Научная статья на тему 'Представления взрослых об образе материнства'

Представления взрослых об образе материнства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1441
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / КАЧЕСТВА МАТЕРИ / ИДЕАЛЬНАЯ МАТЬ / ОБРАЗ МАТЕРИНСТВА / MOTHERHOOD / ATTRIBUTES OF A MOTHER / IDEAL MOTHER / IMAGE OF MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Е. В.

Представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на феномен материнства и на качества, которыми должна обладать мать. Приводятся результаты эмпирического исследования представлений взрослых людей об образе материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADULTS'' IDEAS OF THE IMAGE OF MOTHERHOOD

The article presents the views of Russian and foreign researchers on the phenomenon of motherhood and the attributes to be possessed by a mother. The results of our empirical study of adults' ideas of the image of motherhood are also given.

Текст научной работы на тему «Представления взрослых об образе материнства»

Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (1), с. 474-481

УДК 316.6:316.356.2

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ОБ ОБРАЗЕ МАТЕРИНСТВА © 2014 г. Е.В. Пономарева

Вятский государственный гуманитарный университет, Киров vitalena.ponomareva@yandex.ru

Поступила в редакцию 31.05.2013

Представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на феномен материнства и на качества, которыми должна обладать мать. Приводятся результаты эмпирического исследования пред-

ставлений взрослых людей об образе материнства.

Ключевые слова: материнство, качества матери,

Материнство, являясь культурным, психологическим, физиологическим феноменом, имеет историю, равную истории человечества. Изучение материнства как научной проблемы за рубежом началось в начале XX века, в отечественной науке его изучение началось сравнительно недавно, но большинство исследований были посвящены изучению качеств и функций матери (С.Ю. Мещерякова, Е.И. Исенина, Е.В. Попцова, Г.Г. Филиппова, Н.Н. Авдеева). Исследований, которые бы отражали представления взрослых людей об образе материнства, не существует. Исключением является исследование Н.В. Разиной (2012), которая эмпирически исследовала представления о материнстве у небольшой выборки девушек (n = 60), принадлежащих к разным вероисповеданиям (ислам, буддизм, христианство) [1].

Рассмотрим некоторые концепции, в которых теоретически были отражены представления об образе материнства.

В рамках культурологического подхода R. Benedict, E. Badinter, M. Мид сделали акцент на том, что чувства и поведение матери зависят от культуры, от собственных установок женщины [2-4]. А. Prost и C. Saraceno (1991), говоря об образе материнства, утверждают, что современная мать отличается меньшей авторитарностью, большей либеральностью, более непосредственными, близкими и индивидуализированными отношениями с детьми [5, 6].

З. Фрейд, в рамках психоаналитического подхода, считал, что образ матери складывается из отношений с младенцем, её любви к ребенку, удовлетворения матерью потребностей ребенка [7].

В теории привязанности Дж. Боулби утверждает, что у ребенка возникает чувство привязанности к матери, которая устанавливает с ним теплые, прочные и любящие отношения, кото-

идеальная мать, образ материнства.

рая обеспечивает ребенку чувство защищенности и безопасности, любви, преданности и тепла, эмоционального жизнеобеспечения [8].

S. Ruddick (2008) в образе матери выделяет такие составляющие, как уход за ребенком, сохранение его физической безопасности, познавательное и духовное воспитание, воспитание эмоциональной сферы и социальное обучение ребенка [9]. J. Hubbs (1988), K. Slattery и А. Garden (2012) отмечают, что мать должна воспитывать нравственные ценности семьи и формировать у ребенка ценности, соответствующие социальным нормам семьи, общины и культуры, мать, с их точки зрения, должна защищать ребенка и помогать своим детям развиваться [10, 11]. J. Mcquillan с соавторами, характеризуя образ материнства, указывает на то, что мать должна быть преданна своей семье, женственна, ощущать радость от роли матери, а также подчеркивают, что представления о качествах материнства не меняются в зависимости от социального класса людей [12].

