Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ О СОЦИАЛЬНОМ НЕРАВЕНСТВЕ В РОССИИ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ О СОЦИАЛЬНОМ НЕРАВЕНСТВЕ В РОССИИ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА / ГЛОБАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / НЕРАВЕНСТВО ДОСТУПА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / SOCIAL INEQUALITY / STUDENTS’ PERCEPTIONS / FORMS AND TYPES OF SOCIAL IN-EQUALITY / GLOBAL SOCIAL INEQUALITY / ECONOMIC INEQUALITY / ACCESS INEQUALITY / DISCRIMINATION / SOCIAL EXCLUSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Надежда Геннадьевна, Елишев Сергей Олегович, Прончев Геннадий Борисович

Настоящая статья посвящена анализу результатов социологического исследования, направленного на изучение представлений студенческой молодежи о сущности и различных формах социального неравенства, имеющих место как в России, так и в современном мире. Исследование было проведено в 2019 г. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках регулярно осуществляемого (с 2013 г.) мониторинга представлений московской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах молодежной политики. В ходе проведения исследования было опрошено 811 студентов 50 “гуманитарных” и 50 “естественных” факультетов высших учебных заведений г. Москвы. 45,6% опрошенных молодых людей составляли лица мужского пола, а 54,4% - женского. 60,4% опрошенных составили молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, 18,9% - от 23 до 26 лет, 13,3% - от 14 до 18 лет, 7,4% - от 27 до 30 лет.В статье проанализированы ответы студентов на следующие вопросы: Считаете ли Вы, что в современном мире имеет место острое социальное неравенство? Какие причины лежат в основе социального неравенства? Чем, на Ваш взгляд, обусловлено социальное неравенство? Какие виды социального неравенства наиболее распространены в современном мире? Какие формы и виды социального неравенства наиболее распространены в современном российском обществе? Как часто Вы сталкиваетесь со следующими проявлениями социального неравенства? Как Вы относитесь к проблеме глобального социального неравенства? и ряд других.Детальный анализ ответов на эти и другие вопросы, представленный в статье, показал, что социальное неравенство признается студенческой молодежью в качестве злободневной социальной проблемы, которой, к сожалению, власти не уделяют должного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипова Надежда Геннадьевна, Елишев Сергей Олегович, Прончев Геннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTIONS OF MOSCOW UNIVERSITY STUDENTS OF SOCIAL INEQUALITY IN RUSSIA AND IN THE MODERN WORLD

This paper deals with an analysis of the results of a sociological research aimed at studying the students’ perceptions of the nature and various forms of social inequality that occur in Russia as well as the modern world. The study was conducted in 2019 at the sociology faculty of Lomonosov Moscow State University, in the framework of regular monitoring (since 2013) of Moscow student youth’ perception of socio-political processes, institutions of socialization and subjects of youth policy. A sociological study was conducted. During the study, 811 students of 50 “humanitarian” and 50 “natural” faculties of higher educational institutions in Moscow were interviewed. 45,6% of young people interviewed were males, and 54,4% were females. 60,4% of the respondents were young people aged 18 to 22 years, 18,9% - from 23 to 26 years old, 13,3% - from 14 to 18 years old, 7,4% - from 27 to 30 years old. The article analyzes the students’ answers to the following questions: Do you think that acute social inequality occurs in the modern world? What reasons underlie social inequality? What, in your opinion, is the cause of social inequality? What types of social inequality are most common in the modern world? What forms and types of social inequality are most common in modern Russian society? How often do you encounter the following manifestations of social inequality? How do you feel about the problem of global social inequality? and a number of others. A detailed analysis of the answers to these and other questions presented in the article showed that social inequality is recognized by students as an urgent social problem, which, unfortunately, the authorities do not pay enough attention to.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ О СОЦИАЛЬНОМ НЕРАВЕНСТВЕ В РОССИИ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

ВЕстн. Моск. ун-та. сер. 18. социология и политология. 2020. т. 26. № 3

социальное неравенство

Б01: 10.24290/1029-3736-2020-26-3-7-23

представления студентов московских вузов о социальном неравенстве в россии и в современном мире*

Н.Г. осипова, докт. социол . наук, проф . , проф. кафедры современной социологии, декан социологического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр . 33, Москва, Российская Федерация, 119234**

С.о. Елишев, докт. социол . наук, доц . , проф. кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М В Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр . 33, Москва, Российская Федерация, 119234***

Г.Б. Прончев, канд. физ . -мат. наук, доц . , доц . кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр . 33, Москва, Российская Федерация, 119234****

Настоящая статья посвящена анализу результатов социологического исследования, направленного на изучение представлений студенческой молодежи о сущности и различных формах социального неравенства, имеющих место как в России, так и в современном мире.

