Научная статья на тему 'Представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии (результаты пилотного исследования)'

Представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии (результаты пилотного исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / студенческая молодежь / арктический регион / профессия / качественное образование / анкетный опрос. / professional self-determination / student youth / Arctic region / profession / quality education / questionnaire survey.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелкая Л. А., Есеева О. В.

Цель исследования – раскрыть представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии. Научная новизна заключается в том, что впервые акцентировано внимание на представлениях обучающихся арктического региона о качественном образовании, показателях оценки осознанности ими выбора получаемой профессии. В результате исследования выявлены ключевые факторы выбора молодежью, проживающей в арктическом регионе, направления подготовки / специальности для прохождения обучения, а также представлены основные подходы к возможностям трудоустройства после освоения образовательной программы. Отмечены мнения обучающихся об особенностях будущей профессии в арктическом регионе, о механизме обязательного распределения выпускников по завершении обучения. Сформулированы выводы и предложения по итогам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелкая Л. А., Есеева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arctic region students' ideas about their profession (results of a pilot study)

The purpose of the study is to reveal the ideas of the students of the Arctic region about the profession they receive. The scientific novelty lies in the fact that for the first time attention is focused on the ideas of students of the Arctic region about quality education, indicators for assessing their awareness of the choice of their profession. As a result of the study, the key factors of the choice of the direction of training / specialty for training by young people living in the Arctic region are identified, and the main approaches to employment opportunities after mastering the educational program are presented. The opinions of students on the peculiarities of the future profession in the Arctic region, on the mechanism of compulsory distribution of graduates upon completion of training are noted. Conclusions and suggestions based on the results of the study are formulated.

Текст научной работы на тему «Представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии (результаты пилотного исследования)»

* The article was carried out under support of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (contract No. D-575/6.2023 for research work on the topic «Professional self-determination of student youth in the Arctic region: analysis and trends»).

** Статья выполнена при поддержке САФУ имени М.В. Ломоносова (договор № Д-575/6.2023 на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Профессиональное самоопределение студенческой молодежи в условиях Арктического региона: анализ и тенденции»)

Arctic region students' ideas about their profession (results of a pilot study)*

Melkaya Lia Alexandrovna, PhD of Pedagogical science, Director, Educational and Methodological Department for the Prevention of Terrorism of the Coordination Center for Countering Terrorism and Preventing Extremism; Senior Lecturer; Senior Lecturer

Eseeva Olga Vladimirovna, PhD of History sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Social Welfare

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

The purpose of the study is to reveal the ideas of the students of the Arctic region about the profession they receive. The scientific novelty lies in the fact that for the first time attention is focused on the ideas of students of the Arctic region about quality education, indicators for assessing their awareness of the choice of their profession. As a result of the study, the key factors of the choice of the direction of training / specialty for training by young people living in the Arctic region are identified, and the main approaches to employment opportunities after mastering the educational program are presented. The opinions of students on the peculiarities of the future profession in the Arctic region, on the mechanism of compulsory distribution of graduates upon completion of training are noted. Conclusions and suggestions based on the results of the study are formulated.

Keywords: professional self-determination; student youth; Arctic region; profession; quality education; questionnaire survey.

Цитировать: Мелкая Л.А., Есеева О.В. Представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии (результаты пилотного исследования) // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 352-357. EDN: VDXZLK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.63

Мелкая Лия Александровна, кандидат педагогических наук, директор учебно-методического центра по профилактике терроризма Координационного центра по противодействию терроризму и профилактике экстремизма; старший преподаватель кафедры регионоведения, международных отношений и политологии

Есеева Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

Цель исследования – раскрыть представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии. Научная новизна заключается в том, что впервые акцентировано внимание на представлениях обучающихся арктического региона о качественном образовании, показателях оценки осознанности ими выбора получаемой профессии. В результате исследования выявлены ключевые факторы выбора молодежью, проживающей в арктическом регионе, направления подготовки / специальности для прохождения обучения, а также представлены основные подходы к возможностям трудоустройства после освоения образовательной программы. Отмечены мнения обучающихся об особенностях будущей профессии в арктическом регионе, о механизме обязательного распределения выпускников по завершении обучения. Сформулированы выводы и предложения по итогам исследования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; студенческая молодежь; арктический регион; профессия; качественное образование; анкетный опрос.

УДК 377+378

5.8.7

Мелкая Л.А., Есеева О.В.

Представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии (результаты пилотного исследования) **

Молодежь является ключевым фактором, ресурсом и условием социально-экономического развития региона. Потребность в целенаправленном профессиональном самоопределении студенческой молодежи арктического региона обеспечивает поступательное развитие и совершенствование последнего. В этой связи нивелирование противоречий между необходимостью приведения к балансу структуры кадров региона и представлениями студенческой молодежи о будущей профессией остается исследовательской проблемой, требующей адекватного разрешения и формирования рациональных предложений по улучшению ситуации.

