Научная статья на тему 'Представления современных студентов об образе инженера'

Представления современных студентов об образе инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗ ИНЖЕНЕРА / СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЕ / ДЕЛОВЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / NEW GENERATION / PERSONALITY / IMAGE OF AN ENGINEER / MODERN STUDENT / PERSONAL / BUSINESS AND PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплина С.Е.

В статье представлена попытка определения представлений современных студентов об образе инженера. Сегодня инженер это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, конструирует современную технику и машины, но и формирует окружающую действительность. В связи с этим, необходимо четко понимать какие требования к личности инженера предъявляет государство, и какими инженерами видит себя новое поколение студентов, чтобы определить пути подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Принимая во внимание положения системнодеятельностного подхода, был выделен набор постоянных элементарных структурных единиц, присущих новому поколению студентов XXI века и отражающий не только личностные и профессиональные качества будущих инженеров, но и позволяют объяснить сложившийся у нового поколения студентов образ личности современного инженера. С целью подтверждения выдвинутых предположений были проведены диагностические срезы и самодиагностика субъектности будущих инженеров, а также анкетирование и тестирование, контрольные точки которых пришлись на 2001, 2004, 2010, 2018 гг. Всего в динамике было обследовано 636 студентов ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». Исходя из полученных результатов, было проведено ранжирование личностных, деловых и профессиональных качеств инженера, которые легли в основу составления образа личности инженера с позиции современных студентов. Данный «образ» помогает понять: каким видят себя в будущей профессии современные студенты; как этот образ коррелирует с потребностями современного общества и госзаданием РФ по подготовке специалистов технического профиля; заставляет задуматься о существенных изменениях в методиках обучения и о повышении престижа профессии инженера среди современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплина С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STUDENTS' IDEAS ABOUT THE IMAGE OF AN ENGINEER

The article has presented an attempt to determine the ideas of modern students about the image of an engineer. Today an engineer is a highly skilled professional who not only provides the work of the most complicated equipment, constructs technical devices and machines, but also forms the environment. The author's intention is to clearly understand what requirements to the engineer's personality are made by the state, and how the new generation of students see ahead an engineer themselves as, in order to determine the ways of training qualified engineering staff in demand for the labor market. Taking into account the provisions of the system-activity approach, a set of permanent elementary structural units has been identified, which are inherent to the new generation of students of the XXI century and reflect not only personal and professional qualities of future engineers, but also allow to explain the image of the modern engineer's personality in the minds of the new generation of students. In order to confirm the assumptions made, diagnostic and self-diagnostic assessments were carried out, as well as questionnaires and tests, the control points of which were carried out in 2001, 2004, 2010, and 2018. In total, 636 students of FSBEI "Transbaikal State University" were examined in dynamics. Thus, based on the obtained results, the ranking of personal, business and professional qualities of an engineer has been conducted. According to it the image of an engineer from the position of modern students has been compiled. This "image” helps to understand: how modern students see ahead themselves in the future profession; how this image correlates with the needs of modern society and the state assignment of the Russian Federation for training technical specialists and also makes think about significant changes in teaching methods and increasing the prestige of the engineering profession among modern students.

Текст научной работы на тему «Представления современных студентов об образе инженера»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ20193524-537

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ОБ ОБРАЗЕ ИНЖЕНЕРА

MODERN STUDENTS' IDEAS ABOUT THE IMAGE OF AN ENGINEER

Каплина С.Е.

Забайкальский государственный университет

Аннотация:

В статье представлена попытка определения представлений современных студентов об образе инженера. Сегодня инженер - это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, конструирует современную технику и машины, но и формирует окружающую действительность. В связи с этим, необходимо четко понимать какие требования к личности инженера предъявляет государство, и какими инженерами видит себя новое поколение студентов, чтобы определить пути подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Принимая во внимание положения системно-деятельностного подхода, был выделен набор постоянных элементарных структурных единиц, присущих новому поколению студентов XXI века и отражающий не только

Kaplina S.E.

