Научная статья на тему 'Предварительное голосование как элемент демократических преобразований в обществе'

Предварительное голосование как элемент демократических преобразований в обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / КАНДИДАТУРЫ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моргун Андрей Анатольевич

В статье анализируется необходимость проведения процедуры предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на иные выборные должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительное голосование как элемент демократических преобразований в обществе»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

Моргун А.А.

Моргун Андрей Анатольевич - заместитель председателя комитета, Комитет по экономической политике и природопользованию Тюменская областная Дума, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируется необходимость проведения процедуры предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на иные выборные должности.

Ключевые слова: выборы, кандидатуры, предварительное голосование.

Основным демократическим преобразованием в российском обществе стал отход от однопартийной системы и, как следствие, истинная демократизация избирательного процесса - процедура, которая происходит и по сей день вслед за изменением мироощущения населения, формирования гражданского общества от популизма - к демократии.

Конституция Российской Федерации (статьи 2 и 3) провозглашает то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; устанавливает возможность осуществления народной власти непосредственно или через своих представителей [1].

Тем самым говорится о выборах и референдуме, полное определение которым дают Федеральный конституционный закон «О референдуме» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Выборы и Референдум Российской Федерации представляют собой всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, и предполагает добровольное волеизъявление на принятие решения [2]. Осуществляя свой выбор, граждане участвуют в устройстве государства.

В Конституции Российской Федерации говорится о многопартийности как составной части гражданского общества [1].

Граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни общества посредством создания общественных объединений и некоммерческих организаций для выражения политической воли, создают политические партии и вступают в них [1]. Таким образом, граждане могут или выбрать напрямую представителя в государственный орган, или доверить это определенному политическому движению, партии.

Число политических партий в Российской Федерации постоянно меняется. Сколько их в настоящий момент зарегистрировано на территории всей страны или в отдельном регионе знают единицы граждан. Да и насколько востребована такая информация для простого гражданина - большой вопрос.

И вот здесь, как мне кажется, и должна сослужить добрую службу избирательному процессу практика предварительного голосования, когда политическим партиям придется идти навстречу избирателям не только в канун выборов, ориентируясь на слоган и более яркие лозунги, не просто показав свой

товар лицом конкретному избирателю, но и спросив у него альтернативы. Кто вы, что реально предлагаете, - будьте любезны объяснить людям не с экранов телевизоров, а в непосредственном контакте, - пусть ваши ряды подкорректирует избиратель.

Сама процедура предварительного голосования уже не видится чем -то экзотическим. Она применяется во многих странах, достаточно широко освещается по нашему телевидению и проходит обкатку на примере Всероссийской политической партии «Единая Россия» с 2008 года. Нормативная база, разработанная «Единой Россией», достаточно демократична и ни в коей мере не противоречит действующему законодательству.

Законодательством Российской Федерации устанавливается ряд ограничений для участия в выборах и референдуме по определению представителей в государственных органах [4], так и высшего должностного лица в нашем государстве [5]. Это возрастной ценз (18 лет) и ограничения, которые касаются отдельных категорий граждан, признанных судом недееспособными либо содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Для участия в предварительном голосовании «Единая Россия» запрашивает минимум документов и требований к его участникам. Вот основные из них [11, 14]:

- заявление о включении в состав участников предварительного голосования;

- копия паспорта гражданина;

- копии документов, подтверждающих сведения об образовании;

- справка с основного места работы или службы;

- принадлежность к общественному объединению, не являющемуся политической партией;

- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;

- биографические данные;

- фотография в электронном виде.

Могут быть и дополнительные требования, но для идентификации личности и этого вполне достаточно.

На государственном уровне партийные предварительные голосования регулируются Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Важно отметить, что за все время проведения предварительного голосования «Единой Россией» их правила не претерпели существенных изменений, - что говорит об их жизнеспособности и приемлемости для населения. Отторжения нет, критики нет. Так почему же не попробовать на законодательном уровне внедрить данную норму? Считаю, что предварительное голосование - неоспоримое благо на избирательной системы Российской Федерации.

Но ряд проблем у партийного предварительного голосования остается.

Процедура предварительного голосования «Единой России» достаточно проста. Но чего ожидать в будущем? Пока предварительное голосование не слишком популярно у населения нашей страны и больше ассоциируется с западными избирательными кампаниями и усложнять его нет смысла. Но для того чтобы повысить доверие населения, необходимо усиливать пропаганду процедуры предварительного голосования, вовлечения в нее различных общественных активистов и лидеров общественного мнения. Но если на предварительное голосование, проводимое одной из партий (общественным движением), пойдут участники, которые поставят целью дискредитировать такое предварительное голосование, когда заявившихся на одно место будет не меньше 10, а верхний предел будет неограничен, то как должен поступить избиратель, который в силу своих убеждений или побуждений решил прийти на предварительное голосование и увидел в бюллетене 50 фамилий. Будет ли он скрупулезно изучать все 50 фамилий

6

кандидатов? Вряд ли. Когда в бюллетене 10-50 фамилий, а человека заинтересовала сама процедура предварительного голосования и он пришел на избирательный участок, не определившись, а там не один бюллетень, а 3-5, и по каждому ему предстоит сделать выбор, то ему тем более будет трудно определиться с кандидатурой и в 50% случаев ставится отметка напротив первой фамилии (если бюллетеней меньше, то и процент голосов, поданных за первую фамилию меньше). Всем остальным победить нереально (собственный опыт). Вопрос: нужно ли регламентировать очередность фамилий в бюллетене?

