ся ценностные установки, и несовершеннолетний осужденный уже является постоянным адептом профессиональной криминальной субкультуры. А выйдя из пенитенциарного учреждения, он рассеивает свои знания и впитанные ценности среди других несовершеннолетних, еще «незараженных» романтикой преступного мира.
В целом, можно говорить о том, что сегодня татуировка, как проявление тюремно-лагерной субкультуры, является характерной чертой несовершеннолетних. При этом мотивы ее нанесения, тематика изображения, смысловая нагрузка меняются сообразно существующей в открытом обществе моде на татуировки. Специфический язык преступно-криминального сообщества несовершеннолетних отличен от разговорного русского, хотя его основу составляют слова и словосочетания, используемые в ином смысле. Он девиантен по своей сути, а его использование не только засоряет русский язык, но и привносит в жизнедеятельность несовершеннолетних иные элементы пенитенциарной субкультуры, такие как неформальные криминальные нормы, основанное на них иерархическое деление, блатные песни, музыку и стихи зоны, наполненные псевдоромантикой.
Литература
1. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. - М.: Права человека, 2002.
2. Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
3. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресо-циализация: монография. - М.: изд-во ВНИИ МВД РФ, 2001.
4. Коиылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел. - М.: изд-во ЦОКР МВД России, 2006.
5. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.
Гайдай Мария Константиновна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России, г.Иркутск, e-mail: [email protected].
Кашина Людмила Александровна, старший преподаватель кафедры юридических дисциплин Байкальского гуманитарного института, г.Иркутск. Gaidai Maria Konstantinovna, doctor of sociological science, associate professor, professor of department of philosophy, psychology and social-humanitarian science, Eastern-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Irkutsk, e-mail: [email protected]. Kashina Ludmila Alexandrovna, senior lecturer, department of legal disciplines, Baikal Institute of Humanities, Irkutsk.
УДК 316.346.2 © Т.Ц. Чойропова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
В статье рассматриваются результаты социологического исследования представлений студенческой молодежи о трансформационных процессах в сфере гендерных отношений российского общества. Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, молодежь, трансформация, фокус-группа.
T.Ts. Choiropova
YOUTH'S IDEAS OF TRANSFORMATION SOFT GENDER RELATIONSHIPS IN SOCIETY
(IN THE CASE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
The article deals with the results of sociological research of student's ideas of transformation soft gender relationships in contemporary Russian society.
Key words: the gender, gender stereotypes, youth, ftansformation, focus group.
Процессы, происходящие в современной России, требуют гармонизации отношений между различными слоями общества, включая гендерные отношения. Тендерная методология позволяет по-новому анализировать социальные процессы и делать адекватные, аргументированные выводы. Гендерные отношения составляют один
из важнейших аспектов социальной и культурной жизни общества.
В данной статье понятие «гендер» рассматривается нами как социокультурный конструкт (результат тендерной социализации) различий между мужчинами и женщинами, и, одновре-
менно, как процесс его формирования. В «ген-дере» мы выделяем следующие компоненты:
1) аскриптивиый пол (предписанный социокультурной системой на основании биологических признаков мужской или женский пол);
2) тендерные роли (социальные роли, набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин);
3) тендерные стереотипы (тендерные диспозиции, тендерные нормы, идеалы);
4) тендерные технологии (социальные и культурные практики общественных институтов: семьи, системы образования, властных структур и пр. — которые участвуют в производстве тендера).
5) тендерную идентичность (самосознание личности в рамках существующей тендерной системы, восприятие себя и других как мужчины или женщины).
Социально-экономические преобразования в России инициировали новые противоречия в тендерной сфере:
- усилилась тендерная асимметрия на рынке труда;
- прослеживается дискриминация, как женщин, так и мужчин в различных сферах социальной жизни общества;
- происходит дезорганизация семьи как социального института;
- появляются значительные изменения в ценностно-нормативной системе общества (трансформируются образы маскулинности, фе-минности);
- в социальной реальности воспроизводятся традиционные тендерные стереотипы, которые сталкиваются с новыми ценностными образованиями.