В теории объектных отношений Д.В. Винни-котта подчеркивается, что мать является первичным определяющим фактором благополучия ребенка. Д. Винникотт утверждал, что главное в образе матери - её забота о ребенке. Среди наиболее известных идей Д. Винникотта - представление о «достаточно хорошей матери». «Достаточно хорошая мать» - это не идеальная мать, она делает то, что получается естественно: обеспечивает адекватную среду, удовлетворяет потребности ребенка. Для образа матери также важны способность понимать своего ребенка, идентифицироваться с ним, непосредственность чувств и переживаний, естественность действий. Д. Винни-котт писал: «Мы обязаны признаться перед самими собой, что в начале мы были абсолютно психологически зависимы... И нам повезло: нас встретили обычной преданностью» [13] .

В отечественной психологии также наблюдается рост интереса к исследованию материнства.

Хоментаускас считает важным в образе матери её любовь и внимание к ребенку [14]. Изучению специфических качеств матери посвящены работы Е.И. Исениной, которая выделяет такие качества матери, как принятие, отзывчивость, её мотивационные, действенные, когнитивные характеристики [15]. Л.Б. Шнейдер, характеризуя образ материнства, отмечает, что стремление к материнству - не биологическое влечение, а духовная потребность, которая является главным источником желания стать матерью [16].

В своей концепции материнства В.С. Мухина выделяет в образе матери такие качества, как чувство любви и ответственности за своего ребенка, способность к рефлексии на физические и психические состояния ребенка, способность к психологическому его сопровождению и реальному ведению по жизни [17]. С точки зрения

В.С. Мухиной, для формирования нормального образа материнства в жизни будущей матери значимая роль отводится мужчине - отцу.

В основу концепции материнства Н.В. Са-моукина закладывает понятие психологического проекта. По её мнению, образ материнства (проект) в своей основе является моделью, которая представляет собой «процесс формирования ...определенных качеств», которая складывается в период беременности из детских воспоминаний матери, взрослых впечатлений, ожиданий, желаний и стремлений женщины и включает в себя культурные нормы, внутреннюю жизнь и поведение ребенка. Этот образ -проект мать передает ребенку в прямой, сознательной форме или в косвенной, неосознанной форме [18]. По данным М.Е. Николаева, «...почти 70% [родителей] считают наиболее существенным прокормить, одеть и обуть своих детей» [19], не считая необходимым нахождение взаимопонимания с ними, воспитание трудолюбия, самостоятельности и т.п.

Если обобщить все характеристики, которые выделили отечественные и зарубежные исследователи, можно составить собирательный образ матери. Это женщина, которая обладает определенными установками, чувства и поведение которой во многом зависят от культуры, для которой материнство - духовная потребность. Это женщина любящая, внимательная, отзывчивая, принимающая и понимающая своего ребенка, преданная ребенку и семье, поддерживающая, заботящаяся и защищающая своего ребенка, обеспечивающая безопасность ребенка. Она удовлетворяет потребности ребенка, принимает на себя эмоциональное жизнеобес-

печение; воспитывает ребенка в полной семье, проявляет ответственность и контроль, обеспечивает адекватную среду, ведет по жизни.

Феномен материнства, как и любой другой, имеет представленность в сознании людей в каком-либо образе. Образ - система значений как обобщенная форма общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений [20, с. 285]. В.В. Абраменкова выделяет бессознательно проявляющиеся в массовом сознании социокультурные образы или социо-генетические инварианты - относительно устойчивые во времени и пространстве образы, представляющие собой следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из поколения в поколение [20, с. 286]. К понятию социо-генетической инварианты близок термин К. Юнга «архетип» - бессознательно передаваемый миф родового прошлого («мать», «мудрец» и др.) либо составная часть личности человека в их вербально-образном аспекте. К. Юнг так пишет о символе: «.это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Это подразумевает нечто смутное, неизвестное, скрытое от нас. Слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий бессознательный аспект, который всякий раз точно не определен и объяснить его нельзя» [21]. Образ материнства соответствует описываемым Юнгом признакам символа: это не просто феномен бытия, он подразумевает нечто большее, чем свое очевидное значение. Образ материнства имеет более широкий бессознательный аспект, который невозможно точно определить или объяснить. Образ материнства -это символ, образец, идеал матери, устойчивый во времени, передаваемый из поколения в поколение, которому стремятся подражать и соответствовать.