Исследование было проведено в 2019 г. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках регулярно осуществляемого (с 2013 г.) мониторинга представлений московской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах молодежной политики. В ходе проведения исследования было опрошено 811 студентов 50 "гуманитарных" и 50 "естественных" факультетов высших учебных заведений г. Москвы.

45,6% опрошенных молодых людей составляли лица мужского пола, а 54,4% — женского. 60,4% опрошенных составили молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, 18,9% — от 23 до 26 лет, 13,3% — от 14 до 18 лет, 7,4% — от 27 до 30 лет.

В статье проанализированы ответы студентов на следующие вопросы: Считаете ли Вы, что в современном мире имеет место острое социальное неравенство? Какие причины лежат в основе социального неравенства? Чем, на Ваш взгляд, обусловлено социальное неравенство? Какие виды социального не-

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ . Проект № 18-011-01106 "Новые формы социального неравенства и особенности их проявления в современной России".

** осипова Надежда Геннадьевна, e-mail: ngo@socio . msu. ru

*** Елишев Сергей олегович, e-mail: elishev@list . ru

**** Прончев Геннадий Борисович, e-mail: pronchev@yandex. ru

равенства наиболее распространены в современном мире? Какие формы и виды социального неравенства наиболее распространены в современном российском обществе? Как часто Вы сталкиваетесь со следующими проявлениями социального неравенства? Как Вы относитесь к проблеме глобального социального неравенства? и ряд других.

Детальный анализ ответов на эти и другие вопросы, представленный в статье, показал, что социальное неравенство признается студенческой молодежью в качестве злободневной социальной проблемы, которой, к сожалению, власти не уделяют должного внимания.

Ключевые слова: социальное неравенство, представления студентов, формы и виды социального неравенства, глобальное социальное неравенство, экономическое неравенство, неравенство доступа, дискриминация, социальная эксклюзия.

PERCEPTIONS OF MOSCOW UNIVERSITY STUDENTS OF SOCIAL INEQUALITY IN RUSSIA AND IN THE MODERN WORLD

Osipova Nadezda G., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: ngo@socio. msu. ru

Elishev Sergey O., Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor at the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: elishev@list. ru

Pronchev Gennadi B., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Associate Professor at the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: pronchev@yandex. ru

This paper deals with an analysis of the results of a sociological research aimed at studying the students' perceptions of the nature and various forms of social inequality that occur in Russia as well as the modern world.

The study was conducted in 2019 at the sociology faculty of Lomonosov Moscow State University, in theframework of regular monitoring (since 2013) of Moscow student youth' perception of socio-political processes, institutions of socialization and subjects of youth policy. A sociological study was conducted. During the study, 811 students of 50 "humanitarian" and 50 "natural" faculties of higher educational institutions in Moscow were interviewed.

45,6% of young people interviewed were males, and 54,4% were females. 60,4% of the respondents wereyoungpeople aged 18 to 22years, 18,9% —from 23 to 26years old, 13,3% — from 14 to 18 years old, 7,4% — from 27 to 30years old.

The article analyzes the students' answers to the following questions: Do you think that acute social inequality occurs in the modern world? What reasons underlie social inequality? What, in your opinion, is the cause of social inequality? What types of social inequality are most common in the modern world? What forms and types of social inequality are most common in modern Russian society? How often do you encounter the following manifestations of social inequality? How do you feel about the problem of global social inequality? and a number of others.

A detailed analysis of the answers to these and other questions presented in the article showed that social inequality is recognized by students as an urgent social problem, which, unfortunately, the authorities do not pay enough attention to.

Key words: social inequality, students' perceptions, forms and types of social inequality, global social inequality, economic inequality, access inequality, discrimination, social exclusion.

