УДК 159.9.072:615.851
ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ КАРЕН ХОРНИ
Эмилия А. Соколова1' @
1 Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, Беларусь, 246019, г. Гомель, ул. Советская, 104 @ emiliasokolova@yandex. ги
Поступила в редакцию 22.04.2016. Принята к печати 06.07.2016.
Ключевые слова: проблема, невроз, внутриличностный конфликт, идеальный образ, личность, социокультурная среда, отчуждение, враждебность, страх.
Аннотация: Цель исследования - установление методом теоретического анализа литературы взглядов К. Хорни на психологические проблемы. Термин «психологическая проблема» К. Хорни описывает эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие проблем личности, что позволяет трактовать проблемы в качестве психологических. Эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие проблем взаимосвязаны, что позволяет говорить об определенной структуре психологических проблем. Возникновение проблем, в понимании К. Хорни, связано с социокультурными условиями, создающими для человека психотравмирующую ситуацию (или среду), переработка которой зависит от его личностных особенностей, и приводит в одних случаях к возникновению невроза, в других - к возникновению психологических проблем. На фоне психологических проблем и неудачной попытки к ним адаптироваться возникает невроз, который можно считать вторичной проблемой на фоне первичной психологической проблемы. К. Хорни выделяет личностные проблемы, проблемы производственной деятельности, проблемы взаимоотношений и проблемы, связанные с целью. Социальные проблемы в частности, проблемы производственной деятельности, проблемы во взаимоотношениях могут возникать вторично и являться следствием личностных проблем. Полученные результаты показывают, что, несмотря на ненаправленность исследований К. Хорни на психологические проблемы, сравнивая проблемы с неврозом, она указывает на отдельные виды психологических проблем, их причины, механизмы возникновения, структуру, последствия, что позволяет выделить психологические проблемы в отдельную психологическую категорию. Полученные результаты расширяют их понимание и могут быть полезны практическому психологу при работе с клиентами.
Для цитирования: Соколова Э. А. Представленность психологических проблем в характерологическом анализе Карен Хорни // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 193 - 198. Б01: 10.21603/20788975-2016-4-193-198.
Как пишут Е. Л. Николаев и А. Н. Захарова, «в современном обществе резко возросло количество рисков для психического здоровья» [7, с. 175]. Человек не успевает приспособиться к новым рискам, во-первых, потому что психофизиологическая основа адаптации осталась прежней, во-вторых - они нарастают слишком быстро, в третьих - соответствующих моделей адаптации нет в прежнем опыте. Следствием является увеличение количества психологических проблем. Их спектр в настоящее время значительно пополнился за счет проблем, связанных с техническим прогрессом, изменением природных условий, ростом и старением населения, борьбой за рынки сбыта, территории, ресурсы, рабочие места и т. д. Нерешенные психологические проблемы создают для человека вторичные проблемы, среди которых многочисленные психосоматические заболевания [6; 8 и др.], суициды [3; 4 и др.], эмоциональное выгорание [1 и др.] и ряд других.
Значительное количество психологических проблем и их многочисленные негативные последствия привели к тому, что разные виды психологических проблем активно изучаются и широко представлены в научной литера-
туре. Однако, основатели проблемно-ориентированной психотерапии А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер и Ф. Томмен указывают на отсутствие ее научного обоснования [2]. Научное обоснование проблемно-ориентированной психотерапии предполагает, в первую очередь, теоретико-методологическое обоснование психологических проблем в качестве научной категории. Пока его нет, но увеличение рисков обуславливает такую необходимость.
