Научная статья на тему 'Представления современной молодежи о внешней красоте женщины'

Представления современной молодежи о внешней красоте женщины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1817
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ КРАСОТА / ПРОПОРЦИИ / СИММЕТРИЯ / ВОЛОСЫ / ГЛАЗА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / EXTERNAL BEAUTY / PROPORTIONS / SYMMETRY / HAIR / EYES / REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

В данной статье поднимается проблема современных представлений о внешней красоте женщин. Проведен анализ описаний внешней красоты женщины студенческой молодежью г. Ростова-на-Дону. Выделены основные характеристики описания женской красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of modern youth about external beauty of the woman

In given clause the problem of modern representations about external beauty of women rises. The analysis of descriptions of external beauty of the woman by student's youth of Rostov-on-Don is lead. The basic characteristics of the description of female beauty are allocated.

Текст научной работы на тему «Представления современной молодежи о внешней красоте женщины»

WWW.PRO.RSU.RU

Погонцева Д.В.

Представления современной молодежи о внешней красоте женщины

В данной статье поднимается проблема современных представлений о внешней красоте женщин. Проведен анализ описаний внешней красоты женщины студенческой молодежью г. Ростова-на-Дону. Выделены основные характеристики описания женской красоты.

Ключевые слова: внешняя красота, пропорции, симметрия, волосы, глаза, представления.

В последнее время все чаще учеными различных областей знаний поднимается проблема изучения представлений об идеальной внешности и красоте, что диктуется активным развитием рекламы косметических средств, фитнесс-центров, спа-салонов, пластических операций. Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. Следует также подчеркнуть, что в данном контексте мы говорим об эстетическом идеале как об образе «должной красоты», который существует в сознании человека, являясь «высшим субъективным критерием эстетического отношения к действительности во всех его видах» [2, с. 8]. В свою очередь внешний облик - это конструкт, который является полисемантичным, ценностно-смысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встроенной в определенный социокультурный контекст. В.А. Лабунская [1] указывает на то, что внешность личности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. Таким образом, можно отметить, что современная «индустрия красоты» влияет не только на изменения среднеустойчивых и динамических параметров, но и активно влияет на устойчивые параметры (фигура, телосложение). Чтобы наглядно подтвердить данное предположение, мы подняли вопрос о представлениях современной молодежи о внешней красоте. Более того, мы можем предположить, что именно молодежь станет ретранслятором тех представлений об «идеальной внешности» которые существуют в современной рекламе и СМИ. Большинство авторов (Л. Кирквуд, Т. Льечти, Д. Синг и другие [3, 4, 5]) рассматривали различные аспекты влияния СМИ на отношение людей к себе, собственному телу и красоте в целом. Однако в России данный аспект оставался малоизученным.

Для рассмотрения представлений современной молодежи о внешней красоте женщины, нами были опрошены студенты различных ВУЗов г. Ростова-на-Дону

(ЮФУ, ДГТУ, РГСУ). В исследовании приняло участие 341человек, из них 134 молодых человека и 207 девушек, в возрасте от 16 до 25 лет. Студентам предлагалось дать свободное описание внешне красивой женщины. Все полученные результаты были подвергнуты частотному анализу, после чего проранжированы и проанализированы. В данной статье хотелось бы выделить некоторые выводы.

Из 341 человека 14 человек не дали ответа (7 девушек и 7 молодых людей), за отсутствие ответа также считались ответы «все женщины красивы» и «такая, как моя девушка/мама/бабушка». Таким образом, в дальнейшем анализировались ответы 327 человек. Всего было названо 1498 позиций, описывающих различные аспекты внешности «красивой женщины». При этом молодые люди давали меньше количество ответов (средняя частота ответов 3,96); в то время, как у девушек средняя частота ответов 4, 97.

Нами были выделены три наиболее часто повторяющиеся характеристики: волос (вьющиеся, длинные, здоровые, пушистые, короткие, темные, светлые); фигуры (хорошая, правильная, «гитара», «песочные часы», стройная); глаз (большие, выразительные, миндалевидные, цвет) (данные представлены в таблице 1).

Таблица 1

Частота выбора характеристик внешнего облика

характеристики волос (%) характеристики фигуры (%) характеристики глаз (%)

Ж 65 61 47

М 61 50 32

Всего 63 55 41

Таким образом, мы можем отметить три наиболее значимые характеристики в описании внешности красивой женщины: волосы, фигура и глаза. Следует так же подчеркнуть, что большинство рекламных сообщений содержат эти характеристики, однако, наравне с этим данные характеристики, точно также описываются и в сказках, как русских, так и народов Европы. Интересно отметить, что одни и те же респонденты указывали на то, что внешне красивая женщина должна обладать пропорциями 90-60-90 (9 ответов) и при этом иметь узкую талию (7 из 9 ответов). Таким образом, можно уверенно говорить о том, что данные пропорции «взяты» из СМИ и рекламы, при этом респонденты не представляют, как именно эти пропорции выглядят. Таким образом, мы можем говорить о том, что молодежь репрезентирует стереотипы, существующие в обществе и рекламе.

Другие характеристики встречались значительно реже, однако, учитывая, что вопрос был открытым, такая частота выбора является значимой и показательной. Более того, если принимать во внимание более редкие ответы, возможно, построить некий образ, который существует в сознании современной молодежи.

Это высокая или среднего роста (72 ответа) девушка, с симметричным/пропорциональным телосложением (50 ответов), с длинными волосами (78 ответов),

www.pro.rsu.ru

с темными волосами (50 ответов), ухоженная (77 ответов), с большими глазами (39 ответов), с «модельной» или спортивной фигурой (30 ответов).

Однако определить истоки возникновения данных представлений очень сложно. Можно предположить, что современная молодежь синтезировала знания, полученные из сказок и русского фольклора, с одной стороны, и знания, полученные из современной рекламы и СМИ, с другой стороны.

Литература

1. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

2. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. - М.: Изд-во Искусство, 1969.

3. Kirkwood L. An Artist's Perspective on Body Image, the Media, and Contemporary Society // Journal of Nutrition Education and Behavior. - Vol. 37. - Supplement 2. - November-December 2005. - P. 5125-5132.

4. Liechty T. Body image and beliefs about appearance: maternal influences and resulting constraints on leisure of college-age women //A thesis submitted to the faculty of Brigham Young University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science. - Department of Recreation Management and Youth Leadership Brigham Young University. - April 2004.

5. Singh D. An evolutionary theory of female physical attractiveness // Psi Chi. - Vol. 10. -N. 3. - Р. 18-19, 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.