Тендерные стереотипы - вид социальных стереотипов, основанных на культурно и социально обусловленных представлениях о «мужском» и «женском». Тендерные стереотипы включают в себя три компонента:
1) тендерные идеалы (социально разделяемые в рамках определенной общности или социальной группы представления о совершенных образах маскулинности и феминности);
2) тендерные диспозиции (социально разделяемые членами общности или группы представления о социальных статусах и ролях мужчин и женщин, приписанных им в рамках определенной тендерной системы);
3) тендерные нормы (социально разделяемые в общности или группе представления об образцах поведения, обязательных или желательных для мужчин и женщин).
Тендерные стереотипы глубоко укоренены в структурах подавления и господства, и они становятся предписаниями поведения и способами социального контроля. Тендерные стереотипы сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы.
Тендерная стереотипизация создает дополнительные социальные, культурные различия, которые являются основой дифференциации социальных статусов, ролей мужчины и женщины в обществе. Некоторые тендерные стереотипы оказывают негативное воздействие, как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, ограничивая реализацию потенциальных возможностей. Тендерные стереотипы формировались в течение длительного периода развития общества. Они не только отражают ментальные уровни носителей той или иной культуры, но и существенным образом влияют на современное массовое сознание. Несмотря на то, что фактически в повседневной реальности происходит трансформация социальных ролей мужчин и женщин, тендерные стереотипы демонстрируют свою устойчивость. Можно говорить о том, что существует противоречие между официально декларируемыми эгалитарными тендерными принципами и сохранившейся в обществе тендерной асимметрией. Характер тендерных стереотипов определяется социокультурными факторами. На их содержание влияют различные аспекты: этническая принадлежность, возраст, религиозные воззрения.
Становление понятия «гендер» в социологии и философии Западной Европы начинается со второй половины XX в. Сам термин «гендер» ввел в научный оборот Р.Столлер в 1963 г. Он различал понятие пола, которое относилось к сфере биологии; рода (гендер), предполагающего определенные психологические и культурные нюансы; родовую сущность - понимание принадлежности к тому, а не другому полу. Различные подходы к определению понятия «гендер» развиваются в традициях, идущих от психоанализа З.Фрейда, структурно-функционального анализа Т.Парсонса, биологических и социобио-логических концепций Л.Тайгера, Р.Фокса, философских концепций феминизма С. де Бовуар, С.Бем, К.Макмиллан, А.Рич, Б.Фридан, Н.Блюстоун, С.Файерстоун и др. Все эти направления и теоретические концепции повлияли на возникновение тендерных теорий. Исследователи П.Бергер, Т.Лукман, И.Гоффман, Д.Циммерман рассматривали гендер как результат социально-культурного конструирования реальности. Гендер в качестве стратификацион-
ной категории изучали Дж.Скотт, Т.де Лауретис. Гендер как культурная метафора являлся предметом исследования философских и постмодернистских концепций Л.Иригарей, Ю.Кристевой, основанных на теории деконструкции Ж.Дерриды [1].
Тендерные исследования в отечественной науке проводились в XIX-XX вв. Классики российской социологической, философской, религиозно-философской мысли М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, В.А. Хомяков, B.C. Соловьев, В.М. Хвостов изучали проблемы взаимодействия мужчин и женщин в различных социальных сферах. В настоящее время отечественные исследователи O.A. Воронина, Т.А. Клименкова, В.Г. Ушакова, Г.Г. Силласте и др. активно ведут междисциплинарные поиски с применением методологических основ тендерного подхода, в ключе тех наработок, которые существуют в мировой практике. О.В. Рябов, Н.М. Лебедева и др. раскрывают философские, культурологические и антропологические аспекты «природы пола» человека [2].
