Научная статья на тему 'Предупреждение дорожно-транспортных преступлений'

Предупреждение дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1842
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / АВТОТРАНСПОРТ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соляной А. В.

The article examines the main causes of road traffic offenses, expands the concept of traffic offense; system measures the subjects of prevention, aimed at preventing road traffic offenses; characteristics of individual prediction methods of traffic offenses. Violations of traffic rules and operation of vehicles are the most common reckless criminal act which resulted in not only inflicted injury, and death to people. High rates of motorization pose additional prerequisites deterioration in road safety. In recent years the annual increase in the fleet is approximately 1.3 million units. Currently, for 1000 the Russians had just over 150 cars and, as the experience of industrialized countries, Russia has entered a phase of so-called explosive growth, which will continue until the saturation level of the order of 300-400 cars per 1000 people. This stage is part of the process of motorization and is characterized by a sharp aggravation of the situation to ensure traffic safety, increasing road traffic injuries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение дорожно-транспортных преступлений»

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ

Л. В. Commit

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, предупреждение дорожно-транспортных преступлений, меры предупреждения, субъекты профилактики, автотранспорт, индивидуальное прогнозирование.

The article examines the main causes of road traffic offenses, expands the concept of “traffic offense system measures the subjects ofprevention, aimed at preventing road traffic offenses; characteristics of individual prediction methods of traffic offenses.

Violations of traffic rules and operation of vehicles are the most common reckless criminal act which resulted in not only inflicted injury, and death to people.

High rates of motorization pose additional prerequisites deterioration in road safety. In recent years the annual increase in the fleet is approximately 1.3 million units. Currently, for 1000 the Russians had just over 150 cars and, as the experience of industrialized countries, Russia has entered a phase of so-called “explosive growth ”, which will continue until the saturation level of the order of 300—400 cars per 1000people. This stage is part of the process of motorization and is characterized by a sharp aggravation of the situation to ensure traffic safety, increasing road traffic injuries.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространенные из всех неосторожных преступных деяний, в результате которых причиняется не только вред здоровью, но и смерть людям.

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 150 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300—400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма.

$

Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [antonl 16s@mail.ru].

Основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей остаются: превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и нарушение правил маневрирования и рядности. Следует учитывать, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транс-портных преступлений, может быть в целом качественно однородна. За 10 месяцев 2009 г. в России на дорогах погибли 21 тыс. человек, а 212,5 тыс. получили ранения; среди погибших 732 ребенка.

Следует отметить, что понятие «дорожно-транспортное преступление» не имеет четко определенной характеристики. Отсюда и различные мнения ученых по этому вопросу.

Так, В.В. Лукьянов, обращая внимание на неточность термина «автотранспортные преступления» (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), предложил ввести в научный оборот понятие «дорожно-транс-портные преступления», т.е. правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность1.

И.Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий»2.

Таким образом, в общем виде понятие дорожно-транспортного преступления можно сформулировать как противоправное общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности последствия, предусмотренные УК РФ.

Под «предупреждением преступности», в общем виде, следует понимать многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направлен-

1 См.: Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 16.

2 Маландин И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте. Саратов, 1968. С. 106.

ную на: 1) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; 4) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости — и на их ближайшее окружение1.

По содержанию меры криминологической профилактики подразделяются на: социальные; политические; экономические; медицинские; правовые; технические и иные.

По уровню обычно выделяются общесоциальные и специально-крими-нологические меры предупреждения преступности (ее видов и отдельных преступлений). Общесоциальный уровень профилактики включает в себя деятельность государства и общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий, возникающих в областях общественной жизни, в сфере экономики, политики, социальной и культурной областях. Специ-ально-криминологический уровень воздействия на преступность выражен в профилактической деятельности, направленной на отдельные виды преступного поведения, например, в сфере неосторожной преступности.

Предупреждение дорожно-транспортных преступлений выступает в качестве составной части предупреждения происшествий в целом и имеет непосредственную связь с профилактикой административно-наказуемых проступков. При этом грань между преступлением и происшествием, а также между преступлением и проступком в сфере дорожного движения весьма подвижна.

Предупреждение таких преступлений на индивидуальном уровне (индивидуальное предупреждение) — это воздействие на криминогенные факторы, способные вызвать совершение данных преступлений конкретным лицом. Таким образом, на индивидуальном уровне профилактическая деятельность осуществляется уже непосредственно в отношении лиц, совершивших транспортные преступления либо предрасположенных к их совершению. Большую роль в сфере предупреждения дорожно-транспортных преступлений играет формирование менталитета водителей в духе неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, гражданской сознательности, повышение уровня правосознания, поскольку оно неразрывно связано с ответственностью и дисциплинированностью.

1 См.: Криминология /под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2009. С. 286—287.

Важность предупреждения транспортных преступлений состоит еще и в том, что с ним тесно связан вопрос о возможности прогнозирования в этой сфере.

Методика индивидуального прогнозирования дорожно-транспортных преступлений имеет свои особенности, которые сводятся к следующему: отрицательные нравственно-психологические черты личности, проявляющиеся в актах антиобщественного поведения до совершения преступления, которые и дают основание для постановки «диагноза» и прогноза у лиц, совершивших неосторожные транспортные преступления, выражены реже и слабее. Здесь условия прогнозирования резко меняются, ибо целая группа учитываемых факторов выпадает. Однако разработка именно этого аспекта является наиболее актуальной, поскольку абсолютное большинство неосторожных транспортных преступлений совершается ранее не судимыми лицами1.

В ряду мер предупреждения должны быть разработаны и организационные меры: государственное финансирование ремонта дорожных покрытий, разработка и установка технических средств, направленных на снижение дорожно-транспортных происшествий в местах наибольшей их вероятности: информационных табло, барьерных средств возле детских учреждений в местах наиболее частого нарушения правил дорожного движения2.

Свой вклад в предупреждение дорожно-транспортных преступлений, как представляется, должны вносить правоохранительные органы, реализуя возложенные на них законом функции. Большое профилактическое значение имеют публичные выступления сотрудников ГИБДД перед населением с лекциями и беседами по разъяснению действующего законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления.

1 См.: Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование и его роль в борьбе с преступностью. Омск, 1989. С. 72-73.

2 См.: Никитас Д.А. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений (криминологические и уголовно-правовые проблемы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.