Обоснование научной категории включает ряд составляющих, среди которых необходимой является систематизация условий и предпосылок возникновения психологических проблем. Исследованиями З. Фрейда и К. Хорни установлено, что предпосылками невроза являются личностные особенности человека, у которого невроз возникает [13]. В исследованиях К. Хорни наиболее широко представлены многочисленные и разнообразные личностные особенности человека, у которого возникает невроз, и доказана их связь с неврозом [9 - 11; 13]. Учитывая, что человек обращается к психологу с психологической проблемой, которая его беспокоит, недостаточно ясным представляется соотношение личност-
ных особенностей, психологической проблемы и невроза. Возможно, переход от личностных особенностей к неврозу включает промежуточное звено - психологическую проблему? Для ответа на этот вопрос необходимо провести анализ и систематизацию взглядов К. Хорни на психологические проблемы: их происхождение, условия и предпосылки возникновения, их состав и структуру, который до настоящего времени не проводился, хотя анализ ее творчества представлен в научной литературе. Учитывая значимый вклад исследований К. Хорни в современную мировую психологию, включая исследования невроза и предшествующих ему личностных особенностей, выявление понимания ею психологических проблем, возможно, внесет свой вклад в теоретическое обоснование психологической категории «психологическая проблема». Такое исследование может осветить новые грани ее творчества, а также помочь практическому психологу и психотерапевту, работающему с проблемами клиента или пациента.
Целью исследования является установление и систематизация взглядов К. Хорни на психологическую проблему.
Метод исследования - теоретический анализ литературы посредством интерпретации. Метод интерпретации широко использовался в исследованиях сторонников теории объектных отношений М. Кляйн, и несмотря на ряд критических высказываний относительно этого метода, основные положения этой теории, выдвинутые с помощью метода интерпретации, получили признание в мировой психологии.
Интерпретация - «это способ понимания, порождения субъектом смысла понимаемого» [5, с. 21]. Одной из традиций понимания является герменевтическая традиция, представленная в исследованиях В. В. Знакова [5]. Со ссылкой на А. А. Пузырея, который выделял два вида интерпретации в рамках герменевтической традиции, В. В. Знаков пишет, что при использовании одного из видов интерпретации - интерпретации «порождения читательского смысла» - «углубление, расширение полнота интерпретации достигаются за счет объединения содержания текста с личностным знанием понимающего субъекта» [5, с. 19]. При этом В. В. Знаков отмечает, что «для понимания текста нужна встречная мысль, которая выражается в вопросах» [5, с. 20].
Вид интерпретации «порождения читательского смысла» в рамках герменевтической традиции понимания использовался в исследовании. Учитывая, что исследование не связано с замыслом и направленностью К. Хорни, в каждой из анализируемых работ опора шла только на ее высказывания, которые приведены в статье. «Встречная мысль» обозначена в цели исследования.
К. Хорни пишет, что в неблагоприятных социокультурных условиях у ребенка развивается «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально враждебного мира» [9, с. 176].
В понимании К. Хорни, социокультурные условия способствуют возникновению у человека состояний, связанных с определенными эмоциями и переживаниями. Понимание мира как враждебного можно трактовать как иррациональную установку, которая формируется в детстве.
Как отмечает К. Хорни, «страх, тревога, паника могут быть реакциями на унижение или в предвидении его» [10, с. 90].
К. Хорни раскрывает содержание некоторых из социокультурных ситуаций или социокультурных условий, приводящих к таким эмоциональным состояниям.
«Эти установки сами по себе не составляют невроз, но они являются той почвой, на которой он может развиться, так как именно их сочетание порождает базаль-ное чувство беспомощности по отношению к миру, который воспринимается как потенциально враждебный» [11, с. 338 - 339].
В понимании К. Хорни, сформировавшиеся в детстве иррациональные установки приводят к переживаниям (переживание чувства беспомощности). Она устанавливает связь иррациональных установок (когниций) и переживаний (эмоций), но не в структуре невроза, а в структуре, предшествующей неврозу. Эту структуру она не называет.
К. Хорни пишет, что «невротическому развитию индивида в конечном счете способствуют чувства отчуждения, враждебности, страха и неуверенности в своих силах» [11, с. 338].
Вырисовывается определенная последовательность: психотравмирующая ситуация (психотравмирующая среда) ^ иррациональная установка ^ эмоции и переживания ^ невроз.
Осознание враждебности мира совместно с чувством отчуждения указывают на экзистенциальную проблему одиночества - психологическую проблему. Чувство беспомощности может указывать на снижение самооценки своих действий, которое также переживается и является личностной проблемой. У человека возникают личностные проблемы одиночества и собственной беспомощности. Они осознаются и переживаются.
Таким образом, К. Хорни выделяет ряд личностных проблем, которые могут предшествовать неврозу. Не обозначая психологическую проблему, К. Хорни, тем не менее, описывает ее как предпосылку невроза.
