Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БАЗИС ЧТЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербак С.Г., Менг Н.В.

Введение. В статье рассматриваются вопросы профилактики дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Представлен анализ теоретических источников, на основе которого были сформулированы основные задачи исследования. Представлены результаты экспериментального изучения функционального базиса чтения с целью определения готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения. Определены необходимость разработки модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей изучаемой категории, ее значимость для психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в образовательной организации. Материалы и методы. В исследовании готовности к овладению навыками чтения использовались следующие методы: анализ теоретической и методической литературы; диагностические методики экспериментального изучения готовности детей к овладению технической стороной процесса чтения и читательской компетенцией. Результаты исследования. На основании анализа результатов обследования была определена необходимость психолого-педагогического сопровождения коррекционно-педагогического процесса формирования функционального базиса речи. Сформулированы основные положения, цель, задачи и структурные компоненты модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Обсуждение и заключения. В ходе исследования были выявлены причины недостаточной готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения и определены основные задачи коррекционно-педагогической работы. Представление модели как системы, состоящей из структурных элементов, её поэтапная реализация, описание взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса позволили рассмотреть коррекционно-педагогическую работу в контексте психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DYSLEXIA IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH GENERAL LEVEL III SPEECH IMPOSSIBILITY: ORGANIZATIONAL AND CONTENT MODEL OF CORRECTIONAL PEDAGOGICAL WORK

Introduction. The article deals with the prevention of dyslexia in children of primary school age with general underdevelopment of speech. An analysis of theoretical sources is presented on the basis, of which the main objectives of the study were formulated. The results of an experimental study of the functional basis of reading are presented in order to determine the readiness of children with general speech underdevelopment (GSU) to master reading skills. The necessity of developing a model of correctional and pedagogical work to prevent dyslexia in children of the category under study, its significance for the psychological and pedagogical support of children with GSU in an educational organization is determined. Materials and Methods. In the study of readiness to master reading skills, the following methods were used: analysis of theoretical and methodological literature; diagnostic methods for experimental study of children's readiness to master the technical side of the reading process and reading competence. Results. Based on the analysis of the survey results, the need for psychological and pedagogical support of the correctional and pedagogical process of forming the functional basis of speech was determined. The main provisions, purpose and objectives and structural components of the model of correctional and pedagogical work on the prevention of dyslexia in children of primary school age with general underdevelopment of speech of the III level are formulated. Discussion and Conclusions. In the course of the study, the reasons for the insufficient readiness of children with general speech underdevelopment to master reading skills were identified and the main tasks of correctional and pedagogical work were identified. Presentation of the model as a system consisting of structural elements, its phased implementation, description of all participants’interaction in the correctional and educational process made it possible to consider correctional and pedagogical work in the context of psychological and pedagogical support for children of primary school age with general underdevelopment of speech in an educational organization.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

Коррекционная педагогика Статья/Article

УДК 376.37

DOI: 10.26795/2307-1281 -2022-10-4-10

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С. Г. Щербак1, Н. В. Менг2

1ФГБОУВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация 2МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №73 г. Челябинска» Челябинск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассматриваются вопросы профилактики дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Представлен анализ теоретических источников, на основе которого были сформулированы основные задачи исследования. Представлены результаты экспериментального изучения функционального базиса чтения с целью определения готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения. Определена необходимость разработки модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей изучаемой категории, ее значимость для психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в образовательной организации.

Материалы и методы. В исследовании готовности к овладению навыками чтения использовались следующие методы: анализ теоретической и методической литературы; диагностические методики экспериментального изучения готовности детей к овладению технической стороной процесса чтения и читательской компетенцией.

Результаты исследования. На основании анализа результатов обследования была определена необходимость психолого-педагогического сопровождения коррекционно-педагогического процесса формирования функционального базиса речи. Сформулированы основные положения, цель, задачи и структурные компоненты модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Обсуждение и заключения. В ходе исследования были выявлены причины недостаточной готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения и определены основные задачи коррекционно-педагогической работы. Представление модели как системы, состоящей из структурных элементов, её поэтапная реализация, описание взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса позволило рассмотреть коррекционно-педагогическую работу в контексте психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в образовательной организации.

