзному отношению к ней.

Избиравшийся пять раз деканом, М. Я. Мудров отдал свои семейные сбережения на восстановление медицинского факультета Московского университета после разгрома его армией Наполеона, а также подарил университету свою сохранившуюся библиотеку. Во время эпидемии холеры он возглавил борьбу с ней в Поволжье и Санкт-Петербурге, что явилось причиной его смерти в 55-летнем возрасте [4].

Знакомство с жизнеописанием наших великих предшественников приводит к пониманию, что

вся их деятельность была сродни подвигу. Они были настоящими людьми, великолепными врачами, отдававшими свою жизнь без остатка людям, мудрыми наставниками, и поэтому их опыт и знания должны служить примером, вдохновлять молодых специалистов на нелёгкий, но благородный труд врача и передаваться по наследству последующим поколениям.

Чтобы стать успешным врачом, студент должен усердно трудиться и постоянно совершенствоваться, овладеть всем спектром медицинских знаний и навыков, которые потребует от него будущая работа.

Конечно, студенты должны приобрести необходимый объём специальных знаний, а ВУЗ должен, в свою очередь, предоставить им эту возможность. В связи с отказом от дальнейшего применения в нашей стране Болонской системы образования хочется надеяться, что будет восстановлена прежняя программа обучения студентов, позволявшая выпускать достойных врачей. В частности, это касается восстановления экзаменов на V курсе по трем основным специальностям (для усиления мотивации изучения материала), увеличения продолжительности циклов по этим клиническим дисциплинам (в настоящее время они неоправданно короткие, что затрудняет получение студентами необходимого объёма знаний), обязательного постдипломного обучения всех выпускников. Так, интерны и ординаторы нашей кафедры госпитальной терапии, работая последовательно во всех терапевтических отделениях многопрофильной Областной больницы и других лечебных учреждениях в зависимости от специализации, получали неоценимый разносторонний опыт врачебной деятельности, однако сейчас далеко не все имеют эту возможность. Такая серьёзная подготовка, проводимая ранее, несомненно, придавала уверенность начинающим врачам и избавляла их от многих ошибок и разочарований в своей профессии.

Трудности молодого врача не ограничиваются высокими требованиями к специальной подготовке. С началом работы на врача обрушивается большое количество неблагоприятных факторов: достаточно агрессивная политика средств массовой информации, дискредитирующих врачей, а также фармкомпаний, активно борющихся за свои доходы, сохраняющаяся косность системы здравоохранения, отсутствие единого мнения специалистов и другие [7]. Всё это, несомненно, подогревает недовольство "разбирающихся в медицине" пациентов, которое они не всегда тактично выражают, особенно начинающим врачам.

Что врач может противопоставить этому, чтобы снизить градус конфликтности? Блестяще ответил на это доктор Ф. П. Гааз, считая, что "любовью и состраданием можно воскресить то доброе, что еще сохранилось в душах озлобленных людей" [4].

Аналогичный подход к оценке взаимоотношений между врачом и пациентом имеют и современные авторы. По их мнению, "врачу нужна внутренняя сила, чтобы принимать и с состраданием и любовью относиться к пациенту в любом самом негативном проявлении. В каком-то смысле от врача требуется быть сверхчеловеком — существом из другого материала, но подверженным мирским заботам" [8].

Но разделяют ли мнение наших великих учителей сами больные? Чтобы получить интересующую информацию "из первых рук", т.е. от самих больных, была проведена научная работа участниками студенческого кружка (студентами IV-VI курсов) нашей кафедры. Ими осуществлялся опрос 100 больных ревматологического отделения ГУЗ "Областная клиническая больница" города Саратова. Результаты исследования показали, что 66% пациентов связывали успешность своего лечения с личностью врача (его медицинскими знаниями и высокими нравственными качествами — такими как ответственность, порядочность, правдивость, вежливость, доброжелательность, сдержанность), 23% посчитали наиболее важным оснащенность лечебного учреждения диагностической и лечебной аппаратурой, лекарственными средствами, а 11% — его статус. На этом основании студенты самостоятельно приходили к выводу, что врач является центральным звеном лечебного процесса, от которого зависит в конечном итоге успех лечения больного, и любой уровень технического прогресса, лекарственного обеспечения не поможет вылечить пациента, если на его пути встретится равнодушный, недоброжелательный и непорядочный человек в белом халате [9].

