Научная статья на тему 'Представления школьников о здоровье и болезни: психологический анализ'

Представления школьников о здоровье и болезни: психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арзуманян Ольга Владимировна

В работе предпринята попытка изучения представлений детей о здоровье и болезни через исследование особенностей их внутренней картины здоровья (ВКЗ) и болезни (ВКБ). Оценка уровня ВКЗ и ВКБ производилась посредством проективной методики «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомункулюс», автор Т.Д. Марцинковская). Уровень ВКЗ у школьников выявлялся также с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой (в авторской модификации). Результаты исследования, связанные с описанием представлений школьников о здоровье и болезни, позволяют сделать вывод о том, что когнитивный и поведенческий уровни психического отражения здоровья сформированы у них в меньшей степени, чем эмоциональный. Дети имеют достаточно расплывчатые представления о том, зачем и каким образом необходимо следить за своим здоровьем. Применение критерия Крускала Уоллиса позволило выявить, что различия между представлениями о здоровом и больном человеке по параметрам «выделение цвета на рисунке», «выделение дополнительной детали на рисунке» у испытуемых с низким и средним уровнем ВКЗ достоверны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schoolchildren’s perceptions of health and illness: a psychological analysis

In this paper, an attempt was made to study the ideas of children about health and illness through the study of the characteristics of their inner picture of health and illness. The assessment of the level of inner image of health and illness was carried out by means of the projective technique "Healthy and Sick Person" (modified test by Anna Semenovich "Homunculus", Ta’tyana Martsinkovskaya is the author). The detection of the level of inner picture of health in schoolchildren was also carried out using the express diagnosis of the child by Yelena Nikolayeva (in the author's modification).The results of the study, connected with the description of schoolchildren's ideas about health, allow us concluding that their cognitive and behavioural levels of mental reflection of health are formed to a lesser extent than the emotional one. Children have rather vague ideas about why and how they need to monitor their health. The application of the Kruskal-Wallis test revealed that the differences between the notions of a healthy and a sick person in terms of the "colour highlighting in the figure", "highlighting an additional detail in the figure" in subjects with low and medium inner picture of health are significant.

Текст научной работы на тему «Представления школьников о здоровье и болезни: психологический анализ»

УДК 159.922.7

Арзуманян Ольга Владимировна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина olgaarzumanyan21@gmail.com

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа поддержана грантом РФФИ 18-413-480007

В работе предпринята попытка изучения представлений детей о здоровье и болезни через исследование особенностей их внутренней картины здоровья (ВКЗ) и болезни (ВКБ). Оценка уровня ВКЗ и ВКБ производилась посредством проективной методики «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомунку-люс», автор Т.Д. Марцинковская). Уровень ВКЗ у школьников выявлялся также с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой (в авторской модификации). Результаты исследования, связанные с описанием представлений школьников о здоровье и болезни, позволяют сделать вывод о том, что когнитивный и поведенческий уровни психического отражения здоровья сформированы у них в меньшей степени, чем эмоциональный. Дети имеют достаточно расплывчатые представления о том, зачем и каким образом необходимо следить за своим здоровьем. Применение критерия Крускала - Уоллиса позволило выявить, что различия между представлениями о здоровом и больном человеке по параметрам «выделение цвета на рисунке», «выделение дополнительной детали на рисунке» у испытуемых с низким и средним уровнем ВКЗ достоверны.

Ключевые слова: школьники, представления детей, внутренняя картина здоровья и болезни.

Ухудшение окружающей среды, в которой существует человечество, и резко возросшее число вредных психологических воздействий привели к увеличению распространенности тех соматических заболеваний, в механизме возникновения которых большую роль играют эмоциональные факторы [9, с. 3].

Представление человека о здоровье часто называют внутренней картиной здоровья. Это понятие сложилось в противовес другому понятию - внутренняя картина болезни, которое ввел А.Р. Лурия. ВКБ понималась не просто как реакция личности на болезнь и компонент болезни, а как потенциально патогенетический фактор [3, с. 87].

ВКБ - совокупность переживаний и ощущений больного, его эмоциональные реакции на болезнь и лечение, представления о болезни. Это понятие включает в себя не только эмоциональные компоненты, но и интеллектуальную переработку сложившегося положения, волевые качества, участвующие в преодолении болезни.

Тогда как ВКЗ - это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. В. А. Ананьев (2000) рассматривает ВКЗ как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение [1, с. 120]. Как справедливо подчеркивал В.Е. Каган, «без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни» [3, с. 88].

Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представления человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к свое-

му здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих - повышенное внимание.

В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение представлений детей о здоровье и болезни через изучение особенностей их ВКЗ и ВКБ. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных работ зарубежных и отечественных авторов [6, с. 441].

Оценка уровня ВКЗ и ВКБ производилась посредством проективной методики «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомункулюс», автор Т.Д. Марцинковская) [4], согласно которой исследователь предлагал детям нарисовать здорового человека, а затем - больного, такими, какими они их представляют.

Выявление уровня ВКЗ у школьников производилась также с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой (в авторской модификации), которая состоит из 4-х блоков, характеризующих структурные компоненты ВКЗ (поведенческий, когнитивный, эмоциональный и ценностно-моти-вационный компоненты) [7, с. 236].

Применение обозначенного психодиагностического инструментария обосновывается отсутствием адаптированных для данной возрастной категории методик, направленных на диагностику уровня ВКБ. Исследования показали, что уровень ВКЗ и показатели, которые оцениваются с помощью рисунка «Здоровый и больной человек», имеют тесную корреляционную взаимосвязь (к=0,6 при р<0,01), что свидетельствует о целесообразности применения данных методик в комплексе [5, с. 34].

Пилотажное исследование с целью апробации методики эксперимента было проведено в общеобразовательных школах г. Ельца. Общая экспериментальная выборка включала 77 школьников (39 девочек и 38 мальчиков), средний возраст которых составил 9,67±0,96.

Вестник КГУ Л 2018

© Арзуманян О.В., 2018

98

Анализ рисунков «Здоровый и больной человек» проводился по нескольким критериям: наличие всех частей тела, мелкие детали, наличие положительных или отрицательных эмоций, указание в рисунке на признак здоровья или болезни и использование цветных карандашей. Интерпретация полученных результатов по проективной методике «Здоровый и больной человек» позволила сделать следующие выводы (см. табл. 1).

1. Дети четко разграничивают понятия «здоровье» и «болезнь», относя к светлым тонам здорового человечка, а к темным - больного. Это может свидетельствовать о том, что обучающиеся хорошо представляют себе разницу между обозначенными понятиями и не выдвигают болезнь как один из способов воздействия на окружающих. Следует отметить, что среди испытуемых были дети, использующие при изображении человека только один цвет. Согласно ряду исследователей «как правило, дети, использующие всего один цвет, боятся проявлять свою эмоциональность. По всей видимости, тема их собственного здоровья, либо здоровья окружающих их людей, достаточно актуальна и эмоционально значима для них» [8, с. 41].

2. Как мальчики, так и девочки младшего школьного и подросткового возраста четко выделили эмоциональный компонент: у здорового человека была нарисована улыбка, что свидетельствовало о положительных чувствах, больной человечек, напротив, имел грустное выражение лица (см. табл. 1). В то же время школьники, как мужского, так и женского пола уделяли мало внимания дополнительным деталям, характеризиру-ющим как больного (например, перебинтованная нога, рука, голова и т. д.), так и здорового (велосипед, легкая летняя одежда и т. д.) человека. Можно предположить, что это связано с более обширным опытом восприятия здоровых людей, нежели больных.

Анализ данных, полученных с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой (в авторской модификации), позволил получить результаты (см. рис.1), демонстрирующие преобладание низкого уровня ВКЗ у мальчиков (56%) и среднего уровня у девочек (51%). Необходимо отметить, что высокий уровень сформированности ВКЗ как целостное представление, «для-себя-знание» о здоровье был выявлен лишь у одного испытуемого.

Таблица 1

Сводные таблицы по проективной методике «Здоровый и больной человек» (в %)

Показатель анализа методики Здоровый человек Больной человек

Общая выборка Мальчики Девочки Общая выборка Мальчики Девочки

1. Выделение цвета на рисунке Светлые цвета 66 69 64 49 42 56

Темные цвета 34 31 36 51 58 44

2. Выделение дополнительной детали на рисунке Наличие 21 29 17 45 43 47

Отсутствие 79 71 83 55 57 53

3. Выделение эмоционального компонента на рисунке «+» эмоции 95 94 95 15 16 14

«» эмоции 5 6 5 85 84 86

Уровень_БКЗ

низкий \\средний ЙЙ высокий

Рис. 1. Распределение школьников по уровням ВКЗ

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

99

Качественный анализ ответов, полученных в ходе диагностики школьников, позволил сделать ряд выводов.