Ключевые слова: чтение, дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, функциональный базис чтения, техническая сторона процесса чтения, читательская компетенция.

Для цитирования: Щербак С. Г., Менг Н. В. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 10.

PREVENTION OF DYSLEXIA IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH GENERAL LEVEL III SPEECH IMPOSSIBILITY: ORGANIZATIONAL AND CONTENT MODEL OF CORRECTIONAL PEDAGOGICAL WORK

S. G. Shcherbak1, N. V. Meng2

1FGBOU VO «South Ural State Humanitarian Pedagogical University», Chelyabinsk, Russian Federation 2Municipal autonomous educational institution «Secondary school № 73 of Chelyabinsk»,

Chelyabinsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article deals with the prevention of dyslexia in children of primary school age with general underdevelopment of speech. An analysis of theoretical sources is presented on the basis, of which the main objectives of the study were formulated. The results of an experimental study of the functional basis of reading are presented in order to determine the readiness of children with general speech underdevelopment (GSU) to master reading skills. The necessity of developing a model of correctional and pedagogical work to prevent dyslexia in children of the category under study, its significance for the psychological and pedagogical support of children with GSU in an educational organization is determined.

Materials and Methods. In the study of readiness to master reading skills, the following methods were used: analysis of theoretical and methodological literature; diagnostic methods for experimental study of children's readiness to master the technical side of the reading process and reading competence.

Results. Based on the analysis of the survey results, the need for psychological and pedagogical support of the correctional and pedagogical process of forming the functional basis of speech was determined. The main provisions, purpose and objectives and structural components of the model of correctional and pedagogical work on the prevention of dyslexia in children of primary school age with general underdevelopment of speech of the III level are formulated.

Discussion and Conclusions. In the course of the study, the reasons for the insufficient readiness of children with general speech underdevelopment to master reading skills were identified and the main tasks of correctional and pedagogical work were identified. Presentation of the model as a system consisting of structural elements, its phased implementation, description of all participants' interaction in the correctional and educational process made it possible to consider correctional and pedagogical work in the context of psychological and pedagogical support for children of primary school age with general underdevelopment of speech in an educational organization.

Keywords: reading, children of primary school age with general speech underdevelopment, functional basis of reading, technical aspect of the reading process, reading competence.

For citation: Shcherbak S. G., Meng N. V. Prevention of dyslexia in children of primary school age with general level III speech impossibility: organizational and content model of correctional pedagogical work // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 4. P. 10.

Введение

Чтение является одной из самых сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет как психологические, так и социальные функции. Освоение современного социокультурного пространства невозможно без достаточно сформированных навыков чтения, посредством которого появляется возможность ориентироваться и анализировать информацию.

Традиционно чтение рассматривается как сложный психофизиологический процесс, который направлен на расшифровку и понимание письменного сообщения [20, 21, 24].

В настоящее время чтение определяется как сложная деятельность, которую необходимо рассматривать в психофизиологическом, психологическом, психолингвистическом и нейропсихологическом аспектах.

В начальной школе дети начинают овладевать более сложным видом речи -письменной речью как новой для них формой умственной и языковой деятельности. Навыки чтения последовательно становятся фундаментальной основой формирования у детей универсальных компетенций (познавательной, коммуникативной, информационной), средством коммуникативного и когнитивного развития человека на протяжении всей их жизни.

Готовность к обучению чтению является одной из основ овладения навыками письменной речи и школьного обучения в целом.

У детей с общим недоразвитием речи в период начала школьного обучения возникает риск возникновения более тяжелых нарушений речи, которые проявляются в недостаточной способности к овладению навыками письменной речи (А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, О. А. Величенкова, Е. И. Дьякова и др.).

Целью настоящей публикации является представление результатов изучения готовности детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня к овладению навыком чтения и представление содержания модели сопровождения детей с общим недоразвитием речи в образовательном процессе с учетом их особых образовательных потребностей.

