Научная статья на тему 'ПРЕДВИДЕНИЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ'

ПРЕДВИДЕНИЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / ПРЕДВИДЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мамаюсупов У.К.

в статье раскрывается предвидение в научном познании. Подчёркивается, что наука ставит своей конечной целью предвидение процесса преобразования предметов практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДВИДЕНИЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ»

практическое приложение и их передача - вот основные причины, которые привели к возникновению школ.

Итак, первоначально школы носили учебно-прикладной характер. Такие школы существуют и сегодня, и носят характер сугубо профессиональной подготовки. Постепенно же с развитием конкретных научных направлений в науке оказалось возможным появление первых научных школ чисто научной направленности.

Существуют следующие общие признаки, которые подавляющим большинством учёных признаются: наличие известного авторитетного учёного с качествами харизматической личности, генератора идей и учителя; перспективная программа исследования в качестве парадигмы и единого подхода по решению круга научных проблем, которые признаются всеми членами научной школы; наличие учеников - «школьников» - и возможностей пополнения школы; регулярное обсуждение научных проблем, предлагаемых вариантов решений проблемы и полученных результатов; взаимное соревнование и конкуренция как внутри школы, так и вне за лучшее, наиболее конструктивное и изящное решение поставленных проблем; значимость научных результатов, полученных школой [2, с. 47].

Научная школа начинается с того, что формируется определенная культура исследования, которая воспринимается, воспитывается, впитывается в конкретной социальной среде.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш. Стратегия нового Узбекистана. Т., 2021. С. 9-58.

2. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании //

Вестник института социологии. М., 2014. № 3 (10). С. 46-65.

ПРЕДВИДЕНИЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Мамаюсупов У.К.

Мамаюсупов Умид Курбанович - и.о. доцента, кафедра общественных наук, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается предвидение в научном познании. Подчёркивается, что наука ставит своей конечной целью предвидение процесса преобразования предметов практической деятельности.

Ключевые слова: философия, наука, предвидение, познание, личность.

Научное познание регулирует человеческую деятельность. В развитии общества познание отображает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека. Наука ставит своей конечной целью предвидение процесса преобразования предметов практической деятельности, которое определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов. Деятельность может быть успешной тогда, когда она согласуется с законами, поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Первая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, исследование законов их изменения и развития. Эта особенность отличает научное познание от других форм познавательной деятельности личности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в экономике, и в искусстве, но только в науке получение знаний является главной целью.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общества типов деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира. В науке ведутся исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, и исследования, результаты которых смогут найти применение в практике будущего. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания.

Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно науке и обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ее основе. Обыденное познание пользуется естественным языком, наука не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, естественный язык приспособлен для описания объектов, включенных в практику человека; во-вторых, понятия естественного языка многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения. Наука стремится, как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов является специфической особенностью научного познания, отличающей его от обыденного.

Наряду со специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных средств, которые позволяют выявить возможные состояния объекта в определенных условиях.

Научное знание систематизировано и упорядочено. Характеристики обоснованности научного знания отличают его от продуктов познавательной деятельности людей. Еще одним отличительным признаком науки является необходимость применения научных методов. Приемы их формируются в повседневной практике. Совокупность данных приемов не осознается субъектом как метод познания. В науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект.

Специфические особенности научного познания: 1) Научное познание ориентировано на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира. 2) Научное познание нацелено на изучение объектов, включенных в современную практику, и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. 3) Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными. 4) Научное познание использует методы, с помощью которых изучаются ее объекты. 5) Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки. 6) В научном познании используется специальная научная аппаратура [1, а 59].

Специфика научного познания отражается в критериях научности: истинность научного знания, интерсубъективность знания, системность и обоснованность научного знания.

Обоснование научного знания, приведение его в стройную единую систему является одним из важнейших факторов развития науки.

Таким образом, научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и в совокупности специфических своих элементов.

Список литературы

14

1. Обидина Ю.С. Философия и методология науки: Учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола, 2017, 239 с.

КОНСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ФАКТОРА СЛУЧАЙНОСТИ В СВЕТЕ

СИНЕРГЕТИКИ Мамаджонова М.К.

Мамаджонова Марварид Курбоназаровна - старший преподаватель, кафедра общественных наук, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идёт о разработке категории случайности в свете синергетики. Показан анализ категории случайности в их логической взаимосвязи в контексте синергетики.

Ключевые слова: философия, фактор случайности, синергетика, студент, преподаватель

В современных условиях происходят кардинальные изменения в философии. Эти перемены связаны с возникновением синергетики, которая привнесла в философию совершенно иное понимание причинно-следственных отношений. В синергетике возникает новый образ научной мысли и новое видение мира. Философско-мировоззренческое осмысление процессов самоорганизации направлено на открытие саморазвивающихся систем, в которых случайность играет ведущую роль.

Философское осмысление случайности в процессах самоорганизации системы обогащает знание студентов о принципах движения и саморазвития материи, расширяет и углубляет диалектическую концепцию развития. Синергетика показывает, что происходит отказ от детерминизма, исключающего случайность, непредсказуемость, развивает идею о роли случайности. Разработка категории случайности в свете синергетики позволит более адекватно воспроизвести в мышлении конкретную действительность во всем ее многообразии.

Основы философского анализа проблем «случайности» с позиций синергетики были разработаны И. Пригожиным, И. Стенгерс, Г. Хакеном и другими. Традиционные интерпретации случайности оказались неспособными объяснять новые факты. Многие свойства материи, которые раньше считались определенными и однозначными, перестали быть таковыми. Выходом из этого может служить переосмысление философских категорий, в том числе категории случайности на основе достижений современной науки. Среди учёных, которые рассматривают случайность как характеристику синергетической системы можно назвать труды В.А. Маркова, Ю.В. Сачкова. Учёный A.A. Растригин разработал метод случайного поиска, В.А. Марков за случайностью признаёт конструктивную роль созидания всего нового.

Анализ категории случайности, решение её проблем в контексте синергетики сегодня востребовано временем и способствует созданию теоретической концепции категории случайности, позволяет более глубоко и содержательно раскрыть ряд философских концепций. Вот почему важно исследовать случайность как категорию общетеоретической философии в истории философии; выявить и проанализировать сущность проблемной ситуации в исследовании категории случайности в философии; осуществить анализ возникновения и сущности синергетического метода и обосновать его необходимость для анализа феномена случайности; проанализировать связь случайности с основными понятиями синергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.