Transbaikal State University

Abstract:

The article has presented an attempt to determine the ideas of modern students about the image of an engineer. Today an engineer is a highly skilled professional who not only provides the work of the most complicated equipment, constructs technical devices and machines, but also forms the environment. The author's intention is to clearly understand what requirements to the engineer's personality are made by the state, and how the new generation of students see ahead an engineer themselves as, in order to determine the ways of training qualified engineering staff in demand for the labor market.

Taking into account the provisions of the system-activity approach, a set of permanent elementary structural units has been identified, which are inherent to the new generation of students of the XXI century and reflect not

личностные и профессиональные качества будущих инженеров, но и позволяют объяснить сложившийся у нового поколения студентов образ личности современного инженера. С целью подтверждения выдвинутых предположений были проведены диагностические срезы и самодиагностика субъектности будущих инженеров, а также анкетирование и тестирование, контрольные точки которых пришлись на 2001, 2004, 2010, 2018 гг. Всего в динамике было обследовано 636 студентов ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». Исходя из полученных результатов, было проведено ранжирование личностных, деловых и профессиональных качеств инженера, которые легли в основу составления образа личности инженера с позиции современных студентов. Данный «образ» помогает понять: каким видят себя в будущей профессии современные студенты; как этот образ коррелирует с потребностями современного общества и госзаданием РФ по подготовке специалистов технического профиля; заставляет задуматься о существенных изменениях в методиках обучения и о повышении престижа профессии инженера среди современных студентов.

Ключевые слова:

новое поколение, личность, образ инженера, современный студент, личностные, деловые и профессиональные качества.

only personal and professional qualities of future engineers, but also allow to explain the image of the modern engineer's personality in the minds of the new generation of students. In order to confirm the assumptions made, diagnostic and self-diagnostic assessments were carried out, as well as questionnaires and tests, the control points of which were carried out in 2001, 2004, 2010, and 2018. In total, 636 students of FSBEI "Transbaikal State University" were examined in dynamics. Thus, based on the obtained results, the ranking of personal, business and professional qualities of an engineer has been conducted. According to it the image of an engineer from the position of modern students has been compiled. This "image" helps to understand: how modern students see ahead themselves in the future profession; how this image correlates with the needs of modern society and the state assignment of the Russian Federation for training technical specialists and also makes think about significant changes in teaching methods and increasing the prestige of the engineering profession among modern students.

Keywords:

new generation, personality, image of an engineer, modern student, personal, business and professional qualities.

Актуальность

Современный мир меняется, преображается под влиянием процессов всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Инновационность общества предъявляет новые требования к специалисту технического профиля. Личность представляет собой сложную многомерную структуру, характеризующую человека как социальную единицу, в которой особое место занимают направленность в целом и ценностные ориентации в частности [1]. На современном этапе обществу необходим иной тип личности инженера: гибкой, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям, самостоятельной, инициативной.

Инженер XXI века, по словам Президента России В.В. Путина, -профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность [2]. Поэтому качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства. Это означает, что люди должны не только обладать широким кругозором общих и специальных знаний, определенным набором сформированных универсальных и профессиональных компетенций, но и одновременно быть готовыми приобрести новые, чтобы приспособиться к динамично изменяющимся условиям рынка труда.

Психологи утверждают, что человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей [3]. Работник не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность, в общем и профессиональном отношении.

Всякий человек обладает биологическими особенностями, но они не составляют сущности его личности. Поэтому развивать личность будущего инженера, необходимо совершенствуя его психофизиологические, нравственно-мотивационные, социально-организационные и профессионально-значимые качества. Взаимообогащая и дополняя друг друга, они образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным потенциалом специалиста.

Именно такой нам представляется личность инженера с позиции требований меняющего мира, в который входит новое, другое молодое поколение студентов XXI века, сформировавшееся под влиянием этих самых изменений. Какой видят они личность современного инженера? Поиск ответа на данный вопрос составил цель нашего исследования.