Обзор литературы

Готовность ребёнка к освоению навыков чтения рассматривается как формирование техники чтения [15, 20, 23, 21], а в аспекте овладения коммуникативно-речевой деятельностью - читательской мотивации [12, 15, 25, 29].

Процессы, которые онтогенетически формируются раньше и определяются как функциональный базис чтения, лежат в основе обучения чтению (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. Л. Гончарова, М. Н. Русецкая, Л. С. Цветкова) и др. [8, 14, 18, 20, 23, 28, 30].

Готовность ребёнка к овладению навыком чтения определяется сформированностью его функционального базиса чтения [15, 18].

Для полноценного формирования письменно-речевых навыков у детей должны быть сформированы: фонематические процессы; когнитивная готовность ребёнка к изучению таких абстрактных понятий, как буквы и их сочетания (Т. А. Алтухова, А. Н. Корнев, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, М. Н. Русецкая, Л. С. Цветкова; A. Diamond); к программированию и контролю (Т. В. Ахутина); способность к зрительной и зрительно-пространственной переработке информации (Т. В. Ахутина, А. Н. Корнев, О. В. Левашов).

Необходимо отметить, что языковые (устно-речевые) и метаязыковые навыки (владение контекстной формой речи, осознание языковых единиц) лежат в основе усвоения этого речевого навыка [10, 21, 23, 31].

Кроме того, мотивированность к обучению этому навыку определяет готовность детей к самостоятельному чтению и развитию читательской компетенции (Е. Л. Гончарова, М. Н. Русецкая и др.).

В исследованиях, проведенных в общеобразовательных учреждениях под руководством А. А. Алмазовой и Г. В. Бабиной, был выявлен контингент детей с дефицитарным уровнем готовности к обучению грамоте. Это в основном дети с нарушениями речи [1].

Трудности овладения навыками чтения отмечаются у детей с общим недоразвитием речи III уровня, что обусловлено недостаточной сформированностью функционального базиса чтения.

Данная проблема рассматривается в рамках изучения уровня сформированности устно-речевых предпосылок: звукового, просодико-интонационного, лексико-грамматического уровня (А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, О. А. Величенкова, Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, С. Г. Щербак); комплекса высших психических функций (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Н. Русецкая и др.), а также адекватного прогноза и прогностической деятельности в целом, влияющих на усвоение смыслового компонента чтения (М. Н. Русецкая, Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева).

Изучение функционального базиса чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи необходимо для выявления степени их готовности к обучению навыкам чтения, а также определения содержания модели психолого-педагогического сопровождения коррекционно-профилактической работы, направленной на формирование нейрофизиологической, психологической и лингвистической составляющих готовности детей младшего школьного возраста к овладению навыком чтения и в дальнейшем читательской деятельностью.

Материалы и методы

С целью изучения функционального базиса чтения как условия готовности к овладению навыками чтения детей с общим недоразвитием речи на базе образовательной организации МБОУ «СОШ № 73 г. Челябинска» было проведено исследование, в котором приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента мы использовали комплекс методик, позволивших изучить готовность детей к овладению технической стороной процесса чтения (скоростью (темпом), выразительностью, правильностью, способом чтения) и к овладению читательской компетенцией (понимание прочитанного и мотивация) [2, 6, 13, 14, 16, 20, 27].

Для определения готовности детей к овладению технической стороной процесса чтения проводили диагностику сукцессивных функций (проговаривание и выполнение различных рядов); пространственного праксиса (воспроизведение фигур по образцу); конструктивного праксиса (копирование фигур); пространственных представлений (на уровне собственного тела, взаимоотношений внешних объектов); зрительного гнозиса (узнавание зрительных образов, предъявляемых в разных условиях); зрительной и слуховой памяти; пальцевой гнозис и праксис (узнавание движений и различных поз пальцев рук).

Готовность детей к овладению читательской компетенцией рассматривалась с позиций сформированности компонентов, влияющих на осознанность чтения и понимание читаемого текста.

