Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РОССИИ / РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТИПИЧНЫЙ РОССИЯНИН / АВТОСТЕРЕОТИПЫ / МИФЫ О РОССИИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошелева Александра Николаевна, Проект Юлия Львовна, Хороших Валерия Викторовна

Введение. Представления о российской действительности, образ России в картине мира современной молодежи играют важную роль в процессах самоопределения и социальной интеграции молодежи. Изучение представлений о российской действительности приобретает особое значение, когда речь идет о студенческой молодежи, являющейся основой для воспроизводства политических, управленческих и интеллектуальных элит общества. Целью настоящей статьи явилось изучение трансформации представлений о российской действительности в сознании современной студенческой молодежи. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 615 студентов вузов, находящихся в мегаполисах, больших и малых городах (197 мужчин и 418 женщин). Для реализации поставленной цели применялся метод свободных описаний характеристик типичного россиянина и его возможных высказываний о своей стране, а также анкетирование. Обработка и анализ результатов проводились при помощи методов контент-анализа и частотного анализа. Был проведен сопоставительный анализ качественных характеристик представлений о российской действительности современных студентов и студентов, обучавшихся в российских вузах в конце первого десятилетия XXI в. Результаты исследования показали, что современные студенты в меньшей степени склонны поддерживать «черные политические мифы о России», склонны гордиться своей страной, однако в их представлениях о российской действительности эмоциональный компонент выражен незначительно. Образ типичного россиянина проявлен, прежде всего, в амбивалентно представленных коммуникативных качествах. В то же время студенты в большей степени склонны наделять типичного россиянина депрессивными качествами, указывая на недостаток внутренних и внешних ресурсов в совладании с трудными жизненными ситуациями. Заключение. Полученные результаты могут использоваться при организации психологического сопровождения и воспитательной работы в учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кошелева Александра Николаевна, Проект Юлия Львовна, Хороших Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISION OF RUSSIAN REALITY BY MODERN UNIVERSITY STUDENTS

Introduction. The perceptions of Russian reality and the image of Russia in the worldview of modern youth play an important role in the processes of young people’s self-identification and social integration. The study of perceptions of Russian reality acquires special significance when it concerns students, who are the basis for the reproduction of political, managerial and intellectual elites of society. The aim of this article was to study the transformation of perceptions of Russian reality by modern student youth. Materials and Methods. The study involved 615 university students in megalopolises, cities and towns (197 men and 418 women). The method of free descriptions of a typical Russian citizen and his/her possible statements about the country was used, along with a questionnaire, in order to achieve the goal of the study. The results were processed using content analysis and frequency analysis. We also carried out a comparative analysis of qualitative characteristics of the perceptions of Russian reality by modern students and students who studied in Russian universities at the end of the 2010s. The results showed that modern students are less inclined to support “black political myths about Russia” and tend to be proud of their country. However, the emotional component in modern students’ perceptions of Russian reality is expressed insignificantly. The image of a typical Russian citizen is primarily shown in ambivalently presented communicative qualities. Also modern students were more inclined to assign depressive qualities to the typical Russian citizen, pointing to the lack of internal and external resources for coping with diffi ult life situations.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 2 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 2 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Личность в процессах обучения и воспитания

УДК 316.6

EDN WQPDJC

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-154-163

Научная статья

Представления современной студенческой молодежи о российской действительности

А. Н. Кошелева1, Ю. Л. Проект1, В. В. Хороших01

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Сведения об авторах

Александра Николаевна Кошелева, SPIN-код: 3957-8608, Scopus AuthorlD: 57193243586, ResearcherlD: E-3406-2017, ORCID: 0000-0003-2497-6414, e-mail: alkosh@inbox.ru

Юлия Львовна Проект, SPIN-код: 5532-5143, Scopus AuthorlD: 57197748967, ResearcherlD: D-9792-2017, ORCID: 0000-0002-1914-9118, e-mail: proekt.jl@gmail.com

Валерия Викторовна Хороших, SPIN-код: 8161-9550, Scopus AuthorID: 57197744365, ResearcherID: D-9861-2017, ORCID: 0000-0001-7116-0042, e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

Для цитирования: Кошелева, А. Н., Проект, Ю. Л., Хороших, В. В. (2022) Представления современной

студенческой молодежи о российской действительности. Психология человека в образовании, т. 4, № 2, с. 154-163.

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-154-163 EDN WQPDJC.

Получена 11 января 2022; прошла рецензирование 24 января 2022; принята 25 января 2022.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного

проекта № 21-011-31539 опн.

