Научная статья на тему 'Предвыборная программа Демократической партии США: Второй срок администрации Дж. Байдена – К. Харрис?'

Предвыборная программа Демократической партии США: Второй срок администрации Дж. Байдена – К. Харрис? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
президентские выборы 2024 г. в США / Демократическая партия / Дж. Байден / К. Харрис / предвыборная программа Демократической партии / закон 1947 г. о порядке преемственности президентства в США / 2024 United States presidential election / Democratic Party / Joe Biden / Kamala Harris / 2024 Democratic Party platform / Presidential Succession Act of 1947.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Владимир Сергеевич, Травкина Наталья Михайловна

Президент Дж. Байден, заручившийся поддержкой подавляющего большинства делегатов августовского съезда Демократической партии, официально снял свою кандидату с президентских выборов 2024 г. после драматических событий накануне съезда. В результате «дворцового переворота» 21 июля преемником Дж. Байдена стала его вице-президент К. Харрис, которая была партийная верхушка в лице выдвинута на съезде кандидатом в президенты в обход устоявшихся десятилетиями демократических процедур. Закулисная борьба между главой Белого дома Дж. Байденом и верхушкой Демократической партии в лице Б. Обамы, Н. Пелоси и Ч. Шумера обернулась принятием на съезде предвыборной платформы демократов, содержащей целый ряд аномалий. Анализируя содержание этого документа, авторы отмечают, что его особенности указывают на возможность нестандартных сценариев на последнем этапе выборов. Делается вывод, что учитывая накал противостояния демократов и республиканцев, администрация Дж. БайденаК. Харрис сделает все, чтобы удержать контроль над исполнительной ветвью власти в руках демократов и не допустить возвращения Д. Трампа в Белый дом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The U.S. Democratic Party's Election Program: A Second Term for the J. Biden/K. Harris Administration?

President Joe Biden, who had secured the support of the overwhelming majority of the August Democratic Party convention delegates, officially withdrew his candidacy from the 2024 presidential race after dramatic events on the eve of the convention. As a result of a “palace coup”, it was vice-president Kamala Harris who was nominated as the presidential candidate, bypassing decades-old democratic procedures. The behind-the-scenes clash between Joe Biden and the top of the Democratic Party (Barak Obama, Nancy Pelosi, and Chuck Schumer) led to the adoption of the Democrats’ election platform with a number of incongruities. Analyzing the 2024 Democratic platform, the authors note that the repeated reference to Biden’s “second term” and other elements indicate the possibility of uncommon scenarios at the last stage of the 2024 elections. It is concluded that, given the intensity of opposition between the Democrats and the Republicans, the Biden-Harris administration will do everything to keep control over the executive branch of government in the hands of the Democrats and not allow Donald Trump to return into the White House.

Текст научной работы на тему «Предвыборная программа Демократической партии США: Второй срок администрации Дж. Байдена – К. Харрис?»

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ,

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 41

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

DOI 10.32726/2411-3417-2024-3-41-56

УДК 323/324; 94

владимир васильев, НатальЯ травкиНа

Предвыборная программа Демократической партии

США: Второй срок администрации Дж. Байдена —

К. Харрис?

Аннотация. Президент Дж. Байден, заручившийся поддержкой подавляющего большинства делегатов августовского съезда Демократической партии, официально снял

свою кандидату с президентских выборов 2024 г. после драматических событий на-кануне съезда. В результате «дворцового переворота» 21 июля преемником Дж. Байдена стала его вице-президент К. Харрис, которая была партийная верхушка в лице

выдвинута на съезде кандидатом в президенты в обход устоявшихся десятилетиями

демократических процедур. Закулисная борьба между главой Белого дома Дж. Байденом

и верхушкой Демократической партии в лице Б. Обамы, Н. Пелоси и Ч. Шумера оберну-лась принятием на съезде предвыборной платформы демократов, содержащей целый

ряд аномалий. Анализируя содержание этого документа, авторы отмечают, что его

особенности указывают на возможность нестандартных сценариев на последнем

этапе выборов. Делается вывод, что учитывая накал противостояния демократов

и республиканцев, администрация Дж. Байдена — К. Харрис сделает все, чтобы удер-жать контроль над исполнительной ветвью власти в руках демократов и не допустить возвращения Д. Трампа в Белый дом.

Ключевые слова: президентские выборы 2024 г. в США, Демократическая партия, Дж. Байден, К. Харрис, предвыборная программа Демократической партии, закон

1947 г. о порядке преемственности президентства в США.

Коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве.

В.И.Ленин. О двоевластии.

С 19 по 22 августа 2024 г. в Чикаго (шт. Иллинойс) состоялся национальный съезд

правящей Демократической партии США. Никаких особых сенсаций и сюрпризов на

съезде не произошло. Делегаты съезда почти единогласно утвердили официальным

кандидатом партии на предстоящих 5 ноября 2024 г. президентских выборах нынеш-него вице-президента США Камалу Харрис (1964 г. р.). В поддержку ее кандидатуры

Сведения об авторе: ВАСИЛЬЕВ Владимир Сергеевич — главный научный сотрудник

Института США и Канады РАН, доктор экономических наук; ТРАВКИНА Наталья Ми-хайловна — главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук.

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 42

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

проголосовало 4563 делегата из общего числа в 4695 присутствовавших на съезде

представителей штатов территорий и приглашенных гостей, или 97,1% [Presidential Election…]. Кандидатом на пост вице-президента был утвержден губернатор шт. Мин-несота Т. Уолз (1964 г.р.). На съезде была принята предвыборная программа демократов.

Съезду Демократической партии предшествовали почти беспрецедентные для политической истории США драматические события. Действующий президент Дж. Байден, официально объявивший о своем участии в президентских выборах еще в апреле

2023 г. [Biden. Video…], успешно прошедший этап партийных собраний и первичных

выборов, состоявшихся в январе-июне 2024 г., и заручившийся поддержкой почти

3,9 тыс. делегатов (при необходимых для официального утверждения его кандидатуры на пост президента США 2348 голосах) [Presidential Election…], 21 июля в письме-обращении к американскому народу объявил, что он выходит из гонки и снимает свою

кандидатуру [Biden. Letter…].