Одним из важных и перспективных направлений современных социологических исследований является изучение представлений студенческой молодежи о сущности и различных формах социального неравенства, имеющих место как в России, так и в современном мире1 . Актуальность изучения данной тематики не вызывает сомнения, поскольку в настоящее время социальное неравенство давно уже стало "глобальной социальной проблемой, отягощающей жизнь не только членам отдельных обществ в региональном масштабе, но и угрожающей всему мировому сообществу"2 . Как осмысляют проблематику "социального неравенства" и следующей за ним "социальной несправедливости" молодые люди? Понимают ли они суть этих процессов и явлений? Или же просто являются объектом манипулятивного воздействия со стороны различных неоднозначных субъектов общественной жизнедеятельности3, воспроизводя специально сконструированные штампы, лозунги и шаблоны, внедренные в их сознание этими субъектами4? На все эти вопросы необходимо получить ответы, которые важны для совершенствования процесса и механизмов осуществления молодежной политики в нашей стране5, для восполнения тех пробелов, которые очевидны в ее реализации

С этой целью в 2019 г. на социологическом факультете МГУ имени М . В . Ломоносова в рамках регулярно осуществляемого (с 2013 г. ) мониторинга представлений московской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации

1 Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18 . Социология и политология . 2019 . Т. 25 . № 4.

2 Osipova N.G. The global inequality: genesis, evolution, institutions and forms // Socioloska Luca . Journal of Sociology, social anthropology, social demography and social psychology. 2013 . Vol. 2 . N VII .

3 Osipova N.G., ElishevS.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people // Astra Salvensis. 2018 . Vol. 6.

4 Pronchev G.B., Proncheva N.G., Goncharova I.V. Modern management of media environment: negative effects for the society of today // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019 . Vol. 7. N 4.

5 Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. М. , 2018 .

и субъектах молодежной политики6 было проведено социологическое исследование . В процессе исследования ряд вопросов были направлены на выявление отношения студентов московских вузов к проблеме социального неравенства7, к его различным видам и формам проявления в современном мире8 .

В ходе проведения исследования с 15 апреля по 5 мая 2019 г. было опрошено 811 студентов 50 "гуманитарных" и 50 "естественных" факультетов высших учебных заведений . В их числе: МГУ имени М . В . Ломоносова, РАНХиГС, МПГУ, МГПУ, МГТУ ГА, АГЗ МЧС России, РУДН, МГУКИ, МГТУ имени Н . Э . Баумана, РАМ имени Гнесиных, МГХПА имени С. Г. Строганова, МГАВМиБ имени К . И . Скрябина, МГЮА, МГЛУ, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Академия ФСБ России, БВШД, Первый Московский государственный медицинский университет имени И М Сеченова, ИЖЛТ, МГИМО, МЭСИ, МИФИ, МАИ, МИИТ, РГУНиГ имени И . М . Губкина, МГАУ-МСХА имени К . А . Тимирязева, МФТИ, ГУУ, МУ МВД России имени В . Я . Кикотя, ПСТГУ, РХТУ имени Д . И . Менделеева, РТА, РЭУ имени Г. В . Плеханова, МАТИ-РГТУ имени К . Э . Циолковского, ВАВТ, нИУ ВШЭ

По социально-демографическим признакам и социально-экономическим параметрам состав выборочной совокупности выглядел следующим образом . 45,6% опрошенных молодых людей составляли лица мужского пола, а 54,4% — женского .

60,4% опрошенных (т. е . более половины из них) составили молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, 18,9% — от 23 до 26 лет, 13,3% — от 14 до 18 лет, 7,4% — от 27 до 30 лет.

6 Елишев С.О., Таланова К.С. Результаты социологического исследования "Ценностные ориентации современной российской молодёжи, особенности процесса их формирования и осуществления молодёжной политики" // Социологические исследования социальных проблем современного российского общества. Т. 1. М. , 2014; Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования): Монография . М. , 2016; Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Динамика представлений российской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах осуществления молодежной политики в период с 2013 по 2017 г. : Научная монография . М. , 2018 .

7 Осипова Н.Г. Неравенство в эпоху глобализации: сущность, институты, региональная специфика и динамика // Вестник Московского университета . Серия 18 . Социология и политология . 2014. № 2 .

8 Осипова Н.Г., Вершинина И.А., Мартыненко Т.С. Неравенство и неопределенность: современные вызовы для городов // Социологические исследования. 2019 . № 1.