С этим выводом согласуются также результаты следующего опроса больных студентами-кружковцами. На вопрос, адресованный больным: "Регулярно ли Вы принимаете лекарственные средства?", 51,3% ответили утвердительно, 2,7% — отрицательно, 50% сказали, что "бывает по-всякому". На вопрос: "Какова причина нерегулярного приема лекарств?" — 11,8% больных отметили в качестве причины недоверие врачу, 24,3% — боязнь побочного действия лекарств, 8,4% — неуверенность в необходимости лекарств, 5,4% — боязнь привыкания к препарату. Анализируя всё сказанное больными нетрудно сделать вывод, что главной причиной всех фобий и несистематического приёма лекарств или даже отказа от них, а, следовательно, и неэффективности лечения является отсутствие взаимопонимания между врачом и пациентом, недоверие врачу, утрата веры больного в успех лечения [9].

Известно, что неизменными спутниками многих заболеваний являются депрессия, снижение качества жизни, слабость, связанные как с самой болезнью, так и с сопутствующими, отягчающими факторами: непосильной стоимостью лекарств,

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S)

неблагоприятными побочными эффектами, множественной коморбидной патологией. В этой ситуации доверие больного врачу крайне необходимо, чтобы он своевременно обратился к нему, выполнил все его рекомендации и назначения, полностью разделяя стремление врача вылечить его или хотя бы стабилизировать болезнь и всячески помогая ему в этом. Но, чтобы завоевать это доверие, врач должен обладать, как учили нас великие предшественники, не только медицинскими знаниями и умениями, но и высокими личностными качествами.

Все лучшие качества будущий врач должен приобрести в процессе своего обучения в ВУЗе, а также, на наш взгляд, на обязательной для всех выпускников постдипломной подготовке. Различные формы научной работы, как показал наш опыт, несомненно, расширяют возможности развития профессионального мышления студентов. Большое значение также для молодого врача имеет знакомство с наследием, оставленным нашими знаменитыми учителями — великими наставниками. Все это, а также перенимаемый опыт общения с пациентами у своих преподавателей на практических занятиях позволит вчерашним студентам стать настоящими врачами.

Представляется очень важным введение в программу обучения в ВУЗе дополнительного цикла по психопедагогике, где студенты будут изучать различные психологические аспекты деятельности врача, учиться индивидуализировать взаимодействие в системе врач-больной с учётом психологических особенностей и врача, и больного. Именно на этом цикле должно окончательно сформироваться понимание студентов, что профессиональная компетентность врача включает специальную медицинскую подготовку, общечеловеческую культуру, а также социально-психологические аспекты

Литература/References

1. Magazanik NA. The art of communicating with patients. Moscow: Medicine, 1991. 110 p. (In Russ.) Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. Москва: Медицина, 1991. 110 c. ISBN: 5-225-00435-0.

2. Khudova IY, Ulumbekova GE. "Burnout" in medical workers: diagnosis, treatment, features in the era of COVID-19. ORGZDRAV: novosti, mnenia, obuchenie. Vestnik VSHOUZ. 2021;7(1):42-62. (In Russ.) Худова И. Ю., Улумбекова Г. Э. "Выгорание" у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021;7(1):42-62. doi: 10.33029/2411-86212021-7-1-42-62.

3. Kholmogorova AB, Petrikov SS, Suroegina AE, et al. Professional burnout and its factors in medical workers involved in providing care to COVID-19 patients at different stages of the pandemic. Russian Sklifosovsky Journal of Emergency Medical Care. 2020;9(3):321-37. (In Russ.) Холмогорова А. Б., Петриков С. С., Суроегина А. Е. и др. Про-

его личности, его ценностные ориентации, коммуникативную грамотность [10] в соответствии с лучшими традициями отечественной медицины.