Сходные события имели место лишь в 1968 г., когда президент-демократ Л. Джонсон на этапе начавшихся первичных выборов и партийных собраний внезапно объявил, что больше «не будет добиваться и не примет выдвижения Демократической

партией своей кандидатуры на новый срок в качестве президента США» [Johnson].

Как показывает американская история, отказ действующего президента от перво-начального решения переизбираться на второй срок является предвестником серь-езных политических потрясений. Применительно к ситуации 1968 г. это означало

фактическое признание стоявшей у руля исполнительной власти партии неизбеж-ности поражения на предстоящих президентских выборах. Во всяком случае, именно это и произошло тогда: сменивший Л. Джонсона его вице-президент Г. Хэмфри

проиграл тогдашнему кандидату республиканцев, бывшему вице-президенту в администрации Д. Эйзенхауэра (1953–1961) Р. Никсону. Последний, впрочем, побе-дил с незначительным перевесом в 0,5 млн, или 0,7% голосов, да и то благодаря

расколу в Демократической партии, из-за которого 10 млн голосов южных штатов — Алабамы, Арканзаса, Джорджии, Луизианы и Миссисипи — отошли кандидату третьей партии, губернатору Алабамы Дж. Уоллесу (тому в результате удалось

заручиться поддержкой 45 членов Коллегии выборщиков, и это его достижение не

повторил ни один из кандидатов третьих партий в последующие 50 с лишним лет)

[Statistics…].

В случае с решением Дж. Байдена снять свою кандидатуру с выборов 2024 г. прин-ципиально важно то заявление, которое он сделал в «прощальной» речи на съезде

Демократической партии. Байден с особой силой подчеркнул, что основная задача на

современном этапе состоит в том, чтобы победить Д. Трампа и воспрепятствовать по-вторному приходу «неофашиста» в Белый дом: «Голосование каждого из нас в этом

году определит, победят ли демократия и свобода. Это так просто. Это так серьезно.

И власть буквально находится в ваших руках. История в ваших руках. Не гипербола.

Она в ваших руках. Будущее Америки в ваших руках» [Biden. Address to the Nation…].

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 43

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

Тем самым Дж. Байден фактически сформулировал основное стратегическое кредо Демократической партии на президентских выборах 2024 г.: отстоять свободу и демократию, основополагающие представления о которых были заложены ещё в американской

Конституции 1787 г., отодвинув на второй план те основные социально-экономические

проблемы, которые в настоящее время волнуют большую часть американских избира-телей. В этой связи можно указать, что, согласно замерам социологической службы

Гэллапа, летом 2024 г. главными проблемами, стоящими перед США, американские из-биратели считали состояние экономики (33%), прежде всего высокую стоимость жизни

и инфляцию, а среди неэкономических проблем — слабое государственное и полити-ческое руководство (26%) и иммиграцию (19%); на четвертом месте значилась задача

«объединения страны» (6%) [Most Important Problem].

Ключевой в вышеприведенном фрагменте из речи Дж. Байдена была фраза:

«И власть буквально находится в ваших руках». В свете беспрецедентной во многих от-ношениях предвыборной программы Демократической партии, одобренной съездом, немалая часть положений которой противоречит здравому смыслу и политическим ре-алиям, эта фраза лучше всяких сценарных выкладок американских политтехнологов

и аналитиков дает представление о стратегии демократов по удержанию контроля над

исполнительной властью.

«Дворцовый переворот» 21 июля 2024 г.: версия С. Херша

Состояние здоровья и преклонный возраст Дж. Байдена были в центре внимания

общественных дискуссий в США с самых первых дней его пребывания в должности

президента. Однако Демократическая партия, особенно ее руководство и основные

финансовые спонсоры, до «исторических» дебатов с Д. Трампом 27 июня 2024 г. воз-держивались от прямой критики и нападок на действующего президента. Причина

этого была сравнительно проста: функцию «зачистки» хозяина Белого дома взяли на

себя республиканцы в Конгрессе. Уже 21 января 2021 г. член Палаты представителей

М. Тейлор Грин внесла резолюцию об импичменте Дж. Байдена «за злоупотребление

властью путем поощрения взяточничества и других тяжких преступлений и проступ-ков». Резолюция поступила на рассмотрение юридического комитета палаты, где в начале марта 2021 г. была тихо положена под сукно [H.Res. 57…].

Следующая попытка республиканцев имела место после катастрофического бегства

США из Афганистана. 21 сентября 2021 г. конгрессмен Б. Гиббс и еще три законодателя

внесли резолюцию об импичменте Дж. Байдена «за совершенные тяжкие преступле-ния и проступки», которая, впрочем, также не имела последствий и осела в юридическом комитете палаты [H.Res.671…].

В начале 2022 г. влиятельный сенатор-республиканец Т. Круз (шт. Техас) заявил, что в случае возвращения контроля над Палатой представителей первоочередным для

республиканцев будет начать расследование деятельности Дж. Байдена на посту президента, имея в виду в конечном итоге импичмент — [Sonmez].

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 44

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

После установления контроля над Палатой представителей в Конгрессе 118-го со-зыва правоконсервативные республиканцы резко усилили давление на республикан-ское руководство палаты во главе со спикером К. Маккарти, внеся в период с мая по август 2023 г. 5 резолюций о запуске процедуры импичмента Дж. Байдена, обвиняя его

главным образом в разрушении режима пограничного контроля на американо-мек-сиканской границе [См. в частности: H.Res.671… H.Res.503…]. Под их мощным нати-ском К. Маккарти 12 сентября дал распоряжение трем комитетам палаты — по надзору

и отчетности, юридическому и по налогам — изучить вопрос и собрать необходимую

документацию[Brooks, Schell]. В декабре 2023 г. новый спикер Палаты представителей

М. Джонсон внес на рассмотрение палаты резолюцию о подготовке итогового доклада о начале процесса импичмента, которая была единогласно одобрена 13 декабря

всей республиканской фракцией (221 голос «за», 212 голосов демократов «против»)

[H.Res.918…]. По итогам почти годового расследования и сбора документации был

подготовлен доклад объемом почти в 300 страниц о начале процесса импичмента президента Дж. Байдена представленный на рассмотрение Палаты представителей 19 августа 2024 г., как раз в день начала работы предвыборного съезда Демократической

партии в Чикаго [Report of the Impeachment…].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совпадение дат появления этого доклада и принятия предвыборной программы

Демократической партии на ее съезде только на первый взгляд кажется случайным.