В 2018 г. 21,5% опрошенных вовсе не имели доходов, 19,5% — имели доход от 5000 до 15000 рублей, 16,6% — имели доход свыше 45000 рублей, 15,9% — от 15000 до 30000 рублей, 13,9% — от 30000 до 45000 рублей, 6,5% — от 0 до 2000 рублей, 6% — от 2000 до 5000 рублей

38,4% опрошенных оценили уровень своей материальной обеспеченности как средний, 22,8% — ниже среднего, 12,3% — выше среднего, 12,3% — как низкий, 6,9% — как высокий, 7,4% — затруднились дать ответ на поставленный вопрос

Среди опрошенных респондентов 13,4% имеют собственное жилье (квартиру(ы), дачу или дома) . 86,6% не имеют собственного жилья .

По отношению к вере и религии, к конфессиональной принадлежности, а также по членству в политических партиях и движениях представители московской студенческой молодежи распределились следующим образом .

Большинство студентов (29,4%), считают религию важным аспектом в жизни, но не соблюдают религиозные обряды, 19,4% — считают религию важным аспектом в жизни и соблюдают религиозные обряды, 17,8%, хотя и назвали себя неверующими, но все же считают религию важным аспектом в жизни общества

Менее чем каждый пятый студент (18,6%) является неверующим, считающим религию бесполезным аспектом в жизни общества При этом 13% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос, а 1,9% студентов дали иные ответы .

Из числа опрошенных 58,8% определили себя как православных верующих, 9% — как последователей ислама, 8,8% — как протестантов, 3,2% — как последователей иудаизма, 2% — как католиков, 2% — как буддистов, 0,8% — как членов новых религиозных движений, 14,1% — затруднились ответить на поставленный вопрос, 1,2% дали другой ответ

Подавляющее большинство опрошенных — 95,9% не состоят в какой-либо партии или организации . Лишь 4,1% от общего числа респондентов ответили, что являются членами политических партий, движений, организаций

Ответы студентов на основные вопросы в отношении социального неравенства позволили установить следующее

Более половины студентов (58,4%) считают, что в современном мире имеет место острое социальное неравенство При этом почти четверть респондентов (23,7%) отрицают сам факт его наличия, а 18% опрошенных затруднились с ответом на вопрос о его присутствии или отсутствии в современном мире (см рис 1)

Считаете ли Вы, что в современном мире имеет место острое социальное неравенство?

Да, считаю Нет, не считаю Затрудняюсь ответить

Рис . 1.

Среди причин, лежащих в основе социального неравенства, половина студентов (50,1%) отметила именно социальные причины, которые вышли на первое место среди причин социального неравенства в мире (по оценкам студентов) . О том, что в основе социального неравенства лежат экономические причины ответили 45,5% респондентов . Политические и индивидуальные причины социального неравенства получили 38,6% и 24,3% ответов соответственно . 13,3% опрошенных затруднились с определением причин, лежащих в основе социального неравенства (см рис 2)

Какие причины лежат в основе социального неравенства? (в %)

60

30 20 10 0

50,1

Социальные Экономи- Политические Индивиду- Затрудняюсь ческие альные ответить

рис 2

Анализ ответов студентов на вопрос "Чем на Ваш взгляд обусловлено социальное неравенство?" показал, что по мнению студен-

50

40

тов московских вузов, социальное неравенство в большей степени обусловлено обладанием властью (47,8% ответов), имущественным различием (45,6% ответов), различием статусов, которые люди получают по рождению (44,9% ответов) . Чуть в меньшей степени оно связано с дискриминацией (36,4% ответов), природой человека (32% ответов) . Также оно обусловлено различием в умственных способностях (29,3% ответов), профессиональной принадлежностью (28,6% ответов), разницей в физических способностях (20,9%), разницей в особенностях психики (19,3% ответов) . Гораздо меньшая часть студентов (лишь каждый девятый из них) придерживается мнения, что социальное неравенство обусловлено разделением общественного труда (9,3%) 5,9% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос, а 1% — считает, что оно обусловлено другими причинами и обстоятельствами (см . рис . 3) .

Чем на Ваш взгляд обусловлено социальное неравенство? (в %)

ДругоеЬ 1.0

Затрудняюсь ответить Разделением общественного труда Разницей в особенностях психики Разницей в физических способностях Профессиональной принадлежностью Различием в умственных способностях Природой человека Дискриминацией

Различием статусов. которые люди получают по рождению Имущественным различием Обладанием властью

9.3

19.3

20,9

28.6

29.3

32.0

36.4

44.9

45.6

47.8

0

10

20

30

40

50

Рис. 3 .