Однако, если в указанной схеме психотравмирующая ситуация может исчезнуть, то иррациональная установка и вызываемые ею переживания и эмоции сохраняются в единой взаимосвязанной структуре - структуре психологической проблемы.
Таким образом, представленная схема приобретает следующий вид: психотравмирующая ситуация (психо-травмирующая среда) ^ иррациональная установка ^ эмоции и переживания ^ психологическая проблема (иррациональные установки и связанные с ними эмоции и переживания в единой структуре) ^ невроз.
К. Хорни объясняет происхождение переживаний следующим образом: «большинство переживаний являются следствием всей культурной ситуации, а не случаем» [11, с. 337]. Несмотря на то, что «социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума» [13, с. 256], она отмечает, что «поразительно, какой силы фрустрацию может перенести человек без враждебности. Враждебность возникает, только если фрустрация несправедлива или ощущается как несправедливая, на базе невротических требований [10, с. 56].
К. Хорни описывает определенную последовательность реакции субъекта на психотравмирующую ситуацию: осознание несправедливости, затем враждебность как эмоциональное отношение. Но враждебность может проявляться и во взаимоотношениях, и в поведении,
таким образом, к двум составляющим психологической проблемы - когнитивной и эмоциональной - добавляется третья - результирующая - поведенческая.
К. Хорни отмечает, что «индивидуальные отличия степени осознания весьма значительны» [10, с. 102].
Одной из индивидуальных особенностей личности, оказывающей влияние на возникновение невроза или психологической проблемы, является степень осознания.
К. Хорни задается вопросом, почему одни люди подвержены неврозу, а другие - нет, и приходит к выводу, что «люди, подверженные неврозам, больше пострадали от существующих трудностей, особенно в детстве» [11, с. 343].
Возможно, в основе этого лежит разная степень осознания, но К. Хорни этого не раскрывает.
В понимании К. Хорни, существует группа людей, в жизни которых были психотравмирующие ситуации, или которые длительно находились в психотравмирую-щей среде. Под воздействием этого у них сформировались иррациональные установки, появилось «чувства отчуждения, враждебности, страха и неуверенности в своих силах» [11, с. 338], появились связанные с этим особенности поведения - но не появился невроз. При этом она отмечает наличие психотравмирующей ситуации и психотравмирующих переживаний при проблемах, не связанных с неврозом. Таким образом, она прямо указывает на наличие проблем, не обусловленных неврозом. Хотя К. Хорни не обозначает эти проблемы термином «психологические», тем не менее это именно психологические проблемы, которые переживаются и осознаются, а также осознаются переживания при них. Структура психологической проблемы включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.
Как следствие взаимодействия с социокультурной средой К. Хорни отмечает и создание идеального образа [10 - 11; 13]. «Этот образ определяется прежде всего страхом неодобрения и стремлением к признанию» [11, с. 341 - 342]. При неврозе человек уверен, что этот образ недостижим [11], и поэтому он не стремится его достичь, но стремится хотя бы продемонстрировать свое соответствие этому образу. К. Хорни пишет: «наиболее очевидное воздействие культурных факторов на неврозы следует искать в том, какой образ невротик стремится продемонстрировать себе и другим» [11, с. 341].
По мнению К. Хорни, «мы склонны придавать слишком большое значение ситуации как таковой и считаем, что именно она определяет наши реакции» [10, с. 87].
Не исключая роль ситуации в возникновении невроза, К. Хорни описывает ряд личностных особенностей, также играющих свою роль в его возникновении - степень осознания и идеальный образ - ригидный и недостижимый.
К. Хорни отмечает, что «типы проблем, повторяющихся в неврозах, не так уж отличаются от проблем здорового индивида в нашей культуре» [11, с. 342].
Если типы проблем здоровых людей и проблем невротиков не отличаются, то каковы отличия личности здорового человека и человека с неврозом?