С помощью традиционных в логопедии методик определяли у детей с общим недоразвитием речи уровень развития понимания речи и построения самостоятельных высказываний (произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексико-грамматический строй) и мотива ребенка к овладению навыком чтения.

Результаты исследования

В ходе изучения готовности детей с нарушениями речи к обучению грамоте было выявлено следующее. У всех детей отмечается недостаточный уровень готовности к овладению технической стороной чтения, что указывает на предрасположенность к дислексии.

При изучении сукцессивных функций были выявлены трудности воспроизведения речевых рядов, повторения цифровых рядов, воспроизведения сложных звуковых ритмов, которые возникали и на этапе анализа предъявленного образца, и на этапе его воспроизведения. Данные ошибки детей обусловлены недостаточностью слухового восприятия (20%), функционирования моторных систем (30%), словарного запаса, кратковременной речеслуховой и оперативной памяти.

У 100% детей не сформированы сукцессивные функции, пространственный и конструктивный праксис. Наиболее сохранными были зрительный гнозис, зрительная и слуховая память.

Особенности пространственного праксиса проявлялись в трудностях зрительно-пространственных ориентировок (70% детей неправильно располагали фигуры относительно друг друга и неверное отражали координатные свойства объекта), понимания предлогов и связанных с ними конструкций (50%), взаимоотношений между предметами (60% детей неправильно показывали и воспроизводили инструкции).

При изучении конструктивного праксиса отметили, что более доступным детям было копирование предмета, чем воспроизведение фигур по памяти (их количества и пространственного расположения).

Дети испытывали затруднения в воспроизведении зрительной (90%) и слуховой информации (30%), вследствие недостаточного объема зрительной памяти и зрительного гнозиса (последовательность изображений, пространственное расположение элементов и фигур; недостаточного объема слухоречевой памяти (трудности воспроизведения порядка слов, их пропуск).

Анализ результатов изучения мотивационной готовности к овладению навыками чтения показал, что у 70% обследуемых выявлен высокий уровень мотивации к чтению (присутствует познавательный интерес к чтению, желание самим научиться читать, чтобы

самостоятельно прочитывать художественную литературу и успешно учиться в школе); у 10% детей средний уровень мотивации к чтению (детей привлекает только внешняя сторона чтения, им важен процесс действия с книгой, овладение навыком чтения не носит первостепенного характера); у 20% - низкий уровень мотивации к чтению (отсутствие заинтересованности в обучении чтению, чтение скучное и неинтересное занятие).

Выявленные недостатки развития всех языковых компонентов позволяют спрогнозировать трудности формирования у детей с общим недоразвитием речи осознанности чтения.

Недостаточная готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению читательской компетенцией обусловлена несформированностью не только мотивационной готовности, но и экспрессивной и импрессивной речи.

Опираясь на полученные в ходе обследования результаты, мы считаем необходимым разработать модель комплексной коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Организационно-содержательные положения модели были определены на основе следующих принципов.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей предполагает привлечение дидактических средств обучения, методов и приемов коррекции различных видов праксиса и гнозиса, коррекцию речи как речемыслительной деятельности в тесной связи с познанием окружающего мира.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода лежит в основе овладения чтением как коммуникативно-речевой деятельностью, т.е. используются методы взаимосвязанного обучения техническим навыкам чтения и формированием читательской компетенции.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка предусматривает произвольное усвоение и оперирование всеми языковыми знаками.

Принцип системного подхода к коррекции речевого развития с учетом взаимосвязи работы над различными сторонами речи как целостного образования, речевыми и неречевыми процессами.

Принцип взаимодействия всех участников образовательных отношений как основополагающего психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки к обучению чтению детей с общим недоразвитием речи. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется спецификой деятельности каждого участника образовательных отношений (учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога, родителей) с учетом уровня развития каждого ребенка.

В представленной модели выделены составляющие её модули (диагностический, коррекционно-образовательный и информационно-просветительский), системная реализация которых осуществлялась поэтапно на организационном, коррекционном и аналитическом этапе.

Поэтапная реализация диагностического модуля предусматривает организацию и определение направлений изучения готовности детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня к овладению навыком чтения.