Весьма интересными оказались представления студентов о видах социального неравенства, распространенных в современном мире9 . По их мнению, самым распространенным видом социального неравенства в современном мире является экономическое неравенство (64,1% ответов) .

9 Осипова Н.Г. Неравенство в эпоху глобализации: сущность, институты, региональная специфика и динамика // Вестник Московского университета. Серия 18 . Социология и политология . 2014. № 2 .

Затем достаточно распространенным, по мнению студентов, является неравенство доступа к определенным нематериальным благам (44,8% ответов), неравенство жизненных шансов и возможностей (40,3% ответов), классовое неравенство (33,8% ответов), этническое, национальное неравенство (31% ответов), половое неравенство (29,4% ответов), расовое неравенство (27,7% ответов), социальная эксклюзия (27,4%), возрастное неравенство (22,8%), религиозное неравенство (18,6%), кастовое неравенство (10,5%), цифровое неравенство (9,6%) .

5,5% опрошенных затруднились дать какой-либо ответ на вопрос о том, какие из видов социального неравенства наиболее распространены в современном мире, 0,3% — дали иные ответы (см . рис. 4) .

Какие виды социального неравенства наиболее распространены в современном мире? (в %)

Другое I К>,3 Затрудняюсь ответить 5 Цифровое неравенство 9,6 Кастовое неравенство Религиозное неравенство Возрастное неравенство Социальная эксклюзия Расовое неравенство Половое неравенство Этническое, национальное неравенство Классовое неравенство Неравенство жизненных шансов и возможностей Неравенство доступа к определённым нематериальным благам

Экономическое неравенство 64,1

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис . 4 .

На следующий вопрос "Какие формы и виды социального неравенства наиболее распространены в современном российском обществе?" ответы студентов распределились следующим образом . на первом месте по распространенности стоит экономическое неравенство . Так, более двух третей (69,1%) молодых людей считают сильно распространенным в современном российском обществе экономическое неравенство . О распространенности в России данного вида неравенства также заявили 23,2% студентов о нераспростра-

ненности данного вида неравенства заявили лишь 3,1% студентов, 4,5% — затруднились с ответом

На втором месте по степени распространенности в современном российском обществе, по мнению московских студентов, находится неравенство доступа к определенным нематериальным благам (о его сильном распространении заявили 36,6% студентов, о распространенности — 36%)

На третьем месте — неравенство жизненных шансов и возможностей (о его сильном распространении заявили 33,8% студентов, о распространенности — 40,3%)

На четвертом месте — религиозное неравенство 28,6% студентов отметили сильную распространенность данного вида неравенства, 25,9% — распространенность, хотя одна треть студентов (33,2%) усомнилась в этом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На пятом месте по степени распространенности в современном российском обществе, по мнению студентов московских вузов, находится классовое неравенство: о его сильном распространении заявили 27,5% студентов, о распространенности — 40,7% На шестом месте — гендерное неравенство (21,8% ответов — о его сильном распространении и 31,6% — просто о распространенности) На седьмом месте — возрастное неравенство (20,4% ответов — о сильной степени распространенности и 33,2% ответов — о распространенности) .

На восьмом месте, по мнению студентов московских вузов, находится этническое, национальное неравенство (19,1% ответов — о сильной степени распространенности и 42,2% ответов — о распространенности) . На девятом — расовое неравенство (15,9% ответов — о сильной степени распространенности и 32,4% ответов — о распространенности) На десятом — цифровое неравенство (13,2% ответов — о сильной степени распространенности и 25,6% ответов — о распространенности) На последнем одиннадцатом месте — кастовое неравенство (8,6% ответов — о сильной степени распространенности и 22% ответов — о распространенности) (см рис 5)

Ответы студентов также показали, что с проявлениями экономического неравенства постоянно сталкиваются 23,8% московских студентов, часто — 22,6% молодых людей, периодически — 25,4%, очень редко — 17,5% . 10,7% молодых людей заявили, что никогда не сталкивались с проявлением экономического неравенства

22,4% студентов постоянно сталкиваются с неравенством доступа к определенным нематериальным благам; часто — 20,6%; периодически — 26,6%, очень редко — 17,3%, никогда — 13,1%

22,0 44,8 24,6

25,6 34,1 27,0

Какие формы и виды социального неравенства наиболее распространены в современном российском обществе? (в %)

Кастовое неравенство Цифровое неравенство Расовое неравенство Этническое, национальное неравенство Возрастное неравенство Тендерное неравенство Классовое неравенство Религиозное неравенство

Неравенство жизненных шансов и возможностей

Неравенство доступа к определённым нематериальным благам

Экономическое неравенство

щ Сильно распространены ^^ Распространены Щ Не распространены Затрудняюсь ответить

Рис. 5 .