Возможно, оно имеет прямое отношение к «дворцовому перевороту», совершенному

20–21 июля верхушкой Демократической партии после катастрофического фиаско Дж.

Байдена в ходе теледебатов с Д. Трампом 27 июня, когда дряхлость и недееспособ-ность 46-го президента стали вполне очевидными. На Белый дом было оказано бес-прецедентное давление со стороны сенаторов-демократов, членов демократической

фракции Палаты представителей, ведущих финансовых спонсоров Демократической

партии. По авторитетному мнению хорошо информированного патриарха американской журналистики С. Херша, именно «крупные спонсоры Демократической партии

прекратили игру в "не вижу зла, не слышу зла" после шокирующего выступления Байдена на июньских дебатах с Дональдом Трампом. Они отказались продолжать давать

партии миллионы долларов, когда появились доказательства того, что президент "не

в себе"» [Hersh].

По версии С. Херша, «отмашка» финансовых спонсоров на смену кандидата демократов была дана еще до провальных дебатов 27 июня. 4 июня в газете «Уолл-стрит

Джорнэл» появилась обширная статья под заголовком «За закрытыми дверями Байден демонстрирует признаки увядания». Статья по сути представляла хронологию на-растания недееспособности Дж. Байдена на протяжении 3,5 лет его пребывания на

президентском посту, составленную на основе «доверительных» откровений политиков и членов администрации о состоянии когнитивных способностей хозяина Белого

дома во время их встреч и бесед с ним. Авторы публикации политкорректно отмечали, что «некоторые из тех, кто присутствовал на встречах, приписывали нелогичные мо-менты дефектам его дикции и склонности к многословию. Те же, кто выражал обеспо-коенность по поводу состояния Байдена, сказали, что поведение, которое они видели,

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 45

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

демонстрировало скорее карикатуру на запутавшегося лидера, которую и рисуют некоторые из его политических оппонентов» [Linskey, Huges].

Последней каплей, переполнившей чашу терпения руководства Демократической

партии, стала предвыборная поездка Дж. Байдена в шт. Невада с 15 по 17 июля. В последний день предвыборного турне Байдену стало плохо, он выглядел «смертельно

бледным», и его срочно отправили на борту президентского лайнера в его родные пе-наты в шт. Делавэр. Тотчас была распространена прикрывающая версия, что Байден

подхватил COVID-19. Однако истинное положение дел сравнительно быстро стало известно в Вашингтоне. В субботу, 20 июля, на секретном совещании «банды четырех»

в составе бывшего президента США Б. Обамы, бывшего спикера Палаты представителей Н. Пелоси, лидера демократического большинства в Сенате Ч. Шумера и лидера

демократического меньшинства в Палате представителей Х. Джеффриса была вырабо-тана тактика выведения Байдена из президентской гонки 2024 г. В воскресенье утром

Обама связался с Байденом и предложил ему сделку: Байден снимает свою кандидатуру с выборов, а в обмен ему будет гарантировано «спокойное» пребывание в Белом

доме до конца его первого срока, до 20 января 2025 г. В противном случае в понедель-ник, 22 июля, вице-президент К. Харрис «по команде» явится в Конгресс с обращением

к законодателям задействовать 25-ю поправку к Конституции, принятую еще в 1968 г., и таким образом Байден «с позором» — как и Р. Никсон в августе 1974 г. — будет из-гнан из Белого дома [Hersh].

Под дулом «конституционного пистолета» Дж. Байден быстро сломался: было со-ставлено письмо-отречение от дальнейшего участия в президентских выборах. Однако через три дня случилось непредвиденное: в специальном телеобращении к нации

Дж. Байден, вопреки договоренности с Б. Обамой, сам назначил себе преемника. Свой

выбор, правда, он сделал в весьма осторожной форме, заявив, что К. Харрис является опытным, сильным и способным политиком, добавив, что «она была невероятным

партнером для меня и лидером для нашей страны. Теперь выбор за вами, американ-ский народ» [Biden. Address to the Nation...].

Согласно данным С. Херша, руководство Демократической партии имело твердое

намерение самостоятельно выбрать кандидата на пост президента от Демократической партии в ходе открытого съезда в августе, а не «короновать» К. Харрис в обход

устоявшейся десятилетиями процедуры, через которую прошел и сам Дж. Байден.

Что же касается К. Харрис, ее выдвигать не планировали, и она, со своей стороны, на

протяжении всего периода пребывания в должности вице-президента не проявляла

большого интереса, например, к ежедневным сводкам-докладам разведывательного

сообщества США о ситуации в мире.

Двойственный характер и не до конца артикулированная направленность «дворцового переворота» 21 июля в полной мере проявили себя в тексте предвыборной программы Демократической партии, принятой на съезде в Чикаго 19 августа.

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 46

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

Воспоминания о «славном» Прошлом или вперед в «светлое» Будущее?

Структурно и композиционно, по объему и содержанию предвыборная платформа Демократической партии 2024 г. мало чем отличается от той, с которой демократы шли на

президентские выборы 2020 г. Оба документа изложены на 91 странице (более 42 тыс.

слов), что делает их самыми пространными за всю историю предвыборных программ

Демократической партии США начиная с 1840 г. [National Political Party…]. Помимо

преамбулы, программа 2020 г. насчитывала 10 разделов, в которых было перечислено

огромное количество предвыборных обещаний, начиная от экономики и заканчивая

сферой военной и внешней политики. Программа 2024 г., помимо преамбулы, насчи-тывает 9 разделов, которые представляют собой отчет о проделанной администрацией

Дж. Байдена — К. Харрис работе. Их подробный разбор представляется на данном этапе до известной степени излишним, поскольку общий смысл предвыборной стратегии

Демократической партии сводится к тому, что после 2024 г., если демократы останутся

у власти, основные траектории деятельности будут продолжены, поскольку «доказа-ли свою действенность» в 2021–2024 гг. Основная интрига документа, одобренного на

съезде в Чикаго, состоит не в том, каким направлениям внутренней и внешней политики будет следовать демократическая администрация, а в том, с чьими именами она

будет ассоциироваться. И с этой точки зрения программа 2024 г. является самым сюр-реалистическим документом за всю историю предвыборных платформ демократов.

