Научная статья на тему 'Предварительная проверка сообщений о мошенничестве в сфере кредитования: вопросы криминалистического обеспечения'

Предварительная проверка сообщений о мошенничестве в сфере кредитования: вопросы криминалистического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
855
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / STAGE OF INSTITUTION OF A CRIMINAL CASE / МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ / FRAUD IN THE SPHERE OF CREDITING / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FORENSIC PROVISION / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / LEGAL PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынов Александр Николаевич

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о целесообразности сохранения стадии возбуждения уголовного дела; роли и месте криминалистического обеспечения органов дознания и следствия на этапе доследственной проверки сообщений о мошенничестве в сфере кредитования с использованием юридических лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартынов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY EXAMINATION OF FRAUD MESSAGES IN THE SPHERE OF CREDITING. FORENSIC PROVISION

The article examines controversial questions about appropriateness of preservation of institution of a criminal case; role and place of forensic provision for bodies of inquiry and investigation of fraud messages with the help of legal person in the sphere of crediting at the pre-investigative stage.

Текст научной работы на тему «Предварительная проверка сообщений о мошенничестве в сфере кредитования: вопросы криминалистического обеспечения»

УДК 342

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЙ О МОШЕННИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ:

ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Мартынов Александр Николаевич,

Академия МВД РФ, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, генерал-майор юстиции, г. Москва, Россия. E-mail: sergeev_ab@bk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о целесообразности сохранения стадии возбуждения уголовного дела; роли и месте криминалистического обеспечения органов дознания и следствия на этапе доследственной проверки сообщений о мошенничестве в сфере кредитования с использованием юридических лиц.

Ключевые понятия: стадия возбуждения уголовного дела, мошенничество в сфере кредитования, криминалистическое обеспечение, юридическое лицо.

Теория уголовного процесса и, соответственно, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации досудебное производство подразделяют на две стадии: стадия предварительного расследования (состоящая из первоначального, последующего и заключительного этапов [3, с. 371]) предшествует стадия возбуждения уголовного дела. В отраслевом уголовно-процессуальном праве названной стадией охватываются познавательные действия органов дознания и следствия, направленные на установление в деянии признаков преступления. Следует отметить, что большинство учёных и практиков, разрабатывая методики расследования отдельных видов преступлений, не включают в качестве отдельного элемента изучение особенностей действий указанных лиц на данной стадии. Такое положение создаёт проблему, причиной возникновения которой являются различные подходы учёных-криминалистов к действиям субъектов доказывания на стадии возбуждения уголовного дела как объекту криминалистического познания. Неразрешённость проблемы проявляется в недостаточном внимании учёных-криминалистов к сложным вопросам реализации уголовно-процессуальных норм, регламентирующих деятельность субъектов доказывания на этой стадии. О создавшемся критическом положении свидетельствует доклад Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 апреля 2014 года. В нём указывается: «...шестой год сокращение получивших учет преступных посягательств отмечается на фоне роста поступающих сообщений об их совершении (+6%), что убеждает в обоснованности позиции криминологов о большом массиве латентных преступлений и сохранении проблем, связанных с их выявлением и учетом. Поэтому в 2013 г. значительные усилия прокуроров вновь потребовались для обеспечения законности на начальной стадии уголовного судопроизводства. Отменено более 2,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выявлено свыше 158 тыс. преступлений, не получивших своевременного учета. Состояние законности в данной сфере рассмотрено на заседании коллегии Генпрокуратуры» [9].

По вопросу целесообразности сохранения стадии возбуждения уголовного дела наша позиция следующая.

Значение стадии - не допустить создания специфической сферы уголовно-

процессуальных отношений, юридическим фактом создания которой является вынесение дознавателем или следователем постановления о возбуждении уголовного дела. Специфика возникших процессуальных отношений заключается в расширении прав органов расследования на осуществление мер принуждения (отстранять от должности, накладывать арест на имущество и пр. и пр.) и возложении на граждан не предусмотренных в обычных правовых отношениях дополнительных обязанностей (являться по вызовам органов расследования, давать показания и пр.). В словиях совершившегося преступления статусное обременение дополнительными процессуальными обязанностями обоснованно. Необходимость вызвана требованием и нужна для установления истины об обстоятельствах совершения преступления. Но если уголовное дело возбуждено, а события преступления не было, или общественно опасное деяние имело место, но отсутствует состав преступления или истекли сроки привлечения к уголовной ответственности, то возникают риски необоснованного ограничения прав граждан посредством их принуждения к совершению действий, не вызванных объективной необходимостью. Стадия возбуждения уголовного дела преследует цель не допустить создания ситуаций (возбуждение уголовных дел в отсутствие состава преступления), при которых формально законные действия правоохранительных органов по факту влекут нарушение прав граждан. Стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

