Научная статья на тему 'Преемственность дошкольной и начальной систем образования как условие психологической готовности младших школьников к обучению'

Преемственность дошкольной и начальной систем образования как условие психологической готовности младших школьников к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
45
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГ / ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Калимат Аскеровна, Ахмедбекова Русалина Рамазановна

В статье анализируется готовность детей дошкольного возраста к обучению на начальной ступени с позиций психофизического их развития, снижения возрастного показателя, обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней систем образования и условий эффективного осуществления преемственности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Калимат Аскеровна, Ахмедбекова Русалина Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Преемственность дошкольной и начальной систем образования как условие психологической готовности младших школьников к обучению»

Психолого-педагогические науки

• • •

59

УДК 373.2.02

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

©гою Магомедова К.А.*, Ахмедбекова Р.Р.

* Дошкольное образовательное учреждение №72 Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется готовность детей дошкольного возраста к обучению на начальной ступени с позиций психофизического их развития, снижения возрастного показателя, обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней систем образования и условий эффективного осуществления преемственности.

The author of the article analyzes preschool children’s learning readiness at the early stage in terms of their mental and physical development, reducing the age indicator, ensuring the succession of preschool and primary levels of education and conditions for its effective implementation.

Ключевые слова: преемственность, психологические особенности, психологическая готовность детей, педагог, шестилетние дети.

Keywords: succession, psychological particularities, children’s psychological readiness, teacher, six-year-old children.

Одной из актуальных проблем образования и воспитания во всем мире является проблема готовности к обучению в школе. Исторически сложилось так, что основным критерием, по которому определялась готовность ребенка к обучению в начальной школе, выступал так называемый паспортный возраст, характеризующий количество лет жизни с момента рождения. Это положение начало утверждаться в странах Западной Европы и России еще с XVII века, когда стал осуществляться переход от индивидуального обучения к классно-урочной системе, требовавшей примерно одинакового исходного уровня развития и знаний детей. На наш взгляд, возраст ребенка не вполне приемлем в качестве критерия, поскольку у детей одного воз-

раста наблюдаются различия в уровне общего развития, подготовленности к школе и к систематическому обучению.

Анализ причин и обстоятельств социально-экономического и психолого-педагогического характера показывает, что переход к систематическому обучению детей шестилетнего возраста в общеобразовательной школе закономерно вызван необходимостью введения изменений в структуру системы образования. По мнению психологов и физиологов, у детей младшего возраста на протяжении последних 100-150 лет наблюдалось устойчивое ускорение соматического развития и физического созревания, что проявлялось, прежде всего, в увеличении веса и размеров тела. Установлено, что у детей 5-7 лет длина тела каж-

60

Известия ДГПУ, №1, 2010

дые десять лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес - на 0,5 кг. Ускоренное развитие (акселерация) влияет и на психическое состояние [1]. У детей неуклонно возрастает произвольность в поведении и в психических процессах, появляется ориентировка на способ действия, формируется умение выполнять указания взрослых и т.д. При этом детей этого возраста отличает сензитивность, т.е. повышенная восприимчивость к познавательной деятельности, в частности к чтению, формируются ценностные ориентации, интересы и привычки, интенсивно развиваются способности, а особая пластичность психики позволяет начинать раньше и сделать более эффективным целенаправленное обучение и воспитание.

Следовательно, снятие противоречия между возросшими психофизическими возможностями шестилетнего ребенка и его социальным статусом определяет более раннее включение его в школьную жизнь, поскольку отсутствие должной интеллектуальной нагрузки в этом возрасте рассматривается в качестве причины, отрицательно сказывающейся на становлении личности, а более полное использование потенциала и возможностей дошкольника стало актуальной проблемой теории и практики обучения и воспитания.

Одной из причин понижения возраста для систематического школьного обучения выступает необходимость переработки увеличивающегося объема информации, который включался в содержание подготовки, вследствие чего оно усложнялось и приводило к недостатку времени для изучения. Удлинение срока обучения за счет присоединения дополнительного года обучения в школе «сверху» не представлялось оптимальным, поскольку задерживало вступление подрастающего поколения в общественное производство, что могло привести к негативным изменениям в трудовых ресурсах страны. Поэтому в

качестве альтернативного варианта выступает понижение возраста поступления в школу до шести лет, что позволяет добавить один год обучения «снизу», предоставляющий возможность понизить учебную нагрузку учащихся, охватить всех без исключения шестилеток единой системой общественного воспитания, стабилизировать малокомплектную школу, уменьшить потребность в дошкольных учреждениях и т.д. [2].

Социально-экономические преобразования привели к необходимости пересмотра представлений о целях и задачах, о социально-педагогической функции школы, которая должна не просто готовить детей к жизни, но и включать их в разнообразную активную деятельность. При этом начальная ступень школы должна направить свои усилия прежде всего на повышение уровня общего развития личности школьника, воспитание интереса к учению, формирование прочных основ учебной деятельности, а не на сообщение определенного круга знаний, умений и навыков по тому или иному учебному предмету. Следовательно, задачей выступала полная реализация на начальной ступени общеобразовательной школы развивающей и воспитывающей функций обучения, чему должно было содействовать снижение начального возраста поступления детей в школу до 6 лет.

