Научная статья на тему 'Предварительное исследование объекта анализа в рамках метода fmea'

Предварительное исследование объекта анализа в рамках метода fmea Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
738
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / FMEA / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Панюков Д.И., Панюкова Е.В.

В статье приводится описание этапа предварительного исследования объекта при проведении анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA). Предлагаются способы и даются рекомендации по проведению структурного и функционального анализа объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Панюков Д.И., Панюкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительное исследование объекта анализа в рамках метода fmea»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

низкоэнергетической частицы может быть достаточно для образования защелки. В качестве метода подавления данного эффекта может быть использована боковая изоляция вместе с внешними охранными кольцами.

Список использованной литературы:

1. Чумаков А.И. Действие космической радиации на ИС. - М.: Радио и связь, 2004. - 320 с.

2. Никифоров А.Ю., Телец В.А., Чумаков А.И. Радиационные эффекты в КМОП ИС. - М.: Радио и связь, 1994. - 164 с.

3. Dodds N.A. Single event latchup: hardening strategies, triggering mechanisms, and testing considerations // Ph. D. Thesis (Nathaniel: Graduate School of Vanderbilt University). - 2012. - 121 P.

4. Voldman S.H. Latchup // John Wiley & Sons, Ltd. - 2007. - 474 P.

5. Dinkins C. A. Qualitation characterization of single-event transient and latchup trends in 180 nm CMOS technology // Master of Science Thesis (Nathaniel: Graduate School of Vanderbilt University). - 2011. - 94 P.

6. Гуртов В.А., Осауленко Р.Н. Физика твердого тела для инженеров // Техносфера. - 2007. - 520 с.

© Панышев К. А., Парменов Ю.А., 2015

УДК 658.562; 658.511

Д.И. Панюков

к.т.н., доцент

Факультет информационно-технического сервиса Поволжский государственный университет сервиса Г. Тольятти, Российская Федерация Е.В. Панюкова к.п.н., доцент

Институт математики, физики и информационных технологий Тольяттинский государственный университет Г. Тольятти, Российская Федерация

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА АНАЛИЗА В РАМКАХ МЕТОДА FMEA

Аннотация

В статье приводится описание этапа предварительного исследования объекта при проведении анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA). Предлагаются способы и даются рекомендации по проведению структурного и функционального анализа объекта.

Ключевые слова Управление качеством, FMEA, функциональный анализ.

В настоящее время в автомобильной промышленности большую популярность приобрел метод анализа и управления рисками потенциальных дефектов в новых проектах, называемый FMEA (от англ. Failure Mode and Effects Analysis). Широкое применение FMEA получил благодаря требованиям международного стандарта ISO/TS 16949, которые явным образом указывают поставщикам автомобильной промышленности на необходимость применять FMEA при проектировании автокомпонентов и процессов их производства с целью предотвращения дефектов ещё на стадии разработки и проектирования, т.е. прежде чем они произойдут на самом деле. Кроме того, все автопроизводителя требуют от своих поставщиков

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

автокомпонентов применять FMEA в обязательном порядке, многие из них определяют своих требования к применению этого метода, например, в [1] описаны требования американских автопроизводителей.

Метод FMEA включает в себя несколько этапов [2, с. 53]. Полный цикл FMEA включает в себя следующие этапы:

- Планирование и подготовка FMEA.

- Структурный и функциональный анализ объекта исследования.

- Определение видов потенциальных дефектов, их последствий и причин.

- Оценка комплексного риска и ранжирование дефектов по степень комплексного риска.

- Определение и внедрение мероприятий по доработке (оптимизации) конструкции или технологического процесса.

- Актуализация FMEA по результатам мероприятий, повторная оценка комплексного риска.

- Архивирование результатов FMEA.

- Пересмотр FMEA.

Каждый этап очень важен для эффективного применения метода, но самым важным, на взгляд автора является этап предварительного анализа, который заключается в структурировании объекта анализа, определении функций каждого элемента и определении эффективности их выполнения, т.е. фактически в определении основных характеристик объекта анализа и требований к ним. Этот этап в многом определяющий успех, т.к. именно после него можно достаточного легко определить возможные дефекты объекта анализа.