Как пишет К. Хорни, значимую роль в создании идеального образа себя играет воздействие соперничества как фактора культуры [10]. При этом К. Хорни выделяет и людей, которые не включаются в соревнование с другими [10]. Она пишет: «даже в соревновательной культуре живет множество людей, для которых другие ценно-
сти (например, внутренний рост) важнее, чем соревновательное превосходство над другими» [10, с. 33]. Отвечая на вопрос, почему так происходит, К. Хорни приходит к выводу, что «базальное различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе лежит в их побудительных мотивах» [10, с. 42]. «Здоровые стремления проистекают из присущей человеку склонности к развитию заложенных в нем способностей» [10, с. 24]. Как пишет К. Хорни, возникновение страха «включает ситуации, в которых мы ... хотим произвести хорошее впечатление» [10, с. 90]. «Чувства отчуждения, враждебности, страха и неуверенности в своих силах» [11, с. 338], «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально враждебного мира» [9, с. 176] создают мотивацию стремления к признанию. К. Хорни указывает, что и предписания и идеалы имеют побудительный характер [10, с. 71]. Разницу между здоровыми и страдающими неврозом людьми К. Хорни видит и в реализации «ключевого различия - между самоосуществлением, то есть осуществлением подлинного себя и воплощением в жизнь идеального я» [10, с. 42].
Имеется различие в мотивах, направленности, потребностях, поведении невротика и здорового человека. Различие в мотивах, направленности, потребностях и поведении невротика и здорового человека, имеющих однотипные психологические проблемы, требует разных стратегий работы психолога или психотерапевта при однотипных проблемах здорового и невротика.
Человек эмоционально реагирует на ситуацию психотравмы [10, с. 56], которая приводит к возникновению невроза или психологической проблемы. К. Хорни отмечает, что «острая реакция гнева или даже ярости может пойти в одном из трех направлений» [10, с. 56]:
- «во-первых, она может быть подавлена по каким-то причинам, и тогда, как и любая подавленная враждебность, может проявиться в психосоматических симптомах: усталости, мигрени, желудочных расстройствах и т. д.» [10, с. 56]. «Враждебность, ненависть или презрение могут быть направлены против себя, если мы чувствуем, что сами задели свою гордость» 10, с. 90]. «Жестокие самоупреки - не единственная форма, которую может принимать этот гнев на себя» [10, с. 90]. «У мстительной ненависти к себе есть так много далеко идущих содержаний» [10, с. 90]. Речь идет об агрессии по отношению к себе;
- «во-вторых, она может быть свободно выражена или, по крайней мере, полностью прочувствована» [10, с. 56]. Речь идет о мести [11, с. 341], то есть агрессии, направленной на окружающих. Она уточняет: «мы обнаруживаем очень много хорошо скрытой мстительности в большинстве случаев невроза» [10, с. 52]. Особенности полностью прочувствованных реакций в том, что «реакция паники, депрессии, ярости по отношению к себе и другим за то, что они полагают «неудачей» очень часты и совершенно несоразмерны действительной важности происшествия» [10, с. 36].
Среди реакций на проблему К. Хорни указывает и на поведенческие реакции - «третье направление реакции -погрузиться в страдание и жалость к себе» [10, с. 56]. Появился невидимый и неосознаваемый спутник, какая-то часть личности, которая себя жалеет.
К. Хорни пишет: «вот уникальное, идеальное существо, а вот - чужой, посторонний человек (наличное я),
который всегда рядом, всюду лезет, мешает, все путает» [10, с. 98].
При психотравме это может быть и вариантом нормальной психологической защиты, с одной стороны, защищающей от психологической проблемы, а с другой -создающей психологическую проблему.
Таким образом, К. Хорни выделяет три составляющих психологической проблемы: эмоциональную (эмоциональная реакция на психотравму), когнитивную и поведенческую. Установку, что человек с психологической проблемой нуждается в психологической поддержке, нельзя отнести к иррациональным, она может носить адаптивный характер.
К. Хорни выделяет иррациональные установки, играющие роль в происхождении психологических проблем, и рациональные установки во взаимодействии с собой на фоне психологической проблемы.
В результате анализа конфликтов К. Хорни приходит к выводу, что «невротический конфликт может быть как между двумя невротическими силами, так и между здоровыми и невротическими силами» [10, с. 99]. Причина этого обусловлена «частичной и полной вовлеченностью в конфликт» [10, с. 99]. При этом «за свою жизнь борется самая сердцевина нашего существа, наше подлинное я со своей способностью к росту [10, с. 99].
