Научная статья на тему 'Преемственность христианской традиции в культуре социума'

Преемственность христианской традиции в культуре социума Текст научной статьи по специальности «Социология»

139
81
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ / ИХ ВИДЫ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Кузмина Галина Юрьевна

В статье раскрыты особенности современных ориентаций христианского сознания в социологической практике преемственности духовно-культурных ценностей общества. Отмечается, что человеку свойственно устремляться к социальным целям, значимым для его религиозного сознания. Так возникает пространство, где религиозность трансформируется в социальность, в ее различные формы. Это пространство и составляет один из тех проблемных ареалов, который может и должна исследовать социология культуры.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Кузмина Галина Юрьевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Преемственность христианской традиции в культуре социума»

УДК 316.74:2 ББК 60.563.05 К 89

Кузмина Г.Ю.

Преемственность христианской традиции в культуре социума

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье раскрыты особенности современных ориентаций христианского сознания в социологической практике преемственности духовно-культурных ценностей общества. Отмечается, что человеку свойственно устремляться к социальным целям, значимым для его религиозного сознания. Так возникает пространство, где религиозность трансформируется в социальность, в ее различные формы. Это пространство и составляет один из тех проблемных ареалов, который может и должна исследовать социология культуры.

Ключевые слова:

Религиозность, ценности, нормы, религиозные ценности и нормы, их виды, иерархия ценностей, мораль и нравственность.

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает непонимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, несовпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все-таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважения к старости.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), о своей вере в Бога заявили 47% респондентов, что почти в четыре раза больше, чем в конце семидесятых. В то же самое время почти в 2,5 раза уменьшилось количество тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы - 10%. По данным петербургского НИИ комплексных исследований, соотношение между верующими и атеистами - 80% и 18% соответственно.

Любопытный парадокс: общее число верующих (47%) оказалось меньше общего числа приверженцев различных конфессий (70%). Ислам и православие идентифицируют с национальным образом жизни, с типом культуры, принадлежность к которой естественна для респондента. При этом среди тех, кто относит себя к неверующим, оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т. д.

Среди верующих картина не менее странная: 25% опрошенных верят в магию и колдовство, 30% - в астрологию и гороскопы. При этом многие атеисты подчеркивают

авторитет Русской православной церкви в решении проблем общества, а верующие не считают отношение к религии определяющим при выборе круга общения.

Большинство людей, воспитанных в советское время, неверующие. Хотя приближающаяся смерть в пожилом возрасте является наиболее распространенной причиной обращения к религии - среди людей после 60 лет верят свыше 85%. Среди людей с высшим образованием верующих меньше, чем среди людей со средним. Хотя среди представителей академической науки отнесли себя к православным 89,7%, среди военнослужащих - 79%. Богатые атеистичнее бедных. В провинции верующих больше, чем в мегаполисах. Так, в сельской местности атеистов - 9%, в малом городе - 18%, а в большом - уже 23%. Большинство людей согласно с тем, что интерес к религии у значительной части общества поверхностный, обусловленный модой, но все равно называют себя верующими.

В ХХ в. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН, сформулировала принцип свободы вероисповедания: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (статья 18).

Важное значение для международной политической практики обеспечения религиозной терпимости и свободы вероисповедания имела состоявшаяся в 1999 г. Венская встреча представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятом итоговом документе содержались принципы 16 и 17, раскрывавшие суть этой практики: «16. С целью обеспечить свободу личности исповедовать религию или веру государства-участники будут среди прочего:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.1 - принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;

16.2 - способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;

16.3 - предоставлять по их просьбе объединениям верующих, исповедующих или готовых исповедовать свою веру в конституционных рамках своих государств, признание статуса, предусмотренного для них в соответствующих странах;

16.4 - уважать право этих религиозных объединений:

- основывать и содержать свободно доступные места богослужений и собраний;

- организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

- выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством;

- испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;

16.5 - вступать в консультации с религиозными культами, учреждениями и организациями с целью достижения лучшего понимания потребностей религиозных свобод;

16.6 - уважать право каждого давать и получать религиозное образование на языке по своему выбору или индивидуально, или совместно с другими;

16.7 - в этом контексте уважать среди прочего свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

16.8 - разрешать подготовку религиозного персонала в соответствующих учреждениях;

16.9 - уважать права верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповедованию религии или веры, и владеть ими;

16.10 - разрешать религиозным культам, учреждениям и организациям

производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.11 - благожелательно рассматривать заинтересованность религиозных

объединений в участии в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации.