На организационном этапе определяются основные направления диагностического исследования, критерии и параметры изучаемых процессов.

На коррекционном этапе учителем-логопедом проводится диагностика готовности детей с общим недоразвитием речи, опрос учителя класса и родителей детей.

Осуществляемый посредством текущего мониторинга процесс формирования функционального базиса чтения в ходе коррекционной работы позволяет своевременно определить адекватность использования применяемых методов и приемов.

На аналитическом этапе представляются результаты итоговой диагностики, определяется эффективность коррекционной работы.

Содержание коррекционно-образовательного модуля включает организацию и непосредственную реализацию задач коррекционно-педагогической работы по формированию готовности детей с общим недоразвитием речи III уровня к овладению навыком чтения.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи определяются в рекомендациях психолого-педагогического консилиума. В индивидуально-образовательном маршруте отмечаются задачи коррекционно-образовательной работы, а также участники психолого-педагогического сопровождения.

Основным педагогом, осуществляющим и координирующим работу по подготовке детей к овладению навыком чтения, является учитель-логопед.

На логопедических занятиях используются методы и приёмы, развития всех компонентов экспрессивной и импрессивной речи (произносительной стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи). Для формирования функционального базиса чтения включаются упражнения для развития сукцессивных функций, пространственного и конструктивного праксиса.

Формирование у детей техники чтения и читательской компетенции в рамках освоения образовательной программы проводится на уроках «Литературное чтение», «Обучение грамоте» учителем начальных классов с учетом рекомендаций учителя-логопеда.

По индивидуальному запросу учителя-логопеда и родителей педагог-психолог проводит занятия с обучающимися с общим недоразвитием речи III уровня по формированию мотивации к освоению навыка чтения, развитию высших психических функций.

Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы, используемых участниками психолого-педагогического сопровождения, осуществляется в процессе обсуждения на психолого-педагогическом консилиуме.

В рамках информационно-просветительского модуля определяются задачи повышения компетентности всех участников психолого-педагогического сопровождения в вопросах готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению навыкам чтения.

На организационном этапе проводится информирование родителей и учителей начальных классов о результатах диагностики и направлений коррекционно-образовательной работы.

На коррекционном этапе для родителей детей с общим недоразвитием речи проводятся консультации по созданию предметно-развивающей среды и организации коррекционной работы в домашних условиях. Рассматриваются вопросы значимости занятий в рамках дополнительного образования (лего-конструирование, танцы, шахматы, декоративно-прикладное творчество, спортивные секции).

Для учителей начальных классов проводятся консультации по вопросам обучения детей с общим недоразвитием речи, имеющих особые образовательные потребности, а также особенностям реализации адаптированной основной образовательной программы.

На аналитическом этапе осуществляется работа по обсуждению вопросов коррекционной работы совместно с педагогами и родителями. Проводится анализ запросов

родителей и педагогов детей с общим недоразвитием речи, опыта взаимодействия с ребенком в ходе проведения различных форм совместной работы: посещения открытых занятий, индивидуальных собеседований, круглых столов и т.п.

Обсуждение и заключения

Таким образом, реализация модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня направлена на обеспечение целенаправленного психолого-педагогического сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

В основу определения содержательных аспектов модели был положен анализ состояния функциональной базы чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Выявленные особенности речевых и неречевых процессов, мотивационной готовности к овладению навыками чтения определяют задачи коррекционно-образовательного процесса. Поэтапная реализация каждого модуля позволяет системно реализовать коррекционно-образовательный процесс.

В дальнейшей работе планируется описать содержание каждого направления работы и провести апробацию данной модели на базе образовательной организации.

Список использованных источников

1. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьева Т. А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Специальное образование. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya (дата обращения: 18.01.2022).

2. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. 133 с.

3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Москва: Академия, 2015. 282 с.

4. Величенкова О. А. Логопедическое сопровождение обучения грамоте первоклассников с особыми образовательными потребностями // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / под общей ред. О. А. Величенковой. Москва, 2018. С. 237-260.