Права: © А. Н. Кошелева, Ю. Л. Проект, В. В. Хороших (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Представления о российской действительности, образ России в картине мира современной молодежи играют важную роль в процессах самоопределения и социальной интеграции молодежи. Изучение представлений о российской действительности приобретает особое значение, когда речь идет о студенческой молодежи, являющейся основой для воспроизводства политических, управленческих и интеллектуальных элит общества. Целью настоящей статьи явилось изучение трансформации представлений о российской действительности в сознании современной студенческой молодежи. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 615 студентов вузов, находящихся в мегаполисах, больших и малых городах (197 мужчин и 418 женщин). Для реализации поставленной цели применялся метод свободных описаний характеристик типичного россиянина и его возможных высказываний о своей стране, а также анкетирование. Обработка и анализ результатов проводились при помощи методов контент-анализа и частотного анализа. Был проведен сопоставительный анализ качественных характеристик представлений о российской действительности современных студентов и студентов, обучавшихся в российских вузах в конце первого десятилетия XXI в. Результаты исследования показали, что современные студенты в меньшей степени склонны поддерживать «черные политические мифы о России», склонны гордиться своей страной, однако в их представлениях о российской действительности эмоциональный компонент выражен незначительно. Образ типичного россиянина проявлен, прежде всего, в амбивалентно представленных коммуникативных качествах. В то же время студенты в большей степени склонны наделять типичного россиянина депрессивными качествами, указывая на недостаток внутренних и внешних ресурсов в совладании с трудными жизненными ситуациями.

Заключение. Полученные результаты могут использоваться при организации психологического сопровождения и воспитательной работы в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: образ России, российская действительность, представления, трансформация, типичный россиянин, автостереотипы, мифы о России, молодежь, студенчество, контент-анализ

Article

Vision of Russian reality by modern university students

A. N. Kosheleva1, Yu. L. Proekt1, V. V. Khoroshikh™

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Authors

Alexandra N. Kosheleva, SPIN: 3957-8608, Scopus AuthorlD: 57193243586, ResearcherlD: E-3406-2017, ORCID: 0000-0003-2497-6414, e-mail: alkosh@inbox.ru

Yulia L. Proekt, SPIN: 5532-5143, Scopus AuthorlD: 57197748967, ResearcherlD: D-9792-2017, ORCID: 0000-0002-1914-9118, e-mail: proekt.jl@gmail.com

Valeriya V. Khoroshikh, SPIN: 8161-9550, Scopus AuthorID: 57197744365, ResearcherID: D-9861-2017, ORCID: 0000-0001-7116-0042, e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

For citation: Kosheleva, A. N., Proekt, Yu. L., Khoroshikh, V. V. (2022) Vision of Russian reality by modern university students. Psychology in Education, vol. 4, no. 2, pp. 154-163. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-154-163 EDN WQPDJC.

Received 11 January 2022; reviewed 24 January 2022; accepted 25 January 2022. Funding: The study was supported by RFBR and EISR, project No. 21-011-31539 opn.

Copyright: © A. N. Kosheleva, Yu. L. Proekt, V. V. Khoroshikh (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The perceptions of Russian reality and the image of Russia in the worldview of modern youth play an important role in the processes of young people's self-identification and social integration. The study of perceptions of Russian reality acquires special significance when it concerns students, who are the basis for the reproduction of political, managerial and intellectual elites of society. The aim of this article was to study the transformation of perceptions of Russian reality by modern student youth. Materials and Methods. The study involved 615 university students in megalopolises, cities and towns (197 men and 418 women). The method of free descriptions of a typical Russian citizen and his/her possible statements about the country was used, along with a questionnaire, in order to achieve the goal of the study. The results were processed using content analysis and frequency analysis. We also carried out a comparative analysis of qualitative characteristics of the perceptions of Russian reality by modern students and students who studied in Russian universities at the end of the 2010s.

The results showed that modern students are less inclined to support "black political myths about Russia" and tend to be proud of their country. However, the emotional component in modern students' perceptions of Russian reality is expressed insignificantly. The image of a typical Russian citizen is primarily shown in ambivalently presented communicative qualities. Also modern students were more inclined to assign depressive qualities to the typical Russian citizen, pointing to the lack of internal and external resources for coping with difficult life situations.