Проблема тендерной стреотипизации так же оказалась в центре внимания многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Впервые термин «стереотип» ввел в научный оборот У.Липпман в 1922 г., он рассматривал стереотип как эмпирическое представление о социальном объекте («картинки в голове») [3]. В отечественной научной мысли до конца 50-х годов XX в. термин «стереотип» не употреблялся, но проблема изучения шаблонов в поведении человека обсуждалась. Наиболее подробно это было рассмотрено П.А. Сорокиным. Не употребляя термин «стереотип», он практически описал его функционирование в социальной труппе [4]. Среди первых отечественных исследователей одного из видов социальных стереотипов - тендерного стереотипа, нужно упомянуть работы B.C. Агеева, который впервые в отечественной науке обобщил и проанализировал основные подходы зарубежных исследователей к изучению тендерных стереотипов и выявил функции тендерных стереотипов в обществе - регулятивную, объяснительную и трансляционную [5]. Проблема воспроизводства тендерных стереотипов в современной российской культуре нашла отражение в работах И.С. Кле-циной [6], Г.В. Старовойтовой, Е.А. Здравомы-словой, A.A. Темкиной [7].
Актуальным является изучение мнения молодежи относительно изменений тендерных стереотипов в частности и тендерных отношений в целом.
Молодежь, как особая социально-демографическая группа, репрезентирует результаты трансформаций, происходящих в российском обществе, отображает все изменения социального характера. Особого внимания заслуживает такая подгруппа молодежи, как студенчество.
Студенчество - это определенный слой молодежи, занимающий позиции обучающихся в социокультурном поле, где осуществляется подготовка к высококвалифицированному труду. Студенческая молодежь может рассматриваться как определенная часть человеческих ресурсов, обладающих специфической ценностью для общества. Во-первых, студенческая молодежь прошла ступени отбора в сфере образования благодаря своим способностям, ценностным ориентациям. Во-вторых, студенческая молодежь демонстрирует высокие притязания в различных сферах жизнедеятельности и рассматривает институт высшего образования в качестве основного способа повышения своего социального стату са. Таким образом, студенчество решающим образом определяет социокультурные характеристики будущего российского социума. Студенческая молодежь также может рассматриваться как маргинальная группа, стремящаяся к высокому положению в обществе, чем группы, уже определившие свое место в социальной структуре. Она более мобильна, обладает значительными возможностями. Современная студенческая молодежь стала разнородной и дифференцированной по социальному статусу родительской семьи, доходам, типам вузов, стилям поведения и пр. В социальную структуру российского студенчества входят представители различных слоев населения, что может дать интересные результаты в исследовании тендерных отношений в современном российском обществе.
Изучению проблем молодежи посвящены труды многих ученых, таких как В. Г. Лисовский, В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков, В .Я. Нечаев, Ю.Р. Вишневский, Т.Б. Щепанская и др. Эти авторы исследовали ценностные ориентации молодежи, проблемы молодежной культуры и субкультуры, девиантного поведения и пр. [8]. Тендерные исследования российской молодежи проводились в работах Е.А. Изотовой, М.Котовской, Н.Шалыгиной и М.Золотухиной, C.B. Скутневой представлены основные результаты анализа динамики тендерных установок современной российской студенческой молодежи в сфере семейно-брачных отношений [9].
Суть проблемы, которая рассматривается в данной статье, состоит в выявлении мнения сту-
денческой молодежи Республики Бурятия о трансформации тендерных отношений и традиционных тендерных стереотипов современного российского общества на основе эмпирического материала.
Автор использовал метод фокус-групп. Фокус-группа, групповая дискуссия - способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, явления определенными группами людей. Данный метод относится к качественным исследованиям. Дискуссия проводится в группе численностью до 15 человек, обычно это люди, объединенные по определенному признаку [10].
Использование качественных методов исследования в изучении тендерных отношений позволяет обнаружить подлинное взаимодействие социальных групп, раскрыть глубинные изменения в социальной системе при ее переходе к новому состоянию.