И. Кант в своей работе «Критика чистого разума» писал: «Мы должны .признать, что человеческий разум содержит в себе. идеалы, которые. обладают практической силой (как регулятивные принципы) и лежат в основе возможности совершенства определенных поступков. Как идея дает правила, так идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи сравняться с ним. Хотя и нельзя допустить

Таблица 1

Представления мужчин об образе идеальной матери_______________________________

Группы качеств Мужчины с детьми (п=62) Мужчины без детей (п=63) ф-критерий Фишера Уровень значимости

Кол-во % Кол-во %

1. Качества личности, общие для всех людей 51 18% 47 13% 1.823 р<0.01

2. Качества матери в отношениях с ребенком 125 44% 164 44.5% 0.152 р>0.05

3. Качества, необходимые для воспитания детей 21 7.5% 28 7.6% 0.101 р>0.05

4. Интеллектуальные качества 16 5.7% 14 3.8% 1.089 р>0.05

5. Качества матери-помощницы 9 3.2% 61 16.5% 6.064 р<0.01

6. Состояние здоровья 13 4.6% 15 4% 0.304 р>0.05

7. Самосознание матери 1 0.4% 2 0.5% 0.19 р>0.05*

8. Идеальная мать - моя 5 1.8% 8 2% 0.367 р>0.05

9. Мать-пример 5 1.8% 3 1% 1.139 р>0.05*

10. Качества внешности 1 0.4% 5 1.4% 1.393 р>0.05*

11. Мать - хранительница домашнего очага 37 13% 21 5.7% 3.241 р<0.01

Среднее количество качеств 4.6 - 6 - - -

Итого 284 100% 368 100% - -

Примечание: в таблице звездочкой обозначены случаи, когда полученные различия могут быть недостоверными в силу небольшого числа наблюдений

объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее, нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» [22].

Итак, образ материнства - это символ, образец, идеал матери, не существующий в объективной реальности, устойчивый во времени, передаваемый из поколения в поколение, которому стремятся подражать и соответствовать: сравнивают себя с ним, оценивают себя и благодаря этому исправляются. Образ материнства тождественен понятию идеальной матери. Чем ближе сформированный у ребенка образ материнства к идеальному, тем более хорошим родителем он будет.

В целях изучения представлений об образе материнства нами было проведено анкетирование взрослых людей в количестве 408 человек (мужчины - 125 чел., женщины - 283 чел.). Возраст испытуемых - от 16 до 70 лет.

Испытуемых просили письменно ответить на вопрос «Как Вы представляете себе идеальную мать? Какой она должна быть, какими качествами обладать?».

Перечисленные мужчинами и женщинами качества идеальной матери мы объединили в категории и просчитали процент каждой категории от общего количества названных качеств. Результаты исследования отражены в таблицах

1, 2, 3, рисунках 1, 2.

Мужчины, имеющие детей, назвали в среднем меньшее количество качеств идеальной матери. Достоверные различия обнаружены только по трем группам идеальной матери: качества личности, общие для всех людей, качества матери - помощницы и матери как хранительницы домашнего очага.

Для мужчин, имеющих детей, в образе материнства более важными оказались качества, связанные с функцией женщины как хранительницы домашнего очага, объединяющего центра семьи (хорошая хозяйка, хорошо готовит, любовь к мужу и детям, верность семье, создание приятной домашней атмосферы); качества, связанные с воспитанием ребенка и отношением к нему (забота, понимание, требовательность к себе и детям, правильно воспитывает, не балует, готовит к самостоятельной жизни), а также качества личности (честная, трудолюбивая, справедливая, спокойная, терпеливая, внимательная, справедливая, жизнерадостная). Менее важными для этой категории мужчин оказались самосознание матери, её внешность, здоровье. Графически результаты исследования образа материнства у мужчин представлены на рис. 1.