Материалы и методы

Методологическая основа исследования представлена совокупностью научных концепций и подходов к подготовке современных специалистов. Так, опора на положения концепции единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) позволила определить основные личностные характеристики, составляющие образ современного инженера. По мнению С.Л. Рубинштейна, «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [4, с. 165]. Ученый также отмечал, что «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны

личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [5, с. 102].

Благодаря идеям личностно-деятельностного подхода, основы которого заложены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, личность рассматривалась нами как «субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения....» [6, с. 244].

Учитывая основные положения системно-структурного подхода [7], в ходе исследования был выявлен набор постоянных структурных компонентов и связей между ними, которые послужили ориентиром для создания образ-модели современного инженера из представлений нового поколения студентов. В центре внимания при таком подходе находится изучение не элементов как таковых, а, прежде всего, образа-модели инженера и места элементов в ней.

Важным для нашего исследования представляются и заключения классиков психологии, которые заложили основы и развили основные направления для изучения проблем связанных с профессиональной направленностью обучения и воспитания студентов, развитием личности студента, формированием его профессионализма. В частности, мы руководствовались идеями выдающегося учёного А. Маслоу, который в своих научных исследованиях описал и классифицировал группы потребностей личности, а также динамику трансформации основных из них. Более того, А. Маслоу принадлежит вывод о том, что при удовлетворении наиболее сильных и приоритетных потребностей индивида, у него возникают потребности, стоящие в иерархии следом за ними и требуют их удовлетворения. Когда удовлетворяются и эти потребности, осуществляется переход на следующий уровень потребностей, определяющих поведение человека [8].

Таким образом, принимая во внимание мотивационно-ценностные потребности нового поколения студентов, была проведена их классификация, установлены закономерности возникновения мотивов, выявлена зависимость выбора личностных, деловых и профессиональных характеристик инженера студентами от социально-политических условий развития их личности.

Результаты их обсуждение

Студенчество - это социально-демографическая группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Студенчество неоднородно не только по социальному происхождению, по

демографическим признакам, но и по профессиональным особенностям, близким к чертам соответствующих групп специалистов [9].

Новое поколение студентов XXI века - это те, кто родился между 1990 и 2000 годами. 26 % (на примере изучения статистики наполняемости групп студентов, обучающихся на технических факультетах ЗабГУ, г. Чита) из них составляет число обучающихся СПО, 13 % - отслужившие срочную службу в армии, 61 % - бывшие школьники (из них 37 % - учащиеся городских школ, 24 % -учащиеся деревенских школ). Как показывает проведенный нами статистический анализ, контингент студентов характеризуется различным социальным происхождением, неравными материальными возможностями, но студенты, составляющие его, объединены общим видом деятельности и образуют определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы [10].

Движение человека в его жизнедеятельности имеет непосредственное отношение к самоопределению, а сама жизнедеятельность личности -соотнесение самобытности и социальной нормы и меры. Постепенно человек учится «организовывать», выстраивать события в соответствии с логикой своей жизни, реализуя при этом предоставленные ему потенциальные возможности. Другими словами, он все в большей степени становится субъектом своей жизнедеятельности [11]. Субъектность проявляется в способности человека к мобильному действию, которое можно считать критерием его психической и социальной зрелости, проявляющимся при наличии у человека умений осуществить личностное прочтение совокупности внешних условий и обстоятельств жизнедеятельности и готовности преодолевать возможные внешние и внутренние трудности [12].

Исходя из выше сказанного и опираясь на положения системно-деятельностного подхода, нами был выделен набор постоянных элементарных структурных единиц (характеристик), которые соответствуют новому поколению студентов XXI века. Эти характеристики отражают не только личностные и профессиональные качества будущих инженеров, но и позволяют объяснить сложившийся у нового поколения студентов XXI века образ личности современного инженера.

Наблюдение и анализ жизнедеятельности студентов нового поколения показали, что в целом им присущи следующие характеристики:

- Интернетизированность. В среднем студенты проводят в информационной сети 6,5 часов каждый день. Они слушают и записывают

музыку, смотрят фильмы, играют в видеоигры, просматривают новостные СМИ, создают и пополняют свои интернет-контенты, общаются со сверстниками и т.п. Сами по себе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) не вызывают у нового поколения студентов удивлений и восторга, им совершенно не интересно то, как ИКТ устроены и работают. Их привлекает возможность использования ИКТ в качестве инструмента достижения своей цели.