За период 2011-2012 гг. было проведено 4 фокус-группы в студенческой среде ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова (БГСХА).
Первая фокус-группа. Дата проведения: 12 октября 2011 года. Место проведения: г.Улан-Удэ, ВСГУТУ.
Вторая фокус-группа. Дата проведения: 8 ноября 2011 года. Место проведения: г.Улан-Удэ, ВСГУТУ.
Третья фокус-группа. Дата проведения: 14 февраля 2012 года. Место проведения: г.Улан-Удэ, БГСХА.
Четвертая фокус-группа. Дата проведения: 10 апреля 2012 года. Место проведения: г.Улан-Удэ, БГСХА.
Цель исследования: определить мнение студенческой молодежи г.Улан-Удэ относительно трансформаций, происходящих в тендерных отношениях современного российского общества.
Задачи исследования - получение оценочных характеристик по нижеперечисленным параметрам:
1. Воспроизводство тендерных стереотипов через определение образов «идеального мужчины» и «идеальной женщины»;
2. Выявление отдельных аспектов тендерной дискриминации в семейно-брачных отношениях, в системе образования, в политической сфере, в трудовой деятельности;
3. Определение новых тенденций в сфере тендерных отношений. Отношение к достижению тендерного равенства в современном российском обществе.
В исследовании приняло участие 40 респондентов.
Первая фокус-группа (1ФГ СГР-Ж): 3 курс экономического факультета ВСГУТУ. Сегрегированная группа, состоящая из 10 студенток. Девушки в возрасте от 19 до 21 года.
Вторая фокус-группа (2ФГ СМШ-ВСГУТУ): 2 курс института пищевой инженерии и биотехнологии ВСГУТУ. Смешанная группа, состоящая из 5 студентов и 5 студенток. Юноши и девушки в возрасте от 18 до 20 лет.
Третья фокус-группа (ЗФГ СГР-М): 3 курс агрономического факультета БГСХА. Сегрегированная группа, состоящая из 10 студентов. Юноши в возрасте от 19 до 21 года.
Четвертая фокус-группа (4ФГ СМШ-БГСХА): 2 курс гуманитарного факультета БГСХА. Смешанная группа, состоящая из 5 студентов и 5 студенток. Юноши и девушки в возрасте от 18 до 20 лет.
В целом участники всех четырех фокус-групп согласились с тем, что гендерные взаимоотношения в современном российском обществе меняются. Респонденты отметили, что эти перемены затрагивают практически все сферы общества, однако, есть отрасли, где сохранились традиционные взаимоотношения между полами (политическая сфера, в первую очередь). Степень и сила тендерных трансформаций оцениваются участниками по-разному. Наблюдается прямая зависимость между полученными данными и структурой фокус-группы (смешан-
ные/сегрегированные группы). Сегрегированная женская фокус-группа отмечается «современными», эгалитарными взглядами на гендерные отношения, в отличие от мужской группы, которая показала склонность к воспроизводству более традиционных взглядов на вопросы взаимодействия полов в российском обществе. Юноши, принявшие участие в обсуждении в составе смешанных групп, проявили более либеральные взгляды в определении роли женщин и мужчин в современном обществе. Девушки - участницы смешанных фокус-групп, сохранили склонность к поддержке эгалитарных тендерных взаимодействий.
Студенты-участники исследования отметили также трансформацию тендерных стереотипов. В большей степени изменились стереотипы поведения женщин, это подтверждают как девушки (воспроизводство автостереотипа), так и юноши (воспроизводство гетеростереотипа). Студентки также выделили тенденции к изменению стереотипа поведения мужчин в современном обществе. Юноши таких перемен по отношению к свой половой группе не отметили, и
воспроизвели традиционный автостереотип поведения.