Для мужчин, не имеющих детей, приоритетными в образе материнства оказались качества, связанные с отношением матери к ребенку (заботливая, добрая, любящая, понимающая), качества матери как помощника (даст совет, поможет в трудную минуту). С нашей точки зрения, мужчины, не имеющие детей, проецировали образ идеальной матери на собственную мать и ука-

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15% -Ь 10%

5%

0%

Г~^

□ с детьми ■ без детей

30%

^ Vі

-£г

^ / у ^

* / ■ч_>

/ / /

Рис. 1. Представления мужчин об образе материнства

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

ЕЙ

к

ггп

г-^-ГП

□ с детьми ■ без детей

□ беременные

/ / У / / // / / & ^ #

/ -/ ^ * <?' У * -*

С.|Ь

Рис. 2. Представления женщин об образе материнства

зывали те качества, которые они хотели бы видеть в своей матери и которые реализовывались бы их матерью по отношению к ним самим (забота, понимание, любовь, доброта, понимание, совет и поддержка в трудную минуту).

Качества личности, общие для всех людей, качества, отражающие внешность матери, её здоровье, интеллект не были значимыми для данных испытуемых.

Результаты исследования представлений об идеальной матери у женщин представлены на рис. 2.

Для женщин в образе материнства важными оказались качества матери, необходимые для воспитания ребенка: умение выслушать, требовательность, она должна учитывать интересы детей и учить их самостоятельности; а также в образе материнства важными для них оказались качества личности - трудолюбие, чистоплотность, целеустремленность и др. Описывая качества идеальной матери, женщины не выявили различий по таким группам, как качества личности, состояние здоровья матери, мать как пример для ребенка.

Таблица 2

Представления женщин об образе идеальной матери ______________________________

Группы качеств Женщины без детей (п=161) Беременные женщины (п=18) Женщины с детьми (п=105)

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1. Качества личности, общие для всех людей 74 7.3% 9 10% 24 5.6%

2. Качества матери в отношениях с ребенком 464 46% 62 69% 273 64%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Качества, необходимые для воспитания детей 155 15.4% 4 4.4% 48 11.3%

4. Интеллектуальные качества 32 3.2% 6 6.6% 16 3.8%

5. Качества матери-помощницы 138 13.7% 1 1.2% 22 5.2%

6. Состояние здоровья 36 3.5% 3 3.3% 14 3.3%

7. Самосознание матери 4 0.4% 0 0% 5 1.2%

8. Идеальная мать - моя 28 2.8% 1 1.2% 4 0.9%

9. Мать-пример 15 1.5% 2 2.2% 4 0.9%

10. Качества внешности 10 1.0% 2 2.2% 0 0%

11. Мать - хранительница домашнего очага 49 4.8% 0 0% 15 3.5%

12. Прочее (нет образа) 4 0.4% 0 0% 1 0.3%

Среднее кол-во названных качеств 6.3 - 5 - 4 -

Итого 1009 100% 90 100% 426 100%

Существенные различия выделены по группе качеств матери в отношениях с ребенком. Женщины, имеющие детей, и беременные женщины назвали больше качеств, важных в ситуации общения с ребенком, чем женщины без детей (заботливая, любящая, понимающая, добрая), что связано с практикой общения с ребенком. Беременные женщины только начинают общаться с ребенком, поэтому для них качества отношений с ребенком даже более важны, чем для женщин с детьми. Беременные женщины также выше оценили интеллектуальные качества матери.