Аспекты профессионального самоопределения изучаются в науке с различных сторон. М.М. Обидина и М.Г. Янова профессиональное самоопределение рассматривают как фактор становления обучающегося в будущей профессиональной деятельности, позволяющий обрести уверенность в карьере, сформировать позитивное отношение к профессиональной сфере, повысить эффективность и успешность профессиональной деятельности [6]. Г.Н. Лариной описана структура профессионального самоопределения современной молодежи, представленная когнитивным, эмотивным и поведенческим компонентами [5]. В.А. Шацилло обозначено влияние социальных стереотипов на профессиональное самоопределение молодежи и выбор профессии, что более выражено в гуманитарной сфере [9].

Трансформации процесса профессионального самоопределения в условиях технологизации и цифровизации производства, социальной жизни раскрыты в исследовании Ф.М. Кремень [3]. В.С. Половинко и А.В. Арбуз произведен анализ практики регулирования процесса профессионального самоопределения, отмечена значимость профориентации как механизма профессионального самоопределения, карьерного развития, занятости. В качестве источников возникновения противоречий профессионального самоопределения обозначены изменения в социально-трудовых отношениях и занятости [7].

Вопросы профессионального самоопределения студенческой молодежи в арктическом регионе фрагментарно представлены в научных работах. В диссертационном исследовании А.В. Симаковой обозначено, что у весомой доли молодежи, проживающей на арктической территории, имеют место миграционные настроения на отъезд из региона (68,5%), что обусловлено социальными и экономическими факторами, в частности, присутствует неудовлетворенность ограниченными возможностями получения профессионального образования, медицинским обслуживанием, благоустройством территорий проживания и незаинтересованность работодателей в молодых специалистах вместе с отсутствием современных рабочих мест [8]. С.А. Боргояков отмечает, что профессиональное самоопределение молодежи из числа малочисленных народов севера находится в противоречии с имеющимися потребностями рынка труда [1]. Акцент на профессиональном самоопределении представителей коренных малочисленных народов севера поставлен и в исследовании Г.В. Кухтериной, Е.А. Соловьевой, Л.В. Фединой, М.В. Муравьевой, где доказано, что школьники-аборигены располагают некоторым преимуществом перед неавтохтонными ровесниками в вопросах преодоления проблем выбора профессии – аборигены имеют повышенную мотивацию к скорейшему профессиональному самоопределению в контексте усиления психоэмоционального реагирования на неблагоприятные условия осуществления жизнедеятельности [4].

Итоги исследования, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе (Югре) О.В. Власовой, Д.С. Петровой, позволяют охарактеризовать профессиональное самоопределение студенческой молодежи в качестве поэтапного многоуровневого процесса, продолжающегося весь период обучения в образовательной организации высшего образования, причем на профессиональное самоопределение оказывают влияние такие факторы, как социально-экономические условия, престиж профессии, уровень информированности о предстоящей профессиональной деятельности, ценностно-мотивационные компоненты человека [2].

В структуре профессионального самоопределения студенческой молодежи весомое место занимают представления о качественном образовании, получаемой профессии и факторы выбора направления подготовки / специальности, по которым обучаются студенты. В 2023 году проводилось пилотное исследование среди обучающихся САФУ имени М.В. Ломоносова (гор. Архангельск) методом анкетного опроса. Инструментарием исследования выступила полустандартизированная анкета, разработанная авторами данной статьи. После процедуры выбраковки к анализу результатов были допущены 132 анкеты респондентов из 178, средний возраст опрошенного составил 20,8 лет.

В числе прочих респондентам был задан вопрос «Что для Вас означает получение качественного образования?» с предложением оценить ряд позиций по шкале от 1 до 10, где 1 – соответствует варианту «не соотносится с Вашим представлением о качественном образовании», 10 – «максимально соответствует Вашим представлением о качественном образовании» (рис. 1).

Рисунок 1 – Оценка респондентами представлений о качественном образовании, в ед. (средний балл по шкале от 1 до 10)

По мнению респондентов, качество образования – это, прежде всего, соответствие полученных компетенций требованиям профессии (8,5 баллов из 10) и востребованность выпускников в профессиональном сообществе (8,09 баллов из 10). Высокие позиции в ответах набрали и такие характеристики качественного образования, как гарантия конкурентоспособности и трудоустройства по окончании образовательной организации (7,89 балла из 10), гибкость образовательной программы в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда (7,93 балла из 10).

Уровень осознанности выбора респондентами направления подготовки / специальности, по которой они проходят обучение, вполне достаточен: на максимальную и хорошую осознанность выбора указали 71,21% опрошенных.