Этапы обнародования программы выглядят следующим образом. 13 июля Национальный комитет Демократической партии опубликовал ее проект, особо указав на то, что он «был подготовлен с учетом пожеланий отдельных лиц и организаций со всех

концов Соединенных Штатов через портал письменных заявок для Платформы-2024

и слушаний, проведенных редакционным комитетом» [DNC Releases…]. 16 июля редакционный комитет одобрил окончательный вариант платформы и, по всей видимости, именно в этой редакции она была принята на съезде демократов [Platform…]

Особый интерес в контексте анализа программы 2024 г. представляют отличающие

ее аномалии и интерпретация их глубинной политической направленности. В программе черным по белому написано, что следующей демократической администрацией будет «администрация президента Байдена» или «администрация Байдена — Харрис».

За месяц, который прошел после официального выхода Дж. Байдена из президентской гонки, поправить редакционный «ляп» можно было буквально росчерком пера.

Тот факт, что это не было сделано, наводит на размышления, каким образом будет

определен победитель президентских выборов 2024 г. Более того, выражение «второй

срок администрации Дж. Байдена» упоминается в предвыборной программе 19 раз (!).

Это свидетельствует о том, что соответствующие разделы программы вряд ли являются

случайными огрехами в духе хорошо известных «оговорок по Фрейду» 46-го президента США.

Начинается же программа с выражения благодарности коренным народам Америки, что может быть интерпретировано как солидаризация с «культурой отмены» в русле

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 47

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

вызвавшего огромный резонанс в США «Проекта 1619». Данная работа явилась ре-зультатом изысканий американской журналистки афроамериканского происхождения

Н. Ханны-Джонс, опубликованных в августе 2019 г. Выход в свет ее книги был приуро-чен к 400-летней годовщине доставки в английскую колонию Вирджиния первых 20–30

чернокожих рабов, захваченных работорговцами на территории современной Анголы.

Общая концепция работы сводилась к тому, что именно 400 тыс. рабов, завезенных

в США из Африки, и создали основы процветающих и благополучных США. Как писала

Н. Ханна-Джонс, «Соединенные Штаты — это страна, основанная как на идеале, так

и на лжи. Наша Декларация независимости, подписанная 4 июля 1776 г., провозглаша-ет, что все люди созданы равными и наделены их Создателем определенными неотъ-емлемыми правами. Но белые люди, которые написали эти слова, не верили, что они

относятся и к сотням тысяч черных людей в их среде». А эти сотни тысяч людей «выра-щивали и собирали хлопок, который на пике рабства был самым ценным товаром страны, составляя половину всего американского экспорта и 66 % мировых поставок. Они

построили плантации Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Джеймса Мэди-сона, обширные владения, которые сегодня привлекают тысячи гостей со всего мира, очарованных историей величайшей в мире демократии» [Hannah-Jones. P. 16]. Между

строк, а иногда и буквально читалось, что белые американцы, создавшие современные

США, являются не более чем оккупантами, которые силой и хитростью захватили земли

коренных народов Америки, истребили их, а фундамент американского «града на хол-ме» был построен трудом, потом и кровью афроамериканских рабов.

Именно в свете этих получивших в последние пять лет широкое хождение наррати-вов и следует воспринимать реверансы съезда Демократической партии в адрес коренных народов Америки: «Демократы в Чикаго собрались вместе, чтобы заявить о наших ценностях на землях, которые на протяжении многих веков охранялись предками

и потомками племенных народов, живших здесь с незапамятных времен. Мы чтим об-щины коренных жителей этого континента и признаем, что наша страна была построе-на на землях коренных народов. Мы отдаем дань уважения миллионам живших здесь

на протяжении всей истории представителей коренных народов, которые защищали

наши земли, воды и животных» [’24 Democratic... P. 1]. Встает вопрос, что может стать

следующим логическим этапом: «возвращение» современных США коренным народам

Америки, афроамериканцам и другим расово-этническим меньшинствам или все же

очередные идейные новации в русле «культуры отмены»? [подробнее см.: Травкина, Васильев. Деамериканизация США…]

Главная же цель президентских выборов 2024 г. определена в программе следующим образом: «Президент Байден, вице-президент Харрис и демократы участвуют

в выборах, чтобы завершить начатое в 2021 г.» [’24 Democratic… P. 2]. Двусмысленность

данной формулировки очевидна — президент Байден наряду со всей Демократической партией участвует в выборах, хотя его фамилия и не значится в избирательных

бюллетенях. При этом основной задачей президентской кампании называется «охрана

демократии» (дословно: «защитить, сохранить [демократию] и проголосовать за нее»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[’24 Democratic… P. 3]. С этой точки зрения действующий президент во всех своих ипо-

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 48

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

стасях безусловно является гарантом американской Конституции, следовательно —

демократических институтов американского общества.

Показательно, что в первом — возможно, самом главном — разделе, посвященном

экономическим достижениям США в 2021–2024 гг., подчеркивается, что «в начале правления администрации Байдена — Харрис, в разгар самого тяжелого экономического

кризиса за последние 100 лет, эксперты опасались застоя в восстановлении и даже

беспокоились о новой рецессии. Но демократы решили поставить на первое место ра-бочих, и вместо рецессии американская экономика продемонстрировала необычайную

мощь и устойчивость. Наша экономика выросла на 3,1% в прошлом году, т. е. росла

самыми быстрыми темпами среди всех крупных экономик мира» [’24 Democratic... P. 6].

Экономические успехи США за этот период целиком и полностью приписываются президенту Дж. Байдену, который в свете таких панегириков предстает в образе «спаси-теля Америки».

Во втором разделе, посвященном налоговой политике, утверждается, что администрация Байдена систематически снижала и будет снижать налоги на трудовые доходы

американских трудящихся, повышая налоги на прибыли корпораций и доходы наиболее состоятельных слоев общества, а после президентских выборов 2024 г. «президент

Байден поднимет налог на прибыли корпораций с 21% до 28%» [’24 Democratic... P. 16].