По вопросам тендерной дискриминации студентки - участницы, как сегрегированных, так и смешанных групп - привели примеры ущемления прав женщин в различных сферах обществах, а также уверенно отметили некоторые факты нарушения прав мужчин. Юноши, принявшие участие в фокус-группе, привели лишь несколько примеров тендерной дискриминации мужчин, однако, подробно описали все формы дискриминаций женщин в российском обществе.
Возможно ли достижение тендерного равенства в российском обществе? Необходимо ли это нам? На эти вопросы были получены разные ответы. Студенческая молодежь замечает трансформацию тендерных отношений, активизацию и эмансипацию женщин, их стремление к независимости. Однако респонденты не в полной мере осознают степень дискриминации мужчин, кроме того, полагают, что сохранение традиционных тендерных взаимоотношений в некоторых случаях позволит сохранить стабильность общества.
В ходе нашего исследования было выявлено воспроизводство тендерных стереотипов через определение образа «идеального мужчины» и «идеальной женщины».
1) образ «идеального мужчины» с точки зрения смешанных групп (2ФГ СМШ-ВСГУТУ; 4ФГ СМШ-БГСХА), выглядит следующим образом:
Качества: смелый, сильный физически, крепкий духом, ответственный, умный, спортивный, спокойный, уверенный в себе, добрый, заботливый, нежный, надежный, успешный, трудолюбивый, работящий.
Роли: хорошо зарабатывает, имеет стабильный высокий доход, хорошую работу, высшее образование; приносит основной доход в семью; не имеет вредных привычек; выполняет работу по дому, не только традиционно мужскую («забить гвоздь»), но и моет посуду, убирает в квартире, доме, стирает и пр. наравне с супругой; активно участвует в воспитании детей.
2) образ «идеального мужчины» с точки зрения сегрегированной женской группы (1ФГ СГР-Ж):
Качества: умный, заботливый, уверенный, надежный, добрый, щедрый, нежный, верный, трудолюбивый, красивый, спортивного телосложения, элегантно одет, следящий за своей внешностью, успешный, богатый.
Роли: не имеет вредных привычек («не пьет, не курит»); имеет высокий стабильный доход;
выполняет ту же работу по дому, что и супруга; воспитывает детей, заботится о них.
3) образ «идеального мужчины» с точки зрения сегрегированной мужской группы (ЗФГ СГР-М):
Качества: умный, сильный, здоровый, обеспеченный, крепкий, образованный, мудрый, влиятельный, общительный, коммуникабельный.
Роли: обеспечивает финансово свою семью; имеет интересную работу; является главой семьи; должен «построить дом, вырастить сына, посадить дерево»; умеет «забить гвоздь».
Таким образом, в образе «идеального мужчины» появляются разные качества и характеристики в зависимости от состава группы, участвующей в исследовании. Мужская группа воспроизвела в наивысшей степени традиционный автостереотип черт характера и поведения мужчин. В то время как в стереотипе женской группы появились новые характеристики: девушки больше внимания уделили внешним характеристикам «идеального мужчины» (красота, спортивное телосложение, манера одеваться, уход за своей внешностью), а также выступили за эгалитарное распределение ролей между мужчиной и женщиной, как в семье, так и во внешней публичной среде. Смешанные группы отобразили и традиционные черты характера мужчин, и относительно новые качества («нежный», «спокойный»). В распределении тендерных ролей придерживаются равноправия.
4) образ «идеальной женщины» с точки зрения смешанных групп (2ФГ СМШ-ВСГУТУ; 4ФГ СМШ-БГСХА):
Качества: умная, красивая, стройная, оптимистичная, энергичная, добрая, женственная, работоспособная, образованная, независимая.
Роли: успешная карьера; крепкая семья; участвует в формировании семейного бюджета 50/50 с супругом; «хранительница очага»; ответственна за воспитание детей; распределяет семейный бюджет; поддерживает супруга в принятии важнейших решений.
5) образ «идеальной женщины» с точки зрения сегрегированной женской группы (1ФГ СГР-Ж):
Качества: мудрая, умная, образованная, независимая, обеспеченная, карьеристка, симпатичная, стильная, ухоженная, заботливая, добрая, креативная.