Результаты исследования показывают, что ключевыми факторами выбора молодежью арктического региона направления подготовки / специальности для прохождения обучения выступают перспективы самореализации и возможности реализовать собственный потенциал и ресурсы. Исходя из полученных средних баллов по разным факторам, наибольшую роль в выборе направления подготовки / специальности, по которым респонденты проходят обучение, играют личные потребности и возможность самореализации (6,58 балла из 10). Весомое место занимает вариант «собственный потенциал и ресурсы» – 6,35 балла из 10. Примечательно, что на третьей позиции находится фактор «случайные обстоятельства» (5,83 балла из 10). Чуть меньший балл имеет фактор «карьерные перспективы» – 5,56 балла из 10. Менее 5 баллов заняли в оценках респондентов позиционирование и престижность профессии в обществе (4,87 балла из 10) и потребности региона в специалистах данного профиля (4,76 балла из 10) (рис. 2).

Рисунок 2 – Оценка респондентами степени влияния отдельных факторов на выбор направления подготовки / специальности, по которой они проходят обучение, в ед. (средний балл по шкале от 1 до 10)

Представленные данные наглядно демонстрируют, что такие факторы, как советы друзей, ровесников, одноклассников, педагогов, рекомендации специалистов по профориентации не являются ведущими в выборе молодежью направления подготовки / специальности. Не особо значимую роль в данном аспекте играют и уровень заработной платы, мнение родителей и семьи, СМИ и Интернет-пространство.

При этом парадоксально, что информацию о направлении подготовки / специальности респонденты находили, главным образом, в СМИ, Интернет-пространстве и социальных сетях (80,3%), 25,76% – от родителей и семьи. Педагоги и профориентационные мероприятия не являются основополагающим ресурсом получения информации в данном вопросе (менее 20%), друзья, одноклассники и ровесники вкупе также не играют едущей роли (менее 10%), а психологи и специалисты по профориентационной работе заняли последнюю строчку с менее чем 2% ответов (рис. 3).

Рисунок 3 – Источники информации, из которых респонденты преимущественно получали информацию о направлении подготовки / специальности, по которой обучаются, в %

(N=132, допускался выбор до 2 вариантов ответа)

Также респондентам предлагалось оценить соответствие профессии, на которую они обучаются, обозначенным тезисам по шкале от 1 до 10, где 1 – «совершенно не соответствует», 10 – «максимально соответствует» (рис. 4).

Результаты исследования показали необходимость постоянного профессионального развития, освоения дополнительных профессиональных образовательных программ в рамках профессии, на которую обучаются респонденты (8,08 балла из 10). Отмечена также важность профессии для развития Архангельской области – данный тезис набрал 7,62 балла из 10. Востребованность специалистов на региональном рынке труда оценивается респондентами достаточно высоко (7,37 балла из 10).

Самые низкие позиции занимает аспект содействия выпускникам образовательных организаций в трудоустройстве на уровне региона (5,88 балла из 10), стабильность и уровень заработной платы по будущей профессии в регионе (5,38 балла из 10). Однако механизм обязательного распределения выпускников по окончании образовательной организации оценивается респондентами, большей частью, негативно (51,5% выбрали варианты «отрицательно» и «скорее отрицательно» в вопросе о внедрении механизма обязательного распределения выпускников по окончании образовательной организации).

Рисунок 4 – Оценка респондентами соответствия профессии, на которую они обучаются, обозначенным тезисам, в ед. (средний балл по шкале от 1 до 10)

Отметим, что респонденты достаточно хорошо осведомлены о сущности, особенностях и содержании профессии, на которую они обучаются, о необходимых специалисту данной профессиональной области компетенциях – свою осведомлённость оценили как «достаточно хорошую» и «относительно хорошую» 90,9% опрошенных.

По окончании обучения планируют трудовую длительность согласно освоенному направлению подготовки / специальности 50% респондентов. Открыть собственное дело или трудоустроиться по другой профессии желают по 34,85% респондентов. 27,27% респондентов планируют получение второго высшего образования данного уровня, столько же хотят продолжить обучение на программах магистратуры или аспирантуры. 19,7% выбрали вариант «заниматься фрилансом», 13,64% – «посвятить себя семье и детям». Лишь 3,03% планируют заниматься научно-педагогической деятельностью. По данному вопросу респонденты могли выбрать два варианта ответа.

Стоит указать, что более половины опрошенных планируют по окончании обучения поиск работы и трудоустройство в городе Архангельске и Архангельской области – 62,12% и 25,76% соответственно. 42,42% - ориентированы на другой регион Российской Федерации, 9,09% - на работу за рубежом. Еще 12,12% затруднились с ответом (вопрос допускал выбор нескольких вариантов ответа).