Keywords: image of Russia, Russian reality, perceptions, transformation, typical Russian citizen, autostereotypes, myths about Russia, youth, students, content analysis

Введение

Изучение представлений о российской действительности, образе России в картине мира современной молодежи рассматривается в качестве важной для современной гуманитарной науки задачи (Гончаров, Королева, Гончарова и др. 2012). Представления о российской действительности, возможностях, существующих в России для реализации жизненных и профессиональных планов, играют важную роль в процессах самоопределения и социальной интеграции молодежи. Динамичные изменения, происходящие в экономической, социальной, политической сферах затрагивают все аспекты жизненного устройства современного человека и, безусловно, отражаются на представ-

лениях о стране, в которой проживают молодые люди, а также на представлениях о соотечественниках.

Студенческая молодежь как особая социальная группа, играющая важную роль в воспроизводстве политических, управленческих и интеллектуальных элит, активно изучается современными исследователями (Филоненко, Штомпель, Штомпель 2018). Восприимчивость к инновациям, высокая мобильность, ориентация на достижение независимости, гибкое восприятие системы ценностей, «симбиоз традиционных и современных ориентиров в процессе жизненного выбора» (Зубок, Ростовская, Смакотина 2016, 6), включенность в глобальный мир, кризис политической идентичности выделяются в качестве отличительных

особенностей современной российской, в том числе и студенческой молодежи (Зубок, Ростовская, Смакотина 2016; Малолетнева, Жиратко-ва, Элиарова 2018; Поливаева, Беленикин 2016). Именно эти особенности опосредуют процесс жизненного выбора и его реализацию.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

Образ России рассматривается в качестве социального представления, тесно связанного как с архетипическими, так и с современными социальными мифами (Гончаров, Королева, Гончарова и др. 2012). Образ России способствует интеграции структурных, пространственных и временных компонентов картины мира и играет важную роль в регуляции жизни и деятельности современного россиянина.

В качестве основных структурных компонентов образа России в представлении современной молодежи выступают: пространственный (образ «Центра», «Локальный (региональный)» образ и «Слабодифференциорованный» образ), исторический (представленный мифами о власти, народе, о геополитическом положении России, а также о роли личности в истории страны) и символико-метафорический компоненты. Изучение генезиса мифологических составляющих образа России и его роли в сознании и жизненных отношениях современной молодежи, проведенное коллективом сотрудников Герценовского университета в начале 2010-х годов, позволило выявить и описать основные механизмы формирования социального мифа о России у современной молодежи. Так, механизм стихийного порождения социального мифа предполагает актуализацию поля культурных смыслов, а также преобразование архетипиче-ских образов с учетом актуальной социальной реальности. Механизм мифодизайна предполагает целенаправленное конструирование социального мифа с помощью СМИ, политических технологий для реализации задач информационного воздействия на сознание и поведение человека. В целом по результатам проведенного исследования отмечается, что «представление о России у современной молодежи в основном имеет мозаичный, дискретный характер, может включать в себя множество разнообразных мифообразов, которые соотносятся с различными содержательными категориями и типами, зачастую не имеют «сквозного» смыслового содержания» (Гончаров, Королева, Гончарова и др. 2012, 371).

В качестве важных факторов, определяющих характер социализации и трансформации системы социокультурных ценностей и представлений о России у современной молодежи, выступают интернет и средства массовой информации (Данилова 2009; Фетисова 2017).

Современные СМИ активно включены в процесс формирования представлений об окружающем мире, в том числе в формирование образа страны, как у внутренней, так и у внешней (по отношению к определенному государству) аудитории. В ходе многочисленных исследований медиаобраза России показана специфика восприятия России и ее граждан в разных странах (Мельник, Барлыбаева, Альжанова 2020; Мисонжников 2018), активно изучаются возможности различных средств массовой коммуникации, например интернет-мемов, в формировании образа России (Цянь, Мельник 2021), раскрыта динамика и основные направления в изменении имиджа России (Repina, Zheltukhi-na, Kovaleva et al. 2018).

Отмечая роль медиаобраза государства в качестве ресурса влияния, «мягкой силы» в процессе поддержания и укрепления добрососедских отношений, современные исследователи отмечают, что этот медиаобраз выступает в качестве важного компонента модели мира личности, определяя ценностные аспекты отношения личности к стране (Ерофеева, Мельник, Зайкина 2020). Так, на примере эмпирического исследования медиаобраза Республики Крым в модели мира российских студентов отмечается размытость, нечеткость представлений, составляющих содержание этого образа, у студенческой молодежи, а также постулируется необходимость опоры на духовно-нравственные ценности, историческую и культурную память при формировании медиаобраза данного региона России (Ерофеева, Мельник, Зайкина 2020).

