ИДЕОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
РОССИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
DOI 10.24412/1026-8804-2023-4-5-9
Представляя рубрику
В настоящее время политическая элита, научная и творческая интеллигенция активно обсуждают вопросы о стратегии развития России, понимании её роли и места в мире, оценки исторического и культурного наследия, морально-нравственных смысложизненных ориентиров и т.п. Все они сводятся к осознанию необходимости идеологического самоопределения российского общества в тесной связи с осуществляемой государством политикой, требующей своего идейного обоснования и сопровождения. В специальном выпуске журнала мы предлагаем взгляды, подходы, оценки специалистов из разных областей знания (философов, историков, филологов, социологов), которые рассматривают исторический опыт, методы, подходы и влияние идеологии на самоидентификацию и консолидацию российского общества под различными углами зрения.
Оценка попытки провозгласить в качестве национальной идеи патриотизм представлена в исследовании А.В. Попо-вкина и М.Е. Буланенко. Анализ трёх видов патриотизма (bene-патриотизма, присваивающего патриотизма и сократовского типа патриотизма), проведённый авторами, на основе различения двух духовных установок личности—автономии и самоопределения — позволяет прийти к убедительному выводу о том, что патриотизм сократовского типа, построенный на ценностях, отражающих духовное своеобразие России, может стать новой российской идеологией. Но для этого, по мнению авторов, необходимо чётко сформулировать заложенные в его основание убеждения относительно общественных идеалов и способов их достижения.
Обращение к историческому опыту реализации политико-идеологического взаимодействия власти и общества предпринято в статье А.А. Исаева и О.П. Федирко. Изучение теоретических аспектов заявленных процессов иллюстрируется ^ примерами из истории дальневосточного общества. Отмеча-^ ется, что политико-идеологическое взаимодействие власти g и общества в определённый исторический период (в данном случае 1930-е гг.) представляет собой обмен символическими смыслами между объектом и субъектом политического про-§ цесса, в ходе которого формируется компромисс идей вла-£ сти и общества. Властные структуры создавали в обществе
своеобразную систему, которая занималась определённой нивелировкой личности, изменением её психологической основы, которая должна была соответствовать общественным установкам. В свою очередь, каждый человек получал, воспринимал, анализировал, синтезировал информацию и на базе этого вырабатывал определённый настрой, преобразующийся в субъективные мнения и суждения, которые порой не соответствовали официальным идеям. Однако сила веры в лучшее, в формирование идеального и справедливого общественно-политического строя или желание приспособиться к существующим обстоятельствам стимулировали его принимать установки властей.
Идеология и любая её форма выступают как система идей и представлений, в которых группы людей осознают действительность и выражают свои потребности и интересы. В современном мире особую роль в процессе самоидентификации играют электронные СМИ, в том числе и блогосфера. Блогеры, обсуждая события политической и социальной сферы, транслируя информацию, почерпнутую из встреч с представителями власти, анализируя доступные им источники, высказывают собственные суждения, тем самым влияя на политическую самоидентификацию потребителей данного контента. П.В. Ушанов, изучив блог как канал и средство политической коммуникации, выделил три периода становления русскоязычной бло-госферы, отметив, что на сегодняшний день она стала создавать новостной контент, что ведёт к активному увеличению аудитории. На основе анализа открытых данных автор заявляет, что в современной России сложились условия для формирования в рамках блогосферы нового типа средства массовой коммуникации, которая увеличивает своё влияние на пользовательскую аудиторию и издателями которой выступают структуры и организации, проводящие изучение социально-политических, экономических, культурных вопросов современного общества с позиции конкретной идеологической доктрины.
Особой группой, черпающей информацию о социально-политических и общественных процессах в нашей стране через электронные СМИ, является молодёжь. Понимание сущности её политической самоидентификации и факторов, которые влияют на неё, крайне важно для выработки стратегии развития нашего государства. Молодое поколение выступает в качестве реципиента как официально одобряемых, так и оппозиционных дискурсов, поэтому проведённое Д.В. Сосуновым и Д.В. Завирюхиным исследование динамики политической самоидентификации у российской молодёжи в период 2019—2023 гг. представляет особый интерес для рассмотрения заявленной в номере темы. Исследователи пришли к выводам,
которые свидетельствуют о наличии у различных возрастных групп отличных друг от друга образов России будущего. Одним из факторов, повлиявшим на это, стали внешнеполитические вызовы. Недооценка этой проблемы, которая мешает идентификации молодёжи с политическими ценностями старших возрастных групп, по мнению авторов, может серьёзно повлиять на политическое её поведение. Вместе с тем в статье предлагаются решения обозначенной проблемы.
Одним из эффективных средств влияния на политическую, гражданскую самоидентификацию молодёжи являются практики коммеморации, широко применяемые в музейном пространстве современной России. О.К. Шиманской и Д.И. Колесовым представлен анализ репрезентации памяти о Великой Отечественной войне на примере музейного комплекса «Дорога памяти». Сделана оценка влияния экспозиции, музейного пространства, используемых визуальных текстуальных технологий на получение эмоционального опыта и комплекса знаний о событиях Великой Отечественной войны, конструирование коллективной памяти как элемента самоидентификации личности.