Третий раздел программы, практически целиком посвященный снижению цен и из-держек на предоставление всего спектра государственных социальных услуг, особенно отличается фразеологией левого толка, с ярко выраженной антикорпоративной на-правленностью. Американский корпоративный сектор, особенно крупные американские

корпорации, обвиняются в «жадности и стяжательстве», которые формируют иной тип

капитализма. Как подчеркивается в программе, «президент Байден неоднократно заяв-лял, что капитализм без конкуренции не является капитализмом, а представляет собой

эксплуатацию» [’24 Democratic… P. 23]. Манипулирование практически всеми видами

цен на товары массового потребления, особенно на бензин и продукты питания, прямо

объясняется «жадностью» крупного капитала, и поэтому «президент Байден продолжит

обвинять эти компании в ценовом манипулировании и привлекать их к ответственности, если они не будут делиться прибылями с потребителями» [’24 Democratic... P. 22].

Четвертая глава посвящена итогам деятельности администрации в области охраны

окружающей среды и борьбы с изменениями климата. Отдавая должное Дж. Байдену

за его усилия в повышении роли и значения «зеленой повестки» во внутри- и внешне-политических приоритетах США и определяя будущие шаги демократической администрации в этой сфере, программа использует в основном местоимение «мы»: «мы бу-дем опираться на ведущую роль США в мире для продвижения глобальных инноваций

и создания цепочек поставок чистой энергии» [’24 Democratic... P. 37]. «Ведущая роль»

президента Байдена снивелирована в тех областях политики его администрации, которые демократы посчитали наиболее уязвимыми для атак Республиканской партии

и Д. Трампа.

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 49

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

Аналогичное замечание может быть высказано и в отношении пятой главы, посвя-щенной борьбе с преступностью и регулированию оборота наркотиков. Программа от-дает дань усилиям лично Дж. Байдена, в результате которых «в настоящее время Америка стала более безопасным обществом» [’24 Democratic... P. 39]. Однако в отношении

будущих действий и инициатив демократов в этой сфере используется в основном местоимение «мы».

Ситуация в США между тем выглядит не столь радужно, как это рисуется в офици-альных документах администрации Дж. Байдена и Демократической партии. Отмечая, в частности, высокий уровень спроса на огнестрельное оружие, американские анали-тики с тревогой пишут, что «планы президента Байдена ограничить использование

оружия путем ужесточения процедур проверки биографических данных и запрета

штурмового оружия могут увеличить спрос на оружие, поскольку покупатели ожидают

принятия таких законов, если он останется на второй срок» [Gabriele]. По официальным данным, в 2023 г. в США было продано 16,7 млн единиц огнестрельного оружия, а за первые 4 месяца 2024 г. — примерно 5,5 млн единиц, или около 1,4 млн единиц

оружия в месяц [Gabriele]. При этом огнестрельное оружие приобретали как голосую-щие за республиканцев американцы, так и сторонники демократов: согласно опросам, огнестрельным оружием владеют 45% республиканцев или причисляющих себя к ним

и 20% демократов или причисляющих себя к ним [Schaeffer].

В шестой главе программы, где речь идет о защите демократии и свобод, утверждается, что «президент Байден поставил защиту американской демократии во главу угла

своего президентства» и «во время своего второго срока продолжит назначать судей, которые будут защищать основные права американцев и которые представляют мно-гообразие американского опыта» [’24 Democratic... P. 4547].

Седьмая глава посвящена охране государственных границ и иммиграционной ре-форме. В этой сфере демократы обещают продолжить политику открытых границ, про-водившуюся ими в 2021–2024 гг.: «Во время второго срока президент Байден будет

добиваться от Конгресса принятия законов, соответствующих нашим [американским-авт.] национально-государственным ценностям», последовательно превращая «Аме-рику в нацию иммигрантов» [’24 Democratic... P. 65, 68].

Восьмая глава озаглавлена «Продвижение президентской повестки единства». Ее

главную идею можно истолковать таким образом, что только Дж. Байден и демократы

способны консолидировать расколотое американское общество и обеспечить един-ство страны. Причем в качестве ключевых вызовов в этом контексте названы проблемы наркомании, ментальных заболеваний, контроля над цифровыми технологиями

и киберпространством, борьбы с раком, социальной поддержки ветеранов. Особо

выделены амбивалентные перспективы и риски, связанные с развитием искусствен-ного интеллекта (ИИ), который «обладает исключительным потенциалом как для

созидания, так и для разрушения. ИИ помогает лечить болезни, предсказывать по-году и трансформировать образование, но его также используют для клонирования

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 50

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

голосов, мошенничества, дискриминационных практик и подрыва демократии» [’24

Democratic... P. 73]. «Во время второго срока президента Байдена демократы продолжат продвигать безопасное и надежное развитие ИИ» [’24 Democratic... P. 74], техно-логии которого они обещают все шире внедрять как в деятельность федерального

правительства.

Но, пожалуй, апофеоза деятельности президента Байдена во время второго срока, если верить программе Демократической партии, следует ожидать в сфере меж-дународных отношений и в строительстве вооруженных сил США. Девятый раздел

«Укрепление американского лидерства в мировом масштабе» заканчивается примеча-тельным пассажем, заслуживающим того, чтобы привести его полностью: «Президент

Байден никогда не отворачивался и никогда не отвернется от наших военных. Во время

своего второго срока он продолжит инвестировать в модернизацию систем вооруже-ния следующего поколения, самые передовые программы обучения и подготовки военнослужащих и возможности геополитического сдерживания, такие как подводные

силы и ядерная триада. Он продолжит бороться с киберугрозами, укрепляя потенциал

наших разведывательных сообществ и возглавляя разработку строгих правил внедре-ния таких технологий, как искусственный интеллект. И он продолжит ставить наших

ветеранов и семьи военных на первое место, обеспечивая дополнительные надбавки

к зарплате военнослужащих, доступный и недорогой уход за детьми для семей наших

военных, возможности высокооплачиваемых работ для супругов военных, эффектив-ные программы профилактики самоубийств и сексуального насилия, а также льготы

для наших ветеранов и их семей» [’24 Democratic... PP. 91–92].

В свете событий 6 января 2021 г., которые следует считать неудавшейся попыткой

государственного переворота с целью удержания власти администрацией Трампа, эти

слова можно интерпретировать как достаточно прозрачно сформулированную мысль

о том, что второй срок администрации Дж. Байдена — К. Харрис или администрации К.

Харрис — Т. Уолза может быть обеспечен силовым путем.

Вместе с тем возможна и иная интерпретация оставления в программе Демократической партии словосочетания «второй срок Байдена». Эта интерпретация также свя-зана с призраком использования против Дж. Байдена 25-ой поправки к Конституции.