На стадии возбуждения уголовного дела так же, как и в процессе расследования преступления, осуществляется процесс познания. Отличие заключается в предмете познания. При производстве по уголовному делу устанавливаются обстоятельства, перечисленные в статье 73 УПК. При решении вопроса о целесообразности возбуждения уголовного дела предметом познавательной деятельности является установление признаков преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

При всей очевидной важности данной стадии, среди учёных-криминалистов нет единого мнения относительно целесообразности включения в предмет криминалистики (методики расследования, которая является самостоятельным разделом) деятельность органов дознания и следствия в данной стадии.

В стадии возбуждения уголовного дела действия правоохранительных органов как объект криминалистического исследования занимают недостаточное место. Такое положение имеет неблагоприятные для достижения конечных целей уголовного судопроизводства последствия [12].

На необходимость существования в уголовном судопроизводстве стадии возбуждения уголовного дела указывают учёные и практики, представляющие иную позицию в этой дискуссии. Так, рассуждая о налоговых преступлениях, В.В. Карякин говорит: «Сообщения о налоговых преступлениях нуждаются в рассмотрении, как правило, с проведением документальных проверок. Это обстоятельство, обоснованное в диссертации, свидетельствует о необходимости сохранения стадии возбуждения уголовного дела, вопреки предложению в концепции судебной реформы и мнению ряда процессуалистов о ликвидации ныне принятой начальной стадии уголовного судопроизводства и возбуждения уголовного дела немедленно после получения и регистрации каждого сообщения о совершённом преступлении» [4, с. 8] и пр. [5].

Ряд криминалистов признаёт объектом криминалистического изучения деятельность органов дознания и следствия на стадии возбуждения уголовного дела. Представители этой группы учёных в структуру методики расследования в качестве отдельного элемента включают указанную деятельность. Так, И. М. Лузгин предлагает включить в структуру частной криминалистической методики: 1) обстоятельства, подлежащие доказыванию; 2) особенности возбуждения уголовного дела; 3) специфику первоначальных следственных действий и их сочетание с оперативно-разыскными мероприятиями; 4) особенности планирования и построения версий;

5) последующие следственные действия;

6) особенности работы следователя на завершающем этапе расследования; 7) особенности установления причин и условий, способствовавших совершению преступления [6]. А.Г. Филиппов рекомендует после криминалистической характеристики конкретного вида преступлений рассматривать особенности возбуждения уголовного дела и планирования первоначального этапа расследования по делам данной категории [15, с. 133] и др. [5].

Высокий уровень отменённых надзирающими прокурорами, как необоснованных, отказных материалов по заявлениям

о мошенничестве на основании отсутствия состава преступления доказывает наличие проблем, решить которые ещё только предстоит. Сложность криминалистического исследования и выработки рекомендаций следователям и дознавателям в данной стадии объясняется недостаточной правовой регламентацией, специфичностью уголовно-процессуального познания [11]. Но именно наличие сложности и ставит перед учёными задачу формирования научно обоснованного криминалистического обеспечения. Отсутствие такого обеспечения деятельности на стадии возбуждения уголовного дела по сообщениям о мошенничестве в сфере кредитования с использованием юридических лиц придаёт данному исследованию особую актуальность и практическую значимость.

На стадии возбуждения уголовного дела заявление кредитной организации о совершении мошеннических действий, повлекших выдачу денежные средств, следует считать гипотетическим. Заявление о мошенничестве есть утверждение заинтересованной в возврате кредита кредитной организации об имеющем место непогашении долговых кредитных обязательств. Такое заявление может являться стремлением использовать правоохранительные органы как средство давления на недобросовестного заёмщика; способом избежать убытков от допущенного кредитным комитетом ошибочного решения о выделении кредита. У должностного лица правоохранительного органа на момент получения заявления имеются только материалы, которые устанавливают факт получения кредита и нарушения долговых обязательств заёмщиком. Установить наличие или отсутствие признаков преступления (причём необязательно мошенничества) - задача, решить которую он обязан на данной стадии.

На стадии возбуждения уголовного дела доследственными версиями (объяснением) факта невозврата кредита являются:

Версия 1. Залогополучатель на момент предоставления в кредитную организацию документов о финансово-хозяйственном положении юридического лица имел положительные показатели, свидетельствующие о возможности погасить кредит. Но разработанный бизнес-план по реализации полученного кредита был составлен без учёта особенностей рыночных и прочих обстоятельств хозяйствования.

