ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 5.8.7)
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-95-6-131-137
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О МОТИВАЦИОННЫХ ИНТЕНЦИЯХ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
© Татьяна Николаевна Щербакова1, Ирина Ивановна Лосева2, Динамутдин Несретдинович Мисиров3
1Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия; 2; 3Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, РоссияО [email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация. Представлен анализ современных исследований мотивационных интенций преобразующей активности в условиях неопределенности. Показаны психологические преимущества смысловой регуляции активности развивающейся личности. Обоснована актуальность формирования у студентов устойчивой мотивации, позитивного отношения, субъектной включенности в инициацию конструктивных трансформаций личности посредством саморазвития и самообразования. В работе показано, что мотивационно-смысловая интенция в процессе преобразований личности не ограничивается активностью в наличной ситуации, а ориентируется на преадаптацию. Впервые описаны результаты эмпирического исследования содержания представлений студентов о мотивационных интенциях преобразующей активности в условиях неопределенности. Представлена программа психологического сопровождения формирования культуры преобразовательной активности у молодежи, интегрирующая следующие взаимосвязанные модули: информационный, мотивационно-смысловой, развивающий, прогностический.
Ключевые слова: представления, мотивационная интенция, студент, преобразующая активность, аутопси-хологическая компетентность, неопределенность.
Для цитирования: Щербакова Т.Н., Лосева И.И., Мисиров Д.Н. Представления студентов о мотивационных интенциях преобразующей активности в условиях неопределенности // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 95. № 6. С. 131-137. doi: 10.18522/2070-1403-2022-95-6-131-137.
PEDAGOGY
(specialty: 5.8.7)
Original article
Students' ideas about the motivational intentions of transformative activity
under conditions of uncertainty
© Tatyana N. Shcherbakova1, Irina I. Loseva2, Dinamutdin N. Misirov3
1Don state technical university, Rostov-on- Don, Russian Federation; 2; 3Southern federal university, Rostov-on- Don, Russian Federation [email protected] [email protected] [email protected]
Abstract. The analysis of modern researches of motivational intentions of transforming activity in the conditions of uncertainty is presented. The psychological advantages of semantic regulation of the activity of a developing personality are shown. The relevance of the formation of students' sustainable motivation, positive attitude, subjective involvement in the initiation of constructive personality transformations through self-development and self-education is substantiated. The paper shows that the motivational-semantic intention in the process of personality transformations is not limited to activity in the current situation, but focuses on pre-adaptation. For the first time, the results of an empirical study of the content of students' ideas about the motivational intentions of transformative activity under conditions of uncertainty are described. A program of psychological support for the formation of a culture of transformative activity among young people is presented, integrating the following interrelated modules: informational, motivational-semantic, developing, prognostic.
Key words: ideas, motivational intention, student, transformative activity, autopsychological competence, uncertainty. For citation: Tatyana N. Shcherbakova, Irina I. Loseva, Dinamutdin N. Misirov Students' ideas about the motivational intentions of transformative activity under conditions of uncertainty. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 95. No 6. P. 131-137. doi: 10.18522/2070-1403-2022-95-6-131-137.
Введение
В современных реалиях высокий уровень неопределенности и присутствие мультифак-торных стрессоров от будущего профессионала требуется развитие психологической готовности к непрерывным самоизменениям, конструктивным трансформациям, проявлениям гибкости мышления и мобильности активности.
Современное пространство высшего профессионального образования также очень динамично, что в свою очередь требует способности к преадаптации и сформированных смысловых установок инициирующих и регулирующих преобразовательную активность студентов. Представления и смысловые установки задают векторы саморазвития и выбор студентом индивидуальной образовательной траектории.
Содержание системы субъективных представлений, ценностей, смыслов, уровень притязаний личности и образ достижений образуют своеобразную субъективную матрицу оценки собственных возможностей и ограничений. Актуальным сегодня представляется формирование у студентов пристрастного отношения, заинтересованности в продуктивном решении, выдвигаемых новым временем задач саморазвития и самообразования [14; 16].
Психологическая уникальность субъективных представлений, как мотиваторов преобразований личности и деятельности современных студентов, связана с оценкой своего поведения в контексте социокультурной ситуации. Это позволяет субъекту выстраивать эффективные модели самоизменений на различных этапах профессионального становления. Цифровая среда как образовательное пространство порождает изменения содержания субъективных представлений студентов о способах реализации и критериях эффективности профессиональной подготовки [2].