Возможно, при частичной вовлеченности в конфликт невроза еще нет, но имеется психологическая проблема.
К. Хорни отмечает невротическую деформацию личности вследствие невроза [9 - 10]. Она пишет, что невротические наклонности обладают «определенной ценностью для индивида» [12, с. 348]. Это же касается и эмоциональных особенностей. По мнению К. Хорни, невротик «может вообще не относиться к своей эмоциональной ущербности как к расстройству, а напротив, будет ею гордиться» [10, с. 138].
Невротическая деформация личности, не являющаяся проблемой в понимании невротика, может явиться проблемой для его окружения. Эта деформация имеет свои последствия.
Рассматривая проблемы, связанные с производственной деятельностью, К. Хорни пишет: «каждая невротическая структура создает свой особый набор трудностей в работе. Это соотношение такое однозначное, что когда нам известна данная структура, мы можем с большой точностью предсказать природу возможных нарушений» [10, с. 257]. Таким образом, невроз деформирует личность, а деформированная личность вследствие своей деформации создает для субъекта психологические проблемы на работе (вторичные проблемы) [10, с. 257].
На фоне невроза возможны вторичные психологические проблемы.
С учетом возможности возникновения вторичных проблем представленная ранее схема расширяется. Она приобретает следующий вид: психотравмирующая ситуация (психотравмирующая среда) ^ иррациональная установка ^ эмоции и переживания ^ психологическая проблема (иррациональные установки и связанные с ними эмоции, переживания и поведенческие реакции в единой структуре) ^ невроз ^ деформация личности ^ вторичные психологические проблемы.
Высказывание К. Хорни, что «все индивидуальные склонности вовлечены в столь тесные взаимоотношения,
что на протяжении жизни человека главная роль может доставаться то одной, то другой» [10, с. 35], можно трактовать следующим образом: для человека изменяется смысл ситуации или среды, изменяется соотношение «фигура - фон», изменяется направленность. Новые цели могут создавать новые проблемы, значит, существуют проблемы, направленные в будущее, и обусловленные поставленной целью.
Еще одна возможность появления психологических проблем показана К. Хорни: «человек может навязывать свои нормы другим и неумолимо требовать совершенства от них» [10, с. 73]. При этом создаются условия для возникновения проблем и конфликтов во взаимоотношениях. К. Хорни об этом пишет: «какова бы ни была основная установка личности, большая часть процесса всегда выносится вовне: он переживается как нечто происходящее между самой личностью и другими» [10, с. 73]. За счет этого «напряжение внутреннего конфликта ослабляется его превращением в межличностный» [10, с. 102].
Вынесение проблем вовне, таким образом, играет адаптивную роль, но возникают проблемы во взаимоотношениях, которые в такой трактовке К. Хорни - вторичны на фоне невроза и носят в какой-то мере адаптивный характер, так как снижают уровень внутреннего напряжения. Социальные проблемы могут являться следствием личностных проблем.
Попытка адаптации - это поведенческая составляющая не только невроза, но и психологической проблемы. Если у человека невроз не развивается - значит его попытки адаптации к существованию с проблемой или ее решению оказались более удачными, чем у человека с неврозом, но менее удачными, чем у здорового человека, раз его проблема длительно существует и не решается.
К. Хорни отмечает, что «сознательная установка человека по отношению к своим нарушениям бывает различной» [10, с. 138]. «Иногда способный к проницательным наблюдениям над другими, невротик свои собственные чувства, мысли или действия может упорно удерживать неосознанными» [10, с. 107].
«Такое состояние сознания, в свою очередь, не слишком отдалено от состояния здоровых с виду людей, которые страдают от случайных частичных "выпадений из памяти" или "слепых пятен", касающихся определенных областей внешних или внутренних переживаний» [10, с. 131].
По мнению К. Хорни, у здоровых - отсутствие осознания частичное, не такое глобальное, как это возможно при неврозе. Кроме этого, невротик не считает особенности своей личности, создающие проблемы в социальных отношениях, проблемой для себя.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Термин «психологическая проблема» К. Хорни не обозначает, однако описывает взаимосвязанные эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие проблем личности, что позволяет трактовать эти проблемы в качестве психологических.