Данный этап подготовки к анализу в рамках метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA) заключается в предварительном исследовании объекта анализа и может включать в себя построение структурной (из каких элементов состоит объект), функциональной (как и в каких условиях функционирует объект) и потоковой моделей объекта анализа (параметрическая схема функционирования объекта, карта потока процесса).

Цель этого этапа - обеспечить возможность для всех участников команды FMEA достичь одинакового уровня знания об объекте анализа.

Важно понимать, что функциональный анализ объекта исследования проводится с целью перечисления, описания характеристик и классификации всех эксплуатационных функций изучаемой системы, наряду с фазами жизненного цикла. Функциональный анализ (обычно изложенный в функциональных спецификациях) является необходимым условием FMEA, так как позволяет команде FMEA получить одинаковое и исчерпывающее представление об объекте анализа, правильно определить все возможные виды, последствия и причины потенциальных дефектов объекта анализа. Стоит отметить, что часть требований и характеристик разрабатываемого продукта, с учетом потребностей клиентов, могут определяться ранее, с использованием различных методов, например, таких как QFD (от англ. Quality Function Deployment) [3, 4].

Структурный и функциональный анализ FMEA системы и конструкций можно произвести с помощью таблицы компонентов/функций и блок-схемы [2, с. 95]. При формировании блок-схемы обязательно необходимо перечислить условия эксплуатации (причем, как количественные ограничения, так и качественные).

На основе блок-схемы узла или спецификации выбираем компоненты и заносим в таблицу (таблица 1) все их функции. Сами функции компонента обычно определяются раньше разработчиком на основе требований системы с учетом принципов функционирования, технического задания и характеристик компонента, учетом влияния взаимодействующих с компонентом других компонентов, узлов и систем, а также условий эксплуатации, т.е. влияния технических и природных факторов. Следует анализировать весь жизненный цикл изделия вплоть до его утилизации.

При последующем анализе правильность определения дефектов напрямую будет зависеть от полноты

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

и правильности описания функций и требований к компонентам из таблицы 1.

Таблица 1

Компоненты и функции

№/Код Подсистема/Узел/Компонент Функция/подфункция Требования

Указание номера (№/Код) необходимо для четкой идентификации компонентов и для связи рассматриваемых причин дефекта с рассматриваемыми компонентами из листа спецификации, их функциями и требованиями. Этот номер может быть образован, например, при FMEA конструкций из номеров позиций в спецификации и порядкового номера (или кода по кодификатору) причины дефекта.

Структурный и функциональный анализ FMEA процесса можно провести, например, на основе карты потока процесса [2, с. 89]. На основе карты потока процесса или плана управления выбираем операции и заносим в таблицу (таблица 2). При последующем анализе правильность определения дефектов напрямую будет зависеть от полноты и правильности описания целей (функций), требований и характеристик операций процесса из этой таблицы.

Таблица 2

Операции и требования

№/Код Операция/переход Цель (функция) Требования, характеристики

Указание номера (№/Код) необходимо для четкой идентификации операция процесса и для связи рассматриваемых причин дефекта с рассматриваемыми операциями процесса по плану управления. Этот номер может быть образован, например, при FMEA процесса из номеров технологических операций в техпроцессе и порядкового номера (или кода по кодификатору) причины дефекта.

FMEA процесса учитывает все важные функции и характеристики процесса (согласно техпроцессу или плану управления) и отдельные характеристики деталей (чертеж, специальные характеристики) [5].

Функциональный или функционально-технический анализ (ФТА) предшествует FMEA. Этот вид анализа рассматривает конструкцию в позитиве, т.е. как должна функционировать конструкция в нормальном состоянии. При этом не предполагается, что компоненты (элементы) станут дефектными. FMEA же рассматривает конструкцию (и процесс) с точки зрения негатива, т.е. с точки зрения возможности появления дефекта, как результата невыполнения требований к осуществлению заявленных функций изделия. Оба вида анализа направлены на улучшение.

Основная задача функционального анализа - изучить продукцию с точки зрения выполнения ею определенных функций, направленных на удовлетворение потребностей пользователя этой продукции при всех ожидаемых (в том числе обязательных) потребительских характеристиках и требуемом уровне совершенства.

Схема взаимодействия уапа и сред

Среда 3

Ф.2 (доп.)