При такой версии следует осознавать, что непогашение кредитной массы может иметь различную степень угрозы невоз-

врата кредита. Нарушение кредитного договора может выражаться в альтернативе: денежная масса будет возвращена, но с определённым нарушением (месяц, полгода, год и т.д.). И наоборот, когда степень нарушения может означать полную неспособность возврата. При наличии названных обстоятельств вне зависимости от сроков нарушения возвращения (или невозвращения полностью) кредита решение о возбуждении уголовного дела не является обязательным. Основанием отказа в возбуждении уголовного дела может быть отсутствие состава преступления (отсутствие умысла на хищение денежных средств у кредитной организации). Статистика показывает, что по заявлениям, поступившим в правоохранительные органы о совершении преступных действий, подтверждаются только 30%. Описанная ситуация с невозвратом кредита полностью охватывается и разрешается гражданско-правовыми средствами, в том числе посредством реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Версия вторая. Получение кредита является незаконным, а совершённые деяния, направленные на его получение, - преступлением: заёмщиком совершены действия, запрещённые действующим гражданским законодательством.

На начальном этапе проверки заявления о совершении мошеннических действий в сфере кредитования с использованием юридического лица задача наличия или отсутствия признаков преступления разрешается посредством проверки достоверности сведений:

- о залоговом имуществе. Оно может быть обременено; реальная стоимость может быть завышена;

- о нарушении норм кредитного права, выразившемся в предоставлении кредитной организации сведений о хозяйственном положении организации, не соответствующих фактическому положению хозяйствующего субъекта.

На момент возбуждения уголовного дела закон не требует устанавливать все обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ). Отсутствие достоверности сведений в отношении любого из указанных выше обстоятельств является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Одним из наиболее эффективных и рекомендуемых нами способов выявления ложности (или установления достоверности) представленных сведений является метод сопоставления информации, на-

правленной в налоговую инспекцию, с информацией, представленной в кредитную организацию. Их несоответствие укажет на наличие объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьёй 176 УК РФ - незаконное получение кредита.

Однако применение этого способа связано с трудностями следующего свойства.

С 2003 по 2009 год сотрудники органов внутренних дел имели право «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации» [13]. Однако в 2009 году правоохранительные органы были лишены этого права. Причиной такого решения явилось стремление законодателя снизить возможность злоупотребления правом со стороны силовых структур при осуществлении проверок субъектов предпринимательской деятельности [14]. На современном этапе правового регулирования возможность осуществить проверку хозяйствующего субъекта возможно только через взаимодействие с налоговым органом. Частью 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено взаимодействие между налоговыми и правоохранительными органами: органы внутренних дел и следственные органы информируют налоговые органы об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах [7].

У должностных лиц налоговых органов есть достаточный перечень способов, при помощи которых они могут обнаруживать фактические данные, анализ которых позволяет следственным органам посредством сопоставления определять недостоверность сведений, представленных заёмщиком в кредитную организацию. Такими способами являются: получение объяснений налогоплательщика (заёмщика), непосредственная проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др. (ч.1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации). Для обеспечения качества выявления преступлений, приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2/347 от 30.06.2009 разработан механизм взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов. Сотрудники правоохранительных органов могут включаться в состав проверяющих на основании и в порядке, которые пре-

дусмотрены пунктом 1 статьи 36 Кодекса, и приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2/347 от 30.06.2009 года [10].

На современном этапе для обнаружения признаков преступления в действиях заёмщика органу дознания необходимо взаимодействовать с налоговыми органами. Мошенничество в сфере кредитования с использованием юридических лиц относится к экономическим преступлениям. При первом приближении может показаться, что если и были осуществлены мошеннические действия, то они не относятся непосредственно к нарушению налогового законодательства, а следовательно, налоговые органы при взаимодействии со следственными органами по вопросу выявления признаков мошенничества будут выполнять не свойственную им функцию. Однако такое суждение нельзя признать правильным. Налоговые органы в случае, если станут оказывать помощь следственным органам в обнаружении мошенничества в сфере кредитования, с большой степенью вероятности могут обнаружить нарушение налогового законодательства. Основанием такого утверждения являются результаты анализа следующих обстоятельств.