Разница была выявлена и по группе «Качества, необходимые для воспитания детей» (ответственная, умеет выслушать, много времени уделяет детям, достойно воспитывает). Меньшей значимостью эта группа качеств обладает для беременных женщин. Это, возможно, объясняется тем, что беременные женщины (средний возраст 26.7 года) начали общаться со своими детьми, но пока не столкнулись с практикой их воспитания. Женщины, имеющие детей, назвали большее количество воспитательных качеств. Для женщин, не имеющих детей, воспитательные качества идеальной матери также оказались значимыми, т.к. эти женщины (средний возраст 19.4 года), вероятно, с одной стороны, идентифицируют себя с детьми, испытывают на себе воспитательное воздействие своих родителей и понимают его необходимость, с другой - находятся в детородном возрасте и уже могут идентифицировать себя как мать.

Женщины без детей назвали большее, по сравнению с другими группами женщин, коли-

чество качеств матери-помощницы: «поддержит и поможет в трудную минуту, даст совет, всегда придет на помощь, защищает, помогает, жертвует собой и своими интересами ради ребенка». Женщины, не имеющие детей, находясь зачастую в позиции ребенка, проявляют потребность в материнской помощи. Для беременных женщин эти качества в образе идеальной матери не значимы, т.к. перед ними не стоит задача помогать своим детям, их главная задача - общаться с детьми. Женщины с детьми назвали небольшое количество качеств этой категории.

Представляет интерес анализ представлений по группе качеств «Материнское самосознание». Наибольшее количество качеств, доказывающих понимание женщиной своей материнской роли, продемонстрировали женщины, имеющие детей. Беременные женщины вообще не назвали качеств этой группы и только четыре женщины, не имеющие детей, представляют себя в роли матери, что сопоставимо с представлениями мужчин о наличии самосознания женщины по данной группе качеств.

Наша гипотеза о том, что ребенок выстраивает образ материнства (образ идеальной матери) на основе образа собственной матери получил частичное подтверждение при анализе группы качеств.

По группе качеств, идентифицирующих собственную мать как идеальную, все группы женщин продемонстрировали невысокие показатели. Наибольшие показатели выявили женщины, не имеющие детей. Идентифицируя себя с «детьми», члены этой группы, перечисляя качества идеальной матери, утверждали: «Иде-

Таблица 3

Достоверность различий представлений разных групп женщин об идеальной матери _______________________________по ф-критерию Фишера_____________________________________________

Группы качеств Сравниваемые группы женщин

Женщины без детей и беременные Женщины без детей и с детьми Женщины с детьми и беременные

ф-крите- рий Фишера Уровень значи- мости ф-крите-рий Фишера Уровень значи- мости ф-крите-рий Фишера Уровень значи- мости

1. Качества личности 0.SS2 р>0.05 1.194 р>0.05 1.431 р>0.05

2. Качества матери в отношениях с ребенком 4.245 р<0.01 6.334 р<0.01 0.S71 р>005

3. Качества, необходимые для воспитания детей 3.491 р<0.01 2.094 р<0.01 2.267 р>0.01

4. Интеллектуальные качества 1.491 р>0.05 0.554 р>0.05 1.13S р>0.05

5. Качества матери-помощницы 4.9S1 р<0.01 5.15S р<0.01 2.155 р>0.01

6. Идеальная мать - моя 1.145 р>0.05 2.527 р<0.01 0.172 р>0.05

7. Качества матери-примера 0.473 р>0.05 0.969 р>0.05 0.931 р>0.05

8. Качества внешности 0.S91 р>0.05 1.921 р>0.01 - р>0.05

9. Мать - хранительница домашнего очага 2.145 р>0.01 1.211 р>0.05 1.431 р>0.05

10. Прочее (нет образа) 0.754 р>0.05 0.65S р>0.05 - р>0.05

альная мать - это моя мама!». Эти женщины полностью отождествляют образ идеальной и реальной матери, идеализируют образ матери. Беременные женщины и особенно женщины с детьми намного меньше считают свою мать идеальной, т.к. они уже освоили (хотя бы частично) роль матери и понимают, что они не идеальны, они более объективны в оценке себя.

Особенности внешности идеальной матери оказались абсолютно не значимы для женщин, имеющих детей, и минимально значимы для женщин без детей и беременных женщин. Это может свидетельствовать об акцентировании в представлениях об образе материнства на более глубинных, духовных качествах.