Ф.З (до».Ь|

Среда 1

Среда 4

Среда 2

Ф Среды - то, что взаимодействует (контактирует) с узлом.

Ф Изогнутая стрелка - отношения, которые создаются узлом. Цель отношения эквивалентна базовой (основной) функции. Функция -глагол, описывающий отношение между узлом и внешними средами.

Ф Прямые стрелки - влияние узла на среды и/или наоборот (дополнительные функции).

Рисунок 1 - Основы функционального анализа

международный научный журнал «инновационная наука»

№11/2015

ISSN 2410-6070

При этом конструктор должен определить ожидаемое функциональное качество до начала поиска технических решений, а уже в рамках функционального анализа определить - обеспечивается или нет удовлетворенность потребителя этим функциональным качеством.

Классически метод состоит из следующих этапов (рис. 1):

- Определить среды, взаимодействующие (контактирующие) с узлом.

- Определить связи между самими средами для выявления основных функций узла.

- Определить ограничения, т.е. связи между отдельной средой и узлом (дополнительные функции).

Важно понимать, что:

- Необходимо определять как потребительские так и технические функции!

- Основные функции должны быть сформулированы как конечная цель с помощью глагола с дополнениями!

- Необходимо учитывать ситуации, возникающие в рамках этапов «жизненного цикла» - т.е. выявить и описать функции и связанные с ними обязательные требования к продукции (в том числе по безопасности и экологичности), требования к условиям транспортировки, хранения, эксплуатации, ремонта.

Ожидаемые функции далее необходимо охарактеризовать в виде критериев эффективности, в том числе с помощью измеримых параметров. Речь идет о параметрах, которые позволяют количественно или качественно выразить функцию (глагол). Эти критерии эффективности и являются функциональными требованиями, на основе которых мы и будем далее определять потенциальные дефекты объекта анализа.

Рисунок 2 - Распределение сред и функций маркера

Разберем небольшой пример того, как можно определять функции разрабатываемого изделия. Возьмем, к примеру, маркер для досок. Нарисуем основные среды, с которыми он контактирует в эксплуатации (рис. 2) - это рука, доска, окружающая среда и глаз эстета (тот, кто оценивает внешний вид).

Маркер должен обеспечивать выполнение следующей основной функции (Фо1) - писать рукой на доске (соединяются две среды посредством маркера - кривая стрелка на рисунке 2). Техническая функция будет звучать так - «писать на доске желаемым цветом».

Взаимодействие маркера с остальными средами будет формировать дополнительные функции (стрелки от среды к маркеру или наоборот):

- Фд2 - быть устойчивым к окружающей среде;

- Фд3 - не загрязнять окружающую среду;

- Фд4 - нравится эстетически.

Здесь определены, конечно, не все дополнительные функции, только основные. В обязательном порядке также нужно учитывать и различные ситуации из жизненного цикла изделия:

- хранение;

- транспортировка;

- эксплуатация

- ремонт или замена

- утилизация или вторичное использование

- и др.

Каждая из этих ситуаций может выступать в качестве отдельной среды, с которой взаимодействует изделие. Например, для хранения - упаковка, для транспортировки - транспорт, для эксплуатации -поверхность, на которой будет лежать маркер, для ремонта - инструмент и т.п.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Итак, в рамках функционального анализа:

- осуществляется поиск ситуаций жизненного цикла для изделия, в которых изделие осуществляет взаимодействие с внешним миром;

- осуществляется поиск внешних сред;

- осуществляется поиск и формулирование функций (основных, т.е. эксплуатационных, и дополнительных);

- определяются критерии эффективности по каждой функции.

Для удобства функционального анализа строится техническая схема (блок-схема), в которой:

- указываются составные элементы изделия (компоненты);

- идентифицируются и рисуются контакты между компонентами, а также между компонентами и внешними средами;

- рисуется на блок-схеме цепочка воздействий (взаимодействия компонентов узла) для осуществления основной функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения критериев эффективности выполнения функции (характеристик изделия) используется понятие вариабельности. Обычно выделяют три уровня значимости (по вариабельности):

- класс 1 - нулевая вариабельность, т.е. ситуация, когда отклонения не допускаются - высокая значимость;

- класс 2 - уровень, допускающий минимальную вариабельность (мало отклонений) - средняя значимость;

- класс 3 - уровень, допускающий определенную вариабельность (могут быть отклонения в определенном количестве) - низкая значимость.