5. Величенкова О. А., Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. Москва: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.

6. Величенкова О. А., Ахутина Т. В., Русецкая М. Н., Гусарова З. В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные всероссийского опроса // Специальное образование. 2019. № 43 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniy-pisma-i-chteniya-u-detey-dannye-vserossiyskogo-oprosa/viewer (дата обращения: 18.01.2022).

7. Волковская Т. Н. К проблеме совершенствования диагностических методов выявления причин нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов // Школьный логопед. 2021. № 2 (78). С. 4-9.

8. Гончарова Е. Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей): монография. Москва: Полиграф сервис, 2009.

9. Дьякова Е. И., Шпиталевская Г. Р. Психофизиологические основы формирования полноценного навыка чтения младших школьников // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: материалы II научно-практического семинара. Симферополь: Изд-во «Ариал», 2018. С. 122-127.

10. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Карачевцева И. Н., Алтухова Т. А. Смысловой компонент читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: изучение и направления работы: монография. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.

12. Киселева Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Москва, 2013.

13. Киселёва И. Ю. Диагностика нарушений чтения у учащихся, осваивающих программу основного общего образования // Методический сборник по материалам Международного симпозиума / под общей редакцией А. А. Алмазовой, А. В. Лагутиной, Л. А. Набоковой, Е. Л. Черкасовой. Москва: Изд-во: ООО «Логомаг», 2018.

14. Корнев А. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению чтению // Homo legens-3. Человек читающий / сборник статей памяти А. А. Леонтьева (1936-2004). Санкт-Петербург, 2006. С. 251-257.

15. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.

16. Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю., Ахутина Т. В. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики // Вести БГПУ. Сер. 1. Педагогика. Психология. Филология. 2019. Т. 1, № 2. С. 84-89.

17. Корнев А. Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм освоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей. Изучения и коррекция. Москва: Издательство ЛОГОМАТ, 2018. С. 6-23.

18. Лагутина А. В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни. Москва: Национальный книжный центр, 2011.

19. Ланина Т. Н. Формирование зрительно-моторной координации в инклюзивном и дифференцированном обучении детей с нарушениями чтения // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. Москва: Изд-во ГИРЯ им. А С. Пушкина, 2020. С.126-131.

20. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург: Союз, 2001. 224 с.

21. Левина Р. Е. Нарушение чтения и письма у детей с недостатками речи. Москва: Медицина, 1961. 112 с.

22. Левашов О. В. Зрение. Мозг. Движение. Москва: Союзкнига, 2018. 128 с.

23. Русецкая М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: монография. Санкт-Петербург: КАРО, 2007. 192 с.

24. Соколова Л. В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук: 03.00.13. Москва, 2005.

25. Соколова Л. В., Казакова Е. В., Васильева Н. В. Трудности формирования навыка чтения у первоклассников с факторами риска раннего дизонтогенеза // Специальное образование. 2018. № 2. URL: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/9246/1/speo-2018-02-08.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

26. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. 3-е изд., доп. Москва: АРКТИ, 2003.

27. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. Москва: АРКТИ, 2002.

28. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва: «Юристъ», 1997.

29. Щербак С. Г. Предупреждение просодико-интонационных ошибок чтения у детей с дизартрическими расстройствами // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/preduprezhdenie-prosodiko-intonatsionnyh-oshibok-chteniya-u-detey-s-dizartricheskimi-rasstroystvami/viewer (дата обращения: 15.03.2022).

30. Diamond A. Executive functions // Annu. Rev. Psychol. 2013. Vol. 64. Pp. 135-168.

31. Ortiz R., Jiménez J., Muñetón M., Rojas E., Estévez A., Guzmán R., Rodríguez C., Naranjo F. Speech perception development in children with dyslexia // Desarrollo de la percepcio0n del habla en niños con dyslexia. Psicothema. 2008. Vol. 20, no. 4. Pp. 56-60.