В психологических исследованиях доказано, что преобразовательная активность личности будет успешной только в случае наличия четкой мотивационно-смысловой интенции [15]. Сегодня студент одновременно погружен в разные контексты, отличающиеся высоким статусом неопределенности, поэтому для определения на уровне индивидуального субъекта мотивационно-смысловой поддержки конструктивных трансформаций актуальным становится обращение к таким интегральным образованиям, как «экосфера и экониша индивидуального субъекта» [7] «жизненный мир субъекта» [11], «мир человека» [4].
Преобразовательная активность личности является существенным проявлением ее субъектности, что и обеспечивает высокую вероятность достижения поставленных целей в условиях неопределенности. Мотивационно-смысловая регуляция преобразований личности не ограничивается только активностью в актуальной ситуации, а выходит далеко за ее границы, ориентируясь на преадаптацию [4; 7; 12]. Преобразовательная активность студента сопровождается аутопсихологической работой по осмыслению и значимого для себя и выработке представлений и приемлемом способе жизни. Видение потенциально значимого, с точки зрения современных исследователей, связано с проявлением мотивационно-смысловой интенции. Мотивационно-смысловая интенция задает векторы развития тех характеристик личности и ее деятельности, которые могут быть востребованы в будущем [4].
Обсуждение
Современные исследователи подчеркивают, что мотивационно-смысловая интенция побуждает и направляет преобразовательную активность субъекта. Важно, что именно определяет студент в качестве предмета преобразования, как эмоционально окрашена эта интенция, в чем видится личностный смысл достижений, насколько состоятельной представляется система субъективного контроля для реализации задуманного.
Анализируя мотивационно-смысловую интенцию субъекта можно определить истинную направленность личности и субъективно-значимую цель трансформаций [1].
В качестве одной из основных функций мотивационно-смысловой инициации активности в условиях неопределенности является обеспечение преадаптивности личности, ее способности к саморазвитию, саморегуляции и самоконтролю.
Мотивация использования студентами своего потенциала и накопления новых психологических ресурсов в обучении связана со смыслотворческой активностью. В мотивации преобразовательной активности студентов и нахождении оптимальной траектории развития большое место занимают содержание субъективных представлений, личностный смысл и смысложизненные ориентации [3; 5; 6; 8; 9].
Для исследования содержания представлений студентов о мотивационных интенциях преобразующей активности в условиях неопределенности использовалась анкета «Преобразовательная активность в ситуации неопределенности».
В исследовании участвовали студенты Академии педагогики и психологии ЮФУ и ДГТУ различных профилей подготовки в количестве 215 респондентов.
Анализ проведенного исследования показал, что в представлениях студентов о личностном смысле преобразующей активности отмечаются следующие позиции: 27% респондентов отмечают, что ее реализация «расширяет перспективные возможности личности»; 15% подчеркивают, что это «модно сегодня»; 37% - «необходимость быть конкурентоспособными»; 21% - «нравится экспериментировать» (рис. 1).
Рисунок 1
Представления студентов о назначении преобразующей активности
нравится экспериментировать необходимость быть конкурентоспособными модно сегодня расширяет перспективные возможности личности
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Как показывает анализ субъективных представлений, студенты, участвующие в исследовании, в достаточной мере адекватно рефлексируют смысл преобразующей активности в перспективе будущего, обеспечивающей вероятность роста жизнестойкости и достижение цели.
В содержании представлений респондентов-студентов, акцентируется внимание на том, что преобразования нужны, прежде всего, для усиления конкурентоспособности, для расширения перспективных возможностей личности. Интересно, что достаточное количество студентов отмечают, что преобразующая активность позволяет удовлетворить потребность в экспериментировании и само коррекции, очевидно, это связано с особенностями юношеского возраста. Стремление экспериментировать может выступать в качестве дополнительного мотива позитивных изменений.
В результате обобщения ответов можно констатировать, что в представлении респондентов-студентов, принимающих участие в исследовании, преобразующая активность выполняет следующие функции в условиях неопределённости: обеспечения психологической готовности к изменениям (45%), адаптации к требованиям будущего (27%), проектирования будущего (17%), стимулирования дальнейшего развития (13%) (рис. 2.).