С неравенством жизненных шансов и возможностей постоянно сталкиваются 20,6% студентов, часто — 21,1%, периодически — 26,5%, очень редко — 17,8%, никогда — 14% .

11,6% молодых людей постоянно сталкивается с классовым неравенством, часто — 15,9%, периодически — 26,4%, очень редко — 27,4%, никогда — 18,7% .

9,1% студентов отметили, что постоянно сталкивается с тендерным неравенством, часто — 15,4%, периодически — 26,8%, очень редко — 23,3%, никогда — 25,4% .

9,9% опрошенных постоянно сталкивается с возрастным неравенством, часто — 14,3%, периодически — 27,1%, очень редко — 22,9%, никогда — 25,7%

С проявлениями этнического, национального неравенства постоянно сталкиваются лишь 7% московских студентов, часто — 11,9% молодых людей, периодически — 30,8%, очень редко — 23,2%, 27% — никогда

О постоянных проявлениях религиозного неравенства заявили всего 7,7% молодых людей, о частых — 11,3%, о периодических — 24%, а об очень редких — 24,5% . При этом почти треть (32,5%) студентов никогда не сталкивалась с проявлениями религиозного неравенства

7% молодых людей, по их утверждениям, постоянно сталкиваются с проявлениями расового неравенства, часто — 12%, периодически — 23,3%, очень редко — 24,6%, никогда — 33,2%

8,5% московских студентов постоянно сталкиваются с фактами цифрового неравенства, часто — 11,8%, периодически — 19,7%, очень редко — 22,6%, никогда — 37,4%

3,8% опрошенных постоянно ощущают наличие социальной эксклюзии, 7,7% — часто, периодически — 24,6%, очень редко — 25,4%, никогда — 38,6%

С проявлениями кастового неравенства постоянно, по их мнению, сталкиваются 5,5% московских студентов, 7,2% — часто, 21,4% — периодически, 22,8% — очень редко, никогда — 43,2% (см рис . 6) . Хотя, следует отметить, что все они достаточно слабо представляют себе суть подобного неравенства

Как часто Вы сталкиваетесь со следующими проявлениями социального неравенства? (в %)

Экономическое неравенство Неравенство доступа к определенным нематериальным благам Неравенство жизненных шансов и возможностей

Классовое неравенство Гендерное неравенство Возрастное неравенство Этническое, национальное неравенство Религиозное неравенство Расовое неравенство Цифровое неравенство Социальная эксклюзия Кастовое неравенство

25,4 23,3 | 26,8 15,4 Щ

25,7 22,9 | 27,1 14,3

23,2

24,5

24,6

22,6

38,6 25,4 24,6 7,7

43,2 22,8 21,4 | 7 2 551

0

20 30 40 50 60 Никогда | Очень редко Часто ^^^ Постоянно

80 90 100 Периодически

Рис. 6 .

10

70

Заслуживают пристального внимания представления студентов о причиных тяжелого положения людей, оказавшихся за чертой бедности10 По мнению более половины молодых людей главной причиной такого положения является безработица (56,1% ответов) На втором месте среди отмеченных причин — алкоголизм (54,9%

10 Сычева В.С. Бедность и ее измерение // Социология: методология, методы, математические модели. 2001. № 14.

ответов), хотя, возможно, что эти две причины взаимосвязаны, поскольку число студентов, указавших на них почти одинаково . На третьем месте — лень и неприспособенность к жизни — 44,2% ответов, на четвертом — проживание в бедном регионе (40,6% ответов), на пятом — низкий образовательный уровень (35,2%) . На последнем, шестом месте — семейные несчастья (23,3% ответов) (см . рис . 7) .

Каковы причины тяжёлого положения людей, оказавшихся за чертой бедности?

Безработица Алкоголизм

Лень, неприспособленность к жизни

Проживание в бедном регионе

Низкий образовательный уровень

Рис. 7 .