Отдельного внимания в этом контексте заслуживает феномен исторической памяти, роль которого в восприятии и оценке актуальных жизненных обстоятельств личностью показана в ряде исследований (Герасимов 2013; Положен-цева, Кащенко 2014). В частности, Е. С. Синельникова и Е. В. Зиновьева провели исследование представлений студентов о 1990-х годах и о роли этого исторического периода в судьбе России. Согласно представленным авторами данным, студенты отмечают высокое значение данного исторического периода в трансформации государственно-правовой системы, а также изменениях социальной структуры общества, выделяя снижение уровня безопасности в качестве

фоновой характеристики при оценке данного периода (Синельникова, Зиновьева 2017).

Изучение системы социокультурных ценностей студенчества и их роли в системе представлений о России и жизненных отношениях современной молодежи позволили выделить основные типы мировоззренческих и ценностных ориентаций студенческой молодежи. «Космополитический тип» предполагает отрицание консервативных ценностей, стремление к самореализации и спонтанности восприятия мира. «Патриотический тип» преимущественно опирается на мифологемы идентичности, русской культуры, традиционные ценности. Данные типы выступают в качестве своеобразных полюсов достаточно широкого спектра мировоззренческих установок современной молодежи, в числе которых обозначены «индивидуализм», «социальный оптимизм с ориентацией на западное общество», «неоконсервативные ценности», «консервативные ценности» и «либеральные ценности» (Гончаров, Королева, Гончарова и др. 2012).

В ходе этого же исследования было установлено, что субъективная оценка материальной независимости выступает в качестве одного из факторов, опосредующих значимость ценностей как для отдельного субъекта, так и для оценки образа России среди студенческой молодежи в целом. Социальный пессимизм, приоритет ценности власти в структуре индивидуальных ценностей характерны для молодежи, испытывающей жизненные трудности. Значимость в системе индивидуальных ценностей ценности развития, ценности доверия и любви к Родине, опосредующих представления о России, более характерны для социально благополучной молодежи.

Среди ценностей, с которыми соотносится образ России, были выделены безопасность, законность, внимание к людям, мир и развитие, что, по мнению авторов исследования, свидетельствует о потребностях в социальной, экономической и политической стабильности, безопасности как необходимых предпосылках для индивидуальной самореализации и развития (Гончаров, Королева, Гончарова и др. 2012). Для студенческой молодежи характерна большая идентификация с образом России по неприятию антиценностей, проявляющаяся в большем совпадении системы ценностей, неприемлемых для субъекта, и оценке ценностей, неприемлемых для России.

В то же время изучение представлений студенческой молодежи о российской действительности сохраняет свою значимость на фоне

актуализации политических, экономических и социальных рисков и угроз, сопровождающих жизнь россиян в 20-х годах XXI в. (в том числе в связи с пандемией СОУГО-19).

Целью исследования явилось изучение трансформации представлений о российской действительности в сознании современной студенческой молодежи.

Организация и методы исследования

Для сравнения представлений о российской действительности у студенческой молодежи нами была воспроизведена методология, аналогичная той, которая применялась в исследовании 2009 г. (Гончаров, Королева, Гончарова и др. 2012). Применялся метод свободных описаний характеристик типичного россиянина и его возможных высказываний о своей стране, а также анкета, предназначенная для получения социально-демографической информации.

Полученные данные были проанализированы с помощью контент-анализа и частотного анализа.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что представления о российской действительности в сознании современных студентов характеризуются амбивалентностью, проявляющейся в большей склонности гордиться своей страной, с одной стороны, и подчеркиванием депрессивных качеств типичного россиянина, с другой.

Предметом исследования стали представления современных студентов о российской действительности и содержание национального автостереотипа.

Выборку (615 человек) составили студенты вузов, находящихся в мегаполисах, больших и малых городах (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Улан-Удэ, Гатчина и др.). Средний возраст студентов 19,8 лет; 197 мужчин и 418 женщин.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим результаты исследования представлений молодых людей о России в целом и национальных автостереотипов. Было проведено сопоставление полученных ответов с результатами исследования, проведенного нами в 2009 г. Данные приведены в таблице 1.