Среди американских политологов получила достаточно широкое хождение версия, что, если избирательная кампания К. Харрис будет испытывать трудности, демократы

могут включить «аварийную кнопку» — в октябре, в духе американской традиции ок-тябрьских сюрпризов, просто отправить Дж. Байдена в отставку и сделать К. Харрис ис-полняющей обязанности президента. Американский аналитик С. Кракауэр так описал

этот авантюрный сценарий действий демократов: «В их распоряжении также имеется

последний рычаг, который можно использовать до 5 ноября — настоящая стратегия

разбить стекло в случае чрезвычайной ситуации. Они могли бы заставить Байдена уйти

в отставку с поста президента и сделать Камалу Харрис хозяйкой Овального кабинета

с тем, чтобы она могла баллотироваться уже в качестве действующего президента»

[Krakauer].

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 51

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

При таком развитии событий Дж. Байден точно войдет в американскую историю

как один из самых неудачных президентов, с которым верхушка партии поступила как

с расходным материалом, а выборы 5 ноября вполне могут стать заключительным этапом «коронации» К. Харрис.

Мирной передачи власти не предвидится

Незадолго на начала съезда Демократической партии в Чикаго Дж. Байден дал ин-тервью телекомпании «Си-би-эс», в котором допустил свойственную ему «оговорку по

Фрейду». Отвечая на вопрос, будет ли после президентских выборов мирная передача

власти, он дословно заявил следующее: «Если Трамп победит, нет, я совсем не уве-рен». И тут же поправился: «Я имею в виду, если Трамп проиграет, то я совсем не уве-рен» [Samuels].

Ввиду этой оговорки американского президента исход ноябрьских выборов предстает малопонятным ребусом, решить который без конспирологических теорий вряд

ли возможно. В случае официально оформленного проигрыша Д. Трампа вопрос о пе-редаче власти от одной партии к другой просто не встанет. Д. Трамп и его ближайшее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окружение так и останутся в роли наблюдателей и критиков, а власть в «рабочем порядке» (как это обычно бывало в прошлом, например, в 1988–1989 гг., при переходе

от республиканского тандема Р. Рейгана — Дж. Буша-ст. к администрации Дж. Буша-ст. — Д. Куэйла) будет передана от администрации Дж. Байдена — К. Харрис к администрации К. Харрис — Т. Уолза.

Если же исходить из того, что Дж. Байден имел в виду развитие политической ситуации в США в случае официального признания победы республиканского тандема

Д. Трампа — Д. Вэнса, то его оговорку следует считать утечкой важнейшей информа-ции о стратегических намерениях демократов, смысл которой состоит в том, что ника-кой передачи власти от демократической администрации к республиканской в планах

демократов не значится, каков бы ни был итог выборов 2024 г.

Это означает, что приход к власти Д. Трампа по сценарию 2016 г. практически

исключается. В свою очередь, из этого следует, что ни одна из сторон не признает

итогов предстоящих президентских выборов. Д. Трамп не признал итогов выборов

2020 г., несмотря на то, что тогда ему противостоял тяжеловес американской политики, многоопытный и широко известный Дж. Байден — сенатор с 35-летним стажем

и вице-президент в администрации Б. Обамы с восьмилетним стажем. Тем более

невозможно для него официально признать поражение от «одного из самых худших»

вице-президентов за всю новую и новейшую историю США.1 К. Харрис, которая в 2017–

1 Согласно результатам анкетирования историков Хьюстонского университета и университета

Коастал Каролина в рамках проекта “Президентское величие”, среди 18 вице-президентов США, занимавших этот пост с 1933 г., К. Харрис занимает одиннадцатую позицию, отставая достаточно

далеко по рейтингу от вице-президентов, которые впоследствии стали президентами, включая

Дж. Байдена [Rottinghaus, Vaughn. P. 1].

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 52

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

2023 гг., будучи сенатором от шт. Калифорния, считалась самым левым политиком

в Сенате — левее даже социалиста Б. Сандерса [Harris Kamala Devi…].

Официальное признание итогов президентских выборов со стороны тандема К. Харрис — Т. Уолза также представляется невозможным: оно будет означать поражение не

столько этих двух политиков, сколько всей Демократической партии и администрации

Байдена в целом, которые выдвинули на политическую авансцену Америки заведо-мо неизбираемых деятелей, нарушив неписаную норму президентских избирательных компаний — «коней на переправе не меняют». Впервые это крылатое выражение

было употреблено президентом А. Линкольном в ходе избирательной кампании 1864 г.

[Little] и с тех пор неоднократно повторялась последующими поколениями американских политиков. Кроме того, признание поражения демократами в 2024 г. может быть

истолковано таким образом, что они действительно сфальсифицировали результаты

президентских выборов 2020 г., а это поставит под сомнение не только легитимность

администрации Дж. Байдена — К. Харрис как таковой, но и большую часть политических начинаний и принятых в 2021–2024 гг. законодательных актов.

Январь 2025 г.: Америка без президента?

Дилеммы американского законодательства

Из диаметральной противоположности и даже антагонистичности предвыборных программ Демократической и Республиканской партий 2024 г. следует, что каждая из

обеих противостоящих сторон крайне не заинтересована в том, чтобы американская

государственная машина на федеральном уровне заработала после 20 января 2025 г.

в привычном ритме. В итоге, в случае непризнания сторонами в той или иной форме

результатов президентских выборов, может возникнуть конституционный кризис, при

котором Коллегия выборщиков, состоящая из 538 членов, так и не сможет 17 декабря

2024 г. назвать имя 47-го президента США.

Эта кризисная ситуация предполагает процедуру спорных (или специальных) выборов, которая почти не встречалась в американской истории (за исключением архаич-ного казуса 1825 г., едва ли применимого в современных условиях)1. В 1947 г. в США

был принят специальный закон о преемственности президентской власти (в который

в 2006 г. были внесены поправки). Закон был принят в момент, когда после смерти

Ф. Рузвельта в 1945 г. его пост занял вице-президент Г. Трумэн, а должность вице-президента осталась вакантной.

Если ни один участник президентских выборов не будет приведен к присяге 20 января 2025 г., то, согласно закону 1947 г., временным президентом становится спикер

1 Поскольку на президентских выборах 1824 г. ни один из кандидатов не получил необходимых

для избрания 131 голоса из 261 голоса Коллегии выборщиков, исход кампании в соответствии

с 12-ой поправкой к Конституции, принятой в 1804 г., был решён голосованием в Палате представителей.