- Желание держать ситуацию под контролем. Студенты нового поколения не хотят быть связанными традиционным расписанием, поскольку это ограничивает их свободу. По их стойкому убеждению, чтобы учиться, совсем не обязательно находиться в аудитории или в офисе, чтобы работать [13]. Вместо этого они предпочитают использовать ИКТ, чтобы заниматься учебой или работой в то время, когда им удобно, и осуществлять дистанционный доступ в сеть в любое время, определяя, таким образом, «баланс» между учебой / работой и свободным временем и своим собственным желанием.

- Желание делать свой собственный выбор. Оказываясь в условиях осуществления проектной деятельности, студенты нового поколения с удовольствием применяют ИКТ для поиска новых решений задач проекта, основанных на креативности и неординарности. Возможность чередовать тр а диц и о н ны е м е то ды и п р и е м ы ИКТ с п о со б ств ую т в ы со ко й производительности в работе над проектом и ярко выраженной заинтересованности.

- Желание общения и работы в группе. Неизбежно оказываясь поглощенными «всемирной паутиной», студенты нового поколения постоянно испытывают потребность в общении. В жизни они вместе путешествуют, совершают покупки, проводят досуг. Находясь онлайн, они не упускают возможности сравнивать себя с другими людьми, присоединяться к сообществам по интересам [13]. Ощущая себя членом сообщества, принимая и разделяя то, что узнали от других, они пытаются культивировать в себе новые личностные качества и соответствовать им.

- Практичность в использовании цифровых технологий. Новое поколение студентов надежно окружено цифровыми технологиями. ИКТ стали частью их жизни, а легкость доступа к ним притягивает. Новое поколение студентов может выполнять с помощью мобильных телефонов, планшетов и других переносных устройств то, что им не может дать использование стационарного компьютера. Они изобрели свой собственный язык, который состоит из акронимов таких, как «LOL» (смеяться), «ATM » (в данный момент), «BTW» (между прочим) и другой Интернет-сленг [14]. Сегодняшние ИКТ позволяют новому поколению студентов высказывать свое мнение способами, которые не были им доступны ранее.

- Способность идти на риск. Достаточно вспомнить интернет-

529

революцию, которую в 1990-е переживали компании начинающие предлагать и продавать товары и услуги через Интернет. Именно тогда новое поколение действовало по принципу: «если у меня не получится сейчас - попробую еще» [14]. В результате одни получали прибыль, а другие - повторяли попытки снова и снова. Их родители придерживались совершенно другой точки зрения и, вероятно, никогда бы не выбрали такой путь.

- Эгоцентризм. Феноменология эгоцентризма (Т.И. Пашукова) представлена личным местоимением «Я» и образованными от него притяжательными формами типа «мой», «мне», «моим» [15]. Новое поколение студентов в своей повседневной жизни и деятельности руководствуется эгоцентрической мотивацией, направленной на извлечение выгоды в чем бы то ни было. Они стремятся получить максимум свободы, выйти из-под контроля родителей и окружающих, быть независимыми и самостоятельными. Новое поколение студентов хочет иметь больше свободного времени для себя, для реализации своих амбиций на своих собственных условиях.

Специфика и профессиональные особенности деятельности инженера требуют наличия у него определенных качеств личности, специальных способностей. По мнению В.Д. Шадрикова, качества, необходимые человеку для успешного выполнения профессиональной деятельности - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и результат ее освоения [16]. В нашем исследовании под такими качествами мы подразумевали набор личностных, деловых и профессиональных качеств инженера, которые способны определять результативность деятельности [17].

С целью выявления личностных, деловых и профессиональных качеств будущего современного инженера, а также привлекательных сторон инженерной профессии было проведено анкетирование и тестирование, контрольные срезы которых пришлись на 2001, 2004, 2010, 2018 гг. (табл. 1-4). Всего в динамике было обследовано 636 студентов ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет».