Отвечая на вопрос «Что может сказать о своей стране типичный россиянин?», молодые люди наиболее часто (21,14%) дают ответы, в которых отражено представление о России как о великой стране. В исследовании 2009 г., отвечая на аналогичный вопрос, молодые люди

Табл. 1. Высказывания типичного россиянина о своей стране

Категория Смысловые единицы, составляющие категорию (примеры) Относительная частота встречаемости (в %)

2021 2009

Великая страна Россия — великая страна. Большая, красивая страна. Я горжусь своей страной 21,1% 14,7%

Негативные высказывания Ничего хорошего, много жалоб; ужас! Скорее бы уехать куда-нибудь; в ней невозможно жить 18,5% 33,8%

Амбивалентные высказывания Самая любимая, несчастная, большая, бедная, огромная; грязная, красивая 12,8% 20,6%

Нейтральные высказывания Раньше было лучше, нормально, можно и лучше 9,9% —

Гордость за страну и нелюбовь к властям Гордость за страну и нелюбовь к властям. Я так люблю свою страну, но ненавижу государство 9,3% 7,4%

Любовь к своей стране Это родина моя, всех люблю на свете я! Любовь к своей стране 7,3% 14,7%

Уникальность Умом Россию не понять. У России свой путь 1,9% 7,4%

Table 1. Statements by a typical Russian about the country

Category The units of meaning that make up the category (examples) Relative frequency of occurrence (in %)

2021 2009

Great country Russia is a great country. A big, beautiful country. I am proud of my country 21.1% 14.7%

Negative statements Nothing good, lots of complaints; terrible! I can't wait to go somewhere else; it's impossible to live there 18.5% 33.8%

Ambivalent statements Most loved, unhappy, big, poor, huge; dirty, beautiful 12.8% 20.6%

Neutral statements It used to be better, normal, could be better. 9.9% —

Pride of the country and dislike of the authorities Pride in the country and dislike of the authorities. I love my country so much, but I hate the state 9.3% 7.4%

Love for the country This is my motherland, I love everyone in the world! Love for the country 7.3% 14.7%

Uniqueness You can't understand Russia with your mind. Russia has its own way 1.9% 7.4%

наиболее часто давали ответы, содержащие негативные оценки. В 2021 г. негативные высказывания дают 18,54% испытуемых, и эта категория находится на втором месте. На третьем месте (12,85%) располагаются амбивалентные высказывания — как в 2009 г., так и в 2021 г. В представлениях современных молодых людей, в отличие от молодежи 2009 г., появляется новая категория ответов «Нейтральные высказывания»

(9,92%). Ответы данной категории отличаются отсутствием эмоциональной окраски. Также в 2021 г. возросло количество молодых людей, которые противопоставляют родную страну и государство, меньшее количество ответов отражают любовь к Родине и подчеркивают уникальность пути развития России.

Можно говорить о том, что современные молодые люди в меньшей степени, чем в 2009 г.,

склонны поддерживать «черные политические мифы о России», в большей степени склонны гордиться своей страной, демонстрируя при этом меньшую эмоциональную привязанность.

Далее рассмотрим характеристики образа типичного россиянина в представлении современной молодежи. Данные представлены в таблице 2.

Табл. 2. Наиболее характерные черты типичного россиянина в представлениях молодежи

Категория Смысловые единицы, составляющие категорию (примеры) Относительная частота встречаемости (в %)

2021 2009

Грустный Грустный, депрессивный, угрюмый, пессимистичный 24,2% —

Открытость в общении Открытость, гостеприимство, готов помочь, великодушие 20,9% 14,0%

Качества, затрудняющие общение Конфликтность, недоверчивость, закрытость, агрессивность 18,8% 8,7%

Доброта Доброта, доброжелательность 18,4% 9,1%

Сила духа Сила духа, стойкость и выдержка в трудных испытаниях, смелость 9,1% 5,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волевые качества Упорство, целеустремленность, упрямство 8,5% 3,7%

Чувство юмора Остроумие, чувство юмора 7,3% 4,1%

Любовь к выпивке Любовь к выпивке, алкоголизм, пьянство 6,3% 4,1%

Трудолюбие Трудолюбие 5,4% 3,7%

Когнитивный ресурс Ум, смекалка 4,5% 5,8%

Недостаток внешних ресурсов Бедный, мало зарабатывает 4,4% -

Качества, проявляющиеся во взаимоотношениях с властью Доверчивость правительству, покорность, привычка ругать власть 4,1% 2,9%

Патриотизм Патриотизм, любовь к Родине 3,7% 2,1%

Лень Лень, ленивый 3,7% 8,2%

Склонность к авантюризму Авантюризм, расчет на «авось», безответственность 3,1% 5,0%