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 53

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

Палаты представителей — до тех пор, пока Конгресс США не изберет президента на

заседании Палаты представителей, а вице-президента на заседании Сената. Если же

к 20 января Палата представителей не сумеет избрать спикера либо тот не сможет по

тем или иным причинам временно исполнять обязанности президента, то эту должность займет председатель Сената.

Чрезвычайно важно, что «перед тем, как принять присягу в качестве исполняющего

обязанности президента, любое из должностных лиц должно будет отказаться от руко-водящих должностей и членства в соответствующих палатах» [Contingent Election... P. 10].

Если же и спикер Палаты представителей, и председатель Сената откажутся либо не смо-гут исполнять обязанности президента США, то их исполнение перейдет к главе старей-шего министерства, при условии что это должностное лицо имеет конституционную ква-лификацию, было назначено президентом и утверждено Сенатом. При этом назначаемый

президентом министр автоматически освобождает свой прежний министерский пост —

в силу конституционного запрета на двойные должности [Contingent Election... P. 10]. В настоящее время в составе кабинета министров США находится 15 министерств, старейшим

из которых является Государственный департамент, созданный в 1789 г.

Американские правоведы, анализируя положения закона 1947 г. о преемственности

президентской власти, выявили самое уязвимое звено в цепочке «Палата представителей — Сенат — кабинет министров». Этим звеном является третий блок — кабинет

министров. Американские законодатели, действуя в духе традиционной правовой мо-дели, были озабочены главным образом легитимностью лица, временно исполняющего обязанности президента страны, в то время как в современных условиях на первое

место выходит проблема эффективности, упорядоченности и бесперебойности работы

государственного аппарата. Наиболее же эффективным управленцем федерального

правительства в кризисных условиях, безусловно, является президент или вице-президент, а не глава какого-либо министерства. Так, профессор права Б. Колт прямо ука-зал, что «в сценариях спорных выборов обязанности президента могут быть временно

возложены на тех лиц, у которых есть авторитет, но нет амбиций: мы могли бы выбрать

их из круга бывших президентов, вице-президентов, государственных секретарей —

людей, которые могут приступить к исполнению президентских обязанностей в любой

момент, чего не может позволить себе ни одно другое лицо» [Kalt. P. 3].

Архаичность американского конституционного права ответственна также за то, что

в третьем параграфе 20-ой поправки к Конституции США, принятой в 1933 г., персона, которая должна временно исполнять обязанности президента до законного избрания президента и вице-президента, поименована как «лицо», а не как «должностное лицо» [The Constitution…], что теоретически дает возможность либо Конгрессу, либо Верховному суду

США просто продлить на временной основе президентские полномочия Дж. Байдена.

В заключение следует отметить, что после событий 11 сентября 2001 г. главным фак-тором, определяющим действия высшего политического руководства США в период

от президентских выборов 4 ноября и до 20 января следующего года, являются соо-

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 54

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

бражения режима стабильной работы структур федерального правительства, особенно

силовых, отвечающих за обеспечение «национальной безопасности». Уходящий в отставку президент «точно знает, кто станет его преемником, и он имеет четкое представление о его политических позициях, о его законодательных приоритетах и об уровне

партийной поддержки, которую он получит в новом Конгрессе. И если действующий

президент (или его партия) проиграли выборы, у него есть все основания торопиться

на заключительном этапе пребывания у власти, делая все возможное, чтобы связать

руки своему преемнику» [Presidential Transitions… P. 4].

Применительно к президентским выборам 2024 г., учитывая накал противостояния

демократов и республиканцев, совершенно очевидно, что администрация Дж. Байдена — К. Харрис сделает все от нее зависящее (и невозможное), чтобы в 2025 г. удер-жать контроль над исполнительной ветвью власти в руках демократов и не допустить

Д. Трампа в Белый дом.

Литература

Ленин В.И. О двоевластии. ПСС. 5 изд. Т.31.

Травкина Н., Васильев. В. Деамериканизация США: истоки и последствия // Персективы. Электронный журнал. 2021. № 2/3. С.34–39. — URL: https://www.perspektivy.info/upload/iblock/1

7f/2_3_2021_0_34_49.pdf (дата обращения: 01.09.2024).

’24 Democratic Party Platform // The American Presidency Project. 19.08.2024. — URL: presidency.

ucsb.edu/documents/2024-democratic-party-platform (date of access: 01.09.2024).

2020 Democratic Party Platform. 18.08.2020 // democrats.org. — URL: democrats.org/where-we-stand/party-platform/ (date of access: 01.09.2024).

Biden J. Address to the Democratic National Convention in Chicago, Illinois // The American Presidency Project. 19.08.2024. — URL: presidency.ucsb.edu/documents/remarks-the-democratic-national-convention-chicago-illinois (date of access: 01.09.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Biden J. Address to the Nation on Decision Not to Seek Reelection // The American Presidency Project. 24.07.2024. — URL: presidency.ucsb.edu/node/373618. (date of access: 01.09.2024).

Biden J. Letter to the Nation Announcing Decision Not to Seek Reelection // The American Presidency Project. 21.07.2024. — URL: presidency.ucsb.edu/documents/letter-the-nation-announcing-decision-not-seek-reelection (date of access: 01.09.2024).

Biden J. Video Remarks Announcing Candidacy for Re-election // The American Presidency Project.

25.04.2023. — URL: presidency.ucsb.edu/documents/video-remarks-announcing-candidacy-for-re-electio. (date of access: 01.09.2024).

Brooks E., Schell M. McCarthy directs House committees to open Biden impeachment inquiry //

The Hill. 12.09.2023. — URL: thehill.com/homenews/house/4199641-mccarthy-directs-house-committees-to-open-biden-impeachment-inquiry/ (date of access: 01.09.2024).

The Constitution: Amendments 11-27 // National Archives. America’s Founding Documents. —

URL: archives.gov/founding-docs/amendments-11-27 (date of access: 01.09.2024).

Contingent Election of the President and Vice President by Congress: Perspectives and Contemporary Analysis. CRS Report. 06.10.2020. — URL: crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R40504/7

(date of access: 01.09.2024).