Таблица 3

Пример ранжирования ключевых характеристик

Значимость характеристик и их связь с последствиями для потребителя Вариабельность - частота возникновения

1 PPM 60 PPM 400 PPM 400 PPM

Безопасность/законодательство ◊ ◊ © ©

Основная функция ◊ ◊ © М1

Дополнительная функция ◊ © М1 М1

Прочие ограничения © М1 М2 М2

После того, как для каждой характеристики функции определена ее значимость необходимо установить их связь с ранжированием ключевых характеристик. На данной стадии могут быть установлены четкие взаимосвязи между уже выявленными ключевыми характеристиками (безопасности, законодательные, обеспечивающие функции, обеспечивающие собираемость) и характеристиками функции, а также могут быть выявлены дополнительные ключевые (и не ключевые) характеристики, которые будут уточняться уже в рамках DFMEA, и для них будет определяться уровень требований со стороны конструктора в отношении установленных допусков (таблица 3).

Для сложного изделия основная функция может быть выражена в виде цепочки пронизывающей блок -схему устройства, на которой показаны все связи между компонентами. Досье на конструкцию в обязательном порядке должно содержать результаты функционального анализа. Причем на старте анализа конструкции (DFMEA) эти данные уже должны быть готовы! Список использованной литературы:

1. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. FMEA [Текст] : Ссылочное руководство. Четвертое издание. Перевод с англ. - Н. Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2009. - 142 с.

2. Панюков, Д.И. Фундаментальные основы FMEA для автомобилестроения : монография / Д. И. Панюков, В.Н. Козловский - Самара: Издательство СамНЦ РАН, 2014. - 150 с.

3. Дмитриев, А.Я. Метод идентификации качества продукции на основе матричного подхода / А.Я. Дмитриев, Т.А. Митрошкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 4-4. С. 879-891.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

4. Родионов, В.Н. Инновационное преобразование рабочих мест на основе интеграции методов QFD и FMEA / В.Н. Родионов, Т.В. Попова, А.Я. Дмитриев, Т.А. Митрошкина // Методы менеджмента качества. 2011. № 8. С. 30-35.

5. Панюков, Д.И. Проектирование новых производственных процессов / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский, Г.Г. Слистина // Стандарты и качество. - 2014. - №11 (929). - С. 92-95.

© Панюков Д.И., Панюкова Е.В., 2015

УДК 614

В.Ю.Радоуцкий

к.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

А.В.Павленко

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

М.В.Гревцев

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье проведено обоснование комплексной системы безопасности высших учебных заведений, которая представляет собой единый комплекс организационных мер и технических средств.

Ключевые слова Безопасность, защита, этап, учащийся, чрезвычайная ситуация

Одной из актуальных проблем образования остается вопрос о создании безопасных условий функционирования образовательного учреждения. Причем, проблемы безопасности в ВУЗе, хотя и имеют свою специфику, вместе с тем являются достаточно общими для любого образовательного учреждения, будь то школа, среднее профессиональное учебное заведение или учреждение высшего профессионального образования [1, с. 56]. Сложность решения названного вопроса состоит в необходимости ее комплексного обеспечения, однако на сегодняшний день нет общепринятого понятия «комплексная безопасность». Иногда оно может включать в себя информационную безопасность, защиту от воздействия техногенных факторов и природных катаклизмов, охрану труда и технику безопасности и др. Не умаляя значимость всех упомянутых вопросов, все же необходимо выявить основные и приоритетные из них.

Анализ отечественных и иностранных источников информации позволил сделать следующий вывод -основными вопросами обеспечения безопасного функционирования высшего образовательного учреждения являются вопросы защиты [2, с. 136]:

- от посягательств на личность сотрудников или учащихся;

- от внешних посягательств на собственность;

- от пожаров.

Посягательства на личность сотрудников и учащихся - это угрозы личности, включая нападение, оскорбление действием, похищение личного имущества, т.е. действия, которые могут нанести моральный и физический вред людям.

Вопрос защиты от пожаров, пожалуй, самый изученный, так как существует множество регламентирующих документов по пожарной безопасности и, пожалуй, самый сложный из-за требуемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.