В условиях рыночной экономики в ситуациях, когда руководитель предприятия не обеспечивает эффективную предпринимательскую деятельность и пытается исправить положение за счёт получения кредита, то при таком положении возможно образование расхождения между сведениями, представленными в налоговый орган, и сведениями, представленными в кредитную организацию. Добросовестный налогоплательщик в налоговый орган данные о хозяйствовании подаёт в строгом соответствии с результатами хозяйствования (нами не выявлено ни одного случая, чтобы хозяйствующий субъект показал налогооблагаемую базу большую, чем в действительности имеет). При недобросовестном отношении налогооблагаемая база умышленно занижается, и государство недополучает денежные средства. Названная недобросовестность является уголовно наказуемой. Сведения, поданные в кредитную организацию, не могут быть заниженными. Кандидату в заёмщики так поступать невыгодно. Причина в том, что в противном случае он может получить отказ в предоставлении кредита. То есть показатели экономической деятельности, представленные в кредитную организацию, могут или соответствовать действительности, или быть необоснованно завышенными.

Изучение материалов проверки, отказных материалов показывает, что такое взаимодействие осуществляется только в 15% от общего количества поступивших сообщений о мошенничестве. Причиной такого положения является отсутствие в законодательстве уточнения того, что основанием налоговой проверки на предмет выявления нарушения налогового законодательства является, в том числе, сообщение о мошеннических действиях в сфере кредитования юридических лиц. То есть формально налоговые органы могут не оказывать помощь следственным органам.

Для устранения обозначенного противоречия представляется целесообразным внести изменение в налоговое законодательство в следующей авторской редакции части 3 статьи 82 НК РФ: «Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, в том числе о мошеннических действиях в сфере кредитования юридических лиц, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач».

1. Волеводз, А.Г. Упразднение стадии возбуждения уголовного дела: цена вопроса // Уголовный процесс. 2014. С. 80-83.

2. Волынский, В.В. Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дисс ... канд. юрид. наук. М., 2013. 27 с.

3. Драпкин, Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 373.

4. Карякин, В.В. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 24.

5. Корноухов, В.Е. О структуре методик по расследованию преступлений // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. Вып. 2 (10). М.: Спарк, 2004. С. 25.

6. Лузгин, И.М. Криминалистика: Учебник; под ред. Б.А. Викторова, Р.С. Белкина. М., 1976. С. 383.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ: ред. от 02.04.2014 // Собр. законодательства РФ. 1998 N 31 ст. 3824; информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: www. consultant.ru (дата обращения: 26.06.2014).

8. О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками: Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837; справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: www.

consultant.ru (дата обращения: 26.06.2014).

9. «О состоянии законности и правопорядка в 2013 году и о проделанной работе по их укреплению»: Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 29.04.2014 // Официальный интернет-портал генеральной прокуратуры [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov. ru/smi/interview_and_ appearences/appearences/145875/ (дата обращения: 18.06.2014).

10. Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 в ред. от 12.11.2013 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Рос. газ. 2009. 16 сен. N 173; справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: www. consultant.ru (дата обращения: 26.06.2014).

11. Ряполова, Я.П. Процессуальные действия, проводимые в стадии возбуждения уголовного дела: правовые, теоретические и организационные основы: автореф. дисс ... канд. юрид. наук. Курск, 2012. 25 с.

12. Состояние преступности - январь-декабрь 2013 г. // Официальный интернет-портал следственного департамента МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/1609734/ (Дата обращения: 18.06.2014).

13. Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Собр. законодательства РФ. 2003 N 27 (ч. I) ст. 2700.

14. Федеральный закон от 26.12.2008 N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» // Собр. законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6248.

15. Филиппов, А.Г. Общие положения методики расследования отдельных видов и групп преступлении (криминалистической методики) // Криминалистика: учебник; под ред. А.Г. Филиппова, А.Ф. Волынского. М., 1998. С. 332.

References

1. Volevodz, A.G. (2014) Uprazdnenie stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: tsena voprosa [Abolition of the Stage of Initiation of Criminal Proceedings: Price of the Issue] // Ugolovnyy protsess. P. 80-83 [in Rus].

2. Volynskiy, V.V. (2013) Sudebnyy kontrol' za deyatel'nost'yu organov predvaritel'nogo rassledovaniya na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela [Court Control of Preliminary Investigation on Stage of Initiation of Criminal Proceedings: dissertation thesis]. Moscow, 27 p. [in Rus].

3. Drapkin, L.Ya., Karagodin V.N. (2014) Kriminalistika: uchebnik dlya bakalavrov [Criminalistics: Textbook for Bachelors of Science]. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Prospekt, P. 373 [in Rus].

4. Karyakin, V.V. (2004) Vozbuzhdenie ugolovnykh

del o nalogovykh prestupleniyakh [Initiation of Criminal Proceedings of Tax Crimes: dissertation thesis]. Moscow, 24 p. [in Rus].