References

1. Almazova A. A., Babina G. V., Lyubimova M. M., Solov'eva T. A. The state of readiness of children to learn writing and reading: concepts and research results. Special'noe obrazovanie, 2017, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya (accessed: 18.01.2022). (In Russ.)

2. Akhutina T. V., Inshakova O. B. Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of younger schoolchildren. Moscow, Publishing House V. Sekachev, 2019. 133 p. (In Russ.)

3. Akhutina T. V., Pylaeva N. M. Overcoming the difficulties of learning: a neuropsychological approach. Moscow, Akademiya, 2015. 282 p. (In Russ.)

4. Velichenkova O. A. Speech therapy support in teaching literacy to first-graders with special educational needs. Narusheniya pis'ma i chteniya u detej: izuchenie i korrekciya: nauchnaya monografiya /pod obshchej red. O. A. Velichenkovoj. Moscow, 2018. Pp. 237-260. (In Russ.)

5. Velichenkova O. A., Ruseckaya M. N. Logopedic work to overcome reading and writing disorders in younger schoolchildren. Moscow, Nacional'nyj knizhnyj centr Publ., 2015. 320 p. (In Russ.)

6. Velichenkova O. A., Akhutina T. V., Ruseckaya M. N., Gusarova Z. V. The problem of writing and reading disorders in children: data from an all-Russian survey. Special'noe obrazovanie, 2019, no. 43 (55). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniy-pisma-i-chteniya-u-detey-dannye-vserossiyskogo-oprosa/viewer (accessed: 18.01.2022). (In Russ.)

7. Volkovskaya T. N. On the problem of improving diagnostic methods for identifying the causes of writing and reading disorders in primary school students. Shkol'nyj logoped, 2021, no. 2 (78), pp. 4-9. (In Russ.)

8. Goncharova E. L. Psychological reconstruction of the early stages of reader development (based on the study and education of deaf-blind children): monograph. Moscow, Poligraf servis Publ., 2009. (In Russ.)

9. D'yakova E. I., Shpitalevskaya G. R. Psychophysiological bases for the formation of a full-fledged reading skill of younger schoolchildren. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie

obrazovatel'nogo processa: materialy II nauchno-prakticheskogo seminara. Simferopol, Arial Publ., 2018. Pp. 122-127. (In Russ.)

10. Zhinkin N. I. On the development of speech in children. Sovetskaya pedagogika, 1954, no. 6. (In Russ.)

11. Karachevceva I. N., Altukhova T. A. The semantic component of the reading activity of junior schoolchildren with general underdevelopment of speech: study and directions of work: monograph. Belgorod, ID «BelgoroD» NIU «BeLGU» Publ., 2013. (In Russ.)

12. Kiseleva N. YU. Logopedic work on the formation of reading competencies in students with dyslexia of the main school: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.03. Moscow 2013. (In Russ.)

13. Kiselyova I. YU. Diagnosis of reading disorders in students mastering the program of basic general education. Metodicheskij sbornik po materialam Mezhdunarodnogo simpoziuma / pod obshchej redakciej A. A. Almazovoj, A. V. Lagutinoj, L. A. Nabokovoj, E. L. Cherkasovoj. Moscow, OOO «LogomaG» Publ., 2018. (In Russ.)

14. Kornev A. N. Psychological readiness of a child to learn to read. Homo legens-3. Chelovek chitayushchij / sbornik statej pamyati A. A. Leont'eva (1936-2004). St. Petersburg, 2006. Pp. 251-257. (In Russ.)

15. Kornev A. N. Preparation for teaching children with speech impairment to read and write. Moscow, AYRIS-PRESS Publ., 2006. (In Russ.)

16. Korneev A. A., Matveeva E. YU., Akhutina T. V. Computer methods of neuropsychological diagnostics. Vesti BGPU. Ser. 1. Pedagogika. Psikhologiya. Filologiya, 2019, vol. 1, no. 2, pp. 84-89. (In Russ.)

17. Kornev A. N. Staged formation of operational units of writing and reading as a basic algorithm for mastering these skills. Narusheniya pis'ma i chteniya u detej. Izucheniya i korrekciya. Moscow, LOGOMAT Publ., 2018. Pp. 6-23. (In Russ.)