Второй вопрос для обсуждения: нужно ли регламентировать агитацию?

Пока в документах «Единой России» есть только один запрет, касающийся агитации, запрет на прямой подкуп избирателей (деньги) [11]. Смотрится неоднозначно, когда не запрещены чаепития, лотереи и ценные подарки. Но в перспективе, когда в бюллетене для голосования будет 10-50 фамилий, наверное, будет правильней кандидату выдать избирателю футболку, бейсболку, ручку и календарь, чтобы тому было легче ориентироваться на выборном участке. Да и жесткий запрет на подкуп избирателей (агитацию) по аналогии с федеральным законодательством приведет к массовым жалобам в оргкомитеты, жалобам на оргкомитеты, жалобам на всю процедуру и на организатора-партию. Сейчас решения по жалобам принимает организационный комитет, решение которого может быть отменено вышестоящим комитетом. И пока любые формы агитации разрешены, то с работой по жалобам организационные комитеты справляются. Если же ограничения на агитацию будут такие же, как в действующем законодательстве, или сопоставимы с ними, то организационные комитеты будут завалены жалобами, по которым требуется тщательное разбирательство и работа их будет фактически парализована. И еще сам факт подкупа избирателей вызывает много вопросов. Кто должен устанавливать факт подкупа? Компетентные органы? Но это не их правовое поле. Верить односторонним заявлениям о том, что заявителю или иному лицу (пусть и подтверждающему факт подкупа)? Кто будет подтверждать подлинность видеосъемки процесса передачи денег? А если деньги предлагались, но фактической передачи не было? Хорошо бы иметь письменное признание самого кандидата. Но вряд ли такое возможно.

Мы научились контролировать избирателей и государство на выборах. Подтасовки результатов стали практически невозможны. А нужно ли государству регламентировать предварительное голосование?

Партийная ответственность, как правило, предусматривает для члена партии максимальное наказание - исключение из партии [10]. И, вроде, лезть в дела общественной организации государству не с руки. Но если результаты партийного предварительного голосования пересмотру и корректировке не подлежат (только личный отказ участника предварительного голосования от выдвижения кандидатов), то в результате подтасовок на партийном предварительном голосовании государство, в конечном счете, получит некачественный состав выборного органа, который не будет пользоваться доверием населения. На сегодняшний момент понятие предварительного голосования в законодательстве Российской Федерации отсутствует [6, 7].

Вопросов по организации и проведению предварительного голосования остается много. Нужно ли реформировать существующее российское избирательное законодательство и вводить предварительное голосование как обязательную норму для общественных объединений и партий?

Торопиться не стоит. Нужно занимать информационное пространство для информирования граждан о любом опыте предварительного голосования для того, чтобы гражданское общество само убедилось в необходимости нововведений.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме» (ред. от 06.04.2015). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.

3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002,.№ 324. Ст. 2253.

4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016, с изм. от 13.04.2017). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014. № 8. Ст.740.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003. № 2. Ст.171.

6. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.

7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 02.06.2016). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ,

22.05.1995. №21. Ст.1930.

8. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004. №25. Ст. 2485.

9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 19.12.2016). [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ,

15.01.1996. № 3. Ст.145.

10. Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://er.ru/party/rules// (дата обращения: 01.09.2017).

11. Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Утверждено XV Съездом Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 6 февраля 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eao.er.ш/party/Vibori_2016/userdata/ffles/2016/02/10/1polozhenie.pdf/ (дата обращения: 01.09.2017).

12. Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Утверждено XV Съездом Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 6 февраля 2016 года.

13. Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Утверждено XV Съездом Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 6 февраля 2016 года.

14. Регламент по организации и проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Утверждено Федеральным организационным комитетом Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 11 февраля 2016 года.

О СПОСОБАХ ОСПАРИВАНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА ОСПАРИВАНИЯ

Прохоров А.А.

Прохоров Алексей Александрович - аспирант, кафедра государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: в статье проведен анализ закрепленных в действующем законодательстве способов оспаривания итогов голосования и результатов выборов, представлена позиция автора, подкрепленная мнениями других ученых, о нецелесообразности сохранения административного порядка оспаривания указанных итогов и результатов.

Ключевые слова: итоги голосования, результаты выборов, недействительность.

Действующее законодательство предусматривает возможность признания как итогов голосования, так и результатов выборов недействительными. Полномочиями по признанию итогов голосования и/или результатов выборов в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1] недействительными обладают избирательные комиссии, суды.

Таким образом мы можем классифицировать по субъектному составу способы признания как итогов голосования, так и результатов выборов недействительными и разделить данные способы их на две категории:

- признание недействительными итогов голосования, результатов выборов в административном порядке (признание итогов голосования недействительными вышестоящей избирательной комиссией, признание результатов выборов недействительными вышестоящей избирательной комиссией, уполномоченной на определение результатов выборов);

- в судебном порядке (в суде - путем обжалования протокола об итогах голосования, предъявления требований о признании итогов голосования недействительными, путем обжалования решения об определении результатов выборов, предъявления требований о признании результатов выборов недействительными).

А.Е. Постников и Л.Г. Алехичева предложили иную классификацию оснований и способов признания итогов, результатов выборов недействительными: содержательные (в том случае, когда получить объективные результаты на выборах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.