Вместе с тем снижение начального возраста школьного обучения нельзя свести к механическому изменению сроков поступления в школу, поскольку возрастные особенности требовали, чтобы обучение строилось по-другому, отличаясь от сложившихся традиционных подходов обучения учащихся старшего возраста по содержанию и организационным формам, методам и средствам.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что в современном мире возраст детей по-прежнему остается основным кри-

Психолого-педагогические науки • • •

терием, по которому определяется готовность ребенка к поступлению в школу и наблюдается тенденция к его снижению. При этом положительное решение вопроса о возможности обучения дошкольников базируется на следующих положениях: ребенка любого возраста можно обучать в доступной его возрасту форме, а основы интеллекта закладываются у человека уже к четырем годам.

По мнению А. В. Запорожца, необходимо иметь в виду не только то, что ребенок данного возраста может какие-то знания и умения усвоить при специальном обучении, но и каких физических и духовных сил от него потребуется [5].

Значит, важное значение имеет подготовительная и профилактическая работа с детьми до поступления в школу и в процессе обучения в стенах школы, для чего нужно практиковать всестороннее исследование врачебно-педагогичес-кими комиссиями с последующими рекомендациями родителям и педагогам; готовить в течение года к поступлению по специальной программе; организовывать в школах группы выравнивания и т.д. Кроме того, необходимо внести изменения в содержание и организацию учебной работы, для чего учебный материал по предмету следует подразделять на обязательный и дополнительный; ввести занятия по выбору, элективные и интегрированные курсы; в учебный процесс широко вводить драматизации, игры, проблемные способы изложения материала и др.

Следует отметить, что обучение для дошкольника является переломным моментом жизни, поскольку происходит переход к новому образу жизни, к новой (учебной) деятельности, к новым социальным отношениям и т.д. При этом учение становится не просто деятельностью по усвоению знаний и не только способом подготовки к будущему, а обязанностью в повседневной жизни, школа

61

становится центром его жизненных интересов, а неуспех в учебных делах болезненно переживается. Следовательно, актуальное значение приобретает подготовка личности к школьному обучению, новым формам деятельности, сотрудничеству с взрослыми и сверстниками, за основу чего следует принять некоторый базис, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Л. С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, развития мотивационной сферы [4].

В методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 25.03.94 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» в качестве оснований преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программы начальной школы, выделены:

- развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика, выступающей не только необходимым компонентом, но и возбудителем интереса к учебе, произвольности поведения и развития других важных качеств ребенка;

- развитие способностей, обеспечивающих готовность к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) учебных задач, успешность в видах деятельности, в том числе и учебной, через пространственное моделирование, использование планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей и т.д.;

- формирование творческого воображения как показателя интеллектуального и личностного развития ребенка, что обеспечивается широким исполь-

62

Известия ДГПУ, №1, 2010

зованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматиза-ций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования и т.д.;

- развитие коммуникативных умений, обеспечивающих готовность общаться с взрослыми и сверстниками, к успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, через создание условий для совместной деятельности детей и взрослых; внесение партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми, вступление в контакты, разрешение конфликтов и т.д.

Анализ психологических особенностей шестилеток указывает на то, что для них в полной мере свойственны черты, характеризующие дошкольника, где в жизнедеятельности преобладает игра, в которой формируются необходимые психологические качества, в познавательных процессах наблюдается преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также воображения над отвлеченными рассуждениями. Кроме того, имеет место практическое отношение ребенка к поставленным перед ним (или возникшим в его деятельности) задачам, характеризующееся стремлением добиться конечного результата, а не выяснить суть дела, понять, как этого результата достигнуть.

Следует отметить, что шестилетние дети отличаются от более младшего возраста значительным ростом управляемости поведения, развитием познавательных интересов, появлением новых форм общения с взрослыми и сверстниками, основанного на внимании и уважении к личности; им доступно усвоение довольно сложных знаний и навыков, в частности овладение грамотой и началами математики.

По мнению А. В. Запорожца, следует различать два пути, по которым можно направлять психическое развитие ребенка:

- ускорение развития, когда ребенка стараются как можно скорее «перетащить» с одной стадии на другую, подавляя те виды деятельности и психологические качества, которые свойственны предыдущей стадии и могут затормозить скорость продвижения;

- расширение, обогащение сторон развития, характерных для каждой возрастной ступени, и воспитание новых психологических качеств не вопреки им, а на их основе [5].