57% молодых людей выразили свое отрицательное отношение к проблеме глобального социального неравенства. 26,3% студентов относятся к данной проблеме нейтрально и лишь 8,2% — положительно, т е примерно столько же, сколько и воздержалось от оценки данной проблемы — 8,5% ответов (см рис 8)

Как Вы относитесь к проблеме глобального социального неравенства?

Положительно Отрицательно Нейтрально Затрудняюсь ответить

рис 8

По мнению почти половины опрошенных (49,7% ответов) материальный достаток людей в России напрямую зависит от региона их проживания . Однако более трети молодых людей (36,1% ответов) выразили свое несогласие с этим тезисом . 14,3% студентов затруднились с ответом (см рис 9)

Согласны ли Вы с утверждением, что в России материальный достаток людей напрямую зависит от региона их проживания?

36,1%

Да, согласен Нет, не согласен Затрудняюсь ответить

Рис. 9 .

С утверждением о том, что профессия человека предопределяет его положение в обществе, согласна почти половина (48,7%) молодых людей, а чуть более трети (36,4%) — с этим категорически не согласна . 14,9% студентов затруднились с обозначением свой позиции по данному поводу (см . рис. 10) .

Согласны ли Вы с утверждением, что профессия человека предопределяет его положение в обществе?

36,4%

Да, согласен Нет, не согласен Затрудняюсь ответить

Рис. 10 .

Большинство опрошенных, 46%, молодых людей считают, что инвалиды ущемлены в различных своих правах. 35,5% студентов так не считают, придерживаясь противоположной точки зрения 18,5% респондентов затруднились выразить свое мнение по данному поводу (см . рис. 11) .

Считаете ли Вы, что инвалиды ущемлены в каких-либо правах?

35,5%

Да, считаю Нет, не считаю Затрудняюсь ответить

Рис . 11.

На взгляд почти двух третей студентов московских вузов (62,8%) власти не уделяют должного внимания решению проблемы социального неравенства . В то же время, 22,1% молодых людей не согласны с ними и считают, что нынешняя власть оказывает достойное внимание проблеме социального неравенства В то же время, 15,1% не смогли выразить свою позицию по данному вопросу, (см . рис . 12) .

Согласны ли Вы с утверждением, что нынешняя власть в РФ оказывает достойное внимание проблеме социального неравенства?

Да, согласен Нет, не согласен Затрудняюсь ответить

62,8%

рис 12

Результаты исследования показали, что половина опрошенных студентов (50,4%) являются реалистами и считают, что искоренить социальное неравенство не представляется возможным Почти треть студентов, 29,2%, являются оптимистами и считают, что искоренить социальное неравенство все же можно Пятая часть (20,4%) молодых людей затруднилась с ответом на данный вопрос (см . рис . 13) .

Можно ли искоренить социальное неравенство?

Да, возможно Нет, невозможно Затрудняюсь ответить

50,4%

Рис 13

Таким образом, проведенное исследование представлений студентов московских вузов о социальном неравенстве в России и современном мире, показало, что данная категория респондентов, безусловно, осознает важность проблемы социального неравенства как в мире, так и в России . Его причинами, по мнению студентов, являются не индивидуальные особенности людей, а, прежде всего, причины социального, экономического и политического порядка В то же время, на рост социального неравенства также оказывают влияние такие факторы, как различия в умственных способностях людей, профессиональная принадлежность, психические и физические их особенности Самым распространенным видом неравенства как в мире, так и в России, студентами признается экономическое неравенство, достаточно распространенными, по их мнению, являются неравенство доступа к определенным материальным благам и неравенство жизненных шансов и возможностей . Интерес также вызывает тот факт, что значительная часть студентов достаточно распространенным, в том числе и в российском обществе, назвала расовое, а также кастовое неравенство, хотя конкретными представлениями о способах проявления данных видов неравенства студенты не обладают . Число студентов, давших положительный ответ по поводу распространенности

цифрового неравенства, пока что невелико — всего 9% . Со многими видами неравенства студенты московских вузов сталкиваются постоянно или периодически . К проблеме глобального социального неравенства москровские студенты относятся отрицательно, не верят в возможности его искоренения, особенно потому, что, по их мнению, власти не оказывают должного внимания этой проблеме .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Епишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью . М . , 2018 .