Рисунок 2
Функции преобразующей активности в представлениях студентов
стимулирования дальнейшего развития
13%
проектирования будущего 17%
адаптации к требованиям будущего
27%
еспечения психологическои готовности к изменениям
45%
0% 10% 20% 30% 40% 50%
В содержании представлений респондентов-студентов о главных функциях преобразующей активность на первое место выдвигается обеспечение психологической готовности к изменениям. Наличие этого вида готовности позволяет личности проявлять гибкость и мобильно адаптироваться в условиях неопределенности. На развитие мотивационно-смысловой инициации личностных трансформаций с точки зрения студентов влияют такие факторы как: акмеологическая среда, творческая команда, социокультурные изменения, технологии социальной инженерии, устремленность в будущее как персональный бренд.
Таким образом, можно констатировать, что содержательность субъективных представлений студентов о назначении, фикциях, ресурсах и рисках преобразовательной активности способствует формированию мотивационно-смысловой интенции трансформаций в контексте предвосхищения требований будущего. Сегодня важно развивать идею психологической готовности к переменам, принятия необходимости трансформации как фактора становления толерантности к неопределенности [10; 13]. В связи с этим растет значимость высокого уровня ауто-психологической компетентности личности, обеспечивающей конструктивные трансформации и поддерживающей психологическое благополучие личности в условиях неопределенности.
Анализ результатов анкетирования студентов позволил систематизировать представления респондентов о внутренних препятствиях, нивелирующих смысл позитивных трансформаций личности. Среди них выделяют, такие как: «недостатки самопознания и самопонимания», «дефициты мотивации», «ригидность психики», «зависимость от других», «неустойчивое самоопределение», «прокрастанацию», «неадекватный уровень притязаний», «туманный образ будущего», «отсутствие опыта перемен», «страх ответственности», «нежелание выйти из зоны комфорта», «ориентацию на избегание неудач».
В результате анкетирования были показано, что студенты акцентируют внимание на значимой роли позитивного самоотношения, развитого самосознания и знаний о возможных проявлениях мотивационно-смысловой интенции в процессе продуктивной преобразующей активности и обеспечении профессионально-личностного роста. На основании анализа результатов эмпирического исследования описаны содержательные особенности представлений современных студентов о мотивационных интенциях преобразующей активности в условиях неопределенности.
Специфика содержания представлений студентов о мотивационно-смысловых интенциях, лежащих в основе инициации преобразующей активности, и выявленные дефициты позволяют определить направления психологического сопровождения формирования психологической готовности к изменениям.
Выводы
Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов считают, что способность к реализации конструктивных личностных трансформаций в ситуации неопределенности становится психологическим гарантом успешной преадаптации и профессионально-личностного роста.
В настоящей динамичной социореальности повышается роль мотивационно-смысловой интенции как детерминанты преобразований сегодняшних студентов как субъектов активности в перспективе будущего, что становится залогом успешного решения профессиональных и личностно значимых задач.
В современной психологической науке вопросы мотивационно-смысловых интенций в процессе преобразующей активности личности приобретают все большую актуальность в связи с ростом неопределенности и мобильности в окружающей реальности.
Сегодня перед практической психологией стоит задача усиления психологической готовности субъекта к эффективной активности преобразований на разных уровнях бытия, формирования экзистенциально мотивации личностных трансформаций.
В психологии сегодня исследование возможностей внешней и внутренней преобразующей активности субъекта открывает новые возможности поиска механизмов развития стрес-соустойчивости личности. Затруднения в проявлении конструктивной преобразовательной активности студента в условиях неопределенности препятствуют достижению высокого успеха в разных сферах жизнедеятельности. Интерес представляет описание субъективных детерминант формирования мотивационно-смысловых интенций в контексте вызовов современного транзитивного общества.
В содержание программы психологического сопровождения формирования культуры преобразовательной активности у молодежи включены следующие взаимосвязанные модули: информационный. мотивационно-смысловой, развивающий, прогностический.
Список источников
1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении. М.; Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2008.
2. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5(2). С. 306-314.
3. Арутюнян В.Э. Проблема мотивации развития психологической компетентности педагога в системе повышения квалификации // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 276-283. - URL: http://www.hses-online.ru/2012_02.html
4. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-27.
5. Волкова Т.А., Сачкова М.Е. Мотивация достижения успеха в учебной деятельности у студентов // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева. М., 2020. С. 127-130.
6. Голубев А.М., Казачанская М.Г. Временная перспектива и мотивационные предпочтения // Вестник НГУ. Серия «Психология». 2009. Т. 3. Вып. 2.