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 55

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

DNC Releases 2024 Party Platform Draft, Outlining Historic Record and Bold Agenda for President Biden and Vice President Harris to Finish the Job // democrats.org. 13.07.2024. — URL: democrats.org/news/dnc-releases-2024-party-platform-draft-outlining-historic-record-and-bold-agenda-for-president-biden-and-vice-president-harris-to-finish-the-job/ (date of access: 01.09.2024).

Gabriele R. Gun Sales in the U.S.: 2024 Statistics // SafeHome.org. 11.08.2024. — URL: safehome.

org/data/firearms-guns-statistics/ (date of access: 01.09.2024).

H.Res.503 — Impeaching Joseph R. Biden, President of the United States, for high crimes and misdemeanors. 118th Congress (2023-2024) // Congress.gov. — URL: congress.gov/bill/118th-congress/house-resolution/503 (date of access: 01.09.2024).

H.Res.57 — Impeaching Joseph R. Biden, President of the United States, for abuse of power by enabling bribery and other high crimes and misdemeanors. 117th Congress (2021-2022) //

Congress.gov. — URL: congress.gov/bill/117th-congress/house-resolution/57/all-actions (date of access: 01.09.2024).

H.Res.671 — Impeaching Joseph R. Biden, President of the United States, for high crimes and misdemeanors. 117th Congress (2021-2022) // Congress.gov. — URL: congress.gov/bill/117th-congress/house-resolution/671/all-actions (date of access: 01.09.2024).

H.Res.918 — Directing certain committees to continue their ongoing investigations as part of the existing House of Representatives inquiry into whether sufficient grounds exist for the House of Representatives to exercise its Constitutional power to impeach Joseph Biden... 118th Congress (2023-2024) // Congress.gov. — URL: congress.gov/bill/118th-congress/house-resolution/918/

all-actions (date of access: 01.09.2024).

Hannah-Jones N. The 1619 Project // The New York Times Magazine. 18.08.2019. — URL: onlinebooks.

library.upenn.edu/webbin/book/lookupid?key=olbp84989 (date of access: 01.09.2024).

Harris Kamala Devi. Biography // Voteview.com. — URL: voteview.com/person/41701/kamala-devi-harris (date of access: 01.09.2024).

Hersh S. Leaving Las Vegas: Inside the last tortured days of the Biden campaign // Seymour Hersh. 27.07.2024. — URL: seymourhersh.substack.com/p/leaving-las-vegas. (date of access: 01.09.2024).

Johnson L. The President’s Address to the Nation Announcing Steps To Limit the War in Vietnam and Reporting His Decision Not To Seek Reelection // The American Presidency Project. 31.03.1968. –

URL: presidency.ucsb.edu/documents/the-presidents-address-the-nation-announcing-steps-limit-the-war-vietnam-and-reporting-his (date of access: 01.09.2024).

Kalt B. The Presidential Succession Act at 75 | The Twentieth Amendment, the Presidential Succession Act of 1947, and Pre-Inaugural Problems // Fordham Law Review Online. 03.11.2022.

Krakauer S. A possible October surprise? Biden resigns and Harris becomes president // The Hill.

15.08.2024. — URL: thehill.com/opinion/campaign/4828003-a-possible-october-surprise-biden-resigns/ (date of access: 01.09.2024).

Linskey A., Huges S. Behind Closed Doors, Biden Shows Signs of Slipping // The Wall Street Journal.

04.06.2024. — URL: wsj.com/politics/policy/joe-biden-age-election-2024-8ee15246 (date of access: 01.09.2024).

Little B. How the Union Pulled Off a Presidential Election During the Civil War // History. 03.04.2020. —

URL: history.com/news/civil-war-presidential-election-abraham-lincoln (date of access: 01.09.2024).

ПРЕдВыбоРНАЯ ПРоГРАммА

ВЛАдимиР ВАсиЛьЕВ, НАтАЛьЯ тРАВкиНА

дЕмокРАтичЕской ПАРтии сША | 56

Перспективы. Электронный журнал

№3-2024

Most Important Problem // GALLUP. — URL: https://news.gallup.com/poll/1675/most-important-problem.aspx (date of access: 01.09.2024).

National Political Party Platforms // The American Presidency Project. — URL: presidency.ucsb.

edu/documents/presidential-documents-archive-guidebook/party-platforms-and-nominating-conventions-3 (date of access: 01.09.2024).

Platform approved by Democrats still mentions Biden’s ‘second term’ // PBS News. 19.08.2024. —

URL: pbs.org/newshour/politics/platform-approved-by-democrats-still-mentions-bidens-second-term (date of access: 01.09.2024).

Presidential Election USA 2024. Democratic Presidential Nominating Process // The Green Papers. — URL: thegreenpapers.com/ (date of access: 01.09.2024).

Presidential Transitions: Issues Involving Outgoing and Incoming Administrations. CRS Report.

17.05.2017. — URL: sgp.fas.org/crs/misc/RL34722.pdf (date of access: 01.09.2024).

Report of the Impeachment Inquiry of Joseph R. Biden Jr., President of the United States of America.

U.S. House of Representatives. Wash. 2024.

Rottinghaus B., Vaughn J. 2024 Presidential Greatness Project — Vice Presidential Greatness Results Summary. — URL: presidentialgreatnessproject.com/wp-content/uploads/2024/05/2024-VP-Results-Summary-Document.pdf (date of access: 01.09.2024).

Samuels B. Biden ‘not confident at all’ in peaceful transition if Trump loses election // The Hill.

07.08.2024. — URL: thehill.com/homenews/administration/4817204-biden-not-confident-trump-loses/ (date of access: 01.09.2024).

Schaeffer K. Key facts about Americans and guns. // Pew research Center. 24.07.2024. — URL: pewresearch.org/short-reads/2024/07/24/key-facts-about-americans-and-guns/ (date of access: 01.09.2024).

Sonmez F. Sen. Ted Cruz says Republicans are likely to impeach Biden if they retake House //

The Washington Post. 04.01.2022. — URL: washingtonpost.com/politics/ted-cruz-impeach-biden/2022/01/04/afc3f7ac-6da0-11ec-aaa8-35d1865a6977_story.html. (date of access: 01.09.2024).

Statistics. Elections. 1968 // The American Presidency Project. — URL: presidency.ucsb.edu/

statistics/elections/1968 (date of access: 01.09.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.