При этом 24,24% респондентов в настоящее время никаким образом не анализируют возможности своего трудоустройства, хотя более половины опрошенных анализируют базы вакансий, почти 40% - выясняют вопросы потенциальной занятости через знакомых. Также чуть более 20% - занимают варианты «уточняю потребность в кадрах на местах практики», «узнаю информацию через преподавателей и специалистов образовательной организации» (рис. 5).

Рисунок 5 – Подходы респондентов к возможностям трудоустройства по окончании образовательной организации, в % (N=132, вопрос допускал возможность выбора нескольких вариантов ответа)

Заключение

По результатам пилотного исследования целесообразно представить ряд важных выводов и предложений.

Во-первых, требуется смена канала и направленности профориентационной работы. Сегодня во главу угла в вопросах профессионального выбора молодежью поставлены собственные приоритеты и ресурсы, возможность реализовать себя в профессии и через профессию. Для арктического региона этот аспект имеет весомое значение, особенно с учетом того, что для студенческой молодежи качественное образование коррелирует с гибкостью образовательных программ, которые должны формировать компетенции, востребованные работодателями на практике. Особую роль играет и поступательное вхождение обучающихся в профессиональное сообщество, позволяющее сформировать чувство сопричастности профессии на этапе обучения и обеспечит связи в диаде «студент-работодатель», что даст возможность получить всю необходимую информацию о профессии, вариантах трудоустройства, перспективах карьерного роста «из первых рук».

Во-вторых, следует обеспечить содействие трудоустройству молодых специалистов в организации / учреждения и на предприятия региона, предоставив им необходимые стартовые условия и дополнительные льготы на местах. Безусловно, категоричность мнений по вопросу внедрения механизма обязательного распределения выпускников образовательной организации не позволяет говорить о его потенциальной результативности, но важно использовать ресурс целевого обучения, особенно на направлениях подготовки / специальностях с проблемой набора абитуриентов и высокой отчисляемостью.

В-третьих, целесообразно менять канал и направленность проводимой профориентационной работы, которая не завершается уровнем общего или среднего профессионального образования, а должна продолжаться в том числе на уровне реализации образовательных программ высшего образования. Это не только представление студентам информации о профессии, реализация мероприятий профориентационной направленности, направление сведений о возможностях и перспективах трудоустройства, но и проведение разного рода конкурсов профессиональной направленности, организация встреч с представителями профессий, обеспечение стажировок обучающихся на ключевых предприятиях, в организациях и учреждениях региона.

В-четвертых, необходимо задействование ресурса реализации дополнительных профессиональных программ – как повышения квалификации, так и профессиональной переподготовки, что расширит перечень осваиваемых компетенций как обучающегося образовательной организации, так и выпускника. В перспективе это позволит гибко лавировать в профессиональном сообществе и найти возможности применения своего потенциала в самых разных сферах, что позитивным образом скажется на социально-экономическом развитии арктического региона в целом.

Обозначенные меры позволят повысить осведомленность молодежи о профессиях, развить необходимые компетенции обучающихся, наладить взаимодействие с профессиональным сообществом и снизят риск миграционного оттока молодежи из арктического региона.

Литература:

1. Боргояков С.А. Молодежь малочисленных народов Севера: образование и выбор профессии // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – №10. – С. 27-32.

2. Власова О.В., Петрова Д.С. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи северного региона // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – №5(68). – С. 36-45. – DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.007.

3. Кремень Ф.М. Особенности профессионального самоопределения молодежи в постиндустриальном мире // Социальные трансформации. – 2021. – № 32. – С. 160-167.

4. Кухтерина Г.В., Соловьева Е.А., Федина Л.В., Муравьева М.В. Субъективное благополучие старшеклассников, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, как основа готовности к выбору профессии / // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 5. – С. 111-131. DOI 10.17853/1994-5639-2020-5-111-131.

5. Ларина Г.Н. Структура профессионального самоопределения современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. №1 (65). С. 276-279.

6. Обидина М.М., Янова М.Г. Профессиональное самоопределение обучающегося как фактор устойчивого становления в профессии // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – №10(124). – DOI 10.23670/IRJ.2022.124.14.

7. Половинко В.С., Арбуз А.В. Анализ практики регулирования процесса профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2021. – Т. 19, №1. – С. 108-119. – DOI 10.24147/1812-3988.2021.19(1).108-119.

8. Симакова А.В. Формирование социально-трудового потенциала молодежи в Арктической зоне Российской Федерации: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: дис. … канд. социол. наук, 2021. – 253 с.

9. Шацилло В.А. Роль социальных стереотипов в процессе профессионального самоопределения молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2022. – №4(64). – С. 48-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.