Консерватизм Консерватизм, хранитель традиций 2,9% -

Недостаток когнитивного ресурса Необразованность, глупый, посредственность 2,4% 5,8%

Простота и наивность Простота, наивность 1,9% 2,5%

Оптимизм Оптимизм, жизнелюбие 1,8% 2,5%

Table 2. The most characteristic features of a typical Russian in young people's perceptions

Category The units of meaning that make up the category (examples) Relative frequency of occurrence (in %)

2021 2009

Sad Sad, depressed, moody, pessimistic 24.2% —

Openness in communication Openness, hospitality, willingness to help, generosity 20.9% 14.0%

Qualities that make communication difficult Proneness to conflict, distrust, love for privacy, aggressiveness 18.8% 8.7%

Kindness Kindness, goodwill 18.4% 9.1%

Strength of spirit Strength of spirit, fortitude and endurance in difficult trials, courage 9.1% 4.97%

Willpower qualities Perseverance, determination, stubbornness 8.5% 3.7%

Sense of humour Wit, sense of humour 7.3% 4.1%

Love of drinking Love of drinking, alcoholism, heavy drinking 6.3% 4.1%

Hardworking Hardworking 5.4% 3.7%

Cognitive resource Intelligence, smartness 4.5% 5.8%

Lack of external resources Poor, doesn't earn much 4.4% —

Qualities that manifest themselves in relationships with authorities Trust in government, obedience, habit of criticising authorities 4.1% 2.9%

Patriotism Patriotism, love of motherland 3.7% 2.1%

Laziness Laziness, lazy 3.7% 8.2%

Tendency towards adventurism Adventurousness, chance reliance, irresponsibility 3.1% 5.0%

Conservatism Conservatism, the guardian of tradition 2.9% —

Lack of cognitive resource Uneducated, stupid, mediocrity 2.4% 5.8%

Simplicity and naivety Simplicity, naivety 1.9% 2.5%

Optimism Optimism, love of life 1.7% 2.5%

В отличие от молодых людей 2009 г., современные молодые в первую очередь отмечают в образе типичного россиянина такую характеристику, как «грустный», «депрессивный» (24,22%). Подобные ответы не были представлены в исследовании 2009 г. Следует отметить,

что в 2021 г. меньшее количество молодых людей (1,79%) называют в качестве характерной черты россиянина «оптимизм». Можно предположить, что обилие негативных эмоциональных переживаний, связанных с пандемией СОУГО-19 и мировым экономическим кризисом,

находят свое отражение в представлениях современных молодых людей о типичном россиянине. В пользу данного предположения свидетельствует и появление еще одной новой характеристики, не представленной в ответах молодых людей в 2009 г. 4,39% молодых людей называют такую характеристику типичного россиянина, как «бедность». Также большее количество (6,34%) молодых людей в 2021 г. указывают пьянство как черту типичного россиянина, делая акцент на неконструктивных стратегиях преодоления трудных жизненных ситуаций.

На втором месте располагаются позитивные качества, связанные с готовностью помочь другим людям, гостеприимством и открытостью (20,98%). На третьем месте располагаются качества, затрудняющие общение (18,86%), приводящие к конфликтам. Современные молодые люди чаще указывают данные качества по сравнению со своими сверстниками 2009 г. (8,7%). Однако они также чаще отмечают «доброту», «доброжелательность» (18,37%), способствующие оптимизации общения, а также качества, относящиеся к волевой сфере — «силу духа» (9,1%), качества, способствующие достижению цели (8,45%). Далее располагается «чувство юмора» (7,32%). Данное качество также чаще отмечается современными молодыми людьми. Полученные результаты частично согласуются с данными исследования Л. А. Юшковой, согласно которым, по мнению современных молодых людей, живущих в России, к типичным чертам национального характера относятся «терпение, трудолюбие, стремление к свободе, доброта и сердечность, смелость и бесстрашие» (Юшкова 2021, 65).

Однако принимая во внимание наличие в национальном автостереотипе качеств, которые можно рассматривать как реакцию на сложную ситуацию, волевые качества, доброжелательность, готовность помочь и чувство юмора могут рассматриваться как адаптационный ресурс личности.

Выводы

Современные студенты в меньшей степени склонны поддерживать «черные политические мифы о России», склонны гордиться своей страной, однако в их представлениях о российской действительности эмоциональный компонент выражен незначительно.