5. Kornoukhov, V.E. (2004) O strukture metodik po rassledovaniyu prestupleniy // Vestnik kriminalistiki / Otv. red. A.G. Filippov. N 2(l0). Moscow: Spark, p. 25. [in Rus].

6. Luzgin, I.M. (l976) Kriminalistika: Uchebnik [Criminalistics: textbook]; Ed. B.A. Viktorova, R.S. Belkina. Moscow, P. 383 [in Rus].

7. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 N 146-FZ: red. ot 02.04.2014 // Sobr. zakonodatel'stva RF. 1998 N 31 st. 3824; informatsionno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». Available at: www. consultant.ru (accessed: 26.06.2014) [in Rus].

8. O rekomendatsiyakh po provedeniyu meropriyatiy nalogovogo kontrolya, svyazannykh s nalogovymi proverkami: Pis'mo FNS Rossii ot 17.07.2013 N AS-4-2/12837; Sprav.-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». Available at: www.consultant.ru (accessed: 26.06.2014) [in Rus].

9. «O sostoyanii zakonnosti i pravoporyadka v 2013 godu i o prodelannoy rabote po ikh ukrepleniyu»: Doklad General'nogo prokurora RF na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF 29.04.2014 // Ofitsial'nyy internet-portal general'noy prokuratury [Official Website of General Prosecutor's Office]. Available at: http:// genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/ appearences/145875/ (accessed: 18.06.2014) [in Rus].

10. Prikaz MVD Rossii N 495, FNS Rossii N MM-7-2-347 ot 30.06.2009 v red. ot 12.11.2013 «Ob utverzhdenii poryadka vzaimodeystviya organov vnutrennikh del i nalogovykh organov po preduprezhdeniyu, vyyavleniyu i presecheniyu nalogovykh pravonarusheniy i prestupleniy» // Ros. gaz. 2009. 16 sept. N 173; sprav.-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». Available at: www.consultant.ru (accessed: 26.06.2014) [in Rus].

11. Ryapolova, Ya.P. (2012) Protsessual'nye deystviya, provodimye v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: pravovye, teoreticheskie i organizatsionnye osnovy [Procession Activities on Stage Initiation of Criminal Proceedings: Legal, Theoretical and Organizational Bases: dissertation thesis]. Kursk, 25 p. [in Rus].

12. State of Criminal - January-December 2013d // Ofitsial'nyy internet-portal sledstvennogo departamenta MVD Rossii. Available at: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/1609734/ (accessed: 18.06.2014) [in Rus].

13. Federal'nyy zakon ot 30.06.2003 N 86-FZ «O vnesenii izmeneniyi dopolneniy vnekotorye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii, priznanii utrativshimi silu otdel'nykh zakonodatel'nykh aktov Rossiyskoy Federatsii, predostavlenii otdel'nykh garantiy sotrudnikam organov vnutrennikh del, organov po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv i uprazdnyaemykh federal'nykh organov nalogovoy politsii v svyazi s osushchestvleniem mer po sovershenstvovaniyu gosudarstvennogo upravleniya» // Sobr. zakonodatel'stva RF. [Collection of Russian Legislation], 2003 N 27 (ch. I) st. 2700 [in Rus].

14. Federal'nyy zakon ot 26.12.2008 N 293-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti isklyucheniya vneprotsessual'nykh prav organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, kasayushchikhsya proverok sub"ektov predprinimatel'skoy deyatel'nosti» // Sobr. zakonodatel'stva RF [Collection of Russian Legislation], 2008. N 52 (ch. 1). st. 6248 [in Rus].

15. Filippov, A.G. (1998) Obshchie polozheniya metodiki rassledovaniya otdel'nykh vidov i grupp prestuplenii (kriminalisticheskoy metodiki) [Common Theses of Investigations Methodic of Different Groups of Criminal] // Kriminalistika: uchebnik; Ed. A.G. Filippova, A.F. Volynskogo. Moscow, P. 332 [in Rus].

УДК 342

PRELIMINARY EXAMINATION OF FRAUD MESSAGES IN THE SPHERE OF CREDITING. FORENSIC PROVISION

Martynov Aleksandr Nikolayevich,

Chair of State and Legal Disciplines,

Major-General of justice,

Academy of The Ministry of Interior

(MVD), Affairs.

Moscow, Russia.

E-mail: sergeev_ab@bk.ru

Annotation

The article examines controversial questions about appropriateness of preservation of institution of a criminal case; role and place of forensic provision for bodies of inquiry and investigation of fraud messages with the help of legal person in the sphere of crediting at the pre-investigative stage.

Key concepts:

stage of institution of a criminal case, fraud in the sphere of crediting, forensic provision, legal person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.