Научная статья на тему 'Представления школьников города Улан-Удэ о политической системе региона'

Представления школьников города Улан-Удэ о политической системе региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ / ШКОЛЬНИКИ / АБСЕНТЕИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL SYSTEM / THE REPUBLIC OF BURYATIA CONSTITUTION / SCHOOLCHILDREN / ABSENTEEISM / POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комбаев Алексей Викторович, Цыремпилова Эржена Васильевна

Татья посвящена анализу политических представлений современных школьников обучающихся в старших классах. Выявляются знания школьников о политической системе региона, анализируются формы политической социализации старших школьников через систему обучения школьной программы. В работе показывается, как современные старшеклассники воспринимают политическую реальность и как определяют свое место в ней. Основные выводы исследования базируются на социологическом опросе старших школьников проведенного в г. Улан-Удэ и интервьюировании учителей предметников. Причины политического абсентеизма и отсутствие политических знаний о региональной политической системе, авторы связывают с тем, что современные школьник в большей степени ориентированы на получение знаний необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний в виде ЕГЭ. Совершенно очевидно, что отсутствие регионального компонента политического знания в школьной программе приводит не только к пробелам в знаниях, но и способствует формированию абсентеизма у старших школьников города Улан-Удэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Комбаев Алексей Викторович, Цыремпилова Эржена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ULAN-UDE SCHOOLCHILDREN PERCEPTIONS OF THE REGION’S POLITICAL SYSTEM

The paper shows how modern high school students perceive political reality and how they determine their place in it. The main conclusions of the study are based on a sociological survey of senior schoolchildren conducted in Ulan-Ude and interviewing subject teachers. The reasons for political absenteeism and the lack of political knowledge about the regional political system, the authors attribute to the fact that modern schoolchildren are more oriented towards obtaining the knowledge necessary for successfully passing the examination tests in the form of the unified state examination. It is clear that the lack of a regional component of political knowledge in the school curriculum leads not only to gaps in knowledge, but also contributes to the formation of absenteeism among the senior schoolchildren of the city of Ulan-Ude.

Текст научной работы на тему «Представления школьников города Улан-Удэ о политической системе региона»

УДК 316.35

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА УЛАН-УДЭ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

© Комбаев Алексей Викторович

кандидат политических наук Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: kombaev@mail.ru

© Цыремпилова Эржена Васильевна

кандидат социологических наук Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: bimbaeva_e@mail.ru

Статья посвящена анализу политических представлений современных школьников обучающихся в старших классах. Выявляются знания школьников о политической системе региона, анализируются формы политической социализации старших школьников через систему обучения школьной программы.

В работе показывается, как современные старшеклассники воспринимают политическую реальность и как определяют свое место в ней. Основные выводы исследования базируются на социологическом опросе старших школьников проведенного в г. Улан-Удэ и интервьюировании учителей предметников. Причины политического абсентеизма и отсутствие политических знаний о региональной политической системе, авторы связывают с тем, что современные школьник в большей степени ориентированы на получение знаний необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний в виде ЕГЭ. Совершенно очевидно, что отсутствие регионального компонента политического знания в школьной программе приводит не только к пробелам в знаниях, но и способствует формированию абсентеизма у старших школьников города Улан-Удэ. Ключевые слова: Политическая система, конституция республики Бурятия, школьники, абсентеизм, политическое участие

Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества. Результаты социологических исследований показали, что формирование основ знаний, касающихся политической сферы жизни общества, одна из самых актуальных современных проблем1. О методике исследования

Сфера образования напрямую связана с политикой, не только с образовательной, но и с большой политикой. Поэтому, на наш взгляд, важным представляется изучение политических знаний старших школьников о функционировании политической системы в целом и региона в частности.

1 Бурдина Д. А. Политическая компетентность современного школьника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 7. — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39568/ (дата обращения: 27.04.2019).

37

Мы провели исследование, в котором были изучены политические представления старших школьников о деятельности Народного Хурала Республики Бурятия, также постарались выявить причины общественной активности школьников или отсутствие таковой.

В пилотном исследовании приняли участие 23 школы города Улан-Удэ, было опрошено 200 школьников 10-11 классов.

Социологический портрет школьника старших классов г. Улан-Удэ

В независимости от места обучения образ жизни школьников нашего города очень схож, практически каждый второй школьник посещает дополнительные занятия особенно в 11 классе. Прежде всего, это связанно с предстоящими вступительными испытаниями в учебные заведения. По статистике более 30% школьников не планируют связывать свою образовательную карьеру с учебными заведениями Республики Бурятия. Помимо занятий по предметам большинство школьников занимаются в спортивных школах и школах искусств. В условиях постоянной занятости старшеклассники в меньшей степени склонны получать информацию, не касающуюся и не влияющую напрямую на их привычный уклад жизни. К такой информации относится, в том числе и политическая информация. В целом школьники осознают важность политических институтов в стране и регионе, но в серьез не испытывали желания заниматься общественной деятельностью связанной с преобразованием мира вокруг себя. Зачастую им это просто не интересно.