Образ типичного россиянина проявлен в амбивалентно представленных коммуникативных качествах. Современные студенты

в большей степени склонны наделять типичного россиянина депрессивными качествами, указывая на недостаток внутренних и внешних ресурсов в совладании с трудными жизненными ситуациями.

Полученные результаты необходимо учитывать при организации психологического сопровождения и воспитательной работы в вузах, одной из задач которых целесообразно признать усиление компонентов национального автостереотипа, отражающих адаптационные ресурсы личности «типичного россиянина».

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The authors report that the study followed the ethical guidelines for human and animal research.

Вклад авторов

A. Н. Кошелева — сбор и обработка, анализ эмпирических данных.

Ю. Л. Проект — организация и планирование исследования, сбор и анализ эмпирических данных.

B. В. Хороших — сбор эмпирических данных, теоретический обзор современного состояния проблемы.

Author Contributions

A. N. Kosheleva—collecting, processing and analyzing empirical data.

Y. L. Proekt—research management and planning, collecting, processing and analyzing empirical data.

V. V. Khoroshikh—collecting empirical data, drafting theoretical review.

Литература

Герасимов, О. В. (2013) Феномен исторической памяти. Вестник университета Российской академии

образования, № 5, с. 133-137. Гончаров, С. А., Королева, Н. Н., Гончарова, О. М. и др. (2012) Образ России во временной перспективе.

СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 347 с. Данилова, М. А. (2009) Интернет-социализация студенческой молодежи. Специфика мотивации сетевого поведения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук. Саратов, Саратовский государственный технический университет, 18 с. Ерофеева, И. В., Мельник, Г. С., Зайкина, Н. М. (2020) Медиаобраз республики Крым: модель мира российского студента. Регионология, т. 28, № 3 , с. 516-542. https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.516-542 Зубок, Ю. А., Ростовская, Т. К., Смакотина, Н. Л. (2016) Молодежь и молодежная политика в современном

российском обществе. М.: Перспектива, 166 с. Малолетнева, И. В., Жираткова, Ж. В., Элиарова, Т. С. (2018) Трансформация ценностей студенческой молодежи: миф и реальность. Вестник университета, № 4, с. 150-155. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-4-150-155

Мельник, Г. С., Барлыбаева, С. Х., Альжанова, А. Б. (2020) Медиаобраз России в казахстанских СМИ. Вестник

Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, № 3, с. 110-116. Мисонжников, Б. Я. (2018) Образ России в западном медийном дискурсе. Вопросы журналистики, № 4,

с. 81-92. https://doi.org/10.17223/26188422/4/4 Поливаева, Н. П., Беленикин, Р. О. (2016) Особенности российской молодежи как субъекта гражданского

общества. Власть, т. 24, № 3, с. 83-87. Положенцева, И. В., Кащенко, Т. Л. (2014) Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической

памяти студентов. Власть, № 12, с. 42-46. Синельникова, Е. С., Зиновьева, Е. В. (2017) Память о 1990-х годах российской истории: представления студентов. В кн.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова (ред.). Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, с. 307-314.

Филоненко, В. И., Штомпель, Л. А., Штомпель, О. М. (2018) Репрезентативная культура современного российского студенчества. Социологическое обозрение, т. 17, № 3, с. 221-239. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-3-221-239

Фетисова, О. В. (2017) Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://online-science.ru/m/products/social sciense/gid4285/pg0/ (дата обращения 10.01.2022). Цянь, Ч., Мельник, Г. С. (2021) Медиаобраз России в китайских интернет-мемах. Российско-китайские

исследования, т. 5, № 1, с. 46-55. https://doi.org/10.17150/2587-7445.2021.5(1).46-55 Юшкова, Л. А. (2021) Этнический автостереотип «русские» глазами современной студенческой молодежи. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 3, с. 49-69. https://doi.org/10.38098 / ipran.sep 2021 23 3 02 Repina, E. A., Zheltukhina, M. R., Kovaleva, N. A. et al. (2018) International media image of Russia: Trends and patterns of perception. XLinguae, vol. 11, no. 2, pp. 557-565. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.45

References

Danilova, M. A. (2009,) Internet-sotsializatsiya studencheskoj molodezhi. Spetsifika motivatsii setevogopovedeniya [Internet socialization of student youth. The specifics of motivating network behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Sociology). Saratov, Saratov State Technical University, 18 p. (In Russian) Erofeeva, I. V., Melnik, G. S., Zajkina, N. M. (2020) Mediaobraz respubliki Krym: model' mira rossijskogo studenta [The media image of the Republic of Crimea: The Russian student's world model]. Regionologiya — Russian Journal of Regional Studies, vol. 28, no. 3, pp. 516-542. https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.516-542 (In Russian)