Епишев С.О., Таланова К.С. Результаты социологического исследования "Ценностные ориентации современной российской молодёжи, особенности процесса их формирования и осуществления молодёжной политики" // Социологические исследования социальных проблем современного российского общества . Т. 1. М ., 2014. С 64-129 .

Осипова Н.Г. Неравенство в эпоху глобализации: сущность, институты, региональная специфика и динамика // Вестник Московского университета. Серия 18 . Социология и политология. 2014 . № 2 . С. 22-46. DOI: 10.24290/10293736-2014-0-2-119-141.

Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18 . Социология и политология. 2019 . Т. 25 . № 4. С. 124-153 . DOI: 10 .24290/1029-3736-2019-25-4-124-153 .

Осипова Н.Г., Вершинина И.А., Мартыненко Т.С. Неравенство и неопределенность: современные вызовы для городов // Социологические исследования . 2019 . № 1. С. 153-155 . DOI: 10.31857/S013216250003758-6.

Осипова Н.Г., Епишев С.О., Прончев Г.Б. Динамика представлений российской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах осуществления молодежной политики в период с 2013 по 2017 г.: Научная монография . М . , 2018 .

Осипова Н.Г., Епишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования): Монография . М ., 2016 .

Сычева В.С. Бедность и ее измерение // Социология: методология, методы, математические модели. 2001. № 14 . С. 176-188 .

REFERENCES

Elishev S.O. Social'noe manipulirovanie molodjozh'ju [Social manipulation of youth]. M . , 2018 (in Russian) .

Elishev S.O., Talanova K.S. Rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya "Cennostnye orientacii sovremennoj rossijskoj molodyozhi, osobennosti processa ih formirovaniya i osushchestvleniya molodyozhnoj politiki" [Results of sociological research "Value orientations of modern Russian youth, peculiarities of their formation and implementation of youth policy"] // Sociologicheskie issledovaniya social'nyh problem sovremennogo rossijskogo obshchestva . Vol. 1. M . , 2014 . P. 64-129 (in Russian)

Osipova N.G. Neravenstvo v epohu globalizacii: sushchnost', instituty, regional'naya specifika i dinamika [Inequality in the era of globalization: essence,

institutions, regional specificity and dynamics] // Vestnik Moskovskogo universiteta . Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2014. N 2 . P. 22-46 . DOI: 10.24290/1029-37362014-0-2-119-141 (in Russian) .

Osipova N.G. Social'noe neravenstvo v sovremennom mire [Social inequality in the modern world] // Vestnik Moskovskogo universiteta . Seriya 18 . Sociologiya i politologiya. 2019 . Vol. 25 . N . 4 . P. 124-153 . DOI: 10 .24290/1029-3736-2019-25-4124-153 (in Russian) .

Osipova N.G., Vershinina I.A., Martynenko T.S. Neravenstvo i neopredelennost': sovremennye vyzovy dlya gorodov [Inequality and uncertainty: modern challenges for cities] // Sociologicheskie issledovaniya. 2019 . N 1. P. 153-155 . DOI: 10 .31857/ S013216250003758-6 (in Russian) .

Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Dinamika predstavlenij rossijskoj studencheskoj molodezhi o social'no-politicheskih processah, institutah socializacii i sub'ektah osushchestvleniya molodezhnoj politiki v period s 2013 po 2017 g. : Nauchnaya monografiya [Dynamics of ideas of Russian students about socio-political processes, institutions of socialization and subjects of youth policy in the period from 2013 to 2017: Scientific monograph]. M . , 2018 (in Russian) .

Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monahov D.N. Osobennosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi i osushchestvleniya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya): Monografiya [Features of the process of formation of value orientations of modern Russian youth and implementation of youth policy in the Russian Federation (results of sociological research): Monograph]. M . , 2016 (in Russian)

Osipova N.G. The global inequality: genesis, evolution, institutions and forms // Socioloska Luca. Journal of Sociology, social anthropology, social demography and social psychology. 2013 . V. 2 . N VII .

Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people // Astra Salvensis . 2018 . Vol. 6 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pronchev G.B.,Proncheva N.G., Goncharova I.V. Modern management of media environment: negative effects for the society of today // Journal of Environmental Treatment Techniques . 2019 . Vol. 7 . N 4 . P. 836-840 .

Sycheva V.S. Bednost' i ee izmerenie [Poverty and its measurement] // Sociology: methodology, methods, mathematical models . 2001 . N 14 . P. 176-188 (in Russian) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.