Таблица 1.

Сравнительный анализ мотивационно-ценностных потребностей нового поколения студентов в отношении к инженерной деятельности

№ п/п ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА % 2001 г. % 2004 г. % 2010 г. % 2018 г.

1 Возможность легкого трудоустройства - 90,4 8 7,2 73,1

2 Возможность иметь интересную работу 83,1 88,1 82 90,3

3 Считается престижной среди знакомых 65,6 83,6 84 87,6

4 Возможность достичь профессиональных успехов 78,1 81,3 88,7 92,4

5 Возможность развивать профессионально значимые качества 61,5 74 80 87,9

6 Предоставляет творческую инициативу 74,4 72,7 75,6 88,4

7 Возможность проявить свою индивидуальность 68,7 70,6 71,3 85,4

8 Имеет возможность переквалификации - 65,7 82 95,3

9 Предоставляет возможность быстро продвинуться по служебной лестнице 64,6 70,3 86,2

10 Обеспечивает профессиональный рост 61,2 52,2 54,4 77,3

11 Возможность работы в коллективе 50,4 50,5 53,7 67,8

12 Требует развития интеллекта и культуры 40,5 48,4 58,8 78,9

13 Позволяет использовать организаторские способности 35,8 40 47,1 52

14 Имеет высокую общественную значимость 43,7 37,5 40,3 69,8

15 Возможность заниматься наукой 70 37,2 41,7 56,4

16 Позволяет достичь социального одобрения 59,4 35,1 4,7 61,7

17 Возможность работы за границей - 29,3 51,2 83,4

18 Возможность принести пользу людям 35 25,1 45,8 88,6

19 Обеспечивает высокий уровень заработной платы 33,7 20,6 66,5 85,2

20 Возможность использовать рабочее время в личных целях 16 12,5 17,4 15,2

Примечание: В ранжировании принимало участие 636 чел. разрешалось отметить произвольное количество позиций.

<аждому респонденту

Таблица 2.

Ранговое распределение личностных качеств, присущих современному

инженеру глазами студентов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ РАНГ ОЦЕНКИ

СТУДЕНТЫ

2001 г 2004 г 2010 г 2018 г

Широкая образованность 1. 1. 3. 7.

Общая культура, духовные потребности 3. 3. 2. 1.

и интересы

Потребность в самообразовании и 7. 5. 4. 2.

готовность к нему

Общительность 2. 4. 5. 6.

Чуткость, отзывчивость 9. 8. 10. 10.

Самостоятельность 5. 6. 1. 5.

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость 8. 9. 6. 3.

Смелость, решительность 4. 7. 7. 4.

Доверчивость 11. 11. 11. 11.

Аккуратность 10. 2. 8. 8.

Чувство юмора 6. 10. 9. 9.

Примечание: Респондентам предлагался определенный список качеств и возможность их оценки по 10-балльной шкале в зависимости от степени важности для инженера

Таблица 3.

Ранговое распределение деловых качеств, присущих современному

инженеру глазами студентов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ РАНГ ОЦЕНКИ

СТУДЕНТЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001 г 2004 г 2010 г 2018 г

Умение руководить людьми 2 3 4 1

Умение отстаивать свои позиции 3 4 3 2

Целеустремленность 4 5 1 3

Организованность 5 1 5 5

Дисциплинированность 1 2 7 7

Обязательность 7 8 6 6

Умение работать в коллективе 6 6 8 8

Принципиальность 8 7 2 4

Примечание: Респондентам предлагался определенный список качеств и возможность их оценки по 10-балльной шкале в зависимости от степени важности для инженера

Таблица 4.