Filonenko, V. I., Shtompel, L. A., Shtompel, O. M. (2018) Reprezentativnaya kul'tura sovremennogo rossijskogo studenchestva [The representative culture of modern Russian students]. Sotsiologicheskoe obozrenie — Russian Sociological Review, vol. 17, no. 3, pp. 221-239. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-3-221-239 (In Russian) Fetisova, O. V. (2017) Vliyanie virtual'nogo prostranstva na tsennostnye orientatsii sovremennoj rossijskoj molodezhi [Representative culture of modern Russian students]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki — Humanities, Social-Economic and Social Sciences, no. 10. [Online]. Available at: https://online-science. ru/m/products/social sciense/gid4285/pg0/ (accessed 10.01.2022). (In Russian) Gerasimov, O. V. (2013) Fenomen istoricheskoj pamyati [The phenomenon of historical memory]. Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya — Herald of the University of the Russian Academy of Education, no. 5, pp. 133-137. (In Russian)

Goncharov, S. A., Koroleva, N. N., Goncharova, O. M. et al. (2012) Obraz Rossii vo vremennoj perspektive [The image of Russia in time perspective]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 347 p. (In Russian)

Maloletneva, I. V., Zhiratkova, Zh. V., Eliarova, T. S. (2018) Transformatsiya tsennostej studencheskoj molodezhi: mif i real'nost' [Transformation of values of student young people: Myth and reality]. Vestnik Universiteta, no. 4, pp. 150-155. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-4-150-155 (In Russian) Melnik, G. S., Barlybayeva, S. K., Alzhanova, A. B. (2020) Mediaobraz Rossii v kazakhstanskikh SMI [Media image of Russia in Kazakhstan media]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika — Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, no. 3, pp. 110-116. (In Russian)

Misonzhnikov, B. Ya. (2018) Obraz Rossii v zapadnom medijnom diskurse [The image of Russia in western media discourse]. Voprosy zhurnalistiki — Russian Journal of Media Studies, no. 4, pp. 81-92. https://doi.org/10.17223/26188422/4/4 (In Russian) Polivaeva, N. P., Belenikin, R. O. (2016) Osobennosti rossijskoj molodezhi kak sub'ekta grazhdanskogo obshchestva

[Features of Russian youth as a subject of civil society]. Vlast, vol. 24, no. 3, pp. 83-87. (In Russian) Polozhentseva, I. V., Kashchenko, T. L. (2014) Fenomen istoricheskoj pamyati i aktualizatsiya lichnoj istoricheskoj pamyati studentov [The concept of the historical memory and actualization of personal historical memory of the students]. Vlast', no. 12, pp. 42-46. (In Russian) Repina, E. A., Zheltukhina, M. R., Kovaleva, N. A. et al. (2018) International media image of Russia: Trends and patterns of perception. XLinguae, vol. 11, no. 2, pp. 557-565. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.45 (In English)

Sinel'nikova, E. S., Zinov'eva, E. V. (2017) Pamyat' o 1990-kh godakh rossijskoj istorii: predstavleniya studentov [Collective memory of the 90s of Russian history: Students' representations]. In: A. L. Zhuravlev, V. A. Kol'tsova (eds.). Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoj psikhologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya [Fundamental and applied research of modern psychology: Results and development prospects]. Moscow: The Institute of Psychology RAN Publ., pp. 307-314. (In Russian) Qian, Zh., Melnik, G. S. (2021) Mediaobraz Rossii v kitajskikh internet-memakh [Russia's media image in Chinese internet memes]. Rossijsko-kitajskie issledovaniya — Russian and Chinese Studies, vol. 5, no. 1, pp. 46-55. https://doi.org/10.17150/2587-7445.2021.5(1).46-55 (In Russian) Yushkova, L. A. (2021) Etnicheskij avtostereotip "russkie" glazami sovremennoj studencheskoj molodezhi [Ethnic autostereotype "Russian" in the eyes of modern student youth]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psihologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Science. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 3, pp. 49-69. https://doi.org/10.38098/ipran.sep 2021 23 3 02 (In Russian) Zubok, Yu. A., Rostovskaya, T. K., Smakotina, N. L. (2016) Molodezh' i molodezhnaya politika v sovremennom rossijskom obshchestve [Youth and youth policy in modern Russian society]. Moscow: Perspektiva Publ., 166 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.