Общественная значимость медицины очень велика, т.к. её развитие определяет уровень здоровья, качества жизни людей, а значит и благополучие всей страны. Значение педагогов средних и высших учебных заведений в этом созидательном процессе трудно переоценить. Недаром 2023г, по указанию Президента нашей страны В. В. Путина, объявлен годом педагога и наставника. Поднять на более высокую ступень наше здравоохранение возможно только совместными усилиями государства, медицинского сообщества и образовательных учреждений при одновременном развитии культуры всего населения страны.

Заключение

1. Деятельность наших предшественников — великих врачей, учителей, являясь примером самоотверженного служения стране и народу, подлежит тщательному изучению студентами и врачами.

2. Профессиональные компетенции врача должны включать не только специальные медицинские знания, но и социально-психологические аспекты развития личности, коммуникативную грамотность.

3. С целью увеличения качества подготовки студентов необходимо возобновление экзаменов на V курсе, увеличение продолжительности циклов по основным клиническим дисциплинам, введение в программу обязательного постдипломного образования и психопедагогической подготовки, направленной на развитие личностных качеств врача.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

фессиональное выгорание и его факторы у медицинских работников, участвующих в оказании помощи больным COVID-19 на разных этапах пандемии. Неотложная медицинская помощь. Журнал имени Н. В. Склифосов-ского. 2020;9(3):321-37. doi:10.23934/2223-9022-2020-9-3-321-337.

4. Lazebnik LB, Belyaeva VS. Russian therapeutists. M.: PR-Media Group, 2010. 408 p. (In Russ.) Лазебник Л. Б., Беляев В. С. Российские терапевты. М.: ПиАр-Медиа Групп, 2010. 408 с. ISBN: 978-5-91762-013-8.

5. Rodionova YV. Treatise De adventu Medici ad aegrotum — the attitude of doctors to the disease and its treatment, an example of the Salerno Medical School. Russian Journal of Church History. 2022;3(1):126-34. (In Russ.) Родионова Ю. В. Трактат De adventu Medici ad aegrotum — отношение врачей к болезни и ее лечению, пример Салернской медицинской школы. Российский журнал истории Церкви. 2022;3(1):126-34. doi:10.15829/2686-973X-2022-80.

6. Chazov EI. Sources: From the history of Russian medicine and Moscow University: M. Ya. Mudrov. M.: Medicine, 1994. 125 p. (In Russ.) Чазов Е. И. Истоки: Из истории русской медицины и Московского университета: М. Я. Мудров. М.: Медицина, 1994. 125 с. ISBN: 5-225-02835-7.

7. Korshunov NI. Rheumatological practice: some aspects of the dyad "doctor-patient". Practical medicine. 2015;3-2:105-9. (In Russ.) Коршунов Н. И. Ревматологическая практика: некоторые аспекты диады "врач-больной". Практическая медицина. 2015;3-2:105-9.

8. Taratukhin EO, Miroshnichenko MD, Chasskikh GA, et al. Fundamentals of doctor-patient relations. Course of lectures. Under the general editorship of EO Taratukhin. Moscow: LLC "Silicea-Polygraph", 2021. 174 р. (In Russ.) Таратухин Е. О., Мирошниченко М.Д., Часовских Г. А. и др. Основы отношений врач-пациент. Курс лекций. Под общей редакцией Е. О. Таратухина. Москва: ООО "Силицея-Полиграф", 2021. 174 с. ISBN: 978-5-9907556-4-2.

9. Scryabina EN, Alexandrova OL, Korneva YM, et al. Questioning of patients is an effective method of forming social competencies of medical university students. Saratov J Med Sci Res. 2018;14(3):445-7. (In Russ.) Скрябина Е. Н., Александрова О. Л., Корнева Ю. М. и др. Анкетирование больных — действенный метод формирования социальных компетенций студентов медицинского университета. Саратовский научно-медицинский журнал. 2018;14(3):445-7.

10. Filatova YS, Korshunov NI. The influence of cognitive personality traits of a rheumatologist on conflict in the dyad "doctor — patient". Medical psychology in Russia: electron. scientific journal. 2015;6(35). (In Russ.) Филатова Ю. С., Коршунов Н. И. Влияние когнитивных особенностей личности врача-ревматолога на конфликтность в диаде "врач — больной". Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015;6(35). http://www.mprj.ru (21.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.