2. Взаимосвязь эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих психологических проблем, показанная К. Хорни, позволяет говорить об определенной структуре психологических проблем. Это позволяет вы-
делить психологическую проблему в качестве самостоятельной категории.
3. Возникновение проблем, в понимании К. Хорни, связано с социокультурными условиями, создающими для человека психотравмирующую ситуацию (или среду), переработка которой зависит от его личностных особенностей и приводит в одних случаях к возникновению невроза, в других - к возникновению психологических проблем.
4. Механизм возникновения проблем обусловлен, с одной стороны, созданием ригидного идеального образа и пониманием своего несоответствия этому образу, что рождает противоречивые тенденции, с другой стороны, попыткой приспособиться к своему несоответствию и внешне ему соответствовать.
5. На фоне психологических проблем и неудачной попытки к ним адаптироваться возникает невроз, который можно считать вторичной проблемой на фоне первичной психологической проблемы.
6. К. Хорни выделяет личностные проблемы, проблемы производственной деятельности, проблемы взаимоотношений и проблемы, связанные с целью.
7. Социальные проблемы, в частности, проблемы производственной деятельности, проблемы во взаимоотношениях могут возникать вторично и являться следствием личностных проблем.
Полученные результаты показывают, что, несмотря на ненаправленность исследований К. Хорни на психологические проблемы, сравнивая проблемы с неврозом, она указывает на отдельные виды психологических проблем, их причины, механизмы возникновения, структуру, последствия, что позволяет выделить психологические проблемы в отдельную психологическую категорию. Проведенное исследование позволяет установить взгляды К. Хорни на психологическую проблему, что вносит свой вклад в исследование творчества К. Хорни. Полученные результаты могут быть полезны практическому психологу при работе с клиентами.
Литература
1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен Ф. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход. М.: Класс, 1998. 272 с.
3. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 368 с.
4. Дмитриева Н. В., Короленко Ц. П., Левина Л. В. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1(61). Т. 1. С. 127 - 134.
5. Знаков В. В. Три традиции психологических исследований - три типа понимания // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 14 - 23.
6. Королева Е. Г. Психосоматика. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. 216 с.
7. Николаев Е. Л, Захарова А. Н. Психическое здоровье населения на постсоветском пространстве: кросс-культурный подход // Современные подходы к продвижению здоровья: материалы V Международной научно-практической конференции (Гомель, 15 - 16 мая 2014 года): редколлегия А. Н. Лызиков [и др.]. Вып. 5. Гомель.: Гом ГМУ, 2014. С. 174 - 176.
8. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. 384 с.
9. Хорни К. Характерологический анализ // Техники консультирования и психотерапии / ред. и сост. У. С. Сахакиан; науч. ред. Н. Бурыгина, Р. Римская. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО Пресс, 2000. С. 174 - 206.
10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. 239 с. Режим доступа: http: www.koob.ru (дата обращения: 15.03.2016).
11. Хорни К. Культура и неврозы // Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. С. 335 - 347.
12. Хорни К. Психоаналитическая терапия // Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. С. 347 - 371.
13. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. 607 с.
REPRESENTATION OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS IN KAREN HORNEY'S CHARACTEROLOGICAL ANALYSIS
Emilia A. Sokolova1' @
1 Gomel State University of Fr. Scorina, 104, Sovetskaya street, Gomel, Belarus, 246019 @ [email protected]
Received 22.04.2016. Accepted 06.07.2016.
Keywords: problem, neurosis, intrapersonal conflict, a perfect image, personality, socio-cultural environment, alienation, hostility, fear.