1. На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», представляющий когнитивный компонент ВКЗ (фиксирующий как личностный опыт заболевания и выздоровления, так и определенные теоретические представления), вариативность ответов у детей была не значительная, и подразумевала лишь одно или два действия, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья. Это свидетельствует о том, что у детей данного возраста представления о способах поддержания и укрепления здоровья крайне ограничены. Подтверждением этого является то, что большая часть школьников считают, что прием лекарств - залог здоровья. Оставшаяся часть обучающихся обозначили здоровый образ жизни, как способ сохранения здоровья. Такой вариант ответа, как «не болеть», также может говорить в пользу предположения о недостаточности знаний о способах соблюдения здорового образа жизни у школьников, определяющего поведенческий компонент ВКЗ.

2. Многие дети выделили в качестве фактора заболевания не более двух вариантов поведения. В их представлении причиной болезни является употребление грязной, холодной или вредной пищи, а также ношение недостаточно теплой одежды в холодную погоду. Это может быть связано с акцентированием родителями внимания детей именно на моментах, наиболее часто встречающихся в поведении ребёнка данного возраста. А вот отказ от зарядки считается отрицательным фактом в формировании своего здоровья лишь у 7% детей от всей экспериментальной выборки. Преобладающая часть школьников не знают, какие действия могут привести к заболеванию, поэтому отвечают на этот вопрос просто: «нужно заболеть». Такой вариант ответа позволяет предположить, что дети

не способны проанализировать своё поведение, они не следят за тем, какие поступки ведут к негативному влиянию на их здоровье и, как результат, не могут планировать свои действия так, чтобы они не причинили вред здоровью. Следовательно, мы можем говорить о том, что у них сформирован только эмоциональный компонент, как проявление положительных эмоций в состоянии здоровья и отрицательных - при его ухудшении, тогда как когнитивный и поведенческий практически не сформированы. Это подтверждается и данными исследования В. В. Блюм о том, что «предпочтительными способами поддержания здоровья являются избегание вредных привычек и физическая активность. В ситуации ухудшения здоровья учащиеся предпочитают обращаться за советом к друзьям и родственникам, реже к врачу» [2, с. 12].

3. 55% испытуемых считают, что они отвечают за свое здоровье. При этом 45% детей перекладывает всю ответственность за свое здоровье на общество (маму, доктора). Такая позиция не вызывает удивления в силу возраста испытуемых, но лишь подтверждает предположение, что здоровье для них еще не является самоценностью.

Следует отметить также, что 62% школьников на вопрос «Для чего тебе нужно быть здоровым?» ответили, что желают быть успешными людьми, и лишь 31% боятся быть больными и беспомощными. Обозначенный процентный показатель еще раз подтверждает предположение о том, что дети еще не имеют целостного представления о здоровье как о сложном, структурном элементе, поддерживать который необходимо всегда. Полученные данные свидетельствует о низком уровне сформированно-сти ценностно-мотивационного компонента ВКЗ, позволяющего оценить значимость и ценность собственного здоровья для человека.

Далее была предпринята попытка осуществить сравнительный анализ результатов, полученных

Таблица 2

Соотношение показателей по методике «Здоровый и больной человек» и экспресс-диагностике уровня ВКЗ (среднегрупповое значение и стандартное отклонение)

Уровни ВКЗ Показатели анализа""""""—— Общая выборка Девочки Мальчики

1 2 3 1 2 3 1 2

1. Выделение цвета на рисунке Здоровый человек 1,8±0,4 1,6±0,5 1,0±0 1,8±0,4 1,6±0,5 1,0±0 1,8±0,4 1,6±0,5

Больной человек 1,6±0,5 1,5±0,6 2,0±0 1,7±0,5 1,4±0,5 2,0±0 1,4±0,5 1,5±0,5

2. Выделение дополнительной детали на рисунке Здоровый человек 1,3±0,5 1,2±0,4 1,0±0 1,3±0,4 1,2±0,4 1,0±0 1,3±0,5 1,3±0,5

Больной человек 1,5±0,5 1,4±0,5 1,0±0 1,6±0,5 1,4±0,5 1,0±0 1,5±0,5 1,5±0,5

3. Выделение эмоционального компонента на рисунке Здоровый человек 1,9±0,2 1,9±0,3 2,0±0 2,0±0 1,9±0,4 2,0±0 1,9±0,2 1,9±0,3

Больной человек 1,8±0,4 1,9±0,3 2,0±0 1,8±0,4 1,9±0,3 2,0±0 1,8±0,4 1,9±0,3

Примечание: 1 - низкий уровень ВКЗ; 2 - средний; 3 - высокий.

