Научная статья на тему 'Предупреждение ЧС, возникающих в результате возможных аварий на транспортных сооружениях'

Предупреждение ЧС, возникающих в результате возможных аварий на транспортных сооружениях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциально опасные объекты / поражающие факторы / оценка степени разрушения / количество пострадавших / potentially dangerous objects / damaging factors / damage assessment / namber of victims

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ю. В. Федорова, Д. Е. Барабаш, Л. П. Салогуб, Т. В. Загоруйко

В статье рассмотрен краткий сценарий возникновения аварии на АЗС на примере розлива легковоспламеняющейся жидкости с определением зон действия основных поражающих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ю. В. Федорова, Д. Е. Барабаш, Л. П. Салогуб, Т. В. Загоруйко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WARNING OF EMERGENCIES RESULTING FROM POSSIBLE ACCIDENTS ON TRANSPORT STRUCTURES

The article describes the scenario of the accident at the gas station with the definition of the zones of action of the main damaging factors.

Текст научной работы на тему «Предупреждение ЧС, возникающих в результате возможных аварий на транспортных сооружениях»

Ю.В. Федорова, Д.Е. Барабаш, Л.П. Салогуб, Т.В. Загоруйко

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧС, ВОЗНИКАЮЩИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ НА ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

В статье рассмотрен краткий сценарий возникновения аварии на АЗС на примере розлива легковоспламеняющейся жидкости с определением зон действия основных поражающих факторов.

Ключевые слова: потенциально опасные объекты, поражающие факторы, оценка степени разрушения, количество пострадавших.

Y. V. Fedorova, D.E. Barabash, L.P. Salogub, T. V. Zagoruiko

WARNING OF EMERGENCIES RESULTING FROM POSSIBLE ACCIDENTS ON TRANSPORT STRUCTURES

The article describes the scenario of the accident at the gas station with the definition of the zones of action of the main damaging factors.

Keywords: potentially dangerous objects, damaging factors, damage assessment, namber of victims.

Для предупреждения обстановки, сложившейся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собою человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью или окружающей природной среде необходим комплекс заблаговременных проектных решений, направленных на максимально возможное уменьшение риска чрезвычайных ситуаций (ЧС), сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба [4].

Мероприятия по защите объектов транспортного назначения и населения на прилегающих к ним территориях разрабатываются в Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах строительства.

К потенциально опасным объектам, располагающимся на придорожной территории, в первую очередь, относятся АЗС, на которых при нарушении эксплуатации могут возникнуть взрывы и пожары [1].

Причинами пожаров (50-55% случаев) являются разгерметизация трубопроводов, возникновение искр, образующихся при соударении друг с другом фрагментов трубы, либо при ударах о трубу «Выдуваемых» высокоскоростными струями каменистых включений грунта. Так же возможно неконтролируемое высвобождение запасенной на объекте химической (бензин, ГСМ), механической (работа оборудования и механизмов) и кинетической (движущиеся по территории автомобили и техника) энергий.

Несмотря на предпринимаемые меры в области безопасности (многие потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10-7...10-6 степени), полностью исключить возникновения аварий практически невозможно.

Анализ сведений об известных авариях с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) позволяет отметить некоторые закономерности их возникновения.

Рассмотрим ряд событий, составляющих сценарий возникновения аварии на АЗС на примере розлива ЛВЖ из автоцистерны (бензовоза) при следующем варианте развития ситуации:

1 - образование отверстия в оборудовании автоцистерны при сливе продукта в

резервуарные емкости;

2 - истечение бензина из образовавшегося отверстия;

3 - воспламенение вытекающего бензина;

4 - возникновение пожара;

5 - перегрев автоцистерны, взрыв с поражением людей и объектов инфраструктуры. Для определения зон действия основных поражающих факторов использовалась

«Методика оценки последствий аварий на пожаровзрывоопасных объектах» [2]. В качестве поражающих факторов рассмотрены: воздушная ударная волна; тепловое излучение огневых шаров.