Ранговое распределение профессиональных качеств, присущих современному инженеру глазами студентов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ РАНГ ОЦЕНКИ

СТУДЕНТЫ

2001 г 2004 г 2010 г 2018 г

Высокий уровень профессиональной 1 1 2 4

подготовки

Презентабельный внешний вид 9 9 9 3

Аналитическое мышление 3 2 3 1

Владение ИКТ 8 7 5 2

Владение иностранными языками 7 8 8 7

Работоспособность 2 3 6 8

Умение быстро принимать решение 5 4 1 5

Креативность 4 5 4 6

Умение находить общий язык с людьми 6 6 7 9

Примечание: Респондентам предлагался определенный список качеств и возможность их оценки по 10-балльной шкале в зависимости от степени важности для инженера

Результаты показали, что на сегодняшний день большинство респондентов считает, что инженерная деятельность открывает для них возможности переквалификации (95,3%) в рамках своей отрасли, позволяет достичь профессиональных спехов (92,4%), открывает дорогу к проявлению

532

индивидуальности (85,4%) и творческой инициативы (88,4%).

Вместе с тем, по мнению студентов, современный инженер должен быть культурно и духовно образован, эмоционально и психически устойчив к различным непредвидимым обстоятельствам, быть смелым и решительным в принятии ответственных профессиональных решений и постоянно испытывать потребность в самообразовании, как в профессиональном, так и личностном плане.

Анализируя личность инженера с позиции его деловых качеств, студенты подчеркивали его умение руководить людьми, договариваться с ними и заключать перспективные профессиональные контакты. При этом особенно важно чтобы современный инженер умел отстаивать свои собственные взгляды и позиции, а также интересы своего коллектива, быть целеустремленным в достижении целей и решении поставленных профессиональных задач.

Рассуждая о профессиональной составляющей личности инженера, студенты в первую очередь выделили его владение аналитическим типом мышления. Большинство респондентов указывало на то, что, будучи профессионалом, инженер должен уметь работать с большим объемом данных, сравнивать данные и находить взаимосвязи, быть последовательным и п р а в и ль н о р а сста в л ять п р и о р и те ты . В св о е й р а б о те и нже не р квалифицированно использует возможности ИКТ, критически мыслит и всегда имеет в запасе альтернативные варианты решения профессиональных задач. Интересным является и тот факт, что новое поколение студентов, в отличие от студентов 2001, 2004, 2010 годов, наделяют личность современного инженера таким профессиональным качеством как умение презентабельно выглядеть. Внешность человека является значимой детерминантой его личностной и профессиональной успешности [18]. Акцентирование внимания на внешнем виде инженера говорит о наличии у современных студентов такого качества как честолюбие, которое психологи часто ассоциируют с погоней за почестями, желанием карьерного роста и достижением высоких должностей.

Таким образом, мы подошли к тому моменту, когда опираясь на результаты гуманистически ориентированной диагностики и самодиагностики субъектности будущего инженера можно объективно составить представление о личности инженера глазами современных студентов (рис. 1).

Рисунок 1.

Образ-модель инженера на основе представлений современных студентов

1. Общая культура, духовные потребности и интересы 4. Смелость, решительность

2. Потребность в самообразовании и готовность к нему 5 Самостоятельность

3. Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость 6 О бщительно сть

1. Аналитическое мышление

2. Владение ИКТ

3. Презентабельный внешний вид

4. Высокий уровень профессиональной подготовки

5. Умение быстро принимать решение

6. Креативность

7. Владение иностранными языками

8. Работоспособность

Выводы

Учитывая современные тенденции развития общества и образования в условиях глобализации, мы говорим о том, что сегодня личность и специалист -феномены неразделимые. Носителем профессиональных качеств выступает не абстрактный специалист, а конкретная личность со своей внутренней жизнью, эмоциональной и духовной сферой, психофизическими способностями [12].

Результаты, полученные с помощью наблюдения, бесед, анкетирования, диагностических срезов, показали, что взгляды студентов начала 2000-х годов и нынешнего поколения на образ современного инженера сходятся только частично. Современные студенты считают жизнь непредсказуемой. Под впечатлением от увиденного, новое поколение студентов начинает рассматривать свою жизнь по-другому. Они наблюдают как их родители, упорно работают в ожидании приобретения определенного социального статуса или уровня успеха, который приходит к ним только в зрелом возрасте и это их тяготит. Они максимально окружают себя ИКТ, погружаясь в мир виртуальных возможностей, где все происходит «в один клик» и стремятся перенести такой сценарий в реальную жизнь.