Роли: равноправный партнер супругу; регулирует семейный бюджет; независима финансово от супруга; имеет успешную карьеру или стремится к ней; занимается воспитанием детей.
6) образ «идеальной женщины» с точки зрения сегрегированной мужской группы (ЗФГ СГР-М):
Качества: красивая, умная, добрая, стройная, фигура 90-60-90, стильная, сексуальная, образованная, нежная, заботливая, верная, трудолюбивая, мудрая, независимая, самостоятельная.
Роли: заботится о супруге и детях; «хранительница домашнего очага»; создает уют и порядок в доме; зарабатывает деньги, формирует совместный семейный бюджет; без дурных привычек; получает высшее образование; активна, успешна в профессии.
Образ «идеальной женщины» среди мужской группы воспроизводит традиционные характеристики, хотя появляются элементы независимости в характере, поддерживается возможность реализовывать свои таланты и способности. И женские, и мужские, и смешанные группы сформировали, в общем, обновленный образ современной женщины. Просматривается тенденция к двойной занятости женщин. Идеальная женщина должна быть успешной в карьере, независимой финансово, а также быть «хранительницей очага», брать большую часть забот по домашнему хозяйству и воспитанию детей на себя.
Фокус-группы со смешанной структурой, состоящие из студентов ВСГУТУ и БГСХА (2ФГ СМШ-ВСГУТУ; 4ФГ СМШ-БГСХА), выделили несколько аспектов дискриминации женщин и мужчин в обществе. Ответы на вопросы: «Существует ли тендерная дискриминация в российском обществе? Каковы примеры дискриминации мужчин и женщин в российском обществе?» были получены в данных группах оперативно, описаны детально. Группа, в состав которой входили только юноши, не выявила явных примеров дискриминации мужчин, в отличие от фактов ущемления прав женщин. Фокус-группа, состоящая из девушек, напротив, выделила несколько аспектов дискриминации мужчин в современном российском обществе. Ниже представлены ответы студентов.
«При приеме на работу предпочтение отдают больше мужчинам, чем женщинам. Если на одну вакантную должность претендуют мужчина и женщина с одинаковым опытом работы, квалификацией, то место, скорее всего, получит мужчина, так как работодатели не хотят связываться с декретными отпусками, больничными, отпуском по уходу за ребенком» (Светлана, 3 курс ВСГУТУ).
«Мне кажется, что женщины больше соглашаются на низкооплачиваемую работу. Заработ-
ная плата женщин (есть, конечно, исключения) ниже, чем у мужчин» (Олег, 2 курс ВСГУТУ).
«Очень мало женщин в высшем руководстве страны. В Государственной думе больше всего мужчин-депутатов. Не могу себе представить женщину Президентом РФ» (Батор, 2 курс ВСГУТУ).
«Раньше и сейчас многие мужчины думают, что женщина должна и работать, деньги зарабатывать, и по дому все делать, за детьми смотреть, воспитывать. Муж домой приходит после работы и обычно лежит на диване, смотрит телевизор, а в это время жена, также после работы, выполняет множество домашних работ» (Саяна, 3 курс ВСГУТУ).
«При разводе суд отдает опекунство над детьми матери, отец может только периодически встречаться с ними» (Анастасия, 2 курс БГСХА).
«Если мужчина и женщина совершают одно и то же преступление, к женщине относятся лояльно, смягчают наказание» (Александр, 2 курс БГСХА).
«Женщина может удачно выйти замуж и нигде не работать. Все равно будет считаться в глазах окружающих, что ее жизнь успешна. Если мужчина не работает и его обеспечивает супруга, то над ним смеются, его осуждают, даже презирают» (Анна, 2 курс БГСХА).
«Считаю, что права мужчин не нарушают у нас в России. А женщинам доступ к некоторым сферам закрыт» (Баточ 3 курс БГСХА).