Важной цивилизационной особенностью мировоззрения россиян является осознание себя частью многонациональной и поликонфессиональной страны с более чем тысячелетней историей. Вхождение в состав Российской империи, СССР, Российской Федерации новых территорий происходило в разные временные периоды, но всегда сопровождалось терпимым, толерантным отношением к представителям различных этносов. Обращение к изучению современной региональной самоидентификации позволяет оценить эффективность национально-государственной идеологии, формируемой российским государством. Статья Н.В. Потаповой раскрывает особенности самоидентификации населения Сахалинской области в конце XX—начале XXI в. в контексте современной государственной политики, специфики фронтирного расположения региона, изменений в миграционных процессах. Автором отмечаются новые тенденции, влияющие на этническое самоопределение сахалинцев: распространение двойной этничности, замена этнической идентичности на гражданскую, самоорганизация диаспор.
Одной из наиболее эффективных форм реализации идео-^ логии является культурная политика государства. К задачам ^ культуры в рамках государства относится накопление социаль-§ ного опыта, его селекция, сохранение, а главное — его трансляция следующим поколениям в виде всего массива культурного ^ наследия, традиций, культурного национального своеобразия. § В истории Российской империи и Советской России носителем ¿Ё конкретной идеологии являлось государство. Идеологизации
были подвергнуты все сферы культуры и науки. Однако насильственное вытеснение альтернативных идеологем очищало только официальное пространство, но не способно было сделать одномерной всю сферу культуры.
Статья Л.Е. Фетисовой посвящена исследованию устойчивости и трансформации социокультурных ценностей индиген-ных народов российского Дальнего Востока. Выбрав в качестве материала исследования фольклор, автор работы рассматривает ценностные установки как способ обеспечить целостность сообщества и выделить его из иноэтнического окружения. Актуальным в практическом плане для современного общества представляется вычленение этноинтегрирующих и этнодиффе-ренцирующих функций социокультурных ценностей.
Г.А. Андриец рассматривает повседневную культурную деятельность как ценность горожан юга Дальнего Востока России (вторая половина XIX—начало XX в.). По мнению автора, «на характер городской повседневности существенное влияние оказывали представители интеллектуальной элиты, что позволило сформировать определённые идеологические установки дальневосточного общества с духовно-нравственными ценностями, культурными традициями и обычаями».
Т.В. Краюшкина предметом исследования выбрала один из значимых для истории Дальнего Востока периодов. На материале песенного творчества Гражданской войны, имеющего сложную специфику формирования (и из фольклорных источников, и из авторской поэзии), исследователь обращается к проблеме духовных ценностей белогвардейцев, которые приписывались им представителями Красного движения. Автор приходит к выводам об активном внедрении в народное сознание чуждых ценностей образованными представителями общества, которые относились, как правило, к другим социальным классам. Процессы развития и взаимодействия устного народного творчества и художественной литературы активно использовались представителями Красного движения в целях внедрения новой идеологии в систему традиционных духовно-нравственных ценностей.
Е.О. Кириллова осмысляет роль региональной поэзии на службе новой идеологии. В статье верно обозначена особенность литературного процесса 1917—1922 гг.: он протекал в усло- ^ виях ожесточённой войны и длительной иностранной интер- Щ-венции. Анализ творческих поисков и экспериментов красного § командира и поэта К. Рослого позволил автору прийти к ряду уточнений в актуальной для современной гуманитаристики ^ проблемы—соотношения художественной литературы и идео- § логии, трансляции литературы как рупора идеологии. £
Как мы отметили выше, в России контаминация культуры и идеологии имела место на протяжении практически всей истории страны. Но в конце XX в. в результате распада СССР и радикальных экономических реформ наблюдается стремление государства отойти от ранее сформированной идеологической константы и даже провозгласить Россию государством, свободным от идеологического давления. Именно об этом периоде идёт речь в статье Е.С. Волковой, завершающей заявленную в журнале рубрику. Исследуя кризис идентичности, переживаемый гражданами России в 1990-е гг., автор обращается к художественным произведениям дальневосточников, созданным в этот период. Отмечая необходимость компенсировать потерю советской идентичности, автор раскрывает процесс поиска жителями Дальнего Востока новых культурных моделей, который они проходили в попытке приобщиться к новым группам, пройдя тем самым процесс поиска новых самоидентификаций.
В целом исследователи проблематики российской идентичности отмечают дискурсивный характер изучаемого процесса. Стратегический прорыв России в XXI в. невозможен без созидания новой мобилизующей идеологии для современного общества. Чтобы понять, какая нам нужна идеология, мы должны чётко осознавать, какие вызовы нам предъявляет современная цивилизация своими глобализационными процессами. Представленные в рубрике статьи позволяют нам заполнить отдельные лакуны в понимании процессов формирования современной идентификации россиян с исторических позиций, с учётом геополитической и региональной специфики. Но в то же время ставят новые вопросы, требующие дальнейшего обсуждения. Они связаны с рядом трудностей в самоидентификации россиян в первой четверти XXI в.: ещё сохраняются элементы советской идентичности, утрачиваются основания для самоидентификации россиян как евразийцев, наметился тренд в самоидентификации россиян как гражданской нации. Эти и другие проблемы ещё предстоит проанализировать в рамках выработки новой национальной идеологии Российского государства.
Федирко О.П.,
д-р ист. наук, доцент, ведущий научный ^ сотрудник отдела этнографии, этноло-
^ гии и антропологии ИИАЭ ДВО РАН
С\|
0
041 Краюшкина Т.В.,
^ д-р филол. наук, зав. Центром истории
§ культуры и межкультурных коммуни-
1 каций ИИАЭ ДВО РАН