Так отвечая на вопрос анкеты «Принимаете ли Вы участие в деятельности общественных организаций?» 49.4% опрошенных ответили, что нет можно было бы предположить, что данный ответ закономерен и прежде всего связан с отсутствием времени но отмечая причины по которым старшеклассники не хотят заниматься общественной и волонтерской деятельностью отсутствие времени как причину указало лишь 4.5% опрошенных. Многие школьник просто не видят смысла своего участия в деятельности общественных организаций.

Принимаете ли Вы участие в деятельности общественных организаций? Количество

да 11.5%

нет 49.4%

нет времени 4.5%

затрудняюсь ответить 34.6%

Следует отметить, что наряду с городами центра России школьники города Улан-Удэ все больше склонны получать информацию посредством сети интернет, не исключение и политическая информация.

Интересуетесь ли вы политикой? Количество

да 39.6%

нет 42.1%

затрудняюсь ответить 18.2%

Очень интересен тот факт, что большой процент старших школьников не до конца понимает, какой информационный контент относится к сугубо политическому, а какой является развлекательным.

Неизменной популярностью пользуется интернет-контент политико-развлекательного характера, это интернет-мемы, мультфильмы и т. п.

По нашему глубокому убеждению, через, казалось бы, несерьезный контент политического содержания молодому поколению навязываются определенные политические стереотипы, не всегда конструктивной направленности.

Многие федеральные опросы молодежи и не только старших школьников свидетельствуют об аполитичности молодежи. На наш взгляд, молодежь в большей степени аполитична к выборным процедурам, но очень сильно политизирована в контексте неформальных практик отстаивания, так называемой, социальной справедливости, что тоже является частью политического процесса. В качестве примера можно привести многочисленные митинги организованные общественным и политическим деятелем оппозиционной окраски Алексея Навального, в которых участвуют очень много молодых людей, в том числе и школьники. Общий посыл таких акций социальная справедливость.

Интересен тот факт, что связать свою будущую профессиональную деятельность с работой в органах власти планирует только 35.4 % опрошенных школьника.

Хотели бы вы работать в органах власти? Количество

да 35.4%

нет 37.3%

не задумывался 27.3%

Представление школьников г. Улан-Удэ о деятельности Народного Хурала Республики Бурятия

Отношение старшеклассников к органам местного самоуправления в большей степени либо негативное, либо не до конца сформировавшееся и является в целом отражением мнений бытующих в окружении старших членов семьи.

Так, отвечая на вопрос «Доверяете ли Вы органам местного самоуправления?», ответы распределились следующим образом:

да 15.7%

нет затрудняюсь ответить 39.6% 44.7%

Исследуя общий уровень знаний старшеклассников о региональной политической системе мы зафиксировали интересный факт. Ребята прекрасно понимают механизм разделения властей, но не переносят свои знания на практическую сферу бытового применения. Очень часто ставится знак равно между деятельностью Народного Хурала и Правительства Республики Бурятия.

Выявить отношение к деятельности политических персон для нас стало очень сложной задачей, в силу того, что многие старшеклассники просто не знают, кто есть кто в региональной политике. Так, отвечая на вопрос «Кто является Главой Республики Бурятия?» некоторые школьники испытали трудности в ответах.

Кто является Главой РБ Количество

Голков А. М. 1.9%

Дамдинов А. В. 0.6%

Наговицын В. В. 2.5%

Цыденов А. С. 93.2%

Цыренов Б. Д. 1.9%

Более интересные данные были получены в ходе опроса школьников о деятельности Народного Хурала Республики Бурятия

Чем занимается Народный Хурал РБ Количество

создает законы 30.2%

выполняет судебные функции 8.2%

назначает чиновников 16.4%

является представительным органом РБ 42.1%

другое 3.1%

Следует отметить, что у школьников очень слабо сформировано понимание того, как функционирует региональная политическая система.

Кто является Председателем Народного Хурала РБ? Количество

Гершевич М. М. 11.3%

Доржиев Ц.-Д. Э. 40.0%

Павлов В. А. 28.0%

Семенов М. И. 20.7%

Как Вы думаете, существует ли Конституция РБ? Количество

да 46.0%

нет 36.0%

затрудняюсь ответить 18.0%

Следует отметить, что конституция Республики Бурятия очень редкий товар на книжных полках магазина города, а изучение ее основ не обязательно.