7. Забродин Ю.М. Теория личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финстат-информ, 2002.
8. Звонова Е.В., Мельников М.А. Характеристики мотивации достижения успеха для студентов-участников международных программ // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9-2 (99). С. 191-195.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2020. 512 с.
10. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: когнитивная и личностная регуляция предвосхищений, выбора и риска / Под общ. ред. А.Г. Асмолова // Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен. М., 2018. С. 54-75.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
12. Магомед-Эминов М.Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения // Вестник Московского университета. Серия 14. 1984. № 1. С. 57-59.
13. Машошина А.А. Взаимосвязь характеристик субъективной картины жизненного пути и креативности в период взрослости в интересах формирования успешных личностей // Психология и психотехника. 2013. № 10. С. 973-980.
14. Мисиров Д.Н., Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность в контексте профессиональной деятельности учителя: ресурсы и риски // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки: научно-педагогический журнал. 2013. № 12. С. 113-120.
15. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект) // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. 20 с.
16. Scherbakova Т., Misirov D., Akopyan M., Ogannisyan L. The student as a subject of transformative activity in the period of professional training // Web of Conferences: сборник материалов конференции: INTERAGROMASH. Published online: 2020. - URL: https://doi .org/10.1051/e3sconf/202017515013
References
1. Abakumova I.V., Kagermazova L.Ts. Semantic communications in the educational process: theory and technology of directed translation of meanings in education. Moscow; Nalchik: Publishing House of M. and V. Kotlyarov, 2008.
2. Angelovsky A.A. Analysis of the concepts of profession, professional consciousness, professional activity, professionalism // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. Vol. 12. No. 5 (2). P. 306-314.
3. Arutyunyan V.E. The problem of motivation for the development of the psychological competence of a teacher in the system of advanced training // Humanities and social sciences. 2012. No. 2. P. 276-283. - URL: http://www.hses-online.ru/2012_02.html
4. Asmolov A.G., Shekhter E.D., Chernorizov A.M. Pre-adaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution // Problems of Psychology. 2017. No. 4. P. 3-27.
5. Volkova T.A., Sachkova M.E. Motivation to achieve success in educational activities among students // Social psychology: questions of theory and practice. Materials of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation in memory of M.Yu. Kondratiev. Moscow, 2020. Pp. 127-130.
6. Golubev A.M., Kazachanskaya M.G. Temporal perspective and motivational preferences // Vestnik NGU. Series "Psychology". 2009. Vol. 3. Issue. 2.
7. Zabrodin Yu.M. Personality Theory and Human Resource Management. M., 2002.
8. Zvonova E.V., Melnikov M.A. Characteristics of success motivation for students participating in international programs // International Research Journal. 2020. No. 9-2 (99). Pp. 191-195.
9. Ilyin E.P. Motivation and motives. St. Petersburg Peter, 2020. 512 p.
10. Kornilova T.V. Psychology of uncertainty: cognitive and personal regulation of anticipations, choice and risk / Ed. ed. A.G. Asmolova // Mobilis in mobile: Personality in an era of change. M., 2018. P. 54-75.
11. Leontiev D.A. Psychology of meaning: structure and dynamics of meaning reality. M., 1999. 487 p.
12. Magomed-Eminov M.Sh. Three-factor model of the cognitive structure of achievement motivation. Bulletin of Moscow University. Series 14. 1984. No. 1. P. 57-59.
13. Mashoshina A.A. The relationship between the characteristics of the subjective picture of the life path and creativity in the period of adulthood in the interests of the formation of successful personalities // Psychology and psychotechnics. 2013. No. 10. P. 973-980.
14. Misirov D.N., Shcherbakova T.N. Psychological competence in the context of a teacher's professional activity: resources and risks // Proceedings of the Southern Federal University: Pedagogical Sciences: Scientific and Pedagogical Journal. 2013. No. 12. P. 113-120.
15. Suraeva G.Z. Psychological features of the motivational-semantic intention of the individual (socio-cultural aspect) // Abstract of the thesis. M., 2002. 20 p.
16. Scherbakova T., Misirov D., Akopyan M., Ogannisyan L. The student as a subject of transformative activity in the period of professional training // Web of Conferences: collection of conference materials: INTERAGROMASH. Published online: 2020. URL: https://doi .org/10.1051/e3sconf/202017515013.
Статья поступила в редакцию 15.11.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 15.11.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.