Для оценки степени разрушения и количества пострадавших от воздушной ударной волны принимались следующие значения, представленные в таблице 1:

Таблица 1

Оценка степени разрушений и количества пострадавших

Характер повреждений элементов зданий и воздействия на человека Р, кПа

Разрушение остекления 5

Разрушение перегородок и кровли кирпичных зданий 15

Разрушение стен кирпичных зданий 40

Отсутствие летальных исходов, возможны травмы от разрушения стекол и повреждения стен здания 5,3-8,3

Летальный исход маловероятен, временная потеря слуха или травмы от вторичного эффекта ВУВ 16

Летальный исход возможен, травмы серьезные 24

Летальный исход в 50% случаев 55

Летальный исход 70

В качестве показателя воздействия тепловых потоков на людей принят процент людей, получивших ожоги 1 -й и 2-й степени, а также смертельное поражение.

Для оценки воздействия поражающих факторов при рассмотрении сценария пожара и взрыва был предположен диверсионный акт, повлекший взрыв заглубленного резервуара емкостью 25 м3, заполненного на 0,5 объема бензином. В расчетах принят 3 класс топлива (бензин), 4 класс окружающего пространства (слабозагроможденное), масса топлива - Мт = 12,5х0,77 = 9,6 т, масса топлива в облаке при взрыве - Мвз = 0,1хМт= 0,96 т.

Определение возможных последствий взрыва облака ТВС зависит от режима их взрывного превращения [2]. Результаты расчета представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты возможных последствий взрыва облака ТВС

Зона разрушения Радиус разрушений, м Радиус зоны поражения, м Гибель людей, %

Полные 25 25 99

Сильные 50 30 90

Средние 150 35 50

Слабые 200 40 10

Взрывопожаробезопастность проектируемых объектов транспортного назначения решается комплексом противопожарных мероприятий, выполненных в соответствии с требованиями нормативных документов. Комплекс проектных и конструкторских решений

направлен на предупреждение пожара и взрыва, а также на создание условий, обеспечивающих успешное тушение пожара, эвакуацию людей и материальных ценностей с территории объекта [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 22.0.02 - 2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения».

2. Методика оценки последствий аварий на пожаровзрывоопасных объектах. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1994 г. Дата актуализации 01.01.2019 г.

3. СП 11-112-2001 Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Дата актуализации 01.01.2019 г., М.: МЧС РФ (2001 г.).

4. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

УДК 614.8

Т.В. Хабибуллин

ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Марий Эл»

ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ ДЕЖУРНЫХ СМЕН ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье сформулированы категории факторов и подфакторов, влияющих на организацию работы ОДС ЦУКС и представлены в виде следующей причинно -следственной диаграммы.

Ключевые слова: ОДС ЦУКС, причинно-следственные взаимосвязи, управление, диаграмма Исикавы.

T. V. Khabibullin

IDENTIFICATION OF THE MOST ESSENTIAL FACTORS AFFECTING THE ORGANIZATION OF WORK OF OPERATIONAL DUTCH CHANGE OF MANAGEMENT CENTERS IN CRISIS SITUATIONS

The article formulates categories of factors and sub-factors influencing the organization of work of SLM TSUKS and presented in the form of the following cause-effect diagram.

Key words: SLM TSUKS, cause-effect relationships, management, Ishikawa diagram.

При организации реагирования по ЧС и оперативным событиям, сотрудникам оперативной дежурной смены центров управления в кризисных ситуациях (ОДС ЦУКС) приходится сталкиваться с большим объёмом документов и отсутствию необходимой информации для принятия оперативных решений, что приводит к увеличению времени реагирования системы.

Поэтому объектом исследования, будет являться увеличение времени реагирования системы. Исследование существующей системы организации работы ОДС ЦУКС позволило сформулировать категории факторов и подфакторов, влияющих на объект исследования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.