Школьники не ориентированы на получение такого рода знаний, в силу того, что данных вопросов в кодификаторе ЕГЭ просто нет, а значит и нет необходимости загружать себя не нужной, с точки зрения, школьника информацией.

На наш взгляд, сложившееся положение вещей необходимо менять, так как непонимание рождает невежество, что в свою очередь может привести к деструктивным практикам в политическом региональном процессе с участием больших масс молодежи.

Причины и факторы политического отчуждения старших школьников

На школьной ступени образования в процессе изучения обществознания формируются основы политической грамотности. В подростковый период складываются представления о целях действий политических институтов, мировоззренческие принципы личности. Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жиз-ни1.

Учитывая процесс ранней социализации и определенную степень устойчивости взглядов, сформированных в подростковом возрасте, интересны данные полученные в ходе нашего исследования в отношении степени доверия старшеклассников к органам местного самоуправления. Так отвечая на вопрос «Доверяете ли Вы органам местного самоуправления?»

15.7% школьников ответили, что доверяют органам местного самоуправления, 39.6% не доверяют органам местного самоуправления, 44% школьников затруднились ответить.

Если не попытаться заинтересовать школьников сферой политики, то это уже будет практически сформированный слой пассивного электората. Для предотвращения развития подобных процессов необходима разработка и реализация образовательных программ, целями которых являлись бы инициирование социальной и политической активности молодых людей; подготовка к самостоятельному и ответственному решению задач местного самоуправления и самоорганизации граждан; воспитание гражданского самосознания молодежи; развитие возможностей участия молодых людей в жизни муниципального образования и своего региона.

При устойчивости негативных взглядов современных школьников и будущих избирателей, экстраполяции этих взглядов на реальное политическое поведение, политическая система региона и страны в целом будет находиться под серьезной угрозой разрушения.

На наш взгляд, причиной политического отчуждения старшеклассников является, прежде всего, то, что нет мотивации в получении знаний и навыков политического характера и их дальнейшей реализации в реальном поле политики. Мы связываем отсутствие мотивации в получении таких знаний и навыков с тем, что старшеклассники не считают существующие правовые механизмы и политические институты эффективными, не понимают смысл их функционирования. Изучая на уроках истории и обществознания исторические и современные условия функционирования политической системы России и зарубежных стран школьники не переносят эти знания на практическое поле современной политики и даже

1 Бурдина Д. А. Политическая компетентность современного школьника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 7. — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39568/ (дата обращения: 27.04.2019).

41

зачастую не соотносят полученную теоретическую информацию с реальными процессами.

Не смотря на то, что сегодня современная школа и общественные организации пытаются работать с молодежью посредством нестандартных форм обучения и воспитания, которые позволили бы наиболее эффективно социализировать подростков в политическую жизнь региона, эти меры не достаточны.

Мы считаем, что сегодня назрела необходимость создания учебно-методических комплексов для старшеклассников по политическому устройству региона и его внедрения в преподавание таких уроков как история и общество-знание. Наряду с уже традиционными механизмами политической социализации школьников, такими как организация самоуправления в классе и школе, необходимо создание единого непрерывного комплекса политического воспитания и продвижения молодых лидеров школьного самоуправления.

Литература

1. Бурдина Д. А. Политическая компетентность современного школьника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 7. — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39568/ (дата обращения: 27.04.2019).

ULAN-UDE SCHOOLCHILDREN PERCEPTIONS OF THE REGION'S POLITICAL SYSTEM

Alexey V. Kombaev Candidate of Sciences (Politology) Buryat State University after D. Banzarov, Smolin St., 24a, Ulan-Ude, Russia 670000 E-mail: kombaev@mail.ru

Erzhena V. Tsyrempilova Candidate of Science (Sociology) Buryat State University after D. Banzarov, Smolin St., 24a, Ulan-Ude, Russia 670000 E-mail: bimbaeva_e@mail.ru

The paper shows how modern high school students perceive political reality and how they determine their place in it. The main conclusions of the study are based on a sociological survey of senior schoolchildren conducted in Ulan-Ude and interviewing subject teachers. The reasons for political absenteeism and the lack of political knowledge about the regional political system, the authors attribute to the fact that modern schoolchildren are more oriented towards obtaining the knowledge necessary for successfully passing the examination tests in the form of the unified state examination. It is clear that the lack of a regional component of political knowledge in the school curriculum leads not only to gaps in knowledge, but also contributes to the formation of absenteeism among the senior schoolchildren of the city of Ulan-Ude. Keywords: political system, the Republic of Buryatia Constitution, schoolchildren, absenteeism, political participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.