Выявление новых тенденций в сфере тендерных отношений. Отношение к достижению тендерного равенства в современном российском обществе.
На вопрос «Возможно ли достижение тендерного равенства в российском обществе? Если да, то, как скоро это может произойти? Необходимо ли нам это?» были получены следующие ответы:
«Уже сейчас можно говорить о равенстве полов. Оно, конечно, не до конца достигнуто, но можно сказать, что процесс идет» (Анна, 3 курс ВСГУТУ).
«В России никогда не будет так же как в США, в Германии, в Европе в целом. Не будут развиты феминистские движения. Российские женщины и мужчины, по моему мнению, сами не хотят полного тендерного равенства» (Василий, 2 курс ВСГУТУ).
«Будет больше порядка, если будут сохранены традиционные тендерные отношения. Хотя, конечно, современные девушки уже не захотят просто сидеть дома и воспитывать детей. Это основная причина конфликтов в молодых семь-
ях. Зачастую не могут определиться, кто в доме главный, кто какую роль должен выполнять» (Андрей, 3 курс БГСХА).
«Полагаю, что женщины сейчас стали более сильные. Учатся, получают второе высшее образование, изучают языки. Более активны. Мужчины, почему-то, становятся более пассивными, не интересуются многими вещами, довольствуются малым» (Елена, 2 курс БГСХА).
В результате проведенного социологического исследования, можно отметить, что студенческая молодежь в полной мере осознает все тенденции, происходящие в сфере тендерных отношений в современном российском обществе. Относительная традиционность взглядов сохраняется у юношей, более либеральных взглядов придерживаются девушки. Тем не менее, и деву шки-студентки и юноши-студенты полагают, что в полной мере достичь тендерного равенства в нашем российском обществе в ближайшее время невозможно. Хотя тендерные стереотипы уже подверглись трансформациям и в измененном виде достаточно устойчивы.
Литература
1. Воронина O.A. Формирование тендерного подхода в социальных на\ках. // Тендерный калейдоскоп: курс лекций. -М.: Academia, 2001.-С. 10-15.
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Ключ-С, 1999. - С. 22.
УДК 3 ] 6:61
ни.
На современном этапе развития российского общества все более приоритетными становятся вопросы соблюдения законов и борьбы с преступностью. Особую значимость приобретает противодействие коррупции. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ неизменно акцентируется внимание на улучшении системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений.
3. Липпман У. Общественное мнение. - М.: изд-во Института Фонда «Общественное мнение», 2004. - С. 78.
4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.. Политиздат, 1992. - С. 86.
5. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. - 1996. - №1. -С. 113-117.
6. Клецина И.С. Тендерная социализация: учебное пособие. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 1998. - С. 108
7. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии. // Социологические исследования. - 2000. - №11. - С. 76.
8. Лисовский В/Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб.: СПбГУП, 2000. - С. 519.
9. Баскакова М.Е. Высшее образование для мужчин и женщин. // Тендерный калейдоскоп: курс лекций. - М.: Academia, 2001. - С. 320-327.
10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - С. 365-366.
Чойропова Татьяна Цыренжаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г.Улан-Удэ, е-mail: [email protected].
Choiropova Tatiana Tsirenzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
© TJL Трифонова
В качестве наиболее опасной и широко распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество.
Конституция РФ, провозгласившая нашу страну правовым государством, защищает неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. В последнее время это право все чаще нарушается медицинскими работниками, которые по долгу профессии призваны
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В МЕДИЦИНЕ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ
В статье рассмотрены причины, условия, формы получения взятки медицинскими работниками. Ключевые слова: коррупция, медицина, здравоохранение, неформальные платежи, взятка, пациенты, вра-
T.L. Trifonova
BRIBERY IN MEDICINE: REASONS AND CONDITIONS
The reasons, conditions, forms of receiving a bribe by medical workers are established in this article. Key words: corruption, medicine, health care, informal payments, bribe, patients, doctors.