Таким образом, изучение образа материнства у взрослых людей позволило сделать следующие выводы:

1. На представление образа материнства влияют такие социальные характеристики, как пол, возраст и потребности человека в идеале матери. Разные группы взрослых имеют свое представление образа материнства, но основные его характеристики имеют единое семантическое поле.

2. Главным в образе материнства для всей выборки испытуемых оказалось отношение матери к своему ребенку, ее любовь, забота, отзывчивость, понимание, доброта, разумная строгость.

3. Мужчины и женщины без детей также назвали как значимые в образе материнства качества матери-помощника: она поддержит и поможет в трудную минуту, даст совет, всегда придет на помощь, защитит, пожертвует собой и своими интересами ради ребенка.

3. Помимо перечисленных качеств, для мужчины также как важные в образе материнства

отметили качества личности женщины. качества женщины - хранительницы домашнего очага и качества воспитателя. Характеризуя качества идеальной матери, мужчины описывали такую женщину, которую они хотели бы видеть рядом.

4. Для женщин, помимо перечисленных качеств, в образе материнства важными оказались качества матери, необходимые для воспитания ребенка.

5. Выявленные эмпирическим путем представления взрослых об образе материнства совпали с теоретическими конструктами, которые были выделены различными исследователями в научных концепциях.

Список литературы

1. Разина Н.В. Культурные основы представлений о материнстве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 15.

С. 192-199. URL: http://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения 25.01.2013).

2. Benedict R. Patterns of culture. NY.: Atheneum, 1955. 145 p.

3. Badinter E. Moth and reality. NY.: Macmillan, 1981. 241 p.

4. Мид М. Культура и мир детства. М.: Прогресс, 1988. 365 с.

5. Prost A. Public and private spheres in France // A history of private life.V.5. Riddles of identity: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. P. 23-167.

6. Saraceno C. The Italian family: paradoxes of privacy // A history of private life. V. 5. Riddles of idently: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. P. 512-520.

7. Фрейд З. Основной инстинкт. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 656 с.

8. Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva: Claridge, 1987. 321 p.

9. Radosh P.F. Sara Ruddick's Theory of Maternal Thinking Applied To Traditional Irish Mothering //

Journal of Family History, July 2008; vol. 33, 3: p. 304315. URL: http://jfh.sagepub.com/content/33/3/304 (дата обращения 4.03.2013).

10. Slattery K., Garden А. Mother as mother and mother as citizen: Mother of combat soldiers on national network new // Journalism, 2012, 13:87 originally published online 26 September 2011 DOI: 0.1177/1464884 911420778. URL: http: jou.sagepub.com/connect/13/1/87 (дата обращения 4.03.2013).

11. Hubbs J. Mother Russia: The feminine myth in Russ. culture / Joanna Hubbs. Bloomington; Indianapolis: Indiana univ. press, Cop. 1988. XVII. 302 p.

12. Mcquilllan J., Greil A., Shreffler K., Tichenor V.

The Importance of Motherhood Among Women in the Contemporary United States//Gender & Society, August 2008; vol. 22. 4: p. 477-496., first published on June 5, 2008. URL: http://gas.sagepub.com/content/22/4/477

(дата обращения 4.03.2013).

13. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998. 123 с.

14. Хоментаускас Т.Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

15. Исенина Е.И. Предпосылки качеств матери у беременных женщин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part= article &id=1908.

16. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. Апрель - Пресс, 2000. 512 с.

17. Мухина В.С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности, 2003. № 1. С.144.

18. Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. № 6. С. 70.

19. Николаев М.Е. Молодая семья: вызов времени и решения // Научно-аналитический журнал Обозреватель. 2008. № 7. С. 6-14. URL: http://www.rau.su (дата обращения 15.04.2013).

20. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

21. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. modernlib.ru/books/yung_karl_gustav/problemi_dushi _nashego_vremeni/read/

22. Кант И. Критика чистого разума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.modernlib. ru/books/kant_immanuil/kritika_chistogo_razuma/read/

ADULTS' IDEAS OF THE IMAGE OF MOTHERHOOD

E. V. Ponomareva

The article presents the views of Russian and foreign researchers on the phenomenon of motherhood and the attributes to be possessed by a mother. The results of our empirical study of adults' ideas of the image of motherhood are also given.

Keywords: motherhood, attributes of a mother, ideal mother, image of motherhood.

References

1. Razina N.V. Kul'turnye osnovy predstavlenij o

materinstve // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2012. № 15. S. 192-

199. URL: http://elibrary.ru/query_results.asp (data ob-rashhenija 25.01.2013).

2. Benedict R. Patterns of culture. NY.: Atheneum, 1955. 145 p.

3. Badinter E. Moth and reality. NY.: Macmillan, 1981. 241 p.

4. Mid M. Kul'tura i mir detstva. M.: Progress, 1988. 365 s.

5. Prost A. Public and private spheres in France // A history of private life.V.5. Riddles of identity: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. P. 23-167.

6. Saraceno C. The Italian family: paradoxes of privacy // A history of private life. V. 5. Riddles of idently: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. P. 512-520.

7. Frejd Z. Osnovnoj instinkt. M.: Olimp; OOO «Iz-datel'stvo AST-LTD», 1997. 656 s.

8. Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva: Claridge, 1987. 321 p.

9. Radosh R.F. Sara Ruddick's Theory of Maternal Thinking Applied To Traditional Irish Mothering // Journal of Family History, July 2008; vol. 33, 3: p. 304315. URL: http://jfh.sagepub.com/content/33/3/304 (data obrashhenija 4.03.2013).

10. Slattery K., Garden A. Mother as mother and mother as citizen: Mother of combat soldiers on national

network new // Journalism, 2012, 13:87 originally published online 26 September 2011 DOI: 0.1177/1464884 911420778. URL: http: jou.sagepub.com/connect/13/1 /87 (data obrashhenija 4.03.2013).

11. Hubbs J. Mother Russia: The feminine myth in Russ. culture / Joanna Hubbs. Bloomington; Indianapolis: Indiana univ. press, Cop. 1988. XVII. 302 p.

12. Mcquilllan J., Greil A., Shreffler K., Tichenor V.

The Importance of Motherhood Among Women in the Contemporary United States//Gender & Society, August 2008; vol. 22. 4: p. 477-496., first published on June 5, 2008. URL: http://gas.sagepub.com/content/22/4/477

(data obrashhenija 4.03.2013).

13. Vinnikott D.V. Malen'kie deti i ih ma-teri. M.: Klass, 1998. 123 s.

14. Homentauskas T.G. Sem'ja glazami rebenka. M.: Pedagogika, 1989. 160 s.

15. Isenina E.I. Predposylki kachestv materi u bere-

mennyh zhenshhin [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostu-pa: http://www.psyinst.ru/library.php?part= article

&id=1908.

16. Shnejder L.B. Psihologija semejnyh otnoshenij. Kurs lekcij. Aprel' - Press, 2000. 512 s.

17. Muhina V.S. Problema materinstva i men-tal'nosti zhenshhin v mestah lishenija svobody // Razvitie lichnosti, 2003. № 1. S.144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Samoukina N.V. Psihologija materinstva // Prik-ladnaja psihologija. 1998. № 6. S. 70.

19. Nikolaev M.E. Molodaja sem'ja: vyzov vremeni i reshenija // Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel'.

200S. № 7. S. 6-14. URL: http://www.rau.su (data obrashhenija 15.04.2013).

20. Abramenkova V.V. Social'naja psihologija detstva: Uchebnoe posobie. M.: PER SJe, 200S. 431 s.

21. Jung K.G. Problemy dushi nashego vremeni [Je-lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. moder-

nlib.ru/books/yung_karl_gustav/problemi_dushi

_nashego_vremeni/read/

22. Kant I. Kritika chistogo razuma [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.modernlib.

ru/books/kant_immanuil/kritika_chistogo_razuma/re ad/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.