Если рассматривать получившийся образ современного инженера глазами студентов, то нетрудно заметить, что ранжирование личностных, деловых и профессиональных качеств претерпело изменения. Становится очевидным, что глубокие знания в области предмета профессиональной деятельности уступили место таким качествам как умение ориентироваться в

ситуации, принимать нестандартные решения, управлять людьми, граничащим с эгоцентрической направленностью личности, которая проявляется в стремлении человека удовлетворять собственные желания, отстаивать свои цели вне должной координации этих устремлений с другими людьми. Беседы с респондентами выявили и тот факт, что по их убеждению инженер -профессионал непременно обладает определенной властью, поскольку именно власть и хорошая заработная плата позволяют ему получить предполагаемую свободу. Для достижения поставленной цели готовы и способны достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям путём освоения новой техники и технологий, приобретать недостающие знания и умения, а также способность переключаться на другой вид деятельности.

Резюмируя вышесказанное, следует задуматься с одной стороны, о существенных изменениях в методиках обучения, а с другой - о таком повышении престижа профессии инженера, которого сегодня реально не наблюдается практически ни в одной стране мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лесин А.М. Особенности ценностных ориентаций студентовпервокурсников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, №4 (23). Доступно по:

http://humjoшnal.rzgmu.ru/art&id=347. Ссылка активна на 26 августа 2019.

2. Заседание совета по науке и образованию: стеногр. отчет о заседании Совета при Президенте по науке; 23 июня 2014 года. Доступно по ссылке:

http://kremlin.ru/events/president/ news/45962. Ссылка активна на 11 мая 2019.

3. Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала. В кн.: Психологические проблемы формирования личности профессионала. М.: МГУ; 1991. С. 9-66.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. М.: РИПОЛ; 1933.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. Москва; 1989.

6. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный п о дх о д ка к о с н о в а о р га н и з а ци и образовательного процесса. Доступно по ссылке:

REFERENCES:

1. Lesin AM. Peculiarities of first-year students' value orientations. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network jourl. 2018; 6 (4).

Available at:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347. Accessed: 26 August 2019 (in Russ).

2. Meeting of the Council on Science and Education: verbatim report of the meeting of the Presidential Council on Science; June 23, 2014. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/45962. Accessed: 11 May 2019 (in Russ).

3. Abul'khanova-Slavskaya KA. Tipologicheskii podkhod k lichnosti professionala. In: Psikhologicheskie problemy formirovaniya lichnosti professionala. Moscow: MGU; 1991. (in Russ).

4. Rubinshtein SL. Problemy psikhologii v trudakh Karla Marksa. Moscow: RIPOL; 1933. (in Russ).

5. Rubinshtein SL. Osnovy obshcheipsikhologii. In 2 volumes. Vol.2. Moscow; 1989. (in Russ).

6. Zimnyaya IA. Lichnostno-deyatel'nostnyi podkhod kak osnova organizatsii obrazovatel'nogo protsessa.

Available at: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD -244.HT M #$p244. Accessed: 24 June

http ://p sychlib.ru/mgppu/Z O sv-01/Z L D -244.H T M #$p244. Ссылка активна на 24 июня 2019.

7. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М.: Наука; 1981.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер; 2008.

9. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ; 2006.

10. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. 2010. №2. Доступно по ссылке:

http://www.vestmk.adygnet.:ru/ffles/2010.2/948/se rgeev2010_2.pdf. Ссылка активна на 22 мая 2019.

11. Хоршева О.В. Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения. Дис. ... канд. пед. наук. Рязань; 2003.

12. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность: Основы. Концепции. Технологии. Germany: LAMBERT Academic Publishing; 2011.

13. Каким должен быть современный студент 21 века? Доступно по ссылке: https://vk.com/topic-42386529_27110275?offset=40. Ссылка активна на 23 мая 2019.