18. Lagutina A. V. Speech disorders and teaching reading to children of the fifth year of life. Moscow, Nacional'nyj knizhnyj centr Publ., 2011. (In Russ.)

19. Lanina T. N. Formation of visual-motor coordination in inclusive and differentiated education of children with reading disorders. Sbornik materialov IKH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Rossijskoj associacii disleksii. Moscow, Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina Publ., 2020. Pp.126-131. (In Russ.)

20. Lalaeva R. I., Venediktova L. V. Diagnosis and correction of reading and writing disorders in younger schoolchildren. St. Petersburg, Soyuz, 2001. 224 p. (In Russ.)

21. Levina R. E. Reading and writing disorders in children with speech impediments. Moscow, Medicina Publ., 1961. 112 p. (In Russ.)

22. Levashov O. V. Vision. Brain. Traffic. Moscow, Soyuzkniga Publ., 2018. 128 p. (In Russ.)

23. Ruseckaya M. N. Reading disorders in younger schoolchildren: analysis of speech and visual causes: monograph. St. Petersburg, KARO Publ., 2007. 192 p. (In Russ.)

24. Sokolova L. V. Psychophysiological foundations of the formation of reading skills: abstract of the dissertation of Doctor of Biological Sciences: 03.00.13. Moscow, 2005. (In Russ.)

25. Sokolova L. V., Kazakova E. V., Vasil'eva N. V. Difficulties in the formation of reading skills in first-graders with risk factors for early dysontogenesis. Special'noe obrazovanie, 2018, no. 2. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9246/17speo-2018-02-08.pdf (accessed: 18.02.2022). (In Russ.)

26. Chirkina G. V. Methods for examining the speech of children: a manual for the diagnosis of speech disorders. 3rd edition, revised. Moscow, ARKTI Publ., 2003. (In Russ.)

27. Fotekova T. A., Akhutina T. V. Diagnosis of speech narcotics studies of schoolchildren using neuropsychological methods: a guide for speech therapists and psychologists. Moscow, ARKTI Publ., 2002. (In Russ.)

28. Cvetkova L. S. Neuropsychology of counting, writing and reading: violation and recovery. Moscow, «Yurist» Publ., 1997. (In Russ.)

29. Shcherbak S. G. Prevention of prosodic-intonational reading errors in children with dysarthria disorders. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2020, vol. 9, no. 1 (30). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7preduprezhdenie-prosodiko-intonatsionnyh-oshibok-chteniya-u-detey-s-dizartricheskimi-rasstroystvami/viewer (accessed: 15.03.2022). (In Russ.)

30. Diamond A. Executive functions. Annu. Rev. Psychol., 2013, vol. 64, pp. 135-168.

31. Ortiz R., Jiménez J., Muñetón M., Rojas E., Estévez A., Guzmán R., Rodríguez C., Naranjo F. Speech perception development in children with dyslexia. Desarrollo de la percepcio0n del habla en niños con dyslexia. Psicothema, 2008, vol. 20, no. 4, pp. 56-60.

© Щербак С. Г., Менг Н. В., 2022

Информация об авторах Щербак Светлана Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, руководитель ОПОП 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование направленность (профиль) Логопедия, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, ORCID ID 0000-0001-9768-2383, scherbaksg1@cspu.ru

Менг Наталья Викторовна - учитель-логопед, магистр педагогики, МАУО «Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинска», Челябинск, Российская Федерация, ORCID ID 0000-0002-1666-2629, meng 06@mail.ru

Information about the authors Shcherbak Svetlana G. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, Head of the MPEP 44.03.03 Special (defectological) education focus (profile) Speech therapy, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID ID 0000-00019768-2383, scherbaksg1@cspu.ru

Meng Natalya V. - speech therapist, master of pedagogy, MAEI "Secondary general educational School No.73 of Chelyabinsk ", Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID ID 0000-0002-16662629, meng 06@mail.ru

Поступила в редакцию: 07.09.2022 Принята к публикации: 05.12.2022 Опубликована: 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.