17. Государства-участники признают, что осуществление вышеупомянутых прав, относящихся к свободе религии или убеждений, может подлежать лишь таким

ограничениям, которые установлены законом, совместимы с их обязательствами по международному праву и их международными обязательствами. Они будут обеспечивать в своих законах и административных правилах и при их применении полное и

эффективное осуществление свободы мысли, совести, религии или убеждений».

H.И. Лапин отмечает, что «для прикладных целей особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества» [1]. С учетом результатов прикладных исследований он выделяет четыре группы ценностей.

I. Ценности высокого статуса, «ядро» ценностной системы;

2. Ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

3. Ценности ниже среднего, но не самого низкого статуса, или «периферию» -они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или в «хвост»;

4. Ценности низшего статуса, «хвост» ценностной структуры, состав которой малоподвижен.

Признание иерархизма присуще всякой ценностной системе, но в христианстве оно представлено в крайне абсолютизированной форме, отвергающей саму возможность какого-либо равенства ценностей. Наивысшим статусом во всей ценностной системе христианства обладает Бог как ценность и все, что с ним связано. В группе «земных» ценностей наибольшую значимость имеет человек как высшее творение Бога. Подобный взгляд на человека раскрывается в представлениях о назначении человека и его достоинстве, о личности и сущности человека, о свободе и ответственности.

С наличием ценностей, с одной стороны, и устойчивых, повторяющихся оценок - с другой, связано формирование социальных норм. При этом норма выступает как средство социальной регуляции поведения индивидов и групп, с помощью, которой общество предъявляет требования к их поведению, направляет, контролирует, регулирует, оценивает это поведение [2].

Понятие ценности является более общим по отношению к понятиям идеал, нравственная норма, так как они, в свою очередь, являются ценностями. По мнению Л.И.Иваненко, ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, так как, во-первых, норма не имеет градаций, ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности.

Во-вторых, конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следуют ей всецело и полностью; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она, как правило, строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Кроме того, эти механизмы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры

деятельности. Ценности выступают определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, нормы же - это средний «оптимум», перешагнув границы норм, личность рискует оказаться под давлением неформальных санкций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будучи частью общества, религия порождает нормы, регулирующие определенную часть общественных отношений - так называемые религиозные нормы. Не все они относятся к разряду моральных норм, например, некоторые обращены к решению внутриконфессиональных вопросов. И тем не менее даже те нормы, которые не являются собственно моральными, тесно связаны с моралью.

Светские и религиозные исследователи по-разному подходят к выделению видов религиозных норм. Наиболее убедительной, на наш взгляд, является классификация, предложенная М. Варьясом [3], который различает догматические, канонические, бытовые и собственно моральные религиозные нормы. Рассмотрим более подробно названные виды норм.

Догматические нормы определяют философскую направленность религии, в большинстве случаев являются константными. Именно с догматическими религиозными нормами связано формирование концептуальных оценок положительного и отрицательного в явлениях действительности.

Канонические религиозные нормы регулируют богослужебную и обрядовую деятельность, весь внутриконфессиональный уклад. При этом часть из них касается соблюдения обрядов, ритуалов, особенностей внутрицерковного поведения, т.е. предназначены специально для регламентирования культово-обрядной стороны церковной жизни. Вторая группа норм в ряде случаев связана не только с внутрицерковными, но и с общегражданскими и даже с политическими отношениями, что примыкает к области морали и нравственности, например брак.

Бытовые религиозные нормы призваны регулировать внутрисемейный уклад жизни, индивидуальное поведение личности по отношению к священному и т.д. Религиозные нормы христианской морали обращены к регулированию не столько поведения людей, сколько внутреннего состояния личности, ее мыслей и чувств. Эти нормы имеют своеобразную структуру, которая вместо формальной «разрешено -запрещено» характеризуется оценочной окраской «добро - зло», «благо - вред» и т.д. Они различаются по содержанию и объему. Так, в моральную норму в качестве структурных частей могут входить иные самостоятельные нормы, составляя определенную иерархию.