100

Вестник КГУ ^ 2018

с помощью проективной методики «Здоровый и больной человек» и экспресс-диагностики уровня ВКЗ (см. табл. 2).

С целью выявления достоверных различий по показателям анализа методики «Здоровый и больной человек» у школьников с разным уровнем ВКЗ нами был применен критерий Крускала - Уоллиса, который показал, что различия между представлениями о здоровом и больном человеке по параметрам «выделение цвета на рисунке», «выделение дополнительной детали на рисунке» у испытуемых с низким и средним уровнем ВКЗ достоверны при уровне значимости 0,05.

Таким образом, качественный и количественный анализ результатов проективной методики «Здоровый и больной человек» показали, что дети делали больше акцентов на рисунке больного человека (использовали темные тона, выделяли признаки болезни, а также прорисовывали элементы, демонстрирующие отрицательные эмоции, связанные с ухудшением состояния человека). Это позволяет сделать вывод о том, что их внутренняя картина здоровья сформирована меньше, чем внутренняя картина болезни, в особенности ее когнитивный и поведенческий компоненты. Преобладание недостаточной сформированности уровня ВКЗ подтверждают также результаты, полученные посредством проведения экспресс-диагностики Е.И. Николаевой. Ответы детей, связанные с описанием их представлений о здоровье, позволяют сделать вывод о том, что когнитивный и поведенческий уровни психического отражения здоровья сформированы у них в меньшей степени, чем эмоциональный. Дети имеют достаточно расплывчатые представления о том, зачем и каким образом необходимо следить за своим здоровьем.

Библиографический список

1. Ананьев В.А. Психология здоровья. Книга I. -СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

2. Блюм В.В. Структура внутренней картины здоровья у школьников: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 25 с.

3. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья -термин или концепция? // Вопросы психологии. -1993. - № 1. - С. 86-89.

4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.

5. Меренкова В.С., Ельникова О.Е. Специфика исследования психофизиологических и психоло-

гических компонентов формирования здоровья у людей на разных этапах онтогенеза: методологический аспект II Психология образования в поликультурном пространстве. - 201S. - № 3 (43). -С. 29-3S.

6. Никифоров Г. С. Психология здоровья. -СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

7. Николаева Е. И. Здоровьесбережение и здо-ровьеформирование в условиях детского сада I Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 240 с.

S. Ромицына Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков II Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 39-47.

9. Теммоева Л.А. Теоретическое и методологическое обоснование антропоцентрических принципов в диагностике и лечении психосоматических заболеваний у детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Ставрополь, 2009. - 40 с.

References

1. Anan'ev V.A. Psihologiya zdorov'ya. Kniga I. -SPb.: Rech', 2006. - 3S4 s.

2. Blyum V.V Struktura vnutrennej kartiny zdorov'ya u shkol'nikov: avtoref. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2011. - 25 s.

3. Kagan V.E. Vnutrennyaya kartina zdorov'ya -termin ili koncepciya? II Voprosy psihologii. - 1993. -№ 1. - S. S6-S9.

4. Marcinkovskaya T.D. Diagnostika psihicheskogo razvitiya detej. - M.: LINKA-PRESS, 1997. - 176 s.

5. Merenkova V.S., El'nikova O.E. Specifika issledovaniya psihofiziologicheskih i psihologicheskih komponentov formirovaniya zdorov'ya u lyudej na raznyh ehtapah ontogeneza: metodologicheskij aspekt II Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. - 201S. - № 3 (43). - S. 29-3S.

6. Nikiforov G.S. Psihologiya zdorov'ya. - SPb.: Piter, 2006. - 607 s.

7. Nikolaeva E.I. Zdorov'esberezhenie i zdorov'eformirovanie v usloviyah detskogo sada I E.I. Nikolaeva, V.I. Fedoruk, E.YU. Zaharna. - M.: Detstvo-Press, 2014. - 240 s.

S. Romicyna E. Zdorov'e glazami detej: opyt psihologicheskogo analiza detskih risunkov II Voprosy psihologii. - 2006. - № 1. - S. 39-47.

9. Temmoeva L.A. Teoreticheskoe i metodologicheskoe obosnovanie antropocentricheskih principov v diagnostike i lechenii psihosomaticheskih zabolevanij u detej: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. -Stavropol', 2009. - 40 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

ioi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.