14. Learning in the 21st century. Teaching today's students on their terms. International Education Advisory Board. Certiport;2007.

15. Пашукова Т.И. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции. Дис____д-р. псих. наук. Киев;2002.

16. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетент-ностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.

17. Татьяненко С.А. Профессионально важные качества личности современного инженера. В сб.: Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы международной

2019. (in Russ).

7. Shchedrovitskii GP. Printsipy i obshchaya skhema metodologicheskoi organizatsii sistemno-strukturnykh issledovanii i razrabotok. M.: Nauka; 1981. (in Russ).

8. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. Saint Petersburg: Piter; 2008. (in Russ).

9. Vishnevskii YuR, Shapko VT. Sotsiologiya molodezhi. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI; 2006. (in Russ).

10. Sergeev RV. Molodezh' i studenchestvo kak sotsial'nye gruppy i ob"ekt sotsiologicheskogo analiza // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta: setevoe elektronnoe nauchnoe izdanie. 2010. №2. Available at:

http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/948 /sergeev2010_2.pdf. Accessed: 22 May 2019. (in Russ).

11. Khorsheva OV. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mobil'nosti mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya [dissertation]. Ryazan'; 2003. (in Russ).

12. Kaplina SE. Professional'naya mobil'nost': Osnovy. Kontseptsii. Tekhnologii. Germany: LAMBERT Academic Publishing; 2011. (in Russ).

13. Kakim dolzhen byt' sovremennyi student 21 veka? Available at: https://vk.com/topic-42386529_27110275?offset=40. Accessed: 23 May 2019. (in Russ).

14. Learning in the 21st century. Teaching today's students on their terms. International Education Advisory Board. Certiport; 2007.

15. Pashukova TI. Egotsentrizm, osnovnye psikhologicheskie kharakteristiki, zakonomernosti i mekhanizmy formirovaniya i korrektsii [dissertation]. Kiev; 2002. (in Russ).

16. Shadrikov VD. Novaya model' spetsialista: i n n o v a t s i o n n ay a p o d g o t o v k a i kompetentnostnyi podkhod // Vysshee obrazovaniesegodnya. 2004; 8: 26-31. (in Russ).

17. Tat'yanenko SA. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti sovremennogo inzhenera. In: Aktual'nye voprosy pedagogiki i psikhologii: materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauch.-praktich. konf. 1 August 2011. Available at: https:// sibac.info/conf/pedagog/vii/36721.

заочной науч.-практич. конф. 1 августа 2011. Доступно по ссылке:

sibac.info/conf/pedagog/vii/36721. Ссылка активна на 20 мая 2019.

18. Недбаева С.В., Котова И.Б., Филин М.М. Влияние внешности как детерминанта личностной и профессиональной успешности человека // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20, № 6. Доступно по ссылке: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-86-92. Ссылка активна на 21 мая 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accessed: 20 May 2019. (in Russ). 18. Nedbaeva SV, Kotova IB, Filin MM. Vliyanie vneshnosti kak determinanta lichnostnoi i professional'noi uspeshnosti cheloveka // Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2018; 20 (6). Available at:

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-86-92. Accessed: 21 May 2019. (in Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Каплина Светлана Евгеньевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации Забайкальского государственного университета; 672039, г. Чита, ул. Александро-заводская, 30. email: kse2000@list.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Kaplina Svetlana Evgenievna - doctor of science (Pedagogy), professor, head of Foreign Languages and Intercultural Communication department; Transbaikal State University; 672039, Chita, 30 Aleksandro-zavodskaya street. email: kse2000@list.ru.

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 28.06.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 26.08.2019 ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Каплина С.Е. Представления современных студентов об образе инженера // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26). Доступно по ссылке:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=393. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20193524-537

PAPER RECEIVED: 28.06.2019 PAPER ACCEPTED: 26.08.2019 REFERENCE FOR CITING:

Kaplina SE. Modern students' ideas about the image of an engineer. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (3). Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=393. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20193524-537

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.