Abstract. The purpose of research is to establish K. Horney's views on psychological problems, by means of theoretical analysis of literature. The term "psychological problem" is not mentioned by Karen Horney, however, she describes emotional, cognitive and behavioral problems of individual components of personality, which allows us to treat the problems as psychological. Emotional, cognitive and behavioral problems are interrelated components that allow us to speak about the specific structure of psychological problems. According to Karen Horney, problems appear due to socio-cultural conditions that create stressful situations for the person (or their envi-
ronment), their processing depends on the personal characteristics, and in some cases leads to neurosis or psychological problems. Neurosis emerges in the setting of psychological problems and a failed attempt to adapt to them; neurosis can be regarded as a secondary problem on the background of the primary psychological problem. Karen Horney identifies personal problems, problems of work activity, relationship problems and problems associated with the aim. Social issues, particularly the problem of work activity or relationship problems, can occur secondary and result from personal problems. The results obtained show that, in spite of the fact that Karen Horney's studies did not focus on psychological problems, by comparing problems with a neurosis, she refers to certain types of psychological problems, their causes, mechanisms of occurrence, structure, implications which allows one to highlight the psychological problems as a separate psychological category. The results are expanding the understanding of the matter and may be useful in practical psychology when dealing with clients.
For citation: Sokolova E. A. Predstavlennost' psikhologicheskikh problem v kharakterologicheskom analize Karen Khorni [Representation of psychological problems in Karen Horney's characterological analysis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 193 - 198. (In Russ.) DOI: 10.21603/20788975-2016-4-193-198.
References
1. Beznosov S. P. Professional'naia deformatsiia lichnosti [Professional deformation of the personality]. Saint-Petersburg: Rech, 2004, 272.
2. Blazer A., Khaim E., Ringer Kh., Tommen F. Problemno-orientirovannaia psikhoterapiia: integrativnyi podkhod [Problem-oriented psychotherapy: an integrative approach]. Moscow: Class, 1998, 272.
3. Dol'to F. Na storonepodrostka [On the side of the teenager]. Ekaterinburg: U-Faktoriia, 2004, 368.
4. Dmitrieva N. V., Korolenko Ts. P., Levina L. V. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti s suitsidalnym riskom [Psychological characteristics of suicidal Teenager personality]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 1, no. 1 (2010): 127 - 134.
5. Znakov V. V. Tri traditsii psikhologicheskikh issledovanii - tri tipa ponimaniia [Three traditions of psychological research - three types of understanding]. Voprosypsikhologii = Questions of Psychology, no. 4 (2009): 14 - 23.
6. Koroleva E. G. Psikhosomatika [Psychosomatics]. Minsk: ICC Ministry of Finance, 2007. 216 c.
7. Nikolaev E. L., Zakharova A. N. Psikhicheskoe zdorov'e naseleniia na postsovetskom prostranstve: kross-kulturnyi podkhod [Mental health in the post-Soviet space: a cross-cultural approach]. Sovremennye podchody kprodvizheniiu zdorov'ia: Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proceedings of the V International scientific-practical conference "Modern approaches to health promotion" (Gomel, 15 - 16 May 2014)]. Gomel: Gom. GMU, Iss. 5 (2014): 174 - 176.
8. Topolianskii V. D., Strukovskaia M. V. Psikhosomaticheskie rasstroistva [Psychosomatic disorders]. Moscow: Medistina, 1986, 384.
9. Horney K. Kharakterologicheskii analiz [Characterological analysis]. Tekhniki konsultirovaniia i psikhoterapii. [Counseling and psychotherapy techniques]. Ed. and comp. Sahakian U. S., Ed. Burygina N., Rimskaia P.]. Moscow: Aprel' Press, EKSMO Press, 2000, 174 - 206.
10. Horney K. Nevroz i lichnostnyi rost. Bor'ba za samoosuschetvlenie [Neurosis and personal growth. The struggle for self-realization]. Saint-Petersburg: Vostochno-Evropeiskii institute psikhoanaliza i BSK, 1997, 239. Available at: http: www.koob.ru. (Access date 15.03.2016).
11. Horney K. Kul'tura i nevrozy [Horney Culture and neurosis]. Zarubezhnyipsikhoanaliz [Foreign psychoanalysis]. Comp. and ed. Leibin V. M. Saint-Petersburg: Piter, 2001, 335 - 347.
12. Horney K. Psikhoanaliticheskaia terapiia [Psychoanalytic Therapy]. Zarubezhnyi psikhoanaliz [Foreign psychoanalysis]. Comp. and ed. Leibin V. M. Saint-Petersburg: Piter, 2001, 347 - 371.
13. Hjelle L. A. Ziegler D. J. Teorii lichnost [Personality Theories]. Saint-Petersburg: Piter, 2008, 607.