Применительно к школьному обучению шестилеток первый путь означал бы попытку сразу «окунуть» их в традиционные школьные формы жизни. Это приведет к тому, что значительная их часть не сможет своевременно войти в школьную жизнь и попадет в разряд неуспевающих, так как резкое изменение требований к поведению и необходимость систематического выполнения учебных заданий привели бы к отрицательному отношению к школе и отрицательной самооценке неуспевающих детей.

С учетом того, что шестилетние дети удивительно быстро и легко схватывают смысл наглядных моделей и, более того, сами обучаются их создавать и использовать, актуальное значение приобретает подготовка к уяснению смысла наглядных моделей всем предшествующим опытом деятельности.

Многие специалисты по детской психологии называют дошкольный период «периодом схемы» и утверждают, что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает о предметах. При этом строя в своей деятельности реальные модели действительности, ребенок через них познает окружающий мир, выделяет в нем хотя и простые, но существенные отношения. И, что особенно важно, реальные модели становятся источником построения внутренних, мысленных моделей, при помощи которых он представляет себе действительность.

Психолого-педагогические науки • • •

Вот эту-то способность к построению и использованию мысленных наглядных моделей и следует использовать и развивать дальше, знакомя ребенка с новыми видами реальных моделей и с их помощью передавая новые знания.

Отметим, что применение наглядных моделей в обучении шестилеток имеет и другое значение, связанное с формированием мостика между образным и логическим мышлением, поскольку сопоставление моделей с действительностью, которую они отображают, учит их анализировать, выделять в действительности главное и второстепенное, рассуждать и делать выводы.

Следовательно, в методике преподавания учебных предметов в первом классе необходимо предусмотреть использование разных видов наглядных моделей звукового и слогового состава слов, словесного состава предложения (обучение грамоте), использование простейших чертежей (технология), некоторых видов наглядных моделей при обучении началам математики и т.д.

Для учета такой особенности шестилеток, как практическое отношение к задачам, следует постепенно переводить внимание детей с результата выполняемых действий на его способ, которым достигается этот результат, через организацию совместного выполнения заданий двумя или несколькими учащимися с определенным разделением их функций и последующим обсуждением условий, повлиявших на конечный результат. Один ребенок вырезает нужные фигурки из цветной бумаги, другой намазывает их клеем, а третий наклеивает. Затем взрослый вместе с ними обсуждает достоинства и недостатки получившегося изображения. При этом выясняется, какие ошибки в действиях каждого привели к недостаткам, какие правила выполнения этих действий были нарушены и почему. При разделении труда в процессе общей работы ребенок несет

63

большую ответственность за свой участок, чем в том случае, когда задание выполняется им в одиночку. Значительные возможности для организации совместной деятельности детей возникают в процессе изготовления и применения наглядных моделей. В этом случае один ребенок создает модель (например, чертеж конструкции), а другой ее реализует. При обсуждении качества изделия выясняется, насколько хорошо выполнена работа обоими участниками.

Вариантом совместной работы детей, в которой осознается способ выполнения учебных заданий, выступает обеспечение ролевых позиций исполнителя, контролера (обязательно попеременно) и т.д. [3].

Исследования, связанные с выявлением качества усвоения содержания учебной программы, уровня умственного развития и личностных особенностей детей, показывают, что по всем этим данным дети разделяются на две группы, одна из которых отличается значительно заниженным уровнем умственного развития, отсутствием умения учиться, эмоцио-нально-личност-ным неблагополучием, сложившимся в результате постоянной неуспеваемости. При этом существенно, что в подготовительных группах детских садов нет резкого различия в готовности к обучению детей.

С этих позиций при определении уровня психического развития дошкольника, достаточного для успешного обучения в первом классе, следует учитывать желание самого ребенка стать школьником, наличие у него хотя бы элементарных умений сосредоточиться, организовать свое поведение, построить и реализовать замысел в игре, рисовании, конструировании и т.д. Немаловажное значение имеет любознательность, интерес к окружающему, отношение к требованиям и указаниям взрослых, которое должно не сводиться к беспрекословному подчинению, а

64

Известия ДГПУ, №1, 2010

предполагать уважительное отношение к опыту взрослого, к его советам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного школьного обучения важно умение ребенка связно и понятно для окружающих выражать свои мысли, что способствует появлению уверенности в решении самых простых умственных задач, требующих практического действия.

Примечания

1. Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание. 1991. № 4. С. 33-37. 2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева. М.-Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 13-24. 3. Венгер Л. А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1972. № 1. С. 5-7. 4. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собрание сочинений в 6 т. T. 4. М., 1984. 5. Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. М., 1971. 6. Исследование психолого-педагогических и медико-педагогических проблем обучения детей шестилетнего возраста в общеобразовательных школах и детских садах. М„ 1983. 115 с.

• • •

Обобщая высказанные соображения, следует сказать, что для большинства шестилетних детей обучение в первом классе будет иметь, бесспорно, положительное значение при условии психологической готовности к школе, если учитель обеспечивает и учитывает его особенности и т.д.

Статья поступила в редакцию 23.02.2010 г.