Выдвигая на первое место ценности трансцендентные - Бог, высшая жизнь и другие, - христианские моральные нормы внутрь личности помещают и факторы сдерживания ее эгоистических интересов: совесть, любовь к Богу, любовь к ближнему. Они рассчитаны на свободный выбор человека, согласно евангельским представлениям, данный ему изначально. Эти нормы заставляют держать ответ в первую очередь перед собственной совестью, и потому считается, что на их основании каждый человек может осудить себя строже, чем это сделает власть.

Кроме того, необходимо отметить, что именно в Евангелиях, в христианстве обозначен новый подход к формированию всей модели мышления и восприятия социума. Ветхозаветное отрицание - «Не делай другому того, чего не желаешь себе», -превращается в утверждение, побуждение к действию - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф., 7:12). На смену эквивалентной морали - «Око за око», - христианство принесло неэквивалентную мораль - «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф., 5:39). А это уже и совершенно новая система ценностей.

Как показывают специальные исследования, личностные кризисы, неврозы в «христианском мире» тесно связаны с переживанием одиночества, отчужденности, вины и стыда в случае возможного или действительного поражения [4]. В тех же регионах (Африка), культура которых сформирована в русле иных религиозных традиций, где

отсутствует понятие личного греха, вины и ответственности, источник страдания всегда находится вне человека. Это - злые духи, соседи, враги и т.д. Соперничество с внешним врагом значительно проще, нежели соперничество с внутренним. Не случайно перевод внутреннего конфликта во внешний является одним из способов его разрешения.

Более того, у православных верующих и неверующих образы социального мира существенно различаются. В частности, по критерию «Вера в справедливый мир» христиане показывают более высокие результаты, оценивают окружающий мир как вполне терпимый, выражают готовность принимать социальную реальность такой, как она есть. При этом религиозные субъекты описывают окружающую социальную реальность в более негативных терминах. По мнению В. Знакова, «...естественно было бы предположить, что верующие люди более снисходительны к недостаткам ближних» [5]. И хотя эта гипотеза действительно требует научных доказательств, необходимо учитывать, что совесть является одним из центральных компонентов христианского нравственного сознания.

Дополняя друг друга, переплетаясь и входя друг в друга как структурные подразделения, моральные нормы образуют социальный институт, называемый моралью. Это - открытое обращение к сознанию и чувствам личности. Однако существует еще и второй план, связанный с влиянием на формирование неосознаваемых компонентов ментальности. Он проявляется в примерах неявного вхождения моральных норм христианства в повседневную жизнь людей через языковой компонент культуры.

Касаясь религиозных моральных норм, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть различия в смысловых оттенках понятий «мораль» и «нравственность». Мораль выступает как внешний институт, как совокупность причинно-следственных установок, подвигающих человека на совершение добрых поступков. Нравственность - это результат усвоения и присвоения морали, внутреннее содержание самого добра человека, ради которого и существует внешнее действие. В нравственности исполнение действия изнутри подкреплено мотивами более высокого порядка.

С точки зрения современных православных богословов, нравственность понимается как потребность «:.. .соответствовать богоданной природе, которая выражается в приобретении постоянно действующих чувствований, понятий и характеристик человеческой личности, направленных к достижению свойств, именуемых добродетелями» [6].

Именно понимание добра как цели и средства христианской морали позволяет сосредоточить смысловую нагрузку вероучения вокруг идеи личности. При этом необходимо отметить, что представления о личности и сущности человека обнаруживаются во всех видах религиозных норм. По сравнению с представлениями, которые могут быть недостаточно четко осознаваемы личностью, ценности и нормы имеют более высокий уровень осознания, поскольку теснее связаны с мотивационной и волевой сферами. Представления конкретизируются и конституируются в ценностях; соотносясь с нормами, воплощаются в деятельности. В ценностях, ценностных ориентациях и нормах объективируется не только опыт личности, но «прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством» [7].

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кулаков А.Е. Религии мира: пособие для учащихся. М.: АСТ, 2005. С. 7.

2. Фролов А.С. Особенности формирования социально-политических ценностных ориентаций // Ценностные ориентации социалистического образа жизни. Л., 1989. С. 56.

3. Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект // Общественные науки и современность. 1993. №5. С. 53-67.

4. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Социологические исследования. 2001. №2. С. 10-17.

5. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 2000. №1. С. 32-43.

6. Корзинкин А.А. (Архимандрит Зиновий). Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. С. 15.

7. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 2004. С. 41.