Научная статья на тему 'Предупреждение и тушения пожаров на водном транспорте'

Предупреждение и тушения пожаров на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
402
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ / ПОЖАР / СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ СУДОВ / ОБНАРУЖЕНИЕ ПОЖАРА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шевелев Н.В., Кузовлев А.В.

В статье рассмотрено применение автоматических установок пожарной сигнализации для обнаружения пожара на ранних стадиях, а также инженерные решения, используемые при проектировании и эксплуатации морских и речных судов для обеспечения их пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шевелев Н.В., Кузовлев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и тушения пожаров на водном транспорте»

УДК 614.814

H.H. Шевелев, A.B. Кузовлев

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассмотрено применение автоматических установок пожарной сигнализации для обнаружения пожара на ранних стадиях, а также инженерные решения, используемые при проектировании и эксплуатации морских и речных судов для обеспечения их пожарной безопасности.

Ключевые слова: авария, пожар, системы пожарной охраны судов, обнаружение пожара.

N. V. Shevelev, А. V. Kuzovlev

THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF FIRES ON WATER TRANSPORT

The article examines the use of automatic fire alarm for fire detection at early stages and engineering solutions used in the design and operation of marine and river vessels to ensure their fire safety.

Keywords: accident, fire, systems, fire protection, courts, fire detection.

В начале XXI столетия отмечается увеличение темпов роста строительства морских и речных судов. Одновременно с этим растут потери судов от аварий и пожаров. Современное надводное судно - это сложная система, состоящая из жилых помещений, силовой установки большой мощности, грузовых отсеков, танков большой ёмкости для ЛВЖ И ГЖ и других вспомогательных помещений и агрегатов.

В наше время взрывы и пожары в портах, на морских и речных судах довольно частое явление. Статистика свидетельствует, что только в результате пожаров в мире ежегодно погибает 40-50 судов (лайнеры, сухогрузы, танкеры). Эти данные не включают пожары, происходящие на речных и озёрных судах. Ведь пожары на танкерах и различных грузовых кораблях наносят вред не только жизни экипажа но и природе, фауне морских и речных обитателей. Не раз было, когда разлившаяся нефть уничтожала тысячи рыб, в том числе занесенных в Красную книгу, а также загрязняла прибрежную зону пляжей в курортный сезон.

Длина судна может достигать 300 метров, ширина 40, а высота 30 метров. На нём имеются стационарные автоматические системы обнаружения и тушения пожара. Однако, как показывает практика, они не всегда находятся в исправном состоянии, и при возникновении пожара не могут выполнять своё предназначение. Пожары и взрывы являются основными причинами катастроф судов, как в период их эксплуатации, так и при строительстве и ремонте.

Рис.1. Пожар на морском судне

Современная пожарная техника позволяет ликвидировать многие пожары, особенно если тушение начато своевременно. Строительство судов с учетом требований пожарной безопасности, оборудование их автоматическими системами предупреждения и тушения пожаров снижают вероятность возникновения пожаров и взрывов. Однако она все еще велика, особенно при транспортировке и обработке в портах нефти и нефтепродуктов, химических и взрывоопасных веществ и материалов, аммиачной селитры, ядохимикатов, леса, хлопка, некоторых сортов каменных углей, склонных к самовозгоранию [3].

Проектировщики, строители, эксплуатационники постоянно работают над совершенствованием систем пожарной охраны судов. Наиболее перспективными направлениями следует считать ограничение использования горючих материалов при отделке внутренних помещений, в том числе пассажирских кают, оборудование всех кают и трюмов сухогрузов установками пожарной сигнализации с высокочувствительными датчиками, реагирующими на инфракрасное излучение и появление малейшей струйки дыма; оснащение машинных отделений, отсеков трюмов и других помещений установками, позволяющими быстро использовать огнетушащие вещества.

Обнаружение пожара на судне производится установкой в помещениях, не доступных для постоянного наблюдения, приборов автоматической сигнализации о начавшемся пожаре. На всех пассажирских судах организуется служба пожарного патрулирования таким образом, чтобы любое возникновение пожара могло быть легко обнаружено. Во всех помещениях для пассажиров и экипажа должны быть установлены ручные пожарные сигналы, чтобы дать возможность пожарным патрулям немедленно сигнализировать на мостик или пожарный пост о замеченном пожаре.

Исходя из этого главная наша задача - это своевременно заметить и не допустить распространение пожара, в случае если же пожар набрал силу, то за короткие сроки потушить его имеющимся в наличии в достаточном количестве огнетушащими веществами и системами автоматического пожаротушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минтруда России от 24 декабря 2014 г. № 1100н «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

2. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ».

3. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Грачев В.А. Транспорт: наземный, морской, речной, воздушный, метро. